Мельников

Нестеров портретист

До революции в творчестве художника портрет как жанр почти не существовал. Лишь единичные работы с образом близких: дочери Ольги, жены Екатерины, да ещё несколько значимых личностей (Горький, Толстой).

При советской власти на полотна художника пришёл самый цвет нации, её гордость. Это были выдающиеся деятели в самых разных областях: гений физиологии Иван Павлов, коллега и товарищ Виктор Васнецов, мастер монументальной скульптуры Вера Мухина и многие другие. Художник не раз подчёркивал, что пишет только хороших и симпатичных ему людей. Поэтому любой портрет из обширной плеяды знаменитостей кисти Нестерова не обезличенное или праздное изображение, а демонстрирующая характер портретируемого, яркая и прочувствованная работа мастера.

В 1941 году – Сталинская премия за портрет Павлова, написанный в 1935-м. Есть у художника и автопортреты, в графике и живописи, их около десятка. На заказ художник портреты не писал, дорожа независимостью, руководствовался только собственными желаниями и решениями.

Серьёзное творчество

Как встреча с Марией вдохновила художника на усердные занятия и рисование, так её смерть подвигла его на создание череды женских образов, поэтически-печальных и удивительно похожих на безвременно ушедшую супругу.  Тоска живописца по любимой выливалась в лирических и одухотворённых пейзажах, где каждый чахлый стволик и бледные цветки, тихие воды и замершие травы гармонично сливались с эмоциями героев. Сопереживание и скорбь на картинах выказывали душевное состояние художника.

Трагедия дала мощный импульс развитию таланта живописца, самобытность которого проявилась в первой большой работе. Картина «Пустынник» в 1889 году стала экспонатом Передвижной выставки и принесла автору славу. Осматривая выставку перед открытием, Пётр Третьяков был восхищён нестеровской работой и сразу купил картину.

Учёба, первые заработки и профессиональные звания

В 1881 году Нестеров отправился в Петербург и поступил в Академию художеств. Через год, разочаровавшись, возвращается в Москву, надеясь продолжить обучение у любимого педагога. Но застал Перова тяжело больным и едва успел закончить портрет умирающего наставника.

В 1882 году – Нестеров вновь студент Училища живописи, на этот раз он ученик Саврасова А.К., позже Маковского В.Е.

В 1884 году художник зарабатывает первые деньги, иллюстрируя издания, в том числе сборники сказок Пушкина, произведения Гоголя и Достоевского. В это же время увлекается исторической тематикой допетровской эпохи. В этом амплуа и получил известность, а за работу «Призвание М.Ф. Романова на царство» квалифицирован как свободный художник. В 1886 году Нестеров получил Большую серебряную медаль – на конкурс выставлялась картина «До государя челобитчики». Теперь Нестеров классный художник третьей степени.

После революции

После 1917 года наступили смутные времена. Художнику уже за 50, а он с семьёй вынужден ехать из Москвы, спасаться, сначала на Северный Кавказ. Но волнения, тревоги и болезни не обошли стороной. Вернуться удалось лишь в 1920-м. Сначала Нестеров продолжает свои художественные изыскания на религиозную тематику как наиболее близкую ему. Но со временем художник понял, что поиск христианской истины не в чести у советской власти, главное для неё – революционная борьба. Затем начались гонения на Церковь и священнослужителей, но Нестеров не изменял себе, лишь научился быть более осторожным. К примеру, на написанной в 1933 году «Страстной седмице» указал год создания картины 1914-ый – в то время, как советские искусствоведы хвалили художника за переосмысление творчества и отказ от религиозной тематики.

Творческий поиск

После восстановления Анатолий Мельников понял и исправил свои ошибки в учебе. Он перестал пропускать те дисциплины, которые считал неважными, и стал легко усваивать все на занятиях. Благодаря этому у него появились повышенная стипендия и дополнительное время для живописи. В итоге он даже получил красный диплом, с которым сразу пошел учить детей. К тому моменту молодой художник успел жениться и нуждался в отдельном жилье, которое посулили в афипской школе. Вот только в последний момент, после шести лет ожидания, обещанную ему квартиру отдали новому завучу. Но зато он выиграл в другом.

Князь. Фото: Из личного архива/ Анатолий Мельников

«Тот период был один из самых плодотворных в моей жизни, — считает художник. — Три дня в неделю я вел занятия, кружки и оформлял кабинеты. А еще четыре дня у меня были творческими, благодаря чему я много писал. Тогда я был в активном поиске своего изобразительного языка. После одной выставки я вдруг понял, что загнал себя в стилистические рамки, мешавшие передавать то, что мне хотелось. И я стал изучать разные живописные техники, экспериментировать. Затем создал свою теорию, на основе которой написал многие работы. А потом перешел к трехслойному методу, изучению техники старых мастеров. Вообще я всегда много экспериментировал. Когда у меня начинали хорошо получаться пейзажи, я бросал это дело, переходил с масла на акварель, с акварели на гуашь. Все это позволило совершенствоваться в разных направлениях».

Осень. Натюрморт. Фото: Из личного архива/ Анатолий Мельников

В тот период он стал регулярно участвовать в выставках, в том числе международных, и вел очень активную общественную жизнь. В круг его общения входили ведущие художники не только Кубани, но и всей страны.

Работа в храмах

После выставки Нестеров получил приглашение участвовать в росписи Владимирского собора в Киеве. Решившись принять его, отправился в Европу – надо было внимательнее изучить византийское искусство. Впоследствии роспись храмов, работа бок о бок с искусными мастерами, в частности, с Виктором Васнецовым принесла Нестерову лавры профессионала и множество заказов. Если фресками, созданными в Киеве и Абастумани (Грузия), художник был не вполне доволен, то работой в Марфо-Мариинской обители (Москва) он увлёкся серьёзно. Причём подошёл к ней творчески, внося новшества – кроме святых и посвящённых героями фресок были простые люди в поисках пути ко спасению. Последним храмовым заказом стала работа в Спасо-Преображенском соборе (Сумы). В общей сложности художник расписывал церкви более 22-х лет.

“Душа народа” или “На Руси”

Детство и юность

Николай Алексеевич родился 6 марта 1966 года в селе Лысые Брянской области. Этот населённый пункт располагался на стыке границ России, Украины и Белоруссии. В дальнейшем поэт вспоминал, что сумел впитать колорит каждого из трёх народов, хотя самого себя, конечно, считал русским.

Николай Мельников в детстве

Его отцом был Алексей Харитонович Мельников, деревенский водитель, пользовавшийся уважением односельчан. Мать, Раиса Фёдоровна, работала дояркой в совхозе. Семья Мельниковых была небольшой, но очень дружной. Родители Николая мечтали о большом будущем для своего сына.

Родители — Алексей Харитонович и Раиса Фёдоровна

Уже с ранних лет маленький Коля проявлял себя как очень смышлёный и талантливый ребёнок. Свои первые стихи он стал сочинять ещё в детстве. В ту пору эти поэтические произведения больше напоминали считалки или шуточные рифмовки, однако уже тогда мальчик демонстрировал прекрасное чувство ритма и хороший словарный запас. В школе Николаю легко давались гуманитарные науки, а вот с математикой далеко не всегда было просто. По окончании учёбы юноша твёрдо решил, что свяжет свою жизнь с творчеством.

В молодости

Жизненный путь

  1. В 1982 году Мельников поступил в ГИТИС. Уже тогда он чувствовал, что начинает приближаться к своей заветной мечте. Уже на первом курсе преподаватели нередко хвалили способного юношу. Он имел неплохие артистические задатки, но ещё больше тяготел к написанию сценариев и режиссуре.
  2. В 1983 году Николай был призван в армию. Ему пришлось на время службы оставить обучение, однако именно эта отсрочка показала, насколько сильно он стремится освоить искусство кино. Позднее Мельников признавался, что в армии “по-взрослому”, окончательно осознал, что намерен продолжать учёбу, что добьётся своей цели и станет режиссёром.
  3. В 1986 году молодой человек вернулся в родной ГИТИС. На протяжении четырёх лет он осваивал тонкости искусства кинематографа. По окончании института Мельников получил диплом по специальности «режиссура». Теперь его ожидал серьёзный и непростой творческий путь.
  4. Биографы неслучайно считают, что расцвет деятельности и таланта Мельникова пришёлся на 1990-е годы. В эту непростую пору режиссёр и поэт смог воспользоваться появившимися возможностями и заявить о себе. В 1991 году он вместе с известным актёром Николаем Бурляевым организовал кинофестиваль «Золотой Витязь». Посвящено было мероприятие исключительно православным фильмам.
  5. В 1992 году Мельников снял видеоклипы к своим авторским песням «Поле Куликово» и «За вас молюсь». Несмотря на небольшую длительность, каждая из этих работ стала маленьким фильмом-шедевром.
  6. Николай Алексеевич был глубоко верующим человеком. Он мечтал, чтобы идеи христианства стали основой жизни общества. Его работа помогала ему делиться своими взглядами с публикой. Некоторое время Мельников работал на радио «Резонанс», где одну из своих передач посвятил Игорю Талькову. Серьезным опытом стала деятельность на «Народном радио». Там Мельников создал передачу «Воины во Христе». Его идеей было возрождение великой Руси, силы духа своего народа, возвращение могущества истинной веры.
  7. В 1993 году Мельников вместе со своим верным другом Бурляевым нередко принимал участие в заседаниях парламента. Во время роковых событий, разгона Верховного Совета России 2-3 октября 1993 года, двум режиссёрам чудом удаётся спастись.
  8. Спустя год на экраны выходит его фильм «Игорь Шафаревич: Я живу в России». Эта документальная лента раскрыла суть взглядов самого Николая Алексеевича. Он хотел видеть национальное возрождение своей родины, стремился показать свою гражданскую позицию. Вот только совсем скоро Мельников понял, что митинги не дадут желаемого эффекта.
  9. С 1995 года поэт, уже получивший признание читателей, становится членом Союза писателей России. Теперь для него открывались новые возможности. Как признавался сам Мельников, он был рад материальному поощрению за свои работы, но более ценил возможность высказать свои идеи, поделиться ими с публикой.
  10. В 1996 году Николай Алексеевич написал проникновенное стихотворение «Гражданину». В нём он открывает читателю душу, размышляя о смысле перемен и методах, с помощью которых можно изменить мир к лучшему. Поэт честно признаётся, что понял: одна молитва стоит гораздо больше, чем сотни митингов.
  11. Во второй половине 1990-х годов Мельников достиг вершины своего поэтического творчества. В это время им были созданы поэма «Русский крест» и стихотворение «Поставьте памятник деревне». В них он не перестаёт восхищаться своей Отчизной, признаётся в любви России и верит в силу духа русского человека. В дальнейшем произведение “Русский крест” было признано хрестоматийной поэмой. Оно до сих пор вызывает восхищение читателей.
  12. В 1999 году жизнь получает новое творение Николая Алексеевича — повесть «Сопрано». Друзья поэта говорили, что он мечтал напечатать своё произведение, но не успел. При жизни повесть “Сопрано” так и не была издана.
  13. В 2005 году Мельников начинает участие в съёмках фильма «Русская жертва». Картина была посвящена памяти псковских десантников. К сожалению, завершить работу над ней режиссёр так и не смог.
  14. В начале следующего года, в свою последнюю весну, Николай Алексеевич отправился в Козельск, чтобы посетить местный монастырь. Он говорил, что и сам в будущем хочет принять постриг. На протяжении трёх месяцев поэт жил в домике старца.
  15. 24 мая 2006 года в Козельске на автобусной остановке был найден мёртвый мужчина. Родные Николая Мельникова опознали его. Как заключили врачи, причиной смерти стал сердечный приступ.

Поэт Николай Мельников

Русский Север в творчестве Нестерова

Задумав изучить православную жизнь севера России, в 1901 году Нестеров, по примеру многих художников того периода, отправляется в Архангельскую губернию. Точнее, в Соловецкий монастырь на одноимённом острове, суровые места на Белом море. Здесь родились великолепные полотна «Тихая жизнь», «Молчание», «Мечтатели» и другие. Чтобы подвести итог циклу, Нестеров задумал грандиозное полотно «Святая Русь». Закончил его только в 1906 году. Оно вызвало горячие споры критиков: художников и писателей, искусствоведов и просто неравнодушных людей. Всё было в нём прекрасно и одухотворённо: пейзаж, фигуры героев, их лица. Но русская критика сошлась в недопустимой пропасти между образом Спасителя и странниками, олицетворяющими народ России. Художественное исполнение было на высоте, но решение живописца относительно образа Христа сочли неудачным. Лишь на склоне лет Нестеров согласится с этим выводом.

Учёба и первый успех: Уфа, Москва

До 12 лет Михаил учился в мужской гимназии на родине. По решению семьи в 1874 году отправился в Москву для поступления в техническое училище, но провалил экзамены. Был принят в реальное училище К.П. Воскресенского, молодое, но уже именитое столичное учебное заведение с расширенной программой изучения точных наук.

По рекомендации самого Воскресенского, директора и опытного педагога, который обратил внимание на наклонности Михаила, Нестеров в 1877 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Первыми наставниками начинающего художника стали Сорокин П.С., Прянишников И.М

Особенное влияние на становление Нестерова как художника оказал любимый им преподаватель В.Г. Перов. В Училище была практика проводить выставки работ учеников, в них принимал участие и юный Нестеров с интересными жанровыми работами бытовой тематики. Биография Михаила Васильевича Нестерова, художника, позже принятого в Товарищество передвижников, началась с картин: «Снежки», «Домашний арест», «Экзамен в сельской школе», «В ожидании поезда», «Знаток» и «Жертва приятелей». Сегодня они выставляются в Третьяковской галерее.

Произведения живописи кисти Нестерова

В галерее художника сотни картин. Некричащие и ненавязчивые, тихие и мудрые, они овладевают сердцами постепенно, спокойно и навсегда остаются в них.

Наиболее известны:

  • «Христова невеста» (1887;
  • «Пустынник» (1889);
  • «Видение отроку Варфоломею» (1889-1890);
  • «На горах» (1896);
  • «Святая Русь» (1901-1906);
  • «Два лада» (1905);
  • «Портрет дочери» (1906);
  • «Душа народа» или «На Руси» (1915-1916);
  • «Весна-красна» (1922);
  • «Портрет Ивана Павлова» (1935).

Многим картинам Нестерова уже более 100 лет. Они просвещают и звучат, будят чистые помыслы и взращивают патриотизм. Они действительно живые.

«Видение отроку Варфоломею» художника Нестерова

«Святая русь» – взгляд М.Нестерова в начале ХХ века

Биография Михаила Ларионова

Личная жизнь в период учёбы

Автопортрет 1915 г.

Летом 1883 года, приехав домой на каникулы, Михаил познакомился с Марией Мартыновской, просто влюбился, встретив девушку на улице. Молодость и чувства привели к тому, что через год Мария и Михаил стали женихом и невестой, а в 1885 году молодые обвенчались, хотя родители были против. Молодые Нестеровы были счастливы: Михаил много работал – любовь окрылила и вдохновила его, Маша занималась нехитрым хозяйством и ждала ребёнка. В мае 1886 года родилась дочь Ольга, но на следующий день родильная горячка унесла жизнь Марии, верной Музы художника. От отчаяния Михаила спасла необходимость заботиться о малышке – он отвёз её к своим родителям в Уфу. Пока не подрастёт. Сам вернулся в Москву, надо было работать.

Видео-инструкция

В нашей статье мы рассмотрели способы узнать о всех своих предках, которые жили до революции, по имени и фамилии абсолютно бесплатно и без регистрации. В большинстве случаев понадобится обратиться в государственные архивы, в которых находятся многие метрические книги и прочие документы той эпохи. Поскольку государственные архивы довольно часто выполняют запросы на платной основе, есть резон обратиться за помощью к волонтёрам, работающим на базе поисковых генеалогических ресурсов. Многие из них работают лишь на личном энтузиазме, и смогут помочь вам в осуществлении ваших поисков.

Заключение

К сожалению, Николай Алексеевич Мельников очень многое не успел реализовать в своей жизни. Он был неординарным, талантливым и очень светлым человеком. Мельников мечтал о жизни по православным заповедям и принципам, хотел построить “новый” мир. Конечно, эта ноша была не под силу одному человеку. Тем не менее, стихотворения, проза и кинематографические работы режиссёра раскрывают перед нами уникальный талант, которым он обладал.

Николай Алексеевич Мельников

Мельников умел видеть прекрасное во всём, что его окружало. Режиссёр с поразительным поэтическим даром, он умел нести тот самый “русский крест”. Он не жаловался на жизнь даже в самые тяжёлые времена, не просил послабления в требованиях, не хотел делать скидок самому себе. Не исключено, что, сложись всё иначе, Николай Алексеевич действительно бы принял монашеский постриг — духовная жизнь была ему намного ближе светской суеты. Его творческое наследие было оценено по достоинству. В 2008 году «Брянским Землячеством» была утверждена литературная премия имени Н.А.Мельникова.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: