Антон павлович лосенко

Каин и Авель в картинах Д. Дюпре и А. П. Лосенко (описание)

Д. Дюпре. Каин. 1846 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

К легенде о Каине и Авеле обращались многие ху­дожники

Все они сосредоточивали внимание зрителей на сцене убийства

Этот сюжет итальянский художник Джованни Дю­пре воплотил в скульптурной группе «Каин» и «Уби­тый Авель». Зловеще выражение лица Каина. Он смо­трит туда, где только что им было совершено престу­пление. Ни тени раскаяния, ни мольбы о пощаде не чувствуется во властном жесте его руки и твёрдой по­ступи. Совершив злодеяние, он на какое-то мгновение отпрянул назад, но поздно!.. Злоба и обида слишком сильны в нём! У ног Каина — змей, который всегда там, где совершается зло. Он как символ проклятия роду человече­скому и на Земле преследует пер­вых людей.

Другая фигура — распростёр­тый на земле мёртвый Авель. В муках искривлено его тело, без­жизненно откинуты назад руки. Его гордая голова с прекрасными пышными волосами вызывает од­новременно восхищение и усили­вает горечь утраты.

Д. Дюпре. Убитый Авель. 1842 г. Палаццо Питти, Флоренция

Среди работ русских художни­ков на этот сюжет можно выде­лить картины Антона Павловича Лосенко «Каин» и «Авель». Ни­кто до Лосенко не рисовал Авеля и Каина раздельно, он же создал два полотна, две самостоятельные картины, тематически связанные между собой. Главная задача художника — показать сильного, страдающего человека — решена автором чрезвычайно убедительно.

А. П. Лосенко. Каин. 1769 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В картине «Авель» мы видим упавшего навзничь человека с искажённым мукой и страданием лицом. Опущены его веки, крик боли и отчаяния замер в от­крытых устах. Он показан художником в сложном ди­агональном ракурсе. Его побледневшее, но всё ещё прекрасное тело, со сведёнными судорогами мышца­ми, полно внутреннего движения. Яркая красная ткань, напоминающая цвет пролитой крови, призвана усилить впечатление страдания. Этой же цели служат и другие художественные детали картины: контрасты светлых и тёмных бликов, отсутствие пейзажа, кото­рый лишь угадывается в общей композиции (кусочек земли, камень). Материал с сайта https://worldofschool.ru

А «Каин»? Перед нами совершенно другой художе­ственный образ. Сильный обнажённый человек си­дит на камне на фоне скалы. У его ног палка — орудие убийства. В общем движении фигуры, жесте руки, в приоткрытом рте чувствуются взволнованность и страх. Если Авель целиком «раскрыт» зрителю, то Каин, наоборот, «замкнут». Тень, падающая на лицо Каина, почти скрывает его от нас, отчего образ приоб­ретает ещё большую выразительность. Тень подчёрки­вает злые помыслы и тёмное начало, владеющее душой Каина.

Обе картины были восторженно приняты русской публикой. Они долго служили эталоном для работ мо­лодых, начинающих художников.

А. П. Лосенко. Авель. 1768 г. Художественный музей, Харьков

На этой странице материал по темам:

Вопросы по этому материалу: Сопоставьте скульптурные портреты художника Д. Дюпре и живо­писные произведения А. П. Лосенко.

Каинова печать

Ставшее нарицательным, выражение «каинова печать» означает указание на убийцу, но убийцу, находящегося под защитой Всевышнего. Согласно библейской легенде, убивший брата Каин испугался мести людей за его преступление. Господь решил предотвратить новые убийства и пометил Каина специальным клеймом, запретив всем покушаться на него. Почему Бог так поступил? Он своим милосердием предотвратил возможное проявление в будущем кровной мести, распространенной у древних народов мира.

И все же каждый, увидев злобное и ненавидящее лицо Каина, сразу же должен был вспомнить о совершенном им преступлении — это и есть назначенная Господом кара, «каинова печать».

Новое в блогах

Среди всех картин художника Ильи Глазунова есть одно произведение, которое я по наивности своих представлений, считаю лучшей работой мастера. Картина не столь известна как многие другие популярные работы художника, но которая обладает, по моему убеждению, более глубоким смыслом, чем все остальные. Речь идет о полотне «Братоубийца» (Каин и Авель), написанной в 1963 году. (Фотографию картины прилагаю, изображение смотрите ниже)

На картине мы можем увидеть изображение двух мужчин – персонажи известной библейской истории. Согласно Святому преданию, Каин и Авель были родными братьями – первыми детьми прародителей рода человеческого Адама и Евы. Авель стал первой жертвой убийства, его убил родной брат. Эту историю все прекрасно знают и без меня, не думаю, что следует отдельно останавливаться на изложении теологического и прочих смыслах известного сюжета. Всем, кому действительно интересна эта тема, без труда смогут найти множество источников и комментариев к ним. Картина в данном случае, поднимает несколько иной пласт вопросов, которые для меня и определяют особую ценность произведения. А именно, она позволяет внутри себя обнаружить скрытые начала человеческой натуры.

Предлагаю небольшой эксперимент. Постарайтесь сейчас отвлечься от текста, посмотреть на картину и интуитивно определить: кто на картине изображен. Кто из них Авель, а кто Каин?

Делюсь своими интуитивными соображениями, буду признателен, если у кого-то возникнут другие ассоциации или другие мысли. Мои наблюдения следующие: один человек, изображенный с левой стороны картины, предстает перед нами с открытым взглядом, с благородными чертами лица, вызывающий, чисто внешне, расположение к себе. А второй человек, наоборот, больше похож на уголовника, какая-то приземистость и ограниченность наполняет его образ. Если сопоставить внешний вид с известными именами, то создается ложная уверенность в том, что слева изображен Авель, а справа Каин, уж больно как-то сомнительно и недостойно выглядит человек справа на холсте. А теперь давайте вспомним библейский сюжет. Именно высокомерие и зависть послужило мотивом убийства. И именно смесь этих чувств и заставляет нас думать о том, что человек справа – это недостойный человек. Рискну предположить, что сам Каин именно так и думал, поэтому, выразил свой гнев и возмущение «более достойного» через убийство своего брата. Каин себя считал человеком высшего, особого порядка. Есть еще пару других косвенных признаков, указывающих, что замысел художника заключался именно в том, чтобы вывернуть картину наизнанку и дать нам, всем зрителям, примерить чужие пороки на себе. И мне кажется, что Глазунову этот прием в данном произведении удался. Если ошибаюсь, прошу меня великодушно простить.

Литература

Основное исследование

Каганович А. Л. Антон Лосенко и русское искусство середины 18 столетия / А. Л. Каганович. — М. : Изд-во Акад. художеств СССР, 1963. — 320 с., 60 л. ил.

Дополнительные комментарии
  • П. П. Гнедич. История искусств. — С.-Петербург: Издание А. Ф. Маркса, 1897. — Т. 3. — С. 428—430. — 720 с.
  • Ильина Т. В., Станюкович-Денисова Е. Ю. Русское искусство 18 века. — М.: Юрайт. — С. 474—479. ISBN 978-5-9916-3527-1
Словари и энциклопедии
  • Большая иллюстрированная энциклопедия живописи. — М.: ОЛМА Медиа-Групп, 2011. — 305 с. — ISBN 978-5-373-03516-3.
  • Сомов А. И. Лосенко, Антон Павлович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1896. — Т. XVIII. — С. 19.
  • Эрнст С. Р. Лосенко, Антон Павлович // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб., 1914. — Т. 10: Лабзина — Ляшенко. — С. 701–702.

Биография

Родился в 1737 году в семье русского купца Павла Яковлевича Лосева, по торговым делам часто бывавшего в Малороссии и Польше и позже поселившегося в Глухове. Когда ребёнку было четыре года, умерла мать, потом и отец, и семилетний мальчик был отдан в Санкт-Петербург в придворный хор.

После «спадения» голоса с учился живописи в течение пяти лет и пяти месяцев у крепостного художника графа Шереметева И. П. Аргунова. Был направлен во вновь образованную Императорскую Академию художеств в ученики к портретисту Пьетро Ротари и через полгода после поступления в Академию был направлен в качестве пенсионера Академии художеств для усовершенствования за границу.. Считается (наряду с Баженовым) первым пенсионером Академии художеств.

Обучался в Париже у Ж. Рету , а позднее у Ж. М. Вьена (где ему покровительствовал Д. М. Голицын) Написал программную работу «Принесение Исаака в жертву (Жертвоприношение Авраама)», за которую получил большую золотую медаль от Французской Академии художеств. Продолжил совершенствоваться во Французской академии в Риме.

После возвращения в Россию (1770) снискал известность полотном «Владимир и Рогнеда» (1770) — несколько наивным и мелодраматичным, но впервые представившим русскую древность наглядно, на принятом в то время художественном языке.

За эту картину Лосенко получил звание академика и должность адъютант-профессора, вскоре он стал профессором. В 1772 году Лосенко стал директором Академии художеств, разделив эту должность с Н. Жилле.

Портреты кисти Лосенко немногочисленны, но отличаются выразительностью и чётким следованиям принципам классицизма.

Скончался от водянки в 1773 году. Похоронен на кладбище Благовещенской церкви. В советской литературе встречается информация, что из-за отсутствия заказов и стеснённого материального положения нестарый ещё художник «от унижений и отчаяния спился». Другие авторы, напротив, отмечают «воздержный образ жизни» художника и то, что белое вино он употреблял как лекарство от болезни.

Из учеников А. П. Лосенко следует отметить И. А. Акимова, Г. И. Угрюмова и М. И. Козловского.

Лосенко Антон Павлович — русский художник

Русский художник Лосенко Антон Павлович . Автор картин: Авель.; Авраам приносит в жертву сына своего Исаака; Владимир и Рогнеда; Натурщик, сидящий на камне (этюд).; Портрет Л.Геннингера (эскиз).; и многих других.

Лосенко Антон Павлович (1737-1773)

Антон Павлович Лосенко родился в семье украинского казака. Рано осиротел и семилетним ребенком был отправлен в Петербург в придворный певческий хор. Однако в 1753 году, как “спавший с голоса”, но проявлявший способности к искусству, был отдан к художнику И. П. Аргунову для обучения живописи. Пять с половиной лет, проведенных в мастерской Аргунова, послужили весьма основательной подготовке.

Зачисленный воспитанником в Академию художеств (АХ) (1758), Лосенко очень скоро стал помощником академических преподавателей и получил должность подмастерья.

В ней он сумел сочетать требования классицизма со смягченной, человеческой трактовкой образа Христа.

В 1766-1769 годах художник жил в Италии, где изучал античность, копировал произведения Рафаэля, написал картину на античный сюжет “Зевс и Фетида” (1769).

В этот период много внимания уделял он живописным этюдам обнаженного тела; в результате появились известные полотна “Авель” и “Каин” (оба 1768).

В 1769 году Лосенко возвратился в Петербург, где ему было предложено написать картину на звание академика исторической живописи. Художник создает произведение на тему из русской истории – “Владимир и Рогнеда” (1770).

Согласно древней летописи, новгородский князь Владимир просил руки дочери полоцкого князя Рогвольда, но, получив отказ, напал на Полоцк, убил отца и братьев Рогнеды и силой взял ее в жены.

В картине представлен кульминационный момент “прежалостной судьбы” Рогнеды, когда Владимир вторгся в ее покои и с нею “неволею сочетался”.

Успех картины принес ее создателю не только звание академика, но и назначение адъюнкт-профессором (с 1770 года), а вскоре профессором и директором АХ (с 1772 года). До конца жизни Лосенко оставался на этом посту. К тому же он вел практические занятия и создал учебный и теоретический курс “Изъяснение краткой пропорции человека…”, ставший пособием для нескольких поколений художников.

В 1773 году Лосенко начал, но не успел закончить вторую свою историческую картину – “Прощание Гектора с Андромахой”; этим отчасти объясняется некоторая эскизность в живописной трактовке образов.

Античный сюжет из “Илиады” Гомера воспевал героев, их патриотические чувства, готовность принести себя в жертву служению родине.

Предчувствие трагического исхода пронизывает патетическую сцену, представленную художником. Однако подлинно патетичен лишь главный герой – Гектор, в образах остальных персонажей Лосенко соединяет сдержанно-величавое и естественно-суровое начало, гармонически организуя композицию и жаркий колорит картины.

Помимо исторических полотен художник создал целую галерею портретных изображений современников: графа И. И. Шувалова, поэта А. П. Сумарокова, актеров Я. Д. Шумского (все 1760) и Ф. Г. Волкова (1763). Одухотворенностью и человеческим теплом пронизаны образы портретируемых.

Должность директора АХ, которую возложили на художника большого таланта, профессора, ежедневно преподававшего по многу часов в классах, была для Лосенко обременительна тем, что невольно вовлекала его в клубок академических и придворных интриг, которые ему были чужды по своей природе. Недаром скульптор Э. М.

Силы художника были подорваны, он не смог справиться с обрушившейся на него тяжелой болезнью, которая и унесла его в могилу.

Картины художника

Авель.

Авраам приносит в жертву сына своего Исаака

Владимир и Рогнеда

Натурщик, сидящий на камне (этюд).

Портрет Л.Геннингера (эскиз).

Портрет актера Ф.Г. Волкова

Портрет актёра Я.Д.Шумского

Портрет императора Павла I в детстве

Портрет поэта и драматурга Александра Петровича Сумарокова

Портрет президента Академии художеств И.И.Шувалова

Прощание Гектора с Андромахой

Смерть Адонисa

Чудесный улов

Где увидеть: в Национальном художественном музее Республики Беларусь в постоянной экспозиции “Русское искусство XVIII — первой четверти ХХ века”.

Антон Павлович Лосенко (1737-1773)

Известный исторический живописец, рисовальщик, портретист, педагог, один из первых русских профессоров Петербургской Академии “трех знатнейших художеств” и один из ее директоров, автор “Изъяснения краткой пропорции человека для пользы юношества, упражняющегося в рисовании”, по которому училось несколько поколений. Антон Лосенко родился в Черниговской губернии в крестьянской семье. Завоевав по окончании обучения в Императорской Академии художеств Большую золотую медаль, получил право на поездку в Европу для завершения художественного образования и денежный “пенсион”. Во Франции талант русского художника был замечен и оценен тремя медалями Парижской Академии художеств.

“Смерть Адониса”

Полотно было написано в Париже: мягкие, пастельные — голубые, палевые, розовые, зеленоватые — тона колорита свидетельствуют о знакомстве художника с французским рококо. При этом в картине воплощены основные принципы академического классицизма: строгая уравновешенность композиции, четкость рисунка, скульптурная пластичность форм. Понятная человеку любой эпохи античная легенда о любви, победившей смерть, в произведении мастера обретает ясную художественную форму.

Венера

Венера (в греческой мифологии — Афродита) — богиня любви и красоты. Супруга бога огня и кузнечного ремесла Вулкана (Гефеста), мать Амура (Эрота). Существует несколько легенд о рождении Афродиты. Наиболее распространенная называет ее дочерью Зевса и океаниды Дионы. Другая рассказывает, что Афродита происходит от бога неба Урана и родилась из морской пены у берегов островов Кипр и Кифера, поэтому ее почитали как покровительницу мореплавания. Нередко она воспевалась и как богиня плодородия, дарующая жизнь растительному и животному миру. Ей были посвящены яблоко, роза, дельфин, голубь.

Адонис

Адонис — прекрасный юноша, сын царя Кипра Кинира и его дочери Мирры, возлюбленный Венеры. Героя связывали с периодическим умиранием и возрождением природы. Адонис был одним из самых популярных персонажей античной живописи и скульптуры, а с XVI века миф о юноше нашел воплощение в драматургии и поэзии.

Мифологический сюжет

Зная, что ревнивый, беспощадный Марс готовит гибель Адонису, Венера умоляла юношу не идти на охоту. Однако возлюбленный не внял уговорам и был растерзан в лесу вепрем (диким кабаном). Горе Венеры растрогало богов, и они превратили Адониса в цветок анемона. А властелин богов и людей, бог неба и небесных сил Юпитер (Зевс) повелел своему брату, богу подземного царства мертвых Плутону (Аиду), на полгода отпускать юношу на землю: воссоединению возлюбленных радовалась природа — наступала весна.

Амур

Амур — крылатый бог любви, сын Венеры, ее посланник и неизменный спутник. Стрелы Амура, пронзая сердца, пробуждали любовь. В античном искусстве Амура представляли иногда в виде юноши, но чаще в образе шаловливого ребенка с луком и колчаном, наполненным стрелами.

Лебедь

Совершенный облик лебедя — изящной и мощной птицы — в греко-римской мифологии связан с несколькими богами. Он присутствовал при рождении солнечного Аполлона и его сестры — богини охоты и покровительницы животного мира Артемиды (в римской мифологии — Дианы). Афродита путешествовала по воде и по воздуху в сопровождении белых лебедей. Приняв облик лебедя, Зевс обольстил супругу царя Спарты Леду: из яйца на свет появилась красавица Елена, из-за которой впоследствии началась Троянская война. Друг Фаэтона — погибшего сына бога солнечного света Гелиоса (Сола) — безутешный Кикн (греч. “лебедь”) из сострадания был превращен Аполлоном в лебедя и со временем вознесен на небо в виде созвездия.

Колесница

Изобретение колесницы уходит корнями в Месопотамию III тысячелетия до н.э. Колесница была рассчитана на одного-двух человек, и запрягали в нее от одной до четырех лошадей: повозка, запряженная двумя лошадьми, называлась “бига”, тремя — “трига”, четырьмя — “квадрига”. Часто колесница находила применение в войнах, так как являлась быстрым транспортным средством на поле боя. Роскошные колесницы-квадриги использовались в церемониальных действах. Скульптурные изваяния квадриги Аполлона на фронтоне Большого театра в Москве и на Триумфальной арке в Берлине можно увидеть и сегодня.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: