Евангельские события
Даже человек, не слишком сведущий в вопросах богословия, знает, что у Иисуса Христа были ученики, именуемые апостолами. Поначалу их было 12, затем добавилось еще семь десятков. Кто-то служил Спасителю явно, кто-то – тайно, опасаясь гонений, кто-то и вовсе предал Иисуса, но не в том суть. За священными мужскими персонами часто теряются не менее почитаемые женские фигуры. Их в ранг апостолов церковь еще не возвела.
Тем не менее женщины тоже числились среди учениц Христовых. Они внимательно слушали его слова, помогали ему словом и делом, в том числе, и материально.
Ученицы Христа не оставили своего учителя даже тогда, когда он принимал муки на кресте. Они не убоялись беснующейся толпы и римских легионеров, охранявших крест. С ними были лишь Богородица и святой Иоанн – остальные апостолы в страхе разбежались.
А после кончины Спасителя его тайные ученики Никодим и Иосиф пришли к Пилату, дабы попросить выдачи тела Учителя. Они впоследствии пострадали за явленную смелость, но суровый прокуратор Иудеи все же отдал ученикам тело Христа.
Никодим и Иосиф умастили тело Господне, завернули его в белоснежный саван (плащаницу) и отнесли его в пещеру. Римские легионеры завалили вход в пещеру тяжеленным камнем, наложили печать и остались на страже. Посыл простой: не дать апостолам выкрасть тело Спасителя и имитировать его воскрешение, что подтвердило бы в глазах верующих его Божественную сущность.
После субботы, когда ветхозаветным каноном уже было дозволено действовать, именно жены-мироносицы пришли с миррой, дабы умастить чресла погибшего Учителя. Каково же было их удивление, когда они увидели, что колоссальный камень отодвинут, а плащаница пуста!
Мирра, миро – ароматное масло, применяющееся в некоторых церковных обрядах (в частности, миропомазании). Некоторые иконы периодически или постоянно мироточат (истекают миррой), что считается Божественным чудом.
Ночью разразилась страшная гроза, которая отодвинула камень (женщины очень волновались и советовались, как справиться с этим препятствием) и разогнала стражей. А ангел, сошедший с неба к пораженным женщинам, возвестил: «Христос воскресе!»
Женщины разбежались (то ли от страха, то ли с целью оповестить апостолов о радостном известии), у гроба осталась лишь Мария Магдалина. Она горько рыдала, думая, что тело Учителя выкрали. И когда воскресший Спаситель явился к ней, она поначалу его не узнала и приняла за садовника.
Узнав Христа по голосу, Мария бросилась к нему, но Спаситель запретил приближаться и повелел известить о своем воскрешении апостолам. А потом он явился и другим женщинам, идущим по дороге. Они встретили Спасителя радостными возгласами и бросились к его ногам. Согласно Евангелию, так и произошло чудо воскрешения Господня.
Неделя Жен-Мироносиц
Память о событиях у Гроба Господня и о тихом подвиге жен-мироносиц закреплена в церковном календаре. Ежегодно в третье воскресенье после Пасхи совершается празднование в честь святых жен-мироносиц.
Сегодня это также праздник, посвященный всем православным женщинам как ученицам Христа. Идеал женщины, прославляемый Православной Церковью, восходит к подвигу святых жен-мироносиц, верных и жертвенных, любящих и верующих.
Этим праздником Церковь напоминает о том, что ищущий Бога находит Его тем скорее, чем больше усердия и чистоты в его вере.
Внимание! В 2021 году празднование Недели Жен-мироносиц выпало на 22 апреля. В 2021 году этот праздник Церковь отметит 12 мая
биография
- Истоки и истоки
Карраччи были родом из Кремоны и происходили из семьи, традиционно занимавшейся другими занятиями, кроме живописи. Болонья в то время является важным городом, вторым центром папского государства и находится под очень жестким контролем церковной власти, в частности, архиепископа Габриэле Палеотти , одного из великих зачинщиков Трентского собора . Он выступает за простое и прямое религиозное искусство, выполняющее, по сути, дидактическую функцию, в противовес нынешнему маньеризму, действовавшему в то время.
Аннибал Карраш, его брат Августин Карраш (1557–1602), в основном гравер, и его двоюродный брат Людовик Карраш (1555–1619) испытали особое влияние художников Пармы ( Пармезан , Ле Корреж ). Это был Луи, их старший брат, который первым захотел освободиться от маньеризма форм в пользу более интимной и прямой живописи. Но после обучения у художников-маньеристов Просперо Фонтана и Бартоломео Пассаротти именно Аннибал, самый младший из троих, ориентировал преамбулы Луи в явно подрывном направлении. Другие личности, в частности ученые, такие как Улисс Альдрованди, также будут влиять на искусство Аннибала Карраша.
- Академия
Основание Академии дельи Инкамминати Карраччи — важное событие для искусства. Действительно, это учреждение — не просто боттега , собрание мастеров, как мы находим в эпоху Возрождения, но оно также объединяет врачей, астрономов, философов с целью создания образованных художников
Академия становится настоящей школой, где ученики учатся рисовать обнаженных и известных моделей, и культурным учреждением, которое позволяет создавать и распространять новаторскую художественную теорию и стиль. Доктрину академии можно резюмировать по трем пунктам: возвращение к изучению природы, изучение великих мастеров прошлого и изучение античности, все это является частью поиска прекрасного идеала. Эти принципы будут подхвачены художниками школы живописи Болоньи и более двух с половиной веков, особенно во Франции. «Написать историю Карраччи и их учеников — это почти написать историю живописи в Италии на следующие два столетия», — даже сказал Ланци в своей « Истории живописи в Италии» (1792).
Во время своего пребывания в Болонье Аннибал Карраш писал в основном частные картины, жанровые сцены, портреты, пейзажи и некоторые алтарные картины
Но именно благодаря украшениям дворцов Фава и Маньяни, созданным совместно с Людовико и Агостино, он приобрел достаточную известность, чтобы привлечь внимание кардинала Фарнезе .
- Рим
Храмы в честь Жен-мироносиц
В честь святых Жен-Мироносиц освящена церковь в Великом Новгороде. Храм был возведен в 1510 году на месте одноименной, сгоревшей в 1508 году деревянной церкви. Известно, что здесь стояла еще более ранняя постройка, обозначенная в летописи в 1299 году в числе 12 сгоревших церквей. Строительство церкви заказал и профинансировал новгородский купец Иван Сырков. В 1536 году был построен придел во имя евангелиста Матфея, а затем — в честь Сретения Господня. В конце XVI века в складах церкви хранилась часть казны Ивана Грозного. Сейчас в храме располагается Областной детский культурный центр.
Церковь Жен-мироносиц в Великом Новгороде
В честь святых Жен-мироносиц освящен храм в Пскове. Каменная Мироносицкая церковь была построена в 1546 году в центре некрополя, на месте деревянной на скудельницах (т.е. на кладбище с общими могилами убитых и умерших во время мора). Возведена она была на средства Московского (в то время Новгородского) митрополита Макария. 1878 году при церкви была построена единоверческая часовня, которая не сохранилась до наших дней. Мироносицкая церковь была закрыта в 1930-е годы. В 1989 году возвращена РПЦ.
Церковь Жен-мироносиц со Скудельниц
В Республики Марий Эл, селе Ежово Царевококшайского уезда, существовал Мироносицкий монастырь. Строительство его велось по указу царя Алексея Михайловича и связано с легендой о явлении чудотворной иконы с Женами-мироносицами на месте будущего монастыря. Икона была доставлена в 1647 году к царю в Москву и впоследствии помещена в церковь монастыря. Монастырь был основан в этом же году, но после Октябрьской революции был закрыт.
В г. Серпухове существовала церковь в честь святых Жен-мироносиц. Первое по времени известие о «бытности» здесь храма во имя святых Жен-Мироносиц относится к 1552 году. Около 1685 года храм был выстроен в камне. Мироносицкая церковь была разрушена в 1930-е годы.
Действующих старообрядческих храмов в честь святых Жен-мироносиц в настоящее время не имеется.
Какие события изображены на иконе
Икона изображает евангельские события утра Воскресения. Накануне, в субботу, ко входу в Гроб Господень по приказу первосвященников Иудеи приставляют стражу из римских солдат. Караул нужен был для того, чтобы не дать ученикам Спасителя выкрасть Его тело и инсценировать воскрешение.
Мироносицы были первыми, кто пришел ко гробу, чтобы помазать тело Христа миром
После обязательного субботнего Покоя к пещере, где было положено тело Иисуса Христа, подошли несколько женщин из числа Его учеников. Они хотели умастить Его тело благовониями, драгоценным миром по древнему обычаю. Эти женщины прославлены в лике святых и известны как Жены-мироносицы.
На заметку! Миро — масло, которое применяют в Таинстве миропомазания сразу после Крещения человека. Приготовление мира — многодневный процесс, который длится от среды Крестопоклонной недели до Великой Среды.
По дороге в пещере женщины беспокоились о том, как им удастся убедить стражу впустить их внутрь и как сдвинуть камень, закрывавший вход. В это время перед ними явился Ангел Господень, прогнавший римских солдат и сказавший им, что искать «Сущего с мертвыми … яко человека» им не следует, так как Христос воскрес. Камень от гроба был отвален, тела Спасителя там уже не было.
Лодовико Карраччи[править | править код]
(1555-1619), живописец, гравёр и скульптор, ученик Просперо Фонтаны, развившийся далее, во время своих путешествий, через самостоятельное изучение выдающихся итальянских мастеров. По возвращении своем в Болонью, будучи убежден в необходимости возрождения искусства, основал вместе со своими троюродными братьями, Агостино и Аннибале Карраччи, новую школу живописи, «академию направленных на путь» (degli Incamminati), которая вскоре стала в Италии центром художественного образования, несмотря на насмешки над нею старых маньеристов. Принципами её были: непосредственное наблюдение природы, изучение антиков и подражание великим мастерам, напр. в рисунке и движении — Микеланджело, в колорите — Тициану, в композиции и выражении — Рафаэлю, в светотени и грации — Корреджо. Хотя художники, принадлежащие к этой академии, или, как их называют по почину самого Лодовико Карраччи, «эклектики», и достигают в своих произведениях некоторой своеобразности стиля, однако у их большинства бросается в глаза решительное старание подражать тем или другим избранным образцам. Так, напр., в ранних работах самого Лодовико Карраччи (напр. во фресках С. Микеле-ин-Боско) слишком заметно подражание Корреджо и Пармиджанино. В более зрелых своих произведениях, он выказывает большую самостоятельность (напр. в «Богородице во славе», в Болонской пинакотеке, и во фресках из жития св. Бенедикта в монастыре С. Микеле-ин-Боско). Лодовико Карраччи является также родоначальником особого рода картин страдальческого пафоса, каковы, напр., «Ессе homo» и «Mater dolorosa», которые столь обильны в болонской школе. В Импер. Эрмитаже имеются образцы его живописи: «Св. Семейство» (№ 163 и 164), «Несение креста» (№ 165), «Положение во гроб» (№ 166) и «Св. Севастиан» (№ 167).
Неделя св. Жен-мироносиц. История праздника
В неделю Жен-мироносиц Церковь вспоминает святых жен — свидетельниц страданий, смерти и Воскресения Исуса Христа. Среди жен-мироносиц нам известны имена лишь нескольких, о которых написали святые евангелисты. Первая — Мария Магдалыня, о ней говорится, что Господь изгнал из нее «седмь бесов» (по церковному толкованию, здесь «седмь» значит множество; под «бесами» можно понимать также еще и греховные навыки, противные семи основным добродетелям — дарованиям Святого Духа). Вторая — Саломия, которая была дочерью Иосифа Обручника и матерью святых апостолов Иакова и Иоанна Заведеевых. Третья — Иоанна, жена Хузаня — домоправителя царя Ирода, та самая, что спасла от поругания святую главу Иоанна Предотечи. Четвертая и пятая — Марья и Марфа, сестры Лазаревы. Шестая — Марья Клеопина, которую, по законам иудейского родства, евангелист называет сестрою Пресвятой Богородицы, седьмая — Сосана. Среди жен-мироносиц была также и Пресвятая Богородица, Которую евангелисты именуют «Марией Иаковлей» и «Марией Иосифовой». Были и другие многие с ними, ходившие с Господом во времена Его земной жизни и служившие Ему.
Женам-мироносицам первым явился воскресший Спаситель. От них произошло пасхальное приветствие «Христос воскресе!». Жены-мироносицы в ночь Воскpесения Хpистова спешили ко гpобy Господню с миpом в pyках, чтобы по восточномy обычаю возлить благовонные аpоматы на Тело Спасителя. Жены, направляясь ко гробу, думали: «Кто отвалит камень от гроба?». Перед их приходом, вследствие схождения Ангела, случается землетрясение, которое отвалило камень и повергло стражу в страх. Ангел сказал женам, что Христос воскрес и предварит их в Галилее. Прежде же всех явился Господь Своей Пречистой Матери. Но, как пишут святые отцы, чтобы ради близкого родства чудесное явление не подверглось бы некоторому сомнению, евангелисты не объявляют об этом прямо, а указывают на Марью Магдалину. У различных евангелистов встречаем мы некоторую разницу в описании событий, но здесь нет противоречия, потому что пишут они о различном времени. Евангелист Матфей о «вечери субботнем», когда женщины пришли еще не с миром, но чтобы «увидеть гроб». Марк же пишет о раннем утре, когда уже воссияло солнце. Марья Магдалыня, как самая усердная, приходила неоднократно, не боялась идти и одна, среди темной ночи и презирая опасность от вероятности встречи с вооруженными римскими солдатами: по распоряжению Пилата им дана была полная власть для расправы, если кто-либо из учеников осмелился бы прийти ко Гробу Господню. Евангелие от Иоанна, как самое позднее, особо подчеркивает, что Мария Магдалина пришла ко гробу первой. Возвращаясь к апостолам Петру и Иоанну, она говорит: «Не знаем, где положили Его» (Ин. 20:2). После того как ушли апостолы Петр и Иоанн, у гроба осталась Мария Магдалина. Она думала, что тело похитили, и плакала. В это время ей явился Христос, которого она приняла сперва за садовника. Он говорит ей, чтоб она не прикасалась к Нему, пока он не возшел к Отцу, и просит ее сообщить ученикам о Его Воскресении. Затем, согласно Матфею, Мария, возвращаясь с благовестием к ученикам, встречает вторую Марию, и Христос является второй раз, повелевая вновь сообщить о Воскресении всем ученикам. Апостолы, услышав о воскресении Исуса, не поверили.
Спустя некоторое время по Воскресении Христовом, после Святого Его Вознесения, Марья Магдалыня, а также Марфа и Марья — сестры Лазаревы, прибыли в Рим с тем, чтобы возвестить царствующему императору Тиверию Кесарю всю истину о минувших событиях. Они преподнесли ему многие дары и рассказали обо всех чудесах и благодеяниях, которые явил в иудеях Христос Спаситель и о том, как жестоко и бесчеловечно они осудили Его на смерть. По повелению императора были призваны тогда и другие свидетели, в их числе — сотник Логин, стоявший при Кресте Господнем. Он имел на себе святую ризу Господню, доставшуюся ему по жребию, и от нее сам император тотчас получил исцеление, приложивши к гнойному струпу на своем лице. Тогда же сотряслась и поколебалось императорская палата, от чего рассыпались в прах все бывшие там золотые и серебряные идолы. Весьма устрашившись, кесарь решил произвести подробное расследование.
Неделя св. Жен-мироносиц. История праздника
В неделю Жен-мироносиц Церковь вспоминает святых жен — свидетельниц страданий, смерти и Воскресения Исуса Христа. Среди жен-мироносиц нам известны имена лишь нескольких, о которых написали святые евангелисты. Первая — Мария Магдалыня, о ней говорится, что Господь изгнал из нее «седмь бесов» (по церковному толкованию, здесь «седмь» значит множество; под «бесами» можно понимать также еще и греховные навыки, противные семи основным добродетелям — дарованиям Святого Духа). Вторая — Саломия, которая была дочерью Иосифа Обручника и матерью святых апостолов Иакова и Иоанна Заведеевых. Третья — Иоанна, жена Хузаня — домоправителя царя Ирода, та самая, что спасла от поругания святую главу Иоанна Предотечи. Четвертая и пятая — Марья и Марфа, сестры Лазаревы. Шестая — Марья Клеопина, которую, по законам иудейского родства, евангелист называет сестрою Пресвятой Богородицы, седьмая — Сосана. Среди жен-мироносиц была также и Пресвятая Богородица, Которую евангелисты именуют «Марией Иаковлей» и «Марией Иосифовой». Были и другие многие с ними, ходившие с Господом во времена Его земной жизни и служившие Ему.
Женам-мироносицам первым явился воскресший Спаситель. От них произошло пасхальное приветствие «Христос воскресе!». Жены-мироносицы в ночь Воскpесения Хpистова спешили ко гpобy Господню с миpом в pyках, чтобы по восточномy обычаю возлить благовонные аpоматы на Тело Спасителя. Жены, направляясь ко гробу, думали: «Кто отвалит камень от гроба?». Перед их приходом, вследствие схождения Ангела, случается землетрясение, которое отвалило камень и повергло стражу в страх. Ангел сказал женам, что Христос воскрес и предварит их в Галилее. Прежде же всех явился Господь Своей Пречистой Матери. Но, как пишут святые отцы, чтобы ради близкого родства чудесное явление не подверглось бы некоторому сомнению, евангелисты не объявляют об этом прямо, а указывают на Марью Магдалину. У различных евангелистов встречаем мы некоторую разницу в описании событий, но здесь нет противоречия, потому что пишут они о различном времени. Евангелист Матфей о «вечери субботнем», когда женщины пришли еще не с миром, но чтобы «увидеть гроб». Марк же пишет о раннем утре, когда уже воссияло солнце. Марья Магдалыня, как самая усердная, приходила неоднократно, не боялась идти и одна, среди темной ночи и презирая опасность от вероятности встречи с вооруженными римскими солдатами: по распоряжению Пилата им дана была полная власть для расправы, если кто-либо из учеников осмелился бы прийти ко Гробу Господню. Евангелие от Иоанна, как самое позднее, особо подчеркивает, что Мария Магдалина пришла ко гробу первой. Возвращаясь к апостолам Петру и Иоанну, она говорит: «Не знаем, где положили Его» (Ин. 20:2). После того как ушли апостолы Петр и Иоанн, у гроба осталась Мария Магдалина. Она думала, что тело похитили, и плакала. В это время ей явился Христос, которого она приняла сперва за садовника. Он говорит ей, чтоб она не прикасалась к Нему, пока он не возшел к Отцу, и просит ее сообщить ученикам о Его Воскресении. Затем, согласно Матфею, Мария, возвращаясь с благовестием к ученикам, встречает вторую Марию, и Христос является второй раз, повелевая вновь сообщить о Воскресении всем ученикам. Апостолы, услышав о воскресении Исуса, не поверили.
Спустя некоторое время по Воскресении Христовом, после Святого Его Вознесения, Марья Магдалыня, а также Марфа и Марья — сестры Лазаревы, прибыли в Рим с тем, чтобы возвестить царствующему императору Тиверию Кесарю всю истину о минувших событиях. Они преподнесли ему многие дары и рассказали обо всех чудесах и благодеяниях, которые явил в иудеях Христос Спаситель и о том, как жестоко и бесчеловечно они осудили Его на смерть. По повелению императора были призваны тогда и другие свидетели, в их числе — сотник Логин, стоявший при Кресте Господнем. Он имел на себе святую ризу Господню, доставшуюся ему по жребию, и от нее сам император тотчас получил исцеление, приложивши к гнойному струпу на своем лице. Тогда же сотряслась и поколебалось императорская палата, от чего рассыпались в прах все бывшие там золотые и серебряные идолы. Весьма устрашившись, кесарь решил произвести подробное расследование.
Рени, Гвидо
Об ученике Карраччи Гвидо Рени (1575 — 1642) мы можем иметь в Эрмитаже исчерпывающее представление. Остаются не представленными лишь широкие декоративные композиции мастера на мифологические темы, вроде плафона “Аполлон и Музы” в палаццо Роспилиози в Риме. О пышности религиозного искусства Рени свидетельствует большая, превосходно написанная картина “Отцы церкви, спорящие о бессеменном зачатии”, происходящая из Перуджии; другим интересным примером его композиционных задач является “Поклонение пастухов”, удачно вписанное в форму восьмиугольника. Любимое настроение Гвидо, наклонность к добродушной сентиментальности передают “Бегство в Египет” (“Св. Иосиф нянчится с младенцем Христом”) и “Юность Богородицы”, особенно последняя картина — очень привлекательная, но, в своем стремлении к изяществу, чуть приторная.
Гвидо Рени. Иосиф с младенцем Христом на руках. 1620-е. Холст, масло. 126х101. Инв. 58. Из собр. Короля Вильгельма II, Гаага, 1850
Гвидо Рени. Юность Девы Марии. 1610-е. Холст, масло. 146х205,5. Инв. 198. Из собр. Кроза, Париж, 1772
О виртуозной технике мастера можно иметь понятие по этюду “Раскаяние св. Петра”. Идеал женской красоты Гвидо передает обворожительный портрет девушки в тюрбане, считавшийся прежде изображением знаменитой отцеубийцы Беатриче Ченчи, казненной в 1599 году. Наконец, интересен подписной портрет пожилого мужчины, помеченный 1617 годом.
Фрески в галерее Фарнезе
Одна из самых знаменитых работ Аннибале Карраччи в живописи, высоко оцененная профессионалами, роспись фресками Галереи Палаццо Фарнезе в Риме, куда были приглашены братья кардиналом в 1595 г. Вначале Аннибале получил заказ на роспись рабочего кабинета во дворце, а затем, вместе с приехавшим в Рим Агостино, он занимается и работой над парадными интерьерами дворца. Выполнение этого проекта заняло почти восемь лет жизни.
Используя в качестве программного предложения тематику триумфа любви, Аннибале сделал росписи коробового свода, стен и люнетов. Композиция фресок на мифологические сюжеты, навеянные «Метаморфозами» древнеримского поэта Овидия составлена осмысленно и разнообразно, за что заслуженно считается наиболее удачным и самым значительным произведением художника. «Триумф Вакха и Ариадны», «Юпитер и Юнона» — эти работы принесли Аннибале Карраччи мировую славу, стали примером создания декоративных ансамблей для художников XVII-XVIII веков.
Оформление фресок было сделано при помощи лепных элементов и фигур атлантов и юношей, поддерживающих детали. Сюжеты и необычные элементы напоминают гениальные творения Микеланджело в Сикстинской капелле.
Однако оплату за свой труд художник получил небольшую, и, считая себя обиженным заказчиком, он уезжает на родину в Болонью.
Святые праведные Иосиф Аримафейский и Никодим
Благообразный Иосиф, как именует его Священное Писание, был одним из семидесяти апостолов. Он происходил из города Аримафеи или Рамафы (Рамы) и был богатым и знатным членом Синедриона и также, как и Никодим, тайным учеником Христовым. Однако когда того потребовали крайние обстоятельства, он мужественно открыл свою веру и решился идти к Понтийскому Пилату, чтобы просить Святое Тело Господне для погребения. Как человек знаменитый и известный лично самому правителю, располагающий также и достаточными средствами к выкупу, он имел смелость поступать подобным образом. Внимая мольбе Пресвятой Богородицы, он презрел все страхи и опасения возможной последующей мести от иудейских старейшин. Получив разрешение снять Исуса с креста, похоронил Его в вырубленной в скале гробнице, принадлежавшей ему самому. Вместе с Никодимом Иосиф обвил тело Исуса плащаницей. Считается, что погребением в гробнице Иосифа Аримафейского было исполнено мессианское пророчество Исаии:
После участия в погребении Христа Никодим, по Преданию Церкви, был изгнан из Иудеи. А Иосифа Аримафейского заключили в оковы и бросили в ров, откуда он был спасен Ангелом. Впоследствии Иосиф, как говорит Священное Предание, вместе с Марией, Марфой и их братом Лазарем, которого воскресил Христос, проповедовал Евангелие в Галлии, на территории современной Франции.
Снятие со креста. Положение во гроб. Конец XVI — начало XVII вв. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Считается, что Никодим является автором одного из апокрифических Евангелий, время создания которого не установлено. Древнейшие части текста впервые появились на древнегреческом языке. «Евангелие от Никодима» состоит из основной части, которая называется Деяния Пилата, и приложения к ней — Сошествие во Ад, которое отсутствует в греческом варианте текста, являясь более поздним дополнением в латинском варианте.
Творческий путь
Аннибале Караччи создал множество знаменитых работ: от фресок до гравюр и красочных полотен. В 1582 живописец получил свой первый заказ на роспись дворца Фава в античном стиле. На работу ушло два года, спустя которые критикам стало ясно, что талант автора стремительно развивается.
Несколько лет Аннибале путешествовал по Италии и Европе, изучая работы мастеровитых живописцев, запоминая техники их стиля. Его поразили Микеланджело, Тициан, Корреджо и многие другие.
Главным приобретением в путешествиях было осознание вторичности собственного стиля. Автор понял, что слишком сильно пытается подражать им, и решил заняться поисками собственных уникальных техник.
Юпитер и Юнона
В 1585 году братья Караччи создают «Академию вступивших на правильный путь», или «Академию дельи Инкамминати». «Правильным» художники считали изображение естественных форм, способных пробуждать глубокие религиозные чувства. В Академии читались лекции об искусстве, анатомии, композиции, перспективе. Множество талантливых авторов обучались в Академии.
Постепенно мастерство портретиста стало оттеснять на второй план его двоюродных братьев. Автор получает очень важный и дорогой заказ по росписи дворца Фарнезе при дворе самого кардинала в Риме. Здесь мастер творил до конца жизни, создав множество невероятных картин и фресок.
Аннибале Карраччи[править | править код]
(1560-1609), живописец и гравер, ученик Лодовико К., развившийся изучением Корреджо, Тинторетто, П. Веронезе, Рафаэля и Микеланджело. Стремление подражать этим корифеям живописи весьма ярко проглядывает в его ранних произведениях; с основания Академии degli Incamminati он принимал деятельное участие в педагогической и в художественной деятельности этого заведения. В 1597 г. был вместе с ними вызван в Рим для украшения фресками дворца Фарнезе. Эти фрески, замечательные по своему удачному распределению, по осмысленности и разнообразию композиции и по свежести красок («Триумф Вакха и Ариадны», «Меркурий и Парис», «Пан и Дианы», «Юпитер и Юнона» и пр.) принадлежат к числу особенно удачных его произведений. Умер 49 лет и погребен, согласно выраженному им перед смертью желанию, в Пантеоне, рядом с Рафаэлем. Достоинства живописных произведений этого художника состоят в искусстве композиции, в умно рассчитанном размещении фигур и в свежести колорита; но ему можно поставить в упрек отсутствие действительного, непосредственного вдохновения. Религиозные композиции Аннибале К. служат верным отражением сантиментальной, неискренней набожности его времени. Кроме картин духовного, мифологического и аллегорического содержания, писал также пейзажи (образцы их можно видеть в галереях Дориа, в Риме, в мадридском, берлинском и других музеях; пейзаж № 178 в Императорском Эрмитаже, к сожалению, сильно потемнел). Главные из его многочисленных произведений, рассеянных по разным галереям Европы, суть, сверх вышеупомянутых, следующие: «Богородица со святыми» (1592), «Воскресение Христово» (в Лувре), «Св. Рох» (в Дрездене), «Вакханка и сатир» (во Флоренции), «Христос и самаритянка» (в Вене), «Избиение младенцев» (в Мюнхене), «Св. Семейство» (в Импер. Эрмитаже, № 169), «Отдых на пути в Египет» (там же, 171), «Почивший Христос» (там же, № 172) и др. В своих гравюрах Аннибале К. воспроизводил почти исключительно собственные композиции («Распятие», «Юпитер и Антиопа», «Христос» и пр.).
Известные иконы Жен-Мироносиц
Самому раннему изображению Жен-мироносиц почти две тысячи лет, на нем женщины несут сосуды с маслом, освещая себе путь факелами. Позднее на иконах появляется изображение ангела, сидящего у входа в пещеру. Так, широкое распространение в иконографии получил образ «Явление ангела женам-мироносицам».
Икона Жены Мироносицы у Гроба Господня
Одно из знаменитых изображений жен-мироносиц XV века находится на иконостасе Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры. Здесь события из Евангелия происходят на фоне гор. Ангел сидит на круглом камне, его крылья подняты вверх. Жены-мироносицы развернуты к ангелу, но заглядывают в пещеру. Такая икона с прямоугольным изображением Гроба Господня стала распространена в русской традиции.
Важно! Образ святых жен-мироносиц считается помощником всем православным женщинам в обретении веры, укреплении духа, поиске вдохновения. Чему молиться у иконы святых жен-мироносиц — каждая женщина знает сама
Сделать можно словами тропаря, написанного специально для почитания этой иконы:
Чему молиться у иконы святых жен-мироносиц — каждая женщина знает сама. Сделать можно словами тропаря, написанного специально для почитания этой иконы:
Икона Жен-мироносиц: Правда Воскресения Христова
Кто эти жены?
Под ними церковное предание издавна понимает женщин, которые на другой день по смерти Христа, когда Его Тело, согласно иудейскому обычаю, уже было погребено, вернулись ко гробу Учителя.
Интересный фактЖены-мироносицы первыми увидели Воскресшего Господа – а им не поверили, ведь на Востоке вообще не принято было особо доверять свидетельству женщины. Возможно, по этой причине история даже не сохранила имена всех тех жен, которые несколько лет скромно следовали за Спасителем. Но крестный ход, который начинается в полночь на Пасху – воспоминание о них, их дороге ко Гробу Господа среди предрассветной тьмы.
Жены-мироносицы у Гроба Господня
Почитание в православии
Праздник считается международным праздничным днем и отмечается в большинстве стран. Во время зачитывания праздничных молебнов много внимания уделяется Богоматери. Она является ярким примером, который олицетворяет идеальное женское начало. При жизни ей удалось показать всем свое самопожертвование и любовь. Впервые отмечать праздник начали еще во времена существования Киевской Руси. Люди восхваляли религиозную нравственность женщин и верность. Ведь не секрет, что тогда даже молодые девушки были набожными и вели праведную жизнь.
Чтобы разобраться как празднуется этот день, необходимо ознакомиться со следующими его особенностями:
Во время мироносицкой недели выделяется несколько дней, чтобы провести литургию для почтения памяти умерших.
Утром, когда начинается родительская суббота, верующие должны посетить кладбище, чтобы проведать родных. Несмотря на то, что такая традиция имеет языческие корни, ее соблюдают и сегодня.
Православный праздник в честь мироносиц отмечается в каждом христианском храме. В церкви приходят паломники и обычные люди. Они зачитывают молитвенные тексты и общаются с местными священнослужителями.
В праздничные дни принято почитать не только подвиги жен мироносиц, но и других матерей, которые остаются верными христианству
Во время проведения богослужений неоднократно упоминают о важности женского начала во всех церковных делах. Для православной церкви женщины считаются символом верности, духовной чистоты и целомудрия.
Праздник отмечается не только в церквях, но и воскресных школах
Здесь ученики разыгрывают сценки, поставленные по текстам из Священного Писания. В них прославляются святые девушки и другие церковные герои, о которых написано в Евангелие.
Мария Клеопова
Еще одна родственница святого семейства. Дочь Иосифа Обручника, она приходилась сестрой Саломии и Девы Марии. Сестры жили очень дружно в мире и согласии. Повзрослев, Мария вышла замуж своего дядю, за Клеопу – мдадшего брата святого Иосифа. У них родились сыновья Иаков Алфеев и Иосия, которые так же в последствии последовали за Христом. И как любящая мать, она не могла оставить своих чад без заботы и поэтому так же наравне с другими женщинами старалась помогать и служить Христу и апостолам. Она так же стояла при Кресте Господнем и потому удостоилась быть свидетельницей Его славного Воскресения.
Святые сестры Марфа и Мария
Эти святые женщины были родом и Вифании, селении которое находилось недалеко от Иерусалима. Их брат, Лазарь – был любимым другом Иисуса и потому, Христос часто бывал в их доме.
Однажды, принимая Христа с учениками в своём доме, Марфа накрывала большой стол, чтобы порадовать гостей. Она очень старалась, хотела всё успеть и потому, не без раздражения смотрела на Марию, которая просто сидела рядом с Иисусом и слушала Его. И вот она обратилась к Иисусу, чтобы Он приказал Марии помочь ей. На что Христос ответил, что Марфа очень суетится, а нужно лишь одно. А Мария избрала благую часть, которая не отнимется от нее. Господь знал, что скоро ему предстоит умереть на Кресте и потому, как-бы ненавязчиво призывал Марфу не заботиться о земном, а просто побыть с Ним рядом.
Вскоре, Христос творит небывалое для их семьи чудо – воскрешает их умершего брата, Лазаря, который уже 4 дня был во гробе. Нечаянной радости не было предела, и потому святые сестры ещё больше привязались ко Христу. В знак благодарности, сестры устроили праздничную вечерю, где Марфа служила за столом, а Мария, миром помазала ноги Иисуса и отерла своими волосами.
Вскоре и они, так же как и другие мироносицы, стояли при Кресте Господнем, разделяя эту общую скорбь. И они же были в числе первых свидетельниц воскресшего Христа.
Когда начались гонения на Церковь и их брат, Лазарь, был изгнан из Иерусалима, святые сестры разделили его путь, помогая ему в нести благую весть о воскресшем Спасителе.
Христос у Марфы и Марии. Г. Семирадский. 1886 г.
Доменикино
Об искусстве Д. Дзампиери, прозванном Доменикино (1581 — 1641), наиболее последовательном, добросовестном, но и скучном из болонцев, говорят: “Св. Иоанн”, прежняя слава которого объясняется полным соответствием картины формальным требованиям академизма, а также сухая, пестрая в красках картина “Магдалина, несомая ангелами” и копия “Переход через Красное море”).
Доменикино. Взятие Марии Магдалины на небо. Ок. 1620. Холст, масло. 129х110. Инв. 113. Из собр. Кроза, Париж, 1772
Картина же “Постройка ковчега”, хотя и носит старинную атрибуцию мастеру, однако исполнена “слишком хорошо” для Доменикино (замечателен нежный серый полутон нагой женщины, так красиво повернувшейся к юноше-плотнику).
Гвидо Рени (Ранее приписываемая Доменикино). Постройка Ноева Ковчега. Ок. 1608. Холст, масло. 193,5х154,5. Инв. 51. Из собр. Брюля, Дрезден, 1769
Какие события изображены на иконе
Икона изображает евангельские события утра Воскресения. Накануне, в субботу, ко входу в Гроб Господень по приказу первосвященников Иудеи приставляют стражу из римских солдат. Караул нужен был для того, чтобы не дать ученикам Спасителя выкрасть Его тело и инсценировать воскрешение.
Мироносицы были первыми, кто пришел ко гробу, чтобы помазать тело Христа миром
После обязательного субботнего Покоя к пещере, где было положено тело Иисуса Христа, подошли несколько женщин из числа Его учеников. Они хотели умастить Его тело благовониями, драгоценным миром по древнему обычаю. Эти женщины прославлены в лике святых и известны как Жены-мироносицы.
На заметку! Миро — масло, которое применяют в Таинстве миропомазания сразу после Крещения человека. Приготовление мира — многодневный процесс, который длится от среды Крестопоклонной недели до Великой Среды.
По дороге в пещере женщины беспокоились о том, как им удастся убедить стражу впустить их внутрь и как сдвинуть камень, закрывавший вход. В это время перед ними явился Ангел Господень, прогнавший римских солдат и сказавший им, что искать «Сущего с мертвыми … яко человека» им не следует, так как Христос воскрес. Камень от гроба был отвален, тела Спасителя там уже не было.