«Вечер. Золотой Плес»
Работа создана в 1889 году. Уже в 1890-м она была приобретена Павлом Третьяковым в его коллекцию живописи и по сей день находится в Государственной Третьяковской галерее.
Это лишь краткая биография Исаака Левитана. Разумеется, невозможно кратко рассказать обо всей жизни и творчестве художника. Творческий стиль и метод живописца складывались на протяжении долгих лет
Для самого лучшего знакомства с живописцем важно прежде всего познакомиться с его работами, на выставках или в каталогах. В каждой работе Левитана заложено неповторимое творческое видение русской природы
А главное — любовь к своей Родине, такой, какая она есть, и желание поделиться этой любовью со зрителем.
Иван Хруцкий
Иван Хруцкий остался в истории искусства благодаря своим работам в малых жанрах. Во многом он заложил основы традиционного русского натюрморта. Его работы украшали наиболее богатые дома современников и были коммерчески успешны. Из-за огромного количества заказов Хруцкий часто повторял полотна, зачастую лишь незначительно меняя композиционное решение. Так, «Натюрморт с биноклем», написанный в 1839 году, художник воспроизвел восемь раз. Хруцкий также был прекрасным портретистом, в работах которого отчетливо проступали принципы венециановской школы.
Родился в 1810 году в местечке Улла Лепельского уезда Витебской губернии. Его отец, греко-униатский священник Фома Хруцкий, вскоре после рождения сына был уволен со службы и перебрался с семьей под Полоцк. Там будущий художник получил образование в высшем училище пиаров (католического монашеского ордена).
В 1830-х годах Хруцкий посещал классы Императорской Академии художеств как вольнослушатель и брал уроки у английского живописца Джорджа Доу. В 1836 году за картину «Плоды и цветы» получил большую серебряную медаль и звание свободного художника, что стало для него дополнительным стимулом продолжать учиться в Академии. Через три года Хруцкий получил малую золотую медаль и был возведен в звание академика. После смерти отца в 1839 году молодой художник остался опекуном младших братьев и сестер. В 1840 году по разрешению Академии он возвращается в Полоцкий уезд и строит там дом.
В 1846 году архиепископ Иосиф Семашко (известный тем, что в 1839 году сыграл ключевую роль в воссоединении униатов с православной церковью) приглашает Хруцкого на работу. Художник приезжает в Вильно, где ему предоставляют квартиру и гонорар. В течение восьми лет Хруцкий пишет портреты ближайших сподвижников Семашко. Из тридцати двух работ сохранилась всего одна – «Портрет Викентия Лисовского». Художником также были созданы иконы для Александро-Невского собора в Ковно (Каунасе), пещерной церкви трех мучеников в Вильно, церкви Св. Иосифа Обручника в Тринополе.
В натюрмортах Ивана Хруцкого можно найти влияние и голландских, и фламандских мастеров, однако Хруцкий выработал свой личный, узнаваемый стиль. К наиболее известным работам художника относят «Портрет неизвестной с цветами и фруктами», «Цветы и плоды», «Старуха, вяжущая чулок», «Натюрморт с биноклем», «Плоды и дыня», «Натюрморт со свечой».
В последние годы жизни художник ведет скромную, почти затворническую жизнь, работает мало, пишет семейные портреты и домашние интерьеры, почти позабыв о любимых натюрмортах. Одна из последних работ Ивана Хруцкого – «Автопортрет», созданный в 1884 году, за 9 месяцев до смерти.
Моисеенко Евсей
Известный советский живописец, народный художник СССР Евсей Моисеенко родился 15 августа 1916 года в местечке Уваровичи Могилевской губернии (сейчас Буда-Кошелевский район Гомельской области) в крестьянской семье. Азы художественного образования получил в семилетней школе.
В 1931–1935 годах учился в Московском художественно-промышленном училище имени М.И. Калинина, где готовили мастеров декоративно-прикладного искусства и художественных ремесел
При содействии известного советского живописца Василия Яковлева, обратившего внимание на произведения начинающего художника, в 1935 году Моисеенко зачислили в ленинградский Институт живописи, скульптуры и архитектуры без вступительных экзаменов за три месяца до окончания учебного года
Обучение Евсея Моисеенко прервала Великая Отечественная война: в июле 1941 года, не завершив дипломную картину, он добровольцем ушел на фронт. Часть, где служил Моисеенко, попала в окружение и Евсей Евсеевич был пленен; художник оказался в Германии, в концентрационном лагере Альтенграбов. В апреле 1945 года Моисеенко освободили наступавшие с запада войска союзников.
После демобилизации живописец возвратился в институт и в 1947 году окончил его, представив дипломную картину «Генерал Доватор». Работа получила отличную оценку. В июле 1947 года Евсей Моисеенко был принят в Ленинградское отделение Союза советских художников; с 1956 – член правления Союза художников РСФСР и выставочного комитета Союза художников СССР.
В 1958 году Моисеенко пригласили преподавать в Ленинградском государственном академическом институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина. Почти тридцать лет наш земляк руководил батальной мастерской, воспитав несколько поколений художников. В 1962 году он стал членом-корреспондентом, а 1973 – действительным членом Академии художеств СССР.
Широкую известность Моисеенко принесли сюжетные живописные полотна, посвященные темам гражданской и Великой отечественной войн. Среди них: «Первая Конная» (1957), «Ополченцы» (1959), «Красные пришли» (1961), серия из 9 картин «Этого нельзя забыть» (1962), «Матери, сестры» (1967), «Вестники» (1967), «Сын» (1969), «Черешня» (1969), «Победа» (1972), «9 Мая» (1975), «Ветераны» (1978)
[править] Литература
- Каталог первой выставки ленинградских художников. Л.: ГРМ, 1935.
- Выставка произведений ленинградских художников 1951 года. Каталог. Л.: Лениздат, 1951. С.17.
- Осенняя выставка произведений ленинградских художников 1956 года. Каталог. Л.: Ленинградский художник, 1958. С.20.
- 1917—1957. Выставка произведений ленинградских художников. Каталог. Л.: Ленинградский художник, 1958. С.26.
- Выставка произведений ленинградских художников 1960 года. Каталог. Л.: Художник РСФСР, 1961. С.33.
- Выставка произведений ленинградских художников 1961 года. Каталог. Л.: Художник РСФСР, 1964. С.32.
- Осенняя выставка произведений ленинградских художников 1962 года. Каталог. Л.: Художник РСФСР, 1962. С.22.
- Ленинград. Зональная выставка. Л.: Художник РСФСР, 1965. С.43.
- Весенняя выставка произведений ленинградских художников 1965 года. Каталог. Л.: Художник РСФСР, 1970. С.25.
- Выставка произведений ленинградских художников, посвящённая 60-летию Великого Октября. Л.: Художник РСФСР, 1982. С.19.
- Зональная выставка произведений ленинградских художников 1980 года. Каталог. Л.: Художник РСФСР, 1983. С.20.
- Справочник членов Ленинградской организации Союза художников РСФСР. Л.: Художник РСФСР, 1980. С.98.
- Петербургская династия. Виктория Белаковская (1901—1965). Анатолий Прошкин (1907—1986). Виктор Прошкин (1906—1983). Владимир Прошкин (1931). Марианна Прошкина (1939). Живопись. Акварель. Каталог выставки. СПб.-М.: 2004.
- Юбилейный Справочник выпускников Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Российской Академии художеств. 1915—2005. СПб.: Первоцвет, 2007. С.35.
- Иванов С. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. СПб: НП-Принт, 2007. С.19, 358, 381, 386, 397, 442.
- Государственный Русский музей. Живопись. Первая половина XX века. Каталог. Т.12. Н—Р. СПб.: Palace Edition, 2013. С.117-118.
- Прошкин Анатолий Николаевич //Страницы памяти. Справочно-биографический сборник. 1941—1945. Художники Санкт-Петербургского (Ленинградского) Союза художников — ветераны Великой Отечественной войны. СПб.: Петрополис, 2014. Т.2. С.220-222.
- Иванов С. В. Ленинградская школа живописи. Очерки истории. СПб: Галерея АРКА, 2019. С.89, 371, 377, 383, 387, 396.
Выставки ленинградских художников
Первая выставка ленинградских художников 1935 года • Выставка 1950 года • Выставка 1951 года • Весенняя 1954 года • Весенняя 1955 года • Осенняя 1956 • Выставка 1957 года • Всесоюзная выставка 1957 года • Осенняя 1958 года • Выставка 1960 года в ЛОСХ • Выставка 1960 года в ГРМ • «Советская Россия» 1960 года • Выставка 1961 года • Осенняя 1962 года • Зональная 1964 года • Весенняя 1965 года • «Советская Россия» 1965 года • «Советская Россия» 1967 года • Осенняя 1968 года • Весенняя 1969 года • Выставка ленинградских художников 1970 года • Наш современник 1971 года • По родной стране 1972 года • Наш современник 1972 года • Наш современник. Зональная 1975 года • Выставка женщин-художников 1975 года • Изобразительное искусство Ленинграда 1976 года • Портрет современника 1976 года • Выставка 60 лет Октября 1977 года • Осенняя 1978 года • Зональная 1980 года • Выставка к 150-летию железных дорог страны • Ленинградские художники 1994 года • Этюд в живописи 1994 года • Лирика художников военного поколения 1995 года • Живопись. Ленинградская школа 1996 года • Натюрморт. Ленинградская школа 1997 года • Памяти учителя 1997 года
Детство и юность
Родился писатель в январе 1883 года в городе Николаевске Самарской губернии. Детство автора «Графа Калиостро» и «Хождения по мукам» прошло в имении обедневшего помещика, служившего в земской управе, Алексея Бострома на хуторе Сосновка неподалеку от Самары.
Портрет Алексея Толстого
Кто был генетическим отцом Алексея Толстого – спорят и сегодня. Мама писателя Александра Леонтьевна Тургенева сбежала от мужа – богатого самарского помещика, офицера лейб-гвардии гусарского полка и графа Николая Александровича Толстого, будучи беременной. Она ушла к Бострому, оставив мужу троих детей. Биографы и современники Алексея Толстого называли отцом писателя помещика Бострома. До 13 лет прозаик носил его фамилию и считал родным отцом. Замуж за Алексея Бострома Александра Леонтьевна так и не вышла: не позволила церковь.
Алексей Толстой в детстве
Когда Алеша повзрослел, мать начала 4-летнюю тяжбу, желая вернуть сыну графский титул, фамилию и отчество первого мужа. Тяжба завершилась к 17-летию Алексея Николаевича: в 1901 году он стал графом Толстым, не зная человека, чье отчество и фамилия ему достались.
Любовь к литературе и писательству привила Алексею Толстому мама, внучатая племянница Николая Тургенева. Сочинения – романы и детские книги – она подписывала псевдонимом Александра Бостром.
Алексей Толстой в юности
Первоначальное образование будущий автор «Гиперболоида инженера Гарина» получил дома. Но в 1897 году семья перебралась в Самару, где Толстой стал студентом реального училища. В 1901 году молодой человек продолжил образование в Петербурге, поступив на факультет механики Технологического института.
Витольд Бялыницкий-Бируля
Работы одного из создателей жанра мемориального пейзажа, передвижника Витольда Бялыницкого-Бирули хрянятся в музеях и частных коллекциях по всему миру, включая Третьяковскую галерею (картины «Из окрестностей Пятигорска», «Весна», «Лед прошел», «Задумчивые дни осени», «Нивогэс», «Белоруссия. Вновь зацвела весна»), художественные музеи Минска, Костромы, Нижнего Новгорода, Красноярска, Воронежа, Томска, Челябинска, Ставрополя, Семея, Сочи, Одессы, Днепропетровска, Киева, Могилева и Белынич и т.д.
Витольд Каэтанович Бялыницкий-Бируля родился в Белоруссии в местечке Бялыничи в 1872 году. Семья часто меняла место жительства. Первые уроки живописи он получил в Киеве. Эти знания пригодились Бялыницкому-Бируле в семнадцатилетнем возрасте при поступлении в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В это время художник увлечен пейзажем (впоследствии исследователи его работ будут говорить о влиянии Исаака Левитана).
На ежегодных ученических выставках картины Бялыницкого-Бируля обращали на себя внимание. Благодаря им в 1897 году его картину «Из окрестностей Пятигорска» приобрел для своей тогда уже знаменитой галереи Павел Третьяков
Это было крупнейшим событием в биографии молодого художника, только вступившего на самостоятельный творческий путь.
С 1897 года художник начинает показывать свои картины на выставках Московского Общества любителей художеств и Московского Товарищества художников. Наконец, в 1899 году произведения Бялыницкого-Бирули появляются на Передвижной выставке, и в скором времени он становится членом Товарищества передвижников. Через четыре года получает звание академика живописи. В 1910-е годы Бялыницкий-Бируля участвует в выставках в Западной Европе, где удостаивается престижных наград.
В тот же период художник приобретает участок земли в Тверской губернии на берегу озера Удомля, недалеко от мест, где часто работал Левитан. Там он строит дом с мастерской. В 1917 году Бялыницкий-Бируля открывает художественную школу для крестьянских детей. Художник много путешествует по стране и продолжает традиции русского импрессионизма. Он пишет этюды на Азовском море, трижды посещает Заполярье. В 1930-х годах создает индустриальные пейзажи. В 1936-1937 годах Бялыницкий-Бируля создает цикл картин по местам жизни Александра Пушкина, Михайловскому и Тригорскому.
Великая Отечественная война нашла отражение в полотнах «Красная Армия в лесах Карелии» и «По следам фашистских варваров». В конце 1940-х годов Бялыницкий-Бируля создал цикл белорусских пейзажей, в которых леймотивом прозвучало возрождение природы от войны.
↑ Учеба. Формирование
В имении отчима для получения начального образования для мальчика был приглашен учитель. Потом семья перебралась в Самару, где Алексей начал учебу в реальном училище. Окончив его, юноша уехал в Петербург поступать в технологический институт. Именно в этот период он начал писать стихи, и уже в 1906 году они были опубликованы.
Надо сказать, что огромное влияние на формирование литературных способностей будущего писателя оказала мать. Она разрабатывала для него темы ранних произведений («Детство Леши», «Логутка»), предоставляла для его пользования письма и свои сочинения, где совсем еще юный Толстой черпал образы для своих первых книг о детстве. Мать, словно само собой разумеющееся, восприняла известие о том, что сын собирается сотрудничать с журналом «Юный читатель» и начал писать «детские воспоминания».
Она без всякого удивления спрашивала в ответном письме о том, как продвигается его работа над воспоминаниями и когда она сможет их прочесть. Произошло нормальное, генетическое предуготованное и сознательно взрощённое развитие литературного дарования Алексея Толстого, воспитанного долгими и упорными усилиями матери. Алексей не стал защищать диплом после прохождения всего курса обучения, а на самом финале бросил институт и занялся исключительно литературой.
Творчество
А. Н. Талалаев получил хорошую академическую школу в училище и институте, он работал в традиции русской реалистической живописи. Ему подвластны все техники и материалы: масленая живопись, пастель, темпера, линогравюра, шелкография, скульптура. Талалаев освоил все жанры изобразительного искусства: натюрморт, пейзаж, портрет, станковая картина… Анатолий Николаевич постоянно развивался творчески и искал новые средства выражения. Одним из любимых жанров был натюрморт: «Лето» (1974), «Ждут гостей» (1978), «Золотой вечер» (1960). А.Н. Талалаев всегда стремился идти своим путём в живописи. Следуя традициям русского реализма, он сумел сказать своё неповторимое слово в искусстве ХХ века.
Музеи
- Центральный музей Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) (Москва)
- Институт русского реалистического искусства (ИРРИ) (Москва)
- Галерея Русского Искусства (Харбин)
- Галерея Русского искусства (Прага)
- Московский областной художественно- историческом музей (Истра)
- Ярославский художественный музей (Ярославль)
- Белозерский областной краеведческий музей. (Белозерск)
- Пермская государственная художественная галерея.(Пермь)
- Дирекция выставок художественного фонда России. Министерство культуры России.
- В картинных галереях и частных собраниях России, Франции, Италии, Англии, Германии, США.
Выставки
- Выставка, посвященная 40-летию ВЛКСМ. Киев, 1958 г.
- Отчетная выставка художников Московской области, 1960 г.
- Выставка работ художников, окончивших училище памяти 1905 года. (1960 г. ,1969 г.)
- Выставка, посвященная XXII съезду КПСС, 1961 г.
- Всесоюзная выставка Молодых художников, 1962 г.
- Зональная выставка, 1964 г.
- Всесоюзная выставка «В едином строю», 1965 г.
- Выставка «Защитникам Москвы посвящается», 1966 г.
- Юбилейная областная выставка, 1967 г.
- Областная выставка «Подмосковье мое», 1967 г., 1980 г.
- Областная выставка «Подмосковье мое» — 1967г.
- «Мое Нечерноземье», 1977 г.
- Зональная выставка «В едином строю», 1969 г.
- Персональная выставка в Чехословакии. Прага, 1974 г.
- Выставка «Художники Подмосковья — 50-летию образования СССР», 1973 г.
- Зональная выставка «Подмосковье» 1980г., 1984 г.
- Персональная выставка, 1979 г.
- Выставка «Художники Подмосковья Советскому фонду Мира» 1980, 1884г.
- Выставка, посвящённая 40-летию Великой Победы, 1985 г.
- Всероссийская выставка «По родной стране» 1981г.,1983г.
- Персональные выставки: 1968 г., 1970 г., 1973 г., 1977 г., 1980 г., 1989г.
- Персональная посмертная выставка 1990 г., Москва.
- «Романтизм Соцреализма. Оборотная сторона медали.» Живопись. Графика 1930-1950 гг. Из коллекции Художественного фонда «Новая галерея», 1995 г.
- Выставка российских художников в Париже, 1994 г. —
- Международная художественная выставка «ПОБЕДА», ЦДХ, 2005 г.
- Выставка «Советский Спорт» ИРРИ Москва, Лондон галерея Сотбис, Сочи. – 2014г.
Возвращение в Советский Союз
Эмигрантский мир осыпал Алексея Толстого проклятиями и называл предателем, а большевики, наоборот, приняли автора с распростертыми объятиями.
Пьесы автора ставились во многих театрах, он завершил начатый в Берлине фантастический роман «Аэлита» о любви землянина и марсианки и создал ещё один — «Гиперболоид инженера Гарина», написал повесть «Похождения Невзорова, или Ибикус» — одну из лучших в его творческом списке, долгое время перерабатывал роман «Хождение по мукам». Обратившись к исторической тематике, в 1934 году писатель выпустил два тома романа «Пётр Первый».
Неожиданно для многих в 1936 году увидела свет сказочная повесть «Золотой ключик, или Приключения Буратино» — переработка произведения Карло Коллоди. Сначала Толстой пытался просто выполнить перевод, но понял, что получается скучно, и сочинил «по-своему» сказку, затем пьесу, а позднее и сценарий художественного фильма.
В 1937 году Алексей Николаевич написал повесть «Хлеб» об обороне Царицына в Гражданскую войну и выдающейся роли И. Сталина в этом. В том же году Толстого избрали депутатом Верховного Совета СССР, затем — членом Академии Наук СССР, он стал частым гостем на приёмах в Кремле и одним из любимых писателей «вождя народов».
В начале Великой Отечественной войны вместе с семьёй Алексей Николаевич Толстой эвакуировался в Ташкент. В это время он завершил трилогию «Хождение по мукам» и получил за это произведение Сталинскую премию, написал драму «Иван Грозный», множество статей и очерков о боевом духе советских людей в трудное военное время, рассказ «Русский характер». Интересный факт: писатель являлся одним из соавторов речи Сталина для парада 7 ноября 1941 года в Москве. Очерк Толстого «Родина» считают наиболее известным произведением о войне.
Писатель продолжал работать несмотря на тяжёлую болезнь: в 1944 году у него обнаружили рак лёгкого. Последние 16 лет своей жизни он трудился над большим историческим романом «Пётр Первый», замысел которого, скорее всего, появился ещё до революции. Два тома, за которые Толстой получил свою первую из трёх Сталинских премий, вышли в 1934 году, а последний том остался незавершённым.
Никодим Силиванович
Сегодня мало кто знает, что часть мозаичных композиций Исаакиевского собора была создана белорусским художником ХІХ столетия, несправедливо забытым в ХХ веке. Никодим Силиванович родился в 1834 году в деревне Цинцевичи Вилейского уезда. Его отец считался свободным крестьянином. Мальчик получил возможность обучаться в Молодеченском училище для дворян, где впервые проявились его способности в изобразительном искусстве. После окончания училища Силиванович нанялся гувернером в дом одного из местных помещиков. Тот решил помочь талантливому юноше, на свои средства отправив Никодима учиться в Рисовальную школу в Санкт-Петербург.
В 1859 году Силиванович поступил в Императорскую Академию художеств. Однокурсниками художника были Иван Крамской, Василий Верещагин, Павел Чистяков. Селиванович хорошо зарекомендовал себя как портретист. После окончания Академии он вернулся на родину. Его талант не нашел практического применения, поэтому Селиванович испытывал нужду. Единственный заказ, за который он тотчас же взялся, исходил от Лидского уездного управления: живописцу предстояло оформлять храмы. Такая работа принесет ему в дальнейшем художественную славу.
В тот период Силиванович увлекся техникой мозаики. Чтобы усовершенствовать мастерство, он вернулся в Санкт-Петербург и учился у Федора Бруни. Вскоре художник приступил к оформлению Исаакиевского собора. Вместе с Иваном Лаверецким он завершил мозаичную композицию «Тайная вечеря» для главного иконостаса Исаакиевского собора, а с помощником Михаилом Щетининым создал грандиозное мозаичное панно «Поцелуй Иуды» (выставлялась в Берлине, Копенгагене и Париже, имела небывалый успех) по картине Карла Брюллова. За выдающиеся достижения в искусстве мозаики Силивановича избрали академиком живописи.
На тот момент в искусстве мозаики Силивановичу не было равных в России. Он получил чин титулярного советника, который давал право на личное дворянство. Художник также был награжден орденами Святого Станислава ІІІ степени и Святой Анны ІІІ степени. В Российской империи такие награды давались тогда очень немногим мастерам.
Мозаика «Тайная вечеря»
Обращался Силиванович и к белорусским крестьянским мотивам, о чем свидетельствуют картины «Пастух из Свентянщины», «Солдат с мальчиком» и другие. Во время масштабных преобразований графа Михаила Муравьева-Виленского в Беларуси и Литве участвовал в росписи православных храмов в Лидском уезде, писал портреты православных священников, а в год разгрома польского восстания (1864) написал икону Александра Невского (не сохранилась).
Василий Сазонов
Выходец из семьи крепостных крестьян, будущий академик Императорской Академии художеств Василий Сазонов родился в Гомеле в 1789 году. Граф Николай Румянцев (министр иностранных дел России в 1808-1814 годах) заметил талант мальчика и определил его за свой счет в Императорскую академию художеств. Там Сазонов учился под руководством небезызвестного художника Григория Угрюмова. За выдающиеся успехи в учебе граф Румянцев дал своему крепостному вольную.
Художник оканчивает академию в 1815 году, получает две серебряные медали и большую золотую медаль за картину «Расстрел русских патриотов». В 1817 году при поддержке графа Румянцева уезжает в Рим совершенствовать мастерство. Там создает копии с картин «Положение во гроб» Караваджо и «Любовь небесная и любовь земная» Тициана.
Вскоре живописец возвращается в Петербург и начинает работу над частными заказами – эти работы в дальнейшем и сделают Сазонову имя. Среди них «Первая встреча князя Игоря с Ольгой» (хранится ныне в Третьяковской галерее), «Дмитрий Донской на Куликовом поле» (хранится в петербургском Русском музее), «Святые Константин и Елена вокруг Животворящего Креста Господня». В 1830 году Сазонов становится академиком Императорской академии художеств и входит в творческую элиту Российской империи.
Блудный сын (Исаакиевский собор)
Кроме картин, бывший гомельский крепостной создавал образа и росписи (для Спасо-Преображенского собора Санкт-Петербурга, церкви Таврического дворца, Гатчинского собора, Троицкой церкви Измайловского полка, Александровского собора в Варшаве, церквей св. Екатерины в Царском Селе и св. Петра и Павла в Петергофе и т.д.). Вершина церковного творчества Сазонова – образы для малого иконостаса Казанского собора, а также картины «Милосердие самарянина» и «Блудный сын» для Исаакиевского собора.
Художник умер в 1870 году в Санкт-Петербурге. Улицы в честь Сазонова нет ни в Гомеле, ни в каком-либо другом городе Беларуси. Никто не знает, где похоронен гомельский самородок.