Бахтин м.м.. книги онлайн

Не боец

Друг императора, состоятельный помещик, представитель титулованной знати, придворный вельможа, он не был апологетом самодержавия. Консервативно настроенные вельможи не вызывали у него ничего, кроме изжоги. Прыткие реформаторы с манерами парижских дельцов тоже настраивали на сатирический лад. Не воодушевляли и славянофилы с их проповедями изоляции и смирения. «От славянства Хомякова меня мутит, когда он ставит нас выше Запада по причине нашего православия», — писал Толстой. Ему претили такие идеи.

Но и революционному движению не сочувствовал, отвергая нигилистическое восприятие русской реальности. Толстой не принимал крайностей под любым соусом. Свою политическую программу он сложил в 1858 году – в известном стихотворении:

  • Двух станов не боец, но только гость случайный,
  • За правду я бы рад поднять мой добрый меч,
  • Но спор с обоими досель мой жребий тайный,
  • И к клятве ни один не мог меня привлечь;
  • Союза полного не будет между нами —
  • Не купленный никем, под чьё б ни стал я знамя,
  • Пристрастной ревности друзей не в силах снесть,
  • Я знамени врага отстаивал бы честь!

И это – накануне Великих реформ, когда радикалы и охранители готовы были вцепиться друг другу в горло. «Он всегда смотрел на текущие события не с той точки зрения, с которой они обыкновенно представляются человеку, участвующему в них, а с той, с которой они, по прошествии многих лет, представляются историку-философу… Поэтому он всегда был строг к своим ярым союзникам и всегда был в дружеских отношениях с своими умеренными противниками», — Толстому очень нравилось это определение лорда Галифакса из «Истории Англии» Томаса Маколея.

Вот оно, настоящее великодушие – сочувствовать тем, кто по другую сторону баррикад. И он следовал этому правилу. Он не любил ни беллетристику, ни публицистику Николая Чернышевского. Но в разговоре с императором однажды заявил бесстрашно: «Русская литература надела траур по поводу несправедливого осуждения Чернышевского». Александр II не дал ему договорить: «Прошу тебя, Толстой, никогда не напоминать мне о Чернышевском». А он снова и снова хлопотал за вольнодумцев, которым не слишком симпатизировал. Благородство – это всё-таки не пустое слово.

Странный граф

Писатель носил громкий графский титул, был их сиятельством, но своего гуляку-отца – Константина Петровича Толстого (1779–1870) в детстве почти не видел. Брак родителей писателя распался, когда он еще пребывал в колыбели, и воспитывал Алёшу дядька, Антон Перовский – известный писатель, открывший для русской литературы украинскую тему.

Он получил известность под псевдонимом «Антоний Погорельский». Свою самую известную книгу – сказку «Чёрная курица, или Подземные жители» – Погорельский посвятил племяннику Алёше. Неудивительно, что маленький граф рано увлёкся сочинительством. Уже в шесть лет вовсю писал, и не только по-русски. В их доме бывал Пушкин. А во время путешествия по Германии дядя познакомил племянника с самим Гёте… Перовские жили широко, и это неудивительно. Они были незаконнорожденными детьми графа Алексея Разумовского, а тот, в свою очередь, унаследовал громадное состояние своего родного брата – фаворита императрицы Елизаветы Петровны. Перовские получили несметное состояние. Несмотря на непростую семейную историю, юный Алексей Толстой входил в детский круг наследника престола, будущего императора Александра II. Их было девятнадцать – девять мальчиков и десять девочек, отобранных из лучших семей империи для товарищеских забав с цесаревичем.

Они играли в оловянных солдатиков, в жмурки, в горелки, а иногда мерились силой. Фрейлина Александра Россет так описала эти игрища в дневнике: «Наследник весь в поту, Алеша красный, как индейский петух, все хохочут как сумасшедшие, счастливые возможностью бороться, кричать, двигаться, размахивать руками. Алеша отличается баснословной силой, он поднимает их всех, перебрасывает по очереди через плечо и галопирует с этой ношей, подражая ржанью лошади. Он презабавный и предложил Государю помериться с ним силой. И бросался на Его Величество, точно ядро, выброшенное из жерла пушки. Государь отражал это нападение». Силач Алёша – это граф Толстой. Перед ним открывалось заманчивое будущее, но Алексей мечтал только о литературе. Ему, под давлением матери и дяди, пришлось поступить на службу, вращаться в министерствах и при дворе, чтобы тридцать лет уклоняться от чинов и добиваться отставки…

Очень серьёзные балагуры

Его петербургскими приятелями и соавторами стали дальние родственники со стороны Перовских – братья Алексей, Владимир и Александр Жемчужниковы. Вместе они придумали Козьму Пруткова – поэта-графомана, сочинителя дурашливых афоризмов и директора Пробирной палатки. Что только не сочинялось под маской Пруткова – басни, пародии, назидательные стихи и афоризмы, водевили… Прутковский цикл стал эпохой в русской сатирической поэзии. Из него черпали Саша Чёрный, Аркадий Аверченко, Даниил Хармс… А начиналось всё с изобретательных и дерзких шуток и розыгрышей.

Министр финансов Фёдор Вронченко любил прогуливаться по Дворцовой набережной ровно в девять утра. Ему навстречу каждый раз шел Александр Жемчужников, а поравнявшись, снимал шляпу и произносил одну и ту же лишенную всякого смысла фразу: «Министр финансов — пружина деятельности!» После этого он с важным видом удалялся. Вронченко пожаловался обер-полицмейстеру, и тот пригрозил выслать министерского мучителя из города. Но друзьям всё сходило с рук, потому что защитники правопорядка знали: душа компании, Алексей Толстой – близкий друг императора. Такими же были и литературные выходки Пруткова – в абсурдистском духе, без пиетета перед чинами. Сарказм спасал от служебной скуки – и рождались афоризмы с двойным дном. На первый взгляд – прописная банальность, а по существу – едкая издёвка над рутинными устоями: «Настоящее есть следствие прошедшего, а потому непрестанно обращай взор свой на зады, чем сбережешь себя от знатных ошибок», «Нет на свете государства свободнее нашего, которое, наслаждаясь либеральными политическими учреждениями, повинуется вместе с тем малейшему указанию власти».

Кроме прутковианы, Толстой сочинил две виртуозные сатирические поэмы – «Сон Попова» и «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева». Цензура их долго отвергала – и толстовские сатиры расходились «в списках». Нечасто бывает, чтобы репризы позапрошлого века и в наше время трудно было перечитывать без улыбки. Вот, например, как объясняет поэт своё нежелание писать напрямую о царях, современником которых ему довелось быть:

  • Ходить бывает склизко
  • По камешкам иным,
  • Итак, о том, что близко,
  • Мы лучше умолчим.

Безусловно, в составе авторов «Пруткова» Толстой был самым талантливым и изобретательным. Его считали трагиком, а он легко бросался в юмористические авантюры – и получалось славно.

Личная жизнь и семья Алексея Толстого

У писателя была насыщенная событиями личная жизнь. Алексей Толстой был официально женат три раза (по некоторым источникам — четыре). С первой женой, Юлией Рожанской, дочерью доктора медицины Василия Рожанского, он познакомился в Самаре, где в то время учился в реальном училище. Их отношения развивались быстро, и лето 1901 года они провели на даче Рожанских. В Санкт-Петербург Алексей переехал вместе с ней.

Через год после знакомства, в июне 1902 года, Алексей и Юлия, в то время уже студенты (он — Практического технологического института, она — Петербургского женского медицинского института) обвенчались. Через полгода родился их сын, Юрий, умерший в пятилетнем возрасте. Отношения писателя с первой женой продлились всего шесть лет (хотя официально брак просуществовал до 1910 года), но образ Юлии он отразил в героине повести «Жизнь» Гале.

С художницей Софьей (Сарой) Дымшиц Алексей Николаевич Толстой познакомился в 1906. Он был однокашником её брата, Льва Дымшица, и нередко посещал их семью, хотя родители Софьи были против этих визитов. Весной 1907 года писатель сделал ей предложение, хотя в то время ещё был женат на Юлии. Софья тоже была замужем за Исааком Розенфельдом, с которым сошлась годом ранее в Берне (Швейцария), где училась в университете.

Вместе с Софьей Алексей в 1908 году отправился в Париж, где она получила стажировку. Позднее их пара вернулась на родину и вошла в круг известных творческих деятелей, среди которых были Всеволод Мейерхольд, Николай Гумилёв и Анна Ахматова. В 1911 году узнав о беременности девушки, пара вновь отправилась в Париж, чтобы отцом ребёнка был признан Алексей (к тому моменту Софья так и не добилась развода).

Марианна, дочь писателя и Софьи, родилась в том же 1911 году, но спустя три года они расстались (был ли их брак после рождения дочери зарегистрирован, однозначных данных нет: в одних источниках говорится, что девушка в период их отношений так и не получила развода, в других её называют женой А. Н. Толстого). Марианна, воспитываемая родственницами молодых родителей, стала профессором двух технических вузов (МИСиС и МАТИ им. К. Э. Циолковского).

Позднее Алексей Николаевич ухаживал за балериной Маргаритой Кандауровой, которой сделал предложение, и поэтессой Натальей Крандиевской, женой присяжного поверенного Фёдора Волькенштейна. В 1914 году, после расторжения помолвки с Кандауровой, женился на Крандиевской, оставившей из-за него мужа. Их брак продлился 21 год, пережив эмиграцию и возвращение на родину, из Российской империи ставшей Советским Союзом.

Женщина родила от Алексея Толстого двух детей. Их первый сын, Никита, стал физиком, женился на Наталье Лозинской, дочери поэта и переводчика Михаила Лозинского. У них было семь детей, одна из них — известная сегодня писательница и публицистка Татьяна Толстая, мать дизайнера Артемия Лебедева. Дмитрий, второй сын, стал композитором, вступал в брак три раза; среди его детей самыми известными стали учёный Алексей Толстой и литературовед Елена Толстая.

Последней супругой Алексея Николаевича Толстого стала Людмила Баршева (по первому мужу; в девичестве Крестинская). Считается, что она, бывшая чертёжница, была устроена в дом к Толстому секретарем самой Крандиевской в 1935 году. Писатель увлёкся 29-летней девушкой, и в октябре того же года, после развода с женой, они поженились. Людмила стала его соратницей по творчеству (она была соавтором сценариев к «Золотому ключику» и «Приключениям Буратино»).

Подробности смерти Алексея Толстого

По некоторым данным, писатель Алексей Толстой не отличался крепким здоровьем, в связи с чем ещё в годы Первой мировой войны не был привлечён к службе. В возрасте 51 года Алексей Николаевич перенёс инфаркт миокарда, однако у знакомых состояние автора, известного своим хорошим настроением и склонностью к гедонизму (из-за чего его сравнивали с прописанным им персонажем — Буратино), не вызывало серьёзного беспокойства.

Признаки серьёзных проблем со здоровьем друзья Алексея Николаевича заметили в 1944 году. Тогда же писателю поставили быстро прогрессирующий рак лёгких. По воспоминаниям его близких, ещё накануне 1945 года он праздновал вместе со всеми Новый год, а уже 23 февраля его не стало. Тело Толстого было кремировано, а урна с прахом захоронена на Новодевичьем кладбище. На его могиле установлена стела с сюжетами из романа «Пётр Первый».

Биография Алексея Толстого

Толстой Алексей Николаевич родился 10 января 1883 года (по старому стилю 29 декабря 1882) в Николаевске Самарской губернии (сегодня город Пугачёв Саратовской области). Относится к роду Толстых, является дальним родственником автора «Войны и мира» Льва Николаевича Толстого и Алексея Константиновича Толстого, написавшего «Историю государства Российского»: все они имеют общего пращура — графа Петра Андреевича Толстого (1645—1729), соратника Петра I.

История рождения писателя долго исследовалась биографами. Некоторое время считалось, что его настоящим отцом был мелкопоместный дворянин, земской чиновник Алексей Аполлонович Бостром, в которого была влюблена мать Алексея, детская писательница и курсистка Александра Леонтьевна, в девичестве Тургенева. В то время Александра Леонтьевна была замужем за графом Николаем Александровичем Толстым, от которого ушла к Бострому, будучи беременной.

В ходе бракоразводного процесса мать Алексея Николаевича соврала, что отцом её ребёнка являлся Бостром, чтобы его оставили ей на воспитание (остальные дети Александры Леонтьевны и Николая Александровича — Александра, Елизавета и Мстислав — остались с последним). Но исследователи нашли письмо матери писателя Бострому, где она писала, что беременна от мужа. Отцовство графа также косвенно подтверждается тем, что он включил Алексея в завещание.

Хотя выйти замуж за Бострома Александра Леонтьевна не могла, потому что мирской и духовный суды постановили оставить её «во всегдашнем безбрачии», до 17 лет её сын носил фамилию неофициального отчима. Они жили на хуторе Сосновка (сегодня посёлок Павловка Самарской области), где с Алексеем занимался приглашённый учитель. В десятилетнем возрасте по рекомендации матери он написал рассказ о приключениях мальчика Стёпы.

Кроме влияния матери, в то время известной писательницы, зарождению в Алексее потребности в творчестве, по его словам, способствовало одиночество детских лет: он рос без братьев и сестёр, а из друзей того периода помнил только Мишку Коряшонка (образ которого появлялся в его работах). В 14—15 лет он учился в реальном училище Сызрани, далее получил аттестат зрелости в Самаре и поступил в Петербургский технологический институт (ныне СПбГТИ).

Без отдыху пирует…

Очень многое из написанного Толстым связано с историей России. Благородство принято называть «рыцарским» и связывать с аристократическими воинскими традициями Западной Европы. Толстой возрождал в стихах благородство русской старины. Его князья и цари даже в своих злодеяниях величественны. История оживает. Мы любуемся вассальной преданностью Василия Шибанова – и горделивой повадкой князя Романа Мстиславича, который показал свой обоюдоострый меч папским легатам, оплакиваем участь князя Михайло Репнина, но и покаяние Грозного царя не оставляем без участия. Историческая баллада – коронный жанр Толстого. Тут переплелись его представления о поэтической гармонии и политические, а если угодно, историософские воззрения.

Былинный напев давался ему без натуги, «русские мотивы» Толстого – это не почвенническая экзотика, а свободное дыхание поэта. Его идеал – пушкинская «Песнь о Вещем Олеге». С Пушкиным его роднит и любовь к мажорному тону, редкое для русской поэзии умение писать жизнелюбиво. И в толстовском исполнении картины истории волнуют нас с не меньшей силой:

  • Без отдыха пирует с дружиной удалой
  • Иван Васильич Грозный под матушкой-Москвой.
  • Ковшами золотыми столов блистает ряд,
  • Разгульные за ними опричники сидят.
  • С вечерни льются вины на царские ковры,
  • Поют ему с полночи лихие гусляры,
  • Поют потехи брани, дела былых времен,
  • И взятие Казани, и Астрахани плен.

Что до историософии, Толстой видел идеал во временах киевских князей. И отстаивал свою правду весьма эмоционально: «Мною овладевает злость и ярость, когда я сравниваю городскую и княжескую Россию с Московской, новгородские и киевские нравы с московскими, и я не понимаю, как может Аксаков смотреть на испорченную отатарившуюся Москву, как на представителя Древней Руси. Не в Москве надо искать Россию, а в Новгороде и в Киеве».

Философ Владимир Соловьев, почитавший Толстого, так комментировал его концепцию: «И киевская Русь далеко не была идеальным царством света, и татарско-московский период вовсе не был такою бессмысленною напастью, такою, неведомо зачем, надвинувшейся тучей, какою представлялся он Толстому… Народное вече может казаться красивым издали, но на самом деле это было лишь разновидностью междоусобной войны, и поэтичный колокол Новгорода призывал обыкновенно не к гражданским подвигам, а просто к рукопашному бою».

Толстой, как немногие в XIX веке, стремился преодолеть распад некогда единой Руси на Великороссию и Малороссию, на центральную Россию и Украину:

  • Да, он грустит, что в дни невзгоды,
  • Родному голосу внемля,
  • Что на два разные народа
  • Распалась русская земля.
  • Конца семейного разрыва,
  • Слиянья всех в один народ,
  • Всего, что в русской жизни живо,
  • Квасной хотел бы патриот.

О Батыевом нашествии, как и о терроре Ивана Грозного, он писал с яростью: «Когда я думаю о красоте нашего языка, когда я думаю о красоте нашей истории до проклятых монголов… мне хочется броситься на землю и кататься в отчаянии от того, что мы сделали с талантами, данными нам Богом!» Это сказано в минуты отчаяния, но направление мысли – толстовское, осознанное.

Однажды он решил поучаствовать в истории не только пером. Шла Крымская война, английская эскадра направилась в Балтийское море. Толстой с графом Алексеем Бобринским в нарушение всех законов и предписаний на свои деньги снарядили плавучий партизанский отряд на быстроходной яхте, чтобы атаковать британские корабли. Майор Толстой стремился на фронт. Но по дороге в действующую армию заболел тифом. Повоевать ему так и не довелось. Может, это и к лучшему.

(1925 – 1984)

Фронтовик, вкусивший военных тягот «по полной», Аникеенок сумел найти себя в искусстве, постепенно нащупывая пульс нового времени. Большое значение для его биографии сыграла встреча с выдающимся учёным П.Л.Капицей, оказавший неоценимую помощь художнику – персональная выставка в Институте физических проблем АН СССР в 1965 году дала художнику путевку в мир подлинного большого искусства.

К сожалению, художнику помешала раскрыть свой истинный потенциал советская художественная бюрократическая и партийная машина…

Алексей Аникеенок родился 3 июля 1925 года в Детском Селе (ныне город Пушкин) в семье мастера краснодеревщика. Детство будущего художника было полно лишений – здесь и развод родителей, и пребывание в детской колонии.

Грянула война – и семнадцатилетним, приписав себе в возрасте один год, Алексей Аникеенок уходит добровольцем на фронт. Был ранен, контужен, лишился пальца, вернулся с фронта инвалидом второй группы.

В 1952 году поступает в Казанское художественное училище. Его учителями были Виктор Подгурский и Николай Сокольский, среди сокурсников – Игорь Вулох. Из-за конфликта с преподавателем училища художником Семёном Ротницким в 1957 году был исключен из училища с формулировкой «профессионально непригоден».

Несмотря на такой приговор, Алексей Аникеенок участвует в выставках в Казани, в передвижных выставках художников Поволжья. Большую роль в формировании творческих взглядов Аникеенка сыграла поездка на академическую дачу «дом творчества» под Москвой (1960). В 1963 в Казанском Доме ученых открылась персональная выставка художника, которая в тот же день была закрыта для публики по инициативе местных партийных органов.

В это же время знакомится с учеными, физиками и математиками: Е.К.Завойским, Б.М.Козыревым, Б.Л.Лаптевым, А.П.Норденом. При их поддержке в 1964 состоялась выставка в университетском клубе казанских математиков «У Бегемота». В 1965 состоялось знакомство художника с П.Л.Капицей, который организовал персональную выставку Алексея Аникеенка в Москве.

Это был звездный час мастера, его имя стало хорошо известно в либеральной среде того времени, его выставки прошли также в Курчатовском институте в Дубне, в новосибирском Академгородке, в редакции журнала «Смена».

Но в то же время усиливаются гонения со стороны казанских властей, у художника отбирают мастерскую, его не принимают в Союз художников, с 1967 по 1987 не появилось ни одной (местной или всесоюзной) публикации.

В 1969 году Алексей Аникеенок переезжает с женой Рэмой Романовой в Псков, участвует в местных выставках. В 1971 Рэма Романова умерла. В 1972 художник женится во второй раз на выпускнице ленинградской Академии художеств Элеоноре Гинзбург.

Вместе с Э.М.Гинзбург выполняет цветные витражи, украшавшие городские здания Пскова — к сожалению, не дошедшие до нашего времени. В 1983, за год до смерти, А.Аникеенок был принят в Союз художников как художник-монументалист. В 1985 в Пскове прошла персональная (посмертная) выставка работ художника, был издан каталог – первое печатное издание о художнике.

В 2015 коллекция картин А.Аникеенка, принадлежавшая Петербургскому институту ядерной физики имени Б.П.Константинова, передана в дар Псковскому государственному объединённому историко-архитектурному и художественному музею-заповеднику, что позволило сформировать крупнейшее собрание работ художника в стране.

Вышел в свет первый художественный альбом о творчестве, посвященный 90-летию со дня рождения художника – совместное издание Псковского музея и «Галлеев-Галереи», Москва.

Ильдар Галеев. «ААА. Художник Алексей Аникеенок». Из рубрики Искусство. Век 20. Век 21 >>

  Интернет-портал Cultobzor.ru выражает благодарность своему партнеру Галеев-Галерея и лично Ильдару Галееву за предоставленные материалы.

Страницы: 1

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: