Уединение на пике славы
После июньской выставки 1882 года, где были представлены «Лунная ночь на Днепре» и «Берёзовая роща», художник вдруг решает отдалиться от шумихи и погрузиться в работу не для публики. В эти годы Куинджи неустанно пишет, меняя стилистику, ищет новые составы для грунта и красок, ориентируясь на их устойчивость к свету и влажности воздуха.
В 1886 году художник приобрёл большой участок в Крыму, где был построен дом. Здесь, у моря и гор, Куинджи черпал вдохновение, сюда привозил своих учеников. В 1888 году посетил Кавказ, которым был чрезвычайно очарован.
Годы уединения оказались очень продуктивными: написано около пятисот живописных и трёхсот графических работ. Оформилась главная особенность пейзажей Куинджи: они стали не только романтичными, но и философскими.
Кража, как в кино
Интересоваться пейзажами Куинджи как произведениями искусства можно не только для эстетического наслаждения, но, к сожалению, и с целью наживы. Ведь картины стоят миллионы долларов.
Так, 27 января 2019 года в Третьяковской галерее было совершено дерзкое преступление. Невероятно, но украсть шедевр оказалось совсем не трудно. Молодой человек, 1986 г.р., просто подошёл, снял картину, за колонной вынул её из рамки и удалился. Посетители приняли его за сотрудника музея. Догадка о том, что картину украли, просто и дерзко похитили, через несколько минут осенила смотрительницу музея и она забила тревогу. К счастью, злоумышленника отследили по камерам наблюдения и задержали на следующий день. Украденный шедевр получил небольшие царапины, оставленные при извлечении картины из рамы. Суд приговорил похитителя к трём годам колонии строгого режима.
Похищенная картина «Ай-Петри. Крым» (1898-1908) размером 39 х 53 см – часть коллекции Государственного Русского музея. Оценена в 20 млн. рублей.
Личная жизнь
В 17 лет юноша влюбился впервые и навсегда. Избранницей стала юная Вера Кетчерджи–Шаповалова. Молодые люди познакомились в доме отца девушки — зажиточного купца. Замечая чувства дочери, он однажды спросил, собирается ли она замуж за босяка. На что получил категоричный ответ:
Архип Куинджи и его жена Вера Кетчерджи–Шаповалова
Кетчерджи поставил условие: сто золотых монет за отцовское благословение. Молодому художнику, чтобы заработать такие деньги, пришлось отправиться в Санкт-Петербург. А Вера осталась ждать. И дождалась. Архип заработал необходимую сумму. Но отец изменил условия и потребовал больше денег. Куинджи снова уехал в Петербург. Жил впроголодь и много работал.
В 1875 году молодые люди поженились. После свадьбы новоиспеченный муж написал портрет супруги. В свадебное путешествие отправились на остров Валаам. Во время поездки разыгрался сильный шторм. Супруги спаслись и решили: раз Бог сохранил им жизни, нужно направить их на добрые дела.
Архип Куинджи
После свадьбы Куинджи писал одну картину за другой. Работы покупались. В отличие от многих гениев, он был признан и любим при жизни. Но супруги вели скромный быт, при этом помогали молодым художникам. Отсылали деньги неимущим. Купили в Санкт-Петербурге 3 дома, в которых бесплатно жили друзья. Жена поддерживала мужа в делах. Не требуя бриллиантов и роскошных платьев, сама готовила и убирала дом. Будучи талантливой пианисткой, не считала нужным «беречь» руки.
Супруга пережила возлюбленного на 10 лет. Детей у пары не было.
Детство и юность
Будущий художник родился 27 (15 по старому стилю) января в Мариуполе. Известны 3 варианта года рождения. После смерти в архиве Куинджи нашли три паспорта, в которых указаны – 1841, 1842 и 1843 г.р. Его отца Ивана Христофоровича – грека по происхождению, сапожника по профессии – все звали еменджи (с турецкого – «трудовой человек»). А вот деда ювелира величали куинджи – «золотых дел мастер». Отсюда и фамилия художника. О матери никаких сведений нет.
Портрет Архипа Куинджи
Мальчик рано осиротел и воспитывался то в семье тети, то у дяди по отцовской линии. Он много работал: пас гусей, собирал кизяк. Будучи еще малышом, яро защищал животных от хулиганов и помогал тем, кто слабее.
Учился Архип сначала у малограмотного учителя-грека. Изучив греческую грамматику поступил в городскую школу. Науки не привлекали ученика, зато он с удовольствием рисовал. В качестве холоста будущему пейзажисту подходило все: забор, стена, обрывок бумаги.
В 11 лет Куинджи поступил на работу по строительству церкви: вел учет кирпичей, а в свободное время расписывал стены комнаты, в которой жил. После этого трудился у хлеботорговца. Рисовал мальчик все время, и ему посоветовали пойти в ученики к Ивану Айвазовскому.
Архип Куинджи
Архип пешком отправился в Феодосию, где жил именитый маринист. Иван Константинович, не увидев таланта, учить ребенка не стал, но и не прогнал. Выделил ему место под крышей и поручил красить забор и толочь краски для этого. Занимался с Архипом родственник Айвазовского Адольф Фейсслер. Спустя пару месяцев Куинджи вернулся в Мариуполь и начал работать ретушером у местного фотографа. Затем Куинджи отправился в Санкт-Петербург поступать в Академию художеств.
Биография
Архип Куинджи один из самых необычных пейзажистов 2-й половины XIX века, которого называют «художником света». Виной тому невероятно точная передача световых потоков, а может, особенная любовь к жизни и ко всему окружающему. Ему даже приписывают использование «лунных красок». Конечно, это всего лишь легенда, подчеркивающая, однако, магию его творчества.
Художник Архип Куинджи
Не многие люди искусства могут похвастаться такой биографией: успех в личной жизни и в творчестве, прижизненные любовь и признание публики, критиков, коллег. Сюжеты мастера — березовые рощи, лунные ночи, облака после дождя, солнечные закаты — поражали и поражают своим реализмом и дарят умиротворение.