Первый староста

Детство и юность

15 июля по старому стилю, или 28-го по новому, 1906-го в семье Решетниковых, проживавшей в селе Сурско-Литовское (ныне Украина), родился второй ребенок, которого назвали Федей. Тяга к изобразительному искусству, кажется, была заложена в нем с детства. Отец Павел занимался созданием икон, и по его примеру старший брат Василий стал студентом Киевского художественного училища.

Однако после смерти обоих родителей учебу в нем пришлось оставить, чтобы воспитывать и содержать семью. Парень занялся росписью церквей и храмов, а дома в свободное время писал лики святых. Маленький Федя помогал как мог – растирал краски, готовил холсты и кисти.

Федор Решетников и Отто Шмидт Известно также, что имелся и третий брат Иван, позднее увлекшийся революцией. В связи с этим следы его долго были затеряны, точных биографических сведений о нем нет. В дальнейшем все трое встретились в Мариуполе в 30-х.

По мере взросления будущий прославленный живописец охотно брался за любую работу. Среди освоенных им профессий – оформитель местных культурных центров и провинциальных театров, руководитель музыкального хора, плотник, сапожник, маляр, шахтер, актер и даже спортивный комментатор.

Позднее он трудился в клубе железнодорожников – отсюда его и направили на рабфак искусств, дававший возможность получить высшее образование. Отучившись, Решетников сделал выбор в пользу ВХУТЕМАС, куда поступил в 1929-м.

Федор Решетников — «Ремонт “Сибирякова” во льдах» / Culture and art

В мастерских он жадно впитывал знания, преподаваемые Сергеем Герасимовым («Мать партизана», «Фронтовик») и Дмитрием Моором (агитплакат «Ты записался добровольцем?»). Первые успехи не заставили себя ждать – способного студента, попавшего под влияние творческого коллектива «Кукрыниксы», прозвали на курсе «виртуозом графического шаржа».

Приобретенные навыки открывали перед молодым человеком новые возможности. Благодаря им он попал в заполярные экспедиции в качестве художника-репортера. Особенно жадно желал Федор оказаться на «Сибирякове», бок о бок с Отто Шмидтом. Интересный факт: именно во время плавания он написал дебютную живописную картину «Ремонт “Сибирякова” во льдах».

Следующая подобная «командировка» в составе «Челюскина» прошла заметно труднее, чем первая – пароход затонул, экипаж спасли с дрейфующей льдины и возвратили на Большую землю. Зарисовки, сделанные Решетниковым, восторженно приняли и публика, и критика.

Династия «почётников»

Род Зенковых ведёт начало из крепостных крестьян Тобольской губернии, владельцами которых были потомки знаменитых купцов и промышленников Строгановых, организаторов походов Ермака на завоевание Сибири. История не сохранила имени родоначальника Зенковых, но известно, что прадед Павла Матвеевича — небогатый купец третьей гильдии Фёдор Зенков — осенью 1824 года был избран первым старостой Петропавловска, только что получившего статус города. За заслуги в развитии города он первым из петропавловцев в 1832 году был удостоен звания «Почётный гражданин города» за заслуги в развитии Петропавловска и добросовестное несение государевой службы.

Также почётными гражданами были владелец мельницы М.И. Поляков, второй гильдии купец Семён Иванович Глазков, личный почётный гражданин Иван Осипович Спехальский. Документы, найденные недавно архивистом облгосархива Л.В. Ярковой, дали возможность выявить имена ранее неизвестных почётных граждан города Петропавловска. Среди них: Буторин Иван Андреевич, занимавшийся торговлей железным и кожевенным товаром, Геркулесов Константин Иванович, редактор-издатель, владелец типографии, Геркулесова Татьяна Константиновна, Люцедарский Сильвестр Евдокимович, нотариус, имевший частную нотариальную контору (по ул. Банковской, 49, ныне Советская), Коровин Иван Михайлович (данные 1917 года), городской староста, также занимавшийся торговлей галантерейным товаром (известно здание — магазин Коровина по ул. Театральной), Пырьев Алексей Яковлевич, Критский Иван Андреевич и другие («Мой город» №4 (22) 2007).

Биография

Вознесенский кафедральный собор (b)

Родился в 1863 году в семье архитектора П. М. Зенкова (b) . В 1867 году семья переехала в военное укрепление Верное (b) (ныне Алма-Ата (b) ), где отец стал одним из разработчиков первого плана застройки. Судьба сына также оказалась тесно связанной с этим городом.

По окончании трёх классов реального училища в Верном был определён в Сибирскую военную гимназию (кадетское училище) (b) в Омске (b) . Окончив её с похвальным листом (b) , получил предложение поступить в Николаевское инженерное училище (b) в Санкт-Петербурге (b) . В 1884 году вернулся в Верный в чине подпоручика для прохождения службы в 8-м Западно-Сибирском линейном батальоне.

В 1893 окончил с отличием Николаевскую военно-инженерную академию (b) , после чего был командирован в Омский военный округ (b) . С 1893 по 1897 годы служил в инженерных частях Омского военного округа, где занимался гражданским строительством Семипалатинска (b) и Усть-Каменогорска (b) . В 1898 году вернулся в Семиречье (b) , где с 1900 года исполнял обязанности областного инженера и начальника строительного отделения. Проживали в доме, известным ныне как дом зодчих Зенковых (b) .

А. П. Зенков стал одним из основоположников сейсмостойкого (b) строительства. Построенные им здания, в том числе Вознесенский кафедральный собор (b) (проект П. Гурде и А. Зенкова, архитекторы К. Борисоглебский и С. Тропаревский, роспись иконостаса — художник Н. Хлудов (b) ), выстояли во время сильнейшего землетрясения 1911 года,. А. П. Зенков писал «При грандиозной высоте, собор представлял гибкую конструкцию. Колокольня гнулась и качалась, как вершина высокого дерева, и работала, как гибкий брус».

Также строительством нескольких значимых зданий в городе Пишпеке (ныне Бишкек (b) ), по проекту архитектора Андрея Павловича Зенкова завершается история города Пишпека. До наших дней сохранились только три из пяти построенных Зенковым зданий: Ассамблея народа Кыргызстана (Центральный Исполнительный Комитет Киргизской АССР — ЦИК 1927 г.). хирургический центр национального госпиталя, банк на проспекте Эркиндык, Совнаркома Киргизской АССР (1927 г.) И сегодня среди современных строений города они выделяются своим необычным обликом и украшают город.

А. П. Зенков — первым из строителей совместил в архитектуре национальные колориты. Стрельчатые и арочные проемы, купола, зубчатые карнизы — это восточная архитектурная музыка киргизских гумбезов, переплетение остроконечных башенок, резных металлических украшений, узорчатая кирпичная кладка — это песня древнерусского зодчества. И они объединились в творениях архитектора.

Каждое здание Зенкова «узнается по резным оконным рамам, по ажурному железу, по дверям, по крыше, по крыльцу, а главное — по свободному сочетанию всего этого». Так писал о нем Юрий Домбровский — автор «Хранителя древностей». К сожалению, этот стиль не стал основным архитектурным стилем города, да и город получает новое название и живет уже в другом историческом времени.

В советское время был начальником Управления строительного контроля при Совнаркоме Казакской АССР (b) , участвовал в застройке административного центра Алма-Аты.

Похоронен на Центральном кладбище Алма-Аты.

Краткая биография

Фёдор Миха́йлович Реше́тников

(17 сентября 1841, Екатеринбург — 21 марта 1871, Санкт-Петербург) — русский писатель и очеркист.

Родился в Екатеринбурге. Рано лишился матери (ушедшей от мужа и перебравшейся с 9-месячным сыном в Пермь), оставшись на попечении своего дяди и тётки. В 1851 году был отдан учиться в Пермское уездное училище. В 1855 году привлечён к суду за то, что, как-то разбирая с дядей (почтальоном) полученную почтовую пересылку, потерял важный казённый пакет. После длившегося два года судебного разбирательства был сослан на 3 месяца в Соликамский монастырь на покаяние. Окончив Пермское уездное училище в 1859 году, служил чиновником в Екатеринбурге (где ныне имеется дом-музей) и Перми.

В 1863 году переехал в Санкт-Петербург. Служил в департаменте Министерства финансов. Одновременно публиковал в газете «Северная пчела» очерки о жизни социальных низов. При содействии Н. Г. Помяловского в 1864 году сблизился с редакцией «Современника».

В 1865 году совершил длительную поездку на Урал, собирая в Перми, Соликамске, Усолье, Чердыни, Тагиле материалы для задуманной серии этнографических очерков о горнозаводских рабочих. Некоторое время сам работал на Демидовском заводе. Впечатления отразились в романах «Горнорабочие», «Глумовы» и других произведениях.

Постоянная борьба с нуждой и наследственная болезнь способствовали раннему уходу из жизни. Умер от отёка лёгких.

Биография

Вознесенский кафедральный собор

Родился в 1863 году в семье архитектора П. М. Зенкова. В 1867 году семья переехала в военное укрепление Верное (ныне Алма-Ата), где отец стал одним из разработчиков первого плана застройки. Судьба сына также оказалась тесно связанной с этим городом.

По окончании трёх классов реального училища в Верном был определён в Сибирскую военную гимназию (кадетское училище) в Омске. Окончив её с похвальным листом, получил предложение поступить в Николаевское инженерное училище в Санкт-Петербурге. В 1884 году вернулся в Верный в чине подпоручика для прохождения службы в 8-м Западно-Сибирском линейном батальоне.

В 1893 окончил с отличием Николаевскую военно-инженерную академию, после чего был командирован в Омский военный округ. С 1893 по 1897 годы служил в инженерных частях Омского военного округа, где занимался гражданским строительством Семипалатинска и Усть-Каменогорска. В 1898 году вернулся в Семиречье, где с 1900 года исполнял обязанности областного инженера и начальника строительного отделения. Проживали в доме, известным ныне как дом зодчих Зенковых.

А. П. Зенков стал одним из основоположников сейсмостойкого строительства. Построенные им здания, в том числе Вознесенский кафедральный собор (проект П. Гурде и А. Зенкова, архитекторы К. Борисоглебский и С. Тропаревский, роспись иконостаса — художник Н. Хлудов), выстояли во время сильнейшего землетрясения 1911 года,. А. П. Зенков писал «При грандиозной высоте, собор представлял гибкую конструкцию. Колокольня гнулась и качалась, как вершина высокого дерева, и работала, как гибкий брус».

Также строительством нескольких значимых зданий в городе Пишпеке (ныне Бишкек), по проекту архитектора Андрея Павловича Зенкова завершается история города Пишпека. До наших дней сохранились только три из пяти построенных Зенковым зданий: Ассамблея народа Кыргызстана (Центральный Исполнительный Комитет Киргизской АССР — ЦИК 1927 г.). хирургический центр национального госпиталя, банк на проспекте Эркиндык, Совнаркома Киргизской АССР (1927 г.) И сегодня среди современных строений города они выделяются своим необычным обликом и украшают город.

А. П. Зенков — первым из строителей совместил в архитектуре национальные колориты. Стрельчатые и арочные проемы, купола, зубчатые карнизы — это восточная архитектурная музыка киргизских гумбезов, переплетение остроконечных башенок, резных металлических украшений, узорчатая кирпичная кладка — это песня древнерусского зодчества. И они объединились в творениях архитектора.

Каждое здание Зенкова «узнается по резным оконным рамам, по ажурному железу, по дверям, по крыше, по крыльцу, а главное — по свободному сочетанию всего этого». Так писал о нем Юрий Домбровский — автор «Хранителя древностей». К сожалению, этот стиль не стал основным архитектурным стилем города, да и город получает новое название и живет уже в другом историческом времени.

В советское время был начальником Управления строительного контроля при Совнаркоме Казакской АССР, участвовал в застройке административного центра Алма-Аты.

Похоронен на Центральном кладбище Алма-Аты.

Его именем названа улица в центре Алма-Аты (бывшая Первогильдейская в царское время и Пролетарская — в советское).

Биография Максима Решетникова: что известно о новом министре экономики

Родился в Перми в 1979 году, 40 лет. Окончил с отличием местную школу-гимназию. Затем поступил в Пермский госуниверситет. И там учился сразу на две специальности: «экономист-кибернетик» и «лингвист-переводчик». На последних курсах параллельно еще и начал работать в региональном правительстве. Всего за семь лет «дослужился» до должности первого заместителя главы администрации губернатора Пермского края. В 2007 году перебирается в Москву — в Министерство регионального развития. Через два года возвращается в Пермь — на должность руководителя администрации губернатора, но всего на полгода.

Уже в октябре 2009-го Сергей Собянин позвал молодого технократа в аппарат федерального правительства, которым он тогда руководил. А потом и в московскую мэрию. В апреле 2012 года Решетников становится министром правительства Москвы, руководителем Департамента экономической политики и развития города, одним из создателей инвестиционной стратегии Москвы до 2025 года.

С февраля 2020 года новый министр экономического развития работал губернатором родного Пермского края. Теперь новый премьер Михаил Мишустин доверил ему одно из самых сложных дел — формирование новой экономической политики всей страны. Кстати, как вспоминают школьные учителя, на выпускном вечере в альбоме своего классного руководителя он написал слова благодарности с подписью: «От будущего премьера». Теперь он в паре шагов от мечты детства.

Лавров, Шойгу и Голикова остались. А вот что известно о новых членах Правительства России

00:00

00:00

xHTML-код

Мишустин поставил задачи новому кабинету министров.

История Товарищества передвижников

В начале 1860-х Россию постигла череда социокультурных изменений. В 1861 году отменили крепостное право. Последовавший за этим экономический сдвиг радикализировал взгляды молодежи.

В 1863 году группа из 14 студентов покинула Императорскую Академию художеств. Студенты сочли действующие правила консервативными и «сдерживающими» творчество. По правилам Академии художникам как представителям «высокого искусства» полагалось писать картины на библейские или мифологические сюжеты. Зрителям полагалось восхищаться. К 100-летию со дня основания Академии организовали конкурс. Студентам предложили написать картину «Пир Одина в Валгалле».

14 лучших студентов Академии отказались писать на «несовременную» мифологическую тему и обратились с просьбой позволить автору писать на вольную. В ответ на отказ бунтари покинули учебное заведение, организовав независимое художественное общество – «Санкт-Петербургскую артель художников».

7 лет спустя часть из них создадут «Товарищество передвижных художественных выставок». Художников, вошедших в общество, назовут передвижниками. Всего за время существования общества передвижников в списке участников насчитывалось около 100 фамилий российских художников.

С 1871-го по 1923 год передвижники организовали 48 выставок в Москве и Санкт-Петербурге. После чего включили в программу выставки в Харькове, Казани, Орле, Риге, Одессе и ряде других городов.

Биография

Родился в 1863 году в семье архитектора П. М. Зенкова. В 1867 году семья переехала в военное укрепление Верное (ныне Алма-Ата), где отец стал одним из разработчиков первого плана застройки. Судьба сына также оказалась тесно связанной с этим городом.

По окончании трёх классов реального училища в Верном был определён в Сибирскую военную гимназию (кадетское училище) в Омске. Окончив её с похвальным листом, получил предложение поступить в Николаевское инженерное училище в Санкт-Петербурге. В 1884 году вернулся в Верный в чине подпоручика для прохождения службы в 8-м Западно-Сибирском линейном батальоне.

В 1893 окончил с отличием Николаевскую военно-инженерную академию, после чего был командирован в Омский военный округ. С 1893 по 1897 годы служил в инженерных частях Омского военного округа, где занимался гражданским строительством Семипалатинска и Усть-Каменогорска. В 1898 году вернулся в Семиречье, где с 1900 года исполнял обязанности областного инженера и начальника строительного отделения. Проживали в доме, известным ныне как дом зодчих Зенковых.

А. П. Зенков стал одним из основоположников сейсмостойкого строительства. Построенные им здания, в том числе Вознесенский кафедральный собор (проект П. Гурде и А. Зенкова, архитекторы К. Борисоглебский и С. Тропаревский, роспись иконостаса — художник Н. Хлудов), выстояли во время сильнейшего землетрясения 1911 года,. А. П. Зенков писал «При грандиозной высоте, собор представлял гибкую конструкцию. Колокольня гнулась и качалась, как вершина высокого дерева, и работала, как гибкий брус».

Также строительством нескольких значимых зданий в городе Пишпеке (ныне Бишкек), по проекту архитектора Андрея Павловича Зенкова завершается история города Пишпека. До наших дней сохранились только три из пяти построенных Зенковым зданий: Ассамблея народа Кыргызстана (Центральный Исполнительный Комитет Киргизской АССР — ЦИК 1927 г.). хирургический центр национального госпиталя, банк на проспекте Эркиндык, Совнаркома Киргизской АССР (1927 г.) И сегодня среди современных строений города они выделяются своим необычным обликом и украшают город.

А. П. Зенков — первым из строителей совместил в архитектуре национальные колориты. Стрельчатые и арочные проемы, купола, зубчатые карнизы — это восточная архитектурная музыка киргизских гумбезов, переплетение остроконечных башенок, резных металлических украшений, узорчатая кирпичная кладка — это песня древнерусского зодчества. И они объединились в творениях архитектора.

Каждое здание Зенкова «узнается по резным оконным рамам, по ажурному железу, по дверям, по крыше, по крыльцу, а главное — по свободному сочетанию всего этого». Так писал о нем Юрий Домбровский — автор «Хранителя древностей». К сожалению, этот стиль не стал основным архитектурным стилем города, да и город получает новое название и живет уже в другом историческом времени.

В советское время был начальником Управления строительного контроля при Совнаркоме Казакской АССР, участвовал в застройке административного центра Алма-Аты.

Похоронен на Центральном кладбище Алма-Аты.

Его именем названа улица в центре Алма-Аты (бывшая Первогильдейская в царское время и Пролетарская — в советское).

Жизнь художника

Высший художественно-технический институт был колыбелью советского академического искусства. Федор учился живописи у великого С.В. Герасимова, графике — у выдающегося плакатиста Д.С. Моора. Он не расставался с блокнотом, непрерывно создавая наброски, шаржи и карикатуры. Острый ум и искусная рука сделали его автором юмористических журналов «Безбожник» и «Крокодил». Талант репортера и дух искателя приключений определили удивительный поворот его судьбы.

Полярные экспедиции:

  • «Сибиряков», 1932 г. Решетников решил войти в состав северной морской экспедиции Отто Юльевича Шмидта. С большим трудом ему удалось попасть на борт. Рейд оказался непростым: ледокол «Сибиряков» потерял гребной вал и винт, пришлось взрывать лед и тащить судно на буксире. Федор работал в команде, а также выпускал самодельный журнал «Ледовитый крокодил» и стенгазеты на злобу дня. По окончании похода он был удостоен ордена Трудового Красного Знамени.
  • «Челюскин», 1933-34 гг. На следующий год В Федор Решетников принял участие в легендарной эпопее парохода «Челюскин». Гибель корабля, двухмесячная зимовка на дрейфующей льдине, эвакуация на самолетах стали одной из знаменитых страниц советской истории. Решетников поднимал боевой дух товарищей, рисуя шаржи, листовки, выпуская ежедневную газету «Не сдаемся!». Графическая серия впоследствии сыграла роль его дипломной работы, а сам он был удостоен ордена Красной Звезды.

В 1936 г. в Москве состоялась первая персональная выставка, где были выставлены сотни графических и живописных работ, выполненных уверенной рукой мастера. «Ехал за экзотикой, увидел людей», говорил Федор Решетников о полярных походах. Наброски, портреты и зарисовки этого времени стали основой серьезных станковых произведений, таких как «Первые герои Советского Союза», «Гибель Челюскина».

Военные годы:

  1. Решетников уходит на войну в звании майора и должности корреспондента газеты «Красный черноморец». Он ведет репортажи с линии фронта, рисует карикатуры и агитационные листовки.
  2. В 1941-42 гг. принимает участие в обороне Севастополя, которую изображает в картине «В отряде морской пехоты» (1942 г.)
  3. В 1943 живописные полотна художника экспонируются на выставке военных картин наряду с произведениями других известных авторов.
  4. С 1944 г. в его творчестве появляется новая тема – жанровые картины с присутствием детей, которые впоследствии станут невероятно популярны. Первая картина такого рода — «Достали «языка» — изображает детскую игру той поры.
  5. В 1945 г. Ф.П. Решетников вступает в ряды ВКП(б) – Коммунистической партии.

Заслуженная слава:

  • С 1948 г. Решетникову доверено писать полотна, воплощающие величие вождей советской державы. Картина «Генералиссимус» приносит ему Сталинскую премию. Талант, личные качества и заслуги перед страной помогают художнику завоевать славу и признание.
  • В 1949-52 гг. Федор Решетников создает наиболее знаменитые и растиражированные произведениями — «Прибыл на каникулы», «Опять двойка» и «Переэкзаменовка», выполненные в лучших традициях критического реализма. Их сюжет и композиция являют золотую середину между фундаментальным реализмом и забавной сатирой.
  • В 1953 г. Ф.П. Решетников становится действительным членом Академии художеств СССР.
  • В 1953-62 гг. художник преподает в МХИ имени В.И. Сурикова и Московском педагогическом институте. За успехи в этой деятельности он удостаивается знака «Отличник народного просвещения».
  • К 1970-м Решетников — живой классик социалистического искусства — получает звание Народного художника СССР, избирается Вице-президентом Художественной Академии.
  • В 1980-е гг. Ф.П. Решетников, помимо масштабных заказных полотен, таких как «Союз – Аполлон» (1982), пишет в основном камерные натюрморты и пленэрные пейзажи.
  • В 1988 г. художника не стало. Рожденный между двумя революциями, он ушел на закате советской эры и был с почестями похоронен на Ваганьковском кладбище.

Детство и юность

Федор Павлович Решетников родился в 1906 г. в селе Сурско-Литовское недалеко от Екатеринослава, ныне Днепропетровска. Он стал четвертым ребенком в семье потомственного иконописца. Родители умерли, когда мальчику не было и 3-х лет. Сирот приютил старший брат, студент Киевского художественного училища. Ему пришлось бросить учебу и браться за любые заказы, чтобы прокормить детей. Он писал иконы, делал лепнину. Федор служил подмастерьем, в свободное время пробовал себя в набросках и портретах.

Период взросления совпал с временем войн, революций, голода и разрухи. Не желая быть обузой семье брата, 16-летний подросток сбежал из дому. Год бродяжничал, перебивался случайными заработками, голодал. Спасла неожиданная удача. Благодаря навыкам рисования он смог устроиться оформителем в клуб железнодорожников. Будущий художник с увлечением писал лозунги, плакаты, создал настенное панно «Смычка города с деревней». Неумелые, но выразительные работы принесли ему первый зрительский успех.

Мечтой Федора стало высшее профессиональное образование. Это казалось недостижимым для того, кто не закончил даже среднюю школу. Юноша работал на шахте, стал комсомольцем и смог получить путевку на рабфак, где готовили будущих студентов. В 1929 г. Федор Решетников поступил во ВХУТЕИН.

Влияние творчества художников-передвижников на культуру и искусство

Влияние передвижников на культуру заключалось в просвещении общества. Их выставки знакомили посетителей с последними тенденциями в искусстве. По словам художника Николая Ярошенко, они мечтали «вынести искусство из дворцов и сделать достоянием всех». И цели своей передвижники достигли.

Бунт будущих передвижников в Императорской Академии сместил акценты в работах художников с академических сюжетов к изображению реализма. Их полотна оказали влияние на искусство последующего периода в истории государства.

Кроме того, живописцы продемонстрировали успешную бизнес-модель частного художественного предприятия. В своде правил, адресованных художникам, чьи полотна включали в программу выставки, было требование предлагать к демонстрации только те картины, которые ранее нигде не выставляли, чтобы заинтересовать зрителей. Начинающим художникам выставки передвижников помогли обрести известность.

Выставочную деятельность общества поддерживал меценат и коллекционер Павел Третьяков. Он покупал полотна для своей галереи, а также заказывал картины у членов товарищества.

Передвижники организовывали выставки почти 30 лет. За собственным успехом они не заметили, как в их работе наступила стагнация. Художники использовали те же темы, что и писатели этого периода. Но по сравнению с литературой, живопись оставалась слишком «статичной» в отображении протеста против недостатков общества. Среди художников вспыхивали разногласия. В 1923 году состоялась последняя – 48-я по счету – выставка, после чего передвижники прекратили деятельность. Часть членов общества вступили в Ассоциацию художников революционной России (АХРР).

Смерть

Помимо изобразительного искусства, Федор Павлович занимался преподавательской деятельностью и имел высокий руководящий пост в Академии художеств.

Федор Решетников — «За мир!» Художник покинул земной мир в преклонном возрасте 13 декабря 1988-го. Смерть наступила по естественным причинам. Последнее пристанище выдающегося мастера – Ваганьковское кладбище. Рядом с ним покоится и его супруга, ненадолго пережившая любимого мужа.

Примечательно, что за несколько месяцев до кончины работники Читинского музея обнаружили некогда пропавшую картину «Дом» на стенах местного торгово-кулинарного училища.

Биография

Родился в 1863 году в семье архитектора П. М. Зенкова. В 1867 году семья переехала в военное укрепление Верное (ныне Алма-Ата), где отец стал одним из разработчиков первого плана застройки. Судьба сына также оказалась тесно связанной с этим городом.

По окончании трёх классов реального училища в Верном был определён в Сибирскую военную гимназию (кадетское училище) в Омске. Закончив её с похвальным листом, получил предложение поступить в Николаевское инженерное училище в Санкт-Петербурге. В 1884 году вернулся в Верный в чине подпоручика для прохождения службы в 8-м Западно-Сибирском линейном батальоне.

В 1893 окончил с отличием Николаевскую военно-инженерную академию, после чего был командирован в Омский военный округ. С 1893 по 1897 годы служил в инженерных частях Омского военного округа, где занимался гражданским строительством Семипалатинска и Усть-Каменогорска. В 1898 году вернулся в Семиречье, где с 1900 года исполнял обязанности областного инженера и начальника строительного отделения. Проживали в доме, известным ныне как дом зодчих Зенковых.

А. П. Зенков стал одним из основоположников сейсмостойкого строительства. Построенные им здания, в том числе Вознесенский кафедральный собор (проект П. Гурде и А. Зенкова, архитекторы К. Борисоглебский и С. Тропаревский, роспись иконостаса — художник Н. Хлудов), выстояли во время сильнейшего землетрясения 1911 года,. А. П. Зенков писал «При грандиозной высоте, собор представлял гибкую конструкцию. Колокольня гнулась и качалась, как вершина высокого дерева, и работала, как гибкий брус».

В советское время был начальником Управления строительного контроля при Совнаркоме Казакской АССР, участвовал в застройке административного центра Алма-Аты.

Похоронен на Центральном кладбище Алма-Аты.

Его именем названа улица в центре Алма-Аты (бывшая Первогильдейская в царское время и Пролетарская — в советское).

Также строительством нескольких значимых зданий в городе Пишпеке (ныне Бишкек), по проекту архитектора Андрея Павловича Зенкова завершается история города Пишпека. До наших дней сохранились только три из пяти построенных Зенковым зданий: Ассамблея народа Кыргызстана (Центральный Исполнительный Комитет Киргизской АССР — ЦИК 1927 г.). хирургический центр национального госпиталя, банк на проспекте Эркиндык, Совнаркома Киргизской АССР (1927 г.) И сегодня среди современных строений города они выделяются своим необычным обликом и украшают город.

А. П. Зенков — первым из строителей совместил в архитектуре национальные колориты. Стрельчатые и арочные проемы, купола, зубчатые карнизы — это восточная архитектурная музыка киргизских гумбезов, переплетение остроконечных башенок, резных металлических украшений, узорчатая кирпичная кладка — это песня древнерусского зодчества. И они объединились в творениях архитектора.

Каждое здание Зенкова «узнается по резным оконным рамам, по ажурному железу, по дверям, по крыше, по крыльцу, а главное — по свободному сочетанию всего этого». Так писал о нем Юрий Домбровский — автор «Хранителя древностей». К сожалению, этот стиль не стал основным архитектурным стилем города, да и город получает новое название и живет уже в другом историческом времени.

Жанры

Передвижники считали, что мифологические сюжеты ведут к упадку искусства. Первоначальный интерес к сюжету сменяется равнодушием, а затем человек теряет интерес к живописи. Поэтому передвижники посвящали картины изображению повседневной жизни: элементам крестьянского быта, труду крестьян, праздникам, российским пейзажам.

Художники изображали не только бедность, но и красоту крестьянского мира. Некоторые полотна носили социально-политический подтекст. Например, полотно Ильи Репина «Бурлаки на Волге» изображает тяжелые условия, в которых трудятся простые люди.

У передвижников много полотен с изображением пейзажей. Картина Саврасова «Грачи прилетели» произвела фурор на первой выставке. Сегодня это полотно известно каждому школьнику. Среди других популярных полотен были изображения русского леса Ивана Шишкина, лунные ночи в украинской глубинке Архипа Куинджи.

Несмотря на то, что пейзажи передвижников популярны и сегодня, критики утверждали, что этот жанр не может продвигать прогрессивные взгляды, а значит, люди в них не нуждаются. От художников требовали включать в пейзаж «социальные комментарии». Ответом на подобную критику стала картина Исаака Левитана «Владимирка». Дорога, изображенная на картине, – это путь, по которому заключенных вели на каторгу в Сибирь.

К 1885 году передвижники утратили статус оппозиции к царскому правительству. Выставки передвижников посещала семья монарха, картины покупали император и близкие к нему люди. Представителей передвижников, Репина и Поленова, пригласили преподавать в Императорскую Академию художеств.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: