Крученых алексей елисеевич

Первое призвание

В 1907 году Крученых Алексей получил диплом об окончании училища и отправился в Херсон служить учителем рисования. Но мечтал он стать свободным художником, поэтому на службу ходил нерегулярно и в этом же году подал заявление о приеме в Московское училище живописи. И, несмотря на то, что в училище его не приняли, осенью 1907 года он отправляется в Москву с твердым желанием быть художником.

В Москве он заводит многочисленные знакомства в художественной среде, начинает работать в журналах «Будильник» и «Весна», в «Московской газете» в качестве иллюстратора и шаржиста. Он прославился как карикатурист и даже создал серию работ «Вся Москва в карикатурах» по заказу крупного издательства. Он достаточно успешно занимается творчеством, преодолевает свою академическую школу, обретает свой стиль, но мечта его — занятия литературой. Крученых участвует в периодической выставке Художественного общества московских художников, в выставке «Импрессионисты». Он входит в круг русского авангарда, знакомится с Еленой Гуро, Михаилом Матюшиным, Василием Каменским.

О жизни и творчестве

  • Арзамасцева И. Н. Лингвопоэтическая идея детства и творчество А. Е. Крученых // Филологические науки. – 2002. – № 6. – С. 12–23.
  • Бобринская Е. А. Слово и изображение у Е. Гуро и А. Кручёных // Поэзия и живопись: Сборник трудов памяти Н. И. Харджиева / Составление и общая редакция М. Б. Мейлаха и Д. В. Сарабьянова. — М.: Языки русской культуры, 2000. — С. 309—322.
  • Богомолов Н. А. «Дыр бул щыл» в контексте эпохи / НЛО. – 2005. – № 2.
  • Жив Крученых! : Сборник статей / Борис Пастернак, Сергей Третьяков, Давид Бурлюк и др. – М.: издание Всероссийского союза поэтов, 1925. – 44 с.
  • Импости Г. Роль звукоподражания в поэтике итальянского и русского футуризма. Маринетти, Крученых и Хлебников // Поэзия и живопись: Сб. трудов памяти Н. И. Харджиева / Под ред. М. Б. Мейлаха и Д. В. Сарабьянова. – М.: Языки русской культуры, 2000. – С. 469–480.
  • Кукуй И. С. Слово как таковое: транспонирование Крученых (семнадцать ерундовых наблюдений о сплошном неприличии) // Russian Literature. – 2009. – №65. – С. 395-419.
  • Собрание А. Е. Кручёных (каталог) // Советский художественный авангард. Инскрипты книжного собрания РГАЛИ. Выпуск 1 / РГАЛИ; сост. Л. Я. Дворникова. — М.: Центр книги Рудомино, 2012. — С. 48—147. — 184 с.
  • Сухопаров С. М. Алексей Крученых в свидетельствах современников. -Мюнхен: Verlag Otto Sagner, 1994. – 317 с.
  • Сухопаров С. М. Алексей Кручёных. Судьба будетлянина / Редакция и предисловие Вольфганга Казака. — München: Verlag Otto Sagner in Komission, 1992. — 166 с.
  • Терентьев И. Г. А. Крученых – грандиозарь / И. Терентьев (Рис. на обл. Кирилла Зданевича: Гравюра Д. Г. Гордеева). – Тифлис: б. и., 1919. – 16 с.
  • Харджиев Н. И. От Маяковского до Крученых: Избранные работы о русском футуризме / Сост. С. Кудрявцев. – М.: Гилея, 2006. – 557 с.
  • Циглер Р. Поэтика А. Е. Кручёных поры «41°». Уровень звука // L`avanguardia a Tiflis / Studi, ricerche, cronache, testimonianze, documenti a cura di L. Magarotto, M. Marzaduri, G. Pagani Cesa. Venezia, 1982.
  • Янечек Дж. Крученыховский стихотворный триптих «дыр бул щыл» // Черновик. – 1992. – № 5.

Алексей Крученых и русский авангард

Алексей Крученых, биография которого с 1910-х годов связана с авангардным течением в искусстве, стал активным участником многих ярких событий в художественной среде Москвы. В 1911 г. он знакомится с Бенедиктом Лившицем, который вместе с братьями Бурлюк и Алексеем Крученых позже возродят футуристическое общество «Будетляне». В это время авангардизм бурно развивается в мире, появляются различные кружки и группы, которые призывают создавать новое искусство.

Все эти идеи очень нравятся Алексею, он сотрудничает сразу с несколькими группами и участвует в выпуске нескольких альманахов футуристов: «Садок Судей», «Трое», «Дохлая Луна», «Пощечина общественному вкусу». Крученых также выпускает собственные книги с теоретическими статьями и стихами, причем он выступает здесь в двух ипостасях: не только как литератор и теоретик, но и как художник-оформитель. 1912 год был богат художественными событиями, Крученых участвует в группе Д. Бурлюка «Гилее», сотрудничает с «Бубновым валетом», участвует в диспутах и общественных акциях.

Стихотворное творчество

В 1912 году Алексей Крученых, стихи для которого выходят на первый план, начинает тесно сотрудничать с Велимиром Хлебниковым. К этому времени оба поэта всерьез занимались созданием стихов на «собственном» языке, оба хотели реформировать поэзию, избавив ее от академической скуки. Крученых принес Хлебникову показать начало своей поэмы, а тот, начав читать, неожиданно начал дописывать продолжение. Так родилась их совместная поэма «Игра в аду». Позже они еще вместе напишут либретто к футуристической опере «Победа над солнцем».

С этого началась деятельность Крученых в сфере поэтического авангарда, он издает дебютную книгу стихов «Старинная любовь», в которой продолжает развивать примитивистскую традицию. Книга, как и поэма, была иллюстрирована выдающимися русскими авангардистами М. Ларионовым и Н. Гончаровой и явила собой образец синтеза слова и графики. Крученых начинает эксперименты по созданию алогичных стихов, исповедуя изобретенный принцип «мирсконца», который позже реализовался в сборнике произведений Хлебникова и Крученых с таким же названием.

В 1913-14 годах Крученых экспериментирует с новым стилем — литературной заумью, он начинает писать стихи на языке собственного изобретения. Новые произведения вошли в сборник «Помада». Самым знаменитым из них стал текст:

дыр бул щыл

По словам А. Крученых, в нем было больше русского национального духа, чем во всей поэзии А. Пушкина. Свои литературные опыты поэт продолжает до 1930 года, когда выходит сборник его стихов «Ирониада».

Семья и детство

Родился Алексей Крученых 21 февраля 1886 года в селе Оливское Херсонской губернии в простой семье. Отец его вышел из крестьянской среды, был сначала выездным кучером в имении, и до 8 лет будущий футурист жил в маленьком селе на 30 домов, а потом отец решился продать дом в деревне и стал извозчиком в Херсоне, так что детство Алексей провел в этом городе. Здесь Крученых окончил школу в три класса и в 1902 поступил году в Одесское художественное училище. Так закончилось спокойное детство юноши. Выбор места учебы состоялся под сильным влиянием старшего брата, который обладал незаурядным талантом живописца.

Крученых против Есенина

  • 2015 Крученых против Есенина
  • 1926 Гибель Есенина
  • 1926 Есенин и Москва кабацкая
  • 1926 Чорная тайна Есенина
  • 1926 Лики Есенина. От херувима до хулигана
  • 1926 На борьбу с хулиганством в литературе
  • 1926 Проделки есенистов
  • 1926 Хулиган Есенин
  • 1927 О статье Н. Бухарина против Есенина

В книге впервые собраны под одной обложкой антиесенинские памфлеты, изданные в 1926 г. виднейшим поэтом-футуристом, теоретиком футуризма, литературным критиком и коллекционером А. Е. Крученых (1886-1968). В совокупности они представляют собой печальную, но не лишенную значительного исторического интереса страницу истории русского авангарда и самого Крученых.

В книге впервые собраны под одной обложкой антиесенинские памфлеты, изданные в 1926 г. виднейшим поэтом-футуристом, теоретиком футуризма, литературным критиком и коллекционером А. Е. Крученых (1886-1968). В совокупности они представляют собой печальную, но не лишенную значительного исторического интереса страницу истории русского авангарда и самого Крученых.

Не первому поэту привелось угадать свою смерть. Так сбылось и предсказание Есенина. Предчувствие оказалось неслучайным. И уже теперь, через несколько суток после его смерти – в печати начинают раздаваться голоса, что именно такой конец был для Есенина неизбежен, неминуем, – неотвратим. Если мы пристально всмотримся в жизнь и стихи погибшего поэта, мы, пожалуй, скажем, что это именно так.

Мы начинаем настоящую статью с целью выяснить, как Есенин воспринимал и изображал город. Есть у него книжка, специально городу посещенная: это – «Москва Кабацкая». Уже самое заглавие наводит нас на некоторые печальные размышления. Мы все теперь привыкли к словосочетаниям «Красная Москва», «Новая Москва» и т. п. и вдруг как это остро режет слух! – «Москва Кабацкая». Что в жизни Москвы есть темная кабацкая сторона, это, к сожалению, так

Но неужели именно на эту сторону должен был обратить особенное внимание поэт, в творчестве которого критика нашла ноты, созвучные современности, и даже будущему?

Замечено, что к каждому более или менее значительному писателю прицепляется обычно какое-нибудь ходячее меткое определение сущности его творчества, каковое определение в литературном «паспорте» писателя является как бы его званием. К Чехову быстро прилепилось: «певец сумерек». А вот относительно Есенина до сих пор решить не могут, что он собственно такое: «певец деревни», «поэт Москвы Кабацкой», то ли – «певец Руси уходящей», и сколько еще этикеток приклеивают к Есенину. И все это в некоторой мере верно, но – верно не до конца. Кажется, только одно определение полно и непререкаемо останется за ним: Есенин – поэт безнадежности и самоубийства.

Исследователю творчества поэта всегда приходится принимать во внимание его биографию, потому что всегда существует между творчеством и жизнью взаимозависимость. Иногда она слаба, едва заметна

Иногда, наоборот, она сразу бросается в глаза и является чрезвычайно важной, определяющей. Именно так было у Есенина

Так тесно была связана его личная судьба с судьбой поэтической, что невозможно рассматривать одно без другого. Линии его жизни и его поэзии были параллельны и только в смерти они пересеклись, как всякие параллельные линии пересекаются в бесконечности. В задачи нашей работы входит установление и исследование связи Есенина – человека и Есенина – поэта.

Сборник статей А. Крученых о борьбе с оправданиями хулиганства в современной ему литературе. «Оправдание изнасилования, или Ф. Гладков на страже чубаровских интересов», «О чубаровских певцах и идеологах: Еще певец хулиганства (И. Садофьев)», «Еще о борьбе с хулиганством: Л. Сосновский и поздняя тревога», «Проделки есенистов», «От „хулиганства“ к революции или от хулиганства – к чубаровщине». Приложение – стихотворный уголовный роман «Дунька-Рубиха». Обложка (синтетическое изображение хулигана) и рисунок Г. Клуциса. Продукция № 140.

В предыдущей части нашей работы подробно разобран скелет есенинской темы. Посмотрим, какими словесными приемами эта тема оформляется в стихи. И поищем приемов, специфически Есенину свойственных. Вот мы прочли, шесть сборников стихов Есенина. Ищем: где же этот самый, одному только Есенину свойственный прием? А его и нет. Кое-где, и неплохо, может быть, сказано, но… позвольте!.. я это уже где-то читал!.. В самом деле: то Надсон слышится, то будто сам Некрасов, а то и еще кто – постарше и пострашнее. И все – штамп, штамп, штамп…

Одна из моих книг о Есенине носит знаменательный заголовок: «От херувима – до хулигана». О херувимах говорилось достаточно в журнале «Безбожник». Их классовая сущность исчерпывающе выявлена тов. Ярославским. Потолкуем о хулиганах. Теперь это – на очереди дня.

Алексей Крученых / Избранная библиография

  • Крученых А. Е. Игра в аду: Поэма / Сочинение Алексея Крученых и Виктора Хлебникова. Рисунки Наталии Гончаровой. – Москва: Типо-лит. В. Рихтер, 1912. – 14 л.: ил. – .
  • Крученых А. Е. Старинная любовь / Сочинение А. Крученых; Украшения М. Ларионова. – Москва: типо-лит В. Рихтер, 1912. – 13 с.: ил. – .
  • Крученых А. Е. Пощечина общественному вкусу: Стихи. Проза. Статьи / Сборник: Д. Бурлюк, Н. Бурлюк, А. Крученых, В. Кандинский, Б. Лившиц, В. Маяковский, В. Хлебников. – Москва: Г. Л. Кузьмин, 1913. – 113 с. — .
  • Крученых А. Е. Помада / Соч. Крученых; Рис. Лирионова. – Москва: изд. Г. Л. Кузьмина и С. Д. Долинского, 1913. – 9 с.: ил. – .
  • Крученых А. Е. Взорваль / А. Крученых; Рис. Кульбина, Гончаровой, Розановой, Малевича. – СПб: Изд-во Г. Л. Кузьмина и С. Д. Долинского, 1913. – 32 л.: ил.
  • Крученых А. Е. Возропщем / А. Крученых; Рис. Розановой и Малевича. – СПб: тип. т-ва «Свет», 1913. – 12 с.: ил. – .
  • Крученых А. Е. Поросята / Зина В. и А. Крученых. – СПб: типо-лит. т-ва. «Свет», 1913. – 15 с.: ил. – .
  • Крученых А. Е. Утиное гнездышко дурных слов / А. Крученых; Рис. и раскраска О. Розановой. – СПб: лит. т-ва «Свет», 1914. – 48 с.: ил.- .
  • Крученых А. Е. Победа над солнцем: Опера А. Крученых / Музыка М. Матюшина. – СПб: тип. т-ва «Свет», 191?. – 24 с.: нот. – .
  • Крученых А. Е. Лакированное трико / А. Крученых. – Тифлис: Б. и., 1919. – 32 с. – .
  • Крученых А. Е. Замауль: Стихи / А. Крученых. – Б. м.: Б. и., 1921. – 40 с. – .
  • Крученых А. Е. Собственные рассказы детей / Собрал А. Крученых (в 1921-1922 г.). – Москва: Б. и., 1923. – 16 с. – .
  • Крученых А. Е. Ирониада: Лирика: май-июнь 1930 г. / А. Крученых; обл. И. Клюна; рис. портр.: И. Терентьев. – Москва: Изд. автора, 1930. – 17 л. рукопис. текста: портр.
  • Крученых А. Е. Рубиниада: Лирика: август-сентябрь 1930 г. / А. Крученых; обл. И. Клюна. – Москва: автор, 1930. – 18 л. – .
  • Крученых А. Е. Стихотворения, Романы, Поэмы, Опера / Алексей Крученых. – СПб.: Акад. проект, 2001. – 477 с. – .
  • Крученых А. Е. К истории русского футуризма. Воспоминания и документы: с приложением деклараций, а также статей А. Крученых, а также статей И. Терентьева и С. Третьякова / Алексей Крученых. – Москва: Гилея, 2006. – 457 с. – .

1886—1968

«Иезуит слова», «бука русской литературы», «заумник» и «зудесник», Алексей Елисеевич Крученых остался в поэзии начала века как бесстрашный экспериментатор, разрушитель традиционных форм. Подобно многим футуристам, он был художником по образованию (в 1906 г. окончил Одесское училище) и поначалу зарабатывал на жизнь литографиями и уроками в гимназии. Решающим в его судьбе оказалось знакомство с Д. Бурлюком, а через него с Хлебниковым и Маяковским. Примкнув к группе «гилейцев», Крученых становится наиболее убежденным футуристом. С 1912 г. выступает на диспутах, участвует в выставках «Союза молодежи», помещает стихи и декларации во всех футуристических сборниках, пишет совместно с Хлебниковым поэму «Игра в аду».

В 1913 г., издав еще несколько книжек, Крученых находит свое уникальное место в литературе: по совету Д. Бурлюка сочиняет стихотворение «на собственном языке» (начальная строчка «Дыр бул щыл» приобрела славу большую, чем ее создатель). Ищет теоретическое обоснование «зауми» («Слово как таковое», «Сдвигология русского стиха», «Ожирение роз» и др.), возводит ее генезис к фольклору, поэтике заговоров и заклинаний, к детской речи. Крученых предлагал различать в речи «умное, заумное и наобумное», утверждал, что «слово — шире смысла». Чистой «звучалью» написана небольшая часть его произведений; чаще загадочные звукосочетания включались в контекст, достаточный для того, чтобы при напряженном чтении появилось мерцание ассоциаций и смыслов. В 1913 г. в петербургском Луна-парке была поставлена пьеса-опера Крученых «Победа над солнцем». Название, полемичное по отношению к девизу Бальмонта «Будем как Солнце», перекликалось с лозунгом итальянских футуристов «убьем лунный свет» и символизировало победу нового искусства над старыми канонами красоты. Оформляя спектакль, художник К. Малевич создал пресловутый «черный квадрат на белом фоне», который назвал в письме к М. Матюшину (композитору оперы) «зародышем всех человеческих возможностей». Свои многочисленные сборники с причудливыми названиями — «Взорваль», «Помада», «Тэ-ли-лэ», «Лакированное трико», «Зугдиди», «Нестрочье» — Крученых издавал сам литографическим способом при дружеском участии художников-авангардистов Н. Гончаровой, М. Ларионова, О. Розановой; ими был создан новый тип книги. В советское время занимался коллекционерством, библиографией, издавал Хлебникова. Стихотворные опыты Крученых, давшие в русской литературе результат отрицательный, отстаивали право поэта на создание любого — даже самого абсурдного с точки зрения здравого смысла — произведения.

1

Оязычи меня щедро ЛЯПАЧ
— ты покровитель своего загона!
чтоб я зычно трепещал и дальш
не знал беляжьяго звона! —

ОТПУСТИ ЛОМИЛИЦУ
МНЕ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ

558

2

Озазычи ляма щад
трыпр ВЫВОВ ПИКАР СОв за
ЦБЫЧ!
ЩАРЕТ!
лямашА…
узаль БЯ узвО
ло тимлицИ
Зол зод
дров!..
фью кем
гести
Хость
Павиан
терпкий полотер
половинный
ПОЛОВИНАХ
киян.

<1919>

* * *

У меня совершенно по-иномудрожат скулы
— сабель атласных клац —
когда я выкрикиваю:хыр рыд чулЫ
заглушаю движенье стульев
и чавкающий
раз двадцать
под поцелуем матрац…

559

Воспроизводится по изданию: Русская поэзия «серебряного века». 1890–1917. Антология. Москва: «Наука», 1993.
Электронная публикация РВБ, 2017–2022. Версия 2.1 от 29 апреля 2019 г.

биография

Кручоных родился 21 февраля 1886 года в Херсонской области России; его родители были крестьянами. Намереваясь стать художником, он поступил в Одесское художественное училище и Московское училище живописи, ваяния и зодчества , публиковал карикатуры и иногда выставлялся на жизнь, но в 1912 году передумал стать поэтом.

Вскоре после знакомства с братьями Бурлюками он стал крупным поэтом кубофутуризма — стиля, который он помог запустить вместе со своими друзьями Давидом Бурлюком , Владимиром Маяковским , Михаилом Ларионовым и другими. Он участвовал в написании черновиков самого известного кубофутуристического манифеста «Пощечина общественному вкусу» , опубликованного в 1912 году и известного своим заявлением, которое бросало писателей прошлого «с парохода современности». Первый образец поэзии заум был им; называемый Дыр бул щыл , он был опубликован в книге 1913 года « Помада» . Вместе с Велемиром Хлебниковым он считается изобретателем этого поэтического стиля. Крученых был также первым русским поэтом, который попытался написать стихотворение только с использованием гласных. Вскоре он стал одним из самых плодовитых писателей-кубофутуристов, наряду с Еленой Гуро , Хлебниковым и другими. Книги часто литографировались вручную, иллюстрировались другими футуристами, а названия включали «Утиное гнездо … плохих слов» , « Отшельники: стихотворение» , « Назад в мир» и « Взрывчатость» . Иногда они также сотрудничали друг с другом; Например, вместе с Ольгой Розановой он изобрел самописмо , своего рода футуристическую книгу, в которой текст и изображения буквально связаны между собой.

Страница из » Explodity» (1913) Крученых. Иллюстрация Ольги Розановой

Тем летом он вместе с Казимиром Малевичем пошел в дом к композитору Михаилу Матюшину (Хлебников тоже должен был его навестить, но он потерял чек на оплату билета на поезд, который ему прислал Матюшин); вместе они написали футуристическую оперу « Победа над солнцем» на музыку Матюшина, пролог Хлебникова, либретто Крученых, декорации Малевича. Эта опера остается его самым известным произведением; это о группе футуристов, которые захватывают солнце и бросают вызов гравитации, к большому раздражению всех остальных. Премьера спектакля состоялась в театре «Луна-парк» в Санкт-Петербурге в спектакле, организованном Союзом молодежи . Эта пьеса была написана своего рода заумом, костюмы были из картона, и явился настоящий самолет и летчик; аудитория освистывала на протяжении всего шоу, и в целом это вызвало большой резонанс. Он, как и его друзья, также вызывал шок, когда читал лекции и читал стихи, и однажды ему пришлось использовать свою обувь, чтобы отбиваться от разъяренной аудитории, которая вскочила и напала на него. В другой раз он пролил чай на многих зрителей, что, вероятно, было намеренно. «Всемирная война» была опубликована в 1916 году; он сам иллюстрировал это абстрактными коллажами. Во время войны служил техническим чертежником.

Вскоре после Октябрьской революции 1917 года он переехал в Тифлис, Грузия , в составе железнодорожной строительной бригады; вместе со своим другом грузинским кубофутуристом Ильей Зданевичем , который тоже оказался в стране, они основали авангардистскую группу 41 ° (число относится к температуре сильной лихорадки). Там также кто-то основал институт, посвященный изучению его работы и жизни до сих пор, но, вероятно, это была просто шутка. После того, как Зданевич уехал из Грузии (сначала в Турцию , а затем во Францию ), Крученых вернулся в Россию в 1921 году, опубликовал больше книг, написал эссе и читал лекции с друзьями; его взгляды вскоре стали настолько шокирующими, что власти решили ограничить его доступ к издателям, поэтому он сам делал свои книги. Когда Советы запретили авангард, он устроился архивариусом и бросил поэзию. Он также собирал и продавал раритетные книги и рукописи, написанные людьми его поколения, которые в конечном итоге оставались безвестными, лишь изредка получая признание публики. В 1932 году написал мемуары. Он умер от пневмонии в 1968 году.

Бунтарская юность

Одесское училище в те времена было лучшим художественным заведением Российской империи. Алексей Крученых прибыл туда с неясными надеждами на что-то яркое и сверкающее, а столкнулся с кропотливой работой, обучением основам построения рисунка и композиции. Школа учила реализму и в этом стиле Крученых писал первые свои работы, которые отличались сходством с натурой и свидетельствовали о наличии художественного таланта, но начинающий автор не был захвачен этим творчеством. В это время в Одессе шла бурная жизнь: множество развлечений, активная и разнообразная политическая деятельность, все это увлекло Алексея. Он участвовал в работе марксистского кружка и даже был однажды арестован за хранение запрещенной литературы, в это же время состоялось знакомство Крученых с будущим основоположником русского футуризма.

Кавказские издания, 1917-1921

  • 1917
  • 1917 Учитесь худоги
  • 1917 Голубые яйца
  • 1917 Нособойка
  • 1917 Балос
  • 1917 Ковкази
  • 1917 Туншап
  • 1918 Качилдаз
  • 1918 Ожирение роз
  • 1918 Малохолия в капоте
  • 1919 Лакированное трико
  • 1919 Миллиорк
  • 1920 Замауль I-IV
  • 1920 Мятеж I-X
  • 1920 Цветистые торцы

Книга содержит две литографии «железобетонных поэм» В. Каменского, 4 литографии с цветными наклейками К. Зданевича к стихам Каменского и Крученых, и 7 коллажей А. Крученых. На обложке красуется надпись «1918», хотя сама книга вышла в 1917 году.

Книга содержит две литографии «железобетонных поэм» В. Каменского, 4 литографии с цветными наклейками К. Зданевича к стихам Каменского и Крученых, и 7 коллажей А. Крученых. На обложке красуется надпись «1918», хотя сама книга вышла в 1917 году.

Стихи А. Крученых, картинки К. Зданевича. Последнее полностью литографированное издание А. Крученых. В книгу также включены стихи Зиги Валишевского, давшие название сборнику.

Самописная заумная книга А. Крученых, выпушенная в Саракамыше. На правах рукописи. Часть листов написана под копировальную бумагу, часть напечатаны на гектографе. Продукция № 44.

Количество и порядок страниц может не соответствовать действительности.

Самописная заумная книга А. Крученых, выпущенная в Саракамыше. На правах рукописи. Часть листов написана под копировальную бумагу, часть напечатаны на гектографе. Продукция № 59.

Критическая работа А. Крученых «Ожирение роз. О стихах Терентьева и других». С приложением статьи «Разговор <Крученых и Терентьева> о „Малахолии в капоте“», стихов И. Терентьева и самого Крученых, а также фрагмента пьесны А. Крученых <Глы-глы>. Существуют обложки с различной авторской раскраской и коллажами. Продукция № 78.

Самописная книга А. Крученых кавказского периода. Рис. К. Зданевича. Обложка отпечатана типографским способом. Часть листов написана под копировальную бумагу, часть напечатаны на гектографе, часть на пишущей машинке. Продукция № 79

Сборник стихотворений А. Крученых. Издание кавказского периода в сотрудничестве с И. Терентьевым: «Юзги А. Крученых, запримечания Терентьева». Обложка авторства И. Зданевича. Книга напечатана типографским способом и использует возможности шрифтовой игры. Продукция № 75.

Стихотворения А. Крученых с комментариями И. Терентьева. Также в сборнике опубликованы статьи А. Крученых «Аполлон в перепалке (живопись в поэзии)» и «Азеф-Иуда-Хлебников» (выпыт о поэзии В. Хлебникова). Обложка К. Зданевича.

Драматургия

  • 1927 Кума-затейница. Девичья хитрость
  • 1927 Хулиганы в деревне
  • 1927 Тьма

Пьеса в двух действиях. Действующие лица:

Василий – красноармеец-отпускник, вполне сознательный крестьянин.

Сашка – (брат Василия) – глава хулиганов; Еремка, Никитка – хулиганы.

Марфа – дочь кулака, из личных интересов подстрекающая парней на хулиганство.

Петька – парнишка-комсомолец, 16 лет, сознательный общественный активист и в то же время веселый затейник.

Пьеса в двух действиях. Действующие лица:

Василий – красноармеец-отпускник, вполне сознательный крестьянин.

Сашка – (брат Василия) – глава хулиганов; Еремка, Никитка – хулиганы.

Марфа – дочь кулака, из личных интересов подстрекающая парней на хулиганство.

Петька – парнишка-комсомолец, 16 лет, сознательный общественный активист и в то же время веселый затейник.

А. Крученых совместно с Н. Романовским. «Тьма. Три сцены из деревенской жизни». Пьеса в 3-х действиях (для деревенского театра). Действующие лица: деревенский богатей, его жена, племянница; поп; сваха и повитуха; секретарь волисполкома; селькор; богобоязненный мужик, грамотный; инструктор уисполкома; мужики, парни, крестьяне и крестьянки.

Рекомендации

  1. Также романизированный Крученых, из-за путаницы с ⟨ё ⟩
  2. ^ Янечек, Джеральд. Корнуэлл, Нил (ред.). Справочник по русской литературе. Рутледж. стр. номера отсутствуют.
  3. ^ Ранн, Джеймс. Маловероятный футурист: Пушкин и изобретение оригинальности в русском модернизме. Университет Висконсин Press. п. 73.
  4. Марков Владимир. Русский футуризм: история. Калифорнийский университет Press. п. 121.
  5. Перлофф, Нэнси. Explodity: звук, изображение и слово в русском футуристическом книжном искусстве. Публикации Getty. С. 27–8.
  6. Лич, Роберт. Русский футуристический театр: теория и практика. Издательство Эдинбургского университета. п. 37.
  7. ^ Лич, Роберт. Русский футуристический театр: теория и практика. Издательство Эдинбургского университета. п. 22.
  8. Марков Владимир. Русский футуризм: история. Калифорнийский университет Press. С. 349–50.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: