«Пейзаж Арестова»
– Чем хороша коллекция Андрея Ковалёва: она представляет художника в ретроспекции, – объясняет искусствовед, замдиректора
ГХМАК по науке Наталья Царёва. – В ней есть ранние работы того времени, когда Андрей Арестов только окончил Новоалтайское художественное училище и делал первые шаги в искусстве на Академической даче (старейший Дом творчества Союза художников России. – Ред.). Это среднерусская полоса, серебристо-серая, нежная живопись на тонких отношениях, и в ранних работах он развивался в этом направлении.
Но произведения позднего времени – это буйство красок, свобода мазка. Было видно, что он нашел себя и полностью вписывается
в современный русский импрессионизм. И многие его сельские и городские пейзажи очень радостные, даже в последние годы, когда художник был болен и предчувствовал свой уход. У него есть работа 2021 года с названием «Последний этюд», но даже в ней нет никакой грусти. И когда мы распаковывали эти произведения и развешивали экспозицию, находились в какой-то эйфории.
Как говорят искусствоведы, живописец проявил себя в разных жанрах: писал портреты, натюрморты, сюжетные картины (и все это есть в экспозиции), но все же главным для него был пейзаж.
И председатель алтайского Союза художников Дмитрий Петренко уверен, что благодаря этой выставке в алтайском искусстве должно закрепиться понятие «пейзаж Арестова» – как абсолютно индивидуальное явление.
Выдающиеся граждане России 21 века
Сегодня в нашей стране живёт огромное количество людей, прославляющих её в политике, науке, искусстве и других сферах деятельности. Самыми известными учёными современности являются физики Михаил Алленов и Валерий Рачков, урбанист Денис Визгалов, историк Вячеслав Воробьёв, экономист Надежда Косарёва и т. д. К выдающимся деятелям искусства XXI века можно отнести художников Илью Глазунова и Алёну Азёрную, дирижёров Валерия Гергиева и Юрия Башмета, оперных певцов Дмитрия Хворостовского и Анну Нетребко, актёров Сергея Безрукова и Константина Хабенского, режиссёров Никиту Михалкова и Тимура Бекмамбетова и других. Ну а наиболее выдающимся политиком России сегодня считается её Президент — Владимир Путин.
Почувствовать мотив
«Это удивительный тип художника: он абсолютно понимал, что такое искусство, был ему бесконечно предан и никогда не останавливался. Стоило ему только почувствовать мотив, как он мог забыть про болезни, про все. Мотив давал ему невероятное количество энергии», – вспоминает Шишин.
– Открытие этой выставки одновременно является вечером памяти, хотим мы того или нет, – заметила министр культуры края Елена Безрукова. – Наверное, каждый здесь находился в некоем облаке обаяния личности Андрея Васильевича и его творчества, потому что он был очень запоминающийся: одновременно большой и очень тонкий, нежный человек, и во всех его работах я это чувствую.
А коллекционер Андрей Ковалёв на вопрос журналистов, каким человеком был художник, ответил: «Знаете, очень скромным. Никогда не выпячивал себя, не просил и был очень критичен к своим работам».
Русский Север в творчестве Нестерова
Задумав изучить православную жизнь севера России, в 1901 году Нестеров, по примеру многих художников того периода, отправляется в Архангельскую губернию. Точнее, в Соловецкий монастырь на одноимённом острове, суровые места на Белом море. Здесь родились великолепные полотна «Тихая жизнь», «Молчание», «Мечтатели» и другие. Чтобы подвести итог циклу, Нестеров задумал грандиозное полотно «Святая Русь». Закончил его только в 1906 году. Оно вызвало горячие споры критиков: художников и писателей, искусствоведов и просто неравнодушных людей. Всё было в нём прекрасно и одухотворённо: пейзаж, фигуры героев, их лица. Но русская критика сошлась в недопустимой пропасти между образом Спасителя и странниками, олицетворяющими народ России. Художественное исполнение было на высоте, но решение живописца относительно образа Христа сочли неудачным. Лишь на склоне лет Нестеров согласится с этим выводом.
Редкое сотрудничество
С Арестовым они были знакомы всего около шести лет:
– Он мне понравился по колориту как художник, живопись
у него прямо красивая, – вспоминает Ковалёв. – Я попал к нему в мастерскую и приобрел две работы. Потом где-то через месяц позвонил ему и мы по телефону проговорили, наверное, часа два или три. И во второй приезд у нас завязалась дружба. Появилось желание сделать ему альбом – каждый художник хочет как-то остаться в истории.
В музее признают, что случаи такого сотрудничества с частными коллекционерами сегодня редки
Новосибирец давно собирает реалистическое искусство, причем особое внимание уделяет именно творчеству алтайских художников, высоко ценит местную школу живописи. И сегодня у него около тысячи произведений наших авторов
Как объясняет Наталья Царёва, Ковалёв имеет отношение к известным московским коллекционерам советской поры, и эта страсть к собирательству, видимо, семейная, как и строгий, «калиброванный» отбор качественных работ.
– Но с Андреем Арестовым особая история: он влюбился в его живопись и, как говорил сам художник, стал его благодетелем, то есть не просто покупал картины, но и давал заказы, – говорит Царёва. – Даже возил его на этюды, а однажды, когда на пленэре пошел дождик, держал над ним зонтик, пока Арестов заканчивал работу. Он дал Андрею возможность свободно творить, с тем чтобы написанные работы перешли потом в его коллекцию. И сегодня мы завидуем многим работам музейного уровня, которые находятся не у нас, а в Новосибирске.
Кстати, для нашего музея это не последнее сотрудничество с новосибирским коллекционером. По словам директора ГХМАК Инны Галкиной, он уже передал в дар три марины (морские пейзажи. – Ред.) немецких художников и раннюю живопись Юрия Кабанова. А во второй половине 2022-го в музее пройдет выставка алтайских художников из его собрания, посвященная юбилею края. «Хотим взглянуть на наше искусство как бы со стороны, глазами человека из Новосибирска», – говорят в ГХМАК.
Выставка памяти Андрея Арестова работает до 30 января.
Серьёзное творчество
Как встреча с Марией вдохновила художника на усердные занятия и рисование, так её смерть подвигла его на создание череды женских образов, поэтически-печальных и удивительно похожих на безвременно ушедшую супругу. Тоска живописца по любимой выливалась в лирических и одухотворённых пейзажах, где каждый чахлый стволик и бледные цветки, тихие воды и замершие травы гармонично сливались с эмоциями героев. Сопереживание и скорбь на картинах выказывали душевное состояние художника.
Трагедия дала мощный импульс развитию таланта живописца, самобытность которого проявилась в первой большой работе. Картина «Пустынник» в 1889 году стала экспонатом Передвижной выставки и принесла автору славу. Осматривая выставку перед открытием, Пётр Третьяков был восхищён нестеровской работой и сразу купил картину.
Произведения живописи кисти Нестерова
В галерее художника сотни картин. Некричащие и ненавязчивые, тихие и мудрые, они овладевают сердцами постепенно, спокойно и навсегда остаются в них.
Наиболее известны:
- «Христова невеста» (1887;
- «Пустынник» (1889);
- «Видение отроку Варфоломею» (1889-1890);
- «На горах» (1896);
- «Святая Русь» (1901-1906);
- «Два лада» (1905);
- «Портрет дочери» (1906);
- «Душа народа» или «На Руси» (1915-1916);
- «Весна-красна» (1922);
- «Портрет Ивана Павлова» (1935).
Многим картинам Нестерова уже более 100 лет. Они просвещают и звучат, будят чистые помыслы и взращивают патриотизм. Они действительно живые.
«Видение отроку Варфоломею» художника Нестерова
«Святая русь» – взгляд М.Нестерова в начале ХХ века
Биография Михаила Ларионова
Учёба, первые заработки и профессиональные звания
В 1881 году Нестеров отправился в Петербург и поступил в Академию художеств. Через год, разочаровавшись, возвращается в Москву, надеясь продолжить обучение у любимого педагога. Но застал Перова тяжело больным и едва успел закончить портрет умирающего наставника.
В 1882 году – Нестеров вновь студент Училища живописи, на этот раз он ученик Саврасова А.К., позже Маковского В.Е.
В 1884 году художник зарабатывает первые деньги, иллюстрируя издания, в том числе сборники сказок Пушкина, произведения Гоголя и Достоевского. В это же время увлекается исторической тематикой допетровской эпохи. В этом амплуа и получил известность, а за работу «Призвание М.Ф. Романова на царство» квалифицирован как свободный художник. В 1886 году Нестеров получил Большую серебряную медаль – на конкурс выставлялась картина «До государя челобитчики». Теперь Нестеров классный художник третьей степени.
Нестеров портретист
До революции в творчестве художника портрет как жанр почти не существовал. Лишь единичные работы с образом близких: дочери Ольги, жены Екатерины, да ещё несколько значимых личностей (Горький, Толстой).
При советской власти на полотна художника пришёл самый цвет нации, её гордость. Это были выдающиеся деятели в самых разных областях: гений физиологии Иван Павлов, коллега и товарищ Виктор Васнецов, мастер монументальной скульптуры Вера Мухина и многие другие. Художник не раз подчёркивал, что пишет только хороших и симпатичных ему людей. Поэтому любой портрет из обширной плеяды знаменитостей кисти Нестерова не обезличенное или праздное изображение, а демонстрирующая характер портретируемого, яркая и прочувствованная работа мастера.
В 1941 году – Сталинская премия за портрет Павлова, написанный в 1935-м. Есть у художника и автопортреты, в графике и живописи, их около десятка. На заказ художник портреты не писал, дорожа независимостью, руководствовался только собственными желаниями и решениями.
Происхождение и детство
Родился 31 мая 1862 года в Уфе в религиозно-патриархальной купеческой семье. Из восьми детей оставалась одна девочка, когда появился на свет очень слабенький Миша. Родители готовились к худшему, но мальчик, к счастью, выжил. Мария Михайловна, дочь купца Ростовцева из Ельца, и Василий Иванович, человек прямой и уважаемый в обществе, родители Михаила, жили дружно. Отец занимался торговлей, но больше по долгу, чем по призванию. Любил читать, увлекался историей. Поэтому, хоть и надеялся передать сыну семейное дело, всё же поддерживал его гуманитарные увлечения и интерес к рисованию – мальчик с детства проявлял чуткое отношение к природе и художественное дарование.
Учёба и первый успех: Уфа, Москва
До 12 лет Михаил учился в мужской гимназии на родине. По решению семьи в 1874 году отправился в Москву для поступления в техническое училище, но провалил экзамены. Был принят в реальное училище К.П. Воскресенского, молодое, но уже именитое столичное учебное заведение с расширенной программой изучения точных наук.
По рекомендации самого Воскресенского, директора и опытного педагога, который обратил внимание на наклонности Михаила, Нестеров в 1877 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Первыми наставниками начинающего художника стали Сорокин П.С., Прянишников И.М
Особенное влияние на становление Нестерова как художника оказал любимый им преподаватель В.Г. Перов. В Училище была практика проводить выставки работ учеников, в них принимал участие и юный Нестеров с интересными жанровыми работами бытовой тематики. Биография Михаила Васильевича Нестерова, художника, позже принятого в Товарищество передвижников, началась с картин: «Снежки», «Домашний арест», «Экзамен в сельской школе», «В ожидании поезда», «Знаток» и «Жертва приятелей». Сегодня они выставляются в Третьяковской галерее.
Минин и Пожарский
Выдающийся гражданин России Кузьма Минин и его не менее знаменитый современник князь Дмитрий Пожарский вошли в историю как освободители русских земель от польских захватчиков. В начале XVII столетия в Русском государстве началось Смутное время. Кризис, охвативший многие сферы жизни, усугублялся нахождением на столичном престоле самозванцев. В Москве, Смоленске и ряде других городов полным ходом хозяйничала польская шляхта, а западные границы страны были заняты шведскими войсками.
Чтобы выгнать иноземных захватчиков с русских земель и освободить страну, духовенство призвало население создать народное ополчение и освободить столицу от поляков. На призыв откликнулся новгородский земской староста Кузьма Минин (Сухорук), который был хоть и не знатного происхождения, но являлся настоящим патриотом своей Родины. За короткое время ему удалось собрать войско из жителей Нижнего Новгорода. Возглавить его согласился князь Дмитрий Пожарский из рода Рюриковичей.
Постепенно к народному ополчению Нижнего Новгорода стали присоединяться жители окружающих городов, недовольные господством польской шляхты в Москве. К осени 1612 г. войско Минина и Пожарского насчитывало около 10 тысяч человек. В начале ноября 1612 г. нижегородскому ополчению удалось изгнать поляков из столицы и заставить их подписать акт о капитуляции. Успешное проведение операции стало возможным благодаря умелым действиям Минина и Пожарского. В 1818 г. память о героических освободителях Москвы была увековечена скульптором И. Мартосом в монументе, который установлен на Красной площади.
Личная жизнь в период учёбы
Автопортрет 1915 г.
Летом 1883 года, приехав домой на каникулы, Михаил познакомился с Марией Мартыновской, просто влюбился, встретив девушку на улице. Молодость и чувства привели к тому, что через год Мария и Михаил стали женихом и невестой, а в 1885 году молодые обвенчались, хотя родители были против. Молодые Нестеровы были счастливы: Михаил много работал – любовь окрылила и вдохновила его, Маша занималась нехитрым хозяйством и ждала ребёнка. В мае 1886 года родилась дочь Ольга, но на следующий день родильная горячка унесла жизнь Марии, верной Музы художника. От отчаяния Михаила спасла необходимость заботиться о малышке – он отвёз её к своим родителям в Уфу. Пока не подрастёт. Сам вернулся в Москву, надо было работать.
Всемирная слава великого химика
В 1869 г., в возрасте 35 лет, Дмитрий Менделеев сделал открытие, которое прославило его на весь мир. Речь идёт о Периодической таблице химических элементов. Она стала основой для всей современной химии. Попытки систематизации элементов по свойствам и атомному весу делались и до Менделеева, однако он стал первым, кому удалось чётко сформулировать существующую между ними закономерность.
Периодическая таблица — не единственное достижение учёного. Он написал множество фундаментальных трудов по химии и выступил инициатором создания в Петербурге Палаты мер и весов. Д. И. Менделеев являлся кавалером восьми почётных орденов Российской империи и зарубежных стран. Ему была присвоена степень доктора Туринской Академии наук, Оксфордского, Кембриджского, Пристонского, Эдинбургского и Гёттингенского университетов. Научный авторитет Менделеева был настолько высок, что его трижды выдвигали на получение Нобелевской премии. К сожалению, лауреатами этой престижной международной награды каждый раз становились другие учёные. Однако данный факт ничуть не уменьшает заслуг прославленного химика перед Отечеством.
Работа в храмах
После выставки Нестеров получил приглашение участвовать в росписи Владимирского собора в Киеве. Решившись принять его, отправился в Европу – надо было внимательнее изучить византийское искусство. Впоследствии роспись храмов, работа бок о бок с искусными мастерами, в частности, с Виктором Васнецовым принесла Нестерову лавры профессионала и множество заказов. Если фресками, созданными в Киеве и Абастумани (Грузия), художник был не вполне доволен, то работой в Марфо-Мариинской обители (Москва) он увлёкся серьёзно. Причём подошёл к ней творчески, внося новшества – кроме святых и посвящённых героями фресок были простые люди в поисках пути ко спасению. Последним храмовым заказом стала работа в Спасо-Преображенском соборе (Сумы). В общей сложности художник расписывал церкви более 22-х лет.
“Душа народа” или “На Руси”
После революции
После 1917 года наступили смутные времена. Художнику уже за 50, а он с семьёй вынужден ехать из Москвы, спасаться, сначала на Северный Кавказ. Но волнения, тревоги и болезни не обошли стороной. Вернуться удалось лишь в 1920-м. Сначала Нестеров продолжает свои художественные изыскания на религиозную тематику как наиболее близкую ему. Но со временем художник понял, что поиск христианской истины не в чести у советской власти, главное для неё – революционная борьба. Затем начались гонения на Церковь и священнослужителей, но Нестеров не изменял себе, лишь научился быть более осторожным. К примеру, на написанной в 1933 году «Страстной седмице» указал год создания картины 1914-ый – в то время, как советские искусствоведы хвалили художника за переосмысление творчества и отказ от религиозной тематики.
Первое путешествие за границу
Вырученные за «Пустынника» деньги позволили художнику впервые отправиться в Европу. Музеи, архитектура и природа ошеломили молодого живописца. Позже, вспоминая своё упоение, он удивлялся, «как сердце не разорвалось от восторгов и сладкого томления». В путешествии художник написал «Остров Капри», делал множество набросков. Примечательно, что с течением времени в его зарисовках всё чаще проглядывались русские пейзажи и темы – Нестерова влекла родина. Здесь, вдали от неё, художник остро почувствовал свою причастность к Руси и долг перед ней. Нравственное совершенство и духовный подвиг русского человека как художественная тема выходила на первый план в творчестве живописца.
Д. И. Менделеев
Всемирно известный химик Дмитрий Менделеев — гордость России. Появившись на свет в Тобольске в семье директора гимназии, он не имел преград для получения образования. В 21 год молодой Менделеев с золотой медалью окончил физико-математический факультет Петербургского пединститута. Спустя несколько месяцев он защитил диссертацию на право чтения лекций и приступил к преподавательской практике. В 23 года Менделееву была присвоена степень магистра химии. С этого возраста он начинает преподавать в Императорском университете Санкт-Петербурга. В 31 год он становится профессором химической технологии, а через 2 года — профессором общей химии.