Ярошенко Николай Александрович (1846-1898)
Н. А Ярошенко — одна из наиболее типичных и
одновременно своеобразных фигур в передвижничестве. Именно ему после
смерти И. Н. Крамского (1887) суждено было стать идейным
руководителем ТПХВ. «Он был большим либералом,
интеллигентом-художником и военным, генералом в отставке, — писал о
нем Я. Д. Минченков. — Ярошенко был папашей у передвижников, и его
побаивались».
Ярошенко получил образование военного инженера, но,
испытывая непреодолимую тягу к творчеству, к живописи и имея к тому
призвание, начал посещать Рисовальную школу при ОПХ, где занимался у
И. Н. Крамского, а затем стал вольнослушателем АХ (1867-74). В круг
личных знакомств художника входили выдающиеся представители
народнической интеллигенции — писатели Г. И. Успенский, В. Г.
Короленко, В. М. Гаршин и др. Наболевшие вопросы русской
действительности тех лет, волновавшие их, находили отражение в
творчестве Ярошенко.
Имя художника приобрело известность в связи с
созданием им картины «Кочегар» (1878). Первым среди русских
живописцев Ярошенко представил образ заводского рабочего, показав
его не только жертвой изнуряюще тяжелого труда, но и новой могучей
социальной силой
Два фрагмента сразу приковывают внимание к
картине: огромные натруженные руки кочегара и глаза, с
вопросительным упреком устремленные на зрителя
Начиная с «Кочегара»
Ярошенко создает ряд произведений, рисующих различные социальные
типы его времени: революционной интеллигенции («Заключенный», 1878;
«Старое и молодое», 1881), передовой учащейся :молодежи («Студент»,
1881; «Курсистка», 1883). В этих работах художник стремится
представить обобщенный образ нового поколения — мыслящего,
целеустремленного, деятельного. Значительное место в творчестве
Ярошенко занимает портрет. Характерно, что его моделями всегда
являются люди, духовно ему близкие (портреты художников
И.Н.Крамского, 1876;
В.М.Максимова, 1878; И.К.Зайцева, 1886;
Н.Н.Ге, 1890; писателей Г. И. Успенского, 1884; М. Е. Салтыкова-Щедрина,
1886; А. Н. Плещеева, 1887; В. Г. Короленко, 1898, и др.). Изображая
их, передавая их напряженную внутреннюю жизнь, художник раскрывает и
свой душевный мир.
Лучшим в портретной галерее Ярошенко является
«Портрет актрисы П. А. Стрепетовой» (1884). В образе, созданном
художником, выступает на первый план не знаменитая актриса, о
которой И.Н.Крамской говорил, что она может быть «не только
интересной, но замечательно красивой», а простая русская женщина, со
строгим, чуть печальным лицом и с выражением страдания в глазах. Она
точно вобрала в себя черты героинь А. Н. Островского, которых
великолепно воплощала на сцене. Среди жанровых работ Ярошенко
наиболее известной стала картина «Всюду жизнь» (1888). С искренней
теплотой художник повествует о короткой светлой минуте в жизни
арестантов, узников тюремного вагона. В подобревших лицах этих
людей, кормящих через решетку слетевшихся голубей, в печальном
облике молодой матери на первом плане заключен основной смысл
произведения — показать высокую человечность в людях, отвергнутых
обществом. Тонкой лиричностью проникнуты жанровые картины Ярошенко
1880-90-х гг. — «На качелях» (1888), «В теплых краях» (1890), «Песни
о былом» (1894). Последние годы жизни Ярошенко посвятил поездке на
Урал, где на угольных рудниках искал прототипы для задуманной
картины из жизни рабочих. Однако скоропостижная смерть не дала
осуществиться замыслам художника.
Фиксация эпохи
В 1876 году на Шестой передвижной «о Ярошенко заговорил Петербург, а затем и вся интеллигентная Россия». Выставка вообще получилась яркой. Среди работ И. Е. Репина, Шишкина, Куинджи и пр. зрителей покорил ярошенковский “Кочегар”.
Николай Александрович, как никто другой, имел представление о жизни рабочих людей, т.к. долгие годы проработал начальником мастерской на Патронном заводе. В то время заводу была поставлена задача переоборудовать производство бумажных патронов на металлические.
Стоит отметить, что образ не мужика из народа, а рабочего в лице кочегара новшество для того времени. Незаметно для интеллигенции крупные города наполнялись теми самыми вчерашними “мужиками”, которые сегодня становились новой, рабочей силой. В скором времени эта сила проявит себя в полную мощь.
Кочегар, 1878
«Я пишу то, что дает жизнь в настоящее время и мимо чего равнодушно пройти не могу, а в будущем это запишется в историю», — говорил Ярошенко. Это сейчас легко запечатлеть момент времени для последующих поколений, в любом количестве и качестве. А в конце 19 века фотография пока вещь не распространенная, а потому художественное полотно чуть ли не единственная возможность сохранить особенность временного отрезка. Передать характер, традиции современника — задача художника Ярошенко.
На Шестой также выставляется картина “Заключенный”.
“Заключенный”, 1878.
К теме положения заключенных Николай Александрович возвращается неоднократно. Связано это, несомненно, с общественными настроениями России конца 19 века. Переосмысление положения простого человека, личности в государстве все отчетливее оформляется в идею уважения чести и достоинства, расширение его прав.
Голова заключенного. 1878 Этюд
Арестованного ведут. 1891 Картон коричневый, белила.
В пересыльной тюрьме. Около 1876
Всюду жизнь, 1888
В 1879 году Ярошенко пишет картину “Слепцы (Слепые калеки под Киевом)”
Для настоящего художника важно “сладить с группировкой”. Николаю Александровичу, в общем-то, это удается, но критики, тем не менее, находят, что решение художника несколько упрощено
«Слепцы», 1879
Следующей “многофигурной” картиной стало полотно “Старое и молодое”. Удалось ли Ярошенко выразить конфликт двух взглядов или двух поколений? Об этом долго велись дискуссии, но большинство зрителей и критиков сошлись во мнении, что эмоционально она слабее, чем другие его произведения, такие, например, как “Кочегар” или “Заключенный”.
«Старое и молодое»
Николай Александрович, несомненно, идейно всегда был ближе к “молодым”. Он всегда стремился идти в ногу со временем
Видимо, поэтому студенты и курсистки, как особое явление общественной жизни в меняющейся России, привлекли его внимание
Курсистка (писательница А.К. Дитерихс), 1883
Студент, 1881
Биография художника Николая Александровича Ярошенко
Автопортрет художника
Художник Николай Ярошенко родился в декабре 1846 года в Полтаве.
Рисовать маленький Коля начал очень рано, но родители старательно не замечали его явного таланта по той простой причине, что видели его будущее связанным с военной службой.
Папа Николая Александровича был генералом-майором в отставке. И мама была из семьи потомственных военных. Девятилетнего Николая определили в Полтавский кадетский корпус. Через два года мальчик стал кадетом Первого кадетского корпуса в Петербурге.
В 1863 году Николай Ярошенко поступает в Первое Военное Павловское училище. Поскольку у молодого человека были выявлены способности к точным наукам, его переводят в Михайловскую артиллерийскую академию.
В этот период Николай Александрович, параллельно с изучением артиллерии, учится в Академии художеств. Времени катастрофически не хватает. Ярошенко старается совмещать занятия в академиях, а после занятий спешит на патронный завод, где работает в должности начальника штамповальной мастерской. А ещё берет частные уроки рисования у Андриана Волкова и посещает классы Общества поощрения художеств, где его учителем становится Иван Крамской.
В 1869 году Николай Александрович заканчивает Михайловскую академию и получает назначение на патронный завод в Санкт-Петербурге. На этом заводе Ярошенко проработает 20 лет.
В 1874 году художник экстерном заканчивает Академию художеств и женится на Марии Павловне Навротиной (курсистке, бестужевке, общественнице). Молодые отправляются в свадебное путешествие в Полтаву, потом едут на Северный Кавказ в Пятигорск. Ярошенко оставляет жену в Пятигорске, а сам, целый месяц, пишет этюды в Сванетии. Эти написанные во время свадебного путешествия пейзажи буду впоследствии с восторгом приняты публикой.
В 1875 году Ярошенко с огромным успехом дебютирует на 4-й Передвижной выставке всего с одной картиной «Невский проспект», а годом позже вступает в члены Товарищества. И его тут же избирают в правление этого объединения художников. Позднее Товарищи скажут, что Ярошенко был настоящей совестью Товарищества передвижников.
Представленные публике кавказские пейзажи были приняты, как я уже писал выше, с восторгом. Очень скоро за Николаем Александровичем закрепилось прозвище «портретиста гор».
В 1885 году семейство Ярошенко выезжает в Кисловодск, где художник покупает дом. Летом к Ярошенко приезжают многочисленные гости, которые в Петербурге были постоянными участниками «ярошенкоских суббот». Это писатели, композиторы, художники, музыканты… Я не буду перечислять фамилии гостей, поскольку проще назвать тех, кто не гостил в доме у семьи Ярошенко.
В конце концов, радушные хозяева пристроили к пятикомнатному дому несколько флигелей для многочисленных гостей. В этом доме, известном как «Белая Вилла», художник поселился после того, как в 1892 году (в чине генерала-майора) вышел в отставку. По состоянию здоровья.
У Ярошенко открылся туберкулез.
В 1897 году Николай Александрович отправляется в большое путешествие: Поволжье, Италия, Сирия, Египет. Из этого странствия он привёз огромное количество картин, этюдов, портретов и графических работ.
Ярошенко скончался в июне 1898 года. И совсем не от туберкулеза. Он писал с натуры на горе Большое седло. Начался дождь и художник решил пробежаться до своей «Белой Виллы». Эти 10 километров стали последними в его жизни. Он прибежал домой, но почувствовал себя плохо, а на следующий день скончался из-за остановки сердца.
Прах художника похоронили в Кисловодске.
После художника остались замечательные кавказские пейзажи (часть работ сегодня можно увидеть в Третьяковской галерее), жанровые картины «гражданской скорби», а ещё просто великолепные портреты.
Небольшую галерею работ художника я хочу предложить вашему вниманию.
Окружение художника, «Белая вилла»
Важным атрибутом в биографии художника Ярошенко стали, так называемые, ярошенковские “субботы”, проводимые на его съемной квартире, где он проживал с супругой. Туда собирались люди определенного толка, в основном, близкие друг другу по взглядам, интересам. Это был круг “своих”, тех, кому можно доверять обсуждение волнующих тем. А их было всегда предостаточно.
Удивительно, что Николай Александрович мало писал портреты своих близких друзей, но тем не менее, они есть.
Портрет актрисы П. А. Стрепетовой, 1884
Портрет Д. И. Менделеева. 1885
Портрет Поликсевны Сергеевны Соловьевой. 1885
Особое место занимают в творчестве Ярошенко пейзажи, в основном, Кавказа.
Извержение вулкана. 1898
«Шат-гора (Эльбрус)», 1884
Кавказ. Тебердинское озеро. 1894
В 1885 году Ярошенко купил в Кисловодске дом, позже названный “Белой виллой”. После отставки в 1892 году художник окончательно туда переедет, и все участники ярошенковских “суббот” впоследствии периодически будут наведываться в его уютно обустроенную усадьбу.
Усадьба Ярошенко Н. «Белая вилла»
В 1898 году 26 июля, в возрасте 52 лет, художник Николай Ярошенко умер от сердечного приступа.
Библиография
- Федосеенко Л. «Террористка» // Филателия СССР. — № 11. — 1974. — С. 30.
- Прытков В. А. Н. А. Ярошенко. М., 1960.
- Товарищество передвижных художественных выставок. Письма, документы. 1869—1899. В 2-х т. — М.: Искусство, 1987.
- Трусова Наталья Николаевна (урождённая Купчинская) (1884—1969). Воспоминания. — В кн.: Секлюцкий В. В. Николай Александрович
- Ярошенко. Ставрополь, 1963, с. 103—105. — В ст. «Встреча с племянницей Ярошенко».
- Верещагина А. Г. Николай Александрович Ярошенко. — Л.: Художник РСФСР, 1967. — 56 с. — (Народная библиотечка по искусству). — 20 000 экз. (обл.)
При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org,
Творчество. Свобода. Живопись.
Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
3.4/5 — (46 голосов)
Контекст
Поначалу картину приняли с восторгом. И женщина вышла удачно, и ребенок, и композиция выверена. Загляденье! Однако вскоре критик за критиком стал уличать Ярошенок в тенденциозности: «Всюду жизнь» в профессиональных кругах стала картиной «Всюду тенденция». Находились и те, кто усматривали символизм. Например, звучали сравнения женщины с Мадонной, которая, скорбя, взирает на пташку.
«Кочегар», 1878. (pinterest.com)
Через 20 лет после кончины художника заговорили о его увлечении толстовством. Был ли он вхож в кружок поклонников идей Льва Николаевича, сказать сложно, но знакомы они были, причем довольно близко. В частности, Ярошенко приписывали следование идее, что любовь есть основа жизни и что жизнь всегда там, где есть любовь.
Поклонники же Ярошенко понимали, что художник не мог быть таким плоским. Формулу «где любовь, там и бог», приписываемую полотну, они встретили насмешкой, настаивая на социальности сюжета и силе «мотивов гражданской скорби».
«Террористка», 1881. (pinterest.com)
Судьба автора
Николай Ярошенко родился в семье отставного военного и, естественно, родители прочили ему карьеру отца, однако мальчик выбрал свой путь. Художественный талант, который его мать и отец старались игнорировать, молодой человек направил в конструктивное русло — будучи студентом Михайловской артиллерийской академии, он одновременно посещал Академию художеств и брал частные уроки рисования.
Вращаясь в художественной среде, Ярошенко сблизился с передвижниками. Он даже был избран в правление общества и оставался его ведущим представителем вместе с Иваном Крамским в течение многих лет. Для современников он был вдохновляющим примером, человеком твердого характера, решительным и приверженным искусству.
Автопортрет 1895 года. (pinterest.com)
Заслуга Ярошенко во многом в том, что благодаря ему выставки уходили все глубже в провинцию, поддерживая идею движения, перемещения из пространства в пространство. Благодаря Ярошенко, выставки охватывали более 10 городов и объединяли тысячи людей.
Ярошенко писал пейзажи, писал и портреты. Кстати, пейзажи кавказского хребта обеспечили ему прозвище «портретиста гор». Все это составило художнику славную репутацию. Однако не хватало шедевра или скандала. Картиной «Всюду жизнь» удалось добиться и того, и другого.
В доме Ярошенко в Кисловодске перебывали самые яркие представители российской интеллигенции. А Лев Толстой даже планировал скрываться у Ярошенко во время первого побега из Ясной Поляны.
Скончался художник скоропостижно: пройдя под дождем более 10 км, он получил сердечный приступ и вскоре почил.
Сюжет
Внимание зрителя приковывает зарешеченное окно арестантского вагона. Мы следуем за взглядом узников, которые наблюдают за тем, как едят свободные голуби
Как тут не вспомнить пушкинского «Узника». В числе этапируемых — вдова с ребёнком, бородатый крестьянин, интеллигент и заключённый с хохлацким чубом. Через разнообразные образы Ярошенко постарался показать, что каток пенитенциарной системы не щадит никого из народа.
«Заключённый», 1878. (pinterest.com)
Мы не знаем, виновны ли они на самом деле или несправедливо осуждены, но художник всеми средствами показывает, на чьей стороне должен быть зритель. По мнению ярошенко, люди арестованы несправедливо — об этом говорят их невинные лица. Собственно, по этой причине и обвиняли художника в идеализации: преступники — хорошие, государство — плохое. На деле же, конечно, ситуация всегда сложнее.
Творчество Ярошенко
В начале 1870-х годов появляются первые портреты художника «Старик с табакеркой», «Крестьянин», «Старый еврей», «Украинка».
В те времена новое демократическое искусство развивалось за стенами Академии. Ярошеко стал частым завсегдатаем рисовальных вечеров у И. Н. Крамского и П. А. Брюллова.
После первых портретов летом 1874 года Ярошенко начал писать свою первую большую картину «Невский проспект ночью», которую представил на IV Передвижной выставке. Мнения критиков о работе молодого художника разделились, но даже самые отъявленные скептики признавали, что картина популярна у публики.
В марте 1878 года после открытия VI Передвижной выставки о Ярошенко заговорил Петербург. В своих работах художник стремился выразить дух времени, символами эпохи реформ императора Александра II стали картины «Кочегар» и «Заключенный», представленные на выставке передвижников.
Замечательным вкладом Ярошенко в русскую живопись стал цикл картин, посвященный передовой русской молодежи, разночинному революционному студенчеству. Ярошенковская «Курсистка», юная, обаятельная, стала не меньшим откровением, чем картины «Кочегар» и «Заключенный».
Полотно «Курсистка» стало первым в русском искусстве изображением учащейся женщины. Тяга женщин к образованию, к самостоятельности в ту эпоху была чрезвычайно высока. Поэтому картина Ярошенко была особенно созвучна времени.
Одной из лучших работ Ярошенко стала картина «Студент», появившаяся на Х Передвижной выставке. Это своеобразный «исторический» портрет поколения, олицетворяющий целый этап освободительного движения 1870-х годов.
Пожалуй, лучше всего Ярошенко удавались своеобразные исторические образы, портреты выдающихся людей второй половины XIX века, современников художника. В них через характеристику одного конкретного человека он умел показать типичные черты современника, умел передать самую суть героя, нравственную и социальную.
Очевидно, по характеру своего дарования Ярошенко был прирожденным художником-психологом. И действительно, в творчестве живописца портрет представлен большинством картин.
Портрет актрисы Пелагеи Антипьевны Стрепетовой по праву считали шедевром портретной живописи 1870-1880-х годов.
Интересные факты
- Сюжет картины «У Литовского замка» (1881, не сохранилась) связан с покушением Веры Засулич на петербургского градоначальника Ф. Ф. Трепова. Это событие было воспринято как протест против ужасных условий содержания политических заключенных, находившихся в Литовском замке. Полицейские власти запретили экспонировать эту картину на Передвижной выставке, открывшейся в день убийства Александра II. Ярошенко подвергся домашнему аресту, и, более того, к нему пожаловал «на беседу» министр внутренних дел Лорис-Меликов. Картина так и не была возвращена художнику. По сохранившимся эскизам и подготовительным материалам он вновь написал «Террористку». В настоящее время картина хранится в Кисловодском художественном музее Н. А. Ярошенко.
- Страшным ударом для Ярошенко стал фактический распад Товарищества. Репин, Куинджи и другие вернулись в реформированную Академию, мотивируя это открывшейся возможностью учить там слушателей реалистическому искусству. «Стены-то не виноваты!» — оправдывался Репин. «Дело не в стенах, — возражал ему Ярошенко, — а в измене идеалам Товарищества!». В гневе Ярошенко пишет картину «Иуда», — пишет с фотографии некогда горячо любимого им А. И. Куинджи.
Биография
Родился 1 (13) декабря 1846 года в Полтаве в семье отставного генерал-майора Александра Михайловича Ярошенко (1807—1876), который хотел, чтобы старший сын продолжил военную карьеру и не придавал особого значения художественному таланту мальчика. Мать — Любовь Васильевна (урожденная Мищенко; 1822—1890), была дочерью отставного поручика.
В 1855 году 9-летнего Николая определили в Полтавский кадетский корпус, по окончании которого в 1863 году он поступил в петербургское Павловское пехотное училище. Обучение будущий военный инженер в 1867 году продолжил в Михайловской артиллерийской академии и одновременно стал посещать Академию художеств. Он также брал частные уроки рисования, работал в мастерской Адриана Марковича Волкова (1829—1873) и посещал вечерние классы школы Общества поощрения художеств, где преподавал Иван Крамской.
Ещё в Полтаве его учителем живописи был бывший крепостной Иван Кондратьевич Зайцев (1805—1887).
Окончив с отличием академию в 1869 году, Николай Ярошенко получил назначение на патронный завод в Санкт-Петербурге, где прослужил более 20 лет.
В 1874 году экстерном окончил Академию художеств. За годы обучения сблизился с художниками-передвижниками и писателями из журнала «Отечественные записки». На «субботах» в его квартире собирался цвет интеллигенции.
В 1875 году Ярошенко дебютировал на 4-й Передвижной выставке с картиной «Невский проспект». Годом позже он вступил в члены Товарищества и сразу же был избран в правление. Оставался его ведущим представителем вместе с Иваном Николаевичем Крамским. Более 10 лет Ярошенко после смерти учителя был его преемником и выразителем его идей. Крамского называли «разумом» передвижничества, а Ярошенко — его «совестью».
Ярошенко Николай «Портрет М. П. Ярошенко, жены художника» 1880-е Холст, масло 44х36 Мемориальный музей-усадьба Н. А. Ярошенко, Кисловодск
В 1874 году женился на Марии Павловне Невротиной, курсистке, бестужевке, общественной деятельнице. Молодожёны посетили Полтаву, потом уехали в Пятигорск. Оставив там молодую жену, художник месяц писал этюды в Сванетии. Первые кавказские пейзажи, которые художник писал во время свадебного путешествия, вызвали восторг публики. Северный Кавказ для большинства жителей средней полосы был тогда краем неизведанным. Поэтому, когда художник привёз в Петербург картину «Шат-гора (Эльбрус)» (1884), многие посчитали изображённую там панораму Кавказского хребта фантазией автора. С лёгкой руки критика Владимира Стасова художник Ярошенко получил прозвище «портретиста гор».
В 1885 году Ярошенко купил в Кисловодске дом, названный «Белой Виллой», где семья проводила лето. К ним приезжали многочисленные друзья и гости — писатели, артисты, учёные, частые гости «ярошенковских суббот» в Петербурге: Сергей Рахманинов, Фёдор Шаляпин, Леонид Собинов, Константин Станиславский, Глеб Успенский, Иван Павлов и Дмитрий Менделеев, Владимир и Анна Чертковы, актриса Полина Стрепетова.
Не забывали коллегу и художники: Репин, Нестеров, , Дубовской, Касаткин, Куинджи. У Ярошенко собирался укрыться Лев Толстой, когда планировал свой первый побег из Ясной Поляны. Радушные хозяева пристроили к своему пятикомнатному дому несколько флигелей, а с росписью в технике фресок Помпеи помогли сами гости дачи. На «Белой Вилле» Ярошенко жил и работал до самой смерти.
Могила Н. А. Ярошенко в ограде Свято-Никольского собора, Кисловодск
В 1892 году по состоянию здоровья Николай Александрович Ярошенко, исполнив мечту отца и повторив его путь, вышел в отставку в чине генерал-майора.
В 1897 году, несмотря на туберкулёз трахеи, Ярошенко отправился в путешествие по России и миру: Поволжье, Италия, Сирия, Палестина, Египет. Из странствий он привёз множеством картин, эскизов, этюдов, портретов и графических работ.
Умер в Кисловодске 26 июня (8 июля) 1898 года от сердечного приступа, на следующий день после того, как пробежал до дома под дождём более 10 км с горы Большое седло, где писал с натуры. Похоронили художника в Кисловодске близ Собора Николая Чудотворца, недалеко от «Белой Виллы». Через год на его могиле был установлен памятник — бронзовый бюст художника на чёрном постаменте, на фоне гранитной стелы с рельефным изображением креста, пальмовой ветви и палитры с кистями. В разработке проекта надгробия принимали участие художники Н. Дубовской и П. Брюллов. Автор скульптурного портрета — друг художника Л. В. Позен.
Встреча Николая Александровича Ярошенко с Крамским, и первый успех
Вращаясь в творческой среде, Ярошенко знакомится с И. Крамским, родоначальником Товарищества передвижников и по совместительству преподавателем в Обществе поощрения художников. Знакомство и добрые отношения с опытным портретистом сыграли значительную роль в жизни начинающего живописца.
Портрет Крамского И. Н., 1874 г.
В 1874 году Крамской, во время разгорающегося противостояния Товарищества с Академией Художеств, решил оформить очередную, Четвертую, передвижную выставку. Именно в этот раз среди профессиональных работ художников-реалистов Ярошенко впервые представил свое полотно “Невский проспект осенней ночью”.
“Невский проспект осенней ночью”, 70-е г. 19 в.
В 70-80-е годы 19 в. “женский вопрос” остро обсуждался в обществе. Мнения разделились. Кто-то сетовал, что у некоторых женщин нет иного выбора, как торговать собой, чтобы прокормиться, кто-то утверждал, что выбор есть всегда. Ярошенко, судя по всему, придерживался второй точки зрения, изобразив торгующих собой женщин на ночном Невском проспекте в проливной дождь, когда хозяин не выгонит собаку на улицу. Их решение выйти на улицу вполне сознательный выбор.
Критики встретили картину по-разному, но, главное, она запомнилась публике: вхождение Ярошенко в сонм художников состоялось.