Биография
Анна Семёновна родилась в городе Зарайске Рязанской губернии (ныне Московская область) в мещанской староверческой семье. В двадцать пять лет уехала учиться в Москву, поступила в Классы изящных искусств архитектора А.О. Гунста (1889—1890 гг.), где её способности заметил известный скульптор и педагог С.М. Волнухин. Учится несколько лет в Московском училище живописи, ваяния и зодчества в мастерской С.И. Иванова. В 1894 году учится в училище при Императорской Академии Художеств в Санкт-Петербурге (класс В. А. Беклемишева).
Начиная с 1895 года, Анна Голубкина, в качестве продолжения своей учебы, трижды подолгу живет в Париже. Посещает занятия Академии Коларосси. Работает в собственной мастерской. Изучает технологию обработки мрамора. Посещает музеи Лондона. С 1897 года пользуется консультациями французского скульптора Огюста Родена. В эти годы созданы такие её произведения как «Старость», «Портрет Э.-Ж. Бальбиани», «Женская маска в блоке». На Весеннем Парижском салоне в 1899 году удостоена бронзовой медали Академии за скульптуру «Старость».
В 1899 году возвращается в Москву. В 1902-1903 годах выполняет рельеф «Пловец» над входом в Московский Художественный театр. С 1910 года живет и работает в своей мастерской в Большом Лёвшинском пер.12 (ныне по этому адресу — Музей-мастерская А.С. Голубкиной, отдел Государственной Третьяковской галереи). Преподавала в Московском коммерческом училище (1904-1906 гг.), на Пречистенских рабочих курсах (1913—1916 гг.) и во ВХУТЕМАСе (1918—1922 гг.). В 1914-1915 годах в недавно открытом Музее Изобразительных искусств им. Александра III (ныне ГМИИ им. А.С. Пушкина) прошла персональная выставка Анны Голубкиной. Автор книги «Несколько слов о ремесле скульптора» (1923 год).
Скульптурные произведения Анны Семеновны Голубкиной находятся в крупнейших музейных собраниях (Третьяковская Галерея, Русский Музей, Музей Орсе и другие). Наряду с творчеством С.Т. Коненкова, А.Т. Матвеева, С.Д. Эрьзи, В.И. Мухиной — искусство Голубкиной определило значение отечественной скульптуры первой трети XX века.
В число известных произведений созданных скульптором в разные годы входят портреты Л.Н. Толстого, А.М. Ремизова, Вяч. Иванова, Андрея Белого, В.Ф. Эрна, А.Н. Толстого и др.
Могила А. С. Голубкиной в Зарайске
Умерла в Зарайске, где и была похоронена на городском кладбище (могила сохранилась).
Сейчас в Зарайске находится музей Голубкиной, открытый в ее родном доме. В 1999 году во дворе музея установлен памятник Голубкиной работы Ю.Ф. Иванова.
В честь Анны Голубкиной назван кратер на Венере и ролкер проекта В-481(ПНР) «Скульптор Голубкина», входивший в состав флота ЧМП.
История жизни Анны Семеновны Голубкиной
В законченном произведении прослеживается процесс работы над материалом, открывая становление художественного образа из его аморфной массы. Наиболее выразительно этот эффект проявляется в образах стихийных жизненных начал — «Огонь» (1900), «Кочка» (1904), «Земля» (1904), «Кустики» (1908). Двухфигурная композиция «Огонь» задумана для камина. Сжавшиеся в комок фигуры сидящих мужчины и женщины должны были быть расположены таким образом, чтобы трепещущий свет пламени освещал энергичные формы, наполнял сочную пластику драматической эмоциональной силой.
Годы напряженного и самозабвенного творчества, волнения, связанные с персональной выставкой 1914 года, подорвали здоровье Голубкиной. Тяжелая болезнь на. долгие годы лишает ее возможности плодотворно работать. До середины 20-х годов она работает преимущественно в малых формах: лепит модели детских игрушек, вытачивает из слоновой кости и морских раковин изящные камеи. Всецело отдает себя общественной и преподавательской деятельности, итогом которой стала книга-исповедь «Несколько слов о ремесле скульптора «.
Перелом наступает в 1925 году. Голубкина работает интенсивно, с большим подъемом. Она выполняет портреты двух своих давних помощников — формовщика Г.И.Савинского (1925) и резчика по дереву И.И.Беднякова (1926), отдавая дань глубокого уважения человеку труда. Два характера, два мироощущения передает скульптор. В первом — оптимизм, радостное принятие жизни, во втором — вдумчивость, глубина переживаний.
Портрет А.Н. Толстого, 1911
В 1927 году мастер работает над самыми известными своими произведениями — «Березкой» и портретом Л.Н.Толстого.
Хрупкая фигура стоящей девушки — поэтический символ юности, пробуждения, готовности к жизни. Развевающееся на ветру платье облегает стройное тело, создавая множество складок, образуя наполненный трепетным движением силуэт. Очарование этого образа заключается в лирическом утверждении красоты, одухотворенной порывом.
Образное решение портрета Л.Н.Толстого дано в иной интонации. Голубкину всегда волновала проблема творчества. Неоднократно обращалась она к теме человека-творца: Андрей Белый (1907), А.Н.Толстой (1911), А.Ремизов (1911). Портрет великого гения поражает титанической силой. Цельность натуры, волевая активность личности воспринимается как высшее проявление творческого начала человека. Духовная энергия образа передана мощью экспрессивной лепки.
Кариатиды, 1911
«Березка» и бюст Л.Н.Толстого стали итогом творческого пути большого художника, каким была Анна Семеновна Голубкина.
Через пять лет после ее смерти в бывшей мастерской в Левшинском переулке (ныне улица Щукина) открылся музей-мастерская А.С.Голубкиной, где бережно хранится большая часть художественного наследия скульптура.
Литература
- А. С. Голубкина. Письма. Несколько слов о ремесле скульптора. Воспоминания современников.- М. : Советский художник, 1983.
- Каменский А. А. Анна Голубкина: Личность. Эпоха. Скульптура. — М.: Изобразительное искусство, 1990.
- Каменский А. Рыцарский подвиг: Книга о скульпторе Анне Голубкиной. М., 1978
- Добровольский О. М. Голубкина. — М.: Молодая гвардия, 1990. — 352, с. — (Жизнь замечательных людей. Серия биографий. Вып. 707). — 150 000 экз. — ISBN 5-235-00787-5.
- Русские художники. Энциклопедический словарь. Ю. Я. Герчук, И. А. Башинская, Т. Б. Вилинибахова и др. — М. : Азбука, 2000. ISBN 5-267-00064-7
- Калугина О. В. Скульптор Анна Голубкина: Опыт комплексного исследования творческой судьбы: монография. — М.: Галарт, 2006. — 248 с. — ISBN 5-269-01043-7. — Библиогр.: с. 228—237. — Имен. указ.: с. 239—241. — Прил.: с. 245.
- Рецензия М. Волошина на выставку Товарищества московских художников см.: Русская художественная летопись (прил. к «Аполлону»), 1911, февр., No 4, с. 62—63.
- Волошин М. А. С. Голубкина. Впервые опубликовано в журнале «Аполлон» (1911, No 6, с. 5—12); на вкладках этого номера «Аполлона» помещены фотографии скульптур Голубкиной.
- Чулков Георгий. Годы странствий: Из книги воспоминаний. М., 1930, с. 205.
- Машковцев Н. О современном скульпторе (По поводу выставки А. С. Голубкиной). — Сев. записки, 1915, No 3, с. 98.
- Булгаков С. Тихие думы. М., 1918, с. 57 (у С. Н. Булгакова в статье «Тоска», посвященной выставке Голубкиной 1914—1915 гг.: «…её творчество <…> исполнено той высшей, правой тоски, которая есть всегда преодолеваемая основа радости»)
- Россций . А. С. Голубкина (выставка скульптур). — Рус. ведомости, 1915, 10 янв.).
- Врангель Н. История скульптуры. М., , с. 402.
- Ефимов Иван. Об искусстве и художниках. М., 1977, с. 188