Пятничное. культпросвет. ансельм кифер, величайший художник современной германии

Прикосновение

Фотографии, масло, смола, уголь, свинец, штукатурка, картон, песок, проволока и настоящие растения — художник применяет разные техники и материалы, чтобы создать конкретно-чувственные образы, чтобы передать идею. Фактура картины становится выразительным средством. Сложные замесы земли, глины, перемешанные с соломой, пеплом, втираются в живописное полотно, создавая то безжизненный ландшафт, то пустынную дорогу, то одинокие брошенные здания. Художник лепит, формирует материю и пространство понятного ему замысла. Когда взгляд прикасается к картине, ее сложному текстурному рельефу, то кажется, что проникаешь в саму фактуру истории: то изодранную и кровоточащую, как картины о Холокосте, то ржавую и искореженную, как корабли в работах, посвященных поэту Велимиру Хлебникову, то огромную и непостижимую, как небо на картине «Звездопад».

Ансельм Кифер — современный алхимик. Он вынуждает материал перерождаться, используя методы вплавления, вытравления, обжига, гальванизации. Кифер — художник-экспериментатор, он — бунтарь, он — творец и разрушитель. Тема разрушения прослеживается в его работах, как идея постоянного обновления, возрождения в природе, в эволюции человечества. Пластическое и живописное искусство в его талантливых руках соединяет идею и материю в парадоксальный и неоднозначный сплав.

02.05 Талмуд. Хайдеггер. Хлебников. Что еще читает Ансельм Кифер?

Posted at 14:44h
in Искусство, Книги
by

Ночные порядки / The Orders of the Night, Ансельм Кифер, 1996, Seattle Art Museum

Возможно, поэтому в тяжелые, мощные работы Кифера «влетаешь» всем своим бессознательным, а они проникают в тебя медленно, наполняют своей энергией, освобождая от крепких объятий страха и отрицания. Не знаю, можно ли подготовиться к встрече с его творениями. Я не умею… Они меня обезоруживают, обнажают эмоционально… С первой же секунды – потрясение. Так было и на его выставке в Центре Помпиду в прошлом году.

Маргарет / Margarete, Ансельм Кифер, 1981, Saatchi Collection, Лондон

НОВИНИ ЩОСУБОТИ

НОВОСТИ ПО СУББОТАМ

Вот я брожу между массивными кусками краски, ныряю в кратеры растрескавшихся пустот, рыдаю под свечами диковинных сухоцветов, наполняюсь то агрессией, то бесконечной болью при виде нацистского салюта, а потом улетаю играть со Вселенной в анаграммы.

Пусть все же мастер расскажет о себе сам. Это первая часть фильма «Вспоминая будущее», к которой я добавила субтитры.

Кураторы выставки наверняка понимали, в каком эмоциональном состоянии ее покинут посетители. А потому поступили мудро, попросив Ансельма Кифера назвать его любимые книги.

Паулю Целану: пепельный цветок / For Paul Celan: Ash Flower, Ансельм Кифер, 2006, Centre Pompidou

Книга имеет огромное значение в творчестве Кифера. Как символ она появляется в его картинах, а свинцовые книжные скульптуры превратились в отдельную тему. В Национальной библиотеке Франции в 2016 году прошла выставка художника под названием «Алхимия книги».

К счастью, Центр Помпиду организовал встречу с Кифером в весьма необычном формате – немецкий художник беседовал с иудейским философом-мистиком Марком-Аленом Уакнином (одну из его книг Кифер рекомендует к прочтению). Эта беседа многое расскажет о взглядах Кифера, благодаря ей становится понятно, почему художник предложил именно такой список литературы.

Пока размещаю это видео для франкофонов. Буду рада добавить субтитры, если в этом возникнет потребность.

Список литературы от Ансельма Кифера такой же масштабный, как и его работы. Ну что же… Будет чем заняться в ближайшие пару лет.

  • Библия: Старый и Новый заветы
  • Талмуд. Том 1. Песахим. Том 2. Моэд-Катан
  • Марк-Ален Уакнин. Сожженная книга: философия Талмуда
  • Песнь о Нибелунгах. Жалоба
  • Теодор Адорно. Эстетическая теория
  • Ингеборг Бахман. У каждого падающего есть крылья. Стихи 1942–1967
  • Ингеборг Бахман. Дневник войны. С письмами к Ингеборг Бахман от Джека Хамеша
  • Время сердца. Переписка Ингеборг Бахман и Пауля Целана (1948–1967)
  • Ролан Барт. Фрагменты любовной речи
  • Жорж Батай. Небесная синь
  • Шарль Бодлер. Полное собрание сочинений
  • Елена Блаватская. Тайная доктрина
  • Эрнст Блох. Принцип надежды. Тома 1–3
  • Вильгельм Буш. Озорные истории в стихах и картинках
  • Пауль Целан. Избранные стихи
  • Луи-Фердинанд Селин. Путешествие на край ночи
  • Даниэль Дефо. Робинзон Крузо
  • Хаймито фон Додерер. Бесы
  • Роберт Фладд. Учение о макрокосме. Учение об общей астрологии
  • Жан Жене. Дневник вора
  • Кнут Гамсун. Голод
  • Мартин Хайдеггер. Исток художественного творения
  • Мартин Хайдеггер. Эссе и конференции
  • Томас Гоббс. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского
  • Фридрих Гельдерлин. Стихи. Элегии. Гимны
  • Виктор Гюго. Поэзия
  • Велимир Хлебников. Зангези. Стихи
  • Сельма Лагерлеф. Чудесное путешествие Нильса Хольгерссона по Швеции
  • Готфрид-Вильгельм Лейбниц. Начала природы и благодати, основанные на разуме. Монадология
  • Жюль Мишле. История Франции
  • Жюль Мишле. История французской революции
  • Шарль-Луи Монтескье. О духе закона
  • Роберт Музиль. Человек без свойств
  • Фридрих Ницше. Так говорил Заратустра
  • Фридрих Ницше. Стихи 1858–88. Дионисийские дифирамбы
  • Фернандо Пессоа. Книга непокоя
  • Марсель Пруст. В поисках утраченного времени
  • Жан Расин. Федра
  • Райнер Мария Рильке. Дуинские элегии
  • Артюр Рембо. Пьяный корабль. Стихи
  • Йозеф Рот. Марш Радецкого
  • Реймон Руссель. Locus Solus
  • Карл Шмитт. Левиафан в учении о государстве Томаса Гоббса
  • Гершом Шолем. Каббала
  • Исаак Башевис-Зингер. Шоша
  • Адальберт Штифтер. Бабье лето
  • Снорри Стурлусон. Эдда
  • Поль Валери. Господин Тэст
  • Поль Валери. Тетради
  • Жюль Верн. Вокруг света за 80 дней

На главной фотографии: скульптура «Язык птиц» / The Language of the Birds, Ансельм Кифер, 2013 

Новое рождается из памяти

Немецкий художник родился 8 марта 1945 года в подвале больницы городка Донауэшинген. В ту же ночь их дом разбомбили. Мальчик рос среди руин зданий, разрушенных войной, руин материальной и духовной опустошенности немецкого народа, руин сломанных судеб и разделенной страны.

Маленькому Ансельму не было пока дела до трагической жизни послевоенной Германии. Для него руины означали вовсе не конец, а начало. Дети ведь не судят, они просто играют: строят, ломают и снова возводят. Руины — это то, что позволяет начать сначала. Уже подростком мальчик начинает понимать сложность последствий войны. А его родина за 45 лет с начала двадцатого века успела пережить два поражения. Униженная Европой после Первой мировой войны страна прячет «сжатые кулаки в карман». Жесткие, грабительские условия Версальского договора, вызвавшие нестабильность и экономическую, и социальную (в стране процветали грабежи, воровство, убийства), стали в определенной степени причиной прихода к власти нацистов.

Еще через 25 лет Германия проигрывает и во Второй мировой войне. Теперь уже Нюрнбергский процесс предъявляет немецкому обществу доказательства преступлений: концлагеря, Холокост. Трудно представить чувства немцев, которым приходилось признать себя частью нации, уничтожившей тысячи и тысячи жизней. Людям присуще оправдание себя, поэтому признание вины и ответственности за произошедшее для немцев было непростым процессом. Часть народа Германии страдала, как написал учитель Ансельма художник Йозеф Бойс, «визуальной амнезией», другая — тонула в чувстве вины за содеянное.

Тонко чувствующий, способный к состраданию и сопереживанию, юный Кифер смог понять эти сложные состояния соотечественников и посвятить свое творчество попытке примирения немцев с прошлым. Он будет показывать историю народа без обвинений, но обнажая болевые точки прошедшей войны в своих работах.

Мир, как в стихотворении Заболоцкого, «и милый и кровавый» — это родина Ансельма Кифера. «Моя биография — это биография Германии, — скажет впоследствии художник. — Родина — это все, что я помню. Это не что-то физическое, это моя память, то, что у меня в голове». Кифер творит из материала своего детства, из опыта, из прошлого, истории страны и человечества.

Векторы судьбы

С детства мальчик хотел быть художником. Его отец, учитель рисования, назвал сына Ансельмом в честь классического немецкого художника, которым он восхищался. Поэтому желание мальчика отчасти было предопределено средой, в которой он рос. В доме были холсты, кисти, масло, акварель. Отец открыл для него мир творцов и творчества.

Благоприятная среда и, конечно, задатки, которыми обладал Ансельм Кифер, направили его к живописи. Качества и свойства двух векторов — анального и зрительного — позволяют человеку стать художником. Необходимы усидчивость, кропотливость, желание довести работу до идеального состояния — это свойства анального вектора. Восприятие цвета, формы, желание запечатлеть прекрасное, поделиться этой красотой с другими людьми — это свойства зрительного вектора.

Но природная одаренность и среда — это тоже еще не все, что нужно, чтобы стать настоящим художником. Только развитость качеств анально-зрительной связки векторов позволит человеку создавать настоящее искусство.

От природы людям со зрительным вектором дана особая чувствительность. Им присуща впечатлительность, тонкая наблюдательность и повышенная восприимчивость к цветовым оттенкам и их сочетаемости. Обучение рисованию маленького Ансельма способствовало развитию и образности, и восприятия красоты и чувственной сферы.

Но мелкобуржуазная среда, в которой взрослел Ансельм, сдерживала его творческие порывы своими религиозными ограничениями, собственническим мировоззрением. Юноша мечтал сбежать из этого мира, его тянуло к чему-то невозможному, неизведанному. Это было желание познать смысл существования, почувствовать связи, соединяющие элементы природы. Таково проявление в человеке свойств звукового вектора. Поиск различных реальностей, мировой общности, права на жизнь находит отражение в будущих картинах Ансельма Кифера, добавляет глубину и масштабность его творчеству.

Кифер не только рисует, он вдумчиво исследует историю, мифы своей страны и человечества и превращает осмысленный материал в источник вдохновения. Влечение художника к истории, к прошлому своей страны, всего человечества — это проявление анального вектора. Ансельм Кифер ищет истоки, хочет извлечь опыт прежних времен и передать его людям. Его работы наполнены немецкими, греческими и египетскими мифологическими отсылками, Ветхим Заветом, Каббалой. Сочетание звукового, анального, зрительного векторов поддерживает его стремление искать параллели, например, между математической моделью теории струн и скандинавскими Норнами, плетущими судьбу людей и богов.

Постичь тайны Вселенной, открыть людям некую истину — приблизительно так можно описать мечты и ценности человека со звуковым вектором, или звуковика. И творчество Ансельма Кифера именно такое: оно выходит далеко за рамки того, что можно видеть глазами. В его странных картинах нет однозначности — они многослойны в прямом и переносном смысле. Свертки смыслов, заложенные в его работах, как сжатая пружина, раскручиваются, рождая поток ассоциаций у тех, кто готов увидеть.

Его картины можно читать. Художник сочетает коллаж и живопись, использует надписи, страницы, а иногда и целые книги. Бумажные тексты, меловые знаки, отчетливые и чуть заметные на живописной поверхности, тонко увязаны с другими слоями. Они словно вибрируют и структурируют «хаос» образов и фактур.

Биография Ансельма Кифера

Ансельм Кифер родился 8 марта 1945 года, в немецком городе Донауэшинген. Этот город был военным гарнизоном во время Второй мировой войны и для юного Кифера руины часто служили местом его игровой площадки. Что значительно повлияло на творчество художника в дальнейшем.

Его отец был учителем живописи. Это помогло Ансельму сформировать свои взгляды на художественное искусство еще с детства. После окончания школы, Ансельм Кифер поступил на филологический факультет Университета Фрайбурга, а также начал брать уроки живописи в художественной академии Дюссельдорфа.

В начале 1970-х годов, имея уже диплом о высшем образовании в области живописи, художник Ансельм Кифер поселился в городе Хорнбах. Несколько стесненный в денежных средствах, Кифер основал свою художественную студию в здании полуразрушенного кирпичного завода.

Вы читаете сайт Art Digest (znaydaydzest.ru)

Именно там он сделал свои первые работы в духе антифашистского направления. Этот период творческой биографии Ансельма интересен тем, что он создал целую серию снимков под названием «Оккупация». На фотографиях из разных стран, таких как к примеру Швейцария, Италия или Франция, стоял Кифер в немецкой военной форме периода Третьего Рейха.

Этим поступком художник призывал всех граждан ФРГ и ГДР, помнить об уроках Второй мировой войны и преступлениях нацистов против человечества. Впоследствии некоторые свои фотографии художник Ансельм Кифер реализовал и на холсте.

Экзистенциальное искусство Ансельма Кифера

Немецкий художник Ансельм Кифер часто выражал свое экзистенциальное отношение к миру и как скульптор. Особенно внимательного рассмотрения заслуживает его работа-объект «Перепись населения», выполненная в духе абстракционизма и скульптурного неоэкспрессионизма Фрэнка Стеллы. «Перепись населения» представляет из собой два огромных шкафа со свинцовыми книгами весом в 32 тонны. К листам книг приклеены семена разных растений.

Тем самым Кифер старался донести до человечества идею так называемого «тяжелого свинца» или «темной ночи души», хорошо известно по работам средневековых алхимиков. Кроме свинца в своих работах, немецкий художник часто использует различные материалы, такие как солома, зола, глины и шеллак.

«Перепись населения» 1991

Искусство — это способ сделать ситуацию очевидной

Многие ли понимают, что есть сотни разных возможностей в жизни и что мы сами строим свой путь, отказываясь от чего-то в пользу чего-то. Когда творческий человек создает свое произведение, будь то писатель, скульптор, художник, дизайнер, у него есть множество возможностей на выбор: чем закончится история или какая деталь станет главной в картине. Нам всегда приходится принимать решения. Выбирая один путь, мы отказываемся от других возможностей. И прямо сейчас этот вопрос актуален для человечества.

Искусство Ансельма Кифера — это не только о прошлом, это и о будущем. Это вопрос: что выберет человечество?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: