Творческая деятельность
Париж не слишком нравился Жану Франсуа Милле, который тосковал по деревенским пейзажам и образу жизни. Поэтому в 1849 г. он принимает решение покинуть столицу, перебравшись в Барбизон, который был намного спокойнее и уютнее шумного Парижа.
Здесь художник прожил всю свою оставшуюся жизнь. Сам он себя считал крестьянином, поэтому и тянулся к деревне.
Именно поэтому в его творчестве преобладают сюжеты крестьянского быта и деревенские пейзажи. Он не просто понимал и сопереживал простым земледельцам и пастухам, но и сам являлся частью этого сословия.
Он, как никто другой, знал, насколько тяжело приходится простому люду, как сложен их труд и какой нищенский образ жизни они ведут. Он восхищался этими людьми, частью которых считал и себя.
БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА
Его отец служил органистом в местной церкви, один дядя будущего художника был врачом, а второй — священником. Эти факты многое говорят о культурном уровне семьи будущего художника. Милле с ранних лет работал на ферме, но при этом получил хорошее образование, изучал латынь и на всю жизнь сохранил любовь к литературе. С детства мальчик проявлял способности к рисованию.
В 1833 году он отправился в Шербур и поступил в мастерскую художника-портретиста дю Мушеля. Спустя два года Милле сменил наставника — новым его учителем стал художник-баталист Ланглуа, бывший к тому же смотрителем местного музея. Здесь Милле открыл для себя работы старых мастеров — в первую очередь, голландских и испанских художников XVII века.
В 1837 году Милле поступил в престижную парижскую Школу изящных искусств. Он учился у Поля Делароша — известного художника, писавшего несколько театральные полотна на исторические темы. Поссорившись в 1839 году с Деларошем, Жан Франсуа вернулся в Шербур, где пытался добывать себе средства на жизнь портретами.
В ноябре 1841 года Милле женился на дочери шербурского портного Полине Виржинии Оно, и молодая пара переехала в Париж. В это время Милле забросил портрет, перейдя к небольшим идиллическим, мифологическим и пасторальным сценкам, пользовавшимся большим спросом. В 1847 году он представил в Салоне картину «Дитя Эдип, снимаемый с дерева», получившую несколько благоприятных отзывов.
Положение Милле в мире искусства резко изменилось в 1848 году. Отчасти это было связано с политическими событиями, а отчасти с тем, что художник нашел, наконец, тему, которая помогла ему раскрыть свой талант.
Он получил правительственный заказ на картину «Агарь и Измаил», но, не закончив ее, сменил тему заказа. Так появились знаменитые «Сборщицы колосьев». Полученные за картину деньги позволили Милле перебраться в деревню Барбизон близ Парижа.
1860-е годы оказались для художника гораздо более успешными. Найдя однажды свой путь, художник уже не сходил с него и сумел создать целый ряд очень серьезных работ, пользовавшихся огромной популярностью среди художников и коллекционеров. Милле по праву считается чуть ли не самым востребованным живописцем своего времени.
20 января 1875 года художник в возрасте 60 лет после продолжительной болезни скончался в Барбизоне и был похоронен близ деревни Шалли, рядом со своим другом Теодором Руссо.
В литературных произведениях
Жан Франсуа Милле стал одним из героев рассказа «Жив он или умер?», написанного Марком Твеном. По сюжету несколько художников решили пустится в авантюру. На это их подтолкнула нищета. Они решают, что один из них инсценирует свою смерть, хорошенько перед этим распиарив это. После его гибели цены на картины художника должны будут взлететь в цене, и всем хватит на жизнь. Именно Франсуа Милле стал тем, кто сыграл собственную гибель. Причем художник лично был одним из тех, кто нес собственный гроб. Своей цели они добились.
Этот рассказ также стал основой для драматического произведения «Таланты и покойники», которое сегодня демонстрируют в Московском театре им. А. С. Пушкина.
4. Село Барбизон
Туда ехали не за вдохновением. Там просто было дешево жить и это недалеко от Парижа. Село расположено в лесу Фонтенбло . Милле вспомнил, что крестьянин и в Барбизон обрабатывал землю, как и его отец, а в редкие свободные часы рисовал картины. Они понемногу продаются. А одну приобрел даже министр внутренних дел цены, десять раз превысила цену художника.
Но количество выдающихся пейзажистов здесь была такой большой, что село прославилось на весь мир. Рисовал пейзажи и Милле. И чувствовал, что становится мастером, не похожим ни на кого. А в искусстве это, после способностей и работоспособности, — главное.
Среди художников — иностранцев Милле дружил с англичанином виртуозом Фредериком Лейтоном , оставаясь ни в чем на него не похожим.
Краткая биография
- 1834 год – стал обучаться живописи непосредственно в Шербуре у неизвестных на тот момент мастеров – Ланглуа и Мушеля.
- 1837 – 1839 гг. – переехал в Париж, где на протяжении двух лет занимался живописью в мастерской Поля Делароша, который был салонным художником.
- 1840 год – Жан-Франсуа Милле начинает выставлять свои работы в Салоне.
- 1841 год – «Портрет Луизы-Антуанетты Феардент»
- 1847 год – «Эдипа снимают с дерева». Одна из ранних картин, является представителем мифологической живописи, что не так часто будет появляться в работах художника в будущем.
- 1848 год – написана картина «Веяльщик». Её настроение и стиль написания уже соответствуют по настроению последующему творчеству мастера.
«Веяльщик» (1848)
- Вообще, начало жизни автора пришлось на трудный период во французском искусстве – между собой боролись классицизм и романтизм, и по отношению к пейзажу, который вскоре станет важным в творчестве Милле, академики говорили о нём только как о фоне для античных сюжетов и не более, что видно, например в картине 1847 года. Романтики же наоборот украшали свои пейзажи, доводя их этим до нереалистичности. Барбизонцы в свою очередь настаивали на реалистичном и обыденном пейзаже, изображению на картинах простых людей, занятых трудом.
- Желание последних выразить настроение простого народа, увидеть гармонию в простоте природы, уловить то мимолётное, что видно лиши мгновение очень близко к будущим стремлениям импрессионистов.
- 1849 год – художник переехал в Барбизону и прожил там до конца своей жизни. С того момента крестьянский мотив становится главенствующим в его картинах. «Я крестьянин и ничего больше, как крестьянин», — так говорил о себе сам Жан-Франсуа Милле.
- 1850 год – была закончена картина «Сеятель».
- 1851 – 1853 гг. – «Путь на работу»
- 1857 год – написана, пожалуй, одна из самых знаменательных картин его – «Сборщицы колосьев». Она отражает тяготы и лишения простого рабочего народа. Солнце пронизывает своими лучами весь холст, а на заднем плане – грузные кучевые облака, отработавшие крестьяне толпятся и разговаривают. Но на их место пришли другие фигуры – ведомые нуждой, три женщины собирают оставшиеся колоски. Хоть работа эта невзрачна и проста, руки их черны от пыльной земли, спины согнуты в печальном поклоне, а одежды стары и уже выцветают.
«Сборщицы колосьев»
- Около 1858 года – написано полотно «Крестьянки с хворостом», которое сейчас находится в Эрмитаже.
-
1859 год – довольно богатый на произведения год. В нём были написаны:
- «Анжелюс». Прекраснейшее в своём роде полотно, оно отражает сокровенные чувства во время молитвы. Услышав колокольный звон, муж и жена сложили в молитве руки, говоря с Богом о радостях, нуждах и печалях. Данное произведение вызвало обильные отзывы различного рода, потому что для своего времени картина была весьма неординарной.
- «Смерть и дровосек». Причисляется к жанру мифологической живописи, достаточно необычно для того периода творчества художника.
- «Крестьянка, пасущая корову». Фигура девушки, пасущей худую корову с выраженными костями, слегка растворяется в морозном тумане. «Манифест бедности» – вот как критики назвали эту картину.
- 1860 – 1862 гг. – «Человек с мотыгой».
«Человек с мотыгой»
- 1866 год – под влиянием барбизонской школы была написана картина «Зимний пейзаж с воронами». Крестьяне уже закончили свою работу и на поле остались только вороны. Что примечательно, это именно пейзаж – на картине не изображено ни одной фигуры, и в том явное влияние барбизонцев, писавших в ту пору пейзажи.
- Художники барбизонской школы взяли для своей основы традиции, сформированные французскими (Никола Пуссен и Клод Лоррен) и голландскими (Якоб ван Рейсдаль, Ян ван Гойен, Мейндерт Хоббема) пейзажистами живописцами. Влияние на творчество оказывали как их предшественники – Юэ и Бонингтон, так и их современники, вовсе не принадлежащие барбизонской школе – Коро, Курбе, Делакруа.
- 1867 год – прошла Парижская всемирная выставка, после которой Жан-Франсуа Милле стал известен в более широких кругах.
- 1868—1873 гг. – «Весна». Это последняя работа художника – она переполненная светом, росою, чистотой после дождя, на небе виднеется радуга – символ примирения Бога с человеком. Закончил её мастер незадолго до своей кончины.
- 20 января 1875 года – художник скончался в Барбизоне, а похоронен был около деревни Шалли, рядом со своим другом, также барбизонцем, – Теодором Руссо.
Жан-Франсуа Милле на фото
Жан Франсуа Милле: произведения
Художник был очень талантливым и трудолюбивым. За свою жизнь он создал немало картин, многие из которых сегодня считаются настоящими шедеврами жанра. Одно из самых известных творений Жана Франсуа Милле — «Сборщицы колосьев» (1857 г.). Картина прославилась тем, что отражает всю тяжесть, нищету и безысходность простых крестьян.
На ней изображены женщины, согнувшиеся над колосьями, поскольку иначе не собрать остатки урожая. Несмотря на то что картина продемонстрировала реалии крестьянского быта, у публики она вызвала смешанные чувства. Кто-то считал ее шедевром, другие же высказывались резко негативно. Из-за этого художник решил немного смягчить свой стиль, демонстрируя более эстетичные стороны деревенской жизни.
Полотно «Анжелюс» (1859 г.) демонстрирует во всей красе талант Жана Франсуа Милле. На картине изображены два человека (муж и жена), которые в вечерних сумерках молятся за людей, покинувших этот мир. Мягкие коричневатые полутона пейзажа, лучи закатного солнца придают картине особенную теплоту и уют.
В том же 1859 году Милле пишет картину «Крестьянка, пасущая корову», которая была создана по специальному заказу от правительства Франции.
В конце своего творческого пути Жан Франсуа Милле стал все больше уделять внимания именно пейзажам. Бытовой жанр отошел на второй план. Возможно, на него оказала влияние барбизонская живописная школа.
Жан Франсуа Милле: биография
Будущий живописец появился на свет 04.10.1814 вблизи города Шербура, в крошечной деревушке под названием Грюши. Его семья хоть и была крестьянской, но жили они довольно зажиточно.
Еще в раннем возрасте у Жана стали проявляться способности к живописи. Семья, где никто ранее не имел возможности покинуть родную деревню и построить карьеру в какой-либо другой сфере, кроме крестьянства, талант сына был восприняла с большим энтузиазмом.
Родители поддержали юношу в стремлении изучать живопись и оплатили ему обучение. В 1837 году Жан Франсуа Милле перебирается в Париж, где в течение двух лет осваивает азы живописного ремесла. Его наставником является Поль Деларош.
Уже в 1840 г. начинающий художник впервые продемонстрировал свои картины в одном из салонов. В то время это уже можно было воспринимать как немалый успех, тем более для молодого живописца.
Начало творческой деятельности
Спустя год Милле женился на Полине Виржинии Оно и вместе с ней возвратился в столицу.
Хотя с 1840 года он регулярно выставлял свои работы в Салоне, настоящая известность пришла к нему только в 1848 году, когда сменив тему (в частности, оставив портретную живопись), художник сосредоточился на идее, которая стала лейтмотивом его творчества.
В 1849г Франсуа уезжает из Парижа в деревню Барбизон. Утром он работает в поле, а вечером занимается живописью.
Свои главные работы Милле посвятил сценам крестьянского труда и быта. В них он отразил свое понимание жизни этого сословия, тяжести их положения и вынужденную нищету.
По его собственным словам, выходец из крестьянской семьи, он всегда был и остается таковым.
Сборщицы колосьев
- Жан-Франсуа Милле.
- Название: Сборщицы колосьев.
- Год создания: 1857
Масло. холст.
- Техника письма: Барбизонская школа.
- Жанр: Бытовой жанр.
- Оригинальный размер: 84 x 111 cm.
- Париж, музей Орсе.
Описание: В Салоне 1857 художник показал картину Собирательницы колосьев, изображающую женщин, занятых изнурительной работой, их одежда бедна, но опрятна; классическая ясность композиции, гармоничность неярких, но чистых тонов, плавные линии силуэтов, мягкий, золотистый свет, льющийся с осеннего неба, объединяющий пространственные планы, — все создает ощущение подлинной жизни, претворенной в художественный образ, в шедевр, исполненный поэзии. Надо было не только глубоко уважать любой труд, но и видеть в людях, занятых им, своих собратьев, чтобы с такой человечностью написать их. Работа вызвала разные оценки публики и критики, что заставило мастера временно обратиться к более поэтичным сторонам крестьянского быта. Сельская жизнь была одной из любимых тем Милле, и эта картина стала кульминацией десятилетней работы над темой сборщиц колосьев. Сборщицам разрешалось проходить по полям на рассвете и подбирать колоски, пропущенные косцами. На этом полотне художник изобразил трёх из них, согнувшихся над землёй в низком поклоне — только так им удаётся собрать оставшиеся после жатвы колосья.. В них Милле показал три фазы тяжёлого движения, которые женщины должны были беспрестанно повторять раз за разом — сгибаться, подбирать колосок с зерном и снова распрямляться. Маленькие пучки в их руках контрастируют с богатым урожаем, который виден на заднем плане. Там стога, снопы, повозка и занятая работой толпа жнецов.
«Собирательницы колосьев» — Ислам и Семья
Однако существуют и другие уровни восприятия, когда вера в человеке укрепилась, и он может смотреть на мир одновременно с нескольких точек зрения. К примеру, он может относиться к уже изображенному на холсте как к некоему тексту, изложенному не словами, а цветом, пластикой, формой, ритмом.
Всевышний говорит с человеком на многих языках (стоит только посмотреть на небо): цветом радостного голубого, сердитого темно-синего, бирюзового, розового, белого, радужного, туманного, языком событий и ситуаций, знаков.
Через прекрасное разнообразие Своих творений Он рассказывает о Своей Силе, Мощи, о Своем Величии, направляет к Себе, и страшно, когда человека вдруг замкнуло на поклонении какой-то лягушке, синему камню, петуху, горящему полену, дереву, дырке в стене, смертному…
Художник смотрит на мир и выхватывает из него некий эпизод, информацию. То, что понял или очень хотел понять, что не оставляет равнодушным, непостижимое, словами невыразимое.
Например, картина Ж.- Ф. Милле «Собирательницы колосьев» (1857 год) дает мне постоянный и неиссякаемый повод к размышлениям. Она сопровождает меня с того момента, когда я ее впервые увидела. Потрясла, заставила замолчать. Она передала мне что-то такое, что каждый вечер, представляя собирательниц колосьев, обращаюсь к себе: «Ну, прекрасное творение Всевышнего (а человек — самое прекрасное Его творение), давай посмотрим, что собрала за сегодня?»
И после такой игры словами и образами открывается щемящее сердце понимание того, что этот мир неоднозначен, многослоен, таинственен. Каждое утро мы выходим что-то собирать: каждый для себя, в свой короб, и возвращаемся домой, кто с пустыми руками, а кто-то в благости бараката.
Блог: https://uskudarskaya.livejournal.com/20233.html
Основополагающие идеи творчества
В 1857 году Милле закончил работу над своей самой известной картиной «Сборщицы колосьев». Одобрение, с которым встретила его произведение критика оказалось неожиданным даже для самого художника.
Милле удалось попасть в тон всеобщего настроения, созданного политическими событиями того времени.
Он продолжил работу в том же жанре и спустя два года появилась не менее знаменитая «Анжелюс». Она повторяла послание художника в «Сборщицах колосьев», но также содержала ответ, который предложил сам Милле.
Та жизнь, которую он изобразил, была наполнена смирением и верой, способной превозмочь нелегкие будни крестьян.
Милле также писал картины по заказу правительства, начиная с первых серьезных работ в бытовом жанре 1848 года, а также «Крестьянка, пасущая корову» (1859 г.), примечательно, что именно это привело его к смене направления и принесло ему признание.
Милле не писал с натуры, его работы создавались исключительно по памяти. С 1849 года и до конца своей жизни Милле жил в Барбизоне, название этого места дало имя школе, одним из основателей которой он стал.
Последние годы
В середине 1860 годов, он обратился к пейзажной живописи, стремился в своих работах выразить единение человек с природой.
В последние годы его творчества были созданы такие картины как «Зимний пейзаж с воронами» (1866 г.) и «Весна» (1868-1873 г.).
Эти работы Милле указали на состояние поиска, в котором он находился. Для художника это были попытки найти и отразить в картинах природы гармонию и справедливость, которые он не находил в жизни людей.
Милле скончался в 1875 году в Барбизоне, в окрестностях которого и был похоронен.
Франция всегда славилась своими живописцами, скульпторами, писателями и другими деятелями искусства. Расцвет живописи в этой европейской стране пришелся на XVII-XIX вв.
Одним из ярких представителей французского изобразительного искусства является Жан Франсуа Милле, который специализировался на создании картин деревенского быта и пейзажей. Это очень яркий представитель своего жанра, картины которого до сих пор ценятся высоко.
Композиция полотна, сюжет, детали
Сюжет картины подчеркнуто прост: молодая женщина, служанка, наполняет чашу молоком. На столе, кроме глиняной чаши с двумя ручками, стоит плетеная корзина с хлебом и фарфоровый кувшин. На скатерти лежит несколько кусков разломанной булки, свешивается вниз платок. Из зарешеченного окна падает свет, который разливается на всех предметах и фигуре женщине, ее лице. Белая стена за спиной молочницы под действием света также излучает сияние.
Художник показывает красоту обыденной жизни, прелесть простых хозяйственных забот, быта. В облике служанки читается целомудренность: открытый, чистый лоб, умиротворение на лице, спокойствие и сосредоточенность в движениях. Все, что было связано с молоком и продуктами из него в Голландии того времени приобрело форму некоего священного поклонения. Молочница с картины Вермеера предстает некоей Мадонной с ликом святой, свершающей священнодействие.
Акцент сделан на фигуре женщины, ее сосредоточенном, спокойном лице и тонкой струйке густого молока, льющегося из кувшина. Женщина одета в лимонного цвета блузу с зелеными отворотами рукавов, ярко синий передник и красную юбку. Ее голову украшает белый чепец, под который убраны волосы. Оттенки белого цвета молока, чепца и стены доминирующие в картине, несмотря на яркие тона одежды женщины.
Художник искал средства для выделения фигуры молочницы. Радиологическое исследование показало, что изначально стену за спиной женщины украшала картина, или, возможно, карта. Но мастер убрал ее, чтобы не загромождать полотно деталями, отвлекающими от главного – фигуры женщины.
Милле Жан Франсуа ( 1814 — 1875 )
И классицизм, и романтизм были далеки от современной жизни, поскольку они идеализировали прошлое и в основном изображали сюжеты из давних времен.
В середине 19-го века ведущее место в изобразительнои искусстве Франции заняло направление реализм, которое более всего интересовалось современностью, повседневной жизнью обыкновенных людей.
Реалисты стремились передавать реально существующих людей, природу — без искажения и приукрашивания. При этом они отражали, конечно, и пороки современной жизни, стремясь помочь их устранению и исправлению.
Такое критическое направление в искусстве принято называть критический реализм, расцвет которого относится ко 2-й половине 19-го века.
Реализм во французской живописи заявил о себе прежде всего в пейзаже художников так называемой» барбизонской группы», получившей название от деревушки Барбизон близ Парижа, где художники подолгу жили и писали.
Одно время жил в Барбизоне Жан Франсуа Милле, очень известный французский художник — реалист. Он родился в крестьянской среде и навсегда сохранил связь с землей. Крестьянский мир — основной жанр Милле. Но пришел к нему художник не сразу.
Из родной Нормандии в 1837 и в 1844 годах приезжал в Париж, где приобрел славу портретами и небольшими картинами на библейские и античные сюжеты.
С этого времени начинается зрелый период творчества Милле. Его героем отныне и до конца его творческих дней становится крестьянин. Подобный выбор героя и темы мало отвечал вкусам буржуазной публики, поэтому всю жизнь Милле терпел материальную нужду, но теме не изменил.
7. Собирательницы хвороста. Маленький шедевр
В Милле почти невозможно найти картины большие по размерам: длина прославленного полотна «Анжелюс» — 66 см, «сборщиц колос» — 111 см, «Отдыха на жатве» — 116 см. И эти, кажется, самые.
Маленьким шедевром стали и «собирательница хвороста», всего 37 на 45 см. Так французских женщин еще никто не писал. Две фигурки пытаются извлечь сухую древесину, застряла. Труд, который достойно бы делать скоту, делают две крестьянки, сами, не дожидаясь помощи. Это тот страшный мир, где помощи просто не дождаться.
Исследователи удивлялись — нет ни эффектной композиции, ни ярких красок. Никого не убивают и никто не кричит. А зрители хватались за сердце. Милле обращал лицо буржуазного общества к народу, к чрезмерной труда крестьян, к сочувствию тем, кто тяжело и страшно работал на земле. Он обращал общество (и искусство Франции) до гуманизма . И это перекрывало и маленькие размеры картин Милле, и отсутствие колористических сокровищ, театральных жестов, криков и т.п.. В искусство возвращалась горькая правда сегодняшнего дня.
Его зов услышан. Милла стал авторитетом в живописи. И как всегда, одни закричали о его заполитизированность, другие видели в нем исключительность, феномен . Его картины стали хорошо покупать.
Когда-то «сборщиц хвороста» приобрел Третьяков . Нет, не Павел, покупал и поддерживал русских художников, а потом подарил москве галерею, носящей его имя. Приобрел брат Павла — Сергей Третьяков, коллекционировал произведения художников Европы . Обычно он отсылал деньги в Париж своему агенту, а тот, по своему усмотрению увидев достойное, покупал и отсылал в Москву . И усмотрению, и покупка оказались очень удачными. В Москве это почти единственная (кроме еще одного пейзажа) сюжетная картина Милле. Зато — шедевр.
Заключение
Жан Франсуа Милле, картины которого являются настоящими шедеврами живописи, внес неоценимый вклад в европейскую живопись и мировое искусство. Он по праву стоит в одном ряду с величайшими художниками. Хотя он не стал родоначальником нового стиля, не экспериментировал с техникой и не стремился эпатировать публику, его картины раскрывали суть крестьянского быта, демонстрируя все тяготы и радости жизни деревенских людей без прикрас.
Такую откровенность в полотнах, чувственность и правдивость можно встретить далеко не у каждого живописца, даже известного и именитого. Просто он писал картины о том, что видел собственными глазами, и не просто видел, а прочувствовал сам. Он в этой среде вырос и знал крестьянскую жизнь с изнанки.