Александр николаевич бенуа

Царь, которого ждали

«Дворец взят штурмом иностранным войском», — заметил современник о начале царствования Павла. Действительно, в ноябре 1796 года коридоры и залы Зимнего дворца заполонили офицеры-гатчинцы, грубые и дисциплинированные — качества, несвойственные гвардии покойной царицы. Но большинство подданных, от среднего и мелкого дворянства до крестьян, вздохнули: «Наконец-то».

Фавориты царицы, не таясь, грубили наследнику трона и зубоскалили

Фаворитизм и коррупция екатерининской эпохи утомили страну. С наследником престола были связаны смутные надежды на укрощение произвола. То и дело в отдалённых губерниях рождались слухи, будто Павел уже вступил на престол, — последний раз летом 1796 года. Сказывались предрассудки: само по себе женское правление — неправильно. Шёпотом передавалось, будто Екатерина II перед захватом власти обещала править до совершеннолетия сына, но обманула сподвижников. Поэтому намерение царицы передать своей волей власть внуку, в обход сына, было неосуществимо на практике. Россия ждала именно царя Павла, и царь Александр, при живом отце, не имел шансов.
Сильнее всех воцарения Павла желал сам Павел. Почти вся его сознательная жизнь прошла среди унижений. Фавориты матери — Орловы, Потёмкин, Зубовы — грубили ему в глаза. Пристрастия к рыцарству и шагистике в стиле Фридриха Великого были неизменным поводом для придворного зубоскальства. Павел хотел воевать на войне и управлять, но царица относилась к сыну, как к ребёнку, которому позволены лишь игрушки. Теперь игрушкой самодержца стала самая большая страна мира.

Примечания

  1. ↑ Бенуа Александр Николаевич // Большая советская энциклопедия:
  2. artist list of the National Museum of Sweden
  3. См. главы 16, 17, 19 книги второй «Воспоминаний» А. Н. Бенуа.
  4. Ходяков М. В., Ходяков О. А. Знаменитые универсанты: питомцы Санкт-Петербургского — Петроградского — Ленинградского университета. — СПб: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2002. — С. 26. — 194 с. — ISBN 5-288-03197-5.
  5. Дульский П., Мексин Я. Иллюстрация в детской книге. — С. 50.
  6. Сеславинский, М.В., Тараканова О.Л. Книги для гурманов: Библиофильские издания конца ХIX — начала ХХ века: альбом. — М.: Белый город, 2010. — С. 170-175. — 310 с.: ил с. — ISBN 978-5-7793-1696-5.
  7. Сеславинский, М.В., Тараканова О.Л. Книги для гурманов: Библиофильские издания конца ХIX — начала ХХ века: альбом. — М.: Белый город, 2010. — С. 45-49. — 310 с.: ил с. — ISBN 978-5-7793-1696-5.
  8. Сеславинский, М.В., Тараканова О.Л. Книги для гурманов: Библиофильские издания конца ХIX — начала ХХ века: альбом. — М.: Белый город, 2010. — С. 90-95. — 310 с.: ил с. — ISBN 978-5-7793-1696-5.
  9. Лапшина Н.П. «Мир искусства»: Очерки истории и творческой практики.. — М.: Искусство, 1977. — С. 276–277.
  10. Сеславинский, М.В., Тараканова О.Л. Книги для гурманов: Библиофильские издания конца ХIX — начала ХХ века: альбом. — М.: Белый город, 2010. — С. 206-209. — 310 с.: ил. с. — ISBN 978-5-7793-1696-5.
  11. Бенуа А.Н. Версаль. — Пб.: Аквилон, 1922. — С. 15.
  12. Сеславинский, М.В. Рандеву: Русские художники во французском книгоиздании первой половины ХХ века: альбом-каталог. — Москва: Астрель, 2009. — С. 116-119. — ISBN 978-5-94829-036-2..
  13. Сеславинский, М.В. Рандеву: Русские художники во французском книгоиздании первой половины ХХ века: альбом-каталог. — Москва: Астрель, 2009. — С. 120-123. — 504 с. — ISBN 978-5-94829-036-2.
  14. Сеславинский, М.В. Рандеву: Русские художники во французском книгоиздании первой половины ХХ века: альбом-каталог. — Москва: Астрель, 2009. — С. 115. — 504 с. — ISBN 978-5-94829-036-2.

Заговор, которого ждали

К вечеру 12 марта в столичных лавках не осталось шампанского. Общество ликовало. Такие люди, как Николай Саблуков, хоть испытавшие царскую опалу, но считавшие убийство императора гнусным и недопустимым делом, составляли незаметное меньшинство.
Павел ненавидел распущенность екатерининского дворянства, казнокрадство и фаворитизм. За годы гатчинского затворничества он не увидел или не осознал, что его мать заслуженно именовалась Великой, что развратные фавориты и недисциплинированное офицерство завоевали и обустроили территории, превышающие Францию. Что в начале царствования Екатерины опасность татарского набега на юге России была реальной, а в конце вероятной не больше, чем нападение викингов на современную Англию. Видел потёмкинские деревни, но если и замечал новые города, то лишь чтобы их переименовать.


Вахт-парад при императоре Павле I. Александр Бенуа, 1907 год. («Дилетант»)

Павел не заметил также негласный договор между Екатериной и дворянством: в обмен на лояльность и посильное сотрудничество царица гарантирует основные права сословия. Главным правом была уверенность, что государство репрессивно реагирует лишь на откровенный бунт, покушение на трон и участие в каком-нибудь особо вольнодумном обществе. Запрет танцевать вальс, регламентация головных уборов и наказание офицера за солдатскую ошибку на параде стали нарушением этого договора.

Павел I стал последним царём, который оказался жертвой заговора

К концу царствования Екатерины накопились реальные проблемы, но методы их решения — репрессии за незначительные проступки и мелочная регламентация повседневной жизни — уже не соответствовали развитию русского общества. Правление Павла было и устрашающим, и унизительным для дворянства.
Поэтому утверждения современных конспирологов, что царя убили за английское золото, — поиск второстепенной причины при наличии основной. У офицеров гвардейских полков были свои резоны для беспощадной расправы.
Позже говорили, что Александр I проводил политику, оглядываясь на участь предшественника. Но невозможно представить русских дворян, которые избивали бы Александра Палыча с такой же страстной ожесточённостью, как его отца. Александра было за что не любить, а вот повода для страха и ненависти он не давал.
Правление императора Павла и, главное, его финал оказались важным уроком и для русского общества, и для самодержавия. С тех пор цари научились сдержанности — Николай I запомнился современникам взглядом василиска, но истерический гнев своего отца себе не позволял. С 1801 года и до конца династии откровенное самодурство стало уделом разного рода «диких помещиков» и персонажей Островского.

Сочинения

Запрос «» перенаправляется сюда. На эту тему нужно создать отдельную статью.

  • Азбука в картинках. А. Н. Бенуа. Санкт-Петербург. 1904;
  • Современное искусство (Benois, A. Die moderne Kunst. In: Melnik, J. (1906): Russen über Russland. Frankfurt a. M., Rütten & Loening, S. 517—538).
  • Художественные письма, газета «Речь», ноябрь 1908 — февраль 1917;
  • Царское село в царствование императрицы Елизаветы Петровны, СПБ, 1910;
  • Возникновение «Мира искусства», Л., 1928;
  • Жизнь художника. Воспоминания, т. 1-2, Нью-Йорк, 1955;
  • Александр Бенуа размышляет… (статьи и письма 1917—1960 г.), М., 1968;
  • Memoirs, v. 1-2, L., 1960—1964. (англ.)
  • Бенуа А. Н. Мой Дневник: 1916—1917-1918 / Вступит. ст. Дж. Э. Боулта и Н. Д. Лобанова-Ростовского; Подгот. текста Н. И. Александровой и Т. В. Есиной; Коммент. Н. И. Александровой и А. В. Ревякина. — М.: Русский путь, 2003. 704 с, ил. ISBN 5-85887-163-1 (Всероссийская мемуарная библиотека, Выпуск 10)

Интересные факты

  • В 2005 году именем русского живописца назвали теплоход, построенный в Чехословакии осенью 1960 года.
  • Зимой 2020 года благотворительный фонд компании «Лукойл» организовал выставку, посвященную 150-летию со дня рождения знаменитого мастера. В экспозицию вошли произведения, хранящиеся в Русском музее, ранний автопортрет, книги с иллюстрациями и работы из картинных галерей и частных коллекций.Зимой 2020 года благотворительный фонд компании «Лукойл» организовал выставку, посвященную 150-летию со дня рождения знаменитого мастера. В экспозицию вошли произведения, хранящиеся в Русском музее, ранний автопортрет, книги с иллюстрациями и работы из картинных галерей и частных коллекций.
  • Старший брат художника Альберт Бенуа в молодости сыграл свадьбу с Марией Кинд — сестрой его будущей супруги. Судя по записям и фотографиям из архивов, члены творческой семьи встречались в Париже. После переезда Александр тесно общался с племянницей — оперной певицей Марией Черепниной.

Творчество Александра Бенуа

С раннего детства родители настаивали на самообразовании сына. И он вырос с таким понятием, что все постижимо путем самостоятельного изучения интересующих тем. Азы художественного мастерства в живописи будущий мастер перенял у своего брата Альберта.

Александр с удовольствием познавал всю историю искусства и стал недосягаемым ассом в этой области знаний. В профессии искусствовед ему не было равных.

Бенуа Александр написал свои произведения в области искусства – книги по истории искусства. Это были:

  • «История живописи XIX века»,
  • «История живописи всех времен и народов»,
  • «Русская живопись в XIX веке,
  • Серия книг «Русская школа живописи»,
  • Лучший путеводитель по Эрмитажу» и др.

Александр любил театр всеми частичками своей души. Он с удовольствием создавал декорации к театральным постановкам, руководил процессом по созданию костюмов артистов. Кроме того он работал в театре художником и постановщиком театральных постановок.

В своей работе, зная основы искусства и его историю, Александр участвовал в политических дебатах, защищал памятники архитектуры и старины. Он работал в комиссии, выступающей в защиту памятников. В Эрмитаже была картинная галерея, никто так хорошо, как Александр не знал историю ценного достояния музея. Бенуа стал работать заведующим этой галереи, рассказывал гостям Эрмитажа историю народных произведений искусства. По его распоряжению картины стали демонстрироваться в другой последовательности, галерея стала смотреться более выразительно и живо. Позже картинные галереи были распроданы, и вся коллекция неподражаемых авторов не досталась народу. Заведующий галереи не смог пережить такое решение новой власти. В порывах гнева, искусствовед уезжает во Францию, в командировку. Там он задержался, остался надолго, таким образом, эмигрируя из страны. Это был 1926 год. За границей Бенуа Александр пишет картины, работает в театре декоратором, постановщиком спектаклей.

Биография Александра Бенуа

Александр Бенуа появился на свет 3 мая 1870 года в доме возле Никольского морского собора в Санкт-Петербурге. Он стал девятым и младшим ребенком в семье признанного и известного архитектора Николая Леонтьевича Бенуа и его супруги Камиллы Альбертовны. Мальчик вырос в атмосфере творчества, а лето проводил в парковом ансамбле Петергофа среди аллей, фонтанов и дворцов, что повлияло на становление художественных взглядов и предпочтений живописца.

Александр Бенуа с раннего детства увлекался искусством, а учиться рисованию начал еще в одном из частных «детских садов» того времени — «Киндергартене». Окончив гимназию, он поступил в университет на юридический факультет. Первый очерк Бенуа об истории русской живописи вышел в 1894 году, искусствоведческий дебют художника вызвал бурное обсуждение и был положительно оценен критиками. После окончания университета живописец всецело посвятил себя изобразительному искусству.

Первая известная серия работ мастера — «Последние прогулки Людовика IV», написанная в 1896 году

Камерные композиции, выполненные в акварельной и смешанной технике, привлекли внимание Сергея Дягилева и Льва Бакста на выставке, организованной Павлом Третьяковым. Вместе они разработали концепцию объединения «Мир искусства», целью которого стал протест молодых художников против рутинных требований старой школы. Первая выставка сообщества состоялась в 1898 году и была с энтузиазмом принята молодежью

Первая выставка сообщества состоялась в 1898 году и была с энтузиазмом принята молодежью.

Параллельно с организацией выставки Дягилев вел активную работу над журналом «Мир искусства», а Александр Бенуа стал автором программы нового издания. Первый номер вышел в 1898 году и выделялся на общем фоне благодаря своей продуманности и высокому качеству исполнения. Год спустя состоялась выставка под эгидой издания, где были представлены работы блестящих мастеров того времени: Исаака Левитана, Константина Коровина, Михаила Нестерова. Журнал выходил на протяжении шести лет.

Начиная с 1901 года, Бенуа много и плодотворно работал: писал монографии по истории искусства, публиковал критические очерки, рисовал декорации, занимался книжной иллюстрацией. Одно из самых значительных произведений мастера в области графики — рисунки к поэме А. С. Пушкина «Медный всадник». Лаконичные и тщательно проработанные композиции не понравились заказчику, но получили высокую оценку художественного сообщества.

После Октябрьской революции Александр Бенуа оказался в числе художников, поддержавших новую власть — он заведовал картинной галереей Эрмитажа, одновременно занимался созданием декораций для Мариинского театра, был режиссером и художником БДТ, иллюстрировал литературные произведения. Мастер всегда был чужд политике, но в те времена заниматься творчеством и быть в стороне от государства было невозможно. Давление со стороны правительства, многочисленные запреты и страх ареста вынудили Бенуа в 1927 году эмигрировать во Францию.

В Париже художник работал над оформлением спектаклей и костюмов, сотрудничал с Сергеем Дягилевым, театром Ла Скала. Большая часть творческого наследия Александра Бенуа периода эмиграции относится к жанру книжной иллюстрации. Отъезд из России не лучшим образом повлиял на живописца — несмотря на высокий уровень мастерства, все его работы выглядят повторением уже пройденного. На закате жизни мастер много трудился над мемуарами. Художник скончался в ночь на 9 февраля 1960 года, причиной смерти стал грипп.

Отъезд

Неоднозначное отношение к новой власти предопределило дальнейшую жизнь и творчество Бенуа. «Свадьба Фигаро» — последний спектакль в Ленинградском БДТ, поставленный художником перед отъездом из страны.

В 1926 году по рекомендации Луначарского Александр Бенуа, биография которого в последние годы полна трагических событий, поехал в командировку для работы в Гранд-опере во Францию. Отправляя его в Париж, нарком прекрасно понимал, что происходит у него на душе. Бенуа собирался после работы вернуться в Россию, но в конце июня 1927 года в Париж приехал сам Луначарский. Из письма художника к Ф.Ф. Нортау следует, что именно нарком уговорил его не возвращаться на Родину. В дружественной беседе он сказал об отсутствии финансирования и условий для его работы и посоветовал выждать во Франции, пока ситуация изменится.

Так Бенуа больше не вернулся в Россию.

Дойти до Ганга

Царствование Павла началось с того, что он велел армии вернуться из Персии. Закончилось — походом в Индию, тоже прекращённым на следующий день после его кончины. Этому предшествовала Русско-французская война: поход Суворова в Италию, итогом которого стало досрочное возвращение русской армии с театра военных действий и ссора Павла с Веной. Наполеон отпустил русских пленных, обмундировав их за счёт французской казны. Царь восхитился благородством «корсиканского выскочки» и заключил с ним мир.
В свою очередь, захват Англией Мальты, которую Павел считал своим владением, привёл к созданию русско-французского союза, направленного против Британии. Было решено изгнать англичан из Индии, и Павел послал казачьи полки в степи Средней Азии. Русская и французская пехота должна была двигаться путём Александра Македонского.
При этом не был продуман маршрут и не было договорённостей о проходе войск с турками и персами. Однако, даже если допустить, что русская армия смогла бы совершить триумфальный поход, оставалось непонятным, какие выгоды принесло бы стране взятие Калькутты, кроме мести за Мальту?
Поход в Индию сопровождался и другими действиями. Павел требовал от королей определиться между Наполеоном и Англией. Например, 11 марта 1801 года в Берлин отправился курьер с ультиматумом: если Фридрих Вильгельм III не вторгнется в Ганновер, Россия объявит войну Пруссии. Возможно, смерть Павла I предотвратила события, на фоне которых путешествие русскофранцузского контингента в Индию осталось бы второстепенным эпизодом большой европейской войны.

Из биографии

Л. Бакст. Портрет А. БенуаАлександр Николаевич Бенуа (1870-1960) родился в семье русского дворянина французского происхождения Николая Бенуа, который был главным архитектором Петергофа, и Камиллы Кавос, дочери итальянского архитектора Альберта Кавоса. Старший брат Александра – Альберт – был акварелистом, брат Леонтий – архитектором. Оба преподавали в Академии художеств. Сестра Екатерина вышла замуж за скульптора Евгения Лансере. Ее дети, художники Николай и Евгений Лансере, и дочь, известная художница Зинаида Серебрякова, приходились Александру Бенуа племянниками. Целая художественная династия! Художественные и эстетические взгляды сформировались у него в раннем детстве, т.к. он жил в атмосфере искусства.Александр Бенуа был женат на младшей сестре жены своего брата – Анне Кинд, которая стала его верной подругой и любимой женщиной на всю жизнь.В Академии художеств он проучился всего четыре месяца, т.к. осознал, что живописи нельзя научиться, слушая лекции. Далее Бенуа поступил на юридический факультет Петербургского университета, но при этом искусство не оставил: занимался живописью, иллюстрированием, оформлением театральных постановок, а также писал искусствоведческие статьи.В 1896 г. А. Бенуа, Л. Бакст и К. Сомов приезжают во Францию для изучения истории французского искусства, т.к. они уже разочарованы в реализме. Но и новое искусство воспринято им неоднозначно: Бенуа привлекают импрессионисты Моне и Дега, но «символисты и декаденты потерпели банкротство, обещали кучу, дали какие-то поскребушки», – считает он. Но зато на всю жизнь художник был очарован Версалем. Он изобразил его на многих своих полотнах.

Картины

  • 1896 — «Вид на лестницу и террасу в Версале»
  • 1896 — «Прогулка короля»
  • 1896 — «Набережная Рейна в Базеле в дождь»
  • 1897 — «У бассейна Цереры»
  • 1897 — «Версаль. Людовик XIV кормит рыб»
  • 1898 — «Маскарад при Людовике XIV»
  • 1899 — «Церковь св. Екатерины в Санкт-Петербурге»
  • 1900 — «У Монплезира в Петергофе»
  • 1900 — «Петергоф. Купеческая лестница и Большом дворце»
  • 1900 — «Петергоф. Фрейлинские дома»
  • 1900 — «Петергоф. Львиный каскад и колоннада»
  • 1900 — «Ораниенбаум. Кабинет «Обезьян» в павильоне Катальная гора»
  • 1900 — «Карнавал на Фонтанке»
  • 1905 — «Версаль. Аллегория реки»
  • 1905 — «Служба у капеллы св. Варвары»
  • 1906 — «Вечер»
  • 1907 — «Парад при Павле I»

Жена и дети

Александр Николаевич женился один раз. Избранницей художника стала младшая сестра жены его старшего брата Альберта, Анна Карловна Кинд. Анна тоже воспитывалась в близкой к искусству семье. Ее отец, Карл Иванович Кинд, был музыкантом и капельмейстером.

Жена — Анна Карловна

Знакомство будущих супругов произошло на свадьбе старших брата и сестры. Правда Саше тогда было всего 6 лет, а Ане 7. Их бракосочетание состоялось в 1894 году, через 18 лет после знакомства. Супруги прожили вместе 56 лет, до самой смерти Анны Карловны. В супружестве у пары родились две дочери, Анна-Камилла-Елизавета и Елена, и сын Николай, который стал крупным театральным художником.

Известно, что Александр Бенуа уделял много времени занятиям и играм со своими детьми, племянниками и приходившими к ним в гости приятелями. «Дядя Шура», так его называли друзья сына и дочерей, всегда был рад участвовать в детских затеях. Часто сам организовывал забавы и, по свидетельству современников, никогда при этом не выказывал ни усталости, ни раздражения.

Парад при Павле I. 1907

Бенуа А.Н.Картон, гуашь, белила59,6 х 82,5

Русский музей

Аннотация

Романтический Михайловский замок предстает на рисунке Бенуа во всем великолепии и блеске тех недолгих сорока дней февраля – марта 1801 года, когда он являлся царской резиденцией. На площади перед замком, с которого еще не сняты строительные леса, Павел принимает парад. Тема парада выбрана не случайно. Каждое движение затянутых в зелено-красную прусскую форму «оловянных солдатиков» со смешными косичками рассчитано и выверено, все подчинено общему порядку и ритму, здесь нет места ничему, что не предусматривал бы устав. Парад – своего рода символ павловской эпохи, так мрачно и таинственно закончившейся убийством Павла I в Михайловском замке 11 марта 1801 года.
В восприятии художника, Павел I – образ весьма романтический, полный рыцарского благородства, но и трагически безумный.
Картина была выполнена в цикле живописных работ для серии книгоиздателя И.Н. Кнебеля «Русская история в картинах» и стала лучшей среди исторических композиций художника. Этот цикл, помимо произведений Бенуа, включал также работы В.А.Серова, М.В.Добужинского, Е.Е.Лансере и других известных мастеров.

Биография автора

Бенуа Александр Николаевич (1870, Санкт-Петербург – 1960, Париж)
Живописец, график, театральный художник, художественный критик, теоретик и историк искусства, музейный деятель.
Вольнослушатель Императорской Академии художеств (1887-1888), затем занимался под руководством брата, Альберта Николаевича, председателя Общества русских акварелистов.
В 1890-1894 учился в Санкт-Петербургском университете. Вдохновитель, один из организаторов и главный теоретик общества «Мир искусства». Член «Союза русских художников» (1903-1910), пожизненный член «Осеннего салона» в Париже.
Начал работать как театральный художник с 1900, а с 1907 и как режиссер. В 1890-1910-х много путешествовал по Европе. В 1917 — один из организаторов Комиссии по делам искусства для переговоров с Временным правительством об охране памятников искусства и старины. С 1917 — член Совета Эрмитажа. В 1918-1926 — хранитель отделения французской и английской живописи в Государственном Эрмитаже. С 1926 постоянно жил в Париже. Много работал для оформления спектаклей театров Парижа и Милана.
Виднейший представитель художественной династии Бенуа. Главные темы работ — Россия и Франция XVIII — начала XIX века. Автор ряда серий графических произведений, в том числе «Версальской» (1905-1906), цикла композиций на исторические темы, пейзажей Петербурга и окрестностей.
Много работал в книжной графике. Оставил воспоминания.

Детство и юность художника

А.Н. Бенуа родился 21.04.1870 в Санкт-Петербурге. Отец, Николай Леонтьевич, был архитектором, как и дед, отец матери, Камиллы Альбертовны. Старшие братья, Альберт и Леонтий, тоже впоследствии стали известными архитекторами. Кроме Альберта и Леонтия у Александра были еще старшая сестра Екатерина и брат Михаил, а также четыре двоюродных брата.

Николай Леонтьевич и Камилла Альбертовна с детьми

Детство Саши прошло в окружении художников. Все семейные интересы сосредоточивались вокруг искусства. Поэтому неудивительно, что мальчик с раннего возраста мечтал рисовать. Особенно его прельщала профессия театрального декоратора.

В возрасте 5 лет

Первые уроки рисования мальчик получил у своего отца, брата Альберта и скульптора Обера, который был дальним родственником Бенуа. Кроме этого, Александру привили любовь к музыке и театру.

Образование юноша получил в частной гимназии, где учился с 1885 по 1890 год. Позже была неудачная попытка окончить Императорскую Академию художеств. В 1894 Александр получил юридическое образование, окончив Петербургский университет

В это время на него уже обратили внимание как на художника

В юности и молодости

Кавалергардский полк — от дворянского клуба до строевой части

Любопытно, что на этом Павел не закончил экспериментов с личной охраной — в 1799 году он учредил «стражу гроссмейстера державного ордена св. Иоанна Иерусалимского» или новый Кавалергардский корпус. Он больше походил на кавалергардов эпохи Екатерины как по численности, так и по своим задачам, а сами гвардейцы вознеслись выше и анненских, и екатерининских «шевальеров». Форма новых кавалергардов подчёркивала весь блеск русского монарха и главы Мальтийского ордена — помимо великолепно отделанной формы, нижним чинам, например, разрешалось ношение шляпы с плюмажем — привилегия генералов.

Впрочем, вскоре всё снова круто изменилось — корпус был доведён до трехэскадронного состава, затем переименован в Кавалергардский полк, а в начале 1800 года и вовсе включён в гвардию на правах кавалерийского полка подобно Лейб-гвардии Конному или Лейб-гвардии Гусарскому, то есть перестал быть исключительно дворянским. Нижние чины отныне, как и в других полках гвардии, набирались из людей незнатного происхождения, служивших в других гвардейских и армейских полках. Офицеры полка, однако, сохранили привилегию состоять при государе в качестве почётной охраны.

На этом закончилась история кавалергардов-дворян, бывших три четверти века закрытым офицерским обществом, стать частью которого можно было лишь родившись или выслужившись в потомственное дворянство. Принадлежность к привилегированному сословию, впрочем, не мешала кавалергардам проявлять распущенность и даже совершать проступки и преступления — за 70 лет нам известно несколько десятков таких дел, как правило, связанных с небрежным несением караульной и внутренней служб и пьянством.

Кавалергарды исполняли церемониальные и парадные функции, никогда не бывая на передовой и охраняя государя или государыню больше формально чем реально. Более того, среди заговорщиков 12 марта 1801 года был командир полка Фёдор Уваров, будущий командир кавалергардов Павел Васильевич Голенищев-Кутузов (дальний родственник Михаила Илларионовича) и несколько младших офицеров-кавалергардов. Павел I был убит, а кавалергарды, прежде никогда не участвовавшие в битвах, вскоре приняли боевое крещение в одном из главных сражений начала века. Впрочем, это уже другая история.

Все Безбородки

«В этом безумии есть метод», — говорил царедворец Полоний, когда Гамлет имитировал сумасшествие. В гневных поступках Павла, казавшихся современникам «затмением», тоже был свой метод, если не доктрина. «В России нет важных лиц, кроме того, с кем я говорю и пока я с ним говорю», — заявил император шведскому послу, удивлённому тем, что царь обозвал «дураком» Александра Нарышкина, обер-гофмаршала (то есть человека с наивысшим придворным чином).
Если Нарышкин был титулованным царедворцем, то канцлер Александр Безбородко отличался уникальными административнодипломатическими талантами. К тому же, по слухам, он оказал неоценимую услугу Павлу — уничтожил завещание матери. «У меня в России все Безбородки», — безразлично заметил царь, узнав о смерти человека, которому, вероятно, обязан троном.
Казалось, исключение будет сделано для Суворова. После Итальянского похода и относительно благополучного спасения из швейцарской ловушки Павел оказал почёт и пожаловал недавно опальному фельдмаршалу наивысший чин — генералиссимуса. Но царская немилость проявится после смерти: Суворова похоронят с минимумом почестей, как одного из заурядных генералов. То ли Павел позавидовал суворовской популярности, то ли не смог простить насмешки над прусскими мундирами.
Даже Кутузову, чьи царедворческие таланты не уступали военным, пришлось пережить обиды: царь то отправлял его послом в Берлин, то инспектировать укрепления в Финляндию, то отсылал в Голландию (возглавить русский корпус). С дороги — в Литву, военным губернатором, потом сразу обратно в Петербург. Царю вряд ли приходило в голову, что человеку, перенёсшему два почти смертельных ранения, такие путешествия тяжелы.
И Нарышкин, и Безбородко, и Суворов, и Кутузов, согласно методу Павла, являлись взаимозаменяемыми деталями государственного механизма. Это была модель упрощённого абсолютизма, напоминавшая театр марионеток, в котором есть лишь один актёр-кукловод — царь.

Кнут и Сибирь

Короткое правление Павла I по масштабу репрессий, в абсолютных цифрах, оказалось сопоставимо с екатерининским. За предыдущие 35 лет Тайная экспедиция рассмотрела 862 дела, а за четыре с половиной павловских года — 721.
При власти Павла I далеко не все дела заканчивались ссылкой. Но именно в его правление в Западной Европе окончательно сформировался имидж Российской империи как страны, где по ничтожному поводу, а то и вовсе без оного, можно быть наказанным knut и отправиться в страшную Sibir.

Интересен пример Августа фон Коцебу. Этот немецкий драматург и чиновник, живший некоторое время в России до воцарения Павла I, решил посетить страну ещё раз. Однако гостя арестовали по подозрению в «якобинстве» и сослали сперва в Тобольск, а затем в Курган. Пока Коцебу возили по Сибири, император прочёл драму «Лейб-кучер Петра III» и столь восхитился, что помиловал сочинителя. Драматурга вернули из ссылки, а царь подарил ему поместье в Лифляндии и табакерку с бриллиантами. После смерти Павла I Коцебу покинул Россию и больше не рисковал приезжать вновь.
Тяжелее всего пришлось офицерству. Ранее подпоручики, капитаны, майоры знали, что могут попасть под арест лишь за прямой заговор (вроде дела Мировича, пытавшегося возвести на престол Иоанна Антоновича) или переход на сторону Пугачёва. Теперь же офицеров арестовывали за личную оплошность на параде или сбившегося с ноги солдата.

Накануне смерти Павел I объявил ультиматум королю Пруссии

Увидев такое, Павел не пытался сдержать свой гнев, иногда добавляя к ругани рукоприкладство, и выносил приговор за проступок, который во времена его матери даже не повлёк бы замечание.
История о полке, отправленном в Сибирь, является легендой. Но гвардейский полковник Николай Саблуков вспоминал, что офицеры перед парадом заранее клали в карманы мундира ассигнации: в случае внезапной царской опалы и ссылки им просто не позволили бы взять деньги и вещи. По словам Карамзина, Павел I «отнял стыд у казни, у награды — прелесть».

В заключение

Бенуа входит в число самых значительных критиков российского искусства начала прошлого века. Именно он ввел понятия «авангардизма» и «русского сезаннизма».

Его способность ценить самому и доносить до других все величие русского художественного наследия сыграло огромную роль в сохранении шедевров прошлого. Особый смысл это имело на заре XX века, когда промышленная революция и прагматизм готовы были уничтожить классический облик городов.

Как ни странно, но деятели Советской России тоже ценили Александра Николаевича. Луначарский называл его замечательным художником и очаровательным человеком, который, не являясь другом Советской власти, приносит много пользы. Однако противоречия с новым политическим строем и несогласие с большевистским надзором за всеми сферами личной и общественной жизни не позволили Бенуа остаться в СССР.

Но даже уехав в Париж, Александр Николаевич продолжал считать наибольшей художественной ценностью именно русское искусство. А память о родине была самым драгоценным в его жизни. Об этом говорят созданные им в эмиграции работы, первыми из которых стали знаменитые «Воспоминания» о старом Петербурге.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: