Семья
Писатель никогда не был женат. При этом у него было несколько романтических отношений, но доподлинно ни об одном из романов не известно. Рассказывали, что у него родился сын, когда он еще жил в Харькове.
Считается, что у Аркадия было ироничное отношение к противоположному полу из-за того, что он вырос в окружении сестер. Поэтому не помышлял никогда о серьезных отношениях, сводя все к легкому флирту. По слухам, часто он заводил отношения с замужними женщинами. Якобы чтобы точно обезопасить себя от брака.
По всей видимости, в романтических отношениях Аверченко состоял с Софьей Меттер. Об этом можно судить по их переписке. В тот момент оба жили в Петербурге. Этот роман продлился два года. Видимо это были одни из самых продолжительных отношений в его жизни.
Меттер позже вышла замуж за живописца Николая Ремихова, который, кстати, работал в «Сатириконе», когда там редактором был Аверченко.
В 1912 году в жизни писателя появляется новая женщина. Это актриса Александра Садовская. У нее было трое детей и муж, поэтому о браке помышлять не приходилось. Отношения тщательно скрывались, при этом многие биографы считают, что Садовская сыграла важную роль в судьбе писателя. Именно ей он посвятил сборник «Круги по воде». Возможно, одного из своих сыновей она родила от писателя.
Во время эмиграции романтические отношения Аверченко преимущественно выстраивает с актрисами. В Константинополе — с Юлией Горской, а позже — с Раисой Раич.
Переезд в Петербург
Приехав в Петербург, открыл новый этап в своей биографии Аверченко. Очень быстро ему удается и здесь завоевать популярность, став весьма заметной фигурой.
Аркадию Тимофеевичу удается занять место, для которого, как многим казалось, он просто был создан. У него был удивительный талант подмечать нелепое и смешное. Он его реализует в полной мере, делая это остро и едко.
Для начала Аверченко устраивается на работу редактором в журнал «Стрекоза». В 1908 г. начинает сотрудничать с «Сатириконом», который быстро превращается в трибуну современной тому времени социальной сатиры. Это настоящее яркое культурное явление, которое все вокруг охотно обсуждают. Заканчивается это тем, что Аверченко из постоянного автора становится главным редактором этого журнала.
Мировая фантастика
В 1952 году на Камчатке Аркадий Стругацкий написал научно-фантастическую повесть «Четвертое царство (На грани возможного)». Произведение увидело свет в новом веке: в 2001 году издательство «Сталкер» опубликовало повесть в составе полного собрания сочинений Стругацких. Как утверждал брат Аркадия, Борис Стругацкий, «публикация этого текста представляет интерес исторический: так в те времена понимали, задумывали и писали фантастику».
С конца 50-х Борис и Аркадий Стругацкие совместно писали повести и романы в жанрах фантастической утопии и антиутопической фантастики, вошедшие в золотой фонд мировой литературы. Первым совместным творением становится роман «Извне», опубликованный в 1958 году. В 1959 появилась знаменитая повесть «Страна багровых туч».
Аркадий и Борис Стругацкие
Но главные сочинения – романы и повести «Трудно быть богом», «Жук в муравейнике», «Стажеры» и «Понедельник начинается в субботу» – братья Стругацкие написали позже. В 1968 году вышла сатирическая повесть Стругацких «Сказка о Тройке», в которой прослеживается связь с повестью «Понедельник начинается в субботу».
В середине 60-х Аркадий Стругацкий в соавторстве с братом опубликовали в сборнике фантастики «Эллинский секрет» часть научно-фантастического романа «Улитка на склоне». Спустя два года советские читатели увидели еще одну часть повести в журнале «Байкал». В полном объеме «Улитку на склоне» напечатали в 1972 году в западногерманском издательстве «Посев». Братья Стругацкие назвали повесть своим самым совершенным и значительным произведением.
Писатели братья Стругацкие
В 70-х Аркадия Натановича Стругацкого выбрали членом редколлегии литературных изданий, таких как популярный журнал «Мир приключений» и антологий «Библиотека современной фантастики» и «Знание – сила».
С 1972 года Аркадий Стругацкий выдал несколько повестей и рассказов, которые подписал псевдонимом «С. Ярославцев». Это «Подробности жизни Никиты Воронцова» и «Дьявол среди людей».
В 1974 году вышла повесть-сказка Аркадия Стругацкого «Экспедиция в преисподнюю». Ее первое название звучало как «Погоня в Космосе». Примечательно, что Аркадий Стругацкий снова подписался творческим псевдонимом С. Ярославцев. В повести, переведенной на чешский и болгарский языки, использованы элементы юмористической фантастики.
Член союза писателей Аркадий Стругацкий
В период с 1971 по 1982 год братья-фантасты написали роман «Хромая судьба», который читатели увидели в журнале «Нева» в 1986 году. За год до публикации, в 1985 году, Аркадий Стругацкий избран редактором журнала «Уральский следопыт». С этих пор издание – главный рупор, в котором печатаются произведения советской и зарубежной фантастики.
В конце 80-х в той же «Неве» появился новый роман писателей «Град обреченный», который называют одним из наиболее философских сочинений Стругацких. Название позаимствовано у картины художника Николая Рериха, поразившей Аркадия и Бориса «своей мрачной красотой и ощущением безнадежности, от нее исходившей». Рабочее название романа – «Новый Апокалипсис». Рассматривалось и второе название – «Мой брат и я», что говорит о первоначальной автобиографичности произведения.
Выступление Аркадия Стругацкого
Братья написали роман за два года, завершив его в мае 1972 года. Но читатели увидели «Град обреченный» только в перестроечные времена. Первые главы опубликовал журнал «Радуга», затем роман разместила на своих страницах «Нева».
Братья Стругацкие известны и своими рассказами. В 1960 году под названием «Шесть спичек» вышел сборник рассказов, превратившийся в бестселлер. Некоторые рассказы Стругацких вышли после их смерти. Например, юмористический рассказ «Трезвый ум», посвященный критике фантастики в середине XX века, опубликован в 2005 году в книжной серии «Неизвестные Стругацкие» уже после кончины Аркадия Стругацкого.
Аркадий Стругацкий собрал за свою творческую жизнь множество наград и премий, среди которых российские и зарубежные. За свои сочинения фантаст награжден премией Жюль Верна, наградами «Аэлита» и «Великое Кольцо».
Писарь
Из-за этого Аркадию уже в 15 лет пришлось пойти работать. Поначалу он был писарем в компании, которая занималась грузоперевозками. Затем уехал на более перспективное место на Донбасс. В конторах при угольных шахтах он провел следующие четыре года.
О времени на рудниках он всегда вспоминал как об одном из самых сложных этапов своей биографии. Аверченко много трудился, а единственным развлечением в то время было пьянство.
Даже это тяжелое положение он в будущем с юмором опишет в своих рассказах. Когда в 1900 году узнал, что его контора переезжает в Харьков, сильно этому обрадовался. По его собственному признанию, в большом городе он сразу расправил плечи. К тому периоду относятся и его первые литературные опыты.
↑ Творчество
Первые попытки писать прозу у обоих братьев были еще в ранней юности. К примеру, Аркадий Стругацкий свою первую повесть написал еще до начала войны, но рукопись была утеряна во время блокады («Находка майора Ковалева»). Борис же начал писать лишь с конца 50-х годов. Первой совместной работой авторов был рассказ «Извне», который в 1958 году был опубликован в журнале «Техника – молодежи». Позже этот рассказ был переработан в повесть с тем же названием. Уже в следующем, 1959-ом году увидела свет первая книга братьев Стругацких – «Страна багровых туч». За ней следуют продолжения этой повести, связанные общими героями. В 1960-ом – «Путь на Альматею», в 1962-ом – «Стажеры». Эти повести, а также первый сборник рассказов братьев – «Шесть спичек» — послужили началом многотомного цикла произведений о том мире, в котором автором хотелось бы жить самим, о мире будущего – Мире Полудня.
Первые романы авторов вполне соответствовали требованиям идеологии советского государства. «Полдень XXII века» — книга, написанная в 1962 году, даже стала программной. Книга повествовала о блестящих перспективах человечества: покорение космоса, блестящие умы правят миром, все люди являются невероятно творческими созидателями жизни. Однако самой главной темой для всех последующих книг советских фантастов – стала тема нравственного выбора человека – и в отличие от «Полдня…» в произведениях Стругацких стали мелькать тревожные ноты. «Попытка к бегству» (1962), «Трудно быть богом» (1965), «Хищные вещи века» (1965) – во всех этих книгах нравственный выбор героев далеко не так прост, ибо, как правило, выбор делается не между добром и злом, и между злом и очень большим злом. Стругацкие были чуть ли не первыми советскими писателями-фантастами, которые наделили своих героев чувствами, они первыми начали прогнозировать будущее. Аркадия и Бориса Стругацких по праву можно считать настоящими королями фантастического жанра.
Экранизации
Половина романов, созданных фантастами, экранизированы. Первой на экране зрители увидели повесть «Отель «У погибшего альпиниста», написанную в жанре фантастического детектива в 1970 году. В англоязычных странах повесть вышла под названием «Головоломка инспектора Глебски». Снял картину российский режиссер Григорий Кроманов. Детективная лента киностудии «Таллинфильм» вышла на экраны в 1979 году. В ней рассказывается об удивительных событиях, которые происходят в отрезанной от остального мира сошедшей с гор лавиной гостинице. Картина снята на эстонском языке и продублирована на русском.
Экранизация романа «Отель «У погибшего альпиниста»
Жизнь на киноэкране получило и произведение «Пикник на обочине», которое Борис и Аркадий Стругацкие написали в начале 70-х. Фильм получил название «Сталкер» и вышел на экраны в 1979 году. Сценарий к нему писался братьями Стругацкими вместе с режиссером Андреем Тарковским.
Андрей Тарковский и Аркадий Стругацкий на съемках «Сталкера»
В 1982 году советские зрители увидели замечательный новогодний фильм «Чародеи», ставший культовым. Далеко не все зрители, внесшие эту картину в перечень своих любимых фильмов, знают, что в его основе лежит произведение братьев-фантастов «Понедельник начинается в субботу». Правда, настолько измененное, что писатели даже попросили убрать из титров их имена. В любимой миллионами картине рассказывается романтическая и фантастическая история любви Алены Саниной и Ивана Пухова, которых разлучило колдовство директора института НУИНУ Киры Шемаханской.
В главных и второстепенных ролях «Чародеев» снялись любимые миллионами звезды российского кинематографа Александр Абдулов, Александра Яковлева, Валентин Гафт, Екатерина Васильева, Валерий Золотухин и Михаил Светин.
Александр Абдулов и Александра Яковлева в фильме «Чародеи»
Фильм «Дни затмения» Александра Сокурова, вышедший на экраны в 1988 году, как и «Чародеи», основан на произведениях Стругацких. При этом картину сложно назвать экранизацией. Драматург Юрий Арабов написал сценарий по мотивам повести «За миллион лет до конца света», написанной Аркадием Стругацким в соавторстве с братом, изменив детали произведения. Но фантасты не возражали против интерпретации повести и даже участвовали в создании сценария.
Знаменитая повесть Аркадия и Бориса Стругацких «Трудно быть богом» экранизирована дважды. В 1989 году немецким режиссером Петером Фляйшманом, а в 2013 российским режиссером Алексеем Германом. Это последняя лента, снятая Германом: ее выхода на экраны он, как и Аркадий Стругацкий, не дождался. В этой фантастической драме снялись Леонид Ярмольник, Юрий Цурило и Евгений Герчаков.
Леонид Ярмольник в фильме «Трудно быть богом»
В 1990 году режиссер Аркадий Сиренко презентовал картину «Искушение Б.». Фильм примечателен тем, что сценарий к нему написали сами братья Стругацкие, а за основу взят их роман «Пять ложек эликсира».
Фильм «Гадкие лебеди» режиссера Константина Лопушанского зрители увидели в 2006 году. Это экранизация одноименной повести Стругацких. Картину показали в рамках конкурсной программы «Кинотавр», она получила теплые рецензии критиков, но в широкий прокат не вышла.
Аркадий Стругацкий не дожил до экранизации одного из самых популярных произведений – романа «Обитаемый остров». Одноименная экранизация – лента-антиутопия – появилась в 2009 году, после смерти Аркадия Натановича. Экранизировать роман рискнул Федор Бондарчук. Фильм вышел в двух частях, в нем снялись Василий Степанов, Петр Федоров и Юлия Снигирь.
Смерть писателя
У Аверченко было слабое зрение из-за травмы, которую он получил, когда был совсем маленьким. В 1925 году ситуация осложнилась, ему пришлось лечь на операцию по удалению поврежденного глаза.
Хирургическое вмешательство прошло с осложнениями. В тяжелом состоянии его пришлось оставить в госпитале. Он долго не приходил в себя после наркоза. Сказались проблемы с сосудами, сердцем и почками.
Фактически выбраться из этого болезненного состояния ему так и не удалось. 12 марта Аверченко не стало.
На родине он на протяжении многих лет считался запрещенным автором. Активно публиковать его произведения начали только в 1980-е годы. С тех пор русский читатель заново открыл для себя его юмористические рассказы.
Журнал «Сатирикон»
Рассказывая кратко самое главное о биографии Аверченко, стоит отметить, что под его началом журнал быстро стал одним из самых популярных в стране. В нем охотно публикуются самые известные писатели того времени.
В «Сатириконе» выходят рассказы Осипа Дымова, Надежды Лохвицкой, известной как Тэффи, Леонида Андреева, Саши Черного. Иллюстрации создают самые известные художники того времени.
Читателям особенно понравился этот журнал, потому что его авторы никогда не позволяли себе переходить на личности. Они не обличали конкретных индивидов, а рассказывали об общих тенденциях, системных проблемах общества, которые затрагивали всех и каждого.
Именно в «Сатириконе» при Аверченко появляется уникальный жанр лирической сатиры. Его особенность заключается в тонких наблюдениях за сущностью человека, которые пропитаны самоиронией. Рассказывают, что журнал читал даже император Николай II, собирал номера вместе, чтобы подшивать их.
Настоящим хитом становится публикация «Всеобщей истории, обработанной «Сатириконом». В него входят юмористические произведения Дымова, Тэффи, Иосифа Оршера. Аверченко берется описать Новое время. Одним из самых запоминающихся становится его рассказ «Открытие Америки».
Анализируя кратко биографию и творчество Аверченко, нужно отметить, что на пик своей славы он, пожалуй, вышел в 1910 году, когда были изданы три его книги. Пресса оставляла о них восторженные отзывы, сравнивая автора с О. Генри и Марком Твеном.
Рассказы героя нашей статьи были настолько популярны, что некоторые превращались в театральные постановки.
В 1912 году он выпускает еще два сборника под названиями «Рассказы для выздоравливающих» и «Круги по воде». В эти годы он активно путешествует, рецензирует сценарии театральных постановок по своим произведениям, пишет новые рассказы.
Благополучие в один миг обрывается после Октябрьской революции. Журнал Аверченко большевики приказывают закрыть, посчитав его неблагонадежным и буржуазным. Фактически Аверченко оказывается в изгнании. Из Петербурга он сначала уезжает на юг. Два года живет в Севастополе, а в 1920 году отправляется в эмиграцию.
За границей Аверченко работает над проектом театра, который был основан еще в Севастополе, продолжает писать рассказы. Адаптироваться на Западе было непросто, так как он не знал ни одного иностранного языка. Благо в то время в Европе было огромное количество эмигрантов из России. Так что часто складывалось ощущение, что ты по-прежнему дома.
В этот период творчество Аверченко резко меняется. Он начинает уделять больше внимания острым социально-политическим темам. Тональность его прозы меняется. При этом чувствуется тоска по родине. В 1921 году в Париже выходит сборник его памфлетов «Дюжина ножей в спину революции».
В рассказах, которые Аверченко пишет на протяжении 1920-х годов, он пытается осмыслить события, произошедшие в России, осознать их разрушительные последствия. Много внимания он также уделяет судьбам эмигрантов, которые пытаются найти новый смысл жизни, оказавшись вдали от дома.
В конце жизни Аверченко останавливается в Чехии. Здесь выходят его книги «Записки Простодушного», «Рассказы циника», «Шутка мецената».