Георгий александрович струве

Основные достижения

Одним из самых значимых трудов Василия Яковлевича стала так называемая «Дуга Струве», которая позволила определить параметры Земли, её форму и размеры. Чтобы провести это исследование, была проделана работа фантастических масштабов: пункты измерений меридианной дуги расположились на 265 точках Земли – от побережья Северного Ледовитого океана до Чёрного моря, общая протяжённость – почти 3000 километров. Некоторые из этих пунктов занесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. За огромную и успешно проделанную работу Струве был награждён высшей наградой – медалью Русского географического общества.

Туманность, которую открыл Струве

На счету Василия Яковлевича также система астрономических единиц, которую использовали почти полвека во всех странах, теория о межзвёздном поглощении света, второй каталог двойных звёзд (опубликован в 1852 году) и многочисленные измерения Веги, а том числе звёздный параллакс. Струве также пригласили поучаствовать в создании астрономической обсерватории в Лиссабоне, которую он возвёл по подобию Пулковской. За это время он успел повторно жениться (первая супруга скончалась), новый союз подарил учёному ещё шесть детей. Впоследствии некоторые из них тоже стали изучать звёзды, образовав целую астрономическую династию.

Юбилейная монета Банка России в честь учёного

Пулковская обсерватория

В начале 1830-х годов Струве отправил российскому императору Николаю I проект новейшей обсерватории в Санкт-Петербурге и убедил его начать строительство, которое сам же и возглавил. Причём Василий Яковлевич лично разработал план обсерватории, контролировал ремонтные работы и даже самостоятельно выезжал за границу за уникальнейшим астрономическим оборудованием. В итоге спустя 9 лет ему удалось возвести Пулковскую обсерваторию – самую технически оснащённую обсерваторию тех времён. Помимо передовой аппаратуры, она обладала телескопом, размером с которым не мог сравниться ни один телескоп в мире. Пулковская обсерватория вызывала восхищение у всех учёных, которые успели её посетить. Первым её директором стал сам Струве.

Пункт Дуги Струве в Норвегии

Родина, тема трагизма

В Москве Перовы остановились у Ф.Ф. Резанова, дяди Елены. И началась размеренная жизнь, в которой главным было искусство. Сразу после приезда в Россию, с 1865 года, Перов приступил к исполнению своего заграничного замысла – начал большое полотно на тему жизни монастыря, которое впоследствии писал всю жизнь. Живописец следил за художественными конкурсами и принимал в них участие. За «Проводы покойника» Василий Перов в 1865 году получил первую премию, критики картину назвали великой, так тронула сердца пронзительная сцена на ней. Начался период наиболее пристального взгляда художника на драму, преследующую русский народ. Изображение Перовым детей внутри этой драмы, имя которой нищета, унижение, безысходность, особенно острое.

В 1866 году художник был удостоен звания академика. В 1867-м пять работ живописца экспонировались на Всемирной выставке в Париже и были оценены по достоинству. В том же году на академической выставке среди прочих картин Василия Григорьевича Перова «Утопленница» выделилась особо.

Биография Василия Струве (1889-1965 гг.)

Краткая биография:

Имя: Василий Струве

Дата рождения: 21 января 1889 г.

Дата смерти: 15 сентября 1965 г.

Образование: Императорский Санкт-Петербургский университет

Место рождения: Санкт-Петербург,
Российская империя

Место смерти: Ленинград, РСФСР, СССР

Василий Струве – астроном и основатель звездной астрономии: биография с фото, открытия и вклад в астрономию, исследование двойных звезд, определение параллакса.

Василий Яковлевич Струве родился в немецком городе Альтон 4 апреля (15 по старому стилю) 1793 г. Отец будущего астронома занимал должность директора в классической гимназии. Покинув в 1808 г. Германию, Струве стал студентом филологического факультета Дерптского (Тартуского) университета, который окончил в 1810 г. Через три года он стал магистром астрономии и стал профессором этого университета, возглавляя с 1818 по 1820 гг. кафедру астрономии. На протяжении с 1818 по 1839 гг. В. Я. Струве руководил Дерптской обсерваторией, а с 1839 по 1862 гг. — Пулковской обсерваторией в должности директора этого учреждения, активно участвуя в ее развитии и оснащении.

Большую известность приобрели исследования Струве устройства двойных звезд и имеющих кратность, которые проводились с 1813 г. В опубликованном в 1827 г. каталоге, указывающего точное положение 3110 подобных небесных объектов, более 2000 двойственных звезд были определены самим ученым. В каталоге «Средние положения», изданном в 1852 г. собраны данные о наблюдениях за 2874 звездами, собранными ученым и его коллегами в течение 1822 — 1843 гг. Они были впоследствии широко востребованы при создании научных работ в области звездной астрономии.

Струве первым в мире надежно произвел определение параллакса 27 звезд в 1822 г., через 15 лет с помощью измерений высокой точности оценил параллакс α Лиры, благодаря чему стало возможным определение разделяющего ее с Землей расстояния, равного 27 световым годам. Особое влияние на развитие раздела астрономии, изучающего звезды, оказала монография ученого «Этюды звездной астрономии», созданная в 1847 г. Предоставленные в ней аргументы доказывали поглощение света межзвездным пространством и возрастание плотности звезд при приближении к центральной части Млечного Пути. Разработанная сотрудниками Пулковской обсерватории, возглавляемой Струве, система астрономических постоянных была общепринятой на протяжении 50 лет. Немалым является вклад этого выдающегося ученого и в геодезию: за период 1822 — 1827 гг. он руководил измерением русско-скандинавской дуги меридиана, составлявшей рекордную по тем временам длину — более 25°.

Струве проявил себя не только как талантливый ученый, но и как прекрасный организатор и замечательный педагог. Он занимался оснащением Пулковской обсерватории наиболее современным оборудованием, руководил разработкой высокоточных способов вычисления координат звезд. Благодаря основанной им школе астрометрии Пулковская обсерватория заняла одну из лидирующих позиций в мире. Струве занимался многочисленными видами научной деятельности: укомплектовывал библиотеку научными трудами и книгами, в том числе древними и редко встречаемыми, составил каталог библиотеки, участвовал и руководил научными экспедициями, входил в Русское географическое общество, активно участвуя в его мероприятиях, выступал на проводимых Академией наук заседаниях, читал лекции, преподавал  и руководил учебным процессом в обсерватории офицеров флота, состава Генерального штаба и гидрографов, работающих в Морском министерстве.

Струве дважды создавал семью, у него родилось 18 детей. Потомки ученого стали известными учеными, продолжая трудиться на ниве своего отца. Его сын, Отто Васильевич, в 1862 г стал директором Пулковской обсерватории, известными астрономами стали и внуки Василия Яковлевича Герман и Людвиг. Правнук Струве Отто также является известным астрофизиком прошлого столетия.

Принявший российское подданство в 1842 г. В. Я. Струве был награжден множеством отечественных и зарубежных орденов, премий, считался почетным членом большого количества университетов, научных обществ и академий во всем мире. Умер ученый 11 ноября 1864 г.

Детство и юность

Георгий родился в Москве 9 декабря 1932 года в семье Александра Филипповича и Нины Петровны Струве. Его дед Филипп Егорович был известным военным инженером, вместе с братьями возводил мосты через Неву, Днепр, Москву-Реку, Оку, основал в Коломне завод по производству паровозов и трамваев. Сам Александр Филиппович был поэтом, публицистом, музыковедом, профессором Института Слова. По его стихотворению «Труд» времен Гражданской войны была поставлена «тоно-пластическая симфония», включенная в программу агитпоездов Культпросвета.

Легендарной творческой личностью по линии матери была прабабушка Надежда Александровна Муромцева, известная пианистка, писательница, поэтесса, основательница одной из московских музыкальных женских школ. Отец Георгия играл на скрипке, мама на фортепиано, дядя на виолончели, гостями семьи были многие московские литераторы, актеры, музыканты.

Дома часто устраивались детские утренники, спектакли, концерты, участниками которых становились младшие члены семьи. Такая обстановка во многом определила будущее Георгия, который рано начал писать свои первые детские пьески. Свое первое музыкальное образование 18–летний Струве получил, окончив в 1950 г. Уфимскую школу военных музыкантских воспитанников.

Георгий Струве в молодости

Зрелость и последние годы

Работе художник отдавал всё время. В 1873 году выставлялся в Вене. Затем он отправился в путешествие на Волгу, в Оренбургскую губернию – «Суд Пугачёва» Василия Григорьевича Перова стал результатом длительных поездок и кропотливого изучения материалов по той странице истории России. Простудившись в дороге, художник серьёзно заболел – в 1874 году у него началась чахотка.

С этого времени изменилось не только физическое, но и душевное состояние Перова, что неизбежно отражалось в живописи – художник метался, в своих произведениях он стремился охватить всё: и религию, и историю, и литературу.

В 1881 году ослабленный чахоткой организм художника не справился с тифом и воспалением лёгких, которые на 49-м году жизни стали причиной смерти гениального художника-реалиста, русского «певца скорби», выразителя боли народной и обличителя несправедливости Василия Григорьевича Перова. Живописца не стало 10 июня 1882 года.

Василий Яковлевич Струве (1793-1864)

Василий Яковлевич Струве — русский астроном, один из основоположников звездной астрономии, член Петербургской академии
наук (с 1832 г.).

Он родился в городе Альтона (Германия) в семье директора
местной гимназии, получил филологическое образование в Дерптском (ныне Тарутском, Эстония) университете, но призвание нашел в естествознании. В 1818-1839 гг. Струве — директор Дерптской университетской обсерватории; начиная с 1833 г. наиболее
активный участник сооружения Пулковской обсерватории, открытой
19 августа 1839 г. Струве стал первым директором этой обсерватории. Благодаря его усилиям эта обсерватория была оборудована
совершенными инструментами (в том числе в то время самым большим в мире рефрактором с 38-см объективом). При непосредственном участии Струве было проведено градусное измерение дуги меридиана на огромном пространстве от побережья Ледовитого океана до устья Дуная. В результате были получены ценные материалы
для определения формы и размеров Земли.

Под руководством В. Я. Струве была определена система астрономических постоянных, получившая в свое время всемирное признание и использовавшаяся в течение 50 лет. С помощью построенного по его идее пассажного инструмента Струве определил постоянную аберрации света.

В области звездной астрономии Струве открыл реальное сгущение звезд к центральным частям Галактики и обосновал вывод о
существовании и величине межзвездного поглощения света. Много
времени уделял Струве изучению двойных звезд. Составленные им
два каталога двойных звезд были опубликованы в 1827 и 1852 гг.
Струве принадлежит первое (1837) успешное измерение расстояния
до звезды (Веги в созвездии Лиры).

В. Я. Струве было почетным членом многих иностранных академий и обществ.

10 июня 2000 года

См. также:  Созвездие Лира (Lyr)  Созвездие Геркулес (Her)  НАСА (NASA): Достижения и перспективы  Скоро максимум метеорного потока Лирид!  Солнечные часы в обсерватории в Джайпуре  Фантазии Мира  Две туманности  Кольцевая туманность M57  Мира: удивительная звезда

См. также в новостях:  16-04-2006 20:01 | Звезда Вега светит ярче чем должна бы  24-03-2006 19:01 | Вега вертится волчком  12-01-2006 13:07 | Темный пояс Веги  03-05-2005 14:05 | Удалось увидеть мост между звездами  26-08-2004 16:00 | Планета-гигант найдена при помощи миниатюрного телескопа  22-11-2003 12:04 | Луна и планеты в ноябре-декабре 2003 года

| Версия для печати | Ключевые слова | Оглавление

Семья и детство

Василий Яковлевич Струве появился на свет 15 апреля 1793 года в маленьком городке близ Гамбурга, где его отец, Яков Струве, преподавал математику и был по совместительству директором местной гимназии. Благодаря отцу Василий Яковлевич с ранних лет проявлял большой интерес к науке, однако в те времена его больше интересовала филология. Продолжил изучение языка Струве уже в Эстонии, куда в 1808 году бежал из Германии, чтобы уклониться от призыва в наполеоновскую армию. Василий Яковлевич поступил в Дерптский университет на филологический факультет и окончил его с золотой медалью.

Дерптская обсерватория, 1824 год

Новый век

С началом нового столетия началась у Васнецова и новая работа, которой стал цикл картин под названием «Поэмы семи сказок». Картины «Спящая царевна», «Ковер – самолет», «Кощей бессмертный» и другие стали частью этого цикла. Новый век принес новые мировые события и порядки.

Первая Мировая война стала драмой не только общечеловеческой, но и личной трагедией художника, ведь двое его сыновей сражались на фронте. В этот период Васнецов пишет картину «Архангел Михаил», как человек верующий он верит в то, что высшие силы помогут его детям и другим сражающимся на войне вернуться живыми домой.

На события 1917 года живописец откликается картиной «Баба-яга». Расскажу подробнее про эту картину, так как она очень хорошо показывает отношение Васнецова к революции.

Виктор Васнецов «Баба-Яга», 1917 Местонахождение: Дом-музей В. М. Васнецова, Москва, Россия

Человек он был патриархального уклада, царский режим уважал, а вот новый социалистический строй, возникающий на родине, не принимал и относился крайне негативно. Посмотрите на эту картину, Баба-яга изображена довольно страшной и злобной старухой, она символизирует новый режим, красный цвет её юбки, соответственно, символ социализма, а маленький мальчик, которого уносит злая баба – это всё то, с чем художник связывает разрушенный имперский уклад жизни.

Несмотря на неприятие большевизма и новой власти Васнецов не уезжает из страны, оставаясь верным своей родине. Живописец продолжает писать сказочные сюжеты, но теперь в них больше мрачных тонов, чаще встречается красный фон. В картинах чувствуется сопереживание художника к страданиям родины.

«Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» – одна из картин, на которых видно отчаяние. Васнецов понимает, что красная машина социализма сметает всё на своем пути и возврата к мирной жизни при царе уже не будет.

«Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем», 1913 годМестонахождение: Дом-музей В.М. Васнецова, Москва, Россия

Картину «Спящая царевна» художник пишет около 20-ти лет до самой своей смерти. Это были сложные времена, в стране был кризис, порой не было красок, не всегда удавалось отапливать помещения, но Васнецов работал даже в этих условиях. Покинул этот свет художник 23 июля 1926 года, так и не завершив последнюю свою работу – портрет друга – художника Михаила Нестерова.

Виктор Михайлович Васнецов, помимо написания своих чудесных картин, множество которых купил Павел Третьяков, оформил фасад Третьяковской галереи, расписал не один храм и создал множество эскизов зданий. Конечно, в памяти человечества он запомниться более как гениальный живописец, но нельзя отрицать и умалять его вклад, помимо русского искусства, в русскую культуру в целом.

Перов с передвижниками

В 1869 году Василий Григорьевич с энтузиазмом ухватился за идею Мясоедова создать Товарищество передвижных выставок и взялся за его московскую часть. Административной работой Товарищества Перов занимался в течение следующих семи лет.

На показах передвижников особой популярностью пользовались сюжеты на житейские и бытовые темы, близкие большей части зрителей и потенциальных покупателей. Так, на 1-й в истории выставке ТПХВ были показаны «Рыболов» и «Охотники на привале», которые позже отправились на Всемирную выставку, а также некоторые портреты.

В 1871 году Перов начинает преподавательскую деятельность в МУЖВЗ.

Первая известность

Первое признание Васнецов получил как живописец, творящий в бытовом жанре, примеры таких картин – это «С квартиры на квартиру», «Богомольцы», «Книжная лавочка» и другие. В этот период художник примкнул к передвижникам и участвовал в их выставках. И вдруг, неожиданно, на одной из таких выставок он показывает свою картину «Витязь на распутье».

Васнецов напишет потом:

Видимо, к этой теме живописца подтолкнули воспоминания из детства. Коллеги-передвижники отнеслись к новому увлечению Васнецова очень скептически, даже обвиняли его в отступлении от передвижнической идеологии. Сам Крамской негодовал из-за смены художественной линии в творчестве Васнецова. Виктора Михайловича критиковали за отход от социально-бытовой тематики, за отдаление от жизни крестьян.

Виктор «‎Васнецов Витязь на распутье»‎, 1882 Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Думаю, все эти люди, известные живописцы и критики-искусствоведы были глубоко не правы. Ведь Васнецов вырос среди крестьян, дружил с ними, общался, знал множество народных преданий и сказок. Он не отступил, он просто подошел с другой стороны, с более позитивного и красивого ракурса. Васнецов не стал продолжать писать проблему, несправедливость, угнетение, он обратился к народному фольклору, который намного лучше и больше может рассказать об этом самом народе.

Академию Художеств Виктор не окончил, так как жизнь в столице требовала серьезных затрат, вместо учебы приходилось работать, но удостоверение о том, что слушателем курсов Васнецов был, ему выдали.

Последние годы жизни

Зимой 1858 года Струве сильно заболел. У него диагностировали злокачественную опухоль, которая полностью лишила его возможности заниматься наукой. Дела по управлению обсерваторией в Пулково учёный передал одному из сыновей. Василий Яковлевич скончался 23 ноября 1864 года под Петербургом. Ему был 71 год. Похоронен великий астроном на кладбище возле своей легендарной обсерватории. В его честь названа одна из планет и кратер на видимой стороне Луны. Имя Струве увековечено не только в космосе, но и на Земле: оно навсегда останется в истории человечества благодаря его многочисленным открытиям и уникальной Пулковской обсерватории, которой он посвятил практически всю свою жизнь.

Москва и уверенные шаги к славе

Проведя несколько лет дома, в течение которых Василий Перов не оставлял кисть, и написал ряд прекрасных и пронзительных полотен («Нищий, просящий милостыню» и других), молодой художник в 1852 году едет в Москву. С лёгкостью поступив в училище живописи, вскоре столкнулся с материальными трудностями, из-за которых чуть было не оставил учёбу. Поддержал талантливого ученика Е.Я. Васильев, преподаватель, который дал Перову кров и заботу до окончания им училища.

Обучение в целом велось классическими методами, направленными на соблюдение традиций, сообразных со ступинской школой. В этой манере Перов написал портрет своего брата, за который в 1856 году в Императорской академии художеств начинающий художник получил малую серебряную медаль. Талант молодого живописца побуждал его смелее вносить в свои работы новаторские идеи, и за работу «Приезд станового на следствие» Перов кроме большой серебряной медали получил первую известность, лестные отзывы критиков и восторги публики. Картину приобрёл русский купец и коллекционер Г.И. Хлудов.

С этого времени художник увлекается трагическими сюжетами из жизни народа, эта тема будет волновать Перова долгие годы. Не все работы удовлетворяли самого живописца. К примеру, ему не нравилась «Сцена на могиле» (1859), созданием которой руководил Е.Я. Васильев. По мнению Перова, она выглядела неправдоподобно.

Следующий год принёс художнику малую золотую медаль – «Первым чином» (1860) Перов показал себя как искусный сатирик, расширив свои возможности и интересы. Эта награда открыла ему путь к большой золотой медали, за которой он отправился в Санкт-Петербург.

Личная жизнь

Георгий Александрович не раз был женат и разведен, в 1962 г. на свет появилась дочь Мария. Следуя по стопам отца Мария поочередно окончила Академическое музыкальное училище при Московской консерватории и саму консерваторию, также по специальности «хоровое дирижирование». Ею была создана собственная хоровая капелла, на счету Марии и ее подопечных множество конкурсов, концертов, побед и наград.

Мария Струве

В последние годы рядом с Георгия Александровича была его супруга Лидия Семеновна. Они случайно познакомились в «Пионерии», куда Лидия приводила на занятия своего сына Артема.

При знакомстве выяснилось, что Струве давно знаком с ее отцом Семеном Семеновичем Видановым, директором ДК «Спутник» в Балашихе, а Лидия работает в Реутово воспитателем того же детского сада, где когда-то работала его любимая тетя Соня. Вскоре Георгий Александрович и Лидия Семеновна поженились. В студии «Пионерия» Лидия Семеновна ведет младший хор мальчиков, шефствует над своим бывшим детским садиком.

Заграница

Женившись в 1862 году на Елене Шейнс, художник в декабре того же года вместе с супругой отправляется в поездку по Европе. Дольше всего Перовы задержались в Париже. Здесь живописца также больше всего интересует жизнь народа, теперь французского. Интересные типажи детей и взрослых и необычные для русского глаза уличные сценки становятся предметом живописи художника. Написав ряд полотен за два года пребывания здесь, художник чувствует настоящую ностальгию. Он обращается в Академию, чтобы согласовать досрочный приезд домой. Получив разрешение, устремляется в Москву – здесь он проживёт все оставшиеся годы.

Происхождение

Родился в Тобольске в начале января 1834 года (точная дата не известна, возможно, 2-е или 4-е число). Отец барон Криденер, губернский прокурор, женился на матери Василия после рождения сына (это был его второй брак), поэтому ребёнок считался незаконнорожденным и не мог носить фамилию отца и наследовать баронский титул. В документах первое время мальчик упоминался как «Васильев» (Василием звали крёстного). Перовым он стал с лёгкой руки дьячка, который учил мальчика грамоте, за старание и прилежание на уроках письма, где перо было главным инструментом.

Василию было несколько лет, когда отец оставил службу (дружил с декабристами, за что и был уволен). Семья в поисках доходного места некоторое время колесила по России, побывав в Архангельске, под Дерптом, в Самарской губернии. В 1842 году отец устроился управляющим в имение помещика в Нижегородской губернии.

Наследие

Работы Перова по большей части принадлежат российским музеям, в основном Третьяковской галерее, немало их в Государственном Русском музее, но есть и в Саратове, Рязани, Чебоксарах, Самаре и других городах.

Наиболее известны полотна:

  • «Приезд гувернантки в купеческий дом» (1866);
  • «Тройка» (1866);
  • «Последний кабак у заставы» (1868);
  • «Сцена у железной дороги» (1868);
  • «Портрет В.В. Безсонова» (1869);
  • «Портрет А.Ф. Писемского» (1869);
  • «Птицелов» (1870);
  • «Охотники на привале» (1871);
  • «Портрет А.Н. Островского» (1871);
  • «Портрет В.И. Даля» (1872);
  • «Портрет Ф.М. Достоевского» (1872);
  • «Голубятник» (1874);
  • «Плач Ярославны» (1881).

Историческая правда – главное достоинство бессмертных произведений великого Перова.

Василий Дмитриевич Поленов 1844-1927

Краткая биография художника Сурикова Василия Ивановича

Биография художника Тропинина и его «счастливое дарование»

Петербург

В 1861 году художник на суд жюри представил две картины: «Проповедь в селе» принесла ему большую золотую медаль и поездку за границу, «Сельский крестный ход на Пасхе» – и восторги, и непонимание одновременно. Причиной разноголосицы публики стала подмеченная Перовым правда жизни, которой многие испугались. Картину впоследствии купил П.М. Третьяков.

Окончив училище, Перов в 1862 году представил публике ещё одну остросоциальную картину: обрюзгший самодовольный монах, склонный к чревоугодничеству, в «Чаепитии в Мытищах» противопоставлен инвалиду войны, жизнь которого полна мук и лишений, и только оборванный мальчик-поводырь надёжный его товарищ.

Учёба в провинции

В Арзамасе прошли годы учёбы Василия. В период 1843-1846 гг. он учился в уездном училище, живя при нём под присмотром учителя. В это время мальчика уже влекло к рисованию – когда-то он видел, как работает художник, приглашённый отцом, и это очень впечатлило ребёнка. Теперь он, выкраивая время для любимого занятия, много рисует. Отец, прислушавшись к сыну, в 1846 году отдаёт его в художественную школу Арзамаса, которая была первой в России школой живописи, открытой в провинции – плата за учёбу здесь была невелика, а профессия при наличии таланта была уважаемой и доходной. Основатель школы, её руководитель, педагог А.В. Ступин наличие дарования у старательного «Васеньки» заметил с первых уроков, а усердие и трудолюбие самого ученика позволили ему раньше других перейти от карандаша к масляным краскам. Заниматься мешала только зависть некоторых одноклассников к успехам и таланту Перова. У него не было желания тратиться на конфликты и, не окончив школу, в 1849 году он уехал к родителям.

Начальный этап в науке

Однако филологией дело не обошлось. В перерывах от занятий Струве начал изучать лекции по физике и астрономии, да так увлёкся, что продолжил обучение по этим направлениям и вскоре стал сотрудником университетской обсерватории. Уже через пять лет Струве дорос до должности директора и был назначен профессором Дерптского университета. Местной обсерватории он посвятил 20 лет жизни и провёл их максимально продуктивно, изменив заведение до неузнаваемости. Струве оснастил обсерваторию новейшим первоклассным оборудованием, с помощью которого, кстати, изучил почти 3000 двойных звёзд и впоследствии выпустил свой первый каталог. В этот период он также успел жениться на Эмилии Валль. Забегая вперёд, скажем, что в браке у пары родилось 12 детей.

Москва – как много в этом звуке…

Со своими друзьями – живописцами Репиным и Поленовым Васнецов год проводит во Франции в городе – законодателе мод Париже. После заграничной поездки все трое поселяются в Москве и начинают писать картины на исторические сюжеты. Васнецов обратился к “Слову о полку Игореве” и создал полотно «После побоища Игоря Святославича с половцами», из-за которого среди передвижников начался спор, брать ли эту картину на выставку или нет.

Эта дискуссия возникла потому, что главным критерием в живописи передвижников было изображение действительности, а картина Васнецова была сказочно красива, но и имела сказочный контекст.

Сам же автор говорил: “Перед моей картиной стоят больше спиной”, что, на мой взгляд, было не заслуженно по отношению к этому шедевру. Лишь немногие поняли и приняли эту картину, почувствовали в ней истинно русский дух. Одним из таких – тонко чувствующих искусство был Павел Третьяков, который купил «После побоища Игоря Святославича с половцами» для своей коллекции.

Виктор Васнецов «После побоища Игоря Святославича с половцами», 1880 Местонахождение: Государственная Третьяковская Галерея, Москва, Россия

Васнецов продолжает творить в своём сказочном стиле, в 1881 году из-под его кисти вышла «Алёнушка». В абрамцевской усадьбе Саввы Мамонтова – крупного промышленника и мецената художник создал эскиз избушки на курьих ножках, которая была там построена для детворы. В то время в Абрамцево объявили конкурс на проект небольшой церкви для усадьбы, Васнецов его выиграл. Эскиз церкви он выполнил в неорусском стиле, к которому стал тяготиться в живописи.

В 1882 году приусадебная церквушка по проекту Васнецова была построена, именно она стала первой архитектурной постройкой в стиле зарождающегося русского модерна.С этой церковью связано и ещё одно событие в творческой жизни Виктора Михайловича, в ней он написал образ Богородицы с младенцем. Этот образ он ещё раз повторит уже в Киевском соборе, так этот образ запомниться всем как Васнецовская Божья Матерь.

Виктор Васнецов, фрагмент росписи Владимирского собора в Киеве 1885-1893 год

Существует легенда о происхождении прототипа этого образа. Как-то раз вернувшись домой, Васнецов увидел свою жену в свете солнца, она была с ребенком на руках. Так воображение художника создало ещё один шедевр.

Виктор Михайлович Васнецов «Портрет А. В. Васнецовой» 1878 г.

Перебравшись из Абрамцева непосредственно в Москву, Васнецов строит дом по собственному эскизу. Там рождается картина «Иван-царевич на сером волке», которая будет выставлена на 17-й выставке передвижников. На этот раз публика и коллеги встречают полотно тепло и восторженно, Васнецов – сказочник уже стал привычен и полюбился многим. Художника окончательно признали и присвоили звание профессора живописи.

К девятисотлетию крещения Руси был построен Владимирский собор, расписывать который пригласили Виктора Михайловича. В связи с этим событием он создал несколько картин на религиозный сюжет, самые известные из которых «Крещение Руси» и «Крещение князя Владимира». Васнецов говорил:

Был в творчестве живописца и опыт декоратора, когда в 1884 году открылась Частная опера Мамонтова. Он декорировал оперу «Русалка» и «Снегурочка», благодаря которой появилась одноименная картина. Картина «Царь Иван Васильевич Грозный» появилась благодаря опере «Псковитянка».

Виктор Васнецов «Царь Иван Васильевич Грозный», 1897 Местонахождение: Государственная Третьяковская Галерея, Москва, Россия

В 1898 году кисть и воображение Васнецова создали, пожалуй, самую известную картину мастера «Богатыри», которую многие называют Три богатыря. Интересный факт: прошло целых 30-ть лет с тех пор, как у художника возник замысел полотна, был создан карандашный эскиз и появилась готовая картина.

Васнецов оформил переиздание сочинений Пушкина к его столетнему юбилею. Виктор Михайлович создал несколько книжных миниатюр к «Песне о вещем Олеге».

Струве Василий Яковлевич

Струве Василий Яковлевич — российский астроном и геодезист, академик Петербургской АН (1832), основатель и первый директор Пулковской обсерватории. Родился 15 апреля 1793 в Альтоне близ Гамбурга. В 1808 покинул Германию и поступил в Дерптский (Тартуский) университет. В 1810 году окончил его по специальности «филология». В 1813 г. защитил магистерскую диссертацию на тему «О географическом положении Дерптской обсерватории». В этом же году был зачислен экстраординарным профессором Дерптского университета и астрономом-наблюдателем университетской обсерватории.

В 1818–1820 гг. возглавил кафедру астрономии. В 1818–1839 был назначен директором Дерптской обсерватории. Ему удалось обставить обсерваторию первоклассными инструментами. Для их заказа Струве ездил несколько раз за границу. В 1822 г. установлен был меридианный круг работы Рейхенбаха, а в 1824 г. — рефрактор с объективом в 9 дюймов работы Фраунгофера, лучший и наибольший в то время.

В 1833 Струве вошел в состав комиссии по организации и строительству Пулковской обсерватории, активно руководил изготовлением для нее новых астрономических инструментов, сконструировал большой вертикальный круг и пассажный инструмент в первом вертикале. В 1839 был назначен ее директором и занимал эту должность по 1862. Им были детально разработаны общий план работы и программу астрономических наблюдений обсерватории, дал (1845) описание всех ее инструментов. Под руководством и при непосредственном участии Струве в Пулковской обсерватории разрабатывались высокоточные методы определения координат звезд.

Широкую известность Струве получил благодаря своим исследованиям двойных и кратных звезд, начатым в 1813. В 1827 опубликовал каталог точных положений 3110 таких звезд, двойственность свыше 2 тыс. из них была обнаружена им самим. В 1837 Струве на основании собственных микрометрических измерений нашел параллакс звезды альфа Лиры (опубликовал в 1839). Полученное им значение (0,125″ плюс-минус 0,055″) было первым успешным определением параллакса звезды вообще. В Пулковской обсерватории под руководством Струве была определена система астрономических постоянных, которая была общепринятой в течение 50 лет. С помощью построенного по идее Струве пассажного инструмента им было произведено классическое определение постоянной аберрации. Струве внес также большой вклад в развитие геодезии: в 1822–1827 под его руководством было проведено измерение дуги меридиана рекордной для того времени длины – свыше 25° (русско-скандинавская дуга, дуга Струве).

Струве основал пулковскую школу астрометрии и надолго определил стиль научных работ в обсерватории, отличающихся высокими точностью и надёжностью. Струве оказал большое влияние на развитие астрономии в России. Его ученики стали известными астрономами и директорами многих обсерваторий. Основанная Струве школа астрометрии выдвинула Пулковскую обсерваторию на одно из первых мест в мире.

Струве был почетным членом всех русских университетов, многих иностранных академий наук и научных обществ. Скончался и похоронен в Петербурге.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: