Художник борис мусатов краткая биография. борисов-мусатов: биография и картины художника

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА

В 1873 году, в возрасте трёх лет, Виктор, неудачно упав со скамейки, получил тяжелую травму позвоночника. В результате этого несчастного случая у него начал расти горб; проблемы со здоровьем не прекращались у художника в течение всей его жизни.

Незаурядной личностью был дед будущего художника, Борис Александрович Мусатов — его имя впоследствии художник присоединил в качестве первой фамилии к своей родовой, отсюда двойная фамилия мастера — Борисов-Мусатов.

http://bibliotekar.ru/k89-Borisov-Musatov/http://www.syl.ru/article/385603/borisov-musatov-biografiya-i-kartinyi-hudojnikahttp://allpainters.ru/borisov-musatov-viktor.html

Творчество

Создавая картины на литературные темы, Диодоров нашел собственную нишу и вскоре стал известным художником на родине и за рубежом. Признание пришло после оформления «Чудесного путешествия Нильса с дикими гусями», и награды национальных конкурсов постепенно начали заполнять дом.

Любимыми писателями молодого Бориса, рисовавшего акварелью и акватинтой, были Павел Бажов, Ганс Христиан Андерсен, Лев Кассиль и Алан Милн. В 1970-х годах мастер делал обложки для их произведений, параллельно создавая ряд независимых взрослых картин.

Со временем в старинной усадьбе, расположенной в Тверской области, начали устраиваться выставки из опубликованных работ. Затем Диодоров был представлен на биеннале в столице Словакии, где продемонстрировал иллюстрации, рисовавшиеся не один год.

В последующее время, получив ряд премий в области книжного искусства, художник стал автором графики к сказке «Винни-Пух и все-все-все». А за работы по мотивам книг других популярных зарубежных писателей ему вручили диплом имени Ивана Федорова и медаль IBA в Лейпциге.

В начале XXI века Борис Аркадьевич посещал страны Европы и сотрудничал с издательствами по всему миру, включая Японию и США. Он встречался с датской принцессой, вручавшей ему Гран-при Андерсена, после того как он создал офорты для волшебной повести «Дюймовочка».

С такими заслугами на родине в России биография иллюстратора изменилась, и в московском Институте графики и искусства книги ему предложили руководящие посты. В начале 2013 года Диодоров стал директором творческого центра и получил новые награды, дипломы и похвальные листы.

«Весна»

В период своих душевных переживаний, с 1891 по 1901 годы, Мусатов писал полотно «Весна».

Это произведение является одним из самых узнаваемых в его творчестве. Здесь Борисов создает картину без какого-либо определенного сюжета. Изображая девушку, повернутую спиной к зрителям, идущую по вишневому саду, любующуюся красотами весенней природы. Произведение несет мечтательное, лирическое настроение, душевную теплоту и покой. Окружающая героиню природа кажется настолько живой, что глядя на полотно, просто погружаешься в гущу весеннего сада, чувствуешь на себе играющие солнечные лучи.

Топ-10 самых дорогих русских художников за последний год

Посмотрим, такова ли популярность именитых мастеров за последние двенадцать месяцев. Неизменно возглавляет рейтинг Марк Ротко, который оказался лидером всех перечисленных нами рейтингов. За последний год было продано 5 его произведений на общую сумму 40 млн долларов. Следом за ним идет Тамара де Лемпицка, 11 картин которой ушли за 36 млн долларов. А у Марка Шагала было продано за год целых 314 работ на общую сумму 24,5 млн долларов.

И далее по списку идут все те же художники: Василий Кандинский (10,8 млн долларов, 30 продаж), Иван Айвазовский (9,6 млн, 19 продаж), Никола де Сталь (7,5 млн, 7 уходов), Хаим Сутин (4,3 млн, 5 продаж) и Константин Коровин (4 млн, 25 продаж).

Тамара де Лемпицка (1898–1980)

Василий Кандинский (1866–1944)

А вот десятку самых дорогих художников за последние 12 месяцев замыкают Моисей Кислинг, которого в других рейтингах мы не видели, и Жак Липшиц. В 2020 году было продано 46 работ Кислинга на общую сумму 3,3 млн долларов и 16 работ Липшица на сумму 3 млн долларов.

Подведем итоги. Произведения известных на весь мир русских художников высоко ценятся и сегодня. Ценители живописи охотно пополняют свои коллекции трудами смелых художников, которые в свое время не побоялись перейти к беспредметному искусству, сосредоточились на передаче чувств или как-то иначе выразили свое индивидуальное видение мира. Вероятно, этим и объясняется их вневременная популярность, которая сохраняется и сегодня.

«Осенняя песня»

Третьяковской галереей была приобретена и картина Борисова-Мусатова «Осенняя песня».

На ней в золотых оттенках березовых листьев, сероватых тонах облаков передано освежающее дыхание осени. Кажется, вот-вот пойдет дождь, затем настанет зима… А этот миг так прекрасен! Художник словно призывает любоваться прекрасными образами природы здесь и сейчас! А возможно, своей картиной «Осенняя песня» Борисов-Мусатов хотел сказать гораздо больше… Возможно, он имел ввиду, что нужно жить здесь и сейчас, не откладывая ничего на потом. Наслаждаться прекрасным, радоваться жизни – пока живы?! Пока не пошел снег?! Картина настолько прекрасна, насколько и символична. Мусатов четко знал то, что хотел сказать.

Короткую, яркую, но быстро угасшую жизнь прожил художник Борис Мусатов. Картины же его – это прекрасные, будто из другого мира пейзажи, это романтические девушки, это поэзия, написанная красками. Глядя на них, человек испытывает счастье и умиротворение. О нем говорили — «певец уходящих усадеб», живописец «зыбкого мира». Произведения просто завораживают своей красотой. За свою короткую жизнь художник написал 77 картин, которые находятся в 20 музеях мира. Картины художника Борисова-Мусатова, к сожалению, были оценены по достоинству только после смерти этого человека.

Последнее лето художника

Несмотря на то что имя художника было известно, он был очень беден. В 1904 году работы молодого российского таланта получили положительные отзывы и признание немецких, французских критиков. Но, к сожалению, на благосостоянии семьи Мусатовых это никак не сказалось. В. А. Серов был очень настойчив и влиятелен, картины не покупались ни коллекционерами, ни Третьяковской галереей.

Постоянные боли в спине, отсутствие необходимых средств к существованию сподвигли художника на последний «подвиг» в его жизни. Он все свои силы вложил в эскизы, по просьбе бывшего преподавателя Поленова. Для их создания, Виктор с женой и дочерью провели целое лето 1905 года на даче Цветаевых, расположенной в Тарусе.

В августе этого же года, художник узнает о смерти жены своего друга, Надежды Станюкевич. Мусатов очень сильно переживал об этом. Под впечатлением всех этих событий молодой талант пишет свое последнее произведение «Реквием».

Война вчерашняя и сегодняшняя

Книгу «100 великих людей Донбасса» завершает литературное приложение. Открывает его хрестоматийное стихотворение Павла Беспощадного «Клятва», написанное в 1942 году.

Пока в груди шахтёрской сердце живо

И в сердце кровь сыновняя тепла,

Хочу, чтоб песня с врубовкой дружила,

Варила сталь и в глубь ствола вела,

Клепала клети, и вздымала зданья,

И на лесах большого созиданья

Примером высшей доблести была.

Донбассу жить! Сирена шлет сирене

Горняцкой дружбы благовест стальной:

Донбасс никто не ставил на колени

И никому поставить не дано!

И нет земли прекрасней, вдохновенней,

Где все творцом-народом создано.

Донбасс никто не ставил на колени

И никому поставить не дано!

И нет Отчизны чище и священней, —

Где все сердца сливаются в одно…

И это сердце осеняет Ленин —

Великий светоч партии родной!

Удивительно, но сегодня Ленина, партию и другие идеологические штампы время отмело, но миллионы жителей края шахтеров и металлургов знают строки «Донбасс никто не ставил на колени / И никому поставить не дано».

Кстати, здесь же, в поэтическом эпилоге книги — стихотворение уже знакомой читателям «Года Литературы» Анны Ревякиной, тоже написанное во время войны, войны сегодняшней.

А над кладбищем, там, где дымка,

реют ангелы-невидимки,

их не видно на фотоснимках,

но ты слышишь шуршанье крыл.

Это ветер в густых берёзах

прячет наши с тобою слёзы.

Наша жизнь — череда наркозов

да пролитых на лист чернил….

Иван Волосюк — поэт. Родился в 1983 году в городе Дзержинске Донецкой области в семье шахтера. Выпускник русского отделения филфака Донецкого национального университета. Публиковался в журналах «Знамя», «Дружба народов», «Волга», «Новая Юность», «Юность», «Новый берег», «Интерпоэзия», «Воздух». Стихи переведены на итальянский, болгарский и сербский языки. Участник ряда форумов молодых писателей России, стран СНГ и зарубежья, фестивалей Фонда СЭИП на Украине и в Беларуси. Живет в Донецке, работает журналистом.

Откуда есть пошла Донецкая земля

В 2014 году, когда в Донбассе прозвучали призывы к отсоединению от Украины (или, как минимум, к получению статуса автономии в ее составе), многие посчитали подобную «центробежную активность» инициированной извне. Но процессы, происходящие у нас, можно сравнить с желанием повзрослевшего ребенка съехать от родителей.

Донецкий край действительно достаточно «взрослый». Там, где сегодня находятся Харцызск, Новоазовск или Торез, в разные эпохи селились киммерийцы, скифы, славяне, сарматы, анты, германские готы, гунны, половцы. Переплывая Азовское море (Меотиду), жители Древней Греции открывали для себя бесконечные донецкие степи — именно их Геродот населил мифическими амазонками.

В предисловии к книге «100 великих людей Донбасса» Юрий Киклевич и Святослав Рыбас напоминают также, что через наш регион проходили пути Великого переселения народов, участок одной из ветвей Великого шелкового пути и многочисленные торговые «шляхи»: Кальмиусский, Изюмский. Муравский. Вблизи Кальмиуса (реки, на которой стоит Донецк) произошла битва на Калке.

Полноценно осваивать Прикальмиусские степи и Приазовье Русское государство начало полтысячелетия назад. В XVII—XVIII вв. окраинные территории обороняли от крымских татар Донские казаки, а благодаря Екатерине II сюда пришли немецкие колонисты.

Во второй половине XIX века Донбасс, по словам Александра Блока, сделался «Новой Америкой». Сюда вливались огромные финансовые и человеческие ресурсы. «Прописку» в Донбассе получали англичане, шотландцы, бельгийцы, французы, наконец, переселенцы из разных уголков бескрайней Российской империи, в том числе беглые каторжники, становившиеся шахтерами (читайте об этом в «Автобиографии» Аркадия Аверченко).

«Плавильный котел» заработал в полную силу, но к этногенезу это не привело. Донецко-Криворожская республика, появившаяся в 1918 году, просуществовала меньше года и не была национальным государственным образованием. История ДНР и ЛНР в их нынешнем виде насчитывает всего 5 лет, так что

«Реквием»

На картине изображены женские фигуры, среди которых три раза подряд можно узнать образ Надежды Станюкевич.

Просматриваются здесь и образы жены, сестры художника. Женщины прорисованы не очень четко, размыто, плоско, будто призраки на фоне старой зубриловской усадьбы. Призраки полны скорби и печали. Картина выглядит будто вход в потусторонний мир, а женские образы стоят на его пороге. Картина говорит о том, что все в этом мире рано или поздно исчезает, уходит в потусторонний мир, и обратного хода нет. «Реквием», написанный о прекрасном друге, стал реквиемом и для самого художника Виктора Борисова-Мусатова. Осенью, в октябре, молодой художник умер.

Детство и юность

Борис Аркадьевич Диодоров родился в ноябре 1934 года в семье московского художника-оформителя и его жены. Мальчик рос под присмотром дедушки, работавшего директором Трехгорной мануфактуры и собравшего классическую библиотеку до начала Великой Отечественной войны.

Будущий иллюстратор жил в центре столицы в просторной 8-комнатной квартире и благодаря регулярным занятиям рано научился читать и писать. В интервью он рассказывал, что листал книги с утра и до поздней ночи, и оторвать от этого дела мог лишь приказ идти спать.

Борис Диодоров и Людмила Гурченко / @vladimir.meckler и @museum.ludmilagurchenko

Самым любимым произведением стал роман «Война и мир» Льва Толстого, потому что в старинном издании было много реалистичных картин. Четырехлетний Боря подолгу рассматривал батальные сцены Александра Апсита, и осознание прекрасного проникало в него до самых глубин.

В школьном возрасте, попав в заведение, где собрались дети советских художников, Диодоров увлекся рисованием и реставрационным переплетением книг. Он самостоятельно создавал иллюстрации к советским повестям и народным сказкам и расценивался преподавателями как талантливый ученик.

В старших классах, получая специализированное художественное образование, подросток часто ходил на выставки, проводившиеся в Москве. Он был знаком с Игорем Грабарем — теоретиком и живописцем, а также другими современниками, отличившимися в творчестве.

В 1954 году Борис поступил институт имени В. И. Сурикова и на 4-м курсе стал автором талантливых дебютных работ. В это же время свет увидела первая книга с его иллюстрациями, в которой была использована техника под названием цветной офорт.

ТВОРЧЕСТВО

Художник вступил на творческий путь накануне нового столетия. Он болезненно переживал равнодушие буржуазного общества к духовным идеалам, которыми жил. Веря в преобразующую роль искусства, художник обретал силы и смысл творчества в романтической жажде утвердить светлый мир красоты и поэзии в противовес прозе и сухому рационализму.

Персонажи его картин — воплощение мечты художника об идеале.

Он стремится в живописи передать безмолвное, но внятное собеседование человеческих душ, как бы прислушивающихся к себе и к миру в поисках отзвуков извечных законов красоты.

Разумеется, эмоционально-лирическую стихию невозможно воплотить прямолинейно, протокольным воспроизведением натуры, определенностью бытового сюжета. Мироощущение и особый строй образов раскрываются в жанровых, колористических и композиционных поисках, в обращении к языку иносказаний.

Пейзажные этюды составляют большую часть его ранних произведений. С середины 1890-х годов художника все больше привлекает изображение человека в пленэре. Задача штудирования обнаженной натуры, изучение эффектов солнечного освещения, стремление достигнуть декоративности, используя локальный цвет, в этюде «Мальчик с собакой» (1895), сочетаются с попыткой образного решения мотива. В застывшей в неудобной позе детской фигурке видится не напряженность натурщика, а самозабвенная поглощенность игрой. Естественность ребенка наедине с природой рождает ощущение интимности образа.

Полотно «Гармония» (1900) было важной вехой в формировании художественной системы мастера. Он пытался в нем передать согласно звучащую красоту искусства, человеческого творчества и красоту природы в самом сюжете (дамы в парке слушают кавалера, декламирующего стихи)

Созданная в 1902 году картина «Водоем» знаменует вступление Борисова-Мусатова в пору зрелости и расцвета. Этим же годом датирован «Портрет дамы», в котором убедительно передана индивидуальность модели и вместе с тем в кем ощутим проникновенный лиризм.

Так же, как в этом портрете, в картинах «Осенний мотив», «Дама в голубом платье», «В парке» каждый раз раскрывается новая грань идеала одухотворенной женственности. «Девушка в ожерелье» (1904) — этюд к одному из самых совершенных по воплощению и самому светлому по строю чувств созданию мастера — к картине «Изумрудное ожерелье». В этюде переданы очаровательная непосредственность, застенчивая милая неуклюжесть, даже некоторая простоватость юной девушки. Перенесенное в картину, то же лицо преображается отсветом душевного движения, та же фигура приобретает благородное изящество. Красивая, легкая гамма этюда, строящаяся на сочетании зеленого с розово-сиреневым и золотисто-желтым, в картине становится строже, архитектоничнее, но и сложнее, обогащаясь фактурной аранжировкой.

Важную страницу творческой биографии художника занимает работа над эскизами неосуществленных панно на тему «Времена года», предназначавшихся для украшения интерьера частного дома. Как и другие листы цикла, «Летняя мелодия» свидетельствует о мастерстве акварелиста, о его большом декоративном даре, музыкальном чувстве ритма.

«Венки васильков» — последний замысел художника. Его помешала осуществить преждевременная смерть. Над эскизами к этой картине художник работал летом 1905 года в Тарусе. Венки и гирлянды, по-видимому, были для него эмблемой печали, утраты. Но образ произведений Борисова-Мусатова всегда многозначен. Звучная цветовая гамма — яркая синева цветов, ослепительная белизна облака — знаменуют преодоление скорби, растворение ее в восторге перед вечной красотой природы.

«Вдвоем»

В 1902 году Борисов-Мусатов закончил картину «Водоем», посвященную Елене Александровой (на картине она изображена в синем платье) и любимой сестре, маленькой Лене (девочке в розовом).

Полотно обладало колоссальным успехом. Оно было с восторгом встречено как публикой, так и критиками. На картине все так же не было изображено никаких действий, но несмотря на это, она очень эмоционально, живо передает чувства девушек, звуки окружающей природы. Даже блеск водоема с отражающимся в нем солнцем несет какое-то умиротворение, чистоту и добро.

Является особенным произведением живописца Борисова-Мусатова картина «Водоем». Здесь отсутствует горизонтальная линия, что делает единым и передний, и задний план, а водоем может показаться продолжением неба. Все зависит от воображения зрителя. И если предположить, что водоем — это небо, то можно увидеть девушек, сидящих на холме, за которым, скорее всего, протянулся густой лес.

Это был самый счастливый период в жизни художника. Любимая женщина теперь приняла предложение руки и сердца, стала женой Мусатова.

А в 1904 году родилась дочь – Марианна. Девочка впоследствии пошла по стопам родителей, она тоже была художницей.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: