Алексей николаевич оленин (1763–1843)

Детство и юность

Елизавета Оленина родилась в 1832 году в семье представителя старинного дворянского рода Петра Алексеевича Оленина и Марии Сергеевны, урожденной Львовой. По отцу она приходилась внучкой президенту Академии художеств Алексею Николаевичу Оленину.

В семье было шестеро детей, Лиза — старшая. Мать отличалась ласковой приветливостью, все ее движения были наполнены кротостью и мягкостью. Детей она воспитывала в простой деревенской обстановке, безо всякой роскоши, опасаясь, что излишества испортят их характеры. Однако во главу воспитания Мария Сергеевна ставила любовь, поскольку имела «сердце, в котором была бездна любви для всех».

Но, несмотря на всю строгость, росла Лиза в творческой атмосфере, в доме постоянно звучала музыка, особенно романсы Михаила Глинки. Отец имел способности к рисованию и был талантливым художником-портретистом.

Большую часть своего детства Лиза провела в усадьбе деда — Приютино. В доме Алексея Оленина часто бывали известные художники и литераторы того времени: переводчик «Илиады» Николай Гнедич, живописец Карл Брюллов, баснописец Иван Крылов, обучавший юную особу грамоте. Знавала девочка и Александра Пушкина, посвятившего ее тетке Анне Алексеевне стихотворения «Не пой, красавица, при мне», «Ты и вы».

Творчество

Опера и оперетта

Кальвейгштейн, первый исполнитель («Мадемуазель Фифи»), Кочетов («Скоморох»); Дюнуа («Орлеанская дева»), Рангони и Варлаам («Борис Годунов», редакция и инструментовка Н. Римского-Корсакова), Бургомистр («Царь и плотник»), Судья («Вертер»), Леско («Манон Леско»); Каскар («Заза»); Фарлаф («Руслан и Людмила»), Петр («Вражья сила»), Писарь («Майская ночь»), Томский («Пиковая дама»), Вязьминский, Кочубей («Мазепа» П. Чайковского), Мизгирь («Снегурочка»), Грязной, Зай-Санг, Сен-Бри, Нилаканта, Эскамилио («Кармен»), Тонио, Тельрамунд и т. д.

Камерный репертуар

Произведения М. Глинки, М. Балакирева, А. Бородина, П. Чайковского, А. Гречанинова, романсы М. Мусоргского, А. Даргомыжского, Ц. Кюи, русские народные песни. Принял участие в 32 концертах Кружка любителей русской музыки.

Записывался на грампластинки (8 произведений) в Петербурге («Пате», 1912).

Режиссура

Как режиссёр формировался под влиянием принципов Станиславского и МХАТа. В 1907—1915 годах главный режиссёр и художественный руководитель Оперы С. Зимина. В 1915—1918 режиссёр московского Большого театра (с 1916 управляющий труппы), в 1918—1921 — режиссёр петроградского ГАТОБа (с 1921 управляющий оперной труппы), в 1921 — Государственного академического театра комической оперы (ГАТКО). В 1917 основал в Москве театр «Алтар» («Малая опера»).

Первые же постановки наметили путь к реалистической реформе оперного театра — «Орлеанская дева» (1907;), «Борис Годунов», «Кащей бессмертный» (1908), «Скоморох» (1908, первая постановка), «Золотой петушок» (1909, первая постановка), «Нюрнбергские мейстерзингеры» (1909), «Измена» (1910), «Снегурочка» и «Хованщина» (1910), «Луиза» (1911), «Чио-Чио-сан» (1911, в Москве), «Сестра Беатриса» А. Гречанинова (1912), «Садко», «Купец Калашников» (1912), «Дни нашей жизни» (1913), «Млада» (1913), «Капитанская дочка» (1914), «Руфь» Ипполитова-Иванова(1915); «Девушка с Запада» (1913), «Дон Жуан» (1913), «Аскольдова могила» (1914), «Хирургия» (1915), «Мельник — колдун, обманщик и сват» М. Соколовского, оркестровка Е. Букке (1915), «Гугеноты» (1915), «Оле из Нордланда» (1916); «Царская невеста» (1916), «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (сезон 1916/17), «Дон Карлос» (1917), «Алеко» С. Рахманинова, «Ёлка», «Вертер», «Рафаэль», «Кармен» (в авторской редакции, вокальные сцены чередовались с драматическими диалогами).

Биография

Двоюродный брат певицы М. Олениной-д’Альгейм (1869—1970) и композитора А. А. Оленина (1861—1944).

Одновременно учился на медицинском факультете Московского университета (окончил в 1895 году) и вокалу у А. Николаева, Д. Леоновой, К. Кржижановского и Ф. Комиссаржевского. Неоднократно участвовал в концертах Общества литературы и искусства, созданного Станиславским вместе с Ф. Комиссаржевским и художником Ф. Л. Соллогубом, где выступал в том числе с Л. Собиновым в любительском спектакле «Паяцы». В 1895 совершенствовался в Италии у М. Петца, М. Полли, в 1900 — у А. Маццоли. В 1897 с успехом дебютировал в партии Тонио («Паяцы») в Генуе, затем в партии Валентина («Фауст») в Специи, пел в Неаполе.

В 1898 дебютировал в партии Князя Игоря в московском Большом театре, однако в труппу не был принят. 24 ноября того же 1898 года успешно дебютировал в партии Онегина на сцене Московской частной русской оперы С. Мамонтова, до 1900 пел в Товариществе частной оперы (театр Солодовникова). В 1900—03 и 1915—18 солист Большого театра, в 1904—15 — московской Оперы С. Зимина, 1907—15 — главный режиссёр Оперы С. Зимина; в 1918 году перешёл из Большого театра в Мариинский, переехав с семьёй из Москвы в Петроград.

С большим успехом выступал также в опереттах; кроме того, исполнял куплеты на злободневные политические темы.

Скончался в Петрограде, похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.

Семья

Мать — Анна Михайловна Оленина-Алянчикова, акушерка.

Жена (с 22.10.1895 по 1903 ) — Мария Сергеевна Алексеева, младшая сестра К. С. Станиславского. Дети:

  • Евгений (8 (20) июня 1897 — ?)
  • Сергей (30 сентября (12 октября) 1898 — ?)
  • Марина (2 (15) апреля 1901 — ?).

Приёмный сын — Михаил Петрович Оленин (усыновлён из еврейской семьи Лейзеровичей, получил отчество и фамилию от П. С. Оленина) — скульптор.

Жена (с 1905) — Софья Васильевна Фёдорова, балерина Большого театра.

Биография

Двоюродный брат певицы М. Олениной-д’Альгейм (1869—1970) и композитора А. А. Оленина (1861—1944).

Одновременно учился на медицинском факультете Московского университета (окончил в 1895 году) и вокалу у А. Николаева, Д. Леоновой, К. Кржижановского и Ф. Комиссаржевского. Неоднократно участвовал в концертах Общества литературы и искусства, созданного Станиславским вместе с Ф. Комиссаржевским и художником Ф. Л. Соллогубом, где выступал в том числе с Л. Собиновым в любительском спектакле «Паяцы». В 1895 совершенствовался в Италии у М. Петца, М. Полли, в 1900 — у А. Маццоли. В 1897 с успехом дебютировал в партии Тонио («Паяцы») в Генуе, затем в партии Валентина («Фауст») в Специи, пел в Неаполе.

В 1898 дебютировал в партии Князя Игоря в московском Большом театре, однако в труппу не был принят. 24 ноября того же 1898 года успешно дебютировал в партии Онегина на сцене Московской частной русской оперы С. Мамонтова, до 1900 пел в Товариществе частной оперы (театр Солодовникова). В 1900—03 и 1915—18 солист Большого театра, в 1904—15 — московской Оперы С. Зимина, 1907—15 — главный режиссёр Оперы С. Зимина; в 1918 году перешёл из Большого театра в Мариинский, переехав с семьёй из Москвы в Петроград.

С большим успехом выступал также в опереттах; кроме того, исполнял куплеты на злободневные политические темы.

Скончался в Петрограде, похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище; могила утрачена.

Семья

Мать — Анна Михайловна Оленина-Алянчикова, акушерка.

Жена (с 22.10.1895 по 1903 ) — Мария Сергеевна Алексеева, младшая сестра К. С. Станиславского. Дети:

  • Евгений (8 (20) июня 1897 — ?)
  • Сергей (30 сентября (12 октября) 1898 — ?)
  • Марина (2 (15) апреля 1901 — ?).

Приёмный сын — Михаил Петрович Оленин (усыновлён из еврейской семьи Лейзеровичей, получил отчество и фамилию от П. С. Оленина) — скульптор.

Жена (с 1905) — Софья Васильевна Фёдорова, балерина Большого театра.

Интересные факты

  1. Император Николай I не только благословил молодых влюбленных на брак, но и обещал быть посаженным отцом на свадьбе.
  2. Будучи уже в преклонном возрасте, баронесса Энгельгардт рассказала о горьких событиях юных лет своему племяннику Петру Оленину. Он воспел эту историю любви в повести «Невеста Шамиля».
  3. Через два года после смерти Джамалуддина его отец попал в плен и был перевезен в Калугу. В России Шамиль вспомнил о невесте безвременно ушедшего сына и захотел ее увидеть. Просьбу его не выполнили, однако привезли портрет Олениной, на который тот часами смотрел, погруженный в свои мысли.
  4. История любви сына Шамиля и Лизы Олениной нашла отражение в фильме «Аманат». Главные роли исполнили Амин Хуратов и Варвара Комарова.
  5. В последние годы жизни Елизавета Петровна Энгельгардт занимала почетную должность председателя Общества попечения об увечных воинах, калеках и брошенных детях. Благодаря ее непосредственному участию сироты получали начальное образование и религиозное воспитание, а бывшие воины — трудовую профессию.

Творчество

Опера и оперетта

Кальвейгштейн, первый исполнитель («Мадемуазель Фифи»), Кочетов («Скоморох»); Дюнуа («Орлеанская дева»), Рангони и Варлаам («Борис Годунов», редакция и инструментовка Н. Римского-Корсакова), Бургомистр («Царь и плотник»), Судья («Вертер»), Леско («Манон Леско»); Каскар («Заза»); Фарлаф («Руслан и Людмила»), Петр («Вражья сила»), Писарь («Майская ночь»), Томский («Пиковая дама»), Вязьминский, Кочубей («Мазепа» П. Чайковского), Мизгирь («Снегурочка»), Грязной, Зай-Санг, Сен-Бри, Нилаканта, Эскамилио («Кармен»), Тонио, Тельрамунд и т. д.

Камерный репертуар

Произведения М. Глинки, М. Балакирева, А. Бородина, П. Чайковского, А. Гречанинова, романсы М. Мусоргского, А. Даргомыжского, Ц. Кюи, русские народные песни. Принял участие в 32 концертах Кружка любителей русской музыки.

Записывался на грампластинки (8 произведений) в Петербурге («Пате», 1912).

Режиссура

Как режиссёр формировался под влиянием принципов Станиславского и МХАТа. В 1907—1915 годах главный режиссёр и художественный руководитель Оперы С. Зимина. В 1915—1918 режиссёр московского Большого театра (с 1916 управляющий труппы), в 1918—1921 — режиссёр петроградского ГАТОБа (с 1921 управляющий оперной труппы), в 1921 — Государственного академического театра комической оперы (ГАТКО). В 1917 основал в Москве театр «Алтар» («Малая опера»).

Первые же постановки наметили путь к реалистической реформе оперного театра — «Орлеанская дева» (1907;), «Борис Годунов», «Кащей бессмертный» (1908), «Скоморох» (1908, первая постановка), «Золотой петушок» (1909, первая постановка), «Нюрнбергские мейстерзингеры» (1909), «Измена» (1910), «Снегурочка» и «Хованщина» (1910), «Луиза» (1911), «Чио-Чио-сан» (1911, в Москве), «Сестра Беатриса» А. Гречанинова (1912), «Садко», «Купец Калашников» (1912), «Дни нашей жизни» (1913), «Млада» (1913), «Капитанская дочка» (1914), «Руфь» Ипполитова-Иванова(1915); «Девушка с Запада» (1913), «Дон Жуан» (1913), «Аскольдова могила» (1914), «Хирургия» (1915), «Мельник — колдун, обманщик и сват» М. Соколовского, оркестровка Е. Букке (1915), «Гугеноты» (1915), «Оле из Нордланда» (1916); «Царская невеста» (1916), «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (сезон 1916/17), «Дон Карлос» (1917), «Алеко» С. Рахманинова, «Ёлка», «Вертер», «Рафаэль», «Кармен» (в авторской редакции, вокальные сцены чередовались с драматическими диалогами).

Личная жизнь

Дом Олениных всегда славился гостеприимством и радушием. Здесь собирались государственные деятели, писатели, путешественники и военные. Так и уланы Владимирского полка, стоявшего в Торжке, стали завсегдатаями усадьбы Машук.

Джамалуддин и Елизавета Оленина (Амин Хуратов и Варвара Комарова в фильме «Аманат») / кадр из фильма

Однажды в особняке Олениных появился новый гость — молодой офицер Джамалуддин, сын имама Шамиля. Он не был похож на других: темноволосый, слегка смуглый, с приятными чертами лица и глубокими глазами, которые выдавали его восточную внешность. Юноша держался просто и естественно, отличался безукоризненными манерами, а на поясе носил кинжал — единственное напоминание о горьком факте его ранней биографии.

Новый гость тотчас привлек внимание Лизы Олениной. Она много слышала об этом удивительном юноше, его трудной и незавидной судьбе

Еще ребенком Джамалуддин попал в Россию. При штурме первой столицы имамата Ахульго предводитель кавказских горцев Шамиль отдал старшего сына царским солдатам в качестве заложника (аманата). Джамалуддин получил образование в кадетском корпусе, поступил на службу и дослужился до чина поручика. Тем не менее воинская карьера его не прельщала: он увлекался математикой и мечтал стать ученым.

Живая и впечатлительная Лиза навсегда завладела сердцем пленника. Любовь вдруг поглотила его, в русской девушке он нашел все, что искал. Молодые люди планировали связать себя узами брака, а Джамалуддин даже решился оставить ислам и вознамерился принять христианство.

Шамиль пришел в ярость, когда узнал о поступке старшего сына. Худшего позора он и представить не мог. Джамалуддина необходимо было срочно возвращать домой.

Летом 1854 года войска Шамиля совершили набег на Грузию и захватили в плен семьи князей Илико (Ильи) Орбелиани и Давида Чавчавадзе. Начались переговоры. Первым и неизменным требованием предводителя горцев стал возврат сына. Император Николай I не желал отпускать Джамалуддина, к которому испытывал отеческие чувства, но выбора у него не было.

Недолго радовался Шамиль возвращению старшего сына на родину. «Русский нрав» наследника не устраивал отца, возлагавшего на него большие надежды. Не одобрял лидер горцев и отношений между отпрыском и русской аристократкой. Джамалуддин тосковал, посылал письмо за письмом, но до невесты они не доходили: их, как и любовные послания девушки, перехватывали по приказу Шамиля.

Алексей Оленин тогда служил в Нижегородском драгунском полку, стоявшем на Северном Кавказе. Брат Елизаветы был давно дружен с Джамалуддином и искренне сочувствовал разлученным влюбленным. Получив записку от жениха сестры с просьбой о встрече, он согласился, несмотря на опасность предприятия. Но увидеться старым приятелям было не суждено: о тайном свидании узнал Шамиль и устроил засаду. К счастью, Джамалуддин успел предупредить Алексея о скрытой опасности на дороге.

Елизавета Оленина с сыновьями и внуками / Российский родословный фонд

Пытаясь излечить сына от любви, имам нашел ему невесту и женил. Но все было тщетно: Джамалуддин медленно угасал и летом 1858 года умер от чахотки. «Великий заложник» обрел последнее пристанище в высокогорном ауле Карате, где находится его могила.

Елизавета Оленина долго оплакивала любимого Джанни, но забыть его так и не смогла. Несмотря на это, она устроила личную жизнь. Первым ее мужем стал Александр Дмитриев-Мамонов — младший сын генерал-майора Александра Дмитриева-Мамонова и Софьи Ефимович, бывшей фрейлины императрицы Марии Федоровны. В браке родились четверо детей: дочь Екатерина и трое сыновей — Дмитрий, Петр и Александр.

Овдовев в 1875-м, Елизавета через некоторое время вышла замуж за барона Романа Энгельгардта.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: