Личная жизнь
Первая супруга Ревекка Модлина родом из Ленинграда, художница и скульптор. Брак с Шемякиным был для нее третьим. В 1964 году родила мужу дочь Доротею Шемякину. Дочь пошла по стопам родителей и стала художницей, книжным графиком.
Михаил Шемякин и его жена Сара де Кэй
Со второй женой – переводчицей Сарой де Кэй – художник познакомился благодаря дружбе с Владимиром Высоцким. Сара переводила американский фильм о советском барде. Ей рекомендовали связаться с другом Высоцкого.
По словам Шемякина, женщина восприняла рекомендацию буквально и связала с ним жизнь. Вместе пара более 20 лет.
Шрамы Михаила Шемякина
Шрамы на лице и теле Михаила Шемякина, по его словам, стали следствием ожоговой травмы на литейном заводе. Ходят слухи, что художник нанес раны сам под воздействием алкоголя.
Галифе, сапоги и фуражка стали «фирменной» одеждой Шемякина, но он объясняет их ношение бытовыми и физиологическими причинами. Козырек фуражки бережет больные глаза от света, а высокие сапоги защищают от змей, которых немало во французской деревне, где последние 25 лет живет мастер.
Михаил Шемякин сейчас
В России художник и скульптор бывает часто. По его признанию – живет в самолете. В Москве и Санкт-Петербурге осуществляются почти все проекты мэтра. Он оформляет спектакли, организовывает художественные и скульптурные выставки, возводит памятники.
Скульптора Михаила Шемякина «Царская прогулка»
Талант Шемякина многогранный. Памятник Петру I работы мастера стоит в Петропавловской крепости. В костюмах, нарисованных художником для балета «Щелкунчик», выступают артисты «Мариинки». Ювелирные изделия, придуманные художником, воплотил ювелирный дом SASONKO.
Михаил Шемякин в 2018 году
У Михаила Шемякина, называющего сон неоправданной роскошью, хватает времени рисовать полотна, организовывать музыкальные фестивали, сниматься в телепроектах и даже придумывать елочные игрушки.
В «Инстаграме» есть страница петербургского Центра Михаила Шемякина, где анонсируются мероприятия с его участием.
Иллюстрированные издания
- 18.106.6.27
Александров Н. А. Пустыни Севера и их кочующие обитатели : / ил. М. Микешиным, А. Шарлеманем и др. — СПб. : тип. В. Демакова, 1872. , 129 с., л. ил. (Народы России . Этнографические рассказы для детей )Электронная копия - 134/452 , 18.236.1.1
Писемский А.Ф. Мещане : роман / с портр. авт. : В 3 ч. — СПб. : М.О. Микешин, 1878. — , 167 с., 1 л. портр. -
Мф К1/31145 , 132/5909 , 18.216.5.16Потто В.А. Яков Петрович Бакланов : биогр. очерк / с портр. Я.П. Бакланова с наброска худож. Микешина и рис. М. Малышева. 2-е изд. — СПб. : В. Березовский, 1885. — 219 с. : ил.
- Будищев А.Н. Богатый гость Терентьище : [подражание былине / с ил. М.О. Микешина]. – СПб. : лит. Р. Голике, ценз. 1892. — 28 с. : ил.Электронная копия
- 130/7580 , 18.271.2.74
Соколов А.И. Славянские сказки, собранные А.И. Соколовым / с рис. акад. М. Микешина и др. — 2-е изд., доп. — СПб.: А.Ф. Девриен, ценз. 1893. — , 137 с., 1 л. фронт. (ил.), 9 л. ил. -
130/8608 , 18.268.5.3Вагнер Н. П. Сказки Кота-Мурлыки / с рис.: М.О. Микешина, бар. М.П. Клодта, В.И. Якобий . — Изд. 5-е. — СПб. : Типография В. Демакова, 1895. — , XVI, 568, с., л. ил.Электронная копия
- 18.49.1.3(1-4) , 134/1130(1-3)
Шевченко Т. Г. Иллюстрированный «Кобзарь» Т.Г. Шевченко : с малорос. и рус. текстом. Вып. 1-3 / Ил. М.И. Микешин. — СПб. : П.И. Бабкин, 1896. — 3 т. : ил., портр. в тексте и на отд. л. - 127/2848 , 20.91.4.39
Рогова О. И. Богдан Хмельницкий : ист. повесть для юношества / с 9 хромолит. и с др. рис. по акварелям акад. М.О. Микешина. — 2-е изд. СПб. : А.Ф. Девриен, . , 338 с., 1 л. фронт. (цв. ил.), 9 л. цв. ил. - 18.176.1.3Первый сборник Товарищества Русских художников-иллюстраторов, изданный в пользу пострадавших от неурожая. СПб., 1892. 46 с.: ил.
-
127/ 2356; 20.80.7.4Нечто из артистического мира : Наброски пером и карандашом: рассказы: В.А. Боброва, П.П. Гнедича, барона М.П. Клодта, М.Е. Малышева, М.О. Микешина, В.М. Михеева, Н.И. Познякова и М.О. Розова / рис.: В.А. Боброва, Н.А. Богданова, И.К. Видмана, Е.И. Григорьева, Н.П. Загорского, М.И. Зощенко, барона М.П. Клодта, Г.П. Кондратенко, В. Крюкова, А.И. Лебедева, В.М. Максимова, М.Е. Малышева, М.О. Микешина, Т.И. Никитина, К.И. Тихомирова и А.И. Шарлеман. — СПб. : М.М. Ледерле и К°, ценз. 1895. — , 252, VII с. : ил.
-
Кольцов А. В., Стихотворения А.В. Кольцова : С биогр. очерком, критич. статьями, прим., портр., снимком почерка и 39-ю рис. и виньетками, исполненными чл. Т-ва рус. илл / под ред. П.В. Быкова. 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: Г. Гоппе, ценз. 1895. 30, XV, , 148 с., 1 л. фронт. (портр.), л. ил., факс. : ил., портр.
<< Персоналии >>
Иллюстрация Микешина М. О. к «Вию» Гоголя
Иллюстрации Микешина М. О. к книге Потто В.А. «Яков Петрович Бакланов»
Потто В.А. Яков Петрович Бакланов
Иллюстрации Микешина М. О. к книге Вагнера Н. П. «Сказки Кота-Мурлыки»
«Удалец» А.В. Кольцова. Рис. М.О. Микешина к Первому сборнику Товарищества Русских художников-иллюстраторов
Иллюстрации Микешина М. О. к сборнику «Нечто из артистического мира»
Иллюстрации Микешина М. О. к книге «Стихотворения А.В. Кольцова»
Детство и юность
Родился Михаил Михайлович Шемякин в российской столице в мае 1943 года. У художника кабардинские корни: отец, рано осиротев, получил фамилию Шемякин от отчима. Его родной отец принадлежал к старинному кабардино-балкарскому роду Кардановых. У мамы художника – актрисы Юлии Предтеченской – дворянские корни. Дед Шемякина по матери – выпускник Морского инженерного училища в Кронштадте. По словам художника, его деды «были расстреляны и в вицмундирах похоронены».
Художник Михаил Шемякин
Юлия Николаевна, в годы войны переехавшая из родного Ленинграда в Москву и работавшая в Театре на Таганке, родила сына от второго мужа, полковника Шемякина. Вскоре после рождения первенца женщина перебралась к мужу, назначенному комендантом городов Восточной Германии. До 14 лет Михаил Шемякин рос в ГДР.
В 1957-м семья вернулась в Ленинград. Поселились в коммуналке из 38 комнат. Миша с мамой, отцом и тетей жили в одной из комнат. Отец, кадровый военный, мечтал для отпрыска той же судьбы, но Шемякин-младший бредил искусством, чему радовалась мама-актриса. В Германии подросток часами рассматривал альбомы с картинами Ван Гога, Иеронима Босха и Поля Гогена.
Михаил Шемякин в детстве
Вскоре отец оставил семью и уехал в Краснодарский край, а юного Михаила Шемякина, за ночь нарисовавшего иллюстрации к пушкинской сказке о царе Салтане, зачислили на 2-й курс средней художественной школы при Институте живописи им. И. Е. Репина.
Проучился Шемякин 4 года: студента отчислили за «эстетическое развращение сокурсников». Михаил щедро делился с коллегами знаниями о западном искусстве, почерпнутыми из запрещенных в Союзе книг. В 1961 году донос в КГБ поставил точку в образовании.
Михаил Шемякин в молодости
Последовала темная полоса биографии. Чтобы выжить, Михаил Шемякин брался за любую работу: трудился чернорабочим, почтальоном, вахтером, такелажником в Эрмитаже. Ночью копировал полотна старинных мастеров, экспериментировал.
К бывшему однокурснику наведывались друзья, что не нравилось соседям по коммуналке. Последовавший очередной донос в КГБ и вызов «на разговор» окончился для Шемякина скверно: расспросив художника о боге и дьяволе, его отправили в психиатрическую клинику. В медицинской карте появился диагноз: «Вялотекущая шизофрения».
Михаил Шемякин
Полгода инъекций и таблеток едва не превратили художника в инвалида. Первая «выставка» работ состоялась в клинике: лечащий доктор Шемякина показал студентам-практикантам иллюстрации пациента к произведениям Мориса Дрюона. Таким образом психиатр «проиллюстрировал» течение шизофрении у подопечного.
Стараниями матери Михаил покинул стены клиники. После «лечения» у него появилась аллергия на краски, ночами мучили кошмарные сны. Два года художник возвращался к нормальной жизни в горах Абхазии.
Живопись
Желание быть поближе к искусству снова привело Михаила Шемякина в Эрмитаж, где он устроился разнорабочим. Трудился в бригаде, где две трети коллег были такими же непризнанными художниками.
Михаил Шемякин и Юрий Любимов
В 1962-м состоялась первая выставка картин Шемякина, которую организовал ленинградский журнал «Звезда». С творчеством мастера познакомились Юрий Любимов, Мстислав Ростропович, Альфред Шнитке, питерская интеллигенция. Спустя 2 года выставку произведений рабочих Эрмитажа устроил директор, за что поплатились все – и руководство, и сами непризнанные художники.
Михаил Шемякин снова остался без работы, пережил несколько обысков, во время которых конфисковали репродукции религиозной тематики, запрещенные книги, письма матери. Безработного грозились выслать из города за тунеядство.
Михаил Шемякин и Владимир Высоцкий
В 1967 году Шемякин организовал художественную группу «Петербург». В тандеме с философом Владимиром Ивановым взялся за поиск новых форм иконописи. 2 года был послушником в мужском Псково-Печерском монастыре. Выставки картин Михаила в стиле андеграунда раздражали и власть, и коллег, творивших в традиционных, дозволенных рамках.
Работами Михаила Шемякина заинтересовались на Западе. Дочь эмигрантов, галеристка Дина Верни, помогла эмигрировать супруге художника, с которой он предварительно развелся. Вскоре за женой и дочерью последовал Шемякин. Его отправили в эмиграцию, не позволив взять даже маленького чемодана с вещами.
Скульптора Михаила Шемякина «Дети — жертвы пороков взрослых»
В Париже Михаила встретили родные и Верни. Во Франции началась новая жизнь художника, поначалу трудная и на грани нищеты. Друзья помогли найти угол в покинутом бильярдном клубе. Зато Шемякин наслаждался свободой, запоем читал запрещенные книги, изучал западное искусство и рисовал.
Серии работ «Карнавалы Санкт-Петербурга», «Метафизические головы», «Чрево Парижа» принесли Михаилу Шемякину славу. С картинами российского мастера европейцы познакомились на выставке, организованной дизайнером Жан-Клодом Гобером в середине 1970-х. Заказы, контракты посыпались на мастера как из рога изобилия. Желающие купить его картины выстраивались в очередь.
Альманах Михаила Шемякина «Аполлон»
Вскоре культурная среда Парижа показалась Михаилу Шемякину скучной. Он работал без устали – рисовал, ваял скульптуры, издавал альманах «Аполлон», открывая Западу имена русских авангардистов и импрессионистов. Но Франция все больше «давила» художника мелкобуржуазностью и сытым покоем. Побывав в Нью-Йорке, Шемякин попал в родную стихию: ощутил бешеный темп жизни и попал в гущу мировой творческой мастерской.
В начале 1980-х Михаил Шемякин переехал в США и принял гражданство. Семья предпочла теплую и спокойную Грецию. Первые годы мастер обитал в Сохо, в середине 80-х превратившегося в мекку художественной богемы Нью-Йорка.
Дом Михаила Шемякина в Шато де Шамуссо, Франция
Через 8 лет Шемякин приобрел заброшенный замок в двух часах езды от бушующего города, в Клавераке. Разместил в просторных комнатах скульптурную и художественную мастерские. Вскоре он стал действительным членом Нью-Йоркской академии наук и академиком искусств Европы. В России с многогранным творчеством Михаила Шемякина познакомились в конце 1980-х.
Творчество Михаила Микешина (1835 -1896)
Облик Михаила Осиповича Микешина известен в настоящее время главным образом по портрету, созданному Репиным (1888), необычайно выразительному и запоминающемуся. Изображен человек самоуверенный, артистичный, покоряющий размахом. Человек в расцвете славы и упоенный славой.
Слава пришла к Микешину внезапно — его популярность связана с памятником «Тысячелетие России» в Новгороде. Есть у памятника своя собственная история. Вся страна собирала деньги на его постановку. Разрушенный во время Великой Отечественной войны, он был восстановлен буквально по кускам. Не все знают сейчас имя скульптора, ибо творческая репутация Микешина претерпевала изменения, и ныне его произведения оцениваются далеко не так высоко как при жизни. Но тогда, в 1859 году, победа на конкурсе на лучший проект подарила Микешину не только славу — эта победа целиком определила его дальнейший путь в искусстве, путь скульптора, потому что до этого он скульптором не был.
Биография Микешина
Сын крестьянина, Микешин поступил в петербургскую Академию художеств в 1852 году и в 1858 году окончил ее как живописец по классу батальной живописи, который вел Б. П. Виллевальде. В музеях сохранились его академические композиции, выполненные за время обучения (« Битва при Баш-Кадык Ларе», 1885; «Граф Тилли в Магдебурге», 1857). Благополучно эффектные по исполнению, они принесли автору золотые медали. Представляя свой эскиз памятника «Тысячелетие России» на конкурс проектов, Микешин, очевидно, не предполагал, как кардинально меняет свою судьбу.
Работа над памятником «Тысячелетие России»
Три года длилась работа над памятником. Обучаясь лепке у И. Н. Шредера, Микешин привлек его к выполнению проекта, как и А. М. Опекушина, М. А. Чижова, Р. К. Залемана, A. Обера, братьев Лаверецких и других профессиональных скульпторов. Эта артель под руководством Микешина и по его эскизам осуществила в материале подготовительную и окончательную модели произведения. Впоследствии Микешин пользовался таким коллективным методом работы и при осуществлении других своих проектов — памятников Екатерине II в Петербурге (1873), Богдану Хмельницкому в Киеве (1888) и т. д.
В 1860—1880-е годы Микешин сделался самым популярным русским скульптором-монументалистом. Его памятники украшали многие города России — памятник Ермаку был воздвигнут в Новочеркасске, Козьме Минину — в Нижнем Новгороде, матросу Шевченко — в Николаеве, адмиралу В. И. Истомину — на Малаховом кургане в Севастополе. С русским флотом у Микешина было связано особенно большое количество заказов (флот был гордостью России в эпоху русско-туредких войн): им были выполнены памятники адмиралу С. Грейгу, «Победам русского флота», адмиралам В. А. Корнилову и П. С. Нахимову; он даже делал скульптуры для украшения судов.
Связанный с официальными заказами и с прославлением официальных героев, Микешин в своих работах удовлетворял официальному вкусу — впрочем, это был и его вкус, отмеченный тягой к помпезным решениям, к почти барочной избыточности (Микешин связан со стилевым течением известным под названием «второе барокко»).
Хотя славу Микешину принесли его скульптурные работы, он не ограничивался только ими. Изредка он выступал как живописец («Перед самоубийством», 1891), чаще — как график (иллюстрации к «Вию» Н. В. Гоголя, к произведениям Т. Г. Шевченко — «Иллюстрированный Кобзарь», 1896; А. С. Пушкина и Н. А. Некрасова).
Его искусство адресовалось самой широкой аудитории: он рисовал даже лубки и карикатуры. Работал Микешин и как писатель-очеркист, иллюстрируя рисунками свои произведения. В 1876—1878 годах он издавал на собственные средства журнал «Пчела», где публиковал рисунки, статьи, воспоминания о Некрасове и Шевченко.
Человек, целиком принадлежавший своей эпохе, разделяющий расхожие представления и вкусы этой эпохи, Микешин обладал огромной популярностью, даже славой.
Награды
- 1971 – Награжден медалью на конкурсе книги в Венеции за иллюстрации к сборнику «Классическая испанская эпиграмма»
- 1984 – Удостоен почетной докторской степени Университета Сан-Франциско
- 1987 – Почетная докторская степень Европейской академии искусств Франции
- 1989 – Почетная докторская степень Cedar Crest College, Аллентаун, шт. Пенсильвания
- 1993 – Государственная премия в области литературы и искусства Указом Президента России Б. Ельцина
- 1994 – Орден «Кавалер искусств и литературы» Министерства культуры Франции
- 1996 – Почетные докторские степени: Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ; Москва) и Университета Кабардино-Балкарской республики, Нальчик
- 1997 – Президентская премия
- 1998 – Золотая медаль «Достойному» Российской академии художеств
- 2001 – Премия «Золотой софит» — как лучший театральный художник 2001 года (Санкт-Петербург)
- 2001 – Премия «Петрополь» за уникальный вклад в культуру Санкт-Петербурга
- 2002 – Лауреат премии «Золотая маска» в номинации «Лучшая работа художника в музыкальном театре» (за спектакль «Щелкунчик» в Мариинском театре)
- 2002 – Специальный приз «Балтика» за лучшую авторскую работу в театре (Санкт-Петербург)
- 2009 – Орден Дружбы
- 2018 – Нагрудный знак Министерства культуры РФ «За вклад в Российскую культуру»
Микешин Михаил Осипович — русский художник и скульптор[править]
1835 — 1896
Михаил Осипович родился 9 (21) февраля 1835 года в деревне Максимково Смоленской губернии близ Рославля. Обучался в Смоленске у местного иконописца. В 1852 поступил в Академию художеств, где обучался по классу батальной живописи под руководством Б.П.Виллевальде. В 1858 году с отличием закончил Академию, получив большую золотую медаль за картину «Въезд Тилли в Магдебург»
Проявившееся в годы учёбы романтическая трактовка патриотических тем принесла ему внимание царской семьи и Микешин был приглашен обучать рисованию Великих княжен.
Осенью 1858 г. Михаил Осипович в качестве художника сопровождал их императорских высочеств, великих князей Николая и Михаила Николаевичей, в первом их путешествии на Кавказ и в Закавказье. В результате этого путешествия и появились на свет его «Путевые заметки»
-
-
- После смерти отца моего, академика живописи и скульптуры М. О. Микешина, осталось значительное количество его дорожных альбомов и тетрадей, в которых попадаются различные путевые заметки его. Полагая, что обнародование в печати некоторых из них, вместе с сохранившимися набросками, может представить некоторый интерес, я решаюсь препроводить две таких заметки из путешествия отца на Кавказ в редакцию «Исторического Вестника», при чем считаю нужным оговорить, что эти заметки не были обработаны для печати отцом, а потому со стороны литературного слога прошу читателей не относиться к ним слишком строго.
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
- Б. Микешин.
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Несмотря на то, что Микешин был, прежде всего, баталистом, представленный им проект памятника тысячелетия России в Новгороде победил на конкурсе (1859) и был принят к исполнению. Для того, чтобы руководить исполнением проекта, Микешин изучал скульптурную технику у И.Н.Шредера.
В результате он получил множество подобных заказов. Созданные по его проектам памятники Кузьме Минину в Нижнем Новгороде, адмиралу Грейгу в Николаеве и Александру II в Ростове-на-Дону стали иллюстрацией официальной формулы «самодержавие-православие-народность».
Памятник Екатерине II в Санкт-Петербурге (1873)
Памятник Екатерине II в Санкт-Петербурге (1873)
Немногие Микешинские памятники пережили годы Советской власти. Среди них — памятник Екатерине II в Санкт-Петербурге (1873) и памятник М. Ю. Лермонтову, Богдану Хмельницкому в Киеве (1888), Ермаку в Новочеркасске (1904) и уже упомянутый памятник тысячелетия России в Новгороде. Проекты Микешина побеждали и в международных конкурсах (например, памятник Педро IV в Лиссабоне).
В 1876—1878 годах Микешин редактировал сатирический журнал «Пчела». Он печатал там свои карикатуры и публиковал иллюстрации к произведениям Н. В. Гоголя и Т. Г. Шевченко.
В 1892г. вместе с Ф.Ф. фон-Каналошый-Лефлером, будущим председателем, М.О. Микешин стал одним из главных основателей первого официально признанного Правительством (МВД) общества эсперантистов «Espero» («Надежда») в С.Петербурге. Обладая правами создавать свои отделения по всей стране и заниматься издательской деятельностью, это общество сыграло важную роль в распространении эсперанто в России.
Михаил Осипович Микешин скончался 31 января, 1896 года в Санкт-Петербурге. Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.