Борис щербаков

Интересные факты

Любая информация о кумире всегда будет любопытна его поклонникам. Предлагаем вам познакомиться с некоторыми деталями биографии Бориса Михайловича Кустодиева, о которых мало кто знает:

  1. Впервые мальчик стал рисовать в возрасте пяти лет.
  2. Родители очень любили русское искусство, литературу, философию.
  3. Вместе с И. Репиным дописывал известное полотно «Торжественное заседание Государственного совета» Борис Кустодиев.
  4. Картины художника стали известны во всем мире, когда ему исполнилось всего лишь тридцать лет. Ему доверяли представлять Россию за её пределами, а его работы завоевывали многочисленные медали.
  5. Он был прекрасным фотографом.
  6. Работал в театре. Готовил декорации для спектаклей.
  7. Из-за своего заболевания Борис Кустодиев был вынужден носить корсет от подбородка до поясницы.
  8. Перед смертью художник попросил на его могиле посадить только березу, вместо могильной плиты.

Детство и юность

Будущий живописец родился в Петрограде на Благовещение 7 апреля (25 марта по старому стилю) 1916 года в семье ученика Ильи Репина, мастера фресок Валентина Щербакова.

После Октябрьской революции Щербаковы на время уехали на родину отца семейства, в Казань. Боря постоянно крутился в мастерской Валентина Семеновича, брал в руку кисть и пытался рисовать. Когда мальчику было 4 года, отец в шутку отправил «работы» наследника на выставку футуристов, не указав возраст автора. Рисунки Бориса были с восторгом приняты организаторами, и судьба мальчика оказалась предрешена.

В 30-х годах XX века Щербаковы вернулись в город на Неве. Борис учился в Академии художеств у Петра Шухмина и Исаака Бродского. Дипломная работа начинающего живописца «Редакция “Правды” в 1917 году» экспонировалась на Всесоюзной художественной выставке 1939 года.

С началом войны Щербаков-младший на время сменил кисть художника на саперную лопатку. Борис окончил краткосрочные офицерские курсы и участвовал в минировании подступов к Москве осенью 1941 года. Затем выпускник Академии художеств стал фронтовым живописцем, запечатлевавшим образы героев, возвращавшихся в блиндажи после атак. Портреты советских воинов, созданные Щербаковым, имеют не только художественную, но и историческую ценность, поскольку многие из бойцов, запечатленных на них, впоследствии погибли, не оставив на память родственникам фотографий.

Лучшие спортсмены

Иван Поддубный – русский профессиональный спортсмен, атлет, пятикратный чемпион в греко-римской борьбе, артист цирка. За всю свою спортивную карьеру ни разу не был на месте проигравшего в спортивных состязаниях. Его называли «русским богатырём XX века».

Гарри Каспаров – чемпион мира по шахматам, обладатель «Шахматных Оскаров». Мастер комбинирования различных тактик и стратегий, что выводило его в число победителей в провальных партиях. Первые ходы поражали новизной и необычностью, их называли «Дебюты Каспарова».

Лев Яшин – лучший вратарь советского периода, голкипер прошлого столетия. Олимпийский чемпион, заслуженный мастер спорта, чемпион Европы и СССР. Единственный, кому из вратарей был присуждён «Золотой мяч».

Выдающимися личностями в истории России всех эпох внесён огромный вклад в мировую сокровищницу науки, культуры, спорта и управления государством. Многие из них изменили ход истории, что благотворно отразилось на эволюции человечества.

Детство

Николай Корнейчуков, позже взявший себе литературный псевдоним «Корней Чуковский», родился в Санкт-Петербурге 19 (31) марта 1882 года у крестьянки Екатерины Осиповны Корнейчуковой; его отцом был потомственный почётный гражданин Эммануил Соломонович Левенсон (1851—?), в семье которого жила прислугой мать Корнея Чуковского. Их брак формально не был зарегистрирован, так как для этого требовалось крещение отца, но они прожили вместе не менее трёх лет. До Николая родилась старшая дочь Мария (Маруся). Вскоре после рождения Николая отец оставил свою незаконную семью, женился «на женщине своего круга» и переехал в Баку, где открыл «Первое типографское товарищество»; мать Чуковского была вынуждена переехать в Одессу.

Детство Николай Корнейчуков провёл в Одессе и Николаеве. В Одессе семейство поселилось во флигеле, в доме Макри на Новорыбной улице, № 6. В 1887 году Корнейчуковы сменили квартиру, переехав по адресу: дом Баршмана, Канатный переулок, № 3. Пятилетнего Николая отдали в детский сад мадам Бехтеевой, о пребывании в котором он оставил следующие воспоминания: «Мы маршировали под музыку, рисовали картинки. Самым старшим среди нас был курчавый, с негритянскими губами мальчишка, которого звали Володя Жаботинский. Вот когда я познакомился с будущим национальным героем Израиля — в 1888 или 1889 годах!!!». Какое-то время будущий писатель учился во второй одесской гимназии (впоследствии стала пятой). Одноклассником его в ту пору был Борис Житков (в будущем также писатель и путешественник), с которым у юного Корнея завязались дружеские отношения. Окончить гимназию Чуковскому так и не удалось: из пятого класса его отчислили, по его собственным утверждениям, из-за низкого происхождения. Эти события он описал в автобиографической повести «Серебряный герб».

По метрике у Николая и его сестры Марии, как незаконнорождённых, не было отчества; в других документах дореволюционного периода его отчество указывалось по-разному — «Васильевич» (в свидетельстве о браке и крещении сына Николая, впоследствии закрепилось в большинстве поздних биографий как часть «настоящего имени»; дано по крёстному отцу), «Степанович», «Эммануилович», «Мануилович», «Емельянович», сестра Маруся носила отчество «Эммануиловна» или «Мануиловна». С начала литературной деятельности Корнейчуков использовал псевдоним «Корней Чуковский», к которому позже присоединилось фиктивное отчество — «Иванович». После революции сочетание «Корней Иванович Чуковский» стало его настоящим именем, отчеством и фамилией.

По воспоминаниям К. Чуковского, у него «никогда не было такой роскоши, как отец или хотя бы дед», что в юности и в молодости служило для него постоянным источником стыда и душевных страданий.
Его дети — Николай, Лидия, Борис и умершая в детстве Мария (Мурочка), которой посвящены многие детские стихи отца — носили (по крайней мере, после революции) фамилию Чуковских и отчество Корнеевич/Корнеевна.

Скандалы с наследством

В первый весенний день 2018 года ушла из жизни единственная законная наследница художника, его 70-летняя дочь. Причиной смерти Галины Борисовны, посвятившей себя сохранению и исследованию картин отца и не родившей детей, стало онкологическое заболевание.

Последние 15 лет в личной жизни женщины присутствовал Николай Вакась, который познакомился с ней, будучи участковым врачом и придя к Галине Борисовне по вызову. Мужчина утверждал, что влюбился в умную и красивую даму и стал ее супругом. Однако отношения москвичи не узаконили, а по некоторым данным Николай Сидорович продолжал состоять в браке с другой женщиной.

После смерти Галины Борисовны на пороге ее жилища появился Андрей Беличков, утверждавший, что покойная была его кузиной по матери. Вакась не пустил «родственника» в квартиру.

Андрей Николаевич обратился за помощью к своей дочери, работавшей в органах правопорядка, а она — к своему бывшему возлюбленному Алексею Коржневу, отдаленному родственнику друга Бориса Валентиновича, министра морского флота СССР Александра Афанасьева, с просьбой воспрепятствовать расхищению полотен Щербакова. Алексей выставил Вакася из квартиры, в которой Николай Сидорович прожил много лет. Однако, по информации канала «Россия», обнародованной в декабре 2020 года, Коржнев принялся распродавать картины художника, заявив, что перед смертью Галина Борисовна подарила все имущество ему.

Летом 2021 года суд признал наследство Бориса Щербакова выморочным. В сентябре 2021-го скандал между претендентами на квартиру и картины художника стал темой передачи Андрея Малахова «Прямой эфир». В программе принял участие Андрей Беличков. Николай Вакась через 2 дня после интервью, данного корреспонденту передачи, скончался.

Государственные и политические деятели

Рюрик – князь варяжских племён, о котором слагались легенды. В 862 году он был приглашён править в Новгород, с братьями, Трувором и Синеусом, ставшими правителями и Белоозере и Изборске. Когда братья умерли, Рюрик единолично возглавил Северную Русь.

Александр Невский – легендарный полководец, Великий князь земли Новгородской. Непревзойдённый военачальник, сумел разгромить войска тевтонских и шведских рыцарей. Благодаря действиям князя, Россия начала существовать как государство, основывающееся на своих культурных и исторических традициях.

Пётр I – первый в истории император Российского государства, внедривший много реформ. Построил флотилию, основал город Петербург. Расширил территорию страны, путём введения в неё Прибалтийских земель. Был новатором и пытался приблизить Россию к европейским стандартам своего времени.

Владимир Ильич Ленин – теоретически обосновал и развил социалистическую и коммунистическую модели общества. Написал множество трудов об устроении государства нового типа. Известен, как вождь пролетариата. Основатель первого социалистического государства в мире – СССР.

Личная жизнь

9 июля 1940 года Борис женился на 19-летней красавице Зое Сорокиной. До свадьбы влюбленные 4 года встречались, вместе ходили в театры, музеи и филармонии. Щербаков не только неоднократно писал портреты жены, но и посвящал избраннице стихи.

Большую часть блокады Ленинграда супруга живописца и его теща прожили в осажденном городе: Зоя Анатольевна, будучи студенткой медицинского вуза, работала в госпиталях. Перевезти родственников в Москву Щербаков смог лишь в 1943 году, причем вначале семья ютилась в маленькой комнатке в коммунальной квартире в Подколокольном переулке.

В 1948 году Зоя Анатольевна подарила мужу дочь Галину, которая, повзрослев, стала искусствоведом. Щербаковы жили в просторной квартире, служившей художнику и мастерской, на улице Горького в Москве. Лето семья обычно проводила в Подмосковье, причем критерием выбора дачи служило наличие поблизости живописных мест, пригодных для написания пейзажей. Одним из самых известных среди них стала картина «Русь подмосковная».

У Бориса Валентиновича всю жизнь было много друзей как среди коллег, так и среди ученых, литераторов и военачальников, портреты которых он рисовал. В 70-х годах XX века в ходе создания серии молдавских пейзажей Щербаков подружился с первым секретарем ЦК Компартии Молдавской ССР Иваном Бодюлом, а также дочерью партийного чиновника, начинающей художницей Натальей, которую часто брал с собой на пленэры.

Провинциальное детство

Борис Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани, окраинном губернском городе, далёком от политических событий, но довольно развитом: здесь был первоклассный порт, работали училища, пансионы, банки, больницы. Отец Бориса Михаил Лукич был преподавателем в духовной семинарии. Мальчику был всего год, когда отец умер, и матери Екатерине Прохоровне пришлось одной растить четверых детей.

Семья жила в небольшом, арендованном в доме богатого купца флигеле. Хозяин любил жить на широкую ногу – тогда мальчик и познакомился с бытом провинциального купечества. «Живые типы Островского» – так впоследствии художник охарактеризовал купца, его семью и друзей.

Учился Борис сначала в церковно-приходской школе, затем в гимназии. Семья надеялась, что он продолжит династию и станет преподавателем. Но настоящий переворот в сознании мальчика произошёл после посещения им выставки, на которую он попал в девять лет. Картины художников-передвижников, сама живопись как искусство поразили Бориса настолько, что идея научиться рисовать овладела всеми его мыслями и мечтами.

Великие художники

Андрей Рублёв – знаменитый иконописец. Основоположник русской живописи. Написал множество икон. Его работы хранятся в церквях, соборах, монастырях и в художественных галереях. Их относят к эталонам и образцам иконописи. Следующее поколение художников буквально училось по его работам.

Феофан Грек – один из лучших российских художников. Занимался росписью храмов, среди которых:

  • Церковь Спаса на Ильине (Новгород);
  • Архангельский Собор (Москва, Кремль);
  • Благовещенский собор Московского Кремля.

Прославился как знатный иконописец, глубокий знаток иконографии.

Илья Репин – великий художник, чьей кисти принадлежат полотна, ставшие известными всему миру:

  • «Иван Грозный и сын его Иван»;
  • «Бурлаки на Волге»;
  • «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

Его работам присуща сюжетность, точное изображение ситуации. В каждой картине уловлена кульминация жизненного события. Полотна не сразу обнажают суть. Очень остро выписаны детали и чувства персонажей.

Казимир Малевич – автор прогремевшего «Чёрного квадрата», художник-модернист. Искал новые способы выражения цветового спектра в живописи. В его полотнах встречаются геометрические формы и абстракции. Мечтал найти «абсолютный покой» в художественных произведениях.

Поиск себя

В 1905 году в Костромской губернии, неподалёку от Высоково, где художник познакомился с будущей женой, Кустодиев строит дачу, названную им «Терем». Это излюбленное место семьи. Здесь в 1905 году родилась дочь художника Ирина.

Художник много пишет: пейзажи, соседей, друзей, жену, своих и чужих детей, животных. Он хочет отойти от репинского реализма, опираясь на своё видение русской красоты. Особый восторг и вдохновение вызывают у Бориса Кустодиева народные гуляния: яркие, красочные, безудержные.

Пробовал себя художник и в графике, карикатуре. Сделал иллюстрации к «Шинели» Гоголя. Принял предложение стать помощником декоратора в Мариинском театре. Эта работа увлекала его и легко давалась.

В 1909 году Кустодиев удостоен звания Академика живописи.

Окончание учёбы и первая поездка за границу

Осенью 1903 года Кустодиев с золотой медалью закончил учебный курс, получил звание художника и право на годовую поездку за границу – так называемой пенсионерской поездки удостаивались медалисты-выпускники Академии. В это же время художник получает гонорар за работу с Репиным и Куликовым (3,5 тысячи рублей).

В ноябре того же года с женой Юлией и сыном Кириллом, родившимся также в 1903 году, Кустодиев отправился в поездку во Францию и Испанию. Окунувшись в европейскую культуру, он жадно впитывает её, приходит в восторг от новизны впечатлений, музеи и выставки восхищают его, сам также много рисует. Причём, искусствоведы отмечают заметную свежесть палитры картин художника в парижский период.

Это стало временем первых побед и больших надежд.

Мог стать юристом

Работа Бориса Ефимова

Михаил стал студентом Психоневрологического института в Петрограде, а Борис поступил на учебу в Харьковское реальное училище, но после Февральской революции и падении царизма снова приехал в Киев, где поступил в реальное училище святой Екатерины. Данное заведение находилось на Липках, на улице Лютеранской, рядом со зданием лютеранской церкви. Окончив учебу в училище, Борис Фридлянд решил выучиться на юриста. Он начал активно учить латинский язык. Осенью 1917 года он успешно поступил, получил студенческую фуражку и учеба для него закончилась – началась гражданская война.

Живопись

Портрет был одним из любимых жанров Кустодиева. Он раскрывал характер изображаемого персонажа посредством деталей интерьера и фона. В полотнах присутствуют декоративность и зрелищность, среди которых есть место и бытовым сценам. Особый интерес для художника представляла провинциальная жизнь, изображаемая в пейзажах.

Картина Бориса Кустодиева «Автопортрет» / Галерея Уффици

На международной выставке в Мюнхене в 1901 году портрет Ивана Билибина кисти Кустодиева наградили малой золотой медалью. В этот период Илья Репин получил заказ на картину «Торжественное заседание Государственного совета» и пригласил к совместной работе Ивана Куликова и Бориса Кустодиева. Бывшие ученики сумели вырасти профессионально благодаря работе с мэтром.

В 1902-м живописец создал картину «Базар в деревне», которая, к сожалению, была утрачена. Полотно принесло ему золотую медаль Академии художеств и возможность поехать в качестве пенсионера во Францию. Париж открыл Кустодиеву всю прелесть европейской культуры. Он много работал, вдохновляясь всем, что его окружало. Любопытно, что во время пребывания в Париже автор стал использовать светлую палитру красок.

Картина Бориса Кустодиева «Красавица» / Арт-каталог

После Франции Кустодиев с семьей побывал в Испании, которая оказала на него меньшее впечатление. Он был восхищен работами Франсиско Гойи и Диего Веласкеса и неприятно удивлен происходящим на корриде. Не впечатлил живописца и Музей современного искусства.

Вернувшись в Россию, Кустодиев работал много и с упоением, наслаждаясь красотой родных земель, как и многие творческие личности русской национальности. Затем последовало сотрудничество с журналом «Адская почта». В первом выпуске художник создал карикатуры на правительственных лиц, которых ранее изображал на «Торжественном заседании Государственного совета».

Картина Бориса Кустодиева «Купчиха за чаем» / Bert Christensen’s Cyberspace Gallery

Оба издания быстро оказались закрытыми, а Кустодиева не тронули только из уважения к таланту. В том же 1906-м живописец получил заказ на изображение портретов Александра I и Николая II. Работы были приурочены к 100-летию Финляндского полка. Он также принялся за изображение цесаревича Алексея в момент представления полку. Несмотря на оппозиционный настрой, Кустодиев согласился писать картины. Так из революционера и карикатуриста он стал портретистом императора.

Борис Кустодиев относил себя к большевикам. Когда в 1917 году в Петербурге прогремела революция, художник был доволен. Но вскоре его радость сменилась разочарованием. В отличие от многих деятелей искусства он не уехал за границу. Живописец много работал, а недуг, от которого он страдал, прогрессировал. Было осуществлено несколько операций, но временное облегчение сменялось новыми мучениями

В ходе одной из операций было необходимо принять важное решение: врачи собирались перерезать нервы и выбирали, обездвижить руки или ноги

Картина Бориса Кустодиева «Русская Венера» / Anzenberger Gallery

Жена Кустодиева, Юлия, настояла на том, чтобы мужу оставили работоспособными руки. С тех пор художник был прикован к инвалидному креслу, но продолжал работать. К этому периоду творчества относятся самые позитивные его работы. Проявляя жизнелюбие, храбрость и мужество, Кустодиев не щадил себя.

В 1920-м художник стал оформителем спектакля Мариинского театра «Вражья сила». Оперу ставил Федор Шаляпин. К этому времени относится и знаменитый портрет певца. После новой операции, состоявшейся в 1923 году, Кустодиев написал последнюю крупную картину «Русская Венера». Он также участвовал в оформлении спектакля «Блоха» и Международной выставки в Париже.

Талантливые поэты

Александр Пушкин – гениальный поэт Золотого Века, основоположник классической русской поэзии. Автор многочисленных стихотворений и поэм, а также исторического романа «Евгений Онегин». Тематика его текстов имела широкий диапазон: от любовной лирики до социального неравенства.

Михаил Лермонтов – автор прославленной поэмы «Герой нашего времени». Многие стихотворения посвятил Кавказу, где он воевал. Поднимал вопросы о ненужности войн, об отчуждённой позиции человека. Исследовал в своём творчестве воздействие любви на демоническую природу.

Владимир Маяковский – поэт, внедривший футуризм в Российскую поэтическую культуру. Обладал необыкновенным стилем письма — ступенчатым по форме. Уникальный поэт Серебряного Века русского стихосложения, был ярым сторонником и проповедником, рупором коммунистических идеалов и миропонимания.

Сергей Есенин – лирический поэт, утончённый и душевный. Одновременно с этим, оставался в душе хулиганом и подростком. Его поэзия затрагивала темы любви к женщине, Родине, природе, а также личной борьбы с окружением. Его стихам присуща особая напевность и щемящая пронзительность.

Владимир Высоцкий – создатель песен и стихов, бард, великий поэт Бронзового века и просто историческая личность России. В своём творчестве сумел подытожить социально-культурное наследие XX века. Его стихи пронизаны острой сатирой. Пел и писал о борьбе человека с обстоятельствами, о месте личности в обществе, и в мире.

Самые известные работы

Художник Борис Кустодиев в течение всей своей жизни написал большое количество картин. Всего их более пятисот. Вспомним самые известные картины Бориса Кустодиева.

Лошади во время грозы

Талантливейший образец живописи, выполненной маслом, отражает любовь художника к природе. Одно из удивительных и страшных явлений природы — гроза — запечатлено на картине.

«Купчиха за чаем»

Детали здесь имеют большую смысловую нагрузку: толстый ленивый кот, трущийся о плечо хозяйки; сидящая на балконе неподалеку купеческая чета; на заднем плане картины можно увидеть город с торговыми лавками и церковью; неподдельное восхищение вызывает натюрморт продуктов, расположенных на столе. Все это написано невероятно ярко и красочно, что делает полотно почти осязаемым.

«Русская Венера

Когда художник создавал это удивительно красивое творение, его мучили жесточайшие боли. Зная об этом, не перестаешь восхищаться талантом и силой духа великого человека. Моющаяся в бане девушка олицетворяет женскую красоту, здоровье, жизнь.

«Утро»

На этом холсте Борис Михайлович изобразил свою любимую супругу и их первого сына. С неподдельной любовью и нежностью он запечатлел на картине своих близких. Для написания этой картины художник использовал только светлые и воздушные цвета, он мастерски передает в работе игру светотени.

«Масленица»

Борис Кустодиев написал её после продолжительной болезни и операции, приведшей к инвалидному креслу. Несмотря на мучительные боли, он создает картину, полностью пронизанную светом, весельем и безудержным счастьем. Главное место на ней отводится мчащейся тройке, символизирующей движение. Помимо этого, на картине также можно видеть людей, участвующих в кулачных боях, гулянья и балаганы. Все это расписано так красочно, что еще больше усиливает вихрь головокружительных эмоций.

Значение творчества. Память

  • Борис Кустодиев – художник многогранный. В живописи он начинал с жанра портрета.
  • Им было создано множество портретов членов семьи – жены, детей, а также студентов и преподавателей Академии художеств и известных людей, его современников. Он мог точно уловить самую яркую черту внешности, сделать акцент на главной детали характера, выразить индивидуальность (портрет Ф.И. Шаляпина на ярмарке, групповой портрет физиков П. Капицы и Н. Семёнова и др.). Он умел создать портрет-картину, в которой характер портретируемого раскрывался через окружающий мир.
  • Но более всего талант художника проявился в жанровых картинах, в изображении праздничного крестьянского, мещанского и купеческого быта. Основой этих картин были его личные наблюдения, но реализм жизни перевоплощался на его полотнах в сказку. Этому способствовал найденный художником собственный приём стилизации народной жизни.
  • Большой вклад Кустодиев внес и в театральную жизнь: он оформлял спектакли, создавал эскизы декораций, костюмы. Его яркие декорации украшали спектакли и помогали донести идеи авторов и режиссеров до зрителей.
  • Художник много работал в жанре иллюстрации и книжной графики. Широко известны его иллюстрации к повести Н. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» (1923) и др. Он также освоил технику гравюры и линогравюры.
  • После Октябрьской революции участвовал в оформлении к праздникам города Петрограда, создавал плакаты революционной тематики.
  • Память Б.М. Кустодиева увековечена в названиях улиц его имени (в Петербурге, Астрахани, Кинешме, Геленджике).
  • Самолет Boeing 737 авиакомпании «Аэрофлот» носит его имя.
  • Аэропорт Астрахани назван именем Бориса Кустодиева.
  • В Астрахани находится Дом-музей Б.М. Кустодиева.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: