Борис Васильевич Смирнов 1881 — 1954 — Биография художника, известные произведения, выставки

Память

В 2020 году в рамках просветительского проекта «Сохраненная культура» в Санкт-Петербурге был снят документальный фильм-расследование «Архитектура блокады», посвященный маскировке Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. Главными героями фильма стали ленинградские архитекторы, оставшиеся в городе во время блокады. Среди них — главный архитектор Ленинграда Николай Баранов, его заместитель Александр Наумов и руководитель Государственной инспекцией по охране памятников архитектуры в Ленинграде (ныне — КГИОП Санкт-Петербурга) Николай Белехов, а также архитектор, художник, мастер художественного стекла Борис Смирнов.

Автором идеи и продюсером проекта выступил внук архитектора Александра Наумова, петербургский юрист и ученый Виктор Наумов, режиссер — Максим Якубсон. В съемках фильма принял участие внук Бориса Смирнова — петербургский художник Александр Теребенин. Премьера фильма состоялась в петербургском киноцентре «Дом кино» 27 января 2020 года — в День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.

Смерть

В 55 лет Борис Валентинович перенес первый инфаркт. Едва начав идти на поправку, художник стал еще интенсивнее работать. Первым полотном, написанным на пути к выздоровлению, стала картина 1971 года «Апрельское солнце». Пейзаж Щербаков создал в больничной палате.

Когда художнику после выписки было противопоказано носить на пленэры складной стул, зонтик и этюдник, эти вещи мужа несла Зоя Анатольевна. Когда болезнь запирала живописца в 4 стенах, жена приносила в квартиру-мастерскую букеты цветов, которые Борис Валентинович запечатлевал в натюрмортах.

Последнее десятилетие сердце Щербакова билось при помощи кардиостимулятора. Поддерживать жизнь и работоспособность живописцу помогал врач Евгений Чазов, портрет которого Борис Валентинович успел написать.

Художник скончался в возрасте 79 лет через 2 недели после изумрудной свадьбы. По одним сведениям, сердце Щербакова перестало биться 24-го, а по другим — 25 июля 1995 года. Живописца похоронили на Ваганьковском кладбище Москвы рядом с отцом.

Владимир Смирнов (Сакт-Петербург) специально для читателей «Клаузуры»

Наталья Андреевна Нарышкина, доктор искусствоведения, профессор, академик Академии гуманитарных наук о Владимире Смирнове:

«Взаимодействие поэтических и художественных форм в творчестве художника-поэта приводят к синтезу этих двух самостоятельных явлений, формируя сложный многомерный мир образов. Поэтические строки, дополняясь графическими сюжетами значительно усиливают их звучание. В некоторых культурах такая взаимосвязь изображения и слова имеет давнюю традицию и историю. Как говорили древние: поэзия представляет собой живопись, лишенную формы, а живопись – обретшую форму поэзию. Художник Владимир Смирнов создавая возвышенные образы природы провоцирует зрителя к диалогу с ней, к разговору о ценностях окружающего мира и в конечном смысле ценности человеческого существования в нем… Дополненные замечательно выполненными гравюрами, его стихи заставляют нас прислушаться к голосу природы, всегда говорящей с нами, но не всегда нами услышанной, заглушаемой городской суетой и все ускоряющимися ритмами городской жизни»

Зимка. Линогравюра. 30х23

Не поспешно, не суетливо

Не в короткий спеша набег, —

По-хозяйски неторопливо

Нынче сходит на землю снег

Он не падает, жалко тая

В петербургской грязи дорог,-

С важной плавностью пролетая,

Он цветет в свой законный срок

Он снежит все белей и краше

На деревья, дома, кусты, —

Нашу землю и души наши

Укрывая от суеты

Будто зимняя сила снова.

Как положено ей — сильна.

Будто снова земля здорова.

Будто Родина не больна

В. Смирнов

Заброшенный скит. Линогравюра, 30х36.  2012 год

Разрушающийся скит, — Ни велик, Ни знаменит… Я ж беду его такую Осознал, бродяга, — И, пока не зарисую, От руин — ни шага!..

В.Смирнов

Август. Линогравюра. 30х26.

Это озеро, —

оно –

Лёд

Растаявший давно, —

Эта радость ненаглядная –

Пихи-Ярви сверх Отрадное,

От прибрежных крон дриадное,

От приточных вод наядное,

К счастью –

Мимо-звездопадное, —

Да не выкипит до дна.

И продлится тишина…

В. Смирнов

Окраина. Линогравюра. 20х29

Казалось бы

Обжито вроде

Сейчас это место людьми,

Но тут одиночество бродит, —

Конечно твое –

Черт возьми!..

Ну да –

Неприкаянно бродит

И мыслить нудит об одном:

Пускай уж оно перебродит,

И в голову шарнет вином

В. Смирнов

Хозяин. Линогравюра. 30х27

За окном мороз –

На зло;

Всем назло, —

Не повезло…

Ну а мне –

Как раз тепло, —

Вот такое я мурло…

В. Смирнов

Степь. Линогравюра. 28х25

Степей монгольских

Дикие просторы,

Еще за ними –

Не маячат горы…

По этим далям

Истово и рьяно

Когда-то шли

Тумэны Чингиз-хана…

На юго-запад

Кони их летели

К такой желанно –

Окаянной цели…

Их след исчез, —

Но эти облака

Идут всё так же

Вдаль – издалека!..

В. Смирнов

Вечернее молчание. Линогравюра. 55х40

Колдовство Природы,

Ведовство,

Древнего шаманства

Торжество…

Что еще сказать мне

Про него? —

Помолчать —

И больше ничего!..

В. Смирнов

Царская кобра. Линогравюра. 31х27

Ну вот,

Клеопатра, —

Змеюке недоброй –

Ехидне,

Что думает

Лишь о себе,

Себя ты вручаешь

В блудливой судьбе…

А может

Добрейшая

Царская кобра

В той самой судьбе

И поможет тебе?..

Ты руку подставь

А не дряблую грудь,

При этом Шекспира

Отнюдь – не забудь!..

В. Смирнов

Роща. Линогравюра. 49х38

Вот это — в память

Маленьким голландцам,

Как преуспевшим,

Так и оборванцам…

Их так зовут,

Но разве мал их вклад

В сей фонд,

Что и до них

Был столь богат?..

Они ж как раз

Создатели пейзажа,

Для всей страны,

Для всей Европы даже…

А посему —

Им в дар

и мой мотив;

Лишь им судить —

Красив,

иль некрасив…

В. Смирнов

Закатное солнце. Линогравюра. 46х36

На закате это было:

Солнце небу

Дало в рыло,

Потому и синяки

Так у неба велики…

В. Смирнов

Озеро Отрадное. Линогравюра. 41х28

Ты,

Отрадное,

Было отрадой…

Мир моих рисовальных удач,

А теперь —

наползли сюда гады,

И настроили долбаных дач…

Так что,

муза пейзажная, —

плачь!..

В. Смирнов

Серьёзное творчество

Как встреча с Марией вдохновила художника на усердные занятия и рисование, так её смерть подвигла его на создание череды женских образов, поэтически-печальных и удивительно похожих на безвременно ушедшую супругу.  Тоска живописца по любимой выливалась в лирических и одухотворённых пейзажах, где каждый чахлый стволик и бледные цветки, тихие воды и замершие травы гармонично сливались с эмоциями героев. Сопереживание и скорбь на картинах выказывали душевное состояние художника.

Трагедия дала мощный импульс развитию таланта живописца, самобытность которого проявилась в первой большой работе. Картина «Пустынник» в 1889 году стала экспонатом Передвижной выставки и принесла автору славу. Осматривая выставку перед открытием, Пётр Третьяков был восхищён нестеровской работой и сразу купил картину.

Русский Север в творчестве Нестерова

Задумав изучить православную жизнь севера России, в 1901 году Нестеров, по примеру многих художников того периода, отправляется в Архангельскую губернию. Точнее, в Соловецкий монастырь на одноимённом острове, суровые места на Белом море. Здесь родились великолепные полотна «Тихая жизнь», «Молчание», «Мечтатели» и другие. Чтобы подвести итог циклу, Нестеров задумал грандиозное полотно «Святая Русь». Закончил его только в 1906 году. Оно вызвало горячие споры критиков: художников и писателей, искусствоведов и просто неравнодушных людей. Всё было в нём прекрасно и одухотворённо: пейзаж, фигуры героев, их лица. Но русская критика сошлась в недопустимой пропасти между образом Спасителя и странниками, олицетворяющими народ России. Художественное исполнение было на высоте, но решение живописца относительно образа Христа сочли неудачным. Лишь на склоне лет Нестеров согласится с этим выводом.

После революции

После 1917 года наступили смутные времена. Художнику уже за 50, а он с семьёй вынужден ехать из Москвы, спасаться, сначала на Северный Кавказ. Но волнения, тревоги и болезни не обошли стороной. Вернуться удалось лишь в 1920-м. Сначала Нестеров продолжает свои художественные изыскания на религиозную тематику как наиболее близкую ему. Но со временем художник понял, что поиск христианской истины не в чести у советской власти, главное для неё – революционная борьба. Затем начались гонения на Церковь и священнослужителей, но Нестеров не изменял себе, лишь научился быть более осторожным. К примеру, на написанной в 1933 году «Страстной седмице» указал год создания картины 1914-ый – в то время, как советские искусствоведы хвалили художника за переосмысление творчества и отказ от религиозной тематики.

Скандалы с наследством

В первый весенний день 2018 года ушла из жизни единственная законная наследница художника, его 70-летняя дочь. Причиной смерти Галины Борисовны, посвятившей себя сохранению и исследованию картин отца и не родившей детей, стало онкологическое заболевание.

Последние 15 лет в личной жизни женщины присутствовал Николай Вакась, который познакомился с ней, будучи участковым врачом и придя к Галине Борисовне по вызову. Мужчина утверждал, что влюбился в умную и красивую даму и стал ее супругом. Однако отношения москвичи не узаконили, а по некоторым данным Николай Сидорович продолжал состоять в браке с другой женщиной.

После смерти Галины Борисовны на пороге ее жилища появился Андрей Беличков, утверждавший, что покойная была его кузиной по матери. Вакась не пустил «родственника» в квартиру.

Андрей Николаевич обратился за помощью к своей дочери, работавшей в органах правопорядка, а она — к своему бывшему возлюбленному Алексею Коржневу, отдаленному родственнику друга Бориса Валентиновича, министра морского флота СССР Александра Афанасьева, с просьбой воспрепятствовать расхищению полотен Щербакова. Алексей выставил Вакася из квартиры, в которой Николай Сидорович прожил много лет. Однако, по информации канала «Россия», обнародованной в декабре 2020 года, Коржнев принялся распродавать картины художника, заявив, что перед смертью Галина Борисовна подарила все имущество ему.

Летом 2021 года суд признал наследство Бориса Щербакова выморочным. В сентябре 2021-го скандал между претендентами на квартиру и картины художника стал темой передачи Андрея Малахова «Прямой эфир». В программе принял участие Андрей Беличков. Николай Вакась через 2 дня после интервью, данного корреспонденту передачи, скончался.

Биография

Б. А. Смирнов родился в Санкт-Петербурге в 1903 году. В 1912 году был принят в подготовительный класс гимназии Петришуле. Окончил школу в 1920 году и поступил на архитектурный факультет ленинградского ВХУТЕИНа (1920—1928) в класс И. А. Фомина. В 1920‒1930-х проектировал бытовые предметы (включая родильные кровати и кресла для кинотеатров), интерьеры, промышленные и общественные здания, выполнял иллюстрации. Подвергся критике за увлечение конструктивизмом, отказался от архитектуры.

В годы войны, с марта 1942 г.— инженер-капитан, руководитель маскировочной лаборатории при Штабе КБФ. В тяжелых условиях блокадного Ленинграда занимается камуфляжем военных и гражданских объектов, разработками новых приемов маскировки, обучением офицеров флота маскировочным технологиям. В июне 1945 был направлен штабом Балтийского флота в командировку по изучению и фиксации германской маскировки. Исследовались все военные объекты балтийского побережья от Кёнигсберга до Ростока, был сделан ряд фотографий и блокнотных зарисовок, в том числе — городских руин. С 1948 работал в области художественного стекла и художественного конструирования в оптическом приборостроении, выступал как оформитель выставок, художник-график и акварелист, позже работал с керамикой и фарфором. Основатель ленинградской школы художественного стекла. На протяжении жизни занимался фотографией (в том числе, ему принадлежат фотографии Ленинградской блокады), его фотоработы представляют собой редкий образец отечественной сюрреалистической фотографии и были широко показаны лишь после смерти художника.

Первое путешествие за границу

Вырученные за «Пустынника» деньги позволили художнику впервые отправиться в Европу. Музеи, архитектура и природа ошеломили молодого живописца. Позже, вспоминая своё упоение, он удивлялся, «как сердце не разорвалось от восторгов и сладкого томления». В путешествии художник написал «Остров Капри», делал множество набросков. Примечательно, что с течением времени в его зарисовках всё чаще проглядывались русские пейзажи и темы – Нестерова влекла родина. Здесь, вдали от неё, художник остро почувствовал свою причастность к Руси и долг перед ней. Нравственное совершенство и духовный подвиг русского человека как художественная тема выходила на первый план в творчестве живописца.

Произведения живописи кисти Нестерова

В галерее художника сотни картин. Некричащие и ненавязчивые, тихие и мудрые, они овладевают сердцами постепенно, спокойно и навсегда остаются в них.

Наиболее известны:

  • «Христова невеста» (1887;
  • «Пустынник» (1889);
  • «Видение отроку Варфоломею» (1889-1890);
  • «На горах» (1896);
  • «Святая Русь» (1901-1906);
  • «Два лада» (1905);
  • «Портрет дочери» (1906);
  • «Душа народа» или «На Руси» (1915-1916);
  • «Весна-красна» (1922);
  • «Портрет Ивана Павлова» (1935).

Многим картинам Нестерова уже более 100 лет. Они просвещают и звучат, будят чистые помыслы и взращивают патриотизм. Они действительно живые.

«Видение отроку Варфоломею» художника Нестерова

«Святая русь» – взгляд М.Нестерова в начале ХХ века

Биография Михаила Ларионова

Личная жизнь в период учёбы

Автопортрет 1915 г.

Летом 1883 года, приехав домой на каникулы, Михаил познакомился с Марией Мартыновской, просто влюбился, встретив девушку на улице. Молодость и чувства привели к тому, что через год Мария и Михаил стали женихом и невестой, а в 1885 году молодые обвенчались, хотя родители были против. Молодые Нестеровы были счастливы: Михаил много работал – любовь окрылила и вдохновила его, Маша занималась нехитрым хозяйством и ждала ребёнка. В мае 1886 года родилась дочь Ольга, но на следующий день родильная горячка унесла жизнь Марии, верной Музы художника. От отчаяния Михаила спасла необходимость заботиться о малышке – он отвёз её к своим родителям в Уфу. Пока не подрастёт. Сам вернулся в Москву, надо было работать.

Учёба и первый успех: Уфа, Москва

До 12 лет Михаил учился в мужской гимназии на родине. По решению семьи в 1874 году отправился в Москву для поступления в техническое училище, но провалил экзамены. Был принят в реальное училище К.П. Воскресенского, молодое, но уже именитое столичное учебное заведение с расширенной программой изучения точных наук.

По рекомендации самого Воскресенского, директора и опытного педагога, который обратил внимание на наклонности Михаила, Нестеров в 1877 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Первыми наставниками начинающего художника стали Сорокин П.С., Прянишников И.М

Особенное влияние на становление Нестерова как художника оказал любимый им преподаватель В.Г. Перов. В Училище была практика проводить выставки работ учеников, в них принимал участие и юный Нестеров с интересными жанровыми работами бытовой тематики. Биография Михаила Васильевича Нестерова, художника, позже принятого в Товарищество передвижников, началась с картин: «Снежки», «Домашний арест», «Экзамен в сельской школе», «В ожидании поезда», «Знаток» и «Жертва приятелей». Сегодня они выставляются в Третьяковской галерее.

Детство и юность

Будущий живописец родился в Петрограде на Благовещение 7 апреля (25 марта по старому стилю) 1916 года в семье ученика Ильи Репина, мастера фресок Валентина Щербакова.

После Октябрьской революции Щербаковы на время уехали на родину отца семейства, в Казань. Боря постоянно крутился в мастерской Валентина Семеновича, брал в руку кисть и пытался рисовать. Когда мальчику было 4 года, отец в шутку отправил «работы» наследника на выставку футуристов, не указав возраст автора. Рисунки Бориса были с восторгом приняты организаторами, и судьба мальчика оказалась предрешена.

В 30-х годах XX века Щербаковы вернулись в город на Неве. Борис учился в Академии художеств у Петра Шухмина и Исаака Бродского. Дипломная работа начинающего живописца «Редакция “Правды” в 1917 году» экспонировалась на Всесоюзной художественной выставке 1939 года.

С началом войны Щербаков-младший на время сменил кисть художника на саперную лопатку. Борис окончил краткосрочные офицерские курсы и участвовал в минировании подступов к Москве осенью 1941 года. Затем выпускник Академии художеств стал фронтовым живописцем, запечатлевавшим образы героев, возвращавшихся в блиндажи после атак. Портреты советских воинов, созданные Щербаковым, имеют не только художественную, но и историческую ценность, поскольку многие из бойцов, запечатленных на них, впоследствии погибли, не оставив на память родственникам фотографий.

Творческая манера

Для Смирнова характерно стремление органически связать изобразительные (часто сюжетные) элементы декора с формой и назначением предмета. Смирнов является самой яркой фигурой отечественного художественного стеклоделия: он генерирует производственные и творческие идеи, создаёт произведения, ставшие классикой декоративно-прикладного искусства. В своём зрелом творчестве Смирнов, изобретательно разрешая художественные и практические задачи, часто демонстрирует парадоксальное, неожиданное, опережающее своё время понимание функции изделий. В 1967 г. Б. А. Смирнов произвел сенсацию на официальной отчетной выставке Ленинградского отделения Союза художников РСФСР, показав композицию «Праздничный стол». Она состояла из более 140 предметов из разноцветного стекла, демонстративно отрицающих утилитарную функцию. Вместе они создавали образ яркого и веселого праздничного застолья. Критика обвинила художника в создании антивещей и пропаганде «артистического индивидуализма и художественного самовыражения». .

Происхождение и детство

Родился 31 мая 1862 года в Уфе в религиозно-патриархальной купеческой семье. Из восьми детей оставалась одна девочка, когда появился на свет очень слабенький Миша. Родители готовились к худшему, но мальчик, к счастью, выжил. Мария Михайловна, дочь купца Ростовцева из Ельца, и Василий Иванович, человек прямой и уважаемый в обществе, родители Михаила, жили дружно. Отец занимался торговлей, но больше по долгу, чем по призванию. Любил читать, увлекался историей. Поэтому, хоть и надеялся передать сыну семейное дело, всё же поддерживал его гуманитарные увлечения и интерес к рисованию – мальчик с детства проявлял чуткое отношение к природе и художественное дарование.

Творчество

Борис Валентинович считал, что задача художника — найти в истории народа момент значительный, в природе — момент, выражающий настроение, а в портрете — отражающий характер человека. В качестве названий работ живописец часто использовал поэтические цитаты или строки из песен («Мороз сребрит увянувшее поле», «Течет река Волга», «Широка страна моя родная» и т. д.).

О признании заслуг художника перед живописью свидетельствует как Государственная премия, полученная в 1952 году 36-летним Борисом за полотно «Заседание Президиума Академии наук СССР», так и тот факт, что в 1973 году министр культуры Советского Союза преподнесла картину Щербакова «Русская зима» в дар президенту США Ричарду Никсону. Слава позволяла живописцу запечатлевать на полотнах (например, в работе «Ростов Великий. Девичий монастырь») и купола церквей.

В 1956 году Борис Валентинович принимал участие в копировании шедевров Дрезденской галереи, возвращенных Советским Союзом Германской Демократической Республике. В ходе поездки на берега Эльбы Щербаков написал картины, ставшие основой персональной выставки «Люди и города ГДР».

Среди циклов наследника художественной династии выделяются «Белая серия», объединившая портреты Героев Советского Союза, и серия пейзажей, написанных в уголках России, вдохновлявших литераторов: Александра Пушкина и Михаила Лермонтова, Льва Толстого и Ивана Тургенева, Антона Чехова и Михаила Шолохова.

Учёба, первые заработки и профессиональные звания

В 1881 году Нестеров отправился в Петербург и поступил в Академию художеств. Через год, разочаровавшись, возвращается в Москву, надеясь продолжить обучение у любимого педагога. Но застал Перова тяжело больным и едва успел закончить портрет умирающего наставника.

В 1882 году – Нестеров вновь студент Училища живописи, на этот раз он ученик Саврасова А.К., позже Маковского В.Е.

В 1884 году художник зарабатывает первые деньги, иллюстрируя издания, в том числе сборники сказок Пушкина, произведения Гоголя и Достоевского. В это же время увлекается исторической тематикой допетровской эпохи. В этом амплуа и получил известность, а за работу «Призвание М.Ф. Романова на царство» квалифицирован как свободный художник. В 1886 году Нестеров получил Большую серебряную медаль – на конкурс выставлялась картина «До государя челобитчики». Теперь Нестеров классный художник третьей степени.

Работа в храмах

После выставки Нестеров получил приглашение участвовать в росписи Владимирского собора в Киеве. Решившись принять его, отправился в Европу – надо было внимательнее изучить византийское искусство. Впоследствии роспись храмов, работа бок о бок с искусными мастерами, в частности, с Виктором Васнецовым принесла Нестерову лавры профессионала и множество заказов. Если фресками, созданными в Киеве и Абастумани (Грузия), художник был не вполне доволен, то работой в Марфо-Мариинской обители (Москва) он увлёкся серьёзно. Причём подошёл к ней творчески, внося новшества – кроме святых и посвящённых героями фресок были простые люди в поисках пути ко спасению. Последним храмовым заказом стала работа в Спасо-Преображенском соборе (Сумы). В общей сложности художник расписывал церкви более 22-х лет.

“Душа народа” или “На Руси”

Личная жизнь

9 июля 1940 года Борис женился на 19-летней красавице Зое Сорокиной. До свадьбы влюбленные 4 года встречались, вместе ходили в театры, музеи и филармонии. Щербаков не только неоднократно писал портреты жены, но и посвящал избраннице стихи.

Большую часть блокады Ленинграда супруга живописца и его теща прожили в осажденном городе: Зоя Анатольевна, будучи студенткой медицинского вуза, работала в госпиталях. Перевезти родственников в Москву Щербаков смог лишь в 1943 году, причем вначале семья ютилась в маленькой комнатке в коммунальной квартире в Подколокольном переулке.

В 1948 году Зоя Анатольевна подарила мужу дочь Галину, которая, повзрослев, стала искусствоведом. Щербаковы жили в просторной квартире, служившей художнику и мастерской, на улице Горького в Москве. Лето семья обычно проводила в Подмосковье, причем критерием выбора дачи служило наличие поблизости живописных мест, пригодных для написания пейзажей. Одним из самых известных среди них стала картина «Русь подмосковная».

У Бориса Валентиновича всю жизнь было много друзей как среди коллег, так и среди ученых, литераторов и военачальников, портреты которых он рисовал. В 70-х годах XX века в ходе создания серии молдавских пейзажей Щербаков подружился с первым секретарем ЦК Компартии Молдавской ССР Иваном Бодюлом, а также дочерью партийного чиновника, начинающей художницей Натальей, которую часто брал с собой на пленэры.

Нестеров портретист

До революции в творчестве художника портрет как жанр почти не существовал. Лишь единичные работы с образом близких: дочери Ольги, жены Екатерины, да ещё несколько значимых личностей (Горький, Толстой).

При советской власти на полотна художника пришёл самый цвет нации, её гордость. Это были выдающиеся деятели в самых разных областях: гений физиологии Иван Павлов, коллега и товарищ Виктор Васнецов, мастер монументальной скульптуры Вера Мухина и многие другие. Художник не раз подчёркивал, что пишет только хороших и симпатичных ему людей. Поэтому любой портрет из обширной плеяды знаменитостей кисти Нестерова не обезличенное или праздное изображение, а демонстрирующая характер портретируемого, яркая и прочувствованная работа мастера.

В 1941 году – Сталинская премия за портрет Павлова, написанный в 1935-м. Есть у художника и автопортреты, в графике и живописи, их около десятка. На заказ художник портреты не писал, дорожа независимостью, руководствовался только собственными желаниями и решениями.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: