Книги рассказов и стихов
- 1909 Шарманка
- 1912 Осенний сон
- 1913 Трое
- 1914 Небесные верблюжата
Выпуск этой книги Е. Гуро в марте 1909 г. положил начало издательской деятельности М. Матюшина. Русские футуристы считали, что футуризм как движение впервые заявил о себе в литературе именно этой книгой. Однако и образно, и стилистически книга Е. Гуро находилась еще в сильной зависимости от идей символизма. Это влияние особенно проявилось в двух опубликованных в ней пьесах: «Нищий Арлекин» и «В закрытой чаше». Обложка и рисунки работы автора, кроме трех рисунков Н. Любавиной. Музыка к пьесе Арлекин – М. Матюшина.
Выпуск этой книги Е. Гуро в марте 1909 г. положил начало издательской деятельности М. Матюшина. Русские футуристы считали, что футуризм как движение впервые заявил о себе в литературе именно этой книгой. Однако и образно, и стилистически книга Е. Гуро находилась еще в сильной зависимости от идей символизма. Это влияние особенно проявилось в двух опубликованных в ней пьесах: «Нищий Арлекин» и «В закрытой чаше». Обложка и рисунки работы автора, кроме трех рисунков Н. Любавиной. Музыка к пьесе Арлекин – М. Матюшина.
Вторая книга Е. Гуро «Осенний сон» включает одноименную пьесу в 4-х картинах, несколько стихотворений и рассказов. Книга иллюстрирована цветными репродукциями пейзажных этюдов М. Матюшина. На последних страницах помещен фрагмент из скрипичной сюиты М. Матюшина «Осенний сон».
По словам М. Матюшина, «весной 1913 г., еще при жизни Гуро, был задуман сборник „Трое“, где она должна была выступить со своими друзьями Хлебниковым и Крученых. Этот сборник вышел уже после смерти Гуро, с обложкой и рисунками К. Малевича, посвященными ее памяти». Творчество Е. Гуро представлено в сборнике впервые публиковавшимися стихотворениями и прозаическими отрывками. Остальную часть сборника поделили между собой В. Хлебников и А. Крученых. Последний, кроме подборки своих стихотворений, поместил программную статью «Новые пути слова».
Посмертный сборник стихов и прозы Е. Гуро был издан М. Матюшиным и Е. Низен. Обложка исполнена по рисунку семилетней племянницы Е. Гуро. Часть авторских рисунков, помещенных в сборнике, прежде была опубликована в «Садке судей II».
Библиография[ | код]
Публикации Елены Гуро | код
Книги | код
- Гуро Е. Шарманка / Илл. автора. — СПб.: Сириус, 1909.
- Гуро Е. Осенний сон / Илл. автора и М. Матюшина. — СПб.: Сириус, 1912.
- Гуро Е., Кручёных А., Хлебников В. Трое / Обложка и рисунки Казимира Малевича. — СПб.: Журавль, 1913. — 96 с. — 500 экз.
- Гуро Е. Небесные верблюжата / Илл. автора. — СПб.: Журавль, 1914.
- Гуро Е. Небесные верблюжата. Бедный рыцарь: Стихи и проза. — Ростов-н/Д: Издательство Ростовского государственного университета, 1993. — 286 с.
- Гуро Е. Жил на свете рыцарь бедный. — СПб.: Фонд русской поэзии, 1999. — 104 с. — 1000 экз.
- Гуро Е. Небесные верблюжата: Избранное. — СПб.: Лимбус Пресс, 2002. — 244 с.
О Елене Гуро | код
- Харджиев Н. Маяковский и Елена Гуро // Харджиев Н., Тренин В. Поэтическая культура Маяковского. — М., 1970. — С. 193—195.
- Ковтун Е. Елена Гуро: Поэт и художник // Памятники культуры. Новые открытия: Письменность. Искусство. Археология. Ежегодник 1976. — М., 1977.
- Эндер Б. Влияние Е. Гуро на её современников // Europa Orientalis. — 1994. — Т. XIII, № 1.
- Гурьянова Н. Толстой и Ницше в «творчестве духа» Елены Гуро // Europa Orientalis. — 1994. — № 1. — С. 63—76.
- Елена Гуро — поэт и художник, 1877—1913: Живопись, графика, рукописи, книги: Каталог выставки / Автор-составитель и автор вступительной статьи А. В. Повелихина; Государственный музей истории Санкт-Петербурга, Рукописный отдел Института русской литературы, Российский государственный архив литературы и искусства. — СПб.: Мифрил, 1994. — 113 с. — ISBN 5-86457-007-9.
- Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917 / . — М. : РИК «Культура», 1996. — XVIII, 491, с. — 5000 экз. — ISBN 5-8334-0019-8.
- Лощилов И. Елена Гуро и Николай Заболоцкий: К постановке проблемы // Школа органического искусства в русском модернизме: Сборник статей (Studia Slavica Findlandesia). — Helsinki, 1999. — Т. 16, № 2.
- Бобринская Е. А. Слово и изображение у Е. Гуро и А. Кручёных // Поэзия и живопись: Сборник трудов памяти Н. И. Харджиева / Составление и общая редакция М. Б. Мейлаха и Д. В. Сарабьянова. — М.: Языки русской культуры, 2000. — С. 309—322. — ISBN 5-7859-0074-2.
- Никольская Т. Л. О рецепции творчества Елены Гуро в русской поэзии 1910—1920-х годов // Никольская Т. Л. Авангард и окрестности. — СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2002. — С. 173—180.
- Иньшакова Е. Ю. «До конца я тоже избегаю быть женщиной…» Неизвестные материалы о творчестве Елены Гуро // «Амазонки авангарда» / Отв. ред. Г. Ф. Коваленко; Государственный институт искусствознания Министерства культуры Российской Федерации. — М.: Наука, 2004. — С. 98—104. — ISBN 5-02-010251-2.
- Ичин К., Йованович М. «Финляндия» Елены Гуро: попытка интерпретации сюжета // Ичин К., Йованович М. Элегические раскопки. — Белград: Изд-во филологического ф-та в Белграде, 2005. — С. 5—23. — ISBN 86-80267-84-8.
Биография
Михаил Матюшин и Елена Гуро
Родилась в 1877 году в Санкт-Петербурге. Род Гуро (фр. Gouraud) происходит от онемеченных французских протестантов—гугенотов. Отец, Генрих-Гельмут-Георгий Степанович Гуро (1835—1907) — русский военачальник, генерал от инфантерии (1905). Скончался и похоронен (?) в селе Заклинье Лужского уезда Санкт-Петербургской губернии (ныне — Лужский район Ленинградской области).
Мать, Анна Михайловна, урождённая Чистякова. Скончалась до 1914 года, похоронена рядом с мужем. Дед по матери — педагог и детский литератор М. Б. Чистяков, издатель «Журнала для детей», муж С. И. Чистяковой. Cестра художницы, Екатерина Генриховна, в браке Низен, участвовала в публикациях футуристов.
В 1880-е годы семья Гуро поселилась недалеко от Пскова, в имении Почины, где проводила каждое лето, половину года и только на зиму семейство приезжало в Санкт-Петербург.
Елена Гуро получила домашнее художественное образование. Занималась живописью в мастерской Я. Ф. Ционглинского, где познакомилась с будущим мужем, музыкантом и художником-авангардистом Михаилом Матюшиным, одним из ключевых деятелей русского футуризма. В 1904 году (или в 1906) они поженились.
В 1906—1907 годах брала уроки живописи у Л. С. Бакста и М. В. Добужинского.
В 1909 году издала первую книгу рассказов, стихов и пьес «Шарманка»; тираж при жизни Гуро остался нераспроданным, и оставшиеся экземпляры поступили повторно в продажу после её смерти. К книге сочувственно отнеслись Вячеслав Иванов, Лев Шестов, Алексей Ремизов и Александр Блок, с которым Гуро была знакома лично (иллюстрировала его стихи в альманахе «Прибой») и который проявлял к её творчеству и личности постоянный интерес.
Дом Матюшина
В 1908—1910 годах Гуро и Матюшин входят в складывающийся круг русских кубофутуристов-«будетлян» (Давид Бурлюк, Василий Каменский, Велимир Хлебников), собиравшихся в доме Матюшиных на Песочной улице в Санкт-Петербурге (ныне Музей петербургского авангарда на улице Профессора Попова, Петроградская сторона). Там основывается издательство «Журавль», в 1910 году выходит первый сборник кубофутуристов «Садок судей», где участвует и Гуро. В 1910—1913 годах она активно выступает и как художник на выставках левого «Союза молодёжи» и т. п.
В 1912 году Елена Гуро выпускает второй сборник «Осенний сон» (положительная рецензия Вяч. Иванова), включающий одноимённую пьесу, ряд фрагментов и иллюстрации автора. Наиболее известная её книга, состоящая в основном из стихотворений, но включающая дневниковые фрагменты — «Небесные верблюжата» (1914) — вышла посмертно. Творчество Гуро вызывало сочувственный отклик самых разных критиков, в том числе отрицательно настроенных к футуризму (так, Владислав Ходасевич противопоставлял её остальным футуристам).
Елена Гуро умерла в 1913 году от лейкемии на своей даче в местечке Уусикиркко на Карельском перешейке (ныне посёлок Поляны Выборгского района Ленинградской области). Похоронили её там же, на финском кладбище; могила не сохранилась. Её памяти футуристы посвятили сборник «Трое» (1913; в книгу вошли стихи Хлебникова и Алексея Кручёных, а также посмертные публикации самой Гуро). Среди молодых петроградских поэтов в 1910-е годы поддерживался культ Гуро, существовало посвящённое ей издательство «Дом на Песочной» (продолжавшее «Журавль»).
Гуро Елена Генриховна (1877-1913)
В истории русского авангарда нет другого такого
художника, для которого литература, поэзия и живопись были бы так
неотторжимо слиты, как это было у Е. Г. Гуро. О ней нельзя говорить
только как о художнике или как о поэте, авторе дневников или же
катализаторе художественных идей. Она не создала системы или школы,
не попала в силки какой-либо, пусть собственной, художественной
платформы, но взгляды и личность Гуро оказывали влияние на
художников и поэтов, окружавших ее, и во многом определяли концепции
по крайней мере двух художественных группировок — «Союза молодежи» и
«Гилей».
Тринадцати лет Гуро поступила в Рисовальную
школу при ОПХ в Петербурге. В 1903-05 гг. посещала студию художника
импрессионистического толка Я. Ф. Ционглинского. Там она
познакомилась с талантливым музыкантом и живописцем, а впоследствии
и теоретиком искусства М. В. Матюшиным, ставшим вскоре ее другом и
единомышленником. В 1906-07 гг. они вместе посещают художественную
школу Е. Н. Званцевой (располагавшуюся в том же петербургском доме,
что и знаменитая «башня» поэта Вяч. И. Иванова), где преподавали
такие мастера модерна, как М.
В. Добужинский и Л. С. Бакст.
Истоки творчества Гуро можно найти и в
символизме В. Э.
Борисова-Мусатова и М. А.
Врубеля, которых она глубоко почитала. Стоит выделить несколько
периодов в творчестве художницы, определяемых направлениями ее
исканий: до 1906 г. — ученичество, впитывание и переосмысление
импрессионизма, «мирискуснической» стилистики (оформление совместно
с Н. Любавиной книги «Шарманка»); 1906-07 гг. — символические
стилизации («Рост и движерезультат или делание.
Она возвела этюдность, незавершенность,
фрагментарность в ранг самостоятельных качеств, присущих творческому
акту, а значит, и плоду его — произведению. Гуро делала сначала этюд
общей формы, например дерева или кошки, часто сразу кистью,
одновременно следя за изменчивостью натуры во времени и стилизуя ее,
то есть приближаясь к сути объекта. Затем изображала часть объекта:
ствол дерева или голову кошки, стараясь не потерять характерности
целого. И наконец, фрагмент — кора дерева, лапа кошки, — в котором,
как в семени, сохранялось все дерево или животное.
Для живописи Гуро характерны светлые,
прозрачные тона. Так, об одном из ее портретов Вяч. Иванов сказал,
что здесь дано «новое Я, абсолютно проницаемое для света». Работая
красками, Гуро занялась поисками соотносимости звуков с цветом и
цвета с музыкой.
Одновременно с картинами, этюдами,
иллюстрациями Гуро создавала стихи, пьесы, вела дневниковые записи.
Последние, являясь своеобразным словесным подстрочником ее живописи,
поэзии и жизни души, обладают совершенно самостоятельной
литературной ценностью. Слово, линия, цвет, музыка — соприродны,
утверждает Гуро, ибо имеют общий исток и соединяются вновь в
интуитивном прозрении. В 1909 г. Гуро и Матюшин основали в
Петербурге издательство «Журавль» и в этом же году стали
инициаторами создания общества художников «Союз молодежи» — одной из
основных новаторских группировок русского авангарда. Авторитет
«проповедника нового» имела Гуро и у поэтов группы «Гилея» В.
Хлебникова и А. Е. Крученых.
1877—1913
Е. Гуро
Писавшая под этим псевдонимом Элеонора Генриховна Нотенберг — единственная поэтесса в сугубо «мужском» литературном движении кубофутуристов. Дочь крупного военного, Гуро получила от отца в наследство пенсию, достаточную для финансирования собственных и коллективных изданий, и дачу в Финляндии, ставшую в начале 1910-х годов, так же как и ее домик в Петербурге на Песочной, штаб-квартирой футуристов.
Была одаренным графиком и живописцем; тринадцати лет поступила в школу «Общества поощрения художеств» (там познакомилась со своим будущим мужем, художником и музыкантом М. Матюшиным); впоследствии училась у Л. Бакста и М. Добужинского. Дебютировала как художник: иллюстрировала книги (в 1909 г. стихи Блока — обстоятельство, послужившее началом их знакомства); участвовала в первых выставках русского авангарда. В ее иллюстрациях к собственным произведениям — та же легкость и эскизность, трепетность линии, обманчивое ощущение импровизации, что и в излюбленном ею жанре лирического фрагмента в поэзии и прозе
Первая книга рассказов, стихов, пьес «Шарманка» (СПб., 1909) привлекла внимание ценителей, но большого успеха не имела: после смерти автора нераспроданный тираж поступил в продажу как второе издание. Посмертно вышли сборник «Трое» (его участники, кроме Гуро, — Хлебников и Крученых) и самая известная ее книга «Небесные верблюжата» (СПб., 1914)
Литературное творчество Гуро развивалось под перекрестным влиянием символизма, импрессионизма и футуризма. Обаянию ее негромкого поэтического голоса подпадали читатели самых разных вкусов; противник «левого» искусства, критик Н. Абрамович сетовал на то, что футуристы считают Гуро «своей»: она ведь такая нежная. Инфантильная искренность сочеталась в ее произведениях с застенчивостью и сдержанностью, тонкое интонирование стиха (услышанное и подхваченное ранним Маяковским) — с подчеркнутой упрощенностью словаря. Хлебников находил, что у Гуро «страницы с суровым и сильным слогом… особенно хороши дыханием возвышенной мысли».
На могиле Гуро Матюшин сделал скамейку и полку с книгами — для читателей и почитателей, которых стало много больше после ее ранней кончины.
..
* * *
Сильный, красивый, богатый
Защитить не захотел…
Дрожала; прижавшись в худом платке.
Кто-то мимо проскользнул горбатый.
………………………………………………………….
………………………………………………………….
Город большой, — толку — учий!
………………………………………………………….
………………………………………………………….
Прогнали. Башмачки промокли.
Из водосточных вода текла.
И в каретах с фонарями проезжали
Мимо, мимо, мимо, — господа.
512
Он, любимый, сильный, он все может.
Он просто так, — не желал…
Наклонился какой-то полутемный
Позвал пить чай, обещал:
— «Пойдем, ципа церемонная,
Развлеку вечерок!»
………………………………………………………….
………………………………………………………….
И тогда, как собачонка побитая, трусливо дрожа,
Поплелась за тусклым прохожим.
Была голодна.
ЛУННАЯ
Над крышами месяц пустой бродил,
Одиноки казались трубы…
Грациозно месяцу дуралей
Протягивал губы.
Видели как-то месяц в колпаке,
И ах, как мы смеялись!
«Бубенцы, бубенцы на дураке!..»
……………………………………………………..
Время шло, — а минуты остались.
Бубенцы, бубенцы на дураке…
Так они заливались!
Месяц светил на чердаке.
И кошки заволновались.
……………………………………………………..
Кто-то бродил без конца, без конца,
Танцевал и гляделся в окна,
А оттуда мигала ему пустота…
Ха, ха, ха, — хохотали стекла…
Можно на крыше заночевать,
Но место есть и на площади!
……………………………………………………..
Улыбается вывеске фонарь,
И извощичьей лошади.
513
Воспроизводится по изданию: Русская поэзия «серебряного века». 1890–1917. Антология. Москва: «Наука», 1993.
Электронная публикация РВБ, 2017–2022. Версия 2.1 от 29 апреля 2019 г.