«Клубника и белый кувшин»
Зритель видит на столе клубнику, собранную на разных этапах созревания. Справа «выглядывает» жёлтый бочок неспелой ягоды, рядом соседка с красноватым пятном на боку, который созрел быстрее под лучами солнца. Есть клубника на веточке, гроздью. Её верхушка завершается маленькими зелёными ягодками. В глаза бросаются аппетитные большие, тёмно-красные ягоды с зелёными хвостиками, которые очень хочется попробовать.
В центре композиции художник разместил необычный букет из нескольких веточек смородины в стеклянной банке, наполненной водой. Судя по всему, созревшие и налитые соком ягоды только что сорваны. На боках чёрной смородины, которая напоминает жемчужины, играют яркие блики света. И белая смородина сияет словно драгоценные камни. Эти веточки увенчаны тёмно-зелёными листочками.
В левом углу натюрморта расположен домашний кувшин простой формы с круглыми боками, который не выглядит совершенно белым. Чтобы передать заявленный цвет, живописец использовал тёмные, сероватые, голубые и фиолетовые оттенки. В итоге у него получилось написать его контрастно по сравнению с тёплыми, летними красками полотна.
Александр Куприн, «Натюрморт с синим подносом»
Александр Куприн. Натюрморт с синим подносом. 1914. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Александр Куприн писал пейзажи и насыщенные сочным глубоким цветом натюрморты. Художник вспоминал об увлечениях бубновалетовцев: «Французское искусство овладело нашими устремлениями, нашими помыслами, и французы стали нашими учителями. Позднее… глаза наши раскрылись на наше русское искусство (древнее), так как оно живо до наших дней и будет жить впереди веков, так как несет в себе элементы «большого искусства».
Куприн изображал в натюрмортах подносы и посуду, книги и статуэтки, бутылки и цветы. Иногда художник сам создавал нужные для постановок предметы, включая муляжи фруктов и искусственные цветы. На его полотнах, как и у Кончаловского, появлялись подносы — разной формы и цвета. Картину с синим чайным аксессуаром художник написал в 1914 году. Экспрессию полотну придают глубокие резкие тени и чистые краски доминирующих предметов — подноса и перцев. О картинах тех лет Александр Куприн писал: «Живопись, сильная по цвету, форме, с решительностью выражения, с новой манерой письма, свободной, широкой, не кропотливой и не серой, коричневой, а яркой, цветистой, с неимоверным напором устремления и энергии». Он выбирал большие холсты, писал с размахом, хотя перед работой масляными красками всегда продумывал и наносил на рабочую область карандашный набросок.
Общество «Бубновый валет»
Проторенной дорогой реалистической и академической живописи не хотел идти не только Машков, у него было достаточно единомышленников, среди которых Пётр Кончаловский, Наталья Гончарова, Михаил Ларионов, Аристарх Лентулов и другие художники, выступающие против идейности искусства. В декабре 1910 года открылась выставка, названная «Бубновый валет», что имело особый смысл. Картины шокировали публику, выставка стала скандальной. После неё художники, представители раннего авангарда, организовали творческое объединение с тем же названием, чем знаменовали переворот в искусстве. Союз просуществовал до 1917 года.
Учитель
На протяжении почти всей жизни Илья Машков много преподавал. Ещё в молодости он выработал собственную методику обучения рисунку и живописи. Его школа, которую он открыл ещё в начале ХХ века, впоследствии станет центральной студией АХРР.
С сентября 1919 года Илья Машков начал преподавать во Вторых свободных государственных мастерских (бывшем Московском училище живописи, ваяния и зодчества — ВХУТЕМАС). Он проработал здесь до 1929 года главным профессором индивидуальной мастерской живописного факультета. Также много работал на различных курсах, в Военной академии. Вместе со своими учениками Машков создавал монументальные панно, которые украшали Москву в дни революционных праздников.
Творческий путь Илья Машков завершил, как говорят в таких случаях, на боевом посту: он рисовал портреты участников Великой Отечественной войны и медиков в Первом Московском госпитале в Лефортове и эвакуационно-сортировочном госпитале № 290. 20 марта 1944 года художник скоропостижно скончался, так и не дожив до Победы.
Илья Иванович Машков оставил после себя большое наследие. Его картины сегодня находятся в коллекциях 78 городов мира. Самое большое собрание вдова художника передала в Волгоградский художественный музей. Его картины пользуются сегодня большой популярностью, периодически появляются на крупных аукционах, где продаются за огромные суммы. Так, полотно «Цветы» было продано за 3,5 миллиона долларов, а «Натюрморт с фруктами» — за 7,2 миллиона долларов.
Творчество Машкова изучается искусствоведами, ему посвящают книги. Музей в Волгограде носит его имя. Память о художнике не исчезает, выставки его работ периодически проводятся в крупнейших музеях.
Лимоны и бессмертник Клубника и белый кувшин Натюрморт с дынями и тыквами Натюрморт с самоваром
«Бубновый валет» и «Мир искусства»
Молодой художник по-прежнему много работает, пишет на заказ портреты и натюрморты, продолжает брать уроки в студии Константина Коровина. Кроме того выставляется, в том числе на Салоне в Париже, где его работу покупает русский меценат Савва Морозов.
В 1911 году Илья Машков вместе с Петром Кончаловским основывают художественное общество «Бубновый валет», и Илья становится его идеологом. Своей целью московские живописцы ставили совершение революции в искусстве, и следует отметить, им это в полной мере удалось. Они выступали против традиций академизма и реализма, провозглашали господство импрессионистских, фовистских и кубистских идей. Машков работает секретарём общества и принимает участие во всех выставках.
В 1916 году на «Выставке современной русской живописи» в Санкт- Петербурге он показывает 70 работ. Это была самая большая прижизненная выставка Ильи Машкова. В 1914 году он покидает «Бубновый валет» и отправляется за границу. А когда возвращается, как-то забывает о прошлом и вступает в «Мир искусства» — объединение, существовавшее с конца XIX века и объединявшее самых выдающихся русских художников. Как раз в это время группа провозглашает возможность создания новой классики, по мысли Александра Бенуа — «новой академии».
Король натюрмортов
Следует отметить, что в то время «Мир искусства» стал уже скорее формальным объединением. Но Машков активно участвует в выставках и поддерживает товарищей, и в своих работах постепенно переходит к новому реализму. По сути, он становится одним из первых идеологов социалистического реализма. А вот его коллеги, московские живописцы, многие из которых поспешно эмигрировали, не понимают его новых идеалов и открыто осуждают.
В 1925 году Илья Машков, который отказался уезжать за границу, вступает в новое общество — Ассоциацию художников революционной России, где проповедует революционные идеалы и остаётся там до самого её распада. Он много выставляется за рубежом: Венеция, Лондон, Нью-Йорк… В этот период Машков пишет картины счастливой новой жизни, портреты передовиков производства, натюрморты с изобилием продуктов…
В 1937 г. картина Машкова «Портрет красного партизана А.Е. Торшина», выставленная на Международной выставке в Париже, была награждена золотой медалью.
В 1939 г. он был награждён бронзовой медалью «За выдающийся вклад в мировое искусство», как участник выставки, организованной корпорацией IBM в Нью-Йорке.
Библиография
- (ru) Питер Лик : Русская живопись восемнадцатого — двадцатого века . Пресса Parkstone. Борнмут 1999 (перевод Дж. П. Орбана) ( ISBN 1-85995-356-5 )
- (ru) Жан-Клод Маркаде : Русский авангард. Фламмарион. Париж, 1995 и 2007 гг. ( ISBN 2-08-120786-9 )
- (ru) Камилла Грей : Русский авангард в современном искусстве (перевод Мэриан Берли-Мотли) Издательство: Темза и Гудзон. Париж, 2003 г., стр. 123 с. 124 ( ISBN 2-87811-218-0 )
- (fr) Джон Эллис Боулт , Москва и Санкт-Петербург (1900-1920) Французское издание: Hazan, 2008 ( ISBN 9 782754 103039 )
- (ru) Перельман, Виктор Николаевич | Перельман В. Н. (Перельман Виктор): Илья Машков «Советский» художник 1957 г.
- (ru) Алленов, Михаил Михайлович | Алленов М. М .: «Илья Иванович Машков» Художник РСФСР 1973
- (ru) Светляков К. А. Илья Машков: Илья Машков изд.: Арт-Родник 2007 ( ISBN 978-5-9561-0266-4 )
Старший из девяти детей
Илья Иванович Машков родился в 1881 году в станице Михайловская Саратовской губернии (сегодня Волгоградская область) в бедной крестьянской семье. Мальчик рисовал с раннего детства, однако у родителей не было денег оплатить его обучение, ведь в семье росло ещё восемь детей.
Вначале Илью отдали в приходскую школу, которую ему пришлось оставить в 11 лет и пойти работать, чтобы помогать семье. В лавке торговца фруктами он по 14 часов обслуживал клиентов, стоя на ногах. Работа ему не нравилась, но выбора не было. Следующим местом работы была лавка купца, где порой ему поручали рисовать плакаты и вывески, и вот это было особенно по душе.
Пусть мальчик и жил очень стеснённо финансово, но выписал себе по почте коробку с красками и в свободное время перерисовывал картинки из журналов, делал наброски окружающих предметов, птиц.
Однажды учитель Борисоглебской гимназии увидел его рисунки и спросил, хочет ли он учиться. Илья очень удивился. До этого разговора даже не подозревал, что рисованию можно научиться. В итоге учитель стал его консультировать. Эти уроки очень помогли юному дарованию, который твёрдо решил стать художником.
Последнее десятилетие жизни
В 1934 году художник уезжает с малой родины – он, любящий почести и внимание, возвращается в Москву, поближе к центральной власти. Пишет работы, прославляющие государство и партию, затем, с 1936 года, полностью переходит на натюрморты, в написании которых его мастерство растёт с каждым годом, несколько меняется техника написания
В 1939 году получил Бронзовую медаль «За выдающийся вклад в мировое искусство» – художник выставлялся в Нью-Йорке. Вообще в 30-е годы картины Машкова объездили многие страны и города, экспонировались в Лондоне, Вене, Париже и других столицах.
С началом Великой Отечественной войны Машков, понимая, где в тылу можно быть полезным и прикоснуться к страшным трагическим событиям в стране, проявляет инициативу и находит новое поле деятельности – в госпиталях пишет портреты раненых на фронте героев, а также медиков, спасающих жизни защитников Отечества.
Не дожив год до Победы, умер 20 марта 1944 года.
Исключен за вольномыслие
В 1900 г. Илья Машков поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, учился у выдающихся педагогов, в их числе Константин Коровин, Леонид Пастернак, Валентин Серов и Апполинарий Васнецов. Уже с первых лет обучения Машков проявил незаурядный талант и довольно своеобразный характер. Он очень любил гиперболу, избыток цвета, при этом много времени отдавал освоению техники рисунка, был очень работоспособен.
Как малоимущему студенту ему предложили подработку, и уже с 1904 года Машков начинает давать уроки, зарабатывая себе на жизнь. Трудолюбие и упорство приносят свои результаты. Довольно быстро Илья встаёт на ноги. Ему удалось построить для себя мастерскую в здании Политехнического общества в Малом Харитоньевском переулке, которая станет его творческим домом до конца дней. На три года он прерывал своё обучение, затем восстановился…
В 1908-м предпринял поездку в Европу, за несколько месяцев посетил Францию, Англию, Австрию, Германию, Италию, Испанию и познакомился с новыми течениями в живописи, что сказалось на его творческих исканиях. Однако в 1910 году Машкова исключают из училища за вольномыслие. Впрочем, ему это ничем не грозило, ведь к этому времени юноша уже нашёл свой путь… Уже тогда картины Машкова, который проникся революционными идеями в Европе и одержим был изменением русской живописи, отличают необычный взгляд на мир и окружающие предметы.
Первые художества
Малевать фасадные вывески мальчишке нравилось: нехитрый рисунок бублика или сапога, да простое название лавки, чаще фамилия хозяина. И он старался на совесть, фантазировал, выводил завитушки. В свободное время пробовал рисовать для себя, было интересно. Однажды преподавателю рисования из Борисоглебской мужской гимназии попались на глаза рисунки юного помощника местного купца. Заметив определённое старание Ильи, необычность его работ, учитель поинтересовался, нет ли у того желания самостоятельные занятия сделать систематическими, учиться живописи. Этим вопросом он очень обескуражил юношу, тот и не подозревал, что этому учат. Получив несколько ценных уроков, Илья понял, что теперь он не хочет довольствоваться малым. Он любит рисовать и должен учиться, чтобы сделать своё пристрастие профессией.
Музеи
Работы Машкова экспонируются:
- Третьяковская галерея , Москва ;
- Русский музей , Санкт-Петербург ;
- Музей пластических искусств им. И. Машкова в Волгограде;
- Ярославский художественный музей , Ярославль ;
- Белорусский национальный музей изобразительных искусств , Минск .
Продажи, зарегистрированные в 2011 (1) и 2013 (2), составили 3,5 и 7,5 миллиона долларов.
- Натюрморт «Цветы» продан на « Сотбис » за 3,5 млн долларов.
- «Натюрморт c фруктами» продан на « Christies » за 7,25 млн долларов.
Щелкните миниатюру, чтобы увеличить ее . На Wikimedia Commons есть и другие иллюстрации к произведениям Ильи Машкова .
Примечания и ссылки
- Также был членом «Товарищества московских художников-живописцев» ( с 1925 г. ), с по 1928 г. членом «Товарищества художников революционной России», назначен Заслуженным деятелем искусств РСФСР ( ). Позже из «Московского общества художников» ( — ).
- Питер Лик , Русская живопись восемнадцатого по двадцатое е s , Parkstone Press , Bournemouth , 1999 (пер. JP Орбан) р. 136 ( ISBN 1-85995-356-5 )
- Камилла Грей : Русский авангард в современном искусстве (перевод Мэриан Берли-Мотли) редактор: Темза и Гудзон , Париж, 2003, стр. 123-124 ( ISBN 2-87811-218-0 )
- Жан-Клод Маркаде : Русский авангард. Фламмарион. Париж, 1995 и 2007 гг. ( ISBN 2-08-120786-9 ) стр. 9-10
- Джон Эллис Боулт , Москва и Санкт-Петербург (1900-1920), французское издание: Hazan, 2008, стр. 288
- Джон. E. Bowlt, op. соч. п. 292
- Джон Эллис Боулт , op. соч. п. 281
- Джон. E. Bowlt, op. соч. п. 279
- Большая Советская Энциклопедия. Гл. ред. А. М. Прохоров, 3-е изд. Т. 24. Книга I. Собаки — Струна. 1976. 608 стр., Илл.; 35 л. илл. и карт. (статья Соколов-Скаля, Павел Петрович)
- , Культура , Волгоградская правда ,22 июля 2011 г.(по состоянию на 23 июля 2011 г. )
биография
Родился в казачьей станице Михайловской-на-Дону (близ Волгограда ) 29 июля 1881 года в крестьянской семье. Приехав в Москву в 1900 году, он посещал Московское училище живописи, ваяния и зодчества , учителями которого были Константин Коровин и Валентин Серов . В 1909 году он был исключен из училища за художественную свободомыслие. В студенческие годы он много путешествовал, посетив ряд стран Западной Европы, а также Турцию и Египет. Он был членом ассоциаций « Мир искусства » и « Бубновый валет ». Он жил в Москве, иногда бывал в своей деревне.
В его творчестве отразилась цветная революция ХХ века. Художественные новшества Поля Сезанна и Анри Матисса были очевидны в его картинах, содержащих полнокровную энергию народного искусства. Бурная цветовая экспрессия, зараженная жизненной энергией, сочетается с характерными для городского фольклора законами первичной симметрии: знаков, подносов. Особой выразительности художник добился в любимом жанре натюрморта . Он преувеличивает материальный мир, уплотняет формы, драматизирует цветовые контрасты и преувеличивает текстуру, создавая мощные живописные формулы.
Помимо основного жанра натюрморта «Бубновый валет» (Натюрморт. Фрукты в блюде, 1910; Тыква, 1914), Машков создавал театральные, эпатажные портреты ( Портрет И.Е. Киркалди , 1910; Автопортрет , 1911). В 1920-1930-е годы художник пытался соединить свои новаторские достижения с изысканностью картин старых мастеров ( Еда, Московский хлеб , 1924). Позже художник придерживался принципов соцреализма. Сохраняя верность своей большой любви к природе, он продолжал создавать шедевры (« Натюрморт. Ананасы и бананы» , 1938).
Илья Машков начал выставляться в Salon d’Automne Exposition de l’art russe с 1906 года, в Salon des Indépendants с 1911 года.
В 1913 году он участвовал в Международной выставке современного искусства в Амстердаме в Stedelijk Museum Amsterdam . В 1924 году работы Машкова выставлялись в США и Венеции .
Умер в Москве 20 марта 1944 года.
В июне 2013 года на Неделе русского искусства в Лондоне Christie’s продал натюрморт Машкова с фруктами за рекордную сумму в 7,3 миллиона долларов. Картина, дебютировавшая на арт-рынке, первоначально была оценена в 1,5–2,3 миллиона долларов. Натюрморт с фруктами был назван «лучшим образцом русского неопримитивизма».
Написанная в 1910 году, она сразу же была представлена публике на первой выставке «Бубновый валет» в Москве, одной из первых выставок русского авангарда.
Описание картины Ильи Машкова «Клубника и белый кувшин»
Илья Иванович Машков русский (советский) художник двадцатого века. Все его творчество является подтверждением широкой русской души. Нам известны более одной тысячи его картин. Это портреты, сюжетно-тематические произведения, пейзажи и, конечно же, натюрморты.
Натюрморт «Клубника и белый кувшин» написан в последние годы жизни Ильи Машкова (1943г.). На протяжении всего своего творчества, живописец писал свои картины в разных направлениях: авангард, постимпрессионизм, фовизм и др. И лишь на закате своей жизни и творческого пути художник стремится к реализму в своих полотнах.
Полотна Машкова стали более понятны неискушенному зрителю. Теперь обычные люди видят в картинах красоту окружающего мира без гипербол и скрытого смысла. Появляется возможность оценить мастерство живописца со стороны его точности мазков кисти и использования светотеней.
Рассматривая полотно «Клубника и белый кувшин» зритель испытывает положительные эмоции. На картине изображены дары лета. Год выдался урожайным, поскольку художник описывает изобилие летних ягод.
Большие, сочные плоды клубники рассыпаны по столу хаотично и являются «главными персонажами» этого натюрморта. Также на столе присутствует черная и белая смородина, что добавляет дополнительных красок полотну.
Малина затерялась среди других ягод. И конечно же, на полотне изображен белый кувшин. Зрителю непременно кажется, что он чем-то наполнен, возможно, это вода или молоко. Белый кувшин идеально вписывается в натюрморт художника.
Он дополняет гармоничность картины и полноту.
Фон картины выполнен в бежево-коричневых тонах. Небогатая обстановка и убранство стола указывают, что это дом обычных крестьян радующихся плодам своих рук и щедрости русской земли.
(2 votes, average: 5,00
Машков и революция
Подобно многим авангардистам, Илья Машков ликовал, видя революционные преобразования в стране. Как человек не робкий и наделённый организаторскими способностями бросился навстречу переменам: развернул профсоюзную деятельность, преподавал в стенах реорганизованного родного училища. Вместе с тем поменялось и содержание его картин – стало больше женской натуры, натюрморты изобиловали посудой и фруктами – в целом работы стали более декоративными. Ярким примером является «Натюрморт с женской фигурой» (1918). Кстати, на картине вторая жена Машкова, Елена Фёдорова, брак с которой был заключён в 1915 году.
Первые послереволюционные годы художник активен не только профессионально, хотя он много пишет и выставляется. Машков чрезвычайно инициативен в жизни общества – деловито и энергично участвует во всех возможных организациях, честолюбив – ищет всяческих наград от грамот до званий. Он верит в революцию и в скорое изобилие. В подтверждение этого к выставке Ассоциации художников революционной России 1925 года «Революция, быт и труд» Машков готовит триптих «Снедь московская», куда входят «Хлебы», «Мясо, дичь» и «Фрукты». К приготовлению некоторых компонентов картин приложила руку третья жена живописца, на этот раз последняя, тоже художница Мария Данилова.