Эсташ лёсюёр: жизнь и творчество художника

ТВОРЧЕСТВО

ВЛИЯНИЕ ВУЭ

В 1637 году  Вуэ поручил ему заказ на 8 картин,  иллюстрирующих «Сон Полифила Ф.  Колонны», которые затем были воспроизведены на шпалерах. От этого цикла, завершенного  около 1645,  сохранилось четыре  картины.  В  1644  Лёсюёр  начинает росписи  в  отеле,   принадлежавшем Ламберу  де  Ториньи  и построенном архитектором   Лево   на    острове Сен-Луи  в  Париже.  От  этих работ сохранилось   много    значительных фрагментов,  в особенности орнаментальные панно (ныне — частное  собрание, замок де Ла Гранж) и плафоны Кабинета  Амура  (ныне   —   Париж, Лувр).  

В это время,  вдохновленный  примером   и уроками Вуэ,  Лёсюёр исполнил целый ряд произведений,  некоторые из которых  прежде  приписывались самому Вуэ: «Диака и Каллисто» (Дижон, музей Маньен),  «Архангел Рафаил, покидающий  Товия» (Гренобль,  Музей изящных искусств;  эта картина, как и другая,  из Лувра и также иллюстрирующая историю Товия,  происходит из отеля Фьёбе), «Введение во храм» (Санкт-Петербург,   Гос.  Эрмитаж). «Кабинет муз» в  том  же отеле   Ламбер,   созданный   около 1647-1650,  свидетельствует о  том, что Лёсюёр не остался равнодушным к классическим урокам Пуссена,  находившегося между 1640 и 1642 в Париже.  Пять композиций с изображением муз  и  роспись  плафона («Фаэтон») находятся ныне в Лувре. Одна из них — картина «Музы Клио, Евтерпа и Талия» — является  типичным  примером этого  переходного  периода в творчестве художника,  для которого был характерен мягкий ритм линий и гармония тонов.

ЗРЕЛОСТЬ

Репутация Лёсюёра растет,  и  в 1648 он становится одним из членов-основателей Королевской Академии живописи и скульптуры.  Он получает крупный заказ на 22 картины для монастыря Шартрез; исполненные с 1645 по 1648, эти картины (ныне — Париж, Лувр) посвящены истории св.  Бруно. В них Лёсюёр окончательно утверждает свой индивидуальный стиль; они в сдержанной манере,  оживленной психологизмом  и реалистической наблюдательностью. 

Строгость  и  скромность  вызывают  в памяти искусство Сурбарана.  Знание перспективы и ее облагороженное использование прида- ют сценам величие. Те же черты присущи и картине «Св.  Павел в Эфесе» (1649, Париж, Лувр), заказанной цехом  ювелиров  для собора Парижской Богоматери.

Кроме  того,  он  украшает купальню королевы-матери;  этот ансамбль погиб в конце XVIII в.

ВЛИЯНИЕ РАФАЭЛЯ

Около  1650 творчество Лёсюёра  несколько  изменило свои ориентиры,  что заметно в картинах на библейские и  евангельские сюжеты  и  темы  греческой истории. Под влиянием  картонов  для  шпалер Рафаэля и росписей Лоджий,  он создает  довольно  холодное  искусство («Благовещение», 1652, Париж, Лувр; «Христос у Марфы и Марии»,  Мюнхен, Старая   пинакотека;  «Введение  во Храм», 1652, Марсель, Музей изящных искусств). 

В большой картине «Поклонение пастухов» (1653, Ла Рошель, музей)  благородный линейный контур объединяет персонажей,  лица и позы которых  остаются точными и правдоподобными. 

Ностальгия по Возрождению   несомненно  вдохновила  тон до «Снятие с  креста»  (Париж,  Лувр), принадлежавшее раньше тому же алтарю,  что  и  замечательная  картина «Несение креста» (там же). Этим высоким вдохновением отмечено и четыре  поздних произведения художника, исполненных в  1654  для  монастыря Мармутье («Явление Марии св. Мартину» и «Месса св.  Мартина» — Париж, Лувр; две других картины — Тур, Музей изящных искусств).

Творчество Лёсюёра  включает в себя также богатое и замечательное  собрание  подготовительных  рисунков к его картинам,  исполненных сангиной или,  подобно  Вуэ,  углем на серой бумаге (Париж, Лувр, и др.). 

Именно эти художники с присущим  им чувством гармонии предопределили  развитие  французского классицизма эпохи Лебрена.

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Родился в Париже 18 ноября 1617. Учился у С.Вуэ, испытал влияние Николя Пуссена. Географические границы  его творчества ограничиваются  центром  Парижа  и   островом Сен-Луи. 

Сын токаря по дереву Кателена Лёсюёра,  он  начал свое обучение около 1632 в мастерской С.  Вуэ, где познакомился  с  Лебреном  и Миньяром. Изучение произведений Рафаэля и рисунков из королевских коллекций,  а также гравюр Маркантонио Раймонди и росписей в замке Фонтенбло дополнило его образование.

Художник никогда не был в Риме, но такие его произведения, как Иисус в доме Марфы и Марии или серия картин История Амура для отеля Ламбер (1640-е, сейчас – в Лувре) свидетельствуют об увлечении творчеством Рафаэля. Особенно известна его серия «Житие св. Бруно» из 22 полотен, написанных для картезианского монастыря в Париже (1645–1649, теперь в Лувре).

Умер Лёсюёр в Париже 30 апреля 1655.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: