ТВОРЧЕСТВО
ВЛИЯНИЕ ВУЭ
В 1637 году Вуэ поручил ему заказ на 8 картин, иллюстрирующих «Сон Полифила Ф. Колонны», которые затем были воспроизведены на шпалерах. От этого цикла, завершенного около 1645, сохранилось четыре картины. В 1644 Лёсюёр начинает росписи в отеле, принадлежавшем Ламберу де Ториньи и построенном архитектором Лево на острове Сен-Луи в Париже. От этих работ сохранилось много значительных фрагментов, в особенности орнаментальные панно (ныне — частное собрание, замок де Ла Гранж) и плафоны Кабинета Амура (ныне — Париж, Лувр).
В это время, вдохновленный примером и уроками Вуэ, Лёсюёр исполнил целый ряд произведений, некоторые из которых прежде приписывались самому Вуэ: «Диака и Каллисто» (Дижон, музей Маньен), «Архангел Рафаил, покидающий Товия» (Гренобль, Музей изящных искусств; эта картина, как и другая, из Лувра и также иллюстрирующая историю Товия, происходит из отеля Фьёбе), «Введение во храм» (Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж). «Кабинет муз» в том же отеле Ламбер, созданный около 1647-1650, свидетельствует о том, что Лёсюёр не остался равнодушным к классическим урокам Пуссена, находившегося между 1640 и 1642 в Париже. Пять композиций с изображением муз и роспись плафона («Фаэтон») находятся ныне в Лувре. Одна из них — картина «Музы Клио, Евтерпа и Талия» — является типичным примером этого переходного периода в творчестве художника, для которого был характерен мягкий ритм линий и гармония тонов.
ЗРЕЛОСТЬ
Репутация Лёсюёра растет, и в 1648 он становится одним из членов-основателей Королевской Академии живописи и скульптуры. Он получает крупный заказ на 22 картины для монастыря Шартрез; исполненные с 1645 по 1648, эти картины (ныне — Париж, Лувр) посвящены истории св. Бруно. В них Лёсюёр окончательно утверждает свой индивидуальный стиль; они в сдержанной манере, оживленной психологизмом и реалистической наблюдательностью.
Строгость и скромность вызывают в памяти искусство Сурбарана. Знание перспективы и ее облагороженное использование прида- ют сценам величие. Те же черты присущи и картине «Св. Павел в Эфесе» (1649, Париж, Лувр), заказанной цехом ювелиров для собора Парижской Богоматери.
Кроме того, он украшает купальню королевы-матери; этот ансамбль погиб в конце XVIII в.
ВЛИЯНИЕ РАФАЭЛЯ
Около 1650 творчество Лёсюёра несколько изменило свои ориентиры, что заметно в картинах на библейские и евангельские сюжеты и темы греческой истории. Под влиянием картонов для шпалер Рафаэля и росписей Лоджий, он создает довольно холодное искусство («Благовещение», 1652, Париж, Лувр; «Христос у Марфы и Марии», Мюнхен, Старая пинакотека; «Введение во Храм», 1652, Марсель, Музей изящных искусств).
В большой картине «Поклонение пастухов» (1653, Ла Рошель, музей) благородный линейный контур объединяет персонажей, лица и позы которых остаются точными и правдоподобными.
Ностальгия по Возрождению несомненно вдохновила тон до «Снятие с креста» (Париж, Лувр), принадлежавшее раньше тому же алтарю, что и замечательная картина «Несение креста» (там же). Этим высоким вдохновением отмечено и четыре поздних произведения художника, исполненных в 1654 для монастыря Мармутье («Явление Марии св. Мартину» и «Месса св. Мартина» — Париж, Лувр; две других картины — Тур, Музей изящных искусств).
Творчество Лёсюёра включает в себя также богатое и замечательное собрание подготовительных рисунков к его картинам, исполненных сангиной или, подобно Вуэ, углем на серой бумаге (Париж, Лувр, и др.).
Именно эти художники с присущим им чувством гармонии предопределили развитие французского классицизма эпохи Лебрена.
БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА
Родился в Париже 18 ноября 1617. Учился у С.Вуэ, испытал влияние Николя Пуссена. Географические границы его творчества ограничиваются центром Парижа и островом Сен-Луи.
Сын токаря по дереву Кателена Лёсюёра, он начал свое обучение около 1632 в мастерской С. Вуэ, где познакомился с Лебреном и Миньяром. Изучение произведений Рафаэля и рисунков из королевских коллекций, а также гравюр Маркантонио Раймонди и росписей в замке Фонтенбло дополнило его образование.
Художник никогда не был в Риме, но такие его произведения, как Иисус в доме Марфы и Марии или серия картин История Амура для отеля Ламбер (1640-е, сейчас – в Лувре) свидетельствуют об увлечении творчеством Рафаэля. Особенно известна его серия «Житие св. Бруно» из 22 полотен, написанных для картезианского монастыря в Париже (1645–1649, теперь в Лувре).
Умер Лёсюёр в Париже 30 апреля 1655.