Рихард германович зариньш: биография

Период скитаний

В 1833 году он покинул родной Лейпциг и поехал искать счастья в Вюрцбург. Здесь Вагнер работал руководителем театрального хора (хормейстером). Но на одном месте он не задержался, начался долгий период скитаний.

Композитор переехал в Магдебург, где устроился в небольшой оперный театр на должность хормейстера. Он провёл здесь целый театральный сезон 1834-1835 годов. Новый молодой дирижёр полюбился и публике, и артистам. Но дела театра шли плохо, сборы падали. Несмотря на попытки Вагнера пополнения труппы и обновления репертуара, многие артисты стали искать себе другие места. Вскоре директор театра объявил о банкротстве, но Рихард ещё хотел поставить свою новую пьесу «Запрет любви». Однако премьера провалилась, и он в отчаянии покинул Магдебург.

С 1837 по 1839 годы дирижировал музыкальными театрами в Риге и Кёнигсберге, затем какое-то время жил и работал в Норвегии, Лондоне, Париже. Всё это время Рихард безумно тосковал по родине и жил в ужасной нищете. Но верил в свои силы и великое призвание; мечтал, что ему покорится Париж; будут деньги, слава, успех. При этом всё ценное он либо продал, либо заложил в ломбарде, целыми днями бегал по городу, умоляя кредиторов отсрочить уплату долгов, иногда в его доме не было и куска хлеба.

Биография

«Рука с мечом, разрубающим цепь» — первая марка Советской России, изготовленная по эскизу Зариньша

В — годах будущий художник учился в немецкой школе города Даугавпилса (ныне Даугавпилсская средняя школа № 6 имени Райниса). Закончил Санкт-Петербургское Центральное училище технического рисования барона А. Л. Штиглица (позднее Мухинское училище, ныне Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица), где учился у В. В. Матэ. Изучал искусство гравюры и литографии в частных гравёрных мастерских в Мюнхене в 1896 году, искусство офорта в мастерской В. Унгера в Вене в — годах. В 1899 году побывал в Париже и Риме. С 1899 по 1919 год работал в Экспедиции заготовления государственных бумаг (ЭЗГБ) в Санкт-Петербурге. Начав карьеру на должности учёного-рисовальщика, стал художественным директором ЭЗГБ.

Весной 1919 года художник переехал в Ригу, где руководил Рижской типографией (1919—), занимался преподавательской деятельностью в Латвийской академии художеств, получил учёное звание профессора (), руководил мастерской графики Латвийской академии художеств.

Р. Г. Зариньш собрал образцы латышского народного орнамента, объездив всю Латвию. По заданию этнографического отдела Русского музея сформировал коллекции одежды, украшений, предметов культуры и быта начала и середины XIX века из многих округов Видземе и Курземе и по праву считается основателем собрания по этнографии латышей.

Вместе с другим известным латышским художником Ю. Мадерниеком Рихард Зариньш учреждал первые частные художественные школы и курсы, устраивал художественно-ремесленные выставки, инициировал создание коллекций произведений народного искусства в музеях Латвии.

Герб Латвии, автором которого был Зариньш ()

Особенности техники съемки

На протяжение всей своей жизни Ритц предпочитал работать с естественным солнечным светом. Даже декорации он нередко устанавливал прямо на пляже, на песке, под открытым небом. Пляж всегда был его любимым местом съемки, именно сюда он стремился приводить всех, с кем работал. На пляже Ритц не только снимал, но и жил – его дом в Лос Анджелесе находился у самого океана.

Ритц предпочитал жесткое освещение, создающее яркие блики в глазах – ничто другое, по его словам, не могло сделать их такими живыми. Он всегда любил четкие линии и завершенные формы, для создания которых часто использовал не только очертания объектов, но и падающие от них контрастные тени.

Ритц всегда придавал очень большое значение текстурам. Во время съемок часто использовал морскую воду, которую смешивал с песком и разбрызгивал на волосы модели, после чего давал им подсохнуть. Фактура была нужна ему везде, где только можно было её создать.

При этом ему было практически безразлично, какую использовать камеру. Во время съемки он часто не тратил время на смену объектива и, взяв один, снимал только им, от первого до последнего кадра

«Не важно, какую технику вы используете», — говорил он, — «важно, что вы с ней делаете»

Ритц никогда не использовал штатив, поскольку предпочитал динамичные съемки и всегда хотел следовать за происходящим. Он заставлял моделей бегать, лезть в воду, нырять, валяться в песке, прыгать и кривляться перед камерой. И сам непрерывно двигался, кружась вокруг модели. Со стороны это напоминало танец: модель делает шаг – фотограф делает шаг, и так далее.

Личная жизнь

У Рихарда Зорге было две жены, но детей за жизнь разведчик так и не завел. Первую супругу звали Кристина Герлах, с ней Зорге развелся в 1926 году, когда она уехала в Германию.

Личная жизнь тайного агента: три супруги Рихарда Зорге

Со второй женой Екатериной Максимовой Зорге узаконил отношения в 1933 году. В 1942 году женщину арестовали за связь с врагами. В итоге Екатерина отбывала срок в Красноярском крае, там и скончалась.

В неофициальном браке Рихард проживал с Ханако Исии. Известно, что японка до конца своей жизни навещала могилу Зорге, а также числилась в министерстве обороны СССР вдовой погибшего офицера.

Творчество

Р. Г. Зариньш иллюстрировал книги, делал рисунки для журналов, плакаты, рисунки для почтовых марок, пригласительных билетов, эскизы денежных знаков, акций, а также офорты (в основном на фольклорные и исторические темы), рисунки, цветные литографии, акварели, гравировал экслибрисы. В —1930-е годы Зариньш опубликовал образцы народных орнаментов в известной серии «Латышский орнамент». В 1921 году он разработал дизайн государственного герба Латвии.

Почтовые марки

Из под руки Рихарда Зариньша вышли рисунки многих российских марок, среди которых марки 1906 года номиналом в 5 и 10 рублей, серии марок — годов. Он стал автором первых революционных марок Советской России «Освобождённая Россия», или «Рука с мечом, разрубающим цепь» (ЦФА (ИТЦ) #1 и 2). На счету Зариньша для Белорусской Народной Республики ().

Кроме того, орнаментальная рамка по эскизу Р. Зариньша использована в выпуске СССР «Первая годовщина со дня смерти В. И. Ленина» (, художник В. Завьялов) (ЦФА (ИТЦ) #212—215).

Биография

Рихард Зариньш родился 27 июня 1869 года в Лифляндской губернии. Его отец был управляющим в имении Киегели. Вскоре он покинул имение и перешёл на бумажную фабрику в городе Лигатне. Там прошло детство Рихарда. Затем, по неизвестным причинам отец Рихарда переселился в местечко Грива близ города Двинска (ныне Даугавпилс). Здесь с будущий художник учился в немецкой школе (ныне Даугавпилсская средняя школа № 6 имени Райниса), где у него впервые обнаруживается талант художника-рисовальщика. По настоянию директора К. Вальцера и архитектора В. Неумана в 1887 году Рихард отправляется в Санкт-Петербург, чтобы продолжить обучение в Центральном училище технического рисования барона А. Л. Штиглица (позднее Мухинское училище, ныне Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А. Л. Штиглица).

Студентом училища Зариньш стал лишь спустя год. Он учился у В. В. Матэ. С отличием закончив в мае 1895 года училище по классу гравюры на дереве и офорту, Рихард получил право на стипендию и трёхгодичную командировку в страны Западной Европы для повышения мастерства. Изучал искусство гравюры и литографии в частных гравёрных мастерских А. Цика, Р. Зайтца и М. Дазио в Мюнхене в 1896 году, искусство офорта в мастерской В. Унгера в Вене в 1897—1898 годах. В 1899 году побывал в Париже и Риме.

В 1889 году Рихард вернулся в Россию. С 1899 и до осени 1919 года он работал в Экспедиции заготовления государственных бумаг (ЭЗГБ) в Санкт-Петербурге. Начав карьеру на должности учёного-рисовальщика, стал художественным директором ЭЗГБ. С 1912 до осени 1918 года, являясь заведующим художественного отдела, он полностью отвечал за качество оформления всех изделий вплоть до денежных ассигнаций.

С 1912 года работу в ЭЗГБ Р. Зариньш совмещал с преподаванием в Высших художественных мастерских (ВХМ) Риги. В мае 1919 года по приглашению правительства Латвии художник переехал в Ригу, чтобы принять руководство ВХМ. В том же году мастерские были преобразованы в Латвийскую академию художеств. Р. Зариньш создал в ней национальную школу графики, руководил кафедрой, в 1934 году получил учёное звание профессора. С 1920 по 1934 годы Р. Зариньш руководил Рижской государственной типографией.

Р. Г. Зариньш собрал образцы латышского народного орнамента, объездив всю Латвию. По заданию этнографического отдела Русского музея сформировал коллекции одежды, украшений, предметов культуры и быта начала и середины XIX века из многих округов Видземе и Курземе и по праву считается основателем собрания по этнографии латышей.

Вместе с другим известным латышским художником Ю. Мадерниеком Рихард Зариньш учреждал первые частные художественные школы и курсы, устраивал художественно-ремесленные выставки, инициировал создание коллекций произведений народного искусства в музеях Латвии.

Умер Рихард Зариньш 21 апреля 1939 года. Он похоронен в Риге в Межа Капи (Лесное кладбище).

Творчество

Р. Г. Зариньш иллюстрировал книжки, делал картинки для журналов, плакаты, картинки для почтовых марок, пригласительных билетов, наброски валютных символов, акций, также офорты (в главном на фольклорные и исторические темы), картинки, цветные литографии, акварели. Он считается первым в Латвии мастером офорта, литографии и прикладной графики.

Р. Зариньш является основателем латвийского книжного знака. 1-ый экслибрис он выполнил в 1897 году для будущей супруги Евы. Живописец сделал около 75 экслибрисов, в том числе, три книжных знака для ЭЗГБ в 1905 и 1918 годах. В 1920—1930-е годы Зариньш опубликовал эталоны народных узоров в известной серии «Латышский орнамент». В 1921 году он разработал дизайн муниципального герба Латвии.

Из-под руки Рихарда Зариньша вышли картинки многих русских марок, посреди которых марки благотворительного выпуска 1905 года «В пользу сирот воинов действующей армии». Р. Зариньш был создателем трёх марок из этой серии, номиналами в 5, 7 и 10 копеек. Зариньш также является создателем стандартных марок 1906 года номиналом] в 5 и 10 рублей, серии марок 1909—1911 годов. В 1913 году вкупе с И. Я. Билибиным и Е. Е. Лансере Р. Зариньш участвовал в разработке юбилейного выпуска, посвящённого 300-летию дома Романовых. Он — создатель рисунков 5 марок (2, 3, 10, 20 копеек и 5 рублей). В ноябре 1914 года состоялся 1-ый выпуск марок из серии «В пользу воинов и их семейств», создателем рисунка которых был Р. Зариньш. Позже, в 1915—1916 годах, был осуществлён дополнительный выпуск этой серии.

Р. Зариньш стал создателем первых революционных марок Русской Рф «Освобождённая Россия», либо «Рука с клинком, разрубающим цепь» (ЦФА (ИТЦ «Марка») № 1 и 2).

В ноябре 1922 года наброски, поданные Р. Зариньшем на конкурс «Четыре метода отправления» в 1914 году, были применены для почтово-благотворительного выпуска «В помощь популяции, пострадавшему от неурожая» (ЦФА (ИТЦ «Марка») № 50—53).

Не считая того, орнаментальная рамка по наброску Р. Зариньша применена в выпуске СССР «Первая годовщина со денька погибели В. И. Ленина» (1925, живописец В. Завьялов) (ЦФА (ИТЦ «Марка») № 212—215).

Длительное время числилось, что на счету Зариньша также подготовка рисунков для марки первого пропагандистского выпуска Белорусской Народной Республики (1920). Но это не соответствует реальности, и Зарриньш не имел никакого дела к дизайну этих марок, что подтверждается историческими документами.

После переезда в Ригу Р. Зариньш много работал над рисунками латвийских почтовых миниатюр. Из сделанных им 28 уникальных почтовых марок Латвии выпущено 82 знака почтовой оплаты разных номиналов.

Зариньшу принадлежит дизайн ряда русских и латвийских банкнот, также нескольких латвийских монет. Работая в Санкт-Петербурге, он исполнил валютные знаки Рф достоинством в 1, 3, 5, 10, 25 рублей, также лицевую и обратную стороны кредитных билетов номиналом в 100 рублей («катенька») 1910 года и номиналом 500 рублей 1912 года.

Стандартная марка Русской империи. Шестнадцатый выпуск, 1906, 5 рублей

Стандартная марка Русской империи. Семнадцатый выпуск, 1909, 4 копейки

Марка первого выпуска РСФСР, 1918, 70 копеек (ЦФА (ИТЦ «Марка») № 2)

Почтово-благотворительный выпуск РСФСР «В помощь популяции, пострадавшему от неурожая», серия из 4 марок, 1922 (ЦФА (ИТЦ «Марка») № 50—53)

Марка СССР «Мавзолей В. И. Ленина» работы В. В. Завьялова, орнаментальная рамка по наброску Р. Зариньша, 1925 (ЦФА (ИТЦ «Марка») № 212)

Кредитный билет Русской империи, 500 рублей, 1912, лицевая сторона

250-рублёвая банкнота, выпущенная Временным правительством в 1917 году

Латвийская монета в 5 латов, 1932

Детство и юность

Рихард Зорге родился 4 октября 1896 года в поселке Сабунчи Бакинской губернии в немецкой семье Густава Вильгельма Рихарда Зорге. Отец работал в фирме Нобеля, где специализировался на нефтедобыче. Мать Нина Степановна Кобелева — с русскими корнями, выросла в семье железнодорожного рабочего.

Зорге писал в своей биографии, что его семья (в особенности по линии отца) была интеллигентной, с устоявшимися революционными взглядами. Это связано с революцией 1848 года, в которой принимали участие деды, как родной, так и двоюродные. Из заметок Рихарда известно, что детство прошло в Германии: спокойно, в довольно обеспеченной многодетной семье.

Зорге учился в Realschule в Германии, но среднее образование не получил — в ранней молодости, бросив училище, добровольцем ушел на фронт Первой мировой войны в составе немецкой армии.

Герхард Рихтер: биография

Родился художник 09.02.1932 в Дрездене (Германия). Детство его прошло в сельской местности, где отец работал учителем. Семье удалось пережить непростой военный период, и в 1948 году повзрослевший Герхард поступил в ремесленную школу города Циттау.

Герхард Рихтер всерьез увлекся изобразительным искусством. С 1952 года он обучался в Дрездене по специальности «художник», однако его творческие идеи в ГДР не одобрялись. Работы Герхарда называли «слишком буржуазными». По этой причине он бежал в западный Берлин в 1961 году, за несколько месяцев до строительства печально известной стены. Попросив политического убежища, Рихтер переехал в Дюссельдорф (ФРГ) и продолжил обучение в местной Академии искусств.

Парижский период

Позднее творчество мастера заметно отличается от русского
периода. Ларионов стал более спокойным и цельным. И хотя он продолжал
эксперименты в области беспредметного искусства, общий пафос поисков смягчился.
Михаил Федорович отошел от лучизма и вернулся к жанровым работам, натюрмортам и
графике. Много времени стал уделять литературе – работал над мемуарами и
статьями по искусству.

Что-то незаметное, но очень важное, то, что отличало
Ларионова от других, навсегда исчезло из его творчества. Ушло изобретательство
и общественный вызов, революционность и нонконформизм

Художник перестал верить
в абсолютную ценность нового.

Одновременно с этим Ларионова ужасает проникнувшая в
искусство коммерция, изменившая правила игры. Выгодное вложение стало заменять
эстетический вкус. Про одного такого дельца Михаил Федорович писал:

Ларионов начинал деятельность тогда, когда интерес к
искусству в России был огромен. Художник чувствовал востребованность и ощущал
себя нужным обществу. Совсем другую обстановку он застал на западе во время
экономического спада. Народ не ломился в театры и выставочные залы. В воздухе
разлилось тотальное равнодушие, убивающее желание творить. К этому можно
добавить и сильную материальную нужду. Ларионов продолжал быть энергичным, но
его внутренний мир переживал изменения, что, несомненно, отражалось в
творчестве.

«Две девушки на берегу ручья» 1920-е

На западе Ларионов так и остался недостаточно проясненным,
не раскрытым в полном объеме. В этом он схож с русскими поэтами и оказался
«непереводим». Западному человеку трудно принять в одном человеке столь несочетаемые
свойства: энциклопедические знания, тонкое понимание предмета, четкую
расстановку мелочей, пытливую скрупулезность, ищущую самые мелкие детали, и в
то же время – разнузданность, эпатаж, зубоскальство и откровенное хулиганство.

Для развития искусства Михаил Федорович дал очень много. Его
опыты с примитивами открыли новый путь для авангардных художников. Его лучизм вызвал
массовые подражания, поиски и эксперименты.

Ларионов мечтал о «Жизни для искусства», об искусстве как
молитве. Но не в смысле самоотречения и серьезного всматривания в глубины, а в
смысле радостного созерцания, карнавального смеха и шутовской игры. Таким он
остался для русского авангарда.

Автопортрет 1910

Еще одна статья о Михаиле Ларионове на нашем сайте.

Биография и творчество Герхарда Рихтера

Будущий художник появился на свет 8 февраля 1932 года в Дрездене. Глава семьи Герхарда Рихтера, учитель по образованию, в силу причин состоял в национал-социалистической партии. Трудно сказать, что молодой отец разделял взгляды Третьего Рейха, но, судя по всему, мужчина чувствовал вину за происходившее по вине его народа во время Второй Мировой войны и внушил это неприязненное чувство подрастающему сынишке. Позднее тема нацизма и войны будет прослеживаться в полотнах Герхарда Рихтера. А пока он просто подрастал на радость родителям Хильдегарде и Хорсту. В 1936 родители Герхарда Рихтера подарили мальчику сестричку Гизелу.

Герхард Рихтер в юности

Перебравшись на остров Райхенау, подальше от восточногерманских страстей, родители Герхарда Рихтера посвятили себя всестороннему образованию сына и дочери: отец обучал мальчика точным наукам, а мама погружала ребят в волшебным мир литературы. Задатки творческой одаренности Герхарда чувствовались уже в школьные годы. А после получения аттестата парень освоил специальность художника рекламы и декораций и устроился подмастерьем к художнику-оформителю.

Герхард Рихтер в молодости

Счастья поступить в Дрезденскую академию художеств с первого раза Рихтеру не представилось. Его работы сочли чрезмерно «буржуазными».

Мало-помалу начинающий художник начал осознавать, что его картины не смогут быть понятыми в нынешней политической обстановке. Ему попросту не давали возможностей для профессионального роста и самореализации.

В 1957, уже будучи женатым, Герхард Рихтер попросил политического убежища по другую сторону «стены» и переехал с женой в Дюссельдорф. Здесь для перспективного дарования открылись новые перспективы: он совершенствовался в живописи и фотографии, много путешествовал в поисках вдохновения, заводил интереснейшие знакомства, общался с коллегами, набираясь опыта.

Герхард Рихтер

К тому периоду относится его активность в сфере проб разных видов художественных техник: от откровенного поп-арта и абстракционизма до экспрессионизма и экспериментов с цветом.

Кадр из фильма о Герхарде Рихтере

Здесь особенно стоит обратить внимание читателя на целый проект под названием «Серое» состоящий из нескольких полотен, который возымел небывалый успех в среде истинных ценителей искусства

Цикл работ «Серое»

Позже появились серии видов на облака, горы, город, монохромные пейзажи и знаменитые «48 портретов» интеллектуалов.

Ретроспектива «48 портретов»

Переехав в Кельн, Герхард Рихтер подарил местному собору роскошный пиксельный витраж из мозаики.

Мозаичный витраж в Кельнском Соборе

Тогда же Рихтером были написаны наиболее известные работы «Чтение», «Бетти», «Мориц».

«Чтение»

Военная служба и коммунизм

Рихард принимал участие в боях, не раз получал травмы. В 1917 году Зорге ранило снарядом, он перенес операцию в Кенигсберге, в результате которой остался инвалидом (одна нога длиннее, другая — короче). По этой причине был уволен со службы. Во время пребывания в лазарете Зорге полностью изменил свои взгляды на коммунистические.

В том же 1917 году Зорге смог получить аттестат о среднем образовании, а спустя год — диплом об окончании университета имени Фридриха Вильгельма. Затем он поступил в университет в городе Киле, учился на факультете общественных наук. А в Гамбурге выпустился с ученой степенью доктора государства и права, позже получил степень в области экономики.

Рихард Зорге в молодости /

В 1918 году в городе Киле началось матросское восстание, в котором Рихард Зорге принимал непосредственное участие, занимался вооружением населения. Когда в Берлине началась революция, стал активным участником волнений. За это власти выслали Зорге из города.

В 1924 году исполнительный комитет Коммунистического интернационала пригласил Зорге в Москву, где он стал работать в информационном отделе. А также был сотрудником центрального партийного научно-исследовательского института.

Биография

Рихард Зариньш родился 27 июня 1869 года в Лифляндской губернии. Его отец был управляющим в имении Киегели. Вскоре он покинул имение и перешёл на бумажную фабрику в городе Лигатне. Там прошло детство Рихарда. Затем, по неизвестным причинам, отец Рихарда переселился в местечко Грива близ города Динабурга (ныне Даугавпилс). Здесь будущий художник учился в немецкой школе (ныне Даугавпилсская средняя школа № 6 имени Райниса), где у него обнаруживается талант художника-рисовальщика. По настоянию директора К. Вальцера и архитектора В. Неумана в 1887 году Рихард отправляется в Санкт-Петербург, чтобы продолжить обучение в Центральном училище технического рисования барона А. Л. Штиглица (позднее Мухинское училище, ныне Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А. Л. Штиглица).

Студентом училища Зариньш стал лишь спустя год. Он учился у В. В. Матэ. С отличием окончив в мае 1895 года училище по классу гравюры на дереве и офорту, Рихард получил право на стипендию и трёхгодичную командировку в страны Западной Европы для повышения мастерства. Изучал искусство гравюры и литографии в частных гравёрных мастерских А. Цика, Р. Зайтца и М. Дазио в Мюнхене в 1896 году, искусство офорта в мастерской В. Унгера в Вене в 1897—1898 годах. В 1899 году побывал в Париже и Риме.

В 1889 году Рихард вернулся в Россию. С 1899 и до осени 1919 года он работал в Экспедиции заготовления государственных бумаг (ЭЗГБ) в Санкт-Петербурге. Начав карьеру на должности учёного-рисовальщика, стал художественным директором ЭЗГБ. С 1912 до осени 1918 года, являясь заведующим художественного отдела, он полностью отвечал за качество оформления всех изделий вплоть до денежных ассигнаций.

С 1912 года работу в ЭЗГБ Рихард Зариньш совмещал с преподаванием в Высших художественных мастерских (ВХМ) Риги. В мае 1919 года по приглашению правительства Латвии художник переехал в Ригу, чтобы принять руководство ВХМ. В том же году мастерские были преобразованы в Латвийскую академию художеств. Р. Зариньш создал в ней национальную школу графики, руководил кафедрой, в 1934 году получил учёное звание профессора. С 1920 по 1934 годы Р. Зариньш руководил Рижской государственной типографией.

Рихард Зариньш собрал образцы латышского народного орнамента, объездив всю Латвию. По заданию этнографического отдела Русского музея сформировал коллекции одежды, украшений, предметов культуры и быта начала и середины XIX века из многих округов Видземе и Курземе и по праву считается основателем собрания по этнографии латышей.

Вместе с другим известным латышским художником Ю. Мадерниеком Рихард Зариньш учреждал первые частные художественные школы и курсы, устраивал художественно-ремесленные выставки, инициировал создание коллекций произведений народного искусства в музеях Латвии.

Умер Рихард Зариньш 21 апреля 1939 года. Похоронен на Лесном кладбище в Риге.

Творчество

Р. Г. Зариньш иллюстрировал книги, делал рисунки для журналов, плакаты, рисунки для почтовых марок, пригласительных билетов, эскизы денежных знаков, акций, а также офорты (в основном на фольклорные и исторические темы), рисунки, цветные литографии, акварели. Он считается первым в Латвии мастером офорта, литографии и прикладной графики.

Р. Зариньш является основоположником латвийского книжного знака. Первый экслибрис он выполнил в 1897 году для будущей супруги Евы. Художник создал около 75 экслибрисов, в том числе, три книжных знака для ЭЗГБ в 1905 и 1918 годах. В 1920-е —1930-е годы Зариньш опубликовал образцы народных орнаментов в известной серии «Латышский орнамент». В 1921 году он разработал дизайн государственного герба Латвии, а в 1925 году—окончательный эскиз герба Риги.

Почтовые марки

Из-под руки Рихарда Зариньша вышли рисунки многих российских марок, среди которых марки благотворительного выпуска 1905 года «В пользу сирот воинов действующей армии». Р. Зариньш был автором трёх марок из этой серии, номиналами в 5, 7 и 10 копеек. Зариньш также является автором стандартных марок 1906 года номиналом в 5 и 10 рублей, серии марок 1909—1911 годов. В 1913 году вместе с И. Я. Билибиным и Е. Е. Лансере Р. Зариньш участвовал в создании юбилейного выпуска, посвящённого 300-летию дома Романовых. Он — автор рисунков пяти марок (2, 3, 10, 20 копеек и 5 рублей). В ноябре 1914 года состоялся первый выпуск марок из серии «В пользу воинов и их семейств», автором рисунка которых был Р. Зариньш. Позднее, в 1915—1916 годах, был осуществлён дополнительный выпуск этой серии.

Р. Зариньш стал автором первых революционных марок Советской России «Освобождённая Россия», или «Рука с мечом, разрубающим цепь» (ЦФА № 1 и 2).

В ноябре 1922 года эскизы, поданные Р. Зариньшем на конкурс «Четыре способа отправления» в 1914 году, были использованы для почтово-благотворительного выпуска «В помощь населению, пострадавшему от неурожая» (ЦФА № 50—53).

Кроме того, орнаментальная рамка по эскизу Р. Зариньша использована в выпуске СССР «Первая годовщина со дня смерти В. И. Ленина» 1925 года, основным художником которого был В. Завьялов (ЦФА № 212—215).

Долгое время считалось, что на счету Зариньша также подготовка рисунков для марки первого пропагандистского выпуска Белорусской Народной Республики (1920). Однако это не соответствует действительности, и Зариньш не имел никакого отношения к дизайну, что подтверждается историческими документами.

После переезда в Ригу Р. Зариньш много работал над рисунками латвийских почтовых миниатюр. Из созданных им 28 оригинальных почтовых марок Латвии выпущено 82 знака почтовой оплаты различных номиналов.

Деньги

Зариньшу принадлежит дизайн ряда российских и латвийских банкнот, а также нескольких латвийских монет. Работая в Санкт-Петербурге, он исполнил денежные знаки России достоинством в 1, 3, 5, 10, 25 рублей, а также лицевую и оборотную стороны кредитных билетов номиналом в 100 рублей («катенька») 1910 года и номиналом 500 рублей 1912 года.

  • Примеры почтовых марок, выполненных Рихардом Зариньшем
  • Стандартная марка Российской империи. Шестнадцатый выпуск, 1906, 5 рублей

  • Стандартная марка Российской империи. Семнадцатый выпуск, 1909, 4 копейки

  • Марка первого выпуска РСФСР, 1918, 70 копеек (ЦФА № 2)

  • Почтово-благотворительный выпуск РСФСР «В помощь населению, пострадавшему от неурожая», серия из 4 марок, 1922 (ЦФА № 50—53)

  • Марка СССР «Мавзолей В. И. Ленина» работы В. В. Завьялова, орнаментальная рамка по эскизу Р. Зариньша, 1925 (ЦФА № 212)

  • Примеры денег, подготовленных Рихардом Зариньшем
  • Кредитный билет Российской империи, 500 рублей, 1912, лицевая сторона

  • 250-рублёвая банкнота, выпущенная Временным правительством в 1917 году

  • Латвийская монета в 5 латов, 1932

«Интимные» портреты

Вообще, подход к съемке знаменитостей у Ритца был весьма абстрактен. Он не допускал появления «визуального мусора» – ничего не должно отвлекать зрителя от объекта съемки. При этом фотограф часто делал акцент на присущие только этому человеку черты. Знаменитая злобная ухмылка Джека Николсона – Джокера была снята через увеличительное стекло. Гленн Клоуз — в образе мима, печально глядящего с фотографии. Для съемки Моники Левински стилисты первоначально выбрали образ «плохой девочки» из провинциального городишки. Ритц же одел девушку в воздушное платье, но при этом выстроил кадр так, что оторвать взгляд от губ скандально известной стажёрки Белого Дома было просто невозможно.

Его модели всегда были уверены, что фотограф на их стороне: «В первую очередь он всегда старался показать тебя привлекательным» – говорит Ричард Гир. Непринужденная манера общения, легкость и открытость Херба восхищала всех окружающих и открывала ему двери, не впустившие никакого другого фотографа. «Супермен» в инвалидном кресле – парализованный Кристофер Рив; Стивен Хокинг в разгар борьбы с болезнью, с трудом произносящий фразы членораздельно; Элизабет Тейлор, открыто демонстрирующая шрамы от операции на головном мозге – все они доверяли Ритцу, показывали самое сокровенное и открывались в его кадре полностью.

Связь с Родиной

В творческом наследии этого художника Дрезден занимает особое, почетное место. Еще в 2006 году Герхард завещал свой архив государственным музеям Саксонии. В дополнение к двум залам в «Галерее новых мастеров», полностью отведенным под работы Рихтера, архив располагает полным собранием книг, каталогов, статей и рецензий, а также неопубликованных материалов художника. Это уникальное хранилище имеет право совместно с другими музеями организовывать выставки работ немецкого мастера.

Сегодня Герхард Рихтер — это… понятие. Искусствоведы дружно поклоняются его картинам, ценители искусства готовы платить за его работы миллионы, а молодые художники завидуют и его богатству, и тому перфекционизму, с которым он подходит к своему делу.

Рождение и семья

Рихард появился на свет 22 мая 1813 года в немецком городе Лейпциге, в семье чиновника. Всего у Вагнеров родилось девять детей, но двое из них умерли в младенчестве. В год рождения Рихарда скоропостижно скончался его отец Карл Фридрих Вагнер, ему было всего 43 года. Глава семейства страстно любил театр и желал, чтобы с этим видом искусства связали своё будущее его дети. Почти все они исполнили волю отца и избрали творческий жизненный путь.

Старшая девочка Розалия в шестнадцать лет дебютировала в театре Лейпцига и в дальнейшем стала актрисой. С десятилетнего возраста начала выступать на сцене и вторая дочь Луиза, также выбравшая для себя артистическую карьеру. Третью девочку Клару уже в шестнадцать лет признали превосходной певицей, это произошло после успешного исполнения роли Золушки в опере Россини. Старший среди мальчишек Вагнеров, Альберт, сначала собирался посвятить свою жизнь медицине. Но потом любовь к искусству пересилила, он стал театральным режиссёром и певцом.

К искусству имел прямое отношение и отчим Рихарда – Людвиг Гейер, он был художником, актёром и драматургом. Гейер дружил с Карлом Фридрихом Вагнером и после его смерти взял на себя заботы о семействе умершего друга. Рихард отчима очень любил и считал своим отцом, в течение всей жизни он вспоминал о Гейере с благодарностью. На письменном рабочем столе композитора Вагнера всегда стоял портрет Людвига Гейера, а на стене висела картина с изображением отчима и мамы Иоганны Розины.

Вагнер очень сильно любил свою мать. Иоганна Розина была женщиной малообразованной, но весёлой, простой и мужественной. Потеряв супруга и оставшись одна с семью детьми, она вышла замуж второй раз за Людвига Гейера, после чего семейство перебралось из Лейпцига в Дрезден.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: