Николай иванович юрасов

Василий Сазонов

Выходец из семьи крепостных крестьян, будущий академик Императорской Академии художеств Василий Сазонов родился в Гомеле в 1789 году. Граф Николай Румянцев (министр иностранных дел России в 1808-1814 годах) заметил талант мальчика и определил его за свой счет в Императорскую академию художеств. Там Сазонов учился под руководством небезызвестного художника Григория Угрюмова. За выдающиеся успехи в учебе граф Румянцев дал своему крепостному вольную.

Художник оканчивает академию в 1815 году, получает две серебряные медали и большую золотую медаль за картину «Расстрел русских патриотов». В 1817 году при поддержке графа Румянцева уезжает в Рим совершенствовать мастерство. Там создает копии с картин «Положение во гроб» Караваджо и «Любовь небесная и любовь земная» Тициана.

Вскоре живописец возвращается в Петербург и начинает работу над частными заказами – эти работы в дальнейшем и сделают Сазонову имя. Среди них «Первая встреча князя Игоря с Ольгой» (хранится ныне в Третьяковской галерее), «Дмитрий Донской на Куликовом поле» (хранится в петербургском Русском музее), «Святые Константин и Елена вокруг Животворящего Креста Господня». В 1830 году Сазонов становится академиком Императорской академии художеств и входит в творческую элиту Российской империи.

Блудный сын (Исаакиевский собор)

Кроме картин, бывший гомельский крепостной создавал образа и росписи (для Спасо-Преображенского собора Санкт-Петербурга, церкви Таврического дворца, Гатчинского собора, Троицкой церкви Измайловского полка, Александровского собора в Варшаве, церквей св. Екатерины в Царском Селе и св. Петра и Павла в Петергофе и т.д.). Вершина церковного творчества Сазонова – образы для малого иконостаса Казанского собора, а также картины «Милосердие самарянина» и «Блудный сын» для Исаакиевского собора.

Художник умер в 1870 году в Санкт-Петербурге. Улицы в честь Сазонова нет ни в Гомеле, ни в каком-либо другом городе Беларуси. Никто не знает, где похоронен гомельский самородок.

Смерть

Помимо изобразительного искусства, Федор Павлович занимался преподавательской деятельностью и имел высокий руководящий пост в Академии художеств.

Федор Решетников — «За мир!»

Художник покинул земной мир в преклонном возрасте 13 декабря 1988-го. Смерть наступила по естественным причинам. Последнее пристанище выдающегося мастера – Ваганьковское кладбище. Рядом с ним покоится и его супруга, ненадолго пережившая любимого мужа.

Примечательно, что за несколько месяцев до кончины работники Читинского музея обнаружили некогда пропавшую картину «Дом» на стенах местного торгово-кулинарного училища.

Месть митрополита

Резиденцией стал закрытый после 1831 года монастырь тринитариев в Тринополе (сейчас Trinapolis на севере Вильнюса в районе Верки), а церковью — барочный костел.

Гонорар, правда, митрополит предлагает не очень щедрый — тысячу рублей серебром, но предоставляет для жизни свою виленскую квартиру и обеспечивает стол. Работа затягивается, мелочный Семашко требует от художника все новых и новых бонусов, причем значительная часть их — копии классических западноевропейских картин. Заказчик вмешивается и в оригинальные сюжеты, тщательно регламентируя изображения на каждом из полотен: портреты ближайших соратников Семашко, пейзажи Вильны и окрестностей…

Плоды и свеча. Вторая половина 1830-х. Из коллекции Национального художественном музее Беларуси. 

Наконец работа были завершена. 1000 рублей за восемь лет оказываются мизерной платой. Но для Хруцкого главное — возможность вернуться в Захарничи. Он становится здесь почти отшельником, никак не комментируя события личной и общественной жизни, не давая повода для доносов и слежки. Живет скромно, пишет мало, все больше для себя: интерьеры усадьбы, семейные портреты…

Так проходит 30 лет. Одна из последних работ — написанный в 1884 году, за год до смерти, автопортрет. Как и во многих портретах Хруцкого, здесь применен прием контрастного освещения, когда свет падает на лицо и правую, «рабочую», руку. Автопортрет демонстрирует достоинство, чувство собственной значимости, но ощущается и какая-то затаенная горечь… Реализовано ли все, о чем мечталось? Стоили ли компромиссы той цены, которая за них заплачена?

Алесь Белый

Творчество И. Хруцкого

И. Хруцкий. Натюрморт с птичкой (1832)Первыми работами художника считаются «Натюрморт с вазой» и «Натюрморт с птичкой», написанные им в 1832 г. Главным направлением в творчестве художника становятся работы над натюрмортами, именуемыми в официальных документах как «живопись цветов и фруктов». За это время он создает картины «Плоды и птичка» (1833); «Фрукты» (1834); «Виноград и фрукты», «Натюрморт с яблоками, виноградом и лимоном», которые отличались простотой композиции.Вскоре И. Ф. Хруцкий усложняет композицию натюрмортов – они наполняются новыми компонентами. Таковы картины «Натюрморт со свечой», «Цветы и плоды», «Плоды, фрукты, битая дичь», «Цветы и фрукты».

И. Хруцкий. Натюрморт со свечойЧасто И. Хруцкий писал свои натюрморты не с натуры, а придумывал их, поэтому на его картинах иногда присутствуют плоды, которые в реальности созревают в разное время. Это же касается и цветов.Но именно благодаря этой сказочности его полотна пользовались успехом и большим спросом – многие хотели иметь в качестве украшения эти картины у себя дома.В 1836 г. И. Хруцкий удостоился большой серебряной медали Академическим Советом за картину «Цветы и плоды»

Ему присвоили звание свободного художника «во внимание к хорошим сведениям в ландшафтной живописи»

И. Хруцкий «Цветы и плоды» (1836). Холст, масло. 60,6 х 71,5 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)Есть у художника и другая картина с таким же названием.

И. Хруцкий «Цветы и плоды» (1839). Государственная Третьяковская галерея (Москва)На переднем плане этого натюрморта – роскошный букет цветов из пионов, тюльпанов, гиацинтов, стеблей и колосков злаков, ирисов. Цветы заполняют всю центральную часть холста, почти достигая его верхнего края. А вокруг букета  – фрукты, ягоды и плоды. Рядом стоит стакан, наполненный до половины водой, с опущенным в него ломтиком лимона, усиливающим ощущение присутствия человека.

И. Хруцкий «Семейный портрет» (1854)Картина написана в Захарничах, она считается самой знаменитой картиной этого периода жизни художника. Портрет наполнен любовью и полнотой жизни.

И. Хруцкий «Портрет неизвестной с цветами и фруктами» (1838)Молодая женщина изображена у стола, заставленного корзинами с плодами, графином с водой и букетом в керамической вазе. Фоном для всей сцены служит осенний пейзаж, решённый в багряных тонах. Подобная композиция, представляющая собой некий синтез жанрового портрета, натюрморта и пейзажа, появилась у Хруцкого как дань романтизму.И. Хруцкий был также мастером изображения интерьеров. Интерьеры представлены в картинах «Мастерская художника» (без года), «Митрополит Иосиф Семашко слушает в своем кабинете доклад секретаря» (1854), «В комнате» (1854), «В комнатах усадьбы художника И. Ф. Хруцкого Захарничи» (1855).

И. Хруцкий «В комнате» (1854)

И. Хруцкий «В комнатах усадьбы художника И.Ф. Хруцкого «Захарничи» (1855). Холст, масло 67х84 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)

  • < Назад
  • Вперёд >

Детство и юность

15 июля по старому стилю, или 28-го по новому, 1906-го в семье Решетниковых, проживавшей в селе Сурско-Литовское (ныне Украина), родился второй ребенок, которого назвали Федей. Тяга к изобразительному искусству, кажется, была заложена в нем с детства. Отец Павел занимался созданием икон, и по его примеру старший брат Василий стал студентом Киевского художественного училища.

Однако после смерти обоих родителей учебу в нем пришлось оставить, чтобы воспитывать и содержать семью. Парень занялся росписью церквей и храмов, а дома в свободное время писал лики святых. Маленький Федя помогал как мог – растирал краски, готовил холсты и кисти.

Федор Решетников и Отто Шмидт Известно также, что имелся и третий брат Иван, позднее увлекшийся революцией. В связи с этим следы его долго были затеряны, точных биографических сведений о нем нет. В дальнейшем все трое встретились в Мариуполе в 30-х.

По мере взросления будущий прославленный живописец охотно брался за любую работу. Среди освоенных им профессий – оформитель местных культурных центров и провинциальных театров, руководитель музыкального хора, плотник, сапожник, маляр, шахтер, актер и даже спортивный комментатор.

Позднее он трудился в клубе железнодорожников – отсюда его и направили на рабфак искусств, дававший возможность получить высшее образование. Отучившись, Решетников сделал выбор в пользу ВХУТЕМАС, куда поступил в 1929-м.

Федор Решетников — «Ремонт “Сибирякова” во льдах» / Culture and art

В мастерских он жадно впитывал знания, преподаваемые Сергеем Герасимовым («Мать партизана», «Фронтовик») и Дмитрием Моором (агитплакат «Ты записался добровольцем?»). Первые успехи не заставили себя ждать – способного студента, попавшего под влияние творческого коллектива «Кукрыниксы», прозвали на курсе «виртуозом графического шаржа».

Приобретенные навыки открывали перед молодым человеком новые возможности. Благодаря им он попал в заполярные экспедиции в качестве художника-репортера. Особенно жадно желал Федор оказаться на «Сибирякове», бок о бок с Отто Шмидтом. Интересный факт: именно во время плавания он написал дебютную живописную картину «Ремонт “Сибирякова” во льдах».

Следующая подобная «командировка» в составе «Челюскина» прошла заметно труднее, чем первая – пароход затонул, экипаж спасли с дрейфующей льдины и возвратили на Большую землю. Зарисовки, сделанные Решетниковым, восторженно приняли и публика, и критика.

Интересные факты

  • Мужчина с детства обладал одаренностью, близкой к гениальности.
  • Знал несколько иностранных языков и мог свободно переводить сложные произведения на русский.
  • Был консервативных взглядов. Никогда не разделял мнение о необходимости перемен и тем более революции на российской земле.
  • Слыл очень скромным человеком. Творчество Федора Ивановича Тютчева высоко ценили все. Сам же он называл себя литературным любителем.
  • За годы работы создал около 400 стихотворений. Отправил свыше 1000 писем.
  • Был очень романтичным человеком. Всю жизнь крутил романы.
  • Любимым поэтом считал Пушкина.

Могила Федора Тютчева на кладбище Новодевичьего монастыря в Санкт Петербурге

Никодим Силиванович

Сегодня мало кто знает, что часть мозаичных композиций Исаакиевского собора была создана белорусским художником ХІХ столетия, несправедливо забытым в ХХ веке. Никодим Силиванович родился в 1834 году в деревне Цинцевичи Вилейского уезда. Его отец считался свободным крестьянином. Мальчик получил возможность обучаться в Молодеченском училище для дворян, где впервые проявились его способности в изобразительном искусстве. После окончания училища Силиванович нанялся гувернером в дом одного из местных помещиков. Тот решил помочь талантливому юноше, на свои средства отправив Никодима учиться в Рисовальную школу в Санкт-Петербург.

В 1859 году Силиванович поступил в Императорскую Академию художеств. Однокурсниками художника были Иван Крамской, Василий Верещагин, Павел Чистяков. Селиванович хорошо зарекомендовал себя как портретист. После окончания Академии он вернулся на родину. Его талант не нашел практического применения, поэтому Селиванович испытывал нужду. Единственный заказ, за который он тотчас же взялся, исходил от Лидского уездного управления: живописцу предстояло оформлять храмы. Такая работа принесет ему в дальнейшем художественную славу.

В тот период Силиванович увлекся техникой мозаики. Чтобы усовершенствовать мастерство, он вернулся в Санкт-Петербург и учился у Федора Бруни.  Вскоре художник приступил к оформлению Исаакиевского собора. Вместе с Иваном Лаверецким он завершил мозаичную композицию «Тайная вечеря» для главного иконостаса Исаакиевского собора, а с помощником Михаилом Щетининым создал грандиозное мозаичное панно «Поцелуй Иуды» (выставлялась в Берлине, Копенгагене и Париже, имела небывалый успех) по картине Карла Брюллова. За выдающиеся достижения в искусстве мозаики Силивановича избрали академиком живописи.

На тот момент в искусстве мозаики Силивановичу не было равных в России. Он получил чин титулярного советника, который давал право на личное дворянство. Художник также был награжден орденами Святого Станислава ІІІ степени и Святой Анны ІІІ степени. В Российской империи такие награды давались тогда очень немногим мастерам.

Мозаика «Тайная вечеря»

Обращался Силиванович и к белорусским крестьянским мотивам, о чем свидетельствуют картины «Пастух из Свентянщины», «Солдат с мальчиком» и другие. Во время масштабных преобразований графа Михаила Муравьева-Виленского в Беларуси и Литве участвовал в росписи православных храмов в Лидском уезде, писал портреты православных священников, а в год разгрома польского восстания (1864) написал икону Александра Невского (не сохранилась).

Творчество

В 1934-м, по окончании вуза, Решетников занялся самостоятельным творчеством, создал ряд работ с историко-патриотической направленностью. Затем произошел плавный переход к станковой живописи. Не осталась в стороне и политика – за «Генералиссимуса Советского Союза» мастера наградили первой Сталинской премией.

Федор Решетников — «Опять двойка» В 1952-м на свет появился шедевр «Опять двойка», наиболее известный, нежели две другие части трилогии. На переднем плане, слева – школьник, признавшийся в очередной неудовлетворительной оценке и виновато опустивший глаза.

С противоположной стороны – мать, опечаленная новостью, старшая сестра-пионерка, по взгляду которой можно с уверенностью судить, что ее отметки не опускались ниже четверок и пятерок. Независимо от произошедшего, как всегда, рад маленькому хозяину верный пёс, кинувшийся на грудь мальчику.

Зритель также увидит здесь и младшего брата, но не найдет отца. Скорее всего, он погиб на войне (на столике под светильником вырисовывается фотокарточка с очертаниями солдата). Тяготы, заботы и воспитание троих детей легли на плечи женщины. Но в целом семья не бедствовала, что выдало наличие настенных часов, велосипеда и напольного ковра.

Федор Решетников — «Переэкзаменовка» Бытует также несколько мнений, кто послужил прототипом главного героя. Некоторые считали, что это сын соседа-авангардиста Густава Клуциса. Иные полагали, что прообразом выступила дочь Решетникова Люба, дувшая губы и делавшая виноватый взгляд, получив «неуд».

В конце сентября 2015-го два эскиза полотна и каверзный вопрос помогли жительнице Старой Руссы обыграть знатоков интеллектуального шоу «Что? Где? Когда?». Игрокам предлагалось найти недостающего персонажа и ответить, что делал живописец, чтобы «срисовать» его с натуры. И если с первой частью задания сидящие за столом справились легко, угадав собаку, то вторая оказалась для них непосильной. Верный ответ звучал так: кормил колбасой.

Федор Решетников — «Прибыл на каникулы» Если прибегнуть к современному сленгу, то на картинах трилогии автор оставил пасхалки – в «Двойке» на стене красуется «Прибыл на каникулы», а в «Переэкзаменовке» там же расположена «Опять двойка». Что касается первой работы этой серии, то, несмотря на праздничный антураж и приподнятое настроение, она весьма драматична – суворовца встретили не родители, а дедушка и младшая сестра. А, как известно, в послевоенные годы в училище часто принимали детей, чьи отец и мать не вернулись с поля боя.

Тема детства раскрыта и в «Мальчишках», завороженно наблюдающих за ночным небом и пытающихся угадать далекие созвездия, а также на полотне «За мир!», где пятеро товарищей пишут на стене белой краской то, чего они желают больше всего.

Однако, несмотря на успех картин, созданных в бытовом жанре, Решетников оставался верен сатире, что и отразил в одноименной книге «Сатира и дружеские шаржи».

Смерть литератора

В 1864 скончалась возлюбленная поэта, Елена Денисьева. Парой лет позже не стало матери литератора. А потом старшего брата и двоих детей. Эти утраты Тютчев переносил крайне тяжело.

Его здоровье пошатнулось в 1872 году. Мужчина почувствовал странную слабость в руке, у него резко снизилось зрение. В 1873 Тютчева хватил удар. Буквально следом случился второй, который оказался фатальным.

27 июля 1873 по новому стилю поэт скончался в возрасте 69 лет. Причиной смерти Тютчева стал инсульт, а похоронен поэт на кладбище Новодевичьего монастыря в Санкт Петербурге.

Литература. Творчество Ф.И.Тютчева (1975)

Георгий Нисский

Детство художника прошло на небольшой железнодорожной станции Новобелица (нынче Новобелицкий район города Гомеля) в Могилевской губернии. Неудивительно, что именно с железнодорожной тематики он начал свои художественные эксперименты. Нисский получил образование сначала в художественной академии Гомеля, а затем на отделении живописи при ВХУТЕМАСе. Большое влияние на живописца оказали работы Александра Дейнеки.

Основным направлением творческой деятельности Георгия Григорьевича считается пейзажная живопись. Ранние работы посвящены железной дороге, полотна 1930-1940-х годов написаны на морскую тематику – морские пейзажи и морские батальные сцены («Маневры кораблей Черноморского флота», «Потопление фашистского транспорта», «На рейде»). После Великой Отечественной художник много путешествует по своей стране и создает ландшафтные пейзажи. Георгий Нисский считается одним из основателей сурового стиля (возник на рубеже 1950-1960-х годов, его характерной особенностью было то, что художники воспевали труд и его героев).

Живопись Нисского признана как на родине, так и за рубежом. На Всемирной выставке в Париже в 1937 году за свои работы он получил бронзовую медаль. В 1951 году художник стал лауреатом Сталинской премии третьей степени, был принят в Академию художеств СССР, награжден серебряной медалью АХ СССР за композицию «На Дальнем Востоке», стал кавалером ордена Трудового Красного Знамени. В 1965 году Нисскому присвоено звание Народного художника РСФСР. Сегодня картинам белорусского художника отведены почетные места в таких музеях, как Третьяковская галерея, Русский музей, Художественный музей в Днепропетровске.

Время детства

Выдающийся российский филолог Фёдор Иванович Буслаев родился 13 (25) апреля 1818 года в маленьком уездном городке Керенске Пензенской губернии. В советское время он лишился статуса города и в1926 году был переименован в Вадинск.

Отец учёного, Иван Иванович Буслаев, был секретарём уездного суда. Он был женат на Марии Ивановне Андреевой, дочери армейского офицера и участника суворовского перехода через Альпы.

Мария Ивановна очень рано вышла замуж. В год свадьбы ей исполнилось всего 14 лет, а через два года она родила сына, названного Фёдором. Женщина нигде не работала, но много времени посвящала уходу за пожилыми и больными людьми.

В возрасте 4 лет Ф.И. Буслаев лишился отца, рано умершего из-за тяжёлой болезни. Вскоре после похорон, мать мальчика вместе с ним переехала в Пензу. Небольшие средства позволили ей приобрести дом и обучить сына азам грамотности в частной школе для девочек.

В 1825 году Мария Ивановна снова вышла замуж за мещанина Ваныкина, но повторный брак не был счастливым. Отчим хорошо относился к мальчику, но часто неделями находился в запое и пропадал из дома. В семье родились три сводные сестры Ф.И. Буслаева: Софья, Серафима и Надежда. Младшая девочка умерла в раннем детстве.

Разгульный образ жизни отчима сильно подорвал финансовое благополучие и без того небогатой семьи. Отчим умер в 1830 году во время эпидемии холеры. В десять лет Фёдор поступил в пензенскую гимназию в 1833 году. Особенно повлияли на становление личности Ф.И. Буслаева во время учёбы В.Г. Белинский и Я.П. Евтропов. В старших классах он помогал матери, давая уроки младшим ребятам.

По окончании гимназии Ф.И. Буслаев сначала собирался стать врачом, но, по настоянию матери, решил поступить на философский факультет Московского университета. Готовясь к вступительным экзаменам, он ещё целый год дополнительно изучал древние языки.

Сын священника, художник, дворянин

Иван появился на свет 27 января 1810 года. Его семья жила в Улле — сейчас это агрогородок в Бешенковичском районе. Отец, Фома (Томаш), был священником униатской церкви, а потому старший сын Иван поступил учиться в Высшее училище католического ордена пиаров в Полоцке. Позже в этом здании будет расположен Полоцкий кадетский корпус. Наставники ордена обучали воспитанников математике, физике, латыни, риторике и стихосложению, метафизике. Возможно, именно там Иван решил стать художником.

В 1827 году юноша окончил училище, но в Беларуси не было высших учебных заведений, где он смог бы развить талант живописца. Для этого нужно было учиться в академиях Санкт-Петербурга, Москвы или Европы. В том же году он отправился в столицу Российской империи и стал вольноприходящим студентом Императорской Академии художеств, которую окончил в 1836 году.

Во время учёбы Хруцкий познакомился с земляками-шляхтичами, также проживавшими в Петербурге. Благодаря их помощи и содействию, молодой художник получил право посещать Эрмитаж для копирования работ европейских мастеров, что в то время было очень значимым подспорьем в изучении живописи. Также какое-то время он провёл в мастерской известного британского художника Джорджа Доу, который в те годы по приглашению работал в России.

Уже в 30-х годах XIX столетия произведения Хруцкого набирают популярность. Объединив в своих картинах классический стиль исполнения, белорусский художник добавил в свои работы элементы романтизма. Таким подходом он сумел вернуть утраченную моду на натюрморты. Его картины украсили стены салонов и гостиных богатых горожан.

Полотна Хруцкого покупали прямо с выставок в Академии, а Петербургское общество поощрения художников даже устраивало лотереи, в которых разыгрывались работы Ивана. У любителей живописи о Хруцком сложилось мнение, как о высокопрофессиональом художнике, и в 1839 году ему было присвоено звание академика. Знатные люди Беларуси, России и Литвы заказывали портреты у признанного мастера.

В 1839 году из-за смерти отца Иван Хруцкий вынужден был вернуться на родину, чтобы взять на себя обязанности по обеспечению семьи. Последующие пять лет он усердно работает над портретами, которые ему заказывали белорусские дворяне. В середине сороковых годов Иван купил имение возле Полоцка, в Захарничах, и с семьёй переехал туда жить.

В то же время к нему, как к художнику, с объёмным заказом обратился виленский архиепископ Иосиф Семашко. Для живописца это стало большой удачей: десять лет постоянной востребованной работы, а значит, и стабильный заработок. Вплоть до 1855 года Иван Хруцкий писал портреты священнослужителей и иконы для храмов, работал над копиями полотен великих мастеров и рисовал пейзажи виленских окрестностей. Вернувшись в своё имение, белорусский живописец продолжал писать натюрморты и портреты, преимущественно детские.

В 1863 году на территории Северо-Западного края вспыхнуло восстание под предводительством Кастуся Калиновского. Оно принесло перемены как в жизни светского общества, так и в деятельности мастера. Шляхтичи-повстанцы были большей частью убиты или сосланы, часть из них эмигрировала в Европу. Заказчиков у Ивана Хруцкого не стало, и он последние двадцать лет прожил в своём имении, не интересуясь делами внешнего мира. Художник даже не узнал, что одна из его работ была куплена Третьяковской галереей.

Умер Иван Фомич Хруцкий 13 января 1885 года и был похоронен в фамильном склепе.

Цветочные композиции выражают глубокое уважение почившему, его прижизненным заслугам.

Возложить венок

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: