Шут с лютней (хальс)

О художнике

Ф. Халс. Автопортрет. Метропόлитен-музей. Нью-Йорк (США)

Франс Халс ((1581/1585–1666) родился в Антверпене в семье ткача. В 1585 г. семья Халса перебралась в Харлем (Гарлем), где художник прожил всю свою жизнь. В Харлеме работает Музей Франса Халса – художественный музей, известный ещё как музей Золотого века голландской живописи, основанный в 1862 г. Здесь выставлены и хранятся полотна многих голландских художников.

Музей Франса Халса

В 1600-1603 гг. молодой Халс учился у Карела ван Мандера. В 1610 г. Халс становится членом гильдии св. Луки и начинает работать реставратором при городском муниципалитете.Его первая жена умерла очень рано, а со второй он прожил около 50 лет – у них было 11 детей, но семейные неурядицы, болезнь детей, безалаберность самого художника в житейских делах постепенно привели к тому, что жизнь художника становилась всё тяжелей и беспросветней. «В старости Халс перестал получать заказы и впал в нищету. Художник умер в харлемской богадельне 26 августа 1666 г.» (Седова Т.А. «Франс Халс» // Большая советская энциклопедия, 1965 г.)

О музее

Примечательно, что Музей Франса Хальса не является монографичным музеем, здесь кроме полотен Хальса экспонируются и картины других мастеров, творивших в 15-19 столетиях. Объединяет живописцев не техника или стиль, а то, что все они – жили и работали в Гарлеме.

Именно из-за того, что музей является не государственным, а городским заведением, он целиком и полностью посвящен местным художественным традициям. В музее хранится картина «Натюрморт к завтраку» прославленного живописца Флориса Ван Дейка, а Питер де Гребер здесь представлен очень колоритной работой «Мать и дитя».

Кроме картин в музее Франса Хальса в Гарлеме посетители имеют возможность увидеть восхитительные экспонаты 17 столетия, выполненные из стекла, старинную мебель и дельфтскую керамику. Не останутся равнодушными они и к коллекции кукольных домиков, которые были превращены мастерами 18 столетия в настоящие произведения искусства.

Интерьер музея

В этих миниатюрных жилищах воссоздана в точности обстановка той эпохи, с изящной мебелью, предметами быта и даже с фарфоровыми сервизами. Музей принимает посетителей ежедневно, с 11 до 17 часов, а в праздничные дни и воскресенье – с 12 до 17 часов. Юные посетители музея, не достигшие возраста 19 лет могут проходить в музей бесплатно.

Другие портретисты

Начав сравнивать, трудно остановиться, и вот другие живописцы. Я приведу несколько достойных и важных портретистов того времени. Именно им платили, их хотели, им позировали, их портретам радовались.

Сначала модный Николас Пикеной (Nicolaes Pickenoy 1588–1653/1656), вылизавший модель так, что издали, да и вблизи, она кажется восковой куклой из мадам Тюссо.

№ 10 Николас Пикеной Портрет Мартена Рая 1627, Ряйксмузеум, Амстердам, 98.3х73.3 см.

Таких гладких голландцев и голландок за целый век наделана уйма и не только Пикеноем, а всеми равнодушными. Одного от другого не отличить.

№ 10а фрагмент.

А вот Халс. Когда стоишь в полушаге от картины, то на самом деле пятна краски.

№ 11а фрагмент.

Когда же стоишь в четырех шагах от холста, то живое  изображение. За эту манеру Халса ценят сейчас, за то же самое его так не любили в конце 18, начале 19 веков.

№ 11 Франс Халс Ополченец со стаканом (Веселый пьяница) ок. 1628-1630, Ряйксмузеум, Амстердам, 81х66.5 см.

Еще три традиционных, гладких живописца. Вот любимый Оранскими и международно прославленный Хонтхорст (Gerard van Honthorst 1592–1656). Тоже от мадам Тюссо не убежал.

№ 12 Герард ван Хонтхорст Портрет офицера 1644, Ряйксмузеум, Амстердам, 74.5х60 см.

Следующая картина это натурщик Халса, которого исполнил другой живописец. Портрет Яспера Схаде кисти ван Кеулена № 13 скорее похож на № 12 и на тысячу других таких же. А Халс ни на кого, кроме самой модели. Яспер Схаде у Халса и ван Кеулена в одинаковой позе – гордо подбоченясь, голова в том же самом трехчетвертном развороте, но у Халса виден характер и написано без страха (я говорю о манере, о работе кисти, а не о композиции), а у ван Кеулена, как ни смотри, опять восковая кукла, похожая на другие такие же.

№ 13 Cornelis Jonson van Ceulen (I) Портрет Яспера Схаде 1654, Ряйксмузеум, Твенте, 113.5х91 см.

Следующий художник это Миервельт (Michiel van Mierevelt 1566-1641). Автор официальных портретов принцев Оранских, писавший и прочую знать, открывший фабрику по производству портретов, коих вместе со своими рабочими произвел целых 10000 (десять тысяч!!!) штук. Все его портреты более или менее на одно лицо, что, конечно, удобно при изготовлении, но уныло при рассматривании. Я нарочно выбрал два очень похожих.

№ 14 Михиел ван Миервельт Портрет Гуго Гроциуса, юриста 1631, Ряйксмузеум, Амстердам, 63х55 см.

№ 15 Михиел ван Миервельт Портрет Якоба Катса, Великого Пенсионария Голландии и Западной Фрисландии и поэта 1639, Ряйксмузеум, Амстердам, 67.1х57 см.

Иногда портретисты все же старались писать оригинально, но выходило у них, как у Халса, пишущего женскую модель. Аккуратно. Гладенько. Опять-таки из воска и согласно прейскуранту. Плохо ли? Да нет… но ведь и не хорошо. Можно взглянуть на портрет кисти Бартоломеуса ван дер Хелста, где стул со львом там тоже по прейскуранту – старательный.

№ 16 Бартоломеус ван дер Хелст Портрет неизвестного 1638, музей Бойманса – ван Бёнингена, Роттердам, 114.5х81 см.

Подытожу. Халс это живопись и живопись современная. Очень часто голландцы, да и прочие, хоть и масляными красками, но скатываются в графику, где картина становится раскрашенным рисунком, с перечислением веточек в пейзаже, носиков, ротиков, морщинок на портретах и цветов с фруктами в вытюканных натюрмортах. Живопись же, как сейчас ее понимают, это что-то иное: некое правильное по тону сочетание цветных пятен, которое выявляет суть пространства, освещения и изображаемых предметов (например, человека). При этом каждый художник может понимать суть по-иному, что и делает живопись хороших художников непохожей одна на другую.

Халс лучше других всего на чуть-чуть, но эта разница в качестве стабильна и проводит границу между профессионалом, который научился, и профессионалом, который и научился, и которому было дано свыше. И никаким усилием воли, никаким трудом эту крошечную дистанцию не преодолеешь.

Тема

Тема наполовину покрашены лютниста имеет свое происхождение в Италии, и голландский художник Бабюрен представил эту тему на севере Нидерландов с его 1622 лютни игровых очков игрока. Baburen находится вне его лютни к зрителю, его рот открытым во время пения. Игрок Хальса смотрит вверх и естественно улыбается, как будто играет с певцом или другим невидимым музыкантом. Эта картина является хорошим примером «грубого стиля» Хальса, который рисует рыхлыми мазками кисти.

Копия, находящаяся в настоящее время в коллекции Государственного музея Амстердама , датирована 1626 годом и основана на гравюре. Его последовательно приписывали Хальсу, его брату Дирку или даже Джудит Лейстер .

Хальс произвел еще двух предметов лютнистов:

Он был не единственным художником, на которого повлиял Бабурен. Хендрик тер Бругген нарисовал несколько лютнистов в 1620-х годах, и некоторые из них, кажется, объединяют аспекты Бабурена и Хальса, хотя его более поздняя версия, кажется, более тесно связана с Хальсом.

Описание

Эта картина была задокументирована Вильгельмом фон Боде в 1883 году, Эрнстом Вильгельмом Моэсом в 1909 году и Хофстеде де Гроотом в 1910 году, написавшими «98. Шут с мандолином. В. 45; М. 216. — Половина длины. Полуверстый мужчина, одетый в красно-черный костюм. У него длинные волосы, и он носит красно-желтую кепку. Его голова видна прямо на лице; он смотрит налево. Правой рукой он касается струн мандолины; его левая рука сжимает ручку. Очень свободно манипулирует. Особенно интересны контрасты телесного, красного и желтого цвета костюма и отражения в глазах. Подпись вверху справа, FH; холст размером примерно 29 на 24 дюйма. Копия (B. 16 и M. 216) находится в каталоге Rijksmuseum Amsterdam, 1907, № 1093; его размеры 26 на 24 дюйма, что немного меньше, чем у оригинала. В коллекции барона Гюстава де Ротшильда, Париж. »

Посетителям

В музее проводится обучение по образовательным программам для детей и взрослых

Полезные ссылки для туристов:

  • Билеты в музеи: чтобы не тратиться время в очередях покупайте заранее на сайтах Musement, Tiqets.com;
  • Экскрусии по достопримечательностям: о времяпровождении в новых городах лучше позаботиться заранее, сервисы Tripster, Sputnik8 помогут в этом;
  • Проживание: сравнивайте цены на разные отели через Hotellook;
  • Транспорт: билеты на поезд, автобус, самолет или попутные автомобили.
  • Туры: пакетные туры на любой вкус и кошелек лучше искать на Травелата, Onlinetours и Level.Travel. Есть туры от всех туроперторов, бывают акции, скидки и распродажи.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: