Михаил елизаров

ПОСЛЕДНЕЕ ПРИСТАНИЩЕ

Дивный полуостров, так не понравившийся поначалу художнику (он писал из Крыма Крамскому: «Тоскую по России и не верю Крыму»), стал его последним пристанищем. Деньги, которыми он увлечённо сорил до этого, стремительно подходили к концу. Силы иссякали. Вот уже врачи запрещают ему не только прогулки, но и переходы из комнаты в комнату. Вот уже и работать предлагают только по часу в день, и говорить почти нельзя, чтобы не утруждать горло (последние полгода живописец принуждён был пользоваться «разговорными тетрадями», как некогда оглохший Бетховен). Мать, как-то вдруг постаревшая, заходит к нему тихими, печальными шагами — словно в комнату, где лежит покойник. Она ничего не говорит — ни того, что сообщили ей врачи, ни того, что думает она сама, но Васильев всё понимает. Жизнь, которая кажется такой долгой в двадцать лет здоровым людям, представляется ему уже конченой. Лишь иногда, подобно и другим чахоточным больным, он надеется, почти верит если и не в выздоровление, то хотя бы в отсрочку конца. Вспоминает о своей поездке с Репиным на Волгу в 1870 году и мечтает, что когда-нибудь опять увидит Россию, и опять «побродяжит» по ней с этюдником.

Мечты эти так и остались мечтами. Смерть приближалась к Васильеву неумолимо. Ожидание её скрашивала лишь работа (никогда ещё художник не работал так плодотворно, как в Крыму) и приезды и письма друзей. На исходе тёплого крымского сентября 1873 года Фёдор Васильев тихо угас на руках матери. Вскоре после его смерти, увидев картины, написанные им в Ялте, Крамской покаянно писал Репину: «Милый мальчик! Мы не вполне узнали, что он носил в себе». На посмертной выставке Васильева, устроенной всё тем же Крамским, случилось небывалое: все картины покойного двадцатитрёхлетнего мастера были раскуплены ещё до открытия экспозиции.

Картина «Утро», 1873 – одна из последних работ Васильева. Имея «вспоминательный» характер (написана художником полностью по памяти), она поражает зрителя тонкостью тональных переходов (особенно это касается полосы света, протянувшейся над тучей).

Похоронили Фёдора Васильева там же, в Ялте, на Поликуровском кладбище. В сентябре 1879 года на могиле художника Иван Иванович Шишкин установил памятник, который был разрушен во время Великой Отечественной войны. В 1963 году на этом месте был установлен бронзовый бюст. Но его похитили в конце 1990-х. Остался постамент с надписью: «Выдающийся русский художник-пейзажист». И только бюст в Ялте на улице Киевской дожил до наших дней.

«В Крымских горах» (1873)

Пейзаж «В Крымских горах» — одна из последних работ творческого наследия художника. Здесь представлен новый, особый художественный взгляд Васильева на природу Крыма.

На переднем плане картины пыльная изъезженная дорога, по которой медленно тащится в гору повозка, запряженная волами. Уставшие животные идут через силу. Их хозяин идет позади повозки, подталкивая ее на трудных участках пути. По краям дороги торчат сухие сосновые ветки.

Центральное место в пейзаже занимают высокие сосны. Однако их облик больше напоминает северную природу России, по которой тосковал автор.

На заднем плане расположены огромные скалистые горы с низко опустившимися облаками, что придает величественность и таинственность.

Неслучайно Крамской назвал эту картину «симфонией величия природы».

Детство и юность

Елизаров Михаил Юрьевич появился на свет 28 января 1973 года в украинском городе Ивано-Франковске. В юности парень занимался оперным вокалом в местной музыкальной школе.

Получив среднее образование в одном из общеобразовательных учебных заведений, юноша поступил в Харьковский университет на филологический факультет, который окончил в 1996-м. Также параллельно с учебой в вузе Михаил успел отслужить в армии.

На протяжении 3 лет, с 2001-го по 2003-й, Елизаров жил в немецком городе Ганновер, получая образование телевизионного режиссера в местной кинематографической школе. Далее парень переехал в столицу Германии, где жил и работал на протяжении 4 лет, с 2003-го по 2007-й.

Список литературы

  1. Володихин Д.М. Хранители старины. Древние города России. М. Вече, 2016, 101 с, (Неведомая Русь)
  2. В.И. Ерохин  Города под водой. Альбом.  И-во ИП Верхов С.И., 2017г. с.67 – Молога «Эпицентр волжской трагедии»
  3. 25 лет Угличской и Рыбинской ГЭС. Из опыта строительства и эксплуатации. Под общей редакцией Героев Социалистического Труда Н.А. Малышева и М.М. Мальцева. Из-во ЭНЕРГИЯ, М.1967г., Л.
  4. //www.culture.ru/s/vopros/byliny/статья «Какая из русских былин самая древняя» Екатерина Гудкова, филолог, автор портала «Культура.РФ»
  5. Устное народное творчество Вологодского края. Хрестоматия Выпуск I.Былины. Духовные стихи. Легенды. Из-во Вологда, В И Р О,  2002г.
  6. Голубиная книга: Русские народные духовные стихи XI—XIX вв/ Сост., вступит. статья, примеч. Л. Ф. Солощенко, Ю. С. Прокошина, М.: Московский рабочий, 352 с.  (Из золотых кладовых мировой поэзии).
  7. Безсонов П. Калики перехожие. — М., 1861. — Вып. 2. С. 278
  8. СарабьяновВ.д. М. 1979г. с 78-82
  9. Рыбаков Б. А.Ремесло Древней Руси. М., 1948, с. 501.
  10. https://www.icon-art.info/book_contents.php?book_id=17&chap= Масленицын С.И. Ярославская иконопись  (с.25)
  11. Р. Минина «Феномен А. А. А. Документальное повествование». Издательский дом «Череповец», 2002 г., Череповец.
  12. А. Грищенко, статья «Фейерверк фантазии», газета «Коммунист», №9, 1981г.
  13. В. Строганов, статья «Учения «Запад-83», газета «На страже Родины», 1983г.
  14. С.М. Жаворонкова, статья в буклете к выставке в Государственном Русском музее

   «На выставке, организованной Лекторием Государственного Русского музея совместно с ленинградским Товариществом Свободных Художников…», 1989г.

  1. Т. Субботина, статья о персональной выставке О. Захарова в галерее «Форум»«Появление данной статьи обусловлено последней выставкой художника Олега Захарова, ныне проходящей в галерее «Форум»…», 1995г.
  2. З. Арсеньева, статья «Лисий Нос и лисий сон», газета «24 часа», приложение «Пятница», 20.20.1995г.
  3. О. Захаров, статья «Знак времени», газета «Электрик», ГЭТУ, 2001г., янв.
  4. Благодарственное письмо Российской Академии наук, Санкт-Петербургский Фонд имени М.В. Ломоносова, 15 апреля, 1997г.
  5. Благодарственное письмо Российской Академии наук, Санкт-Петербургский научный центр, управление внешних связей, 19.04.1997г.
  6. О. Захаров «Три дня в Иерусалиме», записи из поездки, 2001г.
  7. Благодарственное письмо, Череповецкое музейное Объединение, Череповецкий краеведческий музей, октябрь, 2004г.
  8. Благодарственное письмо, МУК «Череповецкое музейное объединение» Министерства культуры РФ, 19 октября 2004г., №492
  9. Скобелева Л.В. статья «Лисий Нос – источник вдохновенья», газета Вести Лисьего Носа, №10 (248), июль 2019г.
  10. Лисий Нос в названиях и судьбах, альбом. М. Буки-Веди, 2019г. с.174 – 177
  11. Лисий Нос в названиях и судьбах, альбом., 2-е издание, М. Буки-Веди, 2020г. с.176 – 180

Работы художника

Оттепель. Авторское повторение

За «Оттепель» Фёдор Васильев получил в феврале 1871 года первую премию на конкурсе Общества поощрения художников. В апреле художник выполнил её копию для будущего императора Александра III. «Оттепель» Васильева напомнит картины Саврасова. В ней есть тот же тонкий лиризм в сочетании с глубоким знанием природы и русской действительности, та же выразительная мягкость красок и ощущение достоверности, что и в лучших полотнах автора знаменитых «Грачей».

Заброшенная мельница

Почти обо всех работах крымского периода в письмах Васильева есть сведения. Но «Заброшенная мельница» стоит особняком. О ней он ни разу не обмолвился в своих разговорах с товарищами. То ли художник считал «Мельницу» безделкой, то ли, наоборот, она была настолько важна для него, что он не хотел о ней говорить. Когда на посмертной выставке были раскуплены все его картины, на «Мельницу» не обратили внимания, и лишь позднее она была признана одной из лучших работ.

В Крымских горах

«В Крымских горах» — одна из последних законченных работ Васильева. К Крыму, куда его «загнала» болезнь, художник питал гораздо меньше любви, чем к России. Лучшим пейзажем этого периода считается «В Крымских горах». В нём особая свежесть художнического взгляда. Здесь Васильев отказывается от кричащих красок, не ищет в пейзаже «экзотики» (напротив, старается приметить в нём родные русские черты) и благодаря этому создаёт совершенно новый образ Крыма.

Болото в лесу. Осень

«Болото в лесу» не было закончено по причине смерти художника

Первое, что обращает на себя внимание в этой картине, — это звучащие в ней чистые краски среднерусской осени. Любовь Васильева к русской природе, к её влажным лесам и обширным, открытым небу полям, удвоилась в Крыму, стиснутом горами

Крымские ландшафты вдохновляли его гораздо меньше, чем оставленная Россия. Особенную привязанность питал он к болотам, и тосковал по ним на юге.

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Фёдор Васильев родился 10 февраля 1850 года в городе Гатчине (ныне Ленинградская область) в семье мелкого почтового чиновника из Петербурга.

В двенадцатилетнем возрасте был отдан на службу в главный почтамт, где получал 3 рубля жалованья в месяц. С раннего детства проявлял способности и интерес к рисованию.

Бросил службу и поступил на учёбу в Рисовальную школу Общества поощрения художеств в Петербурге (1865—1868), в это время он совмещал занятия в школе по вечерам с работой у реставратора из Академии художеств П. К. Соколова. К окончанию учёбы Васильев вошёл в среду известных художников, особенно сблизился с Крамским и Шишкиным. Важным событием в этот период для юного художника стала его поездка на остров Валаам, где вместе с И. И. Шишкиным он проработал более пяти месяцев: с июня до поздней осени 1867 года.

В 1869 году состоялась поездка Васильева в Тамбовскую губернию, в имение графа П. С. Строганова село Знаменское (летом), и на Украину, тоже в имение П. С. Строганова, село Хотень (осенью). Эти поездки сыграли благоприятную роль в развитии самобытного таланта художника. В 1870 году Васильев вместе с художниками И. Репиным и Е. Макаровым предпринял поездку по Волге. Плыли по великой реке от Твери до Саратова, а творческую квартиру устроили в окрестностях самарского Ставрополя, напротив Жигулей.

Масса впечатлений и множество рисунков от этого волжского лета послужило основой для ряда картин, наиболее значимые из которых — «Вид на Волге. Барки» и «Волжские лагуны». По возвращении из поездки Васильев создаёт «Оттепель». Картина сразу стала событием русской художественной жизни. Её авторское повторение, в более тёплых тонах чем первый вариант, было показано на всемирной выставке 1872 г. в Лондоне.

Во время работы над картиной «Оттепель», зимой 1870 года, Васильев сильно простудился, у него обнаружился туберкулёз. По предложению графа П. С. Строганова художник провёл лето 1871 года в его имениях в Харьковской и Воронежской губерниях, но так и не вылечился. Общество поощрения художеств дало ему средства для поездки в Крым (ещё до отъезда Васильев был зачислен вольноопределяющимся учеником Академии художеств и получил звание художника первой степени с условием выдержать экзамен из научного курса). В Крыму Васильев провёл последние два года своей жизни.

В этот период он создаёт множество рисунков (карандаш, акварель, сепия) и картин. Центральное произведение о крымской природе — большая картина «В Крымских горах» (1873 г., Третьяковская галерея). В Крыму Васильев написал и значительные картины посвящённые природе севера: «Утро», «Заброшенная мельница», «Болото в лесу. Осень», «Мокрый луг» (1872, Третьяковская галерея). Художник работал много и напряжённо, порой в ущерб лечению. Это не способствовало выздоровлению и привело к трагическому концу.

Ф. А. Васильев скончался 24 сентября (6 октября) 1873 года в Ялте. Могила находится там же, на Поликуровском кладбище.

Музыка

В 2010 году Михаил Юрьевич Елизаров организовал собственную музыкальную группу, которую озаглавил просто своим именем. Жанр коллектива мужчина описывает как «панк-бард-шансон».

Михаил Елизаров — «Матрица»

В одном из интервью он так высказался о своем коллективе:

К 2019 году дискография Михаила Елизарова расширилась. К одним из самых популярных песен относятся такие, как «Оркская», «Я теперь Чикатило», «Горбачев (Если б мишки были пчелами)», «Романс про жиголо» и многие другие. Талантливый автор-исполнитель не собирается останавливаться на достигнутом.

Книги

Параллельно с учебой в 2001 году Михаил дописал и издал сборник рассказов, получивший необычное название «Ногти»

Произведение было опубликовано при поддержке книжного издательства Ad Marginem и практически сразу привлекло внимание к персоне автора

Книга представляет собой 24 рассказа и одноименную повесть, главными героями в которой выступили 2 ученика из интерната, направленного на воспитание слабоумных детей. В одном из интервью Елизаров поведал, что свое дебютное произведение сочинял в течение 8 лет — начал, когда ему исполнилось 19, а закончил в 28 лет. Повесть высоко оценили литературные критики, после чего она попала в список премии Андрея Белого, а писатель Лев Данилкин в журнале «Афиша» назвал сборник «Ногти» лучшим дебютом года.

В 2003 году из-под пера Михаила Юрьевича вышел роман под названием «Pasternak», который получил неоднозначные оценки. В нем культовый российский поэт Борис Пастернак предстал в обличье демона, который «отравляет» своим творчеством сознание интеллигенции. Некоторые критики прозвали произведение «тошнотворным» и «трешевым». Однако журналистка Алла Латынина высказалась достаточно нейтрально в его адрес, заявив, что у «Pasternakа» незатейливый и масскультовый сюжет.

Глянцевое издание «Континент», обозревая новую работу Елизарова, язвительно написало, что «стоит только коричневому цвету войти в моду, как тут же объявляются фанаты писателя и в кругах литературных», обозвав журналиста «Независимой газеты» Льва Пирогова, который положительно отозвался о романе, «идеологом нацистского толка». При всем этом журнал отметил, что причиной для критики стали «выход на арену врагов свободы и кризис либеральных ценностей».

Нашлись и те читатели, которые высоко оценили работу Михаила Юрьевича. Так, литературный критик Владимир Бондаренко в еженедельной газете «Завтра» отозвался о «Pasternak» следующим образом:

Литературный критик и писатель Лев Данилкин дал роману определение «православный философский боевик». Сам же Михаил Елизаров отзывался о Пастернаке не слишком лестно — он утверждал, что поэт ему никогда не нравился. По словам автора:

В 2007-м был опубликован роман Михаила Юрьевича под названием «Библиотекарь», который впоследствии включили в лонг-лист премии «Русский Букер». Главный герой романа узнал, что некоторые книги всеми забытого писателя из Советского Союза обладают магическими свойствами, и несколько категорий читателей ожесточенно борются за владение ими.

Журналисты глянцевого журнала «Знамя» высказались следующим образом:

В начале зимы 2008-го роман «Библиотекарь» был включен в список лауреатов премии «Русский Букер».

В 2010-м библиография писателя пополнилась еще одним романом под названием «Мультики», который спустя год дошел до финала литературной премии «Национальный бестселлер». По прошествии еще 2 лет Михаил Юрьевич выиграл почетную премию «Новая словесность» в номинации «Приз зрительских симпатий» со сборником рассказов «Мы вышли покурить на 17 лет».

ПРИЗНАНИЕ

В июне того же года он вместе с Иваном Шишкиным (с которым познакомился годом ранее и который впоследствии женится на сестре Васильева Евгении) отправился на Валаам, где провёл почти полгода. Рисунки и этюды, привезённые с Ладожского озера, Васильев показал на выставке Общества поощрения художников. То была первая его выставка, и она принесла ему славу — правда, пока лишь в «узкопрофессиональных» кругах.

Редко бывает, что молодой талант становится понятен публике сразу. Гораздо чаще известность приходит к художнику вместе с сединами или даже после смерти. Случай Васильева — совершенно иной. Судьба как будто торопилась баловать своего питомца, зная, что час его уже слишком близок. «Гениальный мальчик» сделался любимцем и в аристократических кругах, и среди петербургской богемы. Ему покровительствовал граф Строганов, приглашая его жить в своих обширных имениях — на Тамбовщине и под Сумами. С ним носился свет, его картины раскупались лучше, чем работы кого бы то ни было из его товарищей.

Весёлый и бесшабашный по натуре, Васильев самым отчаянным образом распоряжался внезапно свалившимися на него большими деньгами: покупал гостинцы матери, дорогие игрушки младшему брату, какие-то умопомрачительные костюмы и шляпы себе. Вихрь богемной жизни всё больше и больше увлекал его. Увеселения так переполняли его существование, что друзья недоумевали, откуда берётся у него время работать, и работать много.

ТЯГОТЫ ДЕТСТВА

Фёдор Васильев родился в Гатчине под Петербургом 10 февраля (22 февраля по новому стилю) 1850 года. Отец его был бедный чиновник Александр Васильевич Васильев, живший в невенчанном браке с мещанкою Ольгой Емельяновной Полынцевой. Спустя некоторое время после рождения будущего художника семья переехала в Петербург на 17-ю линию Васильевского острова, в одноэтажный домик. Однако этот переезд не улучшил её материального положения. Большую часть своего скудного заработка отец проигрывал в карты или пропивал. Уже двенадцати лет Фёдор вынужден был пойти работать на почту. Три рубля, получаемые им ежемесячно, он отдавал матери на хозяйство. Рисовать (а страсть к рисованию проявилась в нём с малых лет) он мог только вечерами или по воскресеньям. Пятнадцатилетним юношей, после смерти отца, Васильев остался единственным кормильцем матери, сестры и двух младших братьев.

Ранняя привычка заботиться о других выработала в характере Федора Васильева удивительную для его юных лет целеустремлённость и целостность. Приняв решение сделаться художником, он действовал осмотрительно и последовательно. В 1863 году, ещё подростком, Васильев начал посещать вечерние классы Рисовальной школы при Обществе поощрения художников и одновременно устроился помощником к реставратору Академии художеств П. К. Соколову, войдя, таким образом, в Академию как бы с «заднего хода». Необычайное дарование Васильева, скоро замеченное в школе (самым известным преподавателем которой являлся в то время Крамской), позволило ему стать на равной ноге со старшими членами организованной Крамским Артели художников, предшественницы Товарищества передвижных художественных выставок. На вечерах Артели он восхищал товарищей своим неиссякаемым остроумием и искрометной способностью к импровизации в рисунке. Илья Репин вспоминал: «К нему всех тянуло, и сам он зорко и быстро схватывал все явления кругом».

БОЛЕЗНЬ

Не обладая крепким здоровьем (сказывались детские годы, проведённые в сырой квартирке на Васильевском острове), художник едва выдерживал подобный ритм, со свойственным ему легкомыслием не обращая внимания на «маленький сухой кашель», уже несколько лет по временам напоминавший о себе. Зимою 1871 года, разгоряченный катанием на коньках, Васильев наелся снега. Эти несколько пригоршней снега укоротили его жизнь, быть может, на несколько десятков лет. Вскоре после этого живописец почувствовал себя худо: лёгкая поначалу простуда перешла в серьёзную болезнь горла и лёгких. Весною его обследовали врачи и, найдя у него чахотку (туберкулёз), настоятельно посоветовали ехать на юг.

По всей видимости, Васильев не отнёсся к рекомендациям врачей с должной серьёзностью. Вместо Ялты, куда ему велели ехать, он в конце мая отправился в Хотень, имение графа Строганова, расположенное под Сумами. Надежды на то, что Хотень будет «достаточным югом», не оправдались. Летом, в середине июля, Васильеву пришлось перебраться в Крым.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: