Петров-водкин: биография художника

Детство

Родился будущий живописец на севере Саратовской области, в городке Хвалынске, расположившемся на правом берегу Волги. Семья Петровых-Водкиных «прославилась» своим предком, любителем «беленькой» Петром. Дед Кузьмы во хмелю зарезал кроильным ножом супругу, а спустя несколько часов и сам скончался. С тех пор детей Петра называли то Петровыми, то Водкиными.

Автопортрет Кузьмы Петрова-Водкина

Художнику досталась в «наследство» двойная фамилия, не слишком почетная и напоминающая о семейной трагедии. Отец живописца, Сергей Петрович, получив «прививку» от пагубного пристрастия, был абсолютным трезвенником и лучшим в городе сапожником.

Творческое начало в Кузьме родные отметили в детстве. Мальчик так правдоподобно рассказывал небылицы, что слушатели поневоле верили. Тяга к рисованию тоже проявилась в ранние годы. Первой поклонницей творчества внука оказалась бабушка Арина. Пейзаж, нарисованный Кузьмой масляными красками на куске жести, женщина одобрила и украсила им могилу деда Федора.

Фото Кузьмы Петрова-Водкина

Вторая «картина» Петрова-Водкина тоже украсила кладбищенское надгробие. В этот раз – в благодарность за спасенную жизнь. Кузьма купался в Волге, но заплыл слишком далеко и, выбившись из сил, начал тонуть. Спас мальчика перевозчик Илья Захаров, успевший подплыть на лодке.

Спустя неделю Захаров, спасая очередную жертву волн, утонул сам. Нарисованная на жестяной пластине Волга с маленькой лодкой перевозчика и головами тонущих, посвященная погибшему спасателю, – первое «тематическое» полотно живописца.

Портрет матери Кузьмы Петрова-Водкина

Учился Кузьма Петров-Водкин в 4-классном училище. Там познакомился с иконописцами и попытался повторить увиденное. Первую работу не одобрил священник: уж очень приземленной оказалась Богородица, напоминавшая обуреваемую земными страстями деревенскую бабу.

В 1893 году, окончив училище, Петров-Водкин поехал в Самару, чтобы продолжить образование и получить специальность железнодорожника. Экзамены Кузьма провалил, но не растерялся и поступил в школу живописца Федора Бурова. Через 2 года Федор Емельянович умер, учеников распустили. 15-летний живописец вернулся домой.

Автопортрет Кузьмы Петрова-Водкина

Путь к художественному Олимпу сыну открыла мама, горничная в купеческом доме Казариных. Она показала работы Кузьмы прибывшему по приглашению хозяев архитектору Роберту-Фридриху Мельцеру. Пораженный талантом мальчика, архитектор повез юного живописца в Петербург и помог с поступлением в училище технического рисования Штиглица.

Меценатами и спонсорами одаренного земляка стали купцы Казарины. Они оплачивали квартиру и учебу Кузьмы.

Произведения живописи кисти Нестерова

В галерее художника сотни картин. Некричащие и ненавязчивые, тихие и мудрые, они овладевают сердцами постепенно, спокойно и навсегда остаются в них.

Наиболее известны:

  • «Христова невеста» (1887;
  • «Пустынник» (1889);
  • «Видение отроку Варфоломею» (1889-1890);
  • «На горах» (1896);
  • «Святая Русь» (1901-1906);
  • «Два лада» (1905);
  • «Портрет дочери» (1906);
  • «Душа народа» или «На Руси» (1915-1916);
  • «Весна-красна» (1922);
  • «Портрет Ивана Павлова» (1935).

Многим картинам Нестерова уже более 100 лет. Они просвещают и звучат, будят чистые помыслы и взращивают патриотизм. Они действительно живые.

«Видение отроку Варфоломею» художника Нестерова

«Святая русь» – взгляд М.Нестерова в начале ХХ века

Биография Михаила Ларионова

Учёба, первые заработки и профессиональные звания

В 1881 году Нестеров отправился в Петербург и поступил в Академию художеств. Через год, разочаровавшись, возвращается в Москву, надеясь продолжить обучение у любимого педагога. Но застал Перова тяжело больным и едва успел закончить портрет умирающего наставника.

В 1882 году – Нестеров вновь студент Училища живописи, на этот раз он ученик Саврасова А.К., позже Маковского В.Е.

В 1884 году художник зарабатывает первые деньги, иллюстрируя издания, в том числе сборники сказок Пушкина, произведения Гоголя и Достоевского. В это же время увлекается исторической тематикой допетровской эпохи. В этом амплуа и получил известность, а за работу «Призвание М.Ф. Романова на царство» квалифицирован как свободный художник. В 1886 году Нестеров получил Большую серебряную медаль – на конкурс выставлялась картина «До государя челобитчики». Теперь Нестеров классный художник третьей степени.

Биография

Выдающийся русский и советский художник-график, педагог, теоретик искусства, изобретатель; представитель авангардистского движения 20-х годов.

Пётр Васильевич Митурич родился в Санкт-Петербурге, в семье потомственного военного и литератора. Учился в Псковском кадетском корпусе (1900–1905), откуда был исключён за хранение нелегальной литературы. В 1906–1909 годы учился в Киевском художественном училище у И. Ф. Селезнёва, соученика и друга М. А. Врубеля. Учился в Петербурге, у баталиста Н. С. Самокиша в Академии художеств (1909–1915).

Митурич участвовал в Первой мировой и Гражданской войнах. Создал фронтовые зарисовки, пейзажи, замечательные портреты (О. Э. Мандельштам, 1915, ГРМ). Работал обычно тушью, углем и карандашом. Увлекшись идеями футуризма, разработал новый вид искусства, «пространственную графику» (штрихи и линии, нанесенные на геометрические фигуры и целые инсталляции из картона и плотной бумаги); характерным примером может служить «словарь» из 150 кубиков (1919).

В 1910-е–1920-е годы Митурич общался с В. Е. Татлиным, Л. А. Бруни, Н. И. Нисс-Гольдман, Н. Н. Пуниным, футуристами. Из этого периода известны его портреты поэтов Осипа Мандельштама и Вячеслава Иванова, композитора А. С. Лурье, посмертный портрет Михаила Врубеля и другие.

В начале 1920-х – сблизился с поэтом-футуристом Велимиром Хлебниковым, который ушёл из жизни в семье художника в деревне Санталово. Митурич, став свидетелем кончины Хлебникова зарисовал поэта на смертном одре (1922, там же). Был женат на его сестре. Санталовский цикл произведений Петра Митурича 1922–1923 годов (портреты поэта, пейзажи, графические образы, навеянные поэтическим творчеством Хлебникова) представляют собой золотой фонд отечественной графики.

Творчество художника отличается необыкновенным разнообразием. Беспредметные футуристические виньетки (1918–1922) соседствовали у Митурича с более традиционными по духу, предметно-детализованными композициями. Наряду с портретами (к примеру, жены, художницы В. В. Хлебниковой; 1924, ГТГ) и пейзажами создавал особого рода натурные орнаменты из простейших, но изысканно скомпонованных мотивов. Также, известны такие работы П. В. Митурича как «Зимой. Семья за столом», пейзажи Хвалынска (1926–1929), пейзажи Астрахани (1926) и Судака (1937 и 1939).

В 1923–1930 годы П. В. Митурич преподавал во ВХУТЕМАСе – ВХУТЕИНе (Высших художественно-технических мастерских), где сложился круг его учеников-единомышленников (П. Г. Захаров, Е. С. Тейс и другие). Помимо художественного наследия, оставил значительное количество теоретических работ и дневники.

С 1922 года Петр Митурич занимался проблемами волнового движения, или биодизайна, использующего энергию природы. Изучал движение рыб и судов. Один из его «волновиков» – самоходная лодка, движимая посредством мускульных усилий, передаваемых на ее гибкий «хвост», – был запатентован. В 1931 году Митуричу было выдано авторское свидетельство № 33418: «Движитель в форме рыбьего корпуса для судов, глиссеров, самолетов и дирижаблей, отличающийся тем, что он представляет собой приводимые во вращение изогнутые стержни, расположенные внутри эластичного корпуса, в целях сообщения этому корпусу при помощи шатунов, связанных со стержнями, волнообразного движения». Также, он автор многих других изобретений.

Творчество П. В. Митурича представлено в крупнейших музеях: Государственная Третьяковская галерея (ГТГ), Государственный Русский музей (ГРМ), Всероссийский музей А. С. Пушкина (Санкт-Петербург), Киевский музей русского искусства, Рыбинский музей-заповедник, Stedelijk Museum, фонд Харджиева-Чаги (Амстердам), Дом-музей Велимира Хлебникова (филиал Астраханской картинной галереи имени П. М. Догадина).

Работа в храмах

После выставки Нестеров получил приглашение участвовать в росписи Владимирского собора в Киеве. Решившись принять его, отправился в Европу – надо было внимательнее изучить византийское искусство. Впоследствии роспись храмов, работа бок о бок с искусными мастерами, в частности, с Виктором Васнецовым принесла Нестерову лавры профессионала и множество заказов. Если фресками, созданными в Киеве и Абастумани (Грузия), художник был не вполне доволен, то работой в Марфо-Мариинской обители (Москва) он увлёкся серьёзно. Причём подошёл к ней творчески, внося новшества – кроме святых и посвящённых героями фресок были простые люди в поисках пути ко спасению. Последним храмовым заказом стала работа в Спасо-Преображенском соборе (Сумы). В общей сложности художник расписывал церкви более 22-х лет.

“Душа народа” или “На Руси”

[править] Примечания

  1. Конова Л. С. Мазепов Пётр Иванович // Страницы памяти. Справочно-биографический сборник. 1941—1945. Художники Санкт-Петербургского (Ленинградского) Союза художников — ветераны Великой Отечественной войны. Кн.2. СПб.: Петрополис, 2014. С.9.
  2. Иванов С. В., Левитин А. П., Сидоров В. М. и др. Ленинградская школа живописи. Очерки истории. Под ред. Дмитренко А. Ф. и Иванова С. В. СПб: Галерея АРКА, 2019. C.377, 427.
  3. Третья выставка работ художников Ленинградского фронта. Каталог. Вступ. статья И. А. Бродского. Л.: Ленинградское отделение Военного издательства НКО, 1945. С.23.
  4. Выставка произведений ленинградских художников 1951 года. Каталог. Л.: Лениздат, 1951. С.13.
  5. Весенняя выставка произведений ленинградских художников 1954 года. Каталог. Л.: Изогиз, 1954. С.14.
  6. Осенняя выставка произведений ленинградских художников 1956 года. Каталог. Л.: Ленинградский художник, 1958. С.16.
  7. 1917—1957. Выставка произведений ленинградских художников. Каталог. Л.: Ленинградский художник, 1958. С.20.
  8. Осенняя выставка произведений ленинградских художников 1958 года. Каталог. Л.: Художник РСФСР, 1959. С.17.
  9. Выставка произведений ленинградских художников 1960 года. Каталог. Л.: Художник РСФСР, 1961. С.26.
  10. Выставка произведений ленинградских художников 1961 года. Каталог. Л.: Художник РСФСР, 1964. С.25.
  11. Весенняя выставка произведений ленинградских художников 1969 года. Каталог. Л.: Художник РСФСР, 1970. С.13.
  12. Осенняя выставка произведений ленинградских художников 1971 года. Каталог. Л.: Художник РСФСР, 1973. С.11.
  13. По родной стране. Выставка произведений художников Ленинграда. 50-Летию образования СССР посвящается. Каталог. Л.: Художник РСФСР, 1974. С.17.
  14. Наш современник. Зональная выставка произведений ленинградских художников 1975 года. Каталог. Л.: Художник РСФСР, 1980. С.19.

Какие архивы могут помочь узнать данные о своих предках до революции 1917 года без регистрации

Поскольку до революции российское общество имело сословный характер, то это налагает свой непосредственный отпечаток на проводимые исследователем поиски. Если ваш предок был из дворянского сословия, то данные о нём стоит искать в специальном Российском государственном историческом архиве https://rgia.su, расположенном в городе Санкт-Петербурге (бывшей столице РИ).

В Москве вы можете обратиться в Российский государственный архив древних актов http://rgada.info. Здесь вы можете найти архаичные документы предков периода Смутного времени и ранее.

Также в Москве расположен Российский государственный военно-исторический архив http://ргвиа.рф. В котором можно искать информацию о своих предках до революции по их имени и фамилии. База данных электронной описи архива доступна в тестовом режиме на его сайте бесплатно и без регистрации.

Личная жизнь в период учёбы

Автопортрет 1915 г.

Летом 1883 года, приехав домой на каникулы, Михаил познакомился с Марией Мартыновской, просто влюбился, встретив девушку на улице. Молодость и чувства привели к тому, что через год Мария и Михаил стали женихом и невестой, а в 1885 году молодые обвенчались, хотя родители были против. Молодые Нестеровы были счастливы: Михаил много работал – любовь окрылила и вдохновила его, Маша занималась нехитрым хозяйством и ждала ребёнка. В мае 1886 года родилась дочь Ольга, но на следующий день родильная горячка унесла жизнь Марии, верной Музы художника. От отчаяния Михаила спасла необходимость заботиться о малышке – он отвёз её к своим родителям в Уфу. Пока не подрастёт. Сам вернулся в Москву, надо было работать.

Заключение

Первый секретарь ЦК КПБ Петр Миронович Машеров принадлежал к редкой категории руководителей. Его любили в народе. В народе его звали наш Машеров, в благодарность за отцовски заботливое отношение к своей большой семье – республике. Безусловно, в его работе были ошибки и недочеты, но его отношение к народу, забота о народе Белоруссии не позволят никому очернить его светлое имя.

Именно при правлении Петра Машерова социализм повернулся к народу Белоруссии лицом. Республика за короткое время превратилась в мощную промышленную страну. Не исключено, что своими действиями, он помешал кому-то из руководства СССР и его просто решили убрать. Не позволяет отрицать этот факт вся цепь случайных событий его гибели.

Петр Миронович искренне любил свой народ и вся его деятельность, вся его жизнь была посвящена только одному – служению белорусскому народу.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: