Федот шубин

Академия

Ломоносов был рад покровительствовать сыну своего первого учителя, и в 1761 году Федот поступил в Академию художеств. В списки учеников его внесли уже под новой фамилией, да и звали то Федотом, то Фёдором, и потому этот художник безропотно отзывался на имя Федот Шубин. Скульптор в нём был виден изначально талантливый, а всё остальное не было для него слишком важным. Даже граф Шувалов изумлялся первым работам молодого человека и тоже охотно ему покровительствовал. Тем более что учился исконно русский скульптор Шубин и заморским вещам настойчиво. Он постоянно удостаивался не только похвал от учителей, но и наград.

В 1766 году он изготовил барельеф на тему, навсегда оставшуюся ему близкой, — «Убиение Аскольда и Дира», который не только был удостоен Большой золотой медали, но и автор получил личное дворянство и первый офицерский чин — «Аттестат со шпагою». К сожалению, время донесло до нас не всё, что выполнил Шубин-скульптор, работы многие его, особенно академические, были утрачены. Так, много упоминаний и описаний прекрасных жанровых статуэток «Орешница с орехами», «Валдайка с баранками» и других, но мы не увидим их прелести.

Ещё о работах

Этот бюст изображает И.С. Барышникова, богатого промышленника. Зрителю можно об этом и не знать, он угадает по взгляду расчётливого и хитроумного дельца. Уже в эти ранние годы, задолго до передвижников, можно говорить о социальных мотивах в творчестве художника. А портрет статс-секретаря Завадского, напротив, показывает всю взволнованность романтической натуры, даже и вылеплено с этим настроением — быстро, темпераментно. Особо интересен «Портрет неизвестного», где, как кажется, самые сокровенные мысли и чаяния раскрыл художнику незнакомец. Композиция спокойная, моделировка мягкая — всё под стать глубокой задумчивости модели.

Очень большая, можно сказать — огромная работа была проделана Шубиным в середине семидесятых годов. Екатерина Великая заказала ему серию барельефов, числом пятьдесят восемь, диаметром порядка семидесяти сантиметров. Мраморные портреты предназначены были для Круглого зала в Чесменском дворце, но теперь их можно посмотреть в Оружейной палате. На них изображены князья и царствовавшие особы на Руси — все, от Рюрика до Елизаветы.

Последние работы

Очень выразителен портрет Ломоносова, который Шубин по памяти создал в 1792 году. В нём нет ни грамма официоза, положенной парадности, он прост и демократичен и по форме, и по композиции, а сколько в портрете интеллекта! Однако настоящим шедевром этих лет стал не портрет гениального земляка, а бюст опять-таки императора. Это Павел Первый — надменный, холодный, жестокий, в то же самое время болезненный и страдающий. Шубин даже сам испугался своей проницательности, а вот Павлу эта работа очень понравилась. Но и только. К 1797 году положение Шубина стало совсем тяжёлым. Он обратился в академию и к Павлу, затем, спустя год, снова в академию. Просил уже совсем немного: казённую квартиру со свечами и дровами, ибо жить стало нечем. Ответом снова была тишина.

В 1801 году сгорел дом скульптора и его мастерская вместе с работами — оконченными и нет. Однако никакие удары судьбы не могут заставить настоящего художника изменить себе. Одна из самых последних работ — бюст Александра Первого. Красивый мужчина, а за всей красотой снова холод, снова равнодушие. Эта работа хранится в областном музее Воронежа. Царь за этот бюст пожаловал скульптору перстень с бриллиантом. Тогда и зашевелилась академия — дала квартиру и свечи. В 1803 уже году. Вскоре по указу императора Шубина и профессором с жалованьем назначили. Но поздновато. В мае 1805 года замечательного скульптора не стало. Смерть его тогда никого не потрясла и не взволновала. Это сейчас нам всем за трагическую судьбу этого человека и больно, и стыдно.

Другие реформы

Предпринята одна из первых попыток создания свода законов. Все последующие правители России вплоть до настоящего времени пытались создать свод наподобие «Кодекса Наполеона» во Франции. Никому это не удалось. Мешала бюрократия. Хотя при Павле происходила «дрессировка» бюрократии, но от этой дрессировки она стала только крепче. * Указы было объявлено не считать законами. За 4 года царствования Павла I было выпущено 2179 указов (по 42 указа в месяц).

* Провозглашен принцип: «Доходы государственные, а не государя». Проведены ревизии государственных учреждений и служб. Значительные суммы взысканы в пользу государства. * Прекращен выпуск бумажных денег (к этому времени I бумажный рубль стоил 66 копеек серебром). * Был сделан упор на раздачу земель и крестьян в частные руки (за время царствования — 4 года), пожаловано 600 тыс. душ, за 34 года Екатерина II пожаловала 850 тыс. душ. Павел считал, что помещики лучше будут содержать крестьян, чем государство. * Учрежден «Заемный банк» и принят «банкротский устав». * Освобождена от подушного оклада семья академика М. Ломоносова. * Освобождены из заключения польские повстанцы во главе с Т. Костюшко.

Как это получилось

Крестьянский сын Федот Шубин, скульптор, почти полностью повторивший путь своего великого земляка Ломоносова, но не отступивший от искусства и науки, учился не только в России, но и во Франции, и в Италии, виртуозно овладел резьбой по мрамору. Среди скульпторов-портретистов ему поистине не было равных. Отец его не только рачительным хозяином был — успевал и в рыбном промысле, и в хлебопашестве, но и с перламутром работал, и с костью, вырезая поистине занятные и интереснейшие штучки.

И учителем он был, видимо, талантливым. Именно он научил молодого Ломоносова грамоте. И его великий ученик не забыл первого наставника. В 1759 году Иван Афанасьевич Шубной умер, и юный его сын, в будущем Федот Шубин, скульптор и по рождению, и по призванию, отправился с таким же рыбным обозом в столицу, поближе к земляку Ломоносову. Целых два года юноша изучал Петербург, не бедствовал, поскольку легко резал веера, табакерки, гребни и прочие безделушки — дамам на радость. Разбирали его изделия всегда охотно и платили дорого.

Академия художеств

Ф.И. Шубин. Автопортрет

Как и Ломоносов, юный Шубной после смерти отца с обозом рыбы отправился в Петербург. Зарабатывал тем, что резал табакерки, веера и др. бытовые предметы, охотно раскупавшиеся в городе. В Академию художеств юноша поступил не сразу, а только через 2 года, отработав ещё истопником при царском дворе. В ноябре 1761 г. по Высочайшему повелению Федот Шубной вносится в списки учеников Академии под именем Федота Шубина. Куратором академии был в то время И.И. Шувалов, который способных учеников отбирал в учебное заведение без всяких проволочек. Так в Академию попали Василий Баженов, Иван Старов, Федор Рокотов, Федот Шубин и др. И.И. Шувалов считал, что принимать в это учебное заведение следует только тех, кто уже проявил какие-то наклонности к определённому виду творчества. Вступившая на престол в 1762 г. Екатерина II объявила Академию Шувалова частной, куратора отправила за границу, а Академию художеств открыла вторично на новых основаниях. При Академии было организовано Воспитательное училище, в которое набирались 5-6-летние дети. Учителем Шубина в Академии был француз Николя-Франсуа Жилле, почти 20 лет своей жизни отдавший скульптурному классу петербургской Академии художеств. Он разработал собственную методику обучения, и результатом было воспитание замечательных русских скульпторов: Ф.И. Шубина, И.П. Прокофьева, М.И. Козловского, Ф.Ф. Щедрина, И.П. Мартоса и др. Он сумел сохранить индивидуальность каждого, при этом дав им общее понимание сути скульптуры как вида художественного творчества. 7 мая 1767 г. Федоту Ивановичу Шубину в числе других выпускников был вручен «Аттестат со шпагою», что означало получение первого офицерского чина и личного дворянства. За хорошие успехи, добронравие, честное и похвальное поведение трёх учеников Академии, в том числе и Шубина, отправили на 3 года во Францию и Италию «для достижения совершенства» в художествах.

Семидесятые годы

Это были плодотворные годы. Было создано множество портретов, причём Шубин работал очень быстро: месяц — бюст. Скульптор стал необычайно популярным среди великосветской публики, к тому же — любимцем императрицы. От заказчиков не было отбоя. Наблюдательность скульптора была исключительна, а проницательность — глубока, фантазия же — неистощима. Он умел каждый раз находить какие-то новые решения — не от внешних черт, а от внутреннего содержания, характера модели. Шубин-скульптор никогда не повторялся в своих работах.

Весь высший свет Петербурга тех лет можно наблюдать в портретах. Вот придворная дама Мария Панина. Какая грация, какое изящество! И какое высокомерие, какая холодность! И сколько властности! Вот фельдмаршал — знаменитый полководец Румянцев-Задунайский. Ничуть не приукрашен, несмотря на по-римски драпирующийся плащ. И видно, насколько силён, насколько значителен этот человек. А в портрете главы всех учёных В.Г. Орлова ирония скульптора бьёт наповал. Он беспощаден, этот Шубин. Не по праву Орлов возглавляет Академию наук, говорит он. С таким-то лицом! Оно даже не с оттенком тупости, оно полностью тупое, и выражение лица наглое.

Окончание пути

Шестьдесят пять лет прожил на свете замечательный скульптор Шубин. Краткая биография его более похожа на описание творческого пути, настолько много было в его жизни работы. Вот в Болонье Шубин — почётный профессор, а в Петербурге — вообще никакой. А это значит только одно: кроме оплаты за выполненные заказы денег ждать ни от кого нельзя. А заказов становится всё меньше, и жить уже не на что. Живописец и скульптор никак не могут быть нищими, как поэты и музыканты, они тогда не смогут творить. Очень дороги краски, кисти, холсты. А уж мрамор! Да и гипс…

Шубин ходатайствует с помощью князя Потёмкина перед Академией художеств о месте профессора в скульптурном классе. Два письма остаются без ответа. Тогда скульптор обратился напрямую к императрице. Через два года ответ был получен и место профессора тоже. Но без оплаты! А у Шубина огромная семья, её нужно содержать. Работать он не прекращает, несмотря на то, что зрение начинает ему отказывать.

Литература о жизни и творчестве

  • Коваленков А. А. Павел Шубин // Хорошие, разные… : лит. портреты / А. А. Коваленков. – М. : Моск. рабочий, 1966. – С. 78-90.
  • П. Н. Шубин // Путешествие по Липецкой области. – Воронеж : Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1971. – С. 279-280. – (Глазами любознательных для любознательных).
  • Коган А. Г. Павел Шубин / А. Г. Коган. – М. : Сов. Россия, 1974. – 124 с.
  • Шевченко О. Ощущение высоты : // Подъем. – № 1. – С. 152-153.
  • Демин К. «О нас не печатают сводок…» : // Звезда. – 1988. – № 10. – С 165-177.
  • Коган А. Г. «Я это чувство Родиной зову» : Павел Шубин // Уроки памяти : лит.-крит. очерки / А. Г. Коган. – М. : Худож. лит., 1988. – С. 160-214.
  • Кукрак С. Был поэтом солдат, был солдатом поэт… // Липецкая газета. – 1999. – 13 марта.
  • Цветинская О. А. «Санная дорога до Чернавска… свист саней до самого Ельца» : // Литературное краеведение в Липецкой области : учеб. пособие. – 3-е изд., доработ. и доп. – Елец, 1999. – С. 316-323.: фото.
  • Зорин В. Родина в подробностях простых: штрихи к портрету поэта на войне // Липецкая газета. – 2000. – 31 марта.
  • Шубин Павел Николаевич // России Черноземный край. – Воронеж : Центр духов. возрождения Чернозем. края, 2000. – С. 672.
  • Бакланов Ю. «Выпьем за тех, кто командовал ротами…» // Липецкая газета. – 2004. – 8 мая. – С. 2.
  • Жорина Е. Село Чернава – колыбель шубинской поэзии и патриотизма // Моя Родина – Липецкий край : материалы XI обл. конф. участников турист.-краевед. движения Отечество, посвящ. 50-летию образования Липец. обл. – Липецк, 2004. – Вып. 3. – С. 142-161.
  • К штыку приравняли перо (поэтич. летопись Великой Победы) : // Шахов В. В. Сочинение о Великой Победе: липецкое эхо войны. – Липецк, 2004. – Ч. 1. – С. 56-65. : ил.
  • Сотников Н. Автор гимна двух фронтов // Нева. – 2004. – № 12. – С. 250-255.
  • Огрызков К. Т. Строки, пропахшие порохом // В памяти и в сердце навсегда / К. Т. Огрызков. – Липецк : Юлис, 2005. – С. 388. : портр.
  • Шальнев Б. Сигнальная ракета жизни // Об огнях-пожарищах, о друзьях-товарищах: липецкие журналисты в годы Великой Отечественной войны. – Липецк, 2005. – С. 324-326.: портр.
  • Дементьев А. «Выпьем за мужество павших героев, выпьем за встречу живых!..» // Липецкая газета. – 2005. – 7 мая. – С. 7.
  • Меньшикова Э. С нами навсегда: Чернава, стихи и Шубин… : // Липецкая газета. – 2006. – 6 мая. – С. 3.
  • Осколков В. Поэтам-фронтовикам. Павлу Шубину : // Липецкая газета. – 2006. – 6 мая. – С. 3.
  • Зорин В. «О, как горька калина лукавых твоих губ!» // Добрый вечер. – 2007. – 18-24 апр. (№ 15). – С. 18.
  • Кукрак С. «Ответственный за звон строки…» // Добрый вечер. – 2007. – 21-27 марта (№ 11). – С. 6.
  • Татуйко А. Поэзия подвига : о дальневост. периоде в творчестве П. Шубина // Дальний Восток. – 1987. — № 5. – С. 149-154.
  • Нестеров А. Прожить бы мне эти полмига // Подъем. – 2008. – № 5. – С. 35-36.
  • Кукрак С. «Стих звенит стрелой пернатой в сердце» // Золотой ключик. – 2009. – 4 авг. (№ 16). – С. 26-27.
  • Тамбовская А. «Глазами всех солдат, погибших на войне» : // Петровский мост. – 2010. – № 2. – С. 152-159.
  • Дементьев А. Когда пушки молчат : стихи, рожденные в боях / худож. И. Чемякина // Липецкая газета. – 2010. – 8 мая. – С. 3.
  • Минаков С. Еще раз о «Волховской застольной» // Нева. – 2011. – № 10. – С. 203-208.
  • Вобликов А. Под Понырями : // Липецкие известия. – 2011. – 2 нояб. (№ 44). – С. 18.
  • Кузина Е. История одной фотографии : // Молодежный вестник. – 2012. – 18 мая (№ 10). – С. 11.

На родине

В 1775 году появилось на свет одно из самых великолепных произведений скульптора Шубина. Это бюст князя Голицына, екатерининского блестящего дипломата, образованного вельможи, светски изысканного и утончённого, умного. И сегодня мы можем рассматривать эту работу в гипсе в Государственном Русском музее, а в мраморе — в Третьяковской галерее. Как великолепно передал Шубин облик слегка усталого стареющего человека со спокойным чувством собственного превосходства над окружающими, как выразительно и проникновенно!

Складки одежды струятся и, кажется, находятся в движении, так динамичен поворот плеч и головы дипломата. Особенно хорошо это видно в мраморе. Камень будто дышащим выходит из-под резца мастера. Сам Фальконе был в восхищении от этой работы. А годом раньше, в сентябре 1774-го, Академия художеств вынуждена была нарушить собственный устав. Звание академика никогда не давали художнику, если его произведение не несло исторической или мифологической нагрузки. У Шубина в его портретном бюсте Екатерины Великой на тот момент не было ни того жанра, ни другого. Но звание академика он получил.

Обучение мастерству

Работая в мастерской у Пигаля, Федот Афанасьевич тщательно копировал и современную французскую скульптуру, и античные статуи, и во множестве лепил барельефы с полотен Пуссена и Рафаэля, и особенно много его времени занимала работа с натуры.

Практически каждый вечер Федор Шубин-скульптор работы свои начинал в натурном классе Академии художеств Парижа, но время от времени пропадал от всего мира и в Королевской библиотеке, и в мастерской какого-нибудь известного французского скульптора. Иногда он писал письма о своих впечатлениях, и некоторые ещё и сегодня можно прочитать, удивляясь ученическому рвению крестьянского сына. Отец его, Иван Шубин, скульптор тоже, наверняка с умилением взирал с небес на то, что делает его сын. А сын делал много, очень много. И так миновало три года.

Федот Иванович Шубин, русский скульптор

Шубин Федот Иванович (1740, д. Течковская (Тючковская) Куростровской волости Архангелогородс кой губ. близ Холмогор – 1805, С.-Петербург), русский скульптор. Сын крестьянина-помора, Шубин с детства занимался резьбой по кости. В 1759 приехал в Петербург; в 1761-67 учился в АХ у Н. Ф. Жилле. Пенсионер АХ в Париже (1767-70; работал под руководством Ж. Б. Пигаля) и в Риме (1770-72), где изучал скульптуру античности и Возрождения. Творчески освоив лучшие достижения портретной пластики французского рококо, сближаясь в понимании архитектоники портретного бюста с современными ему мастерами русского классицизма, Шубин создал собственный вариант стиля, во многом обусловленный просветительскими идеями XVIII в. Классическая ясность и реалистическая достоверность присущи уже его ранним, выполненным в Италии, произведениям («И. И. Шувалов», барельеф, «Ф. Н. Голицын» — оба мрамор, 1771, ГТГ). В портретах, созданных после возвращения в Россию (в 1773), Шубин демонстрирует аналитический подход к натуре и одновременно раскрывает характер портретируемых в органичной цельности создаваемого им художественного образа. Виртуозное владение техникой обработки поверхности мрамора, мастерское использование возможностей кругового обхода позволили Шубину избежать психологической однозначности в парадно-импозантном портрете А. М. Голицына (мрамор, 1775, ГТГ), передать духовную стойкость и энергию, скрывающиеся за внешней непримечательностью облика З. Г. Чернышёва (мрамор, 1774, ГТГ), раскрыть интеллектуальную сущность внутреннего мира модели в бюсте «Неизвестного» (мрамор, середина 70-х гг., ГТГ). В 70-80-х гг. Шубин работал также в области монументально-декоративной скульптуры (статуи и рельефы для Мраморного дворца, 1775-82, и Троицкого собора Александро-Невской лавры, 1786-89, в Петербурге — все мрамор), выполнил для Чесменского дворца 58 медальонов с изображениями русских князей и царей (1774-75), а для Таврического дворца статую «Екатерина II — законодательница» (1789-90, мрамор, ГРМ). Особой точности и синтетической многогранности психологической характеристики достиг Шубин в портретах 90-х гг. («Г. А. Потёмкин-Таврический», мрамор, 1791, «М. В. Ломоносов», гипс, 1792, «А. А. Безбородко», мрамор, около 1798, — все в ГРМ). Противоречивое сочетание величия и ничтожества, силы и беспомощности запечатлел Шубин в облике Павла I (мрамор, около 1797, ГРМ). Последние годы жизни скульптора прошли в стеснённых обстоятельствах, во многом связанных с недоброжелательным отношением придворных кругов и АХ к его искусству.

Лит.: К. С. Исаков, Ф. Шубин, М., 1938; О. П. Лазарева, Русский скульптор Ф. Шубин, М., 1965.

  • Штурса Ян

  • Шумяцкая Елена Яковлевна

Родительская категория: Биография

Категория: Краткая биография

Шубин Федот Иванович 1740–1805

17 мая 1740 (деревня Течковская (Тючковская) Архангелогородской губернии) — 12 мая 1805 (Санкт-Петербург)

Родился в семье черносошных (т. е. некрепостных) крестьян. С детства занимался резьбой по моржовой кости — ремеслом, процветавшим в Архангелогородской губернии (резчиками были также братья Шубина). В 1759 с обозом рыбы приехал в Петербург, где продолжил работать как резчик по кости и перламутру. В 1761 при содействии М. В. Ломоносова определен штатным придворным истопником. Пробыв в этой должности три месяца, в августе того же года по ходатайству И. И. Шувалова уволен от двора и зачислен в ИАХ. В 1761–1766 учился в классе «орнаментальной» скульптуры у Н.-Ф. Жилле, с 1766 состоял в «скульптурно-статуйном» классе. В 1763 и 1765 был награжден малой и большой серебряными медалями. В 1766 за барельеф по заданной Советом ИАХ программе «Убиение Аскольда и Дира, князей Киевских…» удостоен большой золотой медали. В 1767 выпущен из Академии с аттестатом 1-й степени на звание классного художника с правом пенсионерской поездки за границу.

В мае того же года отправился в Париж, где продолжил образование в мастерской Ж.-Б. Пигаля. Занимался лепкой с натуры, рисованием и копированием с гипсов. Одновременно посещал натурный класс Королевской Академии живописи и скульптуры. В 1770 переехал в Рим. Ежедневно посещал занятия во Французской Академии в Риме. Изучал коллекции Ватикана, виллы Фарнезе. После окончания пенсионерского срока в апреле 1772 некоторое время оставался за границей. В 1772–1773 сопровождал Н. А. Демидова в путешествии по Италии. В мае 1773 переехал в Париж, откуда совершил поездку в Лондон. В 1773 за «барельеф с натуры» удостоен звания члена Климентинской Академии города Болоньи.

В июле 1773 возвратился в Петербург. В том же году за выполненную в Париже статую «Молодого пастушка греческого» избран «назначенным» в академики. В 1774 за мраморный портрет Екатерины II удостоен звания академика.

Много работал в области декоративной скульптуры. В 1774–1775 создал 58 портретов-медальонов великих князей, царей и императоров российских от Рюрика до Елизаветы Петровны для Чесменского дворца; в 1775–1782 — статуи и барельефы для Мраморного дворца; в 1786–1789 — шесть рельефов и двадцать статуй святых для Троицкого собора Александро-Невской лавры. В 1789 по заказу Г. А Потемкина создал статую «Екатерина II — законодательница» для Таврического дворца. В 1780-х совместно с Я. И. Земельгаком работал над мраморным мавзолеем П. М. Голицына. Участвовал в оформлении Большого каскада фонтанов в Петергофе, выполнив статую «Пандорра».

В 1781 стал профессором Екатеринославского университета с правом обучать учеников в Петербурге. В 1794 утвержден в звании профессора ИАХ (без денежного содержания). В 1795 назначен членом Совета Академии.

Ретроспективные выставки произведений мастера прошли в 1941, 1955 в Государственной Русском музее, в 1991 — в Государственной Третьяковской галерее.

Шубин — выдающийся русский скульптор эпохи классицизма, создавший галерею портретов наиболее видных представителей дворянства и выдающихся людей своего времени: Екатерины II, Павла I, М. В. Ломоносова, И. И. Шувалова, Демидова, Потемкина, братьев Орловых, А. М. Голицына, А. Н. Самойлова, И. И. Бецкого, З. Г. Чернышева, Н. В. Репнина, П. В. Завадовского. Для его работ характерны глубина и многогранность психологических характеристик в сочетании с внешней строгостью и классицистической идеализацией образов. Шубин сравнительно редко прибегал к бронзе, предпочитая мрамор, мягкость которого позволяла ему достигать сложных живописных эффектов. Творческая манера мастера отличается необычайным артистизмом: он по-разному обрабатывал отдельные части скульптуры, находя различные, но всегда убедительные приемы для передачи тяжелых и легких тканей костюма, ажурной пены кружев, мягких прядей волос и париков. Подчас эффект его произведений построен на игре шероховатой матовой фактуры и гладкой отполированной поверхности камня. Так, тончайшая моделировка лица, с мягкими переходами, рождала богатейшую и вместе с тем легкую игру светотени. Отдельные детали (например, волосы) выполнял обобщенно, сохраняя матовую поверхность мрамора.

Произведения Шубина находятся в крупнейших музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Научно-исследовательском музее Российской Академии художеств и других.

Во Франции

Русский посол князь Д.А Голицын, опекавший молодых людей в Париже, был просвещенным и передовым человеком, большим знатоком искусства. По совету Дидро, с которым был дружен Голицын, Шубин с рекомендательным письмом отправляется к своему парижскому учителю – Ж.-Б. Пигалю. Жан-Батист Пигаль – один из самых заметных среди работающих в этот период во Франции мастеров, автор реалистических портретов. В его мастерской Шубин лепит с натуры, копирует античные скульптуры и работы самого Пигаля, принимает участие в подготовке и отливке фигур для монумента Людовика XV, ходит в натурный класс Парижской Академии художеств, часто бывает в Королевской библиотеке и мастерских известных скульпторов. Вскоре Пигаль предлагает ему новое задание: делать эскизы барельефов с эстампов знаменитых мастеров – Пуссена, Рафаэля. Создает Шубин и свободные, авторские композиции. Во Франции русские студенты постоянно общались с Дидро, который считал портретный жанр самым трудным и самым демократичным. Хотя в русской Академии считалось, что портрет, как и натюрморт, «списывают», а историческую композицию сочиняют, и поэтому последняя гораздо выше первого.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: