«послы» гольбейна: 15 малоизвестных фактов о необычном портрете кисти придворного художника генриха viii

растение

Базилика Санта-Мария-Маджоре (1499 г.)

Главный алтарь монастыря Кайсхайм (1502–1504 гг.)

Базилика Сан-Паоло-фуори-ле-Мура, Аугсбург (1504 г.)

Ганс Гольбейн Старший Ä. стоял в конце периода поздней готики , его работы знаменуют переход к живописи эпохи Возрождения в Германии. Его образование в Верхнем Рейне отражает влияние Мартина Шонгауэра (возможно, только через его гравюры), исходя из знания работ Рогира ван дер Вейдена, который предполагал пребывание в Нидерландах. Неясно, познакомился ли Гольбейн с искусством Матиаса Грюневальда около 1500 года во Франкфурте-на-Майне (или только в Эльзасе ). Его работы включают алтарные и религиозные картины , портреты и картины на стекле . Сохранившиеся альбомы показывают, что он отличный рисовальщик.

Алтарь Вайнгартнера (1493 — ныне в Аугсбургском соборе ), Алтарь Святой Афры и Серые Страсти (1494–1500) датируются его первым творческим периодом примерно с 1490 по 1497 год . В Ульме в 1493 году он работал со скульптором Майклом Эрхартом и таким образом оказал определенное влияние на ульмскую школу .

В начале второго этапа его творчества (примерно до 1509 г.) стоит Базилика Санта-Мария-Маджоре (1499 г.), первое изображение базилиок Аугсбургских сестер-доминиканок. Затем последовали франкфуртский доминиканский алтарь (около 1500 г. — вместе с его братом Зигмундом и Леонардом Беком ), крылья алтаря из монастыря Кайсхайм и базилика Сан-Паоло фуори ле мура (1504 г. — вторая картина Гольбейна для цикла Аугсбургской базилики) . Этот период характеризуется драматической живостью и лаконичностью выражения в сочетании с ясными яркими цветовыми эффектами. Это особенно заметно на портрете Ульриха Шварца и его семьи (около 1503 г.).

Крылья алтаря из Сент-Одиль в Гоэнбурге в Эльзасе относятся к последнему этапу его творчества. Они сформированы влиянием итальянского Возрождения: здесь Гольбейн работал с простором Ломбардии, с усиками и путти. Себастьян алтарь 1516 (важные части из которых были связаны с сыном Ганса Гольбейна Младшего в течение длительного времени) и источник жизни (1519, в Лиссабоне ) , также должны быть упомянуты здесь. Это последняя известная картина Гольбейна и одна из самых важных картин Мадонны в старой немецкой живописи.

ГАНС Гольбейн Старший

Страница 1 из 2

ГАНС Гольбейн Старший (около 1465–1524 гг.) – немецкий живописец. Он был старшим в известной семье художников, к которой принадлежали его брат Зигмунд и сыновья Амброзиус и Ганс Гольбейн Младший. При упоминании имени «Гольбейн» обычно вспоминаются замечательные портреты Ганса Гольбейна Младшего, но очень немногие ценят Ганса Гольбейна Старшего, который оказался как бы в тени мировой славы своего сына. Однако этот художник сыграл чрезвычайно важную роль в становлении искусства Южной Германии на рубеже XV–XVI вв. Он был единственным живописцем среди целого поколения, сумевшим достаточно глубоко воспринять новые принципы ренессансного искусства. Ганс Гольбейн Старший являлся главой большой мастерской; оказал влияние на многих немецких художников, в том числе на такого мастера, как Маттиас Грюневальд (1470/1475 – 1528 гг.). Он был крупнейшим немецким портретистом до Альбрехта Дюрера (1471–1528 гг.), главным представителем реалистического направления в швабской школе. Натурализм, полный жизни и характерности, не лишён был у него благородства. Наконец, невозможно переоценить значение творчества этого живописца для формирования самостоятельной художественной концепции Ганса Гольбейна Младшего. В ранних произведениях Ганса Гольбейна Старшего заметно влияние фламандской школы, а также Мартина Шонгаура (1435/1440 – 1491 гг.), в позднейших – воздействие итальянского Возрождения. Некоторые его работы ранее приписывались юношескому периоду его более знаменитого сына и тёзки. Ганс Гольбейн Старший родился в городе Аугсбурге, в семье ремесленника, занимавшегося обработкой кожи. В юности он много путешествовал. Предполагают, что он работал в мастерской Мартина Шонгауэра и посетил Нидерланды. К 1494 г. художник вернулся в родной город и женился на дочери преуспевающего аугсбургского живописца Фомы Бургмайра. У него рождаются два сына – Амброзиус и Ганс. Дела Гольбейна шли очень успешно, он встал во главе большой мастерской, одной из самых значительных в Южной Германии. Сначала ближайшими помощниками Ганса Гольбейна были его брат Зигмунд и Леонард Век, потом в деятельность мастерской активно включаются очень способные к живописи сыновья. Процветанию мастерской во многом способствовала атмосфера Аугсбурга, который к концу XV в. становится центром Швабии, крупнейшим торговым и ремесленным городом, где развиваются оружейное дело, книгоиздательство и прикладное искусство. Художники пользуются покровительством богатейших семей. Аугсбургские гуманисты, советники императора Максимилиана I (1508–1519 гг.), способствуют распространению знаний о новейших явлениях европейской культуры. Свободный космополитический дух города в значительной степени обусловил не только развитие искусства живописи, но и органичное восприятие идеалов Ренессанса. Желание следовать моде и удовлетворять вкусы образованных заказчиков привело к культу внешней красоты формы, порой за счёт утраты глубокого внутреннего содержания. В этой художественной ситуации Ганс Гольбейн Старший лучше других мастеров сумел воспринять и выразить новые эстетические идеалы эпохи, что в конечном итоге и определило его лидирующее положение среди аугсбургских живописцев. Многие из них начинают подражать его живописной манере; к числу его последователей и учеников исследователи относят Ганса Бургмайра (1473–1531 гг.), Иорга Брея Старшего (1475–1537 гг.), Мартина Шаффнера (около 1478 – 1548 гг.) и некоторых других художников. Слава Ганса Гольбейна Старшего выходит за пределы Аугсбурга, его приглашают работать во многие города Южной Германии. В 1499 г. он работает в Ульме, два года спустя пишет алтарные картины для доминиканцев во Франкфурте-на-Майне. В начале XVI в. художник неоднократно выполняет заказы эльзасских монастырей, а в 1516 г. принимает решение окончательно переехать в Эльзас и поселяется в Изенгейме, где и умирает спустя восемь лет. В последние годы жизни, после закрытия аугсбургской мастерской Ганс Гольбейн Старший работает вместе со своими сыновьями. С сыном Гансом он создаёт росписи интерьеров и фасадов дома Якова Гертенштейна в Люцерне, в которых сцены охоты сочетались с жанровыми композициями.

<< Первая < Предыдущая 1 Следующая > Последняя >>

Жизнь

Считается, что дата рождения Ганса Гольбейна — около 1460/70 года. Он был сыном кожевника Михаэля Гольбейна, проверенного в Аугсбурге с 1464 года, и Анны Майр. В остальном о его молодости и образовании почти ничего не известно. Он изучил торговлю живописью в Аугсбурге и на Верхнем Рейне, иммигрировал в Кельн , возможно, также в Нидерланды . Около 1493 года он поселился в Аугсбурге; здесь он проживал в своей основной резиденции до 1514/17 года (однако в документах 1493 и 1499 годов он упоминается как гражданин Ульма ). Комиссии доставили его в Ульм, Франкфурт-на-Майне и Эльзас . В 1517 году он покинул Аугсбург из-за тяжелого финансового положения (его брат Зигмунд несколько раз арестовывал его) и поселился в Изенхайме в Эльзасе. Вероятно, он умер здесь в 1524 году.

Говорят, что он получил письмо об освобождении от императора Максимилиана , которое могло объяснить тот факт, что он не платил налогов с 1514 года. Герб с головой быка семьи Гольбейнов, вероятно, происходит из этого периода.

Личная жизнь

Около 1520 года молодой Гольбейн взял в жены Элсбет Шмид, вдову на несколько лет старше его, имевшую маленького сына Франца. В первый год брака супруга родила художнику мальчика, которого назвали Филиппом, а через некоторое время девочку Катарину.

Ганс Гольбейн и его семья

Семья не сопровождала живописца в заграничных поездках, Ганс виделся с женой и детьми, только когда бывал в Базеле. В эти визиты он рисовал портреты семьи, которая на некоторых полотнах ассоциировалась у него с библейскими образами Богородицы с младенцами и Иоанна Крестителя.

Личную жизнь супругов вряд ли можно назвать счастливой. С 1532 года они жили раздельно, в Англии художник имел связи с другими женщинами. Гольбейн материально обеспечивал Элсбет и детей, но нежных чувств к ним не испытывал.

Стиль

Живописные произведения Гольбейна отличаются тонкой выработкой рисунка, пластичной моделировкой, прозрачностью светотени, сочностью и шириной кисти. Его рисунки полны едкого сарказма, тонкой наблюдательности и, несмотря на свою жизненную правду и индивидуальность, поражают красотой формы и отделки. Значение Гольбейна в немецком искусстве повышается ещё и тем, что он перенес в Германию расцвет Итальянского Возрождения, не утратив при этом своего национального характера, — в его работах ощутимы пути, намеченные в портретах Дюрера.

Для своих портретов художник предварительно выполнял очень тщательные карандашные наброски, некоторые из них сохранились. Тени и свет наводились углем, мелом и сангиной

В эскизах Гольбейн обращал внимание в основном на лицо, не набрасывая руки

Работы (подборка)

  • Страсть по Линдау (спорная), Линдау (Боденское озеро) , Петерскирхе (1480 г.)
  • Алтарь Вайнгартена, Аугсбург , Высокий собор Посещения Девы Марии (1493 г.)
  • Серые страсти , Государственная галерея Штутгарта (между 1494 и 1500)
  • Базилика Санта-Мария-Маджоре , Аугсбург , Государственная галерея старых немецких мастеров (1499 г.)
  • Эпитафия сестер Веттер, Аугсбург , Государственная галерея старых немецких мастеров (1499 г.)
  • Алтарь доминиканской церкви во Франкфурте-на-Майне (1500–1501 гг.)
  • Эпитафия сестер Вальтер, Аугсбург , Государственная галерея старых немецких мастеров (1502 г.)
  • Чертежи церковных окон: Собор Эйхштет (1502 г.), Санкт-Ульрих в Аугсбурге , Санкт-Якоб в Штраубинге
  • Главный алтарь цистерцианского монастыря Кайсхайм (1502–1504 гг.)
  • Базилика Сан-Паоло-фуори-ле-Мура , Аугсбург , Государственная галерея старых немецких мастеров (1504 г.)
  • Алтарь Себастьяна, Мюнхен , Старая пинакотека (1516 г.)
  • Христос и Мария на Голгофе , Государственный музей Нижней Саксонии, Ганновер (около 1504/1505)

Его работа « Святая Екатерина » была утеряна после того, как была украдена из музея замка Фриденштайн во время кражи произведений искусства в Готе в 1979 году. 6 декабря 2019 года было объявлено, что картина, возможно, снова появилась на поверхности и с сентября 2019 года находится на попечении Государственного музея Берлина , где она будет проверена исследовательской лабораторией Rathgen .

Творчество Ганса Гольбейна Младшего

Творческий путь художника начался в Базеле, где в 1515-1526 Гольбейн создал множество портретов, в которых подчеркивал внутреннее достоинство и сдержанную духовную силу людей (портрет Эразма Роттердамского, 1523, Лувр, Париж), потрясающую смелостью композиционного решения и силой эмоционального воздействия картину “Мертвый Христос” (1521, Публичное художественное собрание, Базель), иллюстрации (к “Похвале глупости” Эразма Роттердамского, рисунок пером, 1515), серию рисунков “Образы смерти” (известна под названием “Пляска смерти”, 1524-1526, гравированы на дереве Г.Лютцельбургером и изданы в 1538), в которой в аллегорической и гротескной форме отобразил события Крестьянской войны в Германии.

В 1526-1528 и с 1532 Гольбейн работал в Англии, куда прибыл с рекомендательным письмом Эразма Роттердамского к английским гуманистам.

Таковы работы художника — графический портрет Томаса Мора, серебряный карандаш, уголь, сангина, 1527, Виндзорский замок; живописные портреты: немецкого купца Георга Гиссе, 1532, Картинная галерея, Берлин-Далем; французского посла Ш.Моретта, около 1534-1535, Картинная галерея, Дрезден; королевы Джейн Сеймур, 1536-1537, Музей истории искусств, Вена; Генриха VIII, 1539-1540, Национальная галерея, Рим.

В Германии искусство Хольбейна не нашло последователей, но оказало сильнейшее воздействие на развитие английского, а затем и всего западноевропейского портрета. Пристально всматриваясь в индивидуальные черты модели, точно и без прикрас воспроизводя ее облик, он создавал смелые и острые по рисунку, насыщенные цветом, жизненно-убедительные и яркие образы своих современников — волевых, целеустремленных людей эпохи Возрождения.

Гольбейн самый знаменитый представитель этой фамилии.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: