Орест адамович кипренский: картины (портреты), краткая биография

Отъезд в Италию. Франция

Только в 1816 г. Кипренский смог воспользоваться своим пенсионерским правом – уехать в Италию. Но здесь его оклеветали: обвинили в связи с итальянскими карбонариями и в убийстве своей натурщицы. Зачем это было сделано – нам уже не узнать. Возможно, зависть к его творческому успеху. Возможно, реакция на его независимый характер. В Италии ему позировала 10-летняя девочка Мариучча, к которой он сильно привязался и проявлял о ней заботу. Уезжая из Италии, О. Кипренский устроил её в школу при католическом монастыре, где она и жила.

Орест Кипренский «Девочка в маковом венке» (1819). Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея (Москва) Девочка на портрете облокотилась на высокий стол и обернулась к зрителю. Прекрасно переданы пластика движения, чистота и естественность ребёнка. Позировала художнику Мариучча. В начале 1822 г. художник покинул Италию. Затем больше года он провёл во Франции. Здесь был написан портрет Е.С. Авдулиной.

Орест Кипренский. Портрет Е.С. Авдулиной (1822-1823). Холст, масло. Государственный Русский музей (Санкт-Петербург) Поэтичный образ женщины, одновременно хрупкий и холодный. Взгляд её направлен мимо зрителя, он создаёт впечатление отрешённости. Мастерски изображены детали костюма. Руки женщины сложены как у Джоконды Леонардо да Винчи, схожа и композиция портрета. Мастерски передан и богатый внутренний мир модели. Чувствуется, что это незаурядная женщина. По пути в Петербург Кипренский задержался в Мариенбаде и здесь общался с И.-В. Гёте, дважды рисовал его.

Орест Кипренский. Портрет И.-В. Гёте (1823). Карандаш на бумаге. Государственный художественный музей им. А.С. Пушкина (Москва)

Орест Адамович Кипренский (1782-1836)

В биографии О. Кипренского в большой степени перепутаны правда и вымысел, сдобренные доброй долей клеветы. Поэтому некоторые моменты его жизни не до конца ясны. Однако известно, что мать его была крепостной помещика А.С. Дьяконова и, предположительно, именно он был отцом ребёнка. Через год после рождения сына её выдали замуж за дворового человека Адама Швальбе, который усыновил мальчика.

Орест Кипренский. Портрет А.К. Швальбе (1804). Холст, масло. Государственный Русский музей (Санкт-Петербург) А.К. Швальбе (1742-1807) был крепостным помещика А.С. Дьяконова. Известно, что он был хорошим отцом Оресту. В их семье было ещё пятеро детей. После смерти А.С. Дьяконова в 1800 г. Швальбе получил вольную. Портрет А.К. Швальбе – одна из ранних и лучших работ Кипренского. Считается, что он написан в рембрандтовском стиле – сочными густыми мазками, с резкой игрой света и тени. Мы видим суровое лицо умудрённого жизнью человека. Автор не расставался с этим портретом и даже возил его с собой за границу. Имя Орест дал ему помещик Дьяконов, фамилия Кипренский – вымышленная. Возможно, по имени греческой богини любви Киприды (Афродиты). Заметив у маленького Ореста способности к рисованию, Дьяконов дал мальчику вольную и определил его в Воспитательное училище при Академии художеств. Затем Кипренский окончил Академии художеств в 1803 г. по классу исторической живописи. Юный художник был учеником известного русского живописца и портретиста Г.И. Угрюмова.

В Италии

В 1816 году художник уехал в Италию. Можно сказать, что у него начался новый этап в жизни. Оказавшись в Риме, Кипренский снял студию и приступил к работе, параллельно изучая старую школу итальянских мастеров и новые веяния в живописи.

В Италии с художником случилось происшествие, которое печальной черной полосой прошло по его жизни. Для одной из своих картин он нашел натурщицу, у которой была дочь, её он тоже запечатлел на своем полотне. Натурщица жила в доме художника и, по всей вероятности, была достаточно близка с ним.

В один из прекрасных солнечных итальянских дней позировавшую для картины девушку нашли мертвой в доме художника. На ней лежал обгорелый холст, а некоторое время спустя по неизвестной причине умер и слуга-итальянец Ореста Адамовича. Виновным итальянцы посчитали Кипренского, а полиция не нашла зацепок, так как поздно начала расследование. Художник подвергся грандиозной травле, которую он не смог вынести, и уехал из Рима в Париж.

Орест Адамович Кипренский «Неаполитанские мальчики-рыбаки», 1829 годМестонахождение: Королевский дворец, Неаполь, Италия

История жизни Ореста Адамовича Кипренского

«Живя в Петербурге, Кипренский сблизился с наиболее выдающимися людьми своего века, — пишет Н.Г. Машковцев. — Он написал портрет поэта В.А. Жуковского (1816), нарисовал архитектора Кваренги (1814), поэта К.Н. Батюшкова (1815), И.А. Крылова (1816), слепого поэта Козлова. Почти во всех своих портретах, как и во множестве других, изображающих людей менее известных, Кипренский дает образ русского человека, пережившего бедствия войны и перестрадавшего за свою родину. Особенным обаянием отличаются некоторые из созданных им женских образов. 

В 1816 году академия сочла возможным возобновить заграничные командировки художников. Одним из первых за границу отправляется Кипренский. Через год из Рима Кипренский прислал свою первую заграничную картину «Итальянский садовник» (1817), встреченную в Петербурге как новый, неожиданный и радующий поворот в творчестве Кипренского. Подкупала, прежде всего, блестящая, законченная эмалевая живопись, сильный свет, озаряющий форму, и, наконец, весь миловидный облик юноши с выражением неги и даже томности на красивом лице. Картина Кипренского, казалось, заключала в себе благодатную атмосферу Италии. 

Портрет Екатерины Авдулиной, 1822

Итальянские годы Кипренского — годы наивысшей славы. В России его имя обратилось в легенду, итальянцам он открыл Россию. Его завалили заказами. Он удостоился неслыханной чести — галерея Уффици во Флоренции заказала ему автопортрет. 

К лучшим работам этого периода принадлежат портреты A.M. Голицына (ок. 1819) и Е.С. Авдулиной (ок. 1822) с их стремлением к обобщенности образа, его пластической завершенности. Изучение классического искусства и разработка сложных композиционных замыслов обогатили Кипренского-портретиста; окрепло его композиционное мастерство; линии контуров приобрели изысканность, а пластические объемы — необычайную убедительность. Из карандашных работ Кипренского наиболее примечателен портрет Гёте, сделанный в 1823 году в Мариенбаде, на пути домой. 

Стоит сказать также о «Портрете Мариуччи», более известном под названием «Девочка в маковом венке». Позировала для него очаровательная пухленькая девчушка. Мать девочки, распущенная и жадная женщина, постоянно вымогала у Кипренского деньги под предлогом своей безмерной материнской любви и страданий от разлуки с дочерью. Уезжая из Италии, художник выкупил девочку у беспутной матери и официально оформил документ на право воспитания ребенка. Через высшие церковные круги он поместил свою будущую жену Мариуччу — Анну Марию Фалькуччи — в привилегированный монастырский пансион. 

Портрет князя Н. П. Трубецкого, 1826

Россия встретила Кипренского неприветливо. Сам художник чувствовал себя неуверенно, так как произведения, посланные им из Италии и Парижа, долго не прибывали. Стали говорить, что Кипренскому нечего показать русской публике. Его рассказам об успехах в Италии не верили. К счастью, у него нашелся покровитель — Д.Н. Шереметев. Кипренский снимает квартиру на Английской набережной, но бывает там мало, так как работает в доме Шереметева на Фонтанке, где хозяин предложил ему мастерскую. При содействии своего покровителя Кипренский получает заказы, заводит новый круг знакомств. 

В 1824 году на очередной публичной выставке в Академии художеств Кипренский показал, помимо ранее созданных, новые произведения, среди них «Портрет Д.Н. Шереметева». После этого репутация художника была восстановлена. 

Бедная Лиза, 1827

В 1827 году в доме на Фонтанке в художник создал знаменитый портрет А.С. Пушкина. В эти же годы Кипренский рисует и графические портреты, создает такие совершенные листы, как «Портрет С.П. Бутурлина», «Портрет Е.Е. Комаровского», «Портрет М.А. Кикиной» и «Портрет А.А. Олениной». 

В 1828 году Кипренский снова уехал в Италию. В Риме художник женился на бывшей своей воспитаннице и вдохновительнице его таланта — Мариучче Фалькуччи. Для женитьбы на Мариучче Кипренскому пришлось тайно перейти в католичество. 

Место погребения в церкви Сант-Андреа-делле-Фратте, Рим

Библиография

  • Поспелов Г. Г. Портретные рисунки Кипренского. — М.: Советский художник, 1960. — 72 с. — 8000 экз.
  • Орест Кипренский. Эпоха и герои: Альбом / Авт.-сост. И. В. Кислякова; Оформление художника А. Д. Крюкова. — М.: Изобразительное искусство, 1977. — 144 с. — 40 000 экз. (в пер.)
  • Орест Кипренский. Эпоха и герои: Альбом (К 200-летию со дня рождения О. А. Кипренского) / Авт.-сост. И. В. Кислякова; Оформление художника А. Д. Крюкова. — Изд. 2-е, доп. — М.: Изобразительное искусство, 1982. — 144 с. — 35 000 экз. (в пер.)

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org, 

Орест Кипренский: картины художника


Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Проголосуйте page

[править] Литература

  • Поспелов Г. Г. Портретные рисунки Кипренского. — М.: Советский художник, 1960. — 72 с. — 8000 экз.
  • Орест Кипренский. Эпоха и герои: Альбом / Авт.-сост. И. В. Кислякова; Оформление художника А. Д. Крюкова. — М.: Изобразительное искусство, 1977. — 144 с. — 40 000 экз. (в пер.)
  • Орест Кипренский. Эпоха и герои: Альбом (К 200-летию со дня рождения О. А. Кипренского) / Авт.-сост. И. В. Кислякова; Оформление художника А. Д. Крюкова. — Изд. 2-е, доп. — М.: Изобразительное искусство, 1982. — 144 с. — 35 000 экз. (в пер.)
  • Собко Н. П. Кипренский, Орест Адамович // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.

Портретист или художник исторического жанра?

Этот вопрос не был ясен даже для самого художника. Академию художеств он окончил по классу исторической живописи и считал, что именно в этом жанре его призвание. В то же время свои замечательные портреты он считал в основном только заработком. Ему хотелось писать большие исторические полотна. И вот создана историческая картина «Дмитрий Донской на Куликовом поле».

Орест Кипренский «Князь Димитрий Донской после Куликовской битвы» (1805). Холст, масло. Государственный Русский музей (Санкт-Петербург) Князь Димитрий Иванович (1350-1389) правил Москвой после 1359 г. Он объединил русских воинов на борьбу с татарским полчищем хана Мамая. 8 сентября 1380 г. татары были разбиты на Куликовом поле, за что князь Димитрий Иванович получил почётное прозвище Донской. Князь шёл в бой, как простой воин, поднимая боевой дух армии. Потери были огромные, но сражение было выиграно. Димитрий Донской был тяжело ранен. На картине показан эпизод, когда после битвы люди нашли раненого князя среди мёртвых. Академия художеств присудила Кипренскому за эту работу Большую золотую медаль, которая давала право на пенсионерскую поездку за границу. Только в 1816 г. он смог поехать в Европу – после окончания наполеоновских войн. По пути он остановился в Женеве, и здесь за ряд работ его избрали членом Женевского художественного общества. Но портреты по-прежнему были его лучшими работами. Например, портрет С. Щербатовой.

Орест Кипренский. Портрет С.С. Щербатовой (1819). Итальянский карандаш, сангина на бумаге. Государственная Третьяковская галерея (Москва) Кем была она, эта юная женщина с задумчивым и одухотворённым лицом? Софья Степановна Щербатова (в девичестве Голицына) изображена на портрете в возрасте 19 лет. Она уже жена А.Г. Щербатова, вдовца, генерала от инфантерии, участника войны 1812 г., отмеченного многими наградами. Он старше своей юной жены на 22 года. Портрет Софьи Щербатовой написан Кипренским во время свадебного путешествия супругов. Несмотря на разницу в возрасте, этот союз был счастливым, в семье было 6 детей. В Москве салон молодой княгини со временем стал «центром всей старой столицы». В ее альбоме подписывались Пушкин, Жуковский, Вяземский, Тютчев, Тургенев, Гоголь, Баратынский, Мицкевич, Лист, Рубини, Россини, Патти, Полина Виардо. Ей посвящали ноты и стихи. Но она была известна своей простотой и трудолюбием, любовью к людям. Овдовев, она активно занималась благотворительностью и меценатством: организовала вместе с доктором Гаазом Никольскую общину сестер милосердия. По инициативе её сына Александра в Москве открылась городская больница, которую впоследствии назовут Щербатовской (ныне это Русаковская детская больница). Александр передал в дар Москве дом, оставшийся в наследство от матери, здесь устроили детскую больницу. В наши дни она известна как городская клиническая детская больница имени Филатова.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: