Искушение святого Антония. 1505—1506 гг.
Иероним Босх. Искушение святого Антония. 1500 г. Национальный музей старого искусства в Лиссабоне, Португалия. Wikimedia.commons.org
Искушение святого Антония. Ещё один фантастический триптих Босха. Среди вороха монстров и чудищ — четыре сюжета из жизни отшельника.
Сначала святого в небе терзают бесы. Их послал Сатана. Ему не давало покоя, что тот борется с земными искушениями.
Измученного святого бесы бросили на землю. Мы видим, как его, обессиленного, ведут под руки.
На центральной части святой уже стоит на коленях среди загадочных персонажей. Это алхимики пытаются соблазнить его эликсиром вечной жизни. Как мы знаем, ничего у них не вышло.
Иероним Босх. Искушение святого Антония. Фрагмент центральной части триптиха. 1500 г. Национальный музей старого искусства в Лиссабоне, Португалия
А на правой створке Сатана предпринял ещё одну попытку сбить святого с его праведного пути. Пришел к нему в образе прекрасной царицы. Дабы его соблазнить. Но и тут святой устоял.
Триптих “Искушение святого Антония” интересен своими монстрами. От такого разнообразия неведомых существ глаза разбегаются.
И чудища с головой овцы и телом ощипанного гуся. И полулюди-полудеревья с рыбьими хвостами. Самый известный монстр Босха тоже обитает здесь. Нелепое создание с воронкой и птичьим клювом.
Иероним Босх. Фрагмент левой створки триптиха “Искушение святого Антония”. 1500 г. Национальный музей старого искусства в Лиссабоне, Португалия
Этими сущностями вы можете в деталях полюбоваться в статье “Самые яркие монстры триптиха “Искушение святого Антония”.
Босх любил изображать святого Антония. В 2016 году ещё одна картина с этим святым была признана работой Босха.
Да, маленькие монстры похожи на босховских. В них нет ничего страшного. Но метафоричности хоть отбавляй. И воронка на ножках. И нос в виде черпака. И рыба ходячая.
Иероним Босх. Искушение святого Антония. 1500-1510 гг. Музей Нельсон-Аткинс, Канзас-Сити, США. Wikimedia.commons.org
Сад земных наслаждений. 1505—1510 гг.
Иероним Босх. Сад земных наслаждений. 1500—1510. Музей Прадо, Мадрид
“Сад земных наслаждений” — самая известная работа Босха. Ее можно рассматривать часами. Но так ничего и не понять. К чему все эти обнаженные люди? Гигантские ягоды? Причудливые фонтаны? Диковинные монстры?
В двух словах. На левой створке изображён Рай. Бог только что сотворил Адама и Еву. Но босховский рай не такой уж райский. Здесь мы видим и Зло. Кошка тащит в зубах мышь. А рядом птица клюёт лягушку.
Почему? Животным можно совершать зло. Это их способ выживания. А вот для человека это грех.
Иероним Босх. Сад земных наслаждений. Фрагмент левой створки триптиха. 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид
На средней части триптиха множество обнаженных людей ведут праздный образ жизни. Волнуют их лишь земные удовольствия, символами которых являются гигантские ягоды и птицы.
Люди предаются греху сладострастия. Но условно. Мы это понимаем через символы. Вы не найдёте откровенной эротики. Только одна пара выглядит не очень пристойно. Попробуйте ее найти.
Если не получится, увидите ее крупным планом в статье “7 удивительных загадок триптиха “Сад земных наслаждений”.
А знали ли вы, что в Эрмитаже хранится копия центральной части знаменитого триптиха? Создана на 50 лет позже последователем Босха. Позы и жесты те же. Только люди в стиле маньеризма. С прекрасными торсами и томными лицами.
У Босха персонажи более плоские и обескровленные. Как болванки, заготовки людей. А зачем писать настоящих людей, если жизнь их пустая, бесцельная?
Сверху: Последователь Босха. Сад земных наслаждений. Фрагмент. 1556-1568 гг. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Снизу: Иероним Босх. Центральная часть триптиха. 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид
На правой створке мы видим Ад. Здесь те, кто увлекался праздной музыкой или обжорством. Картежники и пьяницы. Гордецы и скупердяи.
Но и тут загадок не меньше. Почему мы здесь встречаем Еву? Она сидит под стулом монстра с птичьей головой. Что за ноты изображены на заду одного из грешников? И почему все-таки бедные музыканты попали в Ад?
Нет, двух слов не хватает. Лучше читайте статью “Путеводитель по Саду земных наслаждений”.
Боссе Гаральд Андреевич
Гаральд Юлиус Боссе (в русских текстах Гаральд Андреевич, Гаральд Эрнестович, Юлий Андреевич, нем. Harald Julius von Bosse)
— архитектор и художник периода эклектики, живший и работавший в Российской империи.
17 (29) сентября 1812, Рига, Лифляндская губерния, Российская империя — 26 февраля (10 марта) 1894, Дрезден, Саксония, Германская империя).
Академик и профессор Императорской Академии художеств, статский советник.
Согласно эстетике периода историзма архитектор Боссе пробовал свои силы в разных «исторических стилях».
Сортировать по: городу, улице и номеру дома · дате постройки · дате сноса · этажности
Фото | Улица, номер дома | Проект | Архитекторы | Этажность | Нач.стр. | Ок.стр. | Название/назначение |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Санкт-Петербург, Набережная реки Мойки, 69 | Проекты 2-этажных домов до 1920 года | Боссе Г. А. | 2 | Жилой дом — административное здание. | |||
Санкт-Петербург, Итальянская улица, 17 | Проекты 2-этажных домов до 1920 года | Боссе Г. А. | 3 | 1836 | Особняк Гамбса — Центральное управление Главного общества росссийских железных дорог — офисно-коммерческий центр | ||
Санкт-Петербург, Гороховая улица, 8 | Проекты 5- и более этажных домов до 1920 года | Боссе Г. А., Маас И. П. | 5 | 1834 | 1836 | Доходный дом — Жилой дом | |
Санкт-Петербург, Улица Чайковского, 46-48 | Проекты 3-этажных домов до 1920 года | Диммерт Е. И., Боссе Г. А., Мерц И. А. | 3 | 1837 | 1839 | Дворец — торгово-промышленная палата | |
Санкт-Петербург, Набережная Кутузова, 10 | Проекты 3-этажных домов до 1920 года | Боссе Г. А. | 3 | 1842 | 1843 | Особняк — Посольство — Институт | |
Санкт-Петербург, Литейный проспект, 37-39 | Проекты 2-этажных домов до 1920 года | Боссе Г. А. | 2 | 1841 | 1844 | Особняк Пашкова — Управление Росприроднадзора | |
Санкт-Петербург, Садовая улица, 47 | Проекты 5- и более этажных домов до 1920 года | Боссе Г. А. | 5 | 1845 | Доходный дом — жилой дом | ||
Санкт-Петербург, Малая Морская улица, 6 | Проекты 4-этажных домов до 1920 года | Боссе Г. А. | 4-5 | 1854 | Особняк — доходный дом — жилой дом | ||
Санкт-Петербург, Большая Морская улица, 6 / Набережная реки Мойки, 51 | Гостиницы и мотели | Боссе Г. А. | 4 | 1853 | 1854 | Гостиница «Франция» — Жилой дом | |
Санкт-Петербург, Конногвардейский бульвар, 7 | Проекты 2-этажных домов до 1920 года | Боссе Г. А. | 2 | 1853 | 1857 | Жилой дом | |
Петергоф, Санкт-Петербургское шоссе, 115 корп. 1 | Усадьбы, мызы | Боссе Г. А., Плотников М. М. | 3 | 1857 | 1859 | Дворец великого князя Николая — пансионат «Знаменка» | |
Санкт-Петербург, Улица Декабристов, 54А | Лютеранские культовые сооружения | Боссе Г. А., Циглер фон Шафгаузен К. К. | 3 | 1858 | 1860 | Эстонская лютеранская кирха св. Иоанна | |
Санкт-Петербург, Большая Конюшенная улица, 25 | Проекты домов до 1920 года | Фельтен Ю. М., Боссе Г. А., Дютель Ю. О. | 4 | 1877 | Церковь — Жилой дом и спортивная школа |
Показано записей: 13 из 13
Цветовые обозначения
Используется |
Строится |
На реконструкции |
Не используется (заброшено) |
Снесено |
Изменение адреса |
Перестроено |
Изменение назначения |
Блудный сын. 1500 г.
Иероним Босх. Блудный сын. 1500 г. Музей Бойманса – Ван-Бенингена, Роттердам, Нидерланды. Wikimedia.commons.org
На картине “Блудный сын” вместо огромного количества персонажей — один главный герой. Путник.
Он изрядно потрепан жизнью. Но у него есть надежда. Покидая мир разврата и греха, он хочет вернуться домой, к отцу. В мир праведной жизни и духовной благодати.
Он оглядывается на дом, который является аллегорией распутного образа жизни. Таверна или постоялый двор. Временный приют, полный примитивных увеселений.
Крыша прохудилась. Ставня перекошена. Посетитель справляет нужду прямо за углом. А двое милуются в дверном проеме. Все это символизирует духовную деградацию.
Иероним Босх. Блудный сын. Фрагмент. 1500 г. Музей Бойманса – Ван-Бенингена, Роттердам, Нидерланды
Но наш путник уже очнулся. Он понял, что нужно уходить. Из окна на него смотрит женщина. Она не понимает его поступка. Или завидует. У неё нет сил и возможности покинуть этот “прохудившийся”, жалкий мир.
Блудный сын похож на другого путника, который изображён на закрытых створках триптиха “Воз Сена”.
Иероним Босх. Странник. Закрытые створки триптиха “Воз Сена”. 1516 г. Музей Прадо, Мадрид
Смысл здесь похожий. Мы — путники. На нашем пути есть чему порадоваться. Но и много опасностей. Куда мы идём? И придём ли мы куда-нибудь? Или будем так скитаться, пока смерть не настигнет нас на дороге?
Литература
- Андреева В. И.Гаральд Боссе.— СПб.: Коло (b) , 2009.— 288с.
- Андреева В.И., Герасимов В.В.Михайловская дача. От резиденции великого князя к … // Реликвия. Реставрация. Консервация. Музеи. Санкт-Петербург. №4. 2005. С.50.
- Андреева В.И., Герасимов В.В. Декоративное оформление придворцовой территории на Михайловской даче // 300 лет Петергофской дороге. 300 лет Ораниенбауму. История. Реставрация. Музеефикация: Сборник статей по материалам научно-практической конференции ГМЗ «Петергоф»,2011 (Проблемы сохранения культурного наследия. XXI.II) – СПб.: — Издательство «Европейский Дом», 2012. С.122.
- Андреева В.И., Герасимов В.В. Знаменская дача великого князя Николая Николаевича в акварелях И.И. Шарлеманя // Сады и парки. Энциклопедия стиля: материалы XXV Царскосельской научной конференции: в 2 ч. Часть 1. СПб., 2019. С. 5.
- Герасимов В.. Сад на верхней террасе Стрельнинского дворца // Сады и парки. Энциклопедия стиля: материалы XXV Царскосельской научной конференции: в 2 ч. Часть 1. СПб., 2019. С. 202.
- Герасимов В. В. Два интерьера дома В. Н. Карамзина в Петербурге. Атрибуция неизвестных акварелей А. А. Редковского из собрания Государственного исторического музея // Атрибуция, история и судьба предметов из музейных коллекций: сборник докладов научной конференции Кучумовские чтения / Государственный музей-заповедник «Павловск»; под общей редакцией Р. Р. Гафифуллина. — Санкт-Петербург: ГМЗ «Павловск», 2021. — 280 с.: ил. С. 94.
- С. Н. Кондаков.Юбилейный справочник Императорской Академии художеств. 1764-1914.— СПб.: Товарищество Р. Голике и А. Вильборг, 1915.— Т.2 (Часть биографическая).— С.297.— 459с.
- Кириков Б. М. (b) , Штиглиц М. С. Петербург немецких архитекторов: От барокко до авангарда. СПб., 2002. С. 134—141.
- Чеканова О. А. Статья «Боссе Ю. А.» на сайте «Энциклопедия Санкт-Петербурга»
- Чеканова О. А. Приемы организации внутреннего пространства в постройках архитектора Г. А. Боссе // Тез. докл. науч. сессии «Архитектурное и декоративное решение русского интерьера XVIII — середины XIX вв.» / Гос. Эрмитаж. Л., 1968. С. 15—16
- В. Андреева, М. Андреев.Боссе Гаральд Юлиус фон в энциклопедии «Немцы России».
- Пунин А. Л.Культовые постройки: церкви, часовни, монастыриАрхитектура Петербурга середины XIX века.— Ленинград: Лениздат, 1990.— ISBN 5-289-00602-8.
- Зуев Г.Течет река Мойка… От Фонтанки до Невского проспектапод ред. Середнякова В. Н.— Центрполиграф, 2012.— ISBN 978-5-227-03392-5.
Из энциклопедии «Немцы России»:
- Профессор Г. А. Боссе // «Зодчий», 1894, № 12
- Н. Ф. Xомутецкий. Боссе Г. А., в сб.: XV-я научная конференция ЛИСИ, Л., 1957, с. 191—195.
- В. И. Андреева. В ряду отличнейших мастеров, «Ленинградская панорама», 1987, № 9.
- В. И. Андреева. Г. Э. Боссе — архитектор-новатор, «Архитектура СССР», 1988, № 1.
- В. И. Андреева. Страницы творчества архитектора Г. Боссе: Петербургские особняки, в кн.: Петербургские чтения, в. 95, СПБ, 1995.
- Т. Е. Тыжненко. Пластика фасадов, изящество интерьеров, «Ленинградская панорама», 1987, № 9.
- Т. Е. Тыжненко. Новаторство архитектурного творчества Г. Э. Боссе, в сб.: Памятники культуры: Новые открытия, Ежегодник 1989, М, 1990.
- В. И. Андреева, Ю. И. Китнер. «Финляндская» тема в творчестве архитектора Г. Э. Боссе (к 100-летию со дня смерти Г. Э. Боссе), в сб.: Памятники культуры: Новые открытия, Ежегодник 1996, М., 1996.
Биография
Гаральд-Юлиус Эрнестов сын родился 17 (29) сентября 1812 года в Лифляндской губернии, в семье рижского профессора живописи и гравёра Эрнста-Готгильфа Боссе (b) , чей дед перебрался в Россию из Галле на Заале в 1726 году (b) .
Г. Боссе начинал учёбу в 1828 году в Дрезденской академии (b) (Dresdner Akademie) у Готфрида Земпера (b) . Заканчивал архитектурное образование в 1829—1831 годах в Дармштадте (b) у придворного директора строений Георга Моллера (b)
Переехал в Санкт-Петербург (b) в 1831 и начал работать чертёжником у А. П. Брюллова (b) . Получил звания от Императорской Академии художеств (b) :
- свободного художника (b) (1832),
- академика (1842),
- профессора (1854).
С 1851 года работал в Главном управлении путей сообщения и публичных зданий. Руководил практикой учащихся Строительного училища (b) . Его ученики: К. К. Андерсон, Л. Ф. Фонтана, Н. А. Гаккель, Р. А. Гёдике (b) , М. А. Макаров (b) .
С 1851 по 1854 год работал в Риге. С 1854 года — надворный советник. В 1858 году назначен архитектором Императорского двора; получил чин коллежского советника. В 1862 году — статского советника и был награждён орденом Святой Анны (b) 2-й степени. С 1870 года — член Петербургского общества архитекторов (b) .
Корабль дураков. 1495—1500 гг.
Иероним Босх. Корабль дураков. 1495-1500 гг. Лувр, Париж. Wikimedia.commons.org
Картина “Корабль дураков”. Почему корабль? Распространённая метафора во времена Босха. Так говорили о Церкви. Она должна “везти” своих прихожан через мирскую суету к духовной чистоте.
Но с кораблём Босха что-то не так. Его пассажиры предаются пустому веселью. Они горланят, пьют. И монахи, и миряне. Они даже не замечают, что их корабль уже никуда не плывёт. Причём так давно, что через днище проросло дерево.
Обратите внимание на шута. Дурак по профессии ведёт себя серьёзнее остальных
Он отвернулся от веселящихся и пьёт свой компот. Без него и так хватает глупцов на этом корабле.
“Корабль дураков” — это верхняя часть правой створки триптиха. Нижняя хранится в другой стране. На ней мы видим берег. Купальщики побросали одежду и окружили бочку с вином.
Двое из них подплыли к кораблю дураков. Посмотрите, у одного из них такая же миска, что и у купальщика рядом с бочкой.
Иероним Босх. Аллегория чревоугодия и любострастия. 1500 г. Художественная галерея Йельского университета, Нью-Хейвен, США.