Григорий мясоедов

Крестьяне не показывают своей бедности

Словом, очевидно, что крестьяне не показывают никаких признаков притеснения. Их никто не выгонял с барского обеда. Он им просто не интересен, у них другие привычки и обычаи.

Крестьяне никуда не торопятся и ничего не ждут — они уже приехали в город на собрание, которое занимает целую неделю. Они мирно, пользуясь хорошей погодой, сидят у крыльца в состоянии оцепенения, обычном для земледельца, привыкшего ничего не делать полгода. Мужики выглядят скорее осоловевшими, чем возбуждёнными от дискуссий на важные для них темы. Это же их земство, их дела, можно было бы и поволноваться, ну хотя бы обсудить постановленное в утреннем заседании!

Если что–то в картине и можно считать объектом критики, то это разлитая в воздухе провинциальная лень и спокойствие. Но не факт, что художник вкладывал в картину именно такие мысли. Быть может, земско–провинциальная лень казалась ему столь же очевидной и неизбежной, как и персонажам картины.

Биография Григория Мясоедова

Григорий Григорьевич Мясоедов родился в селе Паньково Тульской губернии и принадлежал к старинному дворянскому роду. В детстве мальчик много читал, часто рисовал. Отец всячески поощрял его интерес к художеству.
Свое обучение будущий художник начал в Орловской гимназии, где рисование преподавал профессиональный художник И. А. Волков.

В 1853 году он поступил в Академию Художеств. Непростая ситуация сложилась между художником и его отцом. Отец полностью лишил сына материальной помощи, и лишь написанный в 1857 году с натуры портрет отца примирил их.

В 1862 году Мясоедов окончил Академию Художеств по классу исторической живописи, получив большую золотую медаль за композицию «Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе» и был поощрен пенсионерской поездкой.

В 1863 году он посетил Италию, Германию, Бельгию, Швейцарию, работал в Париже, Испании. В Риме он занимался в частной Академии.

В 1867 году он живет во Флоренции, где знакомится с семьей опального А.И.Герцена, с литературоведом А.Н.Веселовским, и с семьей художника Николая Ге. Здесь же он создал картину на сюжет «Божественной комедии» «Франческа да Римини и Паоло да Паоленто».

В 1869 году он вернулся в Россию. В Москве пишет картину «Заклинание», за которую получил звание академика.

В конце 1860-х годов, находясь за границей, Мясоедову пришла идея организации Товарищества передвижников. 16 декабря 1870 года состоялось первое общее собрание членов ТПХВ, где было избрано правление, в состав которого вошел и Мясоедов. Он стал автором первого устава ТПХВ и оставался бессменным членом правления в течение сорока лет.

Мясоедов представил на эту выставку картину «Дедушка русского флота», а в марте 1872 года открылась II передвижная выставка, на которой экспонировалось самое значительное полотно Мясоедова – «Земство обедает». Эта картина принесла успех художнику. В картине раскрыта главная задача передвижнического реализма – «стремление к реальному и повседневному», отмеченному В.В.Стасовым.

Действие картины разворачивается в тихом провинциальном городишке. У подъезда земской управы расположилась группа крестьян. Один крестьянин дремлет, а другие спокойно едят скудный обед. Рядом, в самом доме, только что отобедали господа. Через открытое окно видно как лакей старательно вымывает посуду, множество бутылок и графинов. В картине изображена бедность в контрасте с богатством. Главными героями картины становятся крестьяне. Художник запечатлел разнообразие их характеров, их особую красоту и душу.

В довольно короткий срок художником была написана картина «Чтение манифеста 19 февраля 1861 года». В картине раскрывается иной аспект той же темы — судьба крестьянства, обманутого в своих ожиданиях.

В 1876 году художник переселился на хутор близь Харькова. Он увлекся садоводством и огородничеством. С этого момента можно отметить начало спада в его творчестве. Меняется его отношение к крестьянской жизни. Мясоедова привлекали темы, раскрывающие народные поверья и традиции.

В картине «Опахивание» изображен древний языческий обряд, защищающий скотину от болезни и смерти: крестьяне опахивают деревню от злых духов, впрягая в плуг обнаженных девушек. В картине «Молебен на пашне о даровании дождя» передано эмоциональное напряжение крестьян, просящих помощи Всевышнего в засушливое лето.

В 1882-1884 художник работает над историческим полотном «Самосожигатели». В нем художник изобразил момент самосожжения иступленных фанатиков-староверов в горящей избе.

В 1880-е годы Мясоедов работает над пейзажами. Он создал картину «Дорога во ржи». На картине изображена фигура одинокого странника среди бескрайнего ржаного поля.

В 1880-е пейзажи Мясоедова получили признание публики. Он выбирал простые мотивы, неброские виды южного Крыма. Среди этюдов встречались и марины.

В конце 1880-х Мясоедов живет в Полтаве в большой усадьбе с садом, парком и прудом. Осенью и зимой художник уезжал в Крым. Одной из последних его работ стала картина «Зреющие нивы».

В 1890-1900 годах в его произведениях чувствуется влияния салонной живописи. Художник много работал в графической технике. Он создал эскиз театрального занавеса и написал декорации для театра в Полтаве. Он также организовал школу рисования, написал брошюру по садоводству.

Он осознавал, что его время безвозвратно ушло. Незадолго до смерти он собирался исполнить три больших картины под единым названием «Святая Русь».

Умер Григорий Григорьевич в 1911 году, в своем имении Павленки близ Полтавы.

«Чтение манифеста 9 февраля 1861 года»

Сюжет картины Мясоедова посвящен изданию в 1861 году императором Александром II Манифеста об освобождении крестьян от крепостной зависимости, ставший, по сути, началом отмены крепостного права в России. Он был принят в разных слоях общества неоднозначно.

На картине Григория Мясоедова крестьяне собрались для чтения Манифеста в самом центре холста у костра вокруг единственно грамотного из них — мальчика, читающего текст документа. Группа служащих освещена ярким солнечным светом. А каждый персонаж выписан крупным планом, что до Г. Г. Мясоедова не было принято в русской бытовой живописи. Герои картины изображены не пассивными слушателями и не бунтарями, а людьми, думающими и оценивающими событие с позиции своего жизненного опыта и мировоззрения. Не все из них, судя по выражению лиц, согласны с реформой, не слишком доверяют ей, ведь много прав еще остается у помещиков и слишком мало возможностей пока дается крестьянам.

Для создания ощущения реальности происходящего художник использовал цветовую гамму, близкую к природной: земляные, охристые, соломенно-желтые, коричневые оттенки. Лишь рубаха читающего мальчугана — красная. Она — как олицетворение надежды русского крестьянства на свободную, благополучную и красивую жизнь.

Интересные факты из жизни художника

Внешность Мясоедова говорила сама за себя.

Григорий Мясоедов был человеком сложным, в общении невыносимым. Его резкий характер иногда оказывался даже для близких нестерпимым.

Не ужившись с первой женой — пианисткой, в Харькове он сошелся с молодой художницей Ксенией Ивановой, которая в 1881 году родила сына. Но свободолюбивый Григорий Григорьевич был уверен, что девица поймала его «словно перепела в сети». У него были какие-то основания считать, что Ванечка не его. Оформил бумагу об усыновлении собственного ребенка, а жене запретил проявлять материнские чувства к мальчику. Ксения была для Вани обычной кухаркой…

Наконец Мясоедов безжалостно оторвал ребенка от матери, отдав отпрыска на воспитание другу-пейзажисту Киселеву в Москву. Это случилось, когда Мясоедов позировал Репину для картины.

Впрочем, после одного случая Григорий убедился, что Ваня — его кровь. Как-то раз во время очередного застолья у Киселевых гости зашумели: «А где Ванечка? Где ваш воспитанник?» Киселевы долго упирались: да он, мол, такой бука, молчун, всего боится. Но привели Мясоедова-младшего.

Ваня понял, что талантливая публика ждет от него не пошлой сказки, стишка, песенки, спетой дрожащим от волнения голоском, — им нужна более эстетическая акция. Ваня подошел к художнику Маковскому и смачно высморкался в полу его шикарного сюртука. После этой «живой картины» у Мясоедова-старшего никаких сомнений не осталось — «мой сын». В тот же день он забрал 7-летнего Ванечку домой — в пригород Полтавы.

Но ничего фактически в отношениях отца и сына не поменялось. В момент агрессии художник мог так ударить сына, что даже подумывал, что убил отпрыска. А увлечение Вани гирями, цирковым искусством считал постыдным.

— Несчастье мое, дубина! — часто шпынял он подрастающего мальчика.

В 1899 году умерла от туберкулеза Ксения, которая была единственным добрым человеком в жизни парня. А после того как Григорий насмелился сообщить Ване, что тот не приемыш, а родной сын, Мясоедов-младший фактически отрекся от отца. Поселился во флигеле, месяцами не разговаривал с папой, а его гостей провожал только до крыльца.

Но когда в 1911 году Мясоедов-старший умирал, сын явился. Под музыку Баха и Шопена рисовал отца на смертном ложе. Иван со старанием выводил линии спазматически открытого рта, обводил контуры страдальчески заостренного отцовского лица в агонии. Что двигало рукою сына: искусство или ненависть, наверное, даже сам автор не знал.

На двух посмертных выставках (в Полтаве и Москве) Иван безжалостно распродал все богатое наследие отца, не пощадив его работ и коллекции, составленной из дарственных работ Репина, Шишкина, Дубовского. А в 1919 году, когда Иван Мясоедов навсегда покинул родину, перед эмиграцией он с каким-то садизмом уничтожил в усадьбе все, что касалось Григория: эскизы, переписку мастера. После войны в одном из зданий на усадьбе Мясоедовых полтавчане решили сделать музей, но нашли там лишь один автопортрет Григория…

Примечания

. Сборник принадлежит родственнику художника — Владимиру Николаевичу Брендель.

. Мясоедов обычно неточно указывал и дату своего рождения (см. Н. Масалина. Мясоедов. М., 1964, стр. 4).

. Списки учащихся, занимающихся в классах вспомогательных дисциплин, 1849—1857. ЦГИА, ф. 789, оп. 19, д. 743, л. 13 и 37. Список учащихся, получивших билеты для посещения классов, с указанием полученных ими на экзаменах медалей, 1850—1854. ЦГИА, ф. 789, оп. 19, д. 744, л. 11. Список учащихся, получивших билеты для посещения классов, с указанием их звания и местожительства, 1853—1859. ЦГИА, ф. 789, оп. 19, д. 749, л. 9,18, 29, 41, 48, 56, 71. Списки учащихся, получивших билеты для посещения рисовальных классов, с указанием их звания, места жительства и полученных ими на экзаменах оценок и медалей, о назначении содержания и выдачи единовременных пособий в 1855, 1856, 1857, 1858 и 1859 годах. ЦГИА, ф. 789, оп. 19, д. 756 и 757, л. 13,16.

. В Академии художеств высшей оценкой считалась единица.

. И.Е. Репин. Далекое близкое. М., 1960, стр. 157.

. В. Стасов. Николай Николаевич Ге, его жизнь, произведения и переписка. М., 1904, стр. 56—58.

. И.Е. Репин. Далекое близкое, стр. 149.

. Н.В. Шелгунов, Л.П. Шелгунова, М.Л. Михайлов. Воспоминания, т. 1. М., 1967, стр. 191.

. В.И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 25, стр. 94.

. «Колокол», 1860, 1 марта, л. 64. Письмо из провинции. «Русский человек».

. В.И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 5, стр. 29.

. Среди портретов, сделанных Крамским с его товарищей по Академии, имеется и портрет Мясоедова (1861).

. Письмо Ц.А. Кюи М.А. Балакиреву от 16 июля 1857 года. Ц.А. Кюи. Избранные письма. Л., 1955, стр. 41, 43.

. ГПБ, отдел рукописей, ф. 413, ед. хр. 164. Нотный альбом Ц. Кюи, л. 1. М.А. Балакирев, А.Н. Серов и Ц.А. Кюи изображены подсмеивающимися над старыми немецкими композиторами, в то время как А.И. Фицтум, инспектор Петербургского университета, возмущенно от них отвернулся.

. Н.А. Римский-Корсаков. Литературные произведения и переписка. М., 1955, стр. 13.

. М. Художественная выставка в Петербурге май и июнь 1859 года. «Современник», 1859, июль, стр. 110.

. Я-ій. О выставке Академии художеств. Письмо I. «Русское слово», 1860, октябрь, стр. 31.

. П.Н. Петров. Сборник материалов для истории императорской Академии художеств за 100 лет ее существования, ч. III. Спб., 1866, стр. 387.

. В.В. Стасов. Двадцать пять лет русского искусства. «Вестник Европы», декабрь, стр. 687.

. В. В. Стасов. Заметки о выставке в Академии художеств. «Современная летопись», 1862, № 42, стр. 8.

. Письмо Г. Ознобишина И. Шишкину, 1862 год. ГПБ, отдел рукописей, ф. 861, ед. хр. 105, л. 8 об.

. Шестилетняя командировка давалась лишь историческим живописцам. Мясоедов получил ее, поскольку картина «Бегство Отрепьева» была аттестована Академией как «историческая», взамен прежней формулировки — «живопись народных сцен», данной при утверждении эскиза.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

Творчество

Из национальных картин Мясоедова более замечательны, кроме упомянутого «Бегства Отрепьева», ещё «Чтение положения 19 февраля 1861 г.» (1874 г. и повторена в 1881 г.), «Земство обедает» (), «Молебствие в поле во время засухи» (1878), «Страдная пора» (1887 г.; приобретена государем императором Александром III). Эта последняя картина представляет сочетание выразительной фигуры работающего крестьянина с жарким пейзажем.

Мясоедов написал много пейзажей и преимущественно крымских, многие из них характерны и колоритны. Избираемые им сюжеты, как бытовые, так и пейзажные, — разнообразны. Живопись его гармоническая и уверенная. Изредка он пишет и портреты (Н. Н. Бекетова, Е. С. Гордеенко, И. И. Шишкина), но они занимают небольшое место в его деятельности. Мясоедов занимался также и гравированием «крепкой водкой» (офортом).

Кроме того, Мясоедов писал и религиозную живопись (см. Храма Спаса на Сенной). Незадолго до смерти он собирался написать триптих «Святая Русь». Среди поздних работ выделяется картина «Сам с собою, или Игра в шахматы» (1907).

Интересные факты

На известной картине Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» Иван Грозный имеет черты Григория Мясоедова, который позировал художнику при написании этого полотна.

Григорий Григорьевич Мясоедов. Автопортрет

В 1878 году Г. Г. Мясоедов написал свой автопортрет. Он изобразил себя в четверть оборота, стоящим, до пояса. Мясоедов одет в темный костюм, который практически сливается с почти черным фоном. Ярким пятном выделяется лишь белоснежный накрахмаленный воротничок рубашки и чуть желтоватое, будто подсвеченное светом лицо, повернутое к зрителю почти в профиль так, что освещена лишь одна половина лица. Второй как будто бы нет. Портрет отсылает нас к переходному периоду в развитии живописи – парсуне, где за счет затемненного фона выделяется лицо – именно человек интересен живописцу, человек с его мыслями, чувствами и переживаниями. Так и автопортрет Мясоедова. Он – отражение в его творчестве особого интереса к внутреннему миру обычного человека.

Последние статьи

  •   Кто и зачем придумал новую биографию кумиру1980-х Жене Белоусову, который прожил не свою жизнь сегодня, 11:54
  •   6 культовых сцен в кино, которые попали в кадр почти случайно сегодня, 10:48
  •   Прощание с Абдуллой из «Белого солнца пустыни»: Чем запомнился зрителям актер Кахи Кавсадзе сегодня, 09:41
  •   Какие забавные кадры словила скрытая камера, установленная на кормушке во дворе 27.04.2021, 23:39
  •   В чём секрет самых популярных кукол из ткани: Тильда, тряпиенсы и их друзья 27.04.2021, 20:22
  • +1   Тернистый путь к славе доктора Купитмана из сериала «Интерны»: Как бывший двоешник стал актёром и кандидатом наук 27.04.2021, 18:50
  •   Как Папа Римский пытался спасти власовцев: Куда делись приспешники Вермахта в СССР после Великой Отечественной 27.04.2021, 15:15
  •   Часто ли ошибается сурок Фил и другие забавные факты о мохнатом метеорологе, который собирает тысячи туристов 27.04.2021, 13:40
  •   Маршал Баграмян и его царица Тамара: Похищенная любовь, которая стала ангелом-хранителем 27.04.2021, 11:55
  •   7 вдохновляющих сериалов, которые стоит посмотреть, чтобы зарядить свою «внутреннюю батарейку» 27.04.2021, 10:08

Все статьи

Выборы по сословиям

Земства Тульской губернии были открыты в 1865 году одновременно с 33 другими губерниями Центральной и Южной России. Эти органы местного общественного самоуправления существовали на двух уровнях — губернском и уездном. Уездное земство состояло из периодически собираемого земского собрания, выборных членов которого называли гласными, и постоянно действующей управы из председателя и 4 членов.

Собрание выбиралось по сословиям. Новосильские помещики, имевшие более 200 десятин (215 га), собирались на общий съезд и выбирали 17 гласных. Горожане с высоким имущественным цензом (на практике домовладельцы с крупными домами и купцы 1-й гильдии) на своем собрании выбирали 2 гласных. Крестьяне выбирали на 35 волостных сходах выборщиков, а те на своём съезде выбирали ещё 18 гласных.

Кроме того, в собрании по должности участвовали уездный предводитель дворянства (он был председателем) и городской голова. Итого у крестьян (а их было 96 тысяч, то есть 14–16 тысяч домохозяйств) было 18 голосов из 39, а у дворян (около 80 семей помещиков) — тоже 18 голосов. Несостоятельные горожане не были представлены в собрании вообще.

Собрание проводилось один раз в году. В Новосиле его устраивали в конце сентября, а не в декабре, как то было в большинстве других земств. Для крестьян это было очень удобно. Обычно на зиму многие крестьяне уходили из деревни и находили временную работу в городе.

Зарплата была только у управы, председатель получал 700 рублей в год, члены — по 600. Земским врачам в то время платили 1000, бухгалтеру управы — 330, писцам по 200. Губернатор получал 10000, профессор — 3000, учитель гимназии — 1300. В земствах, за редчайшими исключениями, не воровали. Так что обедающие дворяне не нажили от земской деятельности капиталов. Обед и участие в собрании для всех его участников был чистым расходом денег.

Народ обедает соответственно своему социальному положению

На картине «Земство обедает», написанной в 1872 году, художник Григорий Мясоедов, который, кстати, сам был помещиком Новосильского уезда Тульской губернии, изобразил положение членов земской управы простым сюжетным ходом.

Его земство обедает (настоящее название картины — «Уездное земское собрание в обеденное время») соответственно своему социальному положению. На земле расположились крестьяне, обед которых — кусок хлеба да лук. Двое одеты в синие полосатые штаны и сапоги. На одном голубая рубашка, на другом — алая, что говорит о их благосостоянии. Дело в том, что в те времена синтетические красители, окрашивающие ткани в яркие цвета, были редкостью. Яркая одежда, особенно спящего крестьянина, несомненно окрашена дорогой импортной новинкой.

Обувь и одежда исправна, на ногах хорошие сапоги. Ещё один участник обеда набросил хороший полушубок, хотя на улице явно не холодно. У стоящего мужика с полосатой сумкой аккуратно подбритая и подстриженная эспаньолка. Явно модник… Вывод напрашивается сам собой — крестьян в земстве представляют вполне обеспеченные люди. Так что скудность обеда крестьян, изображённых Мясоедовым, объясняется вовсе не бедностью.

Над головами обедающих на свежем воздухе, в открытом окне буфетной, виден лакей, протирающий посуду для «благородных» представителей земства. По всей видимости, его привёз кто-то из помещиков—заседателей. Сам Мясоедов не делает на этой детали особо акцента. Он просто показывает бытовую сцену, а выводы предлагает сделать зрителю.

Мясоедов Григорий Григорьевич (1834-1911)

Г. Г. Мясоедов был сыном мелкопоместного
дворянина. Отец поощрял его рано проявившийся интерес к художеству.
После обучения в гимназии в Орле, где рисование преподавал
профессиональный художник И. А. Волков, юноша отправился в Петербург
и в 1853 г. поступил в Академию Художеств.

Десятилетие, которое Мясоедов провел в стенах
Академии (1853-63), совпало с периодом тяжелого кризиса этого
учебного заведения, закончившегося «бунтом четырнадцати». Правда,
сам «бунт» Мясоедов не застал — к этому времени он уже закончил АХ и
в качестве пенсионера находился за границей (1863-68), посетил
Берлин, Брюссель, Париж, города Италии и Испании.

Еще в годы обучения Мясоедов написал жанровую
картину «Поздравление молодых в доме помещика» (1861) и полотно на
историческую тему «Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской
границе» (1862), которое В. В. Стасов назвал одной из первых заявок
на пути создания реалистических исторических картин. В дальнейшем
историческая тематика будет разрабатываться в живописи Мясоедова
постоянно, параллельно с картинами бытового жанра. Эти две линии
творчества художника очень тесно сближались, порой переходя друг в
друга.

Творческая работа все время сочеталась у
живописца с активной общественной деятельностью. Именно ему
принадлежит инициатива создания организации художников нового типа —
Товарищества передвижных художественных выставок. Идея о такой
организации зародилась у Мясоедова еще в 1867 г., когда он находился
за границей и имел возможность наблюдать деятельность европейских
художников по организации передвижных выставок, проводившихся в
основном с коммерческой целью. 16 декабря 1870 г. состоялось первое
общее собрание членов ТПХВ, где было избрано правление, в состав
которого вошел и Мясоедов (вместе с
И. Н. Крамским,
Н. Н. Ге,
В. Г. Перовым,
М. К. Клодтом).

А 29 ноября 1871 г. в Петербурге открылась I
передвижная художественная выставка, показанная затем в Москве,
Киеве и Харькове. Мясоедов представил на эту выставку картину
«Дедушка русского флота. (Ботик Петра I)» (1871), в которой решение
исторической темы дано в бытовом плане. В марте 1872 г. открылась II
передвижная выставка, на которой экспонировалось самое значительное
полотно Мясоедова — «Земство обедает» (1872). Тихий провинциальный
городок. Солнечный полдень. У подъезда земской управы группа
крестьян. Один из них, примостившись на каменных плитах и подложив
под голову котомку, дремлет. Другие неторопливо едят: хлеб с солью
да лук — вот их обед. А рядом, в доме, только что отобедали господа:
через открытое окно виден лакей, старательно перемывающий посуду,
тут же — множество бутылок и графинов. Налицо критический сюжет —
сопоставление земцев-господ и земцев-крестьян, контраст богатства и
бедности. Но не это стало для художника главным в картине

Он
сосредоточил все внимание на самих крестьянах. В них художник
разглядел и запечатлел разнообразие характеров, особое благообразие,
внутреннюю собранность, своеобразную красоту

Что такое земство

Произведение Мясоедова актуально и на сегодняшний день. Хотя бы потому, что выборы для нас стали делом привычным. Совсем недавно прошли выборы в органы местного самоуправления – муниципальные Советы депутатов. С некоторыми оговорками земство можно назвать их отдалённым прообразом. Поэтому было интересно узнать, как работали выборные органы прежде. Поиск в интернете сведений о Новосильском собрании, куда входило 39 человек, позволил узнать и иные факты.

Прежде всего следует сказать, что в старые времена земство выступало оператором сельских продовольственных капиталов — запаса зерна и денег, который крестьяне держали на случай неурожая. Всеми остальными разрешёнными видами деятельности — медициной, начальным образованием, местными дорогами, страхованием от огня, ветеринарией — земское собрание занималось в том объёме, в каком желало.

При 115 тысячах населения в уезде земство поддерживало в рабочем состоянии 46 деревянных мостиков через речушки и овраги. Кроме того, дороги крестьяне чинили сами в порядке натуральной повинности в размере 3 рабочих дней в году.

Система здравоохранения состояла из 2 врачей, 8 фельдшеров и больнички на 20 кроватей. Образования и вовсе не было. Земство платило мизерную дотацию в 6000 руб. суммарно всем содержателям школ и не имело понятия, сколько всего в уезде учебных заведений. На благотворительность уходила ничтожная сумма — 2000 руб. в год. Земская ветеринария просто отсутствовала.

Годовой бюджет Новосильского земства составлял 48 тыс. руб. Чтобы понять масштаб такого бюджета, надо понимать, что его сумма была равна годовому жалованию управляющего железной дорогой или коммерческим банком. С крестьян собирали только 22 тыс., что составляло около 20 копеек в год с человека.

В Новосиле периода, изображённого Мясоедовым, проживало чуть более 4 тыс. человек. В отчётах можно найти информацию о том, что у Новосильского земства были твёрдые обязанности перед государством.

Прежде всего оно обеспечивало постоем (то есть проживанием) проходившие через уезд войска, за что получило компенсацию. За постой и лошадей для разъездов полиции, чиновников и судейских, если у тех оказывались дела в сельской местности уезда, денег не бралось.

«Дорога во ржи»

Рожденный на русской земле в глубинке, Григорий Мясоедов хоть и был из дворянского рода, очень трепетно и бережно относился к отображению в своем творчестве не только сцен из народной жизни, но и картин удивительной русской природы. Через природу легче можно передать свое душевное состояние, чаяния, надежды народа. Наверное, поэтому и возникает в живописи у Мясоедова мотив дороги как путь — у каждого свой, как стремление — тоже у каждого свое. Но в этой картине путь, избранный человеком, безмятежен и спокоен, и возможно, приведет к избранной цели. Ощущение покоя достигается за счет спокойных золотистых тонов, моря из слегка колышущейся золотистой ржи и безмятежно-голубого неба. Лишь на его горизонте видны темные тучи, которые намекают, что путь к цели потребует от путника труда и усилий и не будет совсем легким.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: