Поклонение пастухов (алтарь портинари), хуго ван дер гус

История одной картины

Хуго Ван Дер Гус. Рождество

Рождество Христово — божественное благоволение и любви к человеку. О событиях Рождества рассказывается у евангелистов Матфея и Луки. «Когда же они были там (Иосиф и Мария), наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что им не было места в гостинице» (Лк. 2:6-7).

Иисус Христос родился ночью в пещере (вертеп по-старославянски). Пастухи увидели в ночи необычное сияние, перед ними предстал ангел и сказал: «… не бойтесь, я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь. И вот вам знак: вы найдёте Младенца в пеленах, лежащего в яслях». Они, простые люди, стали первыми свидетелями чуда и его вестниками. Поклониться Иисусу в Иерусалим пришли и восточные мудрецы — волхвы: «Где родился царь иудейский, ибо мы видели звезду Его на Востоке и пришли поклониться Ему». Волхвы в радости подарили дары Младенцу: золото и драгоценные благовония – ливан и смирну. Золото – для церкви достойно, ладан – Богу фимиам, смирна – натирать мёртвых. Уже в дарах указание на грядущую жертву и Воскресение Иисуса Христа.

Сюжет Рождества Христова раскрывает факт вочеловечивания Бога, даёт видимое свидетельство основного догмата христианства через детали-символы, подчёркивая Божество и человечество воплотившегося Бога-Слова. Рассказ о Рождестве – волнующая история замечательной красоты, которая всегда привлекала писателей и художников во многие времена. Одним из них был нидерландский живописец 15 столетия Хуго ван дер Гус (около 1440-1482).

Хуго ван дер Гус.Рождество (Алтарь Портинари), между 1474 и 1478.Дерево, масло. Центральная часть 249 х 300 см.Галерея Уффици, Флоренция.

Алтарь, созданный в годы расцвета таланта ван дер Гуса, представляет собой триптих с боковыми створками. В его центральной части сцена поклонения пастухов. Триптих заказал Томазо Портинари для церкви Святого Эгидия при госпитале Санта Мария Новелла во Флоренции. В 1900 году он поступил в Уффици.

Центральная часть – Мария со сложенными в молитвенном жесте руками и Младенец в сиянии света. Момент чуда. Коленопреклонённые герои торжественно присутствуют при Воплощении Сына Божьего. Слева — Святой Иосиф. Сброшенная с ноги туфля указывает на Святость места: «Сними обувь твою с ног твоих; ибо место на котором ты стоишь, есть Земля Святая». Справа — пастухи, пришедшие поклониться Иисусу. Около происходящего события образуется круг, подобно вращению планет вокруг солнца. Между фигурами Богоматери, Иосифа, пастухов, ангелов впереди остаётся просвет, который словно предназначен для зрителя. Любой может стать участником поклонения.

Волнующие образы созданы автором алтаря. Какая выразительность в лицах! Пастухи – свидетели свершившегося чуда, в глазах которых нежность, умиление, радость и пробуждающаяся надежда. Пастухи – дети природы, вышедшие из самых бедных слоёв общества. Впервые в нидерландском искусстве Хуго ван дер Гус изображает простых людей. Богоматерь погружена в созерцание хрупкого и трогательного Младенца Христа. Она размышляет о Его смерти на кресте, на что указывает натюрморт переднего плана.

На земле между ангелами лежит сноп пшеницы, символизирующий хлеб, то есть тело Христово. Перед ним стоит сосуд для вина с цветами. Огненная лилия – символ мученической крови Иисуса. Ирисы из-за узких длинных листьев называли «мечевыми лилиями» — намёк на боль, пронзающую сердце Марии: «И тебе самой оружие пройдёт душу». Белые цветы – символ чистоты (Непорочное зачатие). В стакане семь цветков водосбора – боль и глубокое страдание Марии (Семь скорбей Марии). Между фигурой Богоматери и Святого Иосифа, за колонной, видны осёл и бык над яслями. Над головами животных, под крышей разрушенной постройки, едва различимое в темноте изображение дьявола: сверкающие глаза, пасть с клыками и когтистая лапа. Алтарь Портинари отличается необыкновенным богатством красок и обилием световых эффектов. Краски… У Гуго ван дер Гуса здесь своя палитра, свои тона: белые, голубые, зелёные пятна, пронизанные каким-то холодным светом, в контрасте с бурыми насыщенными тонами.

Триптих ван дер Гуса раскрывает воздействие чудесного события – Рождения Христа — на мир, возвещает об его обновлении и преображении. Бог послал людям Своего Сына, Спасителя, Который несёт на землю Мир, Любовь, Радость, начало рая в земной жизни, надежды на преодоление зла, греха, смерти. Рождество Христово – великий христианский праздник в воспоминание рождения Иисуса Христа в Вифлееме, празднуемый 25 декабря/6 января.

ТВОРЧЕСТВО

Он продолжил художественные традиции нидерландской живописи первой половины XV в. Художественная деятельность разнообразна. В его ранних работах заметно влияние Баутса. Участвовал как декоратор в украшении города Брюгге по случаю свадьбы в 1468 герцога Бургундии Карла Смелого и Маргариты Йоркской, позже в оформлении торжеств в городе Генте по случаю въезда в город Карла Смелого и новой графини Фландрской в 1472. Очевидно его роль в этих работах была ведущей, ибо по сохранившимся документам он получил большую плату чем остальные художники. К сожалению картины, бывшее частью оформления не сохранились.

Творчеству Гуса, продолжавшего в нидерландском искусстве традиции Яна ван Эйка и Рогира ван дер Вейдена, свойственно тяготение к мужественной правдивости образов, напряженному драматизму действия. В свои композиции, несколько условные по пространственному построению и масштабным соотношениям фигур, полные тонких, любовно трактованных деталей (фрагменты архитектуры, узорные одеяния, вазы с цветами и т.п.), художник Хуго ван дер Гус вводил множество ярко индивидуальных по характеристике персонажей, сплоченных единым переживанием, нередко отдавая предпочтение острохарактерным простонародным типажам.

Фоном для алтарных образов Гуса часто служит поэтический, тонкий по красочным градациям ландшафт (“Грехопадение”, около 1470, Музей истории искусств, Вена). Живописи Гуса присущи тщательная пластическая лепка, гибкость линейных ритмов, холодный изысканный колорит, основанный на созвучиях серо-синих, белых и черных тонов (триптих “Поклонение волхвов” или так называемый алтарь Портинари, около 1474–1475, Уффици; “Поклонение волхвов” и “Поклонение пастухов”, Картинная галерея, Берлин-Далем).

Черты, свойственные живописи поздней готики (драматическая экстатичность образов, острый, изломанный ритм складок одежд, напряженность контрастного, звучного колорита), проявились в “Успении Богоматери” (Муниципальная художественная галерея, Брюгге).

“ГРЕХОПАДЕНИЕ”

Полуящерица, получеловек, змий в этом изображении грехопадения Адама и Евы с беспокойством следит, как Ева, стыдливо прикрытая продуманно посаженным ирисом, протягивает руку к Древу Познания за вторым яблоком, отведав кусочек первого. Тщательность, с какой выписан каждый лист, былинка, завиток волос, поразительна

(Обращает на себя внимание необычная коса на затылке у змия.) Данная сцена образует левую створку диптиха (алтаря, составленного из двух досок, скрепленных петлями)

“ПОКЛОНЕНИЕ ПАСТУХОВ”

В «Поклонении пастухов» на первом плане находится новорожденный Иисус – слабый и беззащитный младенец, окруженный группой людей, смотрящих на него с восхищением и умилением одновременно. Мадонна тиха и кротка, но преисполнена душевного подъема и материнской гордости за свое дитя.

Далеко за яслями простирается традиционный голландский пейзаж – суровая северная природа, холмистый рельеф, редкая растительность, переплетающиеся дороги. Трогательность и одновременно жесткая угловатость, свойственная готическому стилю, сильно заметны в картине.

Собственно, даже ангелы, окружившие ясли, так же некрасивы, как и простые люди. Принято считать, что мастера живописи того времени вообще были значительно более реалистичны в своем творчестве, чем современные живописцы, и классические художественные образы, являвшие собой стремление к изображению великого в человеке, столь характерные для итальянских художников, были неприемлемы для северного живописца.

Работает

  • Голгофский триптих , около 1465-1468 гг., Дерево, масло, собор Святого Бавона в Генте
  • La Chute , Lamentation et Geneviève , около 1470-1475, диптих на дереве, Художественно-исторический музей , Вена
  • Алтарь Монфорте , около 1470 года, масло на дереве (из монастыря Монфорте в Лемосе ), Gemäldegalerie , Берлин
  • Распятие , около 1470 г., Дерево, 42 × 27  см , Музей Коррера , Венеция
  • Снятие с креста (приписывается), Дворец-музей герцогов Браганса , Вила Висоза , Португалия
  • Поклонение волхвов , центральная часть триптиха, холст, масло, переложение с дерева, 96,3 × 77,5  см , Эрмитаж , Санкт-Петербург
  • Триптих Портинари , ок. 1475, дерево, масло, Флоренция, Галерея Уффици
  • Алтарь Троицы , 1478 г., четыре панели, Королевское собрание , Великобритания
  • Портрет дарителя , Метрополитен-музей , Нью-Йорк, (собрание Х.О. Хавемейера)
  • Оплакивание Христа , Шалон-ан-Шампань, музей Гарине
  • Оплакивание мертвого Христа (приписывается), дерево, масло 36,2 × 30,2 см , Эрмитаж , Санкт-Петербург
  • Смерть Богородицы после 1477 года, Музей Грёнинге , Брюгге.
  • Поклонение пастухов , около 1480 г., Gemäldegalerie
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: