Василий поникаров

Биография

Родился Василий Поникаров 26 августа 1929 года в селе Долинское Одесской области. Детство пришлось на годы Второй мировой войны. Закончив 7 классов школы, покинул родное село. После окончания войны продолжил обучение сначала в Тираспольском педагогическом училище им. А. С. Макаренко (1947—1948), а далее — в Одесском художественном училище им. М. Б. Грекова (1949—1958).

В художественном училище его педагогами были М. И. Жук, Л. Е. Мучник, Л. И. Токарева-Александрович. Леонид Евсеевич Мучник, знакомясь с работами Василия, посоветовал: «Тебе необходимо писать акварелью. По-моему, это — твоё». Поникарова призвали на действительную военную службу после первого курса училища. Службу он проходил в Евпатории. Воинская часть, где служил Василий, оценила талант молодого художника, поручив ему заниматься всей наглядной агитацией. Одарённость и высокая оценка труда художника стали причиной того, что Василий Поникаров отслужил три с половиной года вместо положенных трех. После демобилизации Василий продолжил учёбу в стенах того же художественного училища в Одессе.

Спустя три года после окончания училища Василий Поникаров становится студентом Московского полиграфического института (1961—1970). В эти годы его преподавателями стали Ю. К. Бурджелян, Б. А. Шолохов, Г. Т. Горощенко. Вступление Василия в Союз художников СССР (1971) рекомендовали К. М. Ломыкин, Н. А. Шелюто, А. Л. Яковлев, отметившие существенный рост мастерства художника после выпуска из института. Багаж Василия Поникарова уже составляли работы, неоднократно выставлявшиеся в различных экспозициях на просторах СССР.

Начиная с 1980 года, Василий Поникаров писал картины в путешествиях на теплоходе «Фёдор Шаляпин», работая на нём штатным художником. Так появились картины, на которых художник изобразил увиденное в Италии, Франции, Испании, Турции, Египте, Германии.

Выставки

Персональные выставки

  • 1984 г. — г. Одесса
  • 1986 г. — г. Одесса
  • 1987 г. — г. Киев
  • 1999 г. — в Музее Западного и Восточного искусства, г. Одесса
  • 2002 г. — в Одесском художественном музее
  • 2004 г. — в галерее клуба «Windrose», г. Оберурзель, Германия
  • 2005 г. — г. Осло, Норвегия
  • 2006 г. — в художественном салоне Союза художников, г. Одесса
  • 2008 г. — г. Рига, Латвия
  • 2008 г. — в галерее Всемирного клуба одесситов, г. Одесса
  • 2009 г. — к 80-летию художника в Музее Западного и Восточного искусства, г. Одесса
  • 2010 г. — в галерее «Сады Победы», г. Одесса
  • 2011 г. — в Музее Западного и Восточного искусства, г. Одесса

Выставки произведений одесских художников

  • 1969 г. — г. Сегед, Венгрия
  • 1970 г. — Болгария
  • 1974 г. — Италия
  • 1974 г. — выставка «Одесса — Марсель», Италия
  • 1976 г. — г. Генуя, Италия
  • 1977 г. — г. Сегед, Венгрия
  • 1977 г. — Болгария
  • 1977 г. — Балтимор, США
  • 1980 г. — г. Сегед, Венгрия
  • 1981 г. — г. Генуя, Италия
  • 1985 г. — г. Женева, Швейцария
  • 1987 г. — Финляндия
  • 1990 г. — г. Генуя, Италия
  • 1991 г. — в Советском фонде культуры, г. Москва, Россия
  • 1992 г. — г. Нью-Йорк, США
  • 1992 г. — в посольстве Японии, г. Москва, Россия
  • 1993 г. — в Русском центре, г. Иерусалим, Израиль
  • 1996 г. — Мексика

Выставки «Мальовнича Україна»

  • 2002 г. — Украинский Дом, г. Киев
  • 2003 г. — Национальный художественный музей Украины, г. Киев
  • 2007 г. — Национальный художественный музей Украины, г. Киев

Другие выставки

  • 1977 г. — Выставка акварели одесских художников, Болгария
  • 1982 г. — Выставка «Современное искусство Одессы», г. Генуя, Италия
  • 1997 г. — «Золотые мастера Одессы», Одесский художественный музей
  • 1997 г. — «Современное искусство Украины», Национальный художественный музей Украины, г. Киев
  • 1998 г. — Монжермонский салон акварели, коммуна Монжермон, Франция
  • 1999 г. — Выставка частных собраний акварели, г. Париж, Франция
  • 2000 г. — Выставка художников-маринистов. Морская галерея, г. Одесса
  • 2001 г. — Международный трегастельский салон акварели, коммуна Трегастель, Франция
  • 2005 г. — Бельгийский салон акварели, международная выставка, г. Намюр, Бельгия
  • 2009 г. — Выставка-культурная программа «Арт-азбука или Одесский Монмартр», г. Одесса
  • 2009 г. — Выставка-проект «Игра цвета и формы», г. Штайнбах, Германия
  • 2010 г. — Передвижная выставка «Путешественница» ко дню земли Гессен, г. Оберурзель, Германия
  • 2014 г. — Выставка «Свет гармонии», международный проект «Мир без границ», г. Москва, Россия

Выставки после смерти художника

  • 2015 г. — персональная выставка, международный форум Eurowoman 2015, г. Тбилиси и г. Батуми, Грузия
  • 2015 г. — ко Дню Города Одессы, арт-проект «Magnifique opéra», г. Одесса
  • 2015 г. — Европейский форум коллекционеров, г. Киев
  • 2015 г. — персональная выставка «Прозорість Квітки», Art gallery of madam Palmgren, г. Львов
  • 2016 г. — персональная выставка, Галерея Всемирного клуба одесситов, г. Одесса
  • 2016 г. — персональная выставка, благотворительный аукцион, Музей Западного и Восточного искусства, г. Одесса
  • 2018 г. — персональная выставка «Король цветов», Центральный Дом Художника, г. Киев
  • 2018 г. — персональная выставка, посвящённая 65-летию творческого пути, Верховная Рада Украины, г. Киев
  • 2018 г. — выставка украинского и иранского искусств, Галерея «Митець», г. Киев
  • 2018 г. — персональная выставка, Музей-мастерская Ивана Кавалеридзе, г. Киев

Работы находятся в собраниях

Работы находятся в музеях

  • Международный музей акварели, г. Фабриано, Италия
  • Одесский художественный музей
  • Харьковский художественный музей
  • Музей-архив литературы и искусства, г. Киев
  • Ждановский краеведческий музей
  • Прилуцкий краеведческий музей
  • Измаильский музей А. В. Суворова
  • Очаковский музей маринистического искусства
  • Шаргородский народный музей
  • Ананьевский историко-художественный музей

Работы находятся в государственных учреждениях

  • Одесская консерватория им. А. В. Неждановой
  • Госпиталь инвалидов Великой Отечественной войны, г. Киев
  • Херсонская областная детская больница
  • Киевский научно-исследовательский институт отоларингологии
  • Киевский научно-исследовательский институт сердечно-сосудистой хирургии
  • Детский спортивный интернат, г. Киев
  • Ровенский Дворец пионеров и школьников

Какие архивы могут помочь узнать данные о своих предках до революции 1917 года без регистрации

Поскольку до революции российское общество имело сословный характер, то это налагает свой непосредственный отпечаток на проводимые исследователем поиски. Если ваш предок был из дворянского сословия, то данные о нём стоит искать в специальном Российском государственном историческом архиве https://rgia.su, расположенном в городе Санкт-Петербурге (бывшей столице РИ).

В Москве вы можете обратиться в Российский государственный архив древних актов http://rgada.info. Здесь вы можете найти архаичные документы предков периода Смутного времени и ранее.

Также в Москве расположен Российский государственный военно-исторический архив http://ргвиа.рф. В котором можно искать информацию о своих предках до революции по их имени и фамилии. База данных электронной описи архива доступна в тестовом режиме на его сайте бесплатно и без регистрации.

Последние годы жизни

Будучи уже на пенсии, писатель написал повесть «Гуттаперчевый мальчик». Дмитрий Васильевич Григорович рассказал о судьбе несчастного мальчика-сироты, который оказался в цирке. Мальчик выполнял акробатические трюки, он был тих и замкнут. Единственным, к кому главный герой испытывал доверие, был клоун, страдающий сильной алкогольной зависимостью. Он старался обходиться с мальчиком с теплотой, пытался радовать подарками, которые делал без повода.

Во время одного из выступлений юному акробату предстояло подняться на огромную высоту и перевернуться вверх ногами. Трюк должен был выполняться без страховки. Мальчик не смог удержаться на высоте и упал, сломав себе ребра и разбив грудную клетку. Представление было завершено. В эту же ночь клоун несколько раз подходил к уже мертвому телу мальчика – удар о пол оказался смертельным. Трогательное произведение по достоинству считается одним из лучших творений писателя, написанных за все время.

Скончался известный писатель 3 января 1900 года в возрасте 77 лет. Дмитрий Васильевич был похоронен в Санкт-Петербурге на Литераторских мостках Волковского кладбища.

Работает

Пейзаж и натюрморт — любимые жанры Поникарова. Он рисовал и работал на предварительно увлажненной бумаге, которая убирает жесткость мазков. Василий Поникаров писал «чистой» акварелью (прозрачной акварелью), он не сочетал акварель с другими техниками и не использовал белые пигменты для получения белого цвета. Белый цвет — это только белый цвет бумаги (области на бумаге оставлены пустыми).

Среди пейзажей Поникарова немало работ, изображающих Одессу и ее окрестности, поскольку с этим краем связана практически вся жизнь художника. Примеры таких работ: «Аркадия» (1984), «Во дворе Одессы» (1984), «Зима на большом фонтане» (1986), «Одесса. Пролетарский бульвар» (1986), «Ильичевск. Маяк» ( 1986). Кроме того, много акварелей было создано во время путешествий, в республиках СССР и за рубежом: «Домбай» (1972 г.), «Карельские сосны» (1975 г.), «Озеро в Седневе» (1980 г.), «Кавказские березы» (1981) ». Розлоутч. Карпаты »(1983),« Голосиево. Пруды »(1984),« Вилково »(1987). Циклы произведений «Памятники старины», «Канал Днепр-Донбасс», «Пушкинский заповедник», «В Гурзуфе» также создавались во время путешествий, что послужило источником новых впечатлений. Циклы картин, созданных за рубежом, содержат виды Парижа, Рима, Лондона, Праги, Барселоны, Будапешта, Стамбула, Иерусалима и Каира.

В натюрмортах художника значительная роль отводится щедрым дарам природы юга Украины — спелым сочным овощам и фруктам, ярким цветам. Объединенные в серию акварели цветов принесли Василию большой успех. Г-н Шериф, искусствовед из Александрии , назвал его «Королем цветов и Императором подсолнухов»

Василий Андреевич много и постоянно работал над композициями из цветов, приближая изображения к рамкам картин, чтобы привлечь внимание зрителя. Цветы изображены в виде эскиза , без очертаний, что позволяет воспроизвести цветение, шорох, запах.

В принципе, Василий Поникаров рисовал с натуры, заканчивая акварель за один присест. Часто он не планировал свою работу заранее. Так что, поехав куда-нибудь на своей машине, Василий мог остановиться посреди цветущего поля и начать рисовать. Василий Андреевич, создавая по несколько листов в день, за полвека своей творческой деятельности написал десятки тысяч произведений, разбросанных по всему миру. Поникаров, по мнению искусствоведа Ирины Тимоховой, — один из самых продуктивных живописцев. В этом смысле, на страницах газеты « Vétchernyaya Одесса  (еп) » ( русский  : Вечерняя Одесса , буквально вечером Одесса ) она сравнила его с художником Иваном Айвазовского .

Творчество

Пейзаж и натюрморт — жанры, которым Поникаров отдавал предпочтение. Писал он «по-мокрому», по заранее увлажнённому листу, что лишает мазки красок жёсткости. Художник работал «чистой» акварелью, не комбинируя акварель с другими техниками, исключая использование белил для получения белого цвета. Белый цвет — это неокрашенная бумага.

Среди пейзажей Поникарова много работ, запечатлевших Одессу и её окрестности, поскольку почти вся жизнь художника связана с этим регионом. Примеры таких работ: «Аркадия» (1984), «В одесском дворике» (1984), «Зима на Большом Фонтане» (1986), «Одесса. Пролетарский бульвар» (1986), «Ильичевск. Маяк» (1986). При этом, многие акварели Василий создавал в поездках по советским республикам и за границу: «Домбай» (1972), «Карельские сосны» (1975), «Озеро в Седневе» (1980), «Кавказские берёзки» (1981), «Розлучь. Карпаты» (1983), «Голосеево. Пруды» (1984), «Вилково» (1987). В путешествиях, которые служили художнику источником новых впечатлений были написаны циклы произведений «Памятники старины», «Канал Днепр-Донбасс», «Пушкинский заповедник», «В Гурзуфе». Циклы картин, созданных за границей содержат изображения Парижа, Рима, Лондона, Праги, Барселоны, Будапешта, Стамбула, Иерусалима и Каира.

В натюрмортах художник отводит особое место щедрым дарам природы юга Украины — сочным, спелым овощам и фруктам, ярким цветам. Акварели цветов, объединённые в серии, принесли Василию большой успех. «Королём цветов и императором подсолнухов» назвала его искусствовед из Александрии М. Шериф. Василий Андреевич работал много и постоянно над цветочными композициями, придвигая изображения вплотную к рамам картин, максимально приближая их к зрителю. Цветы он изображал в бесконтурной эскизной манере, что позволяет передать само цветение, «шелест», «запах».

Как правило, Василий Поникаров работал на натуре, заканчивая акварель за один сеанс. Часто он принимался за работу, не планируя её заранее. Так, отправляясь куда-либо на своём автомобиле, Василий мог остановиться посреди цветущего поля и приняться рисовать. Василий Андреевич, создавая несколько листов в день, за полвека творческой деятельности написал десятки тысяч работ, разлетевшихся по всему миру. Поникаров, по мнению искусствоведа Ирины Тимоховой — один из самых продуктивных художников. В этом смысле на страницах газеты «Вечерняя Одесса» Ирина Тимохова сравнивала живописца с И. К. Айвазовским.

  • «Арбузы, виноград, груши», (75.5х68, 1970)

  • «Арбузы, фрукты», (68х61.5, 1980)

  • «Букет, маки», (86х60.5, 2000)

  • «Букет, маки, синие горы», (111.5х90, 1995)

  • «Букет, розы», (60×60, 1993)

  • «Букет, сирень», (65х53, 2000)

  • «Букет, тюльпаны, маки, виноград», (100х65.5, 2000)

  • «Букет, цветы», (81х65, 2004)

  • «Дерево, осень», (52×69.5, 1960)

  • «Деревья, озеро», (47.5×36, 1960)

  • «Бретань»

  • «Ильичевский порт», (1969)

  • «Ильичевский порт»

  • «Ильичевский порт, корабли»

  • «Лес», (1982)

  • «Маки»

  • «Морской пейзаж», (1980)

  • «Натюрморт», (1980)

  • «Натюрморт», (1991)

  • «Натюрморт с рыбой», (1970)

  • «Лес, берёзы, осень», (89х72, 1998)

  • «Море, лодки, утро», (65х55, 1980)

  • «Море, яхта, скалы, закат», (68.5х46, 2000)

  • «Натюрморт с дыней и виноградом», (2000)

  • «Осень, деревья, горы», (43х36, 1980)

  • «Подсолнухи, калина», (76х60.5, 1985)

  • «Подсолнухи, персики», (47х69.5, 1990)

  • «Синие цветы», (78х67.5, 1980)

  • «Склоны, горы, весна», (98х68, 2006)

  • «Тыква, калина», (69х60, 1980)

  • «Натюрморт с рыбой», (1993)

  • «Натюрморт, дыня», (1990)

  • «Натюрморт, фрукты», (1980)

  • «Пионы», (1994)

  • «Подсолнухи», (2005)

  • «Подсолнухи»

  • «Сирень», (1993)

  • «Сирень», (1995)

  • «Снежные берёзы»

  • «Тюлька»

  • «Шторм, камни», (97х69, 1998)

  • «Эйфелевая башня», (2000)

Образование

Говоря о биографии Дмитрия Васильевича Григоровича, важно отметить, какое образование было у писателя. Когда мальчику исполнилось восемь лет, мать решила отправить его в Москву, где он мог бы учиться во французском пансионе

Решение было принято.

После окончания пансиона Дмитрий Васильевич Григорович уже определился с тем, как он хочет устроить свою жизнь. Писатель переехал в Санкт-Петербург и продолжил свое образование в инженерном училище. Именно там Григорович познакомился с выдающимся писателем – Федором Михайловичем Достоевским.

У Дмитрия не было интереса к точным и естественным наукам, поэтому он решил попробовать свои силы в искусстве. Молодой человек перевелся в Академию художеств, где завел знакомство с еще одним талантливым писателем – Тарасом Шевченко.

Илья Репин (1844-1930 гг.)

Илья Репин. Автопортрет. 1887 г. Третьяковская галерея, Москва

Репин официально стал передвижником в 1878 году. И тоже не удивительно. Его «Бурлаки на Волге» с явным социальным подтекстом не «оставляли ему выбора».

Илья Репин. Бурлаки на Волге. 1870-1873 гг. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Сейчас нас оторопь берет от того, что наемный работник может вот так жалко выглядеть. 11 тянущих лямку людей выглядят темным, грязным пятном на фоне светлого летнего пейзажа. Да ещё вдалеке пароход виден. Который вполне мог тянуть корабль вместо несчастных людей.

На самом деле бурлачество было неплохой возможностью заработка для людей, выброшенных на обочину жизни. Для бывших моряков, безземельных раскрепощенных крестьян. Поработав один летний сезон, они могли прокормить себя в течение предстоящей зимы.

О картине и ее героях читайте в статье «Бурлаки на Волге» Репина. Почему это шедевр».

«Проводы новобранца» – менее известная картина Репина. Но она очень ярко показывает один из моментов жизни крестьян. Семья и соседи провожают на службу молодого человека. Репин сам наблюдал эту сцену.

Илья Репин. Проводы новобранца. 1879 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В это время срок службы уже был сокращён с 20 лет до 6. Но это, увы, не облегчает участи новобранца. Идёт Русско-Турецкая война (1877-1878 гг.), и родные не знают, увидят ли его живым. Поэтому мы и наблюдаем такое смятение окружающих. Даже дети замерли, прекратив игры и смех.

Репин поражает своей всеохватностью. В одной картине он умудрялся показать и характер каждого отдельного персонажа, и ключевые моменты целой эпохи.

Талантливые поэты

Александр Пушкин – гениальный поэт Золотого Века, основоположник классической русской поэзии. Автор многочисленных стихотворений и поэм, а также исторического романа «Евгений Онегин». Тематика его текстов имела широкий диапазон: от любовной лирики до социального неравенства.

Михаил Лермонтов – автор прославленной поэмы «Герой нашего времени». Многие стихотворения посвятил Кавказу, где он воевал. Поднимал вопросы о ненужности войн, об отчуждённой позиции человека. Исследовал в своём творчестве воздействие любви на демоническую природу.

Владимир Маяковский – поэт, внедривший футуризм в Российскую поэтическую культуру. Обладал необыкновенным стилем письма — ступенчатым по форме. Уникальный поэт Серебряного Века русского стихосложения, был ярым сторонником и проповедником, рупором коммунистических идеалов и миропонимания.

Сергей Есенин – лирический поэт, утончённый и душевный. Одновременно с этим, оставался в душе хулиганом и подростком. Его поэзия затрагивала темы любви к женщине, Родине, природе, а также личной борьбы с окружением. Его стихам присуща особая напевность и щемящая пронзительность.

Владимир Высоцкий – создатель песен и стихов, бард, великий поэт Бронзового века и просто историческая личность России. В своём творчестве сумел подытожить социально-культурное наследие XX века. Его стихи пронизаны острой сатирой. Пел и писал о борьбе человека с обстоятельствами, о месте личности в обществе, и в мире.

Работа-загадка и счастливый случай

Именно в училище он встретил преподавателя рисования Гребнева, который первым рассмотрел его талант и стал с ним заниматься, брал с собой на пленэр. Так появилась самая ранняя подписанная работа Сурикова – акварель «Плоты на Енисее». Василию Ивановичу на тот момент было 14 лет. И работа-загадка, отгадать которую исследователи не могут до сих пор – «Синий камень на Енисее». Пытаясь определить, где именно находится этот камень, называют самые разные места.

Затем в судьбе художника произошел еще один интересный и счастливый случай. К этому времени его отец умер, мама с сестрой и братом вернулись в Красноярск. Жить было не на что, и женщина решила сдать второй этаж дома постояльцам.

Первый — хозяйский этаж дома-музея Сурикова

Жильцами оказались дочь губернатора Красноярска Павла Замятина с мужем. Вскоре дочь рассказала отцу, что хозяйский сын очень хорошо рисует, и тот взял его в учителя для своей младшей дочери.

Обнаружив, что парень и правда талантливый, Замятин попросил у него 11 работ и отослал их в Санкт-Петербургскую академию художеств. Оттуда пришел отзыв, что у молодого человека есть задатки, он достоин у них учиться, но обучение платное. Денег у семьи Суриковых не было.

Второй — гостевой этаж дома-музея Сурикова

Тогда губернатор собрал купцов и промышленников и предложил им вскладчину отправить Сурикова на учебу. В те времена это была обычная практика. Бюджета у города практически не было, а дороги, больницы и другие важные объекты возводились за счет меценатов. Купцы не были в восторге от предложения губернатора.

Тогда известный золотопромышленник и меценат Петр Кузнецов сказал, что готов без всякой складчины, на свои деньги отправить молодого художника в Петербург. Вместе с Суриковым Кузнецов отправил еще одного способного человека, Дмитрия Лаврова. Позже Лавров вернулся и стал иконописцем и священником Минусинского уезда.

Петр Кузнецов с семьей

Взрыв Храма Христа Спасителя и спасенное полотно

Дорога от Красноярска до Петербурга тогда занимала три месяца.

Кузнецов продолжал помогать художнику и во время учебы. Он купил его первую большую работу «Вид памятника Петру Первому на Сенатской площади». Меценат заплатил за нее 100 рублей, это были большие деньги, после смерти отца семья Суриковых жила на 13 рублей в месяц. Василий сразу же отправил 50 рублей домой.

«Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге»

Также во время учебы художник написал несколько работ на библейские сюжеты. После работы «Пир Валтасара» о Сурикове в Петербурге некоторое время говорили. За картину «Милосердный самарянин» художник получил золотую медаль и подарил своему благодетелю Кузнецову. После окончания академии Суриков оказался в числе лучших выпускников, которым предложили большой государственный заказ – написание картин для Храма Христа Спасителя.

«Пир Валтасара»

Для работы Сурикову пришлось переехать в Москву. И он написал несколько картин о Вселенских соборах, которые проходили начиная с 325 года. С этими работами связана еще одна загадка. Когда Храм Христа Спасителя был взорван, все работы оказались уничтожены.

А в ХХ веке, после Великой Отечественной войны одна из картин, на которой изображен четвертый Вселенский собор, была обнаружена в Государственном музее истории религии в Санкт-Петербурге. Кто, когда, при каких обстоятельствах вынес из храма полотно размером четыре на четыре метра, до сих пор остается загадкой.

Четвертый Вселенский Собор

За работу над оформлением храма Суриков получил огромные деньги – 10 000 рублей.

Время действия, которое изображено на картине, датируется 325 годом, когда большинство христиан были евреями, армянами, сирийцами и греками. Соответственно тип лица у них сильно отличается от европейского. И, чтобы изобразить своих персонажей, Суриков ходил на базар, знакомился с греками, армянами и писал с натуры.

Однако заказчикам такой ход не понравился, и художнику во многом пришлось подстраиваться под их требования. Это был его первый и последний опыт работы на заказ.

Не писал на заказ, никого не учил и только называл цену

Все последующие 40 лет творчества он не написал на заказ ни одной работы. Это один из феноменов художника. Практически все русские живописцы писали на заказ и только так могли безбедно существовать. Суриков же никогда не нуждался в деньгах.

Его картины покупали, и за ту цену, которую выставлял он сам.

Большую картину художник в среднем писал от 3 до 5 лет. И все это время жил на деньги, полученные от продажи предыдущей. Не отказывал себе в поездках в Сибирь, в Европу, дал детям хорошее образование. Выписывал лучше холсты и краски из-за границы.

Также он не вел никакой педагогической работы, хотя его несколько раз приглашали. Художник отвечал, что у него нет времени и очень много замыслов, которые он хотел бы реализовать. Именно поэтому у Сурикова не осталось учеников.

Хотя, как утверждают исследователи, его манера писать прослеживается в творчестве более поздних художников, но это скорее бессознательное влияние. Более того, Суриков не продал ни одной своей картины за рубеж, хотя у него не единожды просили.

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Василий Тропинин родился 19 марта 1776 года в селе Карпово Новгородской губернии) в семье крепостного, Андрея Ивановича, принадлежавшего графу Антону Сергеевичу Миниху. Граф дал А. И. Тропинину вольную, а все члены семьи его остались крепостными и были переданы графу Моркову в качестве приданого за старшую дочь — Наталью; Андрей Иванович был вынужден поступить на службу к новому хозяину, который сделал его домоправителем.

Около 1798 года Василий был отдан в обучение к кондитеру, однако, двоюродный брат графа Моркова убедил отдать имеющего прирождённый талант и склонность к рисованию юношу вольнослушателем в петербургскую Академию художеств. Здесь он занимался у С. С. Щукина. За время учебы в Академии Тропинин приобрел дружественное расположение и уважение лучших учеников: Кипренского, Варнека, Скотникова. На академической выставке 1804 года была представлена его картина «Мальчик, тоскующий об умершей своей птичке», которая была отмечена императрицей.

В 1804 году он был отозван в новое имение графа Моркова — в подольскую деревню Кукавку на Украине — и стал вместо умершего отца управляющим поместьем. Здесь до 1812 года он женился; у него появился сын — Арсений. До 1821 года жил, в основном, на Украине, где много писал с натуры, затем переселился в Москву вместе с семейством Морковых.

В 1823 году в возрасте 47 лет художник наконец получает свободу.

В сентябре 1823 года он представляет Совету Петербургской АХ картины «Кружевница», «Нищий старик» и «Портрет художника Е. О. Скотникова» и получает звание назначенного художника. В 1824 году за «Портрет К. А. Леберехта» ему присваивают звание академика. С 1833 года Тропинин на общественных началах занимается с учениками открывшегося в Москве публичного художественного класса (впоследствии Московское училище живописи, ваяния и зодчества).

В 1843 году его избирают почётным членом Московского художественного общества. Всего Тропинин создал более трёх тысяч портретов.

Он скончался 3 мая 1857 года в Москве. Похоронен на московском Ваганьковском кладбище.

В 1969 году в Москве был открыт «Музей В. А. Тропинина и московских художников его времени».

Детство и юность

Василий Григорьевич Перов родился 21 декабря 1833 г. (02 января 1834 г. по новому стилю) в сибирском городе Тобольске.

Отцом будущего художника стал губернский прокурор барон Григорий Карлович Криденер. Мать, Акулина Ивановна Иванова, была местной мещанкой.

Вскоре после рождения сына его родители обвенчались, но, как незаконнорожденный, мальчик не имел право на фамилию отца, поэтому в документах была указана фамилия крёстного – Васильев. Перовым мальчик стал позже. Эта фамилия произошла из прозвища, данного Василию его учителем грамоты за успехи в чистописании.

Семья часто переезжала: сначала в Архангельск, затем в родовое имение Суслеп, потом в Самарскую губернию к родственникам.

В 1842 г. барон Криденер получил должность управляющего имением в Арзамасском уезде Нижегородской губернии. Здесь мальчик заболел оспой, из-за чего у него сильно ухудшилось зрение. В этот же период, наблюдая за работой приглашённых отцом художников, Василий увлёкся рисованием.

В 1843 г. мальчик поступил в арзамасское училище. Окончив его в 1846 г., начал учиться в арзамасской художественной школе имени А. В. Ступина. Преподаватель сразу разглядел в юноше талант, и одному из первых разрешил ему писать масляными красками. Проучился там Василий 3 года, не окончив учебное заведение из-за конфликта с другим учеником. После чего приехал к родителям и продолжил самостоятельные занятия живописью.

Автопортрет. 1851 г.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: