Л.Ф. Лагорио (1827 — 1905)
Лагорио Лев Феликсович родился в Феодосии, происходил из аристократического генуэзского рода. Рано обнаружив в себе способности и влечение к рисованию, Л. Лагорио в 1839-1840 гг. попал в мастерскую И.К. Айвазовского в Феодосии и стал первым его учеником. В 1850 г. окончил Петербургскую Академию художеств с «золотой медалью 1-го достоинства», где обучался в классе профессора пейзажной живописи М.Н. Воробьёва, из которого также вышел Айвазовский.
На протяжении всей жизни Л. Лагорио много путешествовал, изучая природу. Во время учебы плавал на своей лодке вдоль Финского залива, командированный Академией, работал в Выборге, на Каказе, в Париже, в Италии. Много работал в Крыму в Судаке, где в доме тестя у него была постоянная летняя мастерская. В конце своей жизни художник путешествовал по Балтийскому морю, Финляндии и Норвегии.
Глубокой убежденностью, честной прямолинейностью и преданностью искусству Л. Лагорио завоевал большие симпатии в среде художников и широких масс любителей живописи. Его картины всегда пользовались большой популярностью. Он был почетным членом и профессором Императорской Академии художеств и почетным членом почти всех столичных художественных обществ.
Жизнь Л. Лагорио протекала в скромной трудовой обстановке. Но, несмотря на признание его заслуг официальными кругами и общественностью, он всегда жил в стесненных материальных условиях. В старости нужда подточила силы художника, он ослабел и полуослеп, но продолжал работать.
На выставке представлены три работы художника.
«Пейзаж» (1843 г.) – ранняя работа Л. Лагорио первого года его бучения в Академии художеств. «Пейзаж» (1871 г.) и «Пейзаж» (1875 г.) показывают живопись уже сложившегося мастера.
Пейзаж. 1875 г.
Цветовая гамма картин Л. Лагорио очень сдержанна, современники даже называли его палитру «выцветшей»
Не придавая особого значения красочности картин, художник большое внимание уделял ясности формы, чёткости, проработанности всех деталей. Его картины хорошо скомпонованы, в них нет ничего случайного
Написаны они ровной, неторопливой, умелой кистью, спокойны и лиричны по своему настроению.
Рядом с Л. Лагорио на протяжении многих лет работали два выдающихся художника-мариниста – И. Айвазовский и А. Боголюбов. Дарование Айвазовского было несравненно ярче, а мастерство Боголюбова – более изысканным, чем у Л. Лагорио, и, несмотря на это, он никогда не поддавался соблазну следовать им. Именно поэтому произведения Л. Лагорио пользовались большой популярностью среди современников и без сомнения являются самостоятельным, интересным звеном в развитии русской маринистики.
(текст из материалов выставки)
См. также Лев Феликсович Лагорио
Занковский Илья Николаевич — русский художник и график
. Это цитата
Занковский
Илья Николаевич — русский художник и график
Занковский Илья Николаевич — русский художник и график, замечательный мастер горного пейзажа. Родился в 1832 году. Специальное полного образования, как художник, не получил. В 1862—1863 годах в качестве вольноприходящего слушателя Занковский посещал Академию Художеств в Петербурге, где приобрел базовые теоретические знания и навыки художественного творчества.
В дальнейшем же Илья Занковский жил в Тифлисе, где служил при Военно-топографическом отделе Кавказского военного округа. Частые поездки в различные районы Кавказа позволили ему создать большую серию пейзажей замечательного горного края.
Среди работ художника выделяются своей выразительностью картины «Эльбрус», «Военно-грузинская дорога», «Дарьяльское ущелье», «Из главного хребта», «Альберхох», «Гора Арарат», «Вид главного хребта», «Гора Ужба. Привал охотников», «Горный аул в лунную ночь», «Вид с горы Гуниб на ущелье», «Сурам», «Кавказ», «В лесу», «В степи», «Казбек на рассвете», «Горная цепь», «Вид Эривани и Арарат», «Сакля Шамиля на Гунибе», «Место сдачи Шамиля на Гунибе».
Свои работы Илья Николаевич Занковский выставлял на экспозициях Кавказского общества поощрения изящных искусств и Общества взаимопомощи кавказских художников. Оба общества вели большую организационную работу и активно способствовали становлению художественного дела в этом регионе России. Был связан живописец и с Обществом русских акварелистов, на выставки которого он посылал свои акварели. В последней четверти XIX века в Тифлисе, как и во многих серьезных городах России, начала работать рисовальная школа, преобразованная в 1886 году в Школу рисования и живописи при Кавказском обществе поощрения изящных искусств. С этого года и до конца своих дней Илья Николаевич Занковский работал преподавателем в этой школе, обучая юных кавказцев любимому делу своей жизни. Илья Николаевич Занковский прожил долгую жизнь, пережил четыре войны, три революции и умер в 1919 году. Творчество художника представлено в ряде музейных собраний, в том числе в Государственном Русском музее, Дагестанском музее изобразительных искусств имени П. С. Гамзатовой, Кисловодском мемориальном музее художника Н. А. Ярошенко, Нижегородском государственном художественном музее, Одесском художественном музее, Омском областном музее изобразительных искусств имени М. А. Врубеля и других картинных галереях. |
Вид главного Кавказского хребта
Рассвет в горахВ горах
Домик в Кобулети
«В горах. Вид на Арарат», 1894Частное собрание.
«Дорога на Верхний Гуниб», 1894Дагестанский музей изобразительных искусств имени П.С. Гамзатовой, Махачкала
Дарьяльское ущелье
Горный пейзаж,1870-е, Русский музей
Горы Кавказа
«Дарьяльское ущелье», 1888Нижегородский государственный художественный музей.
Водопад в горах
«Морозное утро»,1890-е Частное собрание.
Горная долина, освещенная солнцем
«Кавказский пейзаж»,1892Частное собрание.
«Горный ручей», Конец 1880 – начало 1890-хЧастное собрание
«Боржомское ущелье», 1888Национальный музей Грузии, Тбилиси
Гора Эльбрус
Скалы
Сагретлинская переправа
Река в ущелье
Место сдачи Шамиля
Горные вершины
Лунная ночь
Выставка работ художника. 2009
М.А. Алисов (1859 — 1933)
Михаил Александрович Алисов относится к тем малоизвестным русским художникам, картины которых не широко, но представлены в галереях многих городов. Произведения художника хранятся в Харьковском, Тульском, Нижегородском, Днепропетровском художественных музеях, Севастопольской картинной галерее.
Данных о его жизни сохранилось крайне мало.
Известно, что М. Алисов родился в Харькове. С 1887 под 1889 учился в Петербургской Академии художеств у Ю.Ю. Клевера. Затем переехал в Крым, где работал в Феодосии под началом И.К. Айвазовского.
Его персональных прижизненных выставок известно три: в 1900, 1902, 1903 годах. Все они прошли в Харькове в рамках Товарищества харьковских художников.
В основном полотна М. Алисова посвящены видам Крыма и Украины.
Недостаточно сведений о точной дате и месте кончины М. Алисова: считается, что он умер в 1933 году в Ялте, где на старом ялтинском городском кладбище сохранился памятник с надписью: «Художник Алисов Михаил Александрович. 5.1.1860 – 15.06.1933. Маринист, лучший ученик Айвазовского. От коммунхоза, 1960г.»
На выставке представлены две работы художника: «Ночь на море» 1894 г. и «Море. Ялта» 1897 г. Эти произведения дают представление о таланте М. Алисова как художника-мариниста.
Море. Ялта. 1897 г.
В способах изображения водной стихии безусловно просматривается влияние и школа И.К. Айвазовского. Но, в отличие от своего учителя, М. Алисов выбирает более скромные мотивы, лишенные внешней эффектности. Не обладая столь ярким талантом, М.А. Алисов просто писал то, что ему нравилось, вкладывая то, чему научился, чем владел.
(текст из материалов выставки)
См. также Михаил Александрович Алисов
И.К. Айвазовский (1817 — 1900)
И.К. Айвазовский занимает исключительное место в истории не только русской, но и мировой пейзажной живописи. Окончив Петербургскую Академию художеств, класс пейзажной живописи М.Н. Воробьёва, И. Айвазовский уже в годы пенсионерской поездки за границу заслужил славу «лучшего мариниста», которая венчала его более полувека. Он – член Римской, Парижской, Амстердамской, Петербургской, Флорентийской академий художеств, живописец Главного Морского штаба, обладатель многочисленных наград и орденов разных стран.
До конца жизни художник оставался патриотом своего родного города Феодосии: там он жил, работал, открыл первую художественную мастерскую, построил здание Историко-археологического музея, финансировал из личных средств строительство водопровода, железной дороги, основал картинную галерею. В конце жизни он передал в дар городу все свои произведения. Именно Крым и Черное море давали художнику самые главные художественные впечатления.
И. Айвазовский обладал удивительной работоспособностью – он написал около 6000 произведений, участвовал в 120 выставках, более 60 из которых были персональными.
Творчество художника складывалось в контексте романтической традиции. Эстетика романтизма определила манеру живописи художника, эффектные приемы композиции, сами сюжеты картин И. Айвазовский, как истинный романтик, в явлениях природы выделял не типическое, а исключительное – изображения бурь, кораблекрушений, морских сражений, волшебных лунных ночей, восходов и закатов солнца над морем. Тесная связь с морем позволила И. Айвазовскому необыкновенно тонко и сильно отразить изменчивость стихии, ее свободу и очарование, ее грозную силу.
Известно, что И. Айвазовский, обладая феноменальной памятью, никогда не писал с натуры, считая, что ежеминутную смену оттенков морской стихии передать просто невозможно. художник неизменно соединял натурные впечатления с «сочиненными» композициями, предоставляю волю чувствам, фантазии и создавая тем самым приподнятый эмоциональный тон в каждой картине.
На выставке представлены семь живописных произведений мастера из собрания НГХМ. Они поступили в послереволюционное время из частных нижегородских собраний С.С. Абамелек-Лазарева, П.В. Шереметьева, М.М. Рукавишникова, В.М. Бурмистровой. Эти произведения воплощают особенность художественного стиля марин И. Айвазовского – виртуозное изображение солнечного и лунного света. Именно силу света сам художник выделял как главное выразительное средство своих работ, способное ярко передать на холсте различные состояния морской стихии.
Закат на море. 1878 г.
В ранней работе «Берега Далмации» (1848 г.) свет передается при помощи интенсивных цветовых сочетаний, что придает морскому закату исключительный, возвышенный характер.
Берега Далмации. 1848 г.
«Вид Крыма, Гурзуф» (1851 г.) так же отличается особой звучностью, мажорностью цветового решения, столь характерного для раннего творчества.
Вид Крыма. Гурзуф. 1851 г.
Небольшая работа «Крымский вид» (1870 г.) показывает те важные качественные изменения, которые произошли в творчестве И. Айвазовского в 60-70 гг. Художник от ходит от многоцветного колорита, разрабатывает сине-голубую тональную гамму и те самым доводит до совершенства изображение неба и воздуха. Свет в этой картине не имеет источника. Но он разлит повсюду – пронизывает волны, небо, дали, тем самым искусно воплощая образ пространства, напоённого солнцем.
Крымский вид. 1870 г.
В произведении «Ночной пейзаж. Венеция» (1860-е гг.) художник так же виртуозно строит пространство, пронизанное лунным светом: посредством тончайшей тональной живописи, основанной на сочетании серовато-бирюзовых, жемчужных оттенков, он передаёт неповторимую магическую атмосферу венецианской ночи.
Ночной пейзаж. Венеция. 1860-е гг.
Лунная ночь – едва ли не самый популярный сюжет художника, к которому он обращается на протяжении всей жизни. На выставке представлено пять лунных пейзажей И. Айвазовского, и каждый из них выражает своё особое настроение, демонстрируя, насколько разнообразно мастер мог раскрывать один и тот же мотив.
Лунная ночь на Черном море. 1873 г.
«Вообще, могу сказать одно – это я полагаю, что мои произведения отличаются не только между моими, но многими чужими силой света, и те картины, в которых главная сила – свет солнца, луны и проч., а также волны и пена морская – надо считать лучшими.» (И.К. Айвазовский)
(текст из материалов выставки)
См. также Иван Константинович Айвазовский