Выставка «эдвард мунк: загадка, скрытая за холстом» в художественном музее (кунстхалле) бремена

«Крик» Мунка

Нет произведения искусства, в котором экзистенциальный, первобытный страх человека запечатлён более впечатляюще, чем в «Крике». Бесполое существо с испуганным выражением лица бредёт по мосту, уходящему в глубь картины. Художник стремился выразить свои сокровенные чувства, отвергая при этом уже известные стили и направления. Его живописные методы радикальны: фронтальность фигуры, экстремальная перспектива, пейзаж, который, кажется, растворяется в водовороте линий.

Известно, что картина была написана вскоре после одной из прогулок по Осло-фьорду в 1892 году. В дневнике художника сохранилась запись: «Я шёл по дороге с двумя друзьями, солнце садилось, и я почувствовал волну печали. Внезапно небо стало кроваво-красным. Я остановился, прислонившись к забору, уставший до смерти — над иссиня-чёрным фьордом и городом витали кровь и языки пламени. Мои друзья шли дальше — я остался позади, дрожа от тоски, и я почувствовал великий крик природы».

На переломе веков психическое здоровье Мунка оказалось под угрозой. Беспорядочный образ жизни, чрезмерное употребление алкоголя, проблемы в личной жизни, в частности разрыв с Тулой Ларсен усугубили состояние художника. Он неоднократно проходил лечение в клиниках, однако это слабо помогало.

Вскоре после выставки его работ в Копенгагене Мунк поступил в клинику Даниэля Якобсона в декабре 1908 года. За время лечения, которое продолжалось 8 месяцев, психиатр, используя электрошок и массаж, сумел восстановить художника, вывести его из психопатического состояния. Начиная с 1909 года живописец жил уединённо в Норвегии, воздерживаясь от алкоголя и сексуальных связей.

Выйдя из больницы, он перестал ходить в гости. Во всяком случае, туда, где собиралась большая компания. Он так описывал своё состояние: «Я чувствую себя, как в тюрьме. Я не хочу быть заключённым. У меня не хватает нервов сидеть за столом. Сидеть часами и ждать, пока остальные наедятся. У меня не хватает сил быть любезным: следить за тем, чтобы не сказать чего-либо неподходящего. Я не терплю сидеть и слушать, как люди говорят о вещах мне неизвестных. Зачем мне туда ходить? Я не пью. Я воздерживаюсь от жирной пищи. И вынужден слушать:

— Что вам предложить, господин Мунк? Вы выпьете чего-нибудь?

Мяса я тоже не ем. Меня тошнит, когда я вижу, как кто-то режет мясо. Как течет кровь. Я не люблю смотреть, как люди едят».

Художественная галерея Бремена и сенсационная находка неизвестной картины Мунка

После этого была сделана рентгенограмма, которая показала, что под основным холстом действительно находится еще одно полотно с ранее неизвестной картиной художника: «Девочка и три мужских головы» (Girl and Three Male Heads/Mädchen und drei Männerköpfe, 1895-98), которая крепилась теми же гвоздями, что и наружный холст. Проанализировав стилистику исполнения и прочие искусствоведческие тонкости, а также отпечатки пальцев художника, специалисты подтвердили, что это работа Мунка. Этот случай тем более удивителен, что ничего подобного до сих пор еще не случалось ни с картинами Мунка, ни с работами какого-либо другого художника.

Обнаруженная картина «Девочка и три мужских головы» объединяет центральные мотивы творчества этого тяготевшего к символизму живописца: нежная фигурка хрупкой обнаженной девочки противопоставляется жадно тянущимся мужским рукам и гротескным похотливым гримасам, угрожающим и бестелесным.

Хотя аналогичная композиция не встречается больше ни в одном произведении Мунка, в картине содержатся некоторые элементы ранних работ художника. Поза испуганной девочки напоминает о картине «Половая зрелость» («Пубертат») (Pubertät) (1893), а мужские головы отсылают к литографии «Вожделение» (Begierde) (1898), на которой изображены три гримасы, склонившиеся над обнаженным телом лежащей девушки. Также здесь уместно вспомнить картину «Руки» (1893-94).

Что заставило художника натягивать один холст поверх другого — неизвестно. Возможно, он считал эту картину неудачной или по какой-либо причине забросил ее, а возможно, в силу безденежья у него просто не было средств на лишний подрамник. Последняя версия представляется вполне правдоподобной, особенно учитывая характерную для Мунка неопрятность и хаотичность в работе: он не устранял со своих картин дыр, не счищал птичьих экскрементов, мог даже оставить картины стоять под дождем… «Нужно, чтобы на картине была парочка погрешностей, а то она будет слишком хороша», — говорил Мунк.

В 1918 году директор Бременской художественной галереи, историк-искусствовед Эмиль Вальдман (Emil Waldmann) (1914–1945), приобрел вышеупомянутую картину «Ребёнок и смерть» за 20 тыс. немецких марок. Кунстхалле Бремена стал первым немецким музеем, пополнившим свои фонды полотном великого норвежского художника, которому на тот момент исполнилось 55 лет, и он начал завоевывать всемирное признание, — а эта картина стала одной из первых работ Мунка, оказавшейся в общедоступной музейной коллекции.

Разумеется, Вальдман и не догадывался, что вместо одной картины на самом деле купил две. Только значительно позже, когда музей Мунка в Осло в ходе подготовки систематического каталога произведений художника обратился к бременским коллегам с просьбой о детальном изучении этого полотна, реставратором галереи и был обнаружен второй холст. Оригинальное полотно было снято и натянуто на отдельный подрамник. В результате в собрании Бременской художественной галереи неожиданно оказалось сразу две картины Мунка.

На протяжении всей жизни Эдварда Мунка занимали экзистенциальные темы, которые он объединил в цикл, получивший название «Фриз жизни — поэма о любви, жизни и смерти» (Lebensfries). Обе картины норвежского мастера, находящиеся в коллекции бременского музея, связаны с тематикой невинности и вожделения, любви и смерти — и тем самым затрагивают важнейшие аспекты творчества Мунка.

Детство и юность

Эдвард родился 12 декабря 1863 года в норвежском городе Лётен в семье Кристиана Мунка и Лауры Катрины Бьёльстад. У мальчика была старшая сестра Юханна София и две младшие — Игнер и Лаура, а также брат Андреас. Детство будущего художника проходило в переездах: отчасти из-за профессии Кристиана — военный врач, отчасти в поисках более дешевого жилья.

Эдвард Мунк и его сестра Ингер

Хотя семья Мунк жила бедно, к их роду примыкали влиятельные творческие личности. Так, дальним родственником был художник Якоб Мунк. Дедушка Эдварда запомнился миру как талантливый проповедник, а брат Кристиана, Петер Андреас – выдающийся историк.

Когда маленькому Эдварду исполнилось 5 лет, мать умерла от туберкулеза, и хозяйство на себя взяла ее сестра Карен. Кристиан, будучи человеком религиозным, после смерти супруги впал в фанатизм. Он рассказывал сыновьям и дочерям холодившие кровь истории про ад, и на почве этого Эдварду часто снились кошмары. Чтобы сбежать от тревожных видений, мальчик рисовал. Уже тогда его эскизы выглядели талантливо.

Эдвард Мунк

В 1877 году от туберкулеза умерла старшая сестра Эдварда, София. Молодой человек был с ней близок, поэтому тяжело воспринял утрату. Печальное событие стало причиной разочарования в вере. В дневнике Мунк вспоминал, что отец «ходил взад-вперед по комнате, молитвенно сложив руки», но это никак не помогало девушке выздороветь. Дни, проведенные с умирающей сестрой, позже отразились в картинах «Больная девочка» и «Весна».

Болезни так или иначе преследовали семью Мунк. Вскоре после кончины Софи еще одна сестра Эдварда, Лаура, начала странно себя вести. Она часто тревожилась, закатывала истерики, в другие дни сидела тихо и ни с кем не разговаривала. Ей диагностировали шизофрению.

Автопортрет Эдварда Мунка

Кристиан видел в сыне инженера, поэтому в 1879 году, в 16 лет, Эдвард поступил в технический колледж. Ему легко давались физика, химия и математика. Несмотря на успехи, спустя год молодой человек отчислился, решив стать художником. Начинания мальчика отец не поддерживал: он считал занятия творчеством пошлыми. Несмотря на протесты, в 1881-м юный живописец поступил в Королевскую школу рисования в Осло.

В 1883 году имя Эдварда Мунка впервые услышали в норвежском обществе. В качестве творческого дебюта экспрессионист представил «Этюд головы». С этого началось становление великого художника.

Индивидуальные доказательства

  1. Матиас Арнольд: Эдвард Мунк. Rowohlt, Reinbek 1986. ISBN 3-499-50351-4 , стр. 77.
  2. ↑ Рейнхольд Хеллер: Эдвард Мунк: Крик. Viking Press, Нью-Йорк, 1973 ISBN 0-7139-0276-0 , стр.96 .
  3. Хильда М. Дж. Рогнеруд: Ницше, zarathustrisch и крылатый. Видение Эдварда Мунка современного философа. В: Zeitschrift für Kunstgeschichte , Vol. 77, No. 1/2014, p. 105.
  4. ^ Ганс Дитер Хубер: Эдвард Мунк. Танец жизни. Reclam, Штутгарт 2013, ISBN 978-3-15-010937-3 , стр. 126-127.
  5. ^ Ганс Дитер Хубер: Эдвард Мунк. Танец жизни. Reclam, Штутгарт 2013, ISBN 978-3-15-010937-3 , стр. 126.
  6. Детлеф Бреннеке: Ницшеские портреты Эдварда Мунка. Berlin Verlag Arno Spitz, Берлин 2000, ISBN 3-8305-0073-4 , стр. 45-46.
  7. Хильда М. Дж. Рогнеруд: Ницше, zarathustrisch и крылатый. Видение Эдварда Мунка современного философа. В: Zeitschrift für Kunstgeschichte , Vol. 77, No. 1/2014, p. 107.
  8. Фридрих Ницше: . В: Так говорил Заратустра . Проект Gutenberg-DE .
  9. Детлеф Бреннеке: Ницшеские портреты Эдварда Мунка. Berlin Verlag Arno Spitz, Берлин 2000, ISBN 3-8305-0073-4 , стр. 65.
  10. Фридрих Ницше: . В: Так говорил Заратустра . Проект Gutenberg-DE .
  11. Хильда М. Дж. Рогнеруд: Ницше, zarathustrisch и крылатый. Видение Эдварда Мунка современного философа. В: Zeitschrift für Kunstgeschichte , Vol. 77, No. 1/2014, pp. 106-107.
  12. Детлеф Бреннеке: Ницшеские портреты Эдварда Мунка. Berlin Verlag Arno Spitz, Берлин 2000, ISBN 3-8305-0073-4 , стр. 9, 17-21.
  13. ^ Маттиас Арнольд: Эдвард Мунк. Rowohlt, Reinbek 1986. ISBN 3-499-50351-4 , стр. 78.
  14. Детлеф Бреннеке: Ницшеские портреты Эдварда Мунка. Berlin Verlag Arno Spitz, Берлин 2000, ISBN 3-8305-0073-4 , стр. 21, 65-71.
  15. Хильда М. Дж. Рогнеруд: Ницше, zarathustrisch и крылатый. Видение Эдварда Мунка современного философа. В: Zeitschrift für Kunstgeschichte , Vol. 77, No. 1/2014, p. 116.
  16. ↑ Рейнхольд Хеллер: Эдвард Мунк. Жизнь и работа. Prestel, Мюнхен 1993, ISBN 3-7913-1301-0 , стр. 115.
  17. ↑ Рейнхольд Хеллер: Эдвард Мунк: Крик. Viking Press, Нью-Йорк, 1973 ISBN 0-7139-0276-0 , стр. 96, 99.
  18. Матиас Арнольд: Эдвард Мунк. Rowohlt, Reinbek 1986. ISBN 3-499-50351-4 , стр. 75-76.
  19. Ганс Дитер Хубер: Эдвард Мунк. Танец жизни. Reclam, Штутгарт 2013, ISBN 978-3-15-010937-3 , стр.124.
  20. Детлеф Бреннеке: Ницшеские портреты Эдварда Мунка. Berlin Verlag Arno Spitz, Берлин 2000, ISBN 3-8305-0073-4 , стр. 23, 25.
  21. (1905) в музее Мунка .
  22. (1905/06) в музее Мунка в Осло .
  23. Детлеф Бреннеке: Ницшеские портреты Эдварда Мунка. Berlin Verlag Arno Spitz, Берлин 2000, ISBN 3-8305-0073-4 , стр. 28-29.
  24. Детлеф Бреннеке: Ницшеские портреты Эдварда Мунка. Berlin Verlag Arno Spitz, Берлин 2000, ISBN 3-8305-0073-4 , стр. 29, 39, 42.
  25. (1906) в музее Мунка в Осло .
  26. (1906) в Музее Мунка .
  27. Детлеф Бреннеке: Ницшеские портреты Эдварда Мунка. Berlin Verlag Arno Spitz, Берлин 2000, ISBN 3-8305-0073-4 , стр. 45-49.
  28. Детлеф Бреннеке: Ницшеские портреты Эдварда Мунка. Berlin Verlag Arno Spitz, Берлин 2000, ISBN 3-8305-0073-4 , стр. 50.
  29. Детлеф Бреннеке: Ницшеские портреты Эдварда Мунка. Berlin Verlag Arno Spitz, Берлин 2000, ISBN 3-8305-0073-4 , стр. 52-55.
  30. Детлеф Бреннеке: Ницшеские портреты Эдварда Мунка. Berlin Verlag Arno Spitz, Берлин 2000, ISBN 3-8305-0073-4 , стр. 52.
  31. (1909) в музее Мунка .
  32. Детлеф Бреннеке: Ницшеские портреты Эдварда Мунка. Berlin Verlag Arno Spitz, Берлин 2000, ISBN 3-8305-0073-4 , стр. 68.

Больной ребёнок

Эдвард Мунк родился в провинциальном норвежском городе. Его отец Кристиан был человеком мечтательным, в молодости работал судовым врачом и много путешествовал. В 44 года он женился на дочери мелкого торговца Лауре Катрине Бьёльстад, которая была на 20 лет моложе его. В браке родились пятеро детей — Софи, Эдвард, Андреас, Лаура и Ингер. Женщина скончалась от чахотки, когда Эдварду было всего пять лет. Семья так никогда и не оправилась от этой потери. Ведение хозяйства взяла на себя младшая сестра Лауры Карен.

После смерти жены отец семейства впал в уныние, его врачебная практика сократилась, семье приходилось туго. Дети часто болели. Через восемь лет после смерти матери скончалась от чахотки старшая дочь Софи. Эдварду на тот момент исполнилось 13 лет. Эта смерть сильно на него повлияла. Он не мог понять, почему отец, будучи доктором, не сумел спасти сестру.

Эдвард был очень привязан к тёте. Именно она помогала ему справиться с многочисленными болезнями, которые то и дело нападали на него: то бронхит, то острый суставной ревматизм. Из-за проблем со здоровьем Мунк не смог окончить школу. И именно благодаря тёте, которая заметила талант ребёнка, Эдвард начал заниматься рисованием.

Личная жизнь

Эдвард Мунк не был женат и не имел детей, однако известно о 3 его романах.

В 1885 году он познакомился с Милли Таулов. Девушка была замужем, поэтому не принимала ухаживаний молодого человека всерьез, но и не отвергала их. Эдвард же относился к влюбленности серьезно: для него закрутить роман с замужней женщиной означало переступить все религиозные преграды. Так и не получив взаимности от Милли, Мунк отказался от идеи завоевать ее.

Станислав и Дагни Пшибышевские

В 1892 году художник познакомился со Станиславом Пшибышевским, поляком по национальности, и его будущей супругой Дагни Юль. Девушка стала для Мунка музой, он неоднократно использовал ее образ в картинах. Исследователи допускают возможность, что между молодыми людьми была любовная связь.

Самым болезненным стал роман с Туллой (Матильдой) Ларсен, начавшийся в 1898 году. Поначалу их отношения складывались хорошо, затем женщина начала утомлять Мунка навязчивостью. В 1902 году она почувствовала холодность любимого и пригрозила самоубийством. Испугавшись, Эдвард приехал к ней.

Тулла Ларсен и Эдвард Мунк

Спустя несколько дней между ними произошла ссора, в результате которой Мунк прострелил себе руку. Согласно распространенной версии, Тулла хотела застрелиться, а художник в попытках вырвать револьвер нажал на курок. Мужчину госпитализировали, и на этом отношения завершились.

До самой смерти в личной жизни Мунка не появилась любимая женщина.

литература

  • Матиас Арнольд: Эдвард Мунк. Rowohlt, Reinbek 1986. ISBN 3-499-50351-4 , стр. 76-78.
  • Детлеф Бреннеке: портреты Эдварда Мунка Ницше. Berlin Verlag Arno Spitz, Берлин 2000, ISBN 3-8305-0073-4 .
  • Рейнхольд Хеллер: Эдвард Мунк. Жизнь и работа. Prestel, Мюнхен 1993, ISBN 3-7913-1301-0 , стр. 115.
  • Рейнхольд Хеллер: Эдвард Мунк: Крик. Viking Press, Нью-Йорк, 1973 ISBN 0-7139-0276-0 , стр. 96-99.
  • Ганс Дитер Хубер : Эдвард Мунк. Танец жизни. Reclam, Штутгарт 2013, ISBN 978-3-15-010937-3 , стр. 123-127.
  • Аннелиз Плага: Речевые образы как искусство Фридриха Ницше в образах Эдварда Мунка и Джорджо де Кирико , Ример 2008, ISBN 978-3-496-01388-4
  • Хильда М.Дж. Рогнеруд: Ницше, зороастрийский и крылатый. Видение Эдварда Мунка современного философа. В: Zeitschrift für Kunstgeschichte , Vol. 77, No. 1/2014, pp. 101–116.

Интересные факты о художнике

Эдвард Мунк не любил писать пальцы, женскую грудь, уши и ногти. Ему не нравились цветы из-за процесса их увядания, в поступках друзей пытался разглядеть происки врагов. Подозрительный, нервный, но при этом обладающий не только талантом художника, но и был великолепным рассказчиком. Поэтому его всегда с радостью принимали в богемном обществе.

Несмотря на свою привлекательную скандинавскую внешность, художник всегда добавлял на автопортретах возраст. Это лишние морщины, жесткий взгляд, никогда не улыбался. Женщины были очарованы его импозантностью, которая сочеталась со скромностью. И все это создавало образ загадочного красивого мужчины. Сам же живописец не искал женского общества. А иногда и вовсе сбегал от них в прямом смысле этого слова.

Но это не повлияло на его успех: свои первые он картины смог продать в 18 лет. А в 26 стал первым норвежским живописцем, у которого была организована персональная выставка в Осло. Позже он научился относиться к критике с юмором и иронией.

Кроме моря, Эдвард восхищался луной и в своих работах часто изображал ночное время суток.

Несмотря на успех и признание общественности, Эдвард Мунк не чувствовал себя счастливым. Тяжелое детство, нападки критиков, неудачные романы — все это наложило отпечаток на душевное состояние художника. Но лечение в психиатрической клинике пошло ему на пользу: его работы стали более сдержанными, а сам художник стал ощущать внутреннее спокойствие.

Эдвард Мунк стал одним из выдающихся художником своего времени. Несмотря на запреты на живопись в юности, жесткую критику, противоречивый и сложный характер, его работы теперь известны во всем мире. Он смог создать стиль, абсолютно противоположный радостному южному солнечному импрессионизму. Такое было под силу только норвежскому художнику с тонким восприятием мира, многогранным внутренним миром каким был Эдвард Мунк.

Экелю. Последние годы

В 1916 году Эдвард Мунк приобрел недалеко от Христиании
небольшое поместье Экелю, где прожил около 30 лет, до своей кончины. Годы в
Экелю оказались самыми плодотворными в его творчестве. Сад и окрестная природа
стали для художника бесконечным источником вдохновения.

Мунк увлеченно пишет крестьян, лошадей, бескрайние поля,
деревья и цветы. Он находит неожиданное успокоение и наслаждение в сельской
жизни. Картины того периода отличает реалистический и прагматичный настрой.
Умиротворенное воспевание обыкновенного и нарочито банального среза бытия.

Эдвард Мунк «Женщины на мосту» 1940

Но его эксперименты продолжаются. Мунк переосмыслил
некоторые свои старые картины, дал им второе, подчас более тревожное, дыхание.
Продолжил писать автопортреты, где предчувствие смерти и бренности
человеческого существования перемежаются с усталостью пожилого человека.

На последнем автопортрете, найденном только после смерти
художника, Мунк изобразил себя в комнате рядом с обыкновенными вещами,
окружающими человека. Он показал себя вещью среди вещей. Частью того хлама,
который выкидывается при смене хозяина. Художник – прах, и в прах возвратится.
Только искусство имеет непреходящую ценность, только оно вечно. Любопытно, что
над кроватью Мунка, на этом автопортрете, изображена его собственная и самая
любимая картина «Кроткая».

Эдвард Мунк «Автопортрет между часами и кроватью» 1943

Умер Эдвард Мунк 23 января 1944 года в полном одиночестве. На
столике, рядом с кроватью лежал потертый томик датского перевода «Бесов»
Достоевского.

Эдвард Мунк «Голгофа» 1900

Описание изображения

На портрете изображена фигура Ницше крупнее натуральной в виде бедра на высоте двух метров. По словам Райнхольда Хеллера, философ находится в очень вертикальной и сильной позе. Хильде М.Дж. Рогнеруд называет ее « воспитанной ». На нем жилет, галстук и длинное пальто всех оттенков синего. Он опирается правой рукой о парапет. Он смотрит на пейзаж в профиль в три четверти . Форма рук показывает последующую обработку: Мунк уменьшил контуры изначально больших рук черной и белой краской. Диагональ перил ведет вверх в крутой перспективе из нижнего левого угла и разделяет коричневатый треугольник.

Подобно крутой диагонали, желто-красные структуры неба напоминают известный мотив Мунка « Крик» , но теперь преобладают желто-белые тона, сквозь которые слизывают лишь несколько красных «полос огня». По словам Ганса Дитера Хубера, это приводит к гораздо более спокойному, более умеренному настроению. Пейзаж слева под парапетом состоит из полос полей и рек разных оттенков зеленого, желтого и синего. В излучине реки можно увидеть белый замок с тремя зданиями. Слева и справа за плечами Ницше возвышаются синие гребни, которые создают впечатление, будто у философа растут крылья.

Версия из Музея Мунка такая же большая, как и из Тильской галереи, но уже, что делает ее более многолюдной и беспокойной. Участок ландшафта меньше. В любом случае, по словам Ганса Дитера Хубера, пейзаж и фигура нарисованы только «очень скудным способом живописи и очень схематично». Зеленые поля не различаются по цвету, но заштрихованы, как горы, о предлагаемом замке можно только догадываться. За исключением тщательно продуманной головы, Детлеф Бреннеке описывает поспешный способ рисования частично неочищенными кистями, в котором зеленые, синие, желтые и коричневые тона «переливаются друг через друга», образуя полосы, пятна и брызги. Пальто Ницше и крыловидные горные склоны имеют пурпурный оттенок. В этой версии небо своими желто-оранжевыми тонами еще больше напоминает крик . По словам Хубера, это создает «лихорадочную и болезненную атмосферу . Редко когда холст попадал в такой холодный и ядовитый желтый цвет ».

Отшельник в Экелю

В 1916 году Мунк приобрёл дом в Экелю, который находился к западу от Христиании. Там он провёл остаток своих дней.

По словам биографа Мунка Рольфа Стенерсена, двухэтажный дом с мезонином был уродливым, выкрашенным в жёлтый. Художник жил на первом этаже, другие помещения служили складом, где хранились тысячи картин и оттисков. Обстановка была скромной. Мунк не приобретал мебель не из скупости, а из отсутствия интереса к чему-либо, не связанному с искусством. Он тратил деньги лишь на то, что могло облегчить ему работу.

«Плачущая обнажённая», 1913−1914. (commons.wikimedia.org)

Во время войны его выставки в основном проходили в странах Северной Европы, в частности в Стокгольме и Копенгагене. Он всё чаще писал автопортреты, подробно фиксировал всё, что происходило с ним. Нестандартное использование материалов, смелые цветовые сочетания сделали Мунка интересным для современных художников.

Автопортрет во время болезни испанским гриппом. (commons.wikimedia.org)

Автопортрет во время болезни испанским гриппом. (commons.wikimedia.org)

Он становится всё более популярным. Его персональные выставки проходили в Цюрихе, Берне, Базеле. В 1923 году он стал членом Прусской и Баварской художественных академий. Он получал крупные заказы и приглашения организовать ретроспективные выставки его работ.

«Звёздная ночь», 1922−1924. (commons.wikimedia.org)

Автопортрет, 1926. (commons.wikimedia.org)

В 1930 году Мунк почти утратил возможность видеть правым глазом. Разрыв сосуда грозил привести к слепоте, но художнику удалось восстановиться. Он подробно фиксировал всё, что с ним происходило, делал зарисовки, фотографические автопортреты. В это время он продолжал работать, но мог рисовать лишь абстрактные скетчи. «Четыре года назад был повреждён мой правый глаз, который я в основном использую, потому что я могу видеть совсем немного моим левым. Я могу использовать мой левый глаз лишь ненадолго», — жаловался художник в письме.

В этот же период он начал писать больше автопортретов, через которые он изучал себя, старение и приближение смерти, усерднее начал работать над автобиографией.

Автопортрет, 1940−1943 (commons.wikimedia.org)

В 1937 году он принял участие в нескольких экспозициях, в том числе во Всемирной выставке в Париже. Вскоре его работы были признали дегенеративными, картины были изъяты из немецких музеев и частных коллекций. Когда в 1939 году ему предложили провести крупномасштабную выставку в Париже, Мунк отказался.

«Я не хотел бы умереть внезапно. Я хотел бы прожить этот последний опыт», — признавался Мунк. Последние годы он жил уединённо в Экелю, выращивал сам овощи и фрукты, избегал контактов с оккупационными властями. Вскоре после празднования 12 декабря 1943 года своего 80-летия художник заболел воспалением лёгких и скончался.

Поздние годы и смерть

В 1916 году художник переехал на виллу Экелю, близ Осло, где провел остаток своей жизни за написанием картин и ведением хозяйства. Через 2 года Мунк заболел испанкой и выздоровел, несмотря на хрупкость здоровья.

В 1930-м году художник практически ослеп на правый глаз после кровоизлияния в стекловидное тело. Это не заставило экспрессиониста бросить живопись. От крупных работ пришлось отказаться, но он продолжал делать наброски. Этюды с искаженными формами отражали восприятие художника окружающего мира после проблем со зрением.

В первой половине Второй мировой войны немцы оккупировали Норвегию. Последние годы Мунк жил в страхе, что его картины могут конфисковать из собственного дома. Но захватчики не трогали художника.

Смерть забрала Эдварда Мунка 23 января 1944 года. Он умер спокойно и тихо в своей постели от паралича сердца. Прах художника находится в почетной роще церкви Спасителя в Осло.

Автопортрет в полосатом свитере — последняя написанная работа Мунком

По завещанию живописца все картины, находившиеся у него дома, были переданы городу. Они составляют основную коллекцию Музея Мунка, основанного в 1963 году, также большое собрание работ художника принадлежит Национальной галерее в Осло.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: