Литература[ | код]
- Пыляев Михаил. «Замечательные чудаки и оригиналы» (СПб., изд-во А. С. Суворина, 1898).
- Аляшкевіч Іосіф Іванавіч // Мысліцелі і асветнікі Беларусі. Энцыклапедычны даведнік / гал. рэд. Б. I. Сачанка. — Мінск: Беларуская энцыклапедыя, 1995. — С. 171—172. — 672 с. — 6000 экз. — ISBN 985-11-0016-1. (белор.)
- Крэпак Б. А. Чарадзей ідэальных вобразаў // Вяртанне імёнаў: нарысы пра мастакоў. У 2 кн. Кн. 1. — Мн.: Мастацкая літаратура, 2013. — 414 с.
- Дробов Л. Н. Живопись Белоруссии XIX — начала XX в. — Мн., 1974.
- Malarstwo Polskie w zbiorach za granicą by Stefania Krzysztofowicz-Kozakowska, Wydawnictwo Kluszczyński, 2003.
- Od starożytności do współczesności — Malarstwo i rzeźba, wydawnictwo PWN, 2006.
Творчество[ | код]
«Портрет дамы в синей шали» (1810-е)
«Прощание Ходкевича с женой перед Хотинским сражением» ()
«Антиох и Стратоника» ()
«Портрет молодой женщины с ребёнком» ()
«Голенищев-Кутузов, князь Смоленский»
Творчество Олешкевича — академическое, в духе позднего классицизма, с элементами сентиментализма. Автор портрета Льва Сапеги. Многие его картины (портреты Адама Ежи Чарторыйского, Иеронима Стройновского, ; Мартина Почобута, ) хранятся в Вильнюсе.
Часто выезжал в белорусские губернии, где сделал немало интересных портретов в стиле позднего классицизма и романтизма. Среди них: «Групповой портрет», «Портрет девочки». Дружил с Адамом Мицкевичем, написал его портрет ().
Большинство произведений Олешкевича находится в музеях Москвы, Санкт-Петербурга, Варшавы, Кракова, Вильнюса, Минска и в частных европейских коллекциях .
Олешкевич, Иосиф Иванович
Олешкевич, Иосиф Иванович (Iozef Oleszkiewicz), академик исторической живописи Императорской Академии Художеств; председатель масонской ложи Белого Орла в С.-Петербурге. Олешкевич родился в 1777 году в местечке Радошковицах, Минской губернии; отец его, бедный жмудский дворянин, был по профессии музыканта.
Начальное образование Олешкевич получил благодаря поддержке графа Александра Ходкевича, принявшего в нем участие.
В 1800 году Олешкевич был помещен в Виленскую главную школу и был учеником профессора живописи Фр. Смуглевича; в 1803 году, он поехал за границу, побывал в Дрездене и Париже, где со-вершенствовался в избранном им искусстве под руководством известного David’a d’Angers. По возвращении из-за границы Олешкевич некоторое время жил на Волыни и готовился к занятию в Виленском университете кафедры живописи; но в 1810 году отказался от этой мысли и переехал в Петербург, где стал заниматься, главным образом, портретной живописью.
В 1812 году Олешкевич написал картину: «Призрение и попечение императрицы Марии Феодоровны о бедных» (Opieka sierot)
Картина, несмотря на некоторую искусственность в композиции, обратила на Олешкевича внимание. Государыня выразила ему свое благоволение, а Императорской Академией Художеств он был произведен в академики исторической живописи
Впрочем, Олешкевич приобрел известность в Петербурге не столько своими картинами, сколько благодаря своим громадным почти энциклопедичным познаниям, оригинальному образу жизни и, главным образом, благодаря тому положению, которое он занимал в кругу Петербургских масонов.
В 1822 году Олешкевич был избран начальником (ma?tre en chaise) ложи Белого Орла (после сенатора гр. Адама Ржевуского). Он имел самую высокую степень в ордене, и петербургские ложи признавали его ложу первенствующей, глубокий мистик, Олешкевич своими мистическими наклонностями давал и направление своей ложе. Говорят, что его доктрина имела много общего с учениями Сен-Мартена, но отличалась и многими своеобразностями.
Являясь всегда проповедником гуманности и воздержания, он имел доброе сердце, что доказывал и на деле.
Человек в высшей степени религиозный, щедрый благотворитель и до удивления скромный в своих потребностях, Олешкевич был вместе с тем и образцом милосердия. «У нас еще не было обществ покровительства животным — говорит один современнику — а Олешкевич и словом, и делом распространял правила этих ассоциаций.
Редкие качества его души и ума привлекали к нему внимание и симпатии лиц различных слоев общества и профессий, в особенности художников и писателей. Между прочим, с ним был знаком и Мицкевич, посвятивший его памяти стихотворение
Олешкевич и сам был писателем. Впрочем, он печатал немного.
Некоторой известностью пользовалось его сочинение (на франц. яз.): «L’automne du monde l’humanite» (на фр. яз.), в котором он старался доказать, что «человечество прожило весну и лето, что наступает для него осень, и оно должно озаботиться приготовлением всего, что можешь спасти его от преждевременной гибели».
Олешкевич скончался 5 окт. 1830 г. и похоронен на Смоленском кладбище.
Художественные произведения Олешкевича рассеяны в большом количестве по храмам Царства Польского и Западного Края, а также есть и у частных лиц.
Лучшими его картинами, кроме указанной («Попечение о бедных») следует признать:
1) Копию Преображения Господня Рафаэля,
2) копию Davida’a — Ахилл, оплакивавший смерть Патрокла и
3) Прощание гетмана Ходкевича с молодой супругой перед отправлением под Хотим.
Кроме того, следует назвать картины, находящиеся в Спб. костеле пиаров:
1) Пресвятая Дева с младенцем Иисусом и
2) Христос на кресте.
Из портретов его работы лучшие — Адама и Юрия князей Чарторыжских, Марии Шимановской, генерала Ольховского и Генриха Ржевуского.
База знаний Ассоциации / «О»