Решетников федор павлович

Художник и человек

Признание и успех, высокое положение, заслуженные регалии — все это принадлежит прошлому. В настоящем живет творчество художника, например, хрестоматийная «Двойка», простая и запоминающаяся, как рассказ А.П. Чехова. Четыре персонажа, не считая собаки, а сколько эмоций, настроений, столкнувшихся в острой коллизии сюжета!

В настоящем остается и продолжается зрительская симпатия, много десятилетий отданная талантливым произведениям мастера, историям, рассказанным ярким художественным языком.

Актуальна и привлекательна та сторона биографии Решетникова, что характеризует его личность. В ней предстает не памятник собственному величию, а умный, ироничный и мужественный человек, реальная жизнь которого интересней любого вымысла.

Федор Павлович Решетников

Актерская карьера

По окончании ВУЗа в 1997 году Екатерина вернулась в Санкт-Петербург. Творческий путь актрисы начался в Малом драматическом театре. Её заметные работы этого периода – «Московский хор» (2002, Ольга), «Невесомая принцесса» (2003, Земля, Невесомая принцесса, Королева), «Дом Бернарды Альбы» (2006, Магдалена, Ангустиас), «Русалочка» (2010, Принцесса). Зрителей поражало разнообразие интересных актёрских красок, найденных юной исполнительницей ролей для характеристики каждой из своих героинь.


Екатерина Решетникова на сцене театра

Нередко Решетникову приглашали играть и в театре «Балтийский дом». Зрители полностью заполняли зал, если на сцене шёл спектакль с её участием («Москва — Петушки», 2011; «Мадам Бовари», 2013).

Параллельно с театральной деятельностью Катерина начала сниматься в кино

Её первые роли, талантливо сыгранные в сериалах «Убойная сила-2», «Я все решу сама-2», «Мужчины не плачут», привлекли к актрисе внимание многих режиссёров


Екатерина Решетникова в сериале «Мужчины не плачут»

Участие Екатерины в таких проектах, как «Эра Стрельца» (2007-2008), «Улицы разбитых фонарей» (2008), «История зечки» (2009), были ступеньками на вершину шумного успеха в к/ф «Когда растаял снег» (2009). Созданный ею сложный образ внешне мягкой и нежной, но с жёстким характером разведчицы Анны Арсеньевой выявил всю многогранность таланта актрисы – и приглашения на съёмки в кинокартинах посыпались одно за другим.

Екатерина, отличающаяся невероятным трудолюбием, очень много снималась, шлифуя и оттачивая своё актёрское мастерство от картины к картине. Сериалы и фильмы «Литейный, 4» (2011-2012), «Ментовские войны-6» (2011), «Я ему верю» (2011), «Шаман» (2011), «Судьба Марии» (2012) увеличивали число её поклонников, с нетерпением ждущих выхода следующей ленты с участием любимой актрисы. И она оправдывала ожидания зрителей, блистая в таких к/ф, как «Полоса отчуждения» (2014), «Осколки счастья» (2015),«Подкидыши» (2016-2017), «Олюшка» (2017).


Екатерина Решетникова на съемках фильма «Осколки счастья»

Отдельно стоит о, где Екатерина воплощает образ Веры, заведующей родильным отделением. Она неонатолог, спасает новорожденных. Многих из них родители оставляют в больнице навсегда. Вера переживает за каждого из них и старается устроить их судьбу.

На роль самоотверженной Веры пробовались 20 актрис, но создатели сериала поняли, что ей станет Екатерина, лишь взглянув на нее. Кстати, сериал снимали в настоящей больнице, и не раз актрису принимали за настоящего врача и просили подписать справку или спрашивали о лечении.


Екатерина Решетникова в сериале «Подкидыши»

По признанию самой Решетниковой, при чтении сценариев будущих фильмов она всегда пропускала через своё сердце судьбу каждого персонажа, которого ей предстояло сыграть. Вот почему актрисе верили с первой минуты её появления на экране, вот почему так трогает душу её игра: ведь Екатерина Дмитриевна абсолютно органична и достоверна в образах тех героинь, в которых она перевоплощалась.

Детская тема в творчестве художника

В период Великой Отечественной войны им была создана «Достали языка» (1943). Поводом к ее написанию послужил один случай. Как-то раз он прибыл из Севастополя в Москву и увидел, как дети на улице играют в войну. Его это заинтересовало, и он остановился посмотреть на ребятишек. Никто из них не соглашался быть в роли «фашиста». На эту удочку попадались только малыши, которые ничего не понимали в политике. «Фрицев» хорошенько колотили ребята, быстро вошедшие в роль. Решетникова заинтересовал этот сюжет, и он написал картину «Достали языка». Она открыла детскую тематику в его творчестве, ставшую одной из главных в послевоенный период. Также им были созданы такие произведения: «На побывку» (1947), «За мир» (1950) и, возможно, самая популярная картина — «Опять двойка». Решетников ее написал в 1952 году.

Сюжет еще одной картины — «Прибыл на каникулы» (1948) — также взят из повседневной жизни.

После окончания Великой Отечественной войны Федор Павлович часто видел, как суворовцев встречают родственники. Все счастливые и довольные шли домой, а мальчишки бодро шагали. Решетников представлял, как один из них возвращается в родной уголок и докладывает по всей форме деду (кадровому военному): «Прибыл на каникулы!» Парень очень гордится тем, что он уже маленький солдат. Дед весь стоит «навытяжку», принимая рапорт от любимого внука. Сценка имеет несколько шутливый и одновременно серьезный характер.

Жизнь художника

Высший художественно-технический институт был колыбелью советского академического искусства. Федор учился живописи у великого С.В. Герасимова, графике — у выдающегося плакатиста Д.С. Моора. Он не расставался с блокнотом, непрерывно создавая наброски, шаржи и карикатуры. Острый ум и искусная рука сделали его автором юмористических журналов «Безбожник» и «Крокодил». Талант репортера и дух искателя приключений определили удивительный поворот его судьбы.

Полярные экспедиции:

  • «Сибиряков», 1932 г. Решетников решил войти в состав северной морской экспедиции Отто Юльевича Шмидта. С большим трудом ему удалось попасть на борт. Рейд оказался непростым: ледокол «Сибиряков» потерял гребной вал и винт, пришлось взрывать лед и тащить судно на буксире. Федор работал в команде, а также выпускал самодельный журнал «Ледовитый крокодил» и стенгазеты на злобу дня. По окончании похода он был удостоен ордена Трудового Красного Знамени.
  • «Челюскин», 1933-34 гг. На следующий год В Федор Решетников принял участие в легендарной эпопее парохода «Челюскин». Гибель корабля, двухмесячная зимовка на дрейфующей льдине, эвакуация на самолетах стали одной из знаменитых страниц советской истории. Решетников поднимал боевой дух товарищей, рисуя шаржи, листовки, выпуская ежедневную газету «Не сдаемся!». Графическая серия впоследствии сыграла роль его дипломной работы, а сам он был удостоен ордена Красной Звезды.

В 1936 г. в Москве состоялась первая персональная выставка, где были выставлены сотни графических и живописных работ, выполненных уверенной рукой мастера. «Ехал за экзотикой, увидел людей», говорил Федор Решетников о полярных походах. Наброски, портреты и зарисовки этого времени стали основой серьезных станковых произведений, таких как «Первые герои Советского Союза», «Гибель Челюскина».

Военные годы:

  1. Решетников уходит на войну в звании майора и должности корреспондента газеты «Красный черноморец». Он ведет репортажи с линии фронта, рисует карикатуры и агитационные листовки.
  2. В 1941-42 гг. принимает участие в обороне Севастополя, которую изображает в картине «В отряде морской пехоты» (1942 г.)
  3. В 1943 живописные полотна художника экспонируются на выставке военных картин наряду с произведениями других известных авторов.
  4. С 1944 г. в его творчестве появляется новая тема – жанровые картины с присутствием детей, которые впоследствии станут невероятно популярны. Первая картина такого рода — «Достали «языка» — изображает детскую игру той поры.
  5. В 1945 г. Ф.П. Решетников вступает в ряды ВКП(б) – Коммунистической партии.

Заслуженная слава:

  • С 1948 г. Решетникову доверено писать полотна, воплощающие величие вождей советской державы. Картина «Генералиссимус» приносит ему Сталинскую премию. Талант, личные качества и заслуги перед страной помогают художнику завоевать славу и признание.
  • В 1949-52 гг. Федор Решетников создает наиболее знаменитые и растиражированные произведениями — «Прибыл на каникулы», «Опять двойка» и «Переэкзаменовка», выполненные в лучших традициях критического реализма. Их сюжет и композиция являют золотую середину между фундаментальным реализмом и забавной сатирой.
  • В 1953 г. Ф.П. Решетников становится действительным членом Академии художеств СССР.
  • В 1953-62 гг. художник преподает в МХИ имени В.И. Сурикова и Московском педагогическом институте. За успехи в этой деятельности он удостаивается знака «Отличник народного просвещения».
  • К 1970-м Решетников — живой классик социалистического искусства — получает звание Народного художника СССР, избирается Вице-президентом Художественной Академии.
  • В 1980-е гг. Ф.П. Решетников, помимо масштабных заказных полотен, таких как «Союз – Аполлон» (1982), пишет в основном камерные натюрморты и пленэрные пейзажи.
  • В 1988 г. художника не стало. Рожденный между двумя революциями, он ушел на закате советской эры и был с почестями похоронен на Ваганьковском кладбище.

Смерть

Помимо изобразительного искусства, Федор Павлович занимался преподавательской деятельностью и имел высокий руководящий пост в Академии художеств.

Федор Решетников — «За мир!»

Художник покинул земной мир в преклонном возрасте 13 декабря 1988-го. Смерть наступила по естественным причинам. Последнее пристанище выдающегося мастера – Ваганьковское кладбище. Рядом с ним покоится и его супруга, ненадолго пережившая любимого мужа.

Примечательно, что за несколько месяцев до кончины работники Читинского музея обнаружили некогда пропавшую картину «Дом» на стенах местного торгово-кулинарного училища.

Детство и юность

15 июля по старому стилю, или 28-го по новому, 1906-го в семье Решетниковых, проживавшей в селе Сурско-Литовское (ныне Украина), родился второй ребенок, которого назвали Федей. Тяга к изобразительному искусству, кажется, была заложена в нем с детства. Отец Павел занимался созданием икон, и по его примеру старший брат Василий стал студентом Киевского художественного училища.

Однако после смерти обоих родителей учебу в нем пришлось оставить, чтобы воспитывать и содержать семью. Парень занялся росписью церквей и храмов, а дома в свободное время писал лики святых. Маленький Федя помогал как мог – растирал краски, готовил холсты и кисти.

Федор Решетников и Отто Шмидт Известно также, что имелся и третий брат Иван, позднее увлекшийся революцией. В связи с этим следы его долго были затеряны, точных биографических сведений о нем нет. В дальнейшем все трое встретились в Мариуполе в 30-х.

По мере взросления будущий прославленный живописец охотно брался за любую работу. Среди освоенных им профессий – оформитель местных культурных центров и провинциальных театров, руководитель музыкального хора, плотник, сапожник, маляр, шахтер, актер и даже спортивный комментатор.

Позднее он трудился в клубе железнодорожников – отсюда его и направили на рабфак искусств, дававший возможность получить высшее образование. Отучившись, Решетников сделал выбор в пользу ВХУТЕМАС, куда поступил в 1929-м.


Федор Решетников — «Ремонт “Сибирякова” во льдах» / Culture and art

В мастерских он жадно впитывал знания, преподаваемые Сергеем Герасимовым («Мать партизана», «Фронтовик») и Дмитрием Моором (агитплакат «Ты записался добровольцем?»). Первые успехи не заставили себя ждать – способного студента, попавшего под влияние творческого коллектива «Кукрыниксы», прозвали на курсе «виртуозом графического шаржа».

Приобретенные навыки открывали перед молодым человеком новые возможности. Благодаря им он попал в заполярные экспедиции в качестве художника-репортера. Особенно жадно желал Федор оказаться на «Сибирякове», бок о бок с Отто Шмидтом. Интересный факт: именно во время плавания он написал дебютную живописную картину «Ремонт “Сибирякова” во льдах».

Следующая подобная «командировка» в составе «Челюскина» прошла заметно труднее, чем первая – пароход затонул, экипаж спасли с дрейфующей льдины и возвратили на Большую землю. Зарисовки, сделанные Решетниковым, восторженно приняли и публика, и критика.

Секрет успеха творчества Решетникова

Яркие произведения художника очень запомнились советскому зрителю. Смотря на картины Федора Решетникова сейчас, мы словно переносимся в прошлое, сквозь них чувствуется дух того времени. Совершенно не удивительно, почему его картины завоевали широкую популярность. Они проникнуты особой теплотой и искренностью. Художник много внимания уделяет деталям в изображении людей. Перед тем того или иного человека, он пристально его рассматривает, отмечает для себя индивидуальные и ярко выразительные черты каждого из них. Поэтому его портретный жанр невероятно успешен. Картины Федора Решетникова воплощают цельность мировоззрения художника-реалиста. В его пейзажах и портретах чувствуется большая любовь к родине, верность собственным принципам и убеждениям. Одновременно с этим мастеру присуща необыкновенная острота взгляда, замечательное чувство наблюдательности и юмора. В связи с этим раскрылась еще одна сторона его творческого дарования. Решетников, помимо успешной деятельности в области живописи и графики, преуспел в создании превосходных скульптурных композиций сатирически-юмористического характера.

Семейная жизнь

Брак Федора Павловича представлял союз единомышленников – его женой стала дочь знаменитого живописца, известная пейзажистка Лидия Исааковна Бродская. Семья, входившая в творческую элиту, имела все атрибуты успешности – квартиру с мастерскими в Доме – поселении художников на Верхней Масловке, автомобиль, домработницу.

Лидия Исааковна Бродская

В 1943 г. семейство пополнила дочь Любовь, впоследствии также избравшая профессию художника. Ее образ появляется во многих картинах Решетникова, начиная с 1944 г. («Бабушкины заботы»). Принято считать, что Люба, в детстве не отличавшаяся прилежанием к учебе, послужила отцу прототипом персонажа двоечника.

Творчество

В 1934-м, по окончании вуза, Решетников занялся самостоятельным творчеством, создал ряд работ с историко-патриотической направленностью. Затем произошел плавный переход к станковой живописи. Не осталась в стороне и политика – за «Генералиссимуса Советского Союза» мастера наградили первой Сталинской премией.

Федор Решетников — «Опять двойка» В 1952-м на свет появился шедевр «Опять двойка», наиболее известный, нежели две другие части трилогии. На переднем плане, слева – школьник, признавшийся в очередной неудовлетворительной оценке и виновато опустивший глаза.

С противоположной стороны – мать, опечаленная новостью, старшая сестра-пионерка, по взгляду которой можно с уверенностью судить, что ее отметки не опускались ниже четверок и пятерок. Независимо от произошедшего, как всегда, рад маленькому хозяину верный пёс, кинувшийся на грудь мальчику.

Зритель также увидит здесь и младшего брата, но не найдет отца. Скорее всего, он погиб на войне (на столике под светильником вырисовывается фотокарточка с очертаниями солдата). Тяготы, заботы и воспитание троих детей легли на плечи женщины. Но в целом семья не бедствовала, что выдало наличие настенных часов, велосипеда и напольного ковра.

Федор Решетников — «Переэкзаменовка» Бытует также несколько мнений, кто послужил прототипом главного героя. Некоторые считали, что это сын соседа-авангардиста Густава Клуциса. Иные полагали, что прообразом выступила дочь Решетникова Люба, дувшая губы и делавшая виноватый взгляд, получив «неуд».

В конце сентября 2015-го два эскиза полотна и каверзный вопрос помогли жительнице Старой Руссы обыграть знатоков интеллектуального шоу «Что? Где? Когда?». Игрокам предлагалось найти недостающего персонажа и ответить, что делал живописец, чтобы «срисовать» его с натуры. И если с первой частью задания сидящие за столом справились легко, угадав собаку, то вторая оказалась для них непосильной. Верный ответ звучал так: кормил колбасой.

Федор Решетников — «Прибыл на каникулы» Если прибегнуть к современному сленгу, то на картинах трилогии автор оставил пасхалки – в «Двойке» на стене красуется «Прибыл на каникулы», а в «Переэкзаменовке» там же расположена «Опять двойка». Что касается первой работы этой серии, то, несмотря на праздничный антураж и приподнятое настроение, она весьма драматична – суворовца встретили не родители, а дедушка и младшая сестра. А, как известно, в послевоенные годы в училище часто принимали детей, чьи отец и мать не вернулись с поля боя.

Тема детства раскрыта и в «Мальчишках», завороженно наблюдающих за ночным небом и пытающихся угадать далекие созвездия, а также на полотне «За мир!», где пятеро товарищей пишут на стене белой краской то, чего они желают больше всего.

Однако, несмотря на успех картин, созданных в бытовом жанре, Решетников оставался верен сатире, что и отразил в одноименной книге «Сатира и дружеские шаржи».

Екатерина Решетникова сейчас

Карьера актрисы на месте не стоит: она продолжает активно сниматься. В производстве в 2020 году находились три проекта с её участием – «Запасной игрок», «Одна ложь на двоих», «Селфи с судьбой».


Актриса Решетникова Екатерина Дмитриевна

Это разноплановые фильмы, повествующие о непростых жизненных историях главных героев – подающего надежды хоккеиста-подростка; взрослой женщины, словно вернувшейся в юность, во времена первой любви; профессора физико-математических наук с его диковинным хобби – разгадыванием преступлений.

Тысячи поклонников Екатерины Решетниковой ждут выхода на экран её новых картин, в которых она вновь будет сверкать в значительных ролях, купаясь в искренней и безграничной любви зрителей…

Действие картины

Картина Решетникова «Мальчишки», описание которой хочется начать с места, где происходит встреча ребят, выражает загадочность и волшебство ночного неба. Действие, изображенное на картине, происходит на крыше высокого дома. Мальчики изображены в центре полотна, а за ними — город, засыпающий в сумерках. Отдельное слово о небе — обширное и загадочное, оно занимает большую часть картины и манит к себе взгляд.

Трое друзей вглядываются в неизведанные космические пространства. Достаточно посмотреть на позы мальчишек, чтобы понять, что они очень разные по характеру. И мысли их различны.

Один из ребят — мечтатель — он облокотился на парапет и с задумчивым видом смотрит в небо. В его глазах читаются мысли о неизведанных глубинах космоса, других галактиках и возможности исследования этих миров.

Мальчик постарше с воодушевлением показывает своему младшему товарищу на какую-то точку в ночном небе. Так и слышится его рассказ о космических кораблях, бороздящих просторы космоса, или об открытии новой звезды. А его друг с увлечением слушает товарища. Удивление, мелькающее на его лице, позволяет предположить, что он узнает что-то новое из рассказа своего товарища. И это новое захватывает все его простое мальчишеское существо. Картина Решетникова «Мальчишки» — описание надежд и мечтаний ребят целого поколения.

Опять двойка

Однажды Федор Решетников решил написать картину про отличника. Он пришёл в школу, и учителя посадили его в конце класса, чтобы он мог наблюдать за детьми и делать свои зарисовки. Ребята подумали, что это была какая-то проверка, поэтому терялись и смущались. Когда учитель вызвал к доске одного из отличников, то он тоже растерялся. И, несмотря на то что задача была несложная, так и не смог её решить. Мальчик настолько был испуган, что ему даже не помогали подсказки из класса.

Сначала Федор пытался нарисовать этого мальчика в классе, но все наброски не нравились художнику. Он даже заменил учителя, но все было не то. И вот тут художнику пришла идея перенести мальчика из школы в семью. Много подготовительных эскизов было сделано до того, как начать картину.

Главные герои

Федор Решетников при написании картины «Опять двойка» долго подбирал героев для своего полотна и искал натурщиков для персонажей картины:

  1. Мальчика.
  2. Пса.
  3. Старшей сестры.
  4. Младшего брата.

Главного героя художник нашёл во дворе, когда проходил мимо детей, играющих в футбол

Он обратил внимание на вратаря. Вскоре уже мальчик позировал в его мастерской, стоя с опущенной головой

Но этого Решетникову было мало, и он решил ввести в свою картину ещё одного главного персонажа. Однако пёс никак не желал стоять на задних лапах. Художник покупал ему колбасу, а хозяину пса приходилось держать над ним лакомство, пока Федор Павлович делал эскизы.

Многогранный талант художника

Благодаря своему таланту он отправился в полярные экспедиции на ледоколах «Сибиряков» (1932) и «Челюскин» (1933-1934) в качестве художника-репортера. Большой успех имели его работы с этих мест. Он обладал особым даром в области сатиры. Являясь превосходным карикатуристом, Решетников Федор Павлович сотворил значительное количество талантливых скульптурных шаржей. Часть его работ располагается в Третьяковской галерее. Известен он также и как создатель композиций академического бытового жанра в области В этом плане наблюдается тесная связь работ Федора Павловича с творениями художников-передвижников. Решетников создал удивительные картины в «пленэрном» пейзаже. Однако эти произведения остались неизвестными для широкой публики.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: