Творчество
В историю российского искусства Виктор Попков вошёл стремительно и ярко, его творчество сразу заметили и оценили. Три дипломные работы художника сразу же приобрела Третьяковская галерея.
Для рубежа 1950-1960 гг. в реалистической советской живописи был характерен «суро́вый стиль», представителем которого стал в том числе и Виктор Попков. Суть этого стиля – в воспевании судеб современников, «героики трудовых будней». Технически он отличался обобщённостью и лаконичностью изображений, линейностью контуров фигур, большими плоскостями цвета. Пример – картина В. Попкова «Строители Братской ГЭС» (1960).
Став одним из основоположников «сурового стиля», он одним из первых и покинул его – ему было тесно в его пределах. Но он не мог покинуть то «суровое» в отношении живописи время, и мужественно делал своё дело. В то время считалось, что живопись исчерпала себя. Началась эпоха инсталляций, авангардных акций, аукционов, пёстрой продукции «второго авангарда», перепевания чужих сюжетов, поиска смысла в бессмысленных изображениях и т.д. А Попков писал детей, старух, деревенских вдов, простых мужиков-работяг, обычных горожан. Это было искреннее творчество, но не модное в то время. Но В. Попков не стеснялся этого. В 1972 г. он создал картину «Шинель отца», затем «Мезенские вдовы», «Мать и сын», «Хороший человек была бабка Анисья» – это были настоящие шедевры. У него был свой герой – житель окраины, отец, муж, трудовой человек.
Детство
Попков Виктор Ефимович (1932 — 1974 гг.) родился в Москве, в семье крестьян. Отец и мать, с ранних лет приученные к тяжёлому труду, переезжали с места на место в поисках работы.
Виктор Попков был вторым ребенком в многодетной семье из четверых ребятишек. Известие о гибели отца на войне прибыло, когда будущему живописцу было девять лет, а его самому младшему братику — несколько месяцев. Мать, по просьбе любимого мужа, посвятила всю себя детям, так и не выйдя замуж. Зато поставила ребятню на ноги, всем дала должное образование.
Семья Попковых была дружной, но бедной. Дети любили мать и, видя ее тяжелый труд, старались во всем слушать и не огорчать. Понимая, что они соединены нерушимыми кровными узами, ребята росли вместе почти без ссор и разногласий, всегда готовые прийти на выручку друг другу и оказать нужную поддержку.
Мать, Степанида Ивановна, обожала своих малышей и старалась воспитывать их в строгости, но нежности.
Такое, казалось бы, счастливое детство, было омрачено еще несколькими трагедиями (помимо гибели отца и постоянной нужды).
Смерть младшего братика, всеобщего любимца Толи, оставила неизгладимый след в душе Виктора Попкова. Он не смог даже присутствовать на похоронах малыша.
Второе яркое незабываемое потрясения произошло чуть позже, когда на Витю напал бык и повалил его на землю. Мальчику удалось спастись благодаря вовремя подоспевшей помощи.
Но, несмотря на все горести, Виктор Попков рос добрым и дружелюбным ребенком, щедрым и общительным.
Трагическая гибель
Работая над историко-поэтической тематикой, Виктор Попков начинает свою легендарную картину “Осенний дождь”, где изобразил великого Пушкина на фоне плачущей стихии. Трудиться над полотном художник приезжал в Пушкинские Горы.
12 ноября, находясь по делам в столице, Виктор Ефимович с друзьями подходит к припаркованной Волге, чтобы попросить водителя подвезти их. Но автомобиль оказался инкассаторским. Из-за недавнего нашумевшего ограбления охранники, получившие приказание стрелять в случае опасности, открыли огонь. Художник был смертельно ранен.
На его похоронах рядом с бездыханным телом стояла незаконченная картина “Осенний дождь”.
Первые шаги на творческой стезе
В школе мальчик отличался особым прилежанием и усердием. С малых лет в нем развилось желание творить на бумаге. Вите нравилось следить за проявлением рисунка на тогдашних “сводилках” (переводных картинках), на которые он тратил все свои карманные деньги, а также наблюдать за работой соседки-художницы, которая рисовала акварелью, но чье имя, к сожалению, нам не известно.
Степанида Ивановна, первая разглядевшая в сыне порывы к работе с кистью, стала поощрять желание ребенка творить. Она отвела его в художественную школу и помогла поступить в Московское графическое училище, искренне хвалила его, воодушевляла на творческие подвиги и давала продуманные советы.
А мальчик писал везде и обо всем. Его ранние зарисовки охватывали разнообразные предметы и события — это были и деревья, и дома, и люди.
Преподаватели художественной мастерской тоже рассмотрели талант в одаренном ученике и уделяли ему дополнительное внимание. По коротким этюдам из личного альбома начинающего художника можно было увидеть, что обучение в изостудии пошло ему на пользу: на смену дилетантских набросков появляются осмысленные качественные работы, в основном пейзажи и натюрморты
Выставка: Виктор Попков (1932-1974) / К 75-летию художника
21.10.2007
Выставка посвящена 75-летию со дня рождения Виктора Ефимовича Попкова (1932 – 1974), творчество которого было знаковым в системе развития советского искусства 1960-х – начала 1970-х годов.
Окончив в 1958 году Художественный институт им. В. Сурикова, Попков оказался младшим, но вполне равноправным в среде тех, кто творил новую, демократичную атмосферу в советском искусстве во второй половине 1950-х. Имена их известны: Г. Коржев, А. Васнецов, Н. Андронов, П. Никонов, В. Иванов, П. Оссовский. Они стали создателями мировоззренческого стиля, позднее названного «суровым», с его прямым взглядом на современную действительность, с героями, найденными в будничной и жесткой атмосфере великих строек Сибири и на целине. С середины 1960-х, когда публицистичность прямой речи «суровых» становится неактуальной, Попков стремительно эволюционировал от правды факта к напряженности и философской неоднозначности образа, от рублености остовской формы к ее слегка гротесковому изяществу, от простоты локального колорита к утонченности и одушевленности цвета. За неполные 20 лет творчества художник выполнил немало крупных полотен, проникнутых чувством сопричастности к жизни страны и людским судьбам, гражданской ответственностью за собственное дело. Среди них давно признанные этапными «Строители Братска», цикл «Мезенские вдовы», «Шинель отца», «Работа окончена», «Хороший человек была бабка Анисья», «Осенние дожди (Пушкин)».
Возможно, работы Виктора Попкова более «камерных» форматов не так широко известны, как названные, и менее оценены, но в них явственно ощущаются те же «этапы движения» мастера, тематико-эмоциональные и живописные. К этой линии примыкает курская коллекция, включающая в себя шестнадцать произведений живописи и графики, исполненных Попковым между 1960-м и 1974-м годами. Пятнадцать работ приобретены у вдовы автора, московского графика К.И. Калинычевой, «Балкон мастерской» подарен галерее другом Попкова, известным живописцем П.Ф. Никоновым. В отличие от живописи, давно знакомой любителям искусства, графика до настоящей выставки не покидала фондохранилища и оставалась «terra incognita», что привносит в настоящую экспозицию элемент «интриги» и сближает ее с параллельной выставкой новых поступлений.
Зрительному ряду выставки особый смысл придавала работа И.А. Попова «Автопортрет, начатый 12 ноября 1974 года», день смерти Виктора Попкова. Начатый и оставшийся незавершенным…
Становление творчества
В 1852 году Виктор поступает в Суриковский институт на факультет графики. И хотя это не соответствовало желаниям молодого человека (он хотел учиться на отделении живописи), все же такое положение вещей благоприятно сказалось на его дальнейшей творческой деятельности. Знания и навыки, обретенные на графическом факультете, отразились в его не повторной изысканной манере живописца.
Теперь Попков Виктор Ефимович, биография и творчество которого активно оживились с поступлением в высшее учебное заведение, начинает энергично творить. Он работает в нелегких, казалось бы, неблагоприятных условиях: в маленьком бараке, где вместе с ним живет еще пять человек — мать, младшая сестра и старший брат с женой и ребенком. Теснота, бедность, недоедание — тогдашние спутники мастера.
Иногда приходилось писать в неотапливаемом коридоре, в разных валенках, съев только кусок хлеба с салом. Но это не сказывалось на творческом процессе. Виктор Попков работал самозабвенно, талантливо, уверенно, регулярно. Его великолепный талант был замечен практически моментально, одаренному студенту была присуждена вначале повышенная, а чуть позднее — Сталинская стипендия, которую он почти до копейки отдавал на нужды родных.
Биография
Родился 9 марта 1932 года в Москве в семье рабочего.
Учился в Художественно-графическом педагогическом училище (1948—1952) и МГАХИ имени В. И. Сурикова (1952—1958) у Е. А. Кибрика. Жил в Москве. Творческая деятельность В. Е. Попкова началась в период «оттепели». В 1950—1960-е годы художник много путешествовал по стране. Посетил Иркутск, Братск и другие города и области Сибири, где в это время осуществлялись крупные строительные проекты. Исполнил ряд картин по впечатлениям от поездок. Среди них одно из центральных произведений «сурового стиля» — «Строители Братска» (1960—1961; также известна как «Строители Братской ГЭС»).
К середине 1960-х годов полностью отходит от этой стилистики. После официального искусства сталинской эпохи, выражавшего государственную идеологию, именно в произведениях Попкова вновь зазвучал авторский голос. Повествование в его картинах разворачивается как бы «от первого лица». Художник открыто выражал своё личное отношение к миру и человеку. В его творчестве нашла отражение тема несостоявшейся судьбы поколения, ставшего жертвой Великой Отечественной войны (цикл «Мезенские вдовы», 1966—1968). Особой темой для художника стал автопортрет, в котором он создаёт собирательный образ современника («Шинель отца», 1970—1972). Живопись Попкова оказала влияние на формирование творческих принципов молодых мастеров 1970-х годов, в том числе Т. Г. Назаренко. Посмертная персональная выставка его работ, состоявшаяся в Государственной Третьяковской галерее, стала событием в художественной жизни.
Художник погиб 12 ноября 1974 года в результате несчастного случая: он был убит выстрелом инкассатора в упор, когда подошёл к инкассаторской машине и попросил водителя подвезти его. Впоследствии инкассатор утверждал, что действовал по инструкции.
Похоронен на Черкизовском кладбище.
“Мезенские вдовы”
Неимоверную славу принес Попкову его цикл “Мезенские вдовы” (конец 1960-х — начало 1970-х годов), в котором он на каждом полотне отразил индивидуальный характер и трагическую судьбу женщины. Каждая работа поражает своей реалистичной самобытностью и приземистой живописностью. И хотя картины “Ожидание”, “Старость”, “Одна” исполнены трагической боли и гнетущей тоски, все же они необходимы человечеству для того, чтобы пробудить в нем гуманность и доброту по отношению к послевоенному женскому горю и одиночеству.
Тема исторических событий занимала существенное место в творчестве художника. Его разоблачающие “Чекист” и “Звонок в дверь” обличали эпоху необъяснимых кровавых репрессий, а “Шинель отца” и др. передавали непреодолимую щемящую грусть по тем, кто уже никогда не вернется из фронтовой дали.
Литература
- Козорозенко П.Виктор Попков.— М.: АРТ, 2012.— 464с.— 1500 экз.— ISBN 978-5-91966-013-2.
- Востриков Н.Виктор Попков (1932—1974). Живопись и графика из собраний ГТГ и семьи художника// Знамя: журнал.— 2002.— № 1.
- Горовой Л.Багрянец осени в звенящей тишине// По Ярославке: газета.— 27.6.2001.— № 21.(недоступная ссылка)
- Костригина Ю. В.Мимика, жест, поза в портретах Виктора ПопковаНаучные труды. В. 28. Проблемы развития отеч. иск-ваРАХ; Санкт-Петербургский гос. акад. ин-т живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина; науч. ред. В. А. Леняшин, сост. О. А. Резницкая, А. И. Шаманькова.— СПб., янв. — март 2014.— С.245—256.
- Рожин А. Виктор Попков: апология духовностиАрхивная копия от 23 февраля 2022 на Wayback Machine (b) .— Третьяковская галерея (b) : журнал. — 2012. — № 1 (34).
Путешествия
С 1956 года Виктор Попков совершает продолжительные творческие вояжи по стране, в поисках оригинального материала для работ и выразительных ракурсов. Он побывал на восхитительных, грандиозных производственных стройках, осознал весь колоссальный масштаб работы, зафиксировал множество обыденных, рутинных сюжетов, которые впоследствии “опоэтизировал” и прославил. В отличии от своих сокурсников, которые искали живописные яркие места и образы, начинающий художник фокусировал свое зрение на прозаичных заурядных композициях. Это — бетонщица, заливающая раствор водой, или двое рабочих на фоне огромных колес локомотива.
Творил Виктор энергично, оживленно, словно боялся не успеть, стараясь сохранить на бумаге каждый эпизод тяжелой трудовой деятельности. Студенческая выставка этюдов, проведенная в одной из поездок на пестрила множеством точных талантливых работ Вити Попкова.
В его картинах преобладал “суровый стиль”, находящий отражение в лаконичности деталей, реалистичности образов, сухости оттенков.
Именно благодаря творческим поездкам по строительным объектам Попков Виктор Ефимович смог стать народным художником, изображающим на своих полотнах обычных работников-трудяг во время своего тяжелого монотонного занятия.
“Строители Братской ГЭС”
После поездки на строительство ГЭС в городе Братск в 1960 году появилась замечательная оригинальная картина “Строители Братска”. Молодой художник долго продумывал каждую деталь полотна — фон, цвет, расстановку образов, ракурс.
Недаром задний план картины черный, это акцентирует внимание на нарисованных фигурах, а не на событиях или происшествиях. Для художника было главным правильно преподнести своих героев и показать их силу, мужество, уверенность в себе
Строители Братска — запыленные, уставшие от работы люди, но они прекрасны в своем трудолюбии и суровой, сдержанной энергии.
Примечательно, что в первоначальном виде на полотне были изображены рабочие с наколками на руках, так как большинство трудящихся на Братской ГЭС были заключенными. Но, осознавая, что в таком виде руководство не может выпустить картину на выставку, Виктор Ефимович убирает лагерные татуировки.
С тех самых пор художник становится знаменитым. Его полюбили в народе, признали критики. А Виктор Попков, картины которого покупает Третьяковская галерея и печатает передовая газета, продолжает плодотворно трудиться и радовать публику новыми оригинальными работами, живя скромно и стесненно, почти бедно.