Внешние ссылки [ править ]
vтеМинимальное искусство | ||
---|---|---|
Художники ( список ) |
|
|
Формы |
|
vтеИсполнительское искусство | |
---|---|
Работа |
|
Художники |
|
Группы |
|
Средства массовой информации |
|
Другой |
|
Авторитетный контроль |
|
---|
Дзюдо и розенкрейцерство
Ив Кляйн родился 28 апреля 1928 года в Ницце в семье художников. Его мать, Мари Раймон, работала в жанре ташизма, отец, Фред Кляйн, голландец индонезийского происхождения, писал в пост-импрессионистской манере. Вплоть до своего 18-летия Ив жил в Париже, каждые летние каникулы он приезжал в Кань-Сюр-Мер к своей обожаемой тёте, Розе Раймон. В период с 1942 по 1946 гг. мальчик учился в Высшей школе торгового мореходства, а также Высшей школе восточных языков. Большую часть жизни он зарабатывал на жизнь преподаванием дзюдо и так никогда и не получил художественного образования. Тем не менее, одновременно с восточными единоборствами в его жизнь вошла и живопись. Уже в 1946 он написал одну из первых, а возможно самую первую монохромную картину небесно-синего цвета – монотонность и синева станут главными составляющими всего его дальнейшего творчества.
На рубеже 1947-1948 гг. Кляйн открыл для себя розенкрейцерство, прочитав книгу «La Cosmogonie des Rose-Croix» («Космогония Розенкрейцеров»). Вместе со своими приятелями по дзюдо-клубу – Клодом Паскалем и Арманом Фернандезом – Кляйн увлёкся идеей духовного путешествия. Однажды, лёжа на пляже, друзьям пришло в голову «разделить мир» между собой. Арман получил землю, Клод – воздух, а Ив – небо. Позднее Клод и Ив записались в орден розенкрейцеров, их наставником стал астролог Луи Кадо.
Летом 1948 Кляйн активно путешествовал по Италии: он посетил Капри, Портофино, Геную, Пизу, Неаполь и Рим. В ноябре того же года его призвали в армию, служба проходила в Германии в течение 11 месяцев. В конце 1949 Ив и Клод перебрались на некоторое время в Лондон, где преподавали дзюдо. В это время Ив создаёт несколько так называемых «монохромов», своеобразных картин на бумаге и картоне, написанных пастелью или простой гуашью. Он также начал работать с золотой амальгамой. В 1949 году Кляйн получил работу у багетного мастера Роберта Сэвиджа и получил возможность поучаствовать в самой первой в своей жизни выставке. В скромную экспозицию вошли первые монохромы Кляйна с подписью «Ив».
Паскаль и Кляйн лелеяли планы о кругосветном путешествии, но осуществить их не удалось в связи с проблемами со здоровьем у Клода. В 1951 году Кляйн отправился в Мадрид изучать испанский и записался в местный клуб дзюдо. Вскоре он сдружился с директором клуба Фернандо Франко де Сарабия, чей отец оказался солидным издателем.
В 1952 году Кляйн посетил родину дзюдо, Японию. Он пробыл в стране в общей сложности 15 месяцев и занимался преподаванием французского. Кляйн издал книгу, посвящённую искусству дзюдо, надеясь популяризовать его в Европе. В 1953 году он отозвал членство в Ордене розенкрейцеров. По возвращении на родину Кляйн обладал четвёртым даном, что было высшим разрядом среди европейцев на тот момент.
В 1954 году в Париже вышла в свет работа Кляйна Les Fondements du Judo («Основы дзюдо»). Он рассчитывал возглавить Французскую Федерацию дзюдо, однако был вынужден переехать в Испанию. В мае при поддержке де Сарабия были опубликованы два сборника его монохромов: Yves Peintures и Haguenault Peintures. Предисловие к изданиям написал Клод Паскаль, оно представляло собой четыре чёрных линии вместо печатного текста. Монохромы представляли собой вырезанные из цветной бумаги прямоугольниками с подписями, указывающими их точный размер в миллиметрах и где они были сделаны: Токио, Париж, Ницца и т.п. К концу года Кляйн вернулся во Францию.
Дзюдо
Во время учебы в École Nationale des Langues Orientales Кляйн начал практиковать дзюдо. С 1948 по 1952 год он побывал в Италии, Великобритании, Испании и Японии. В 1953 году он побывал в Японии, где в возрасте 25 лет стал мастером дзюдо, получив звание Йодан (4-й дан / степень черный пояс) от Кодокан, став первым европейцем, поднявшимся до этого ранга. Позже в том же году он стал техническим директором испанской сборной по дзюдо. В 1954 году Кляйн написал книгу по дзюдо под названием Les Fondements du Judo. В том же году он навсегда поселился в Париже и начал всерьез утвердиться в мире искусства.
биография
Кляйн родился в Отлично, в Приморские Альпы департамент Франции. Его родители, Фред Кляйн и Мари Раймон, оба были художниками. Его отец рисовал в свободном постимпрессионист стиль, а его мать была ведущей фигурой в Art informel, и проводил регулярные вечера с другими ведущими практиками этого парижского абстрактного движения. Кляйн не получил формального художественного образования, но родители познакомили его с разными стилями. Его отец был художником фигуративного стиля, а его мать интересовалась абстрактным экспрессионизмом.
С 1942 по 1946 год Кляйн учился в Национальной школе Маршанда и Национальной школе восточных языков (École Nationale des Langues Orientales). В это время он сдружился с Арман (Арман Фернандес) и Клод Паскаль и начал красить. В возрасте девятнадцати лет Кляйн и его друзья лежали на пляже на юге Франции и поделили мир между собой; Арман выбрал землю, Паскаль, слова, а Кляйн выбрал эфирное пространство, окружающее планету, которое он затем подписал:
Между 1947 и 1948 гг. Кляйн задумал свой Монотонная симфония (1949 г., формально Симфония монотонной тишины), состоящий из одного 20-минутного устойчивого аккорда, за которым следует 20-минутное молчание.
В начале 1948 года Кляйн подвергся воздействию Макс Хайндель Текст 1909 года Космоконцепция розенкрейцеров и преследовал членство в американском обществе, посвященном Розенкрейцерство.
биография
Кляйн родился в Отлично, в Приморские Альпы департамент Франции. Его родители, Фред Кляйн и Мари Раймон, оба были художниками. Его отец рисовал в свободном постимпрессионист стиль, а его мать была ведущей фигурой в Art informel, и проводил регулярные вечера с другими ведущими практиками этого парижского абстрактного движения. Кляйн не получил формального художественного образования, но родители познакомили его с разными стилями. Его отец был художником фигуративного стиля, а его мать интересовалась абстрактным экспрессионизмом.
С 1942 по 1946 год Кляйн учился в Национальной школе Маршанда и Национальной школе восточных языков (École Nationale des Langues Orientales). В это время он сдружился с Арман (Арман Фернандес) и Клод Паскаль и начал красить. В возрасте девятнадцати лет Кляйн и его друзья лежали на пляже на юге Франции и поделили мир между собой; Арман выбрал землю, Паскаль, слова, а Кляйн выбрал эфирное пространство, окружающее планету, которое он затем подписал:
Между 1947 и 1948 гг. Кляйн задумал свой Монотонная симфония (1949 г., формально Симфония монотонной тишины), состоящий из одного 20-минутного устойчивого аккорда, за которым следует 20-минутное молчание.
В начале 1948 года Кляйн подвергся воздействию Макс Хайндель Текст 1909 года Космоконцепция розенкрейцеров и преследовал членство в американском обществе, посвященном Розенкрейцерство.
Биография [ править ]
Кляйн родился в Ницце , в департаменте Приморские Альпы во Франции. Его родители, Фред Кляйн и Мари Реймонд , оба были художниками. Его отец рисовал в свободном постимпрессионистском стиле, в то время как его мать была ведущей фигурой в области искусства и проводила регулярные вечера с другими ведущими практиками этого парижского абстрактного движения. Кляйн не получил формального художественного образования, но родители познакомили его с разными стилями. Его отец был художником фигуративного стиля, а его мать интересовалась абстрактным экспрессионизмом.
С 1942 по 1946 год Кляйн учился в Национальной школе Маршанда и Национальной школе восточных языков (École Nationale des Langues Orientales). В это время он подружился с Арманом (Armand Fernandez) и Клодом Паскалем и начал рисовать. В возрасте девятнадцати лет Кляйн и его друзья лежали на пляже на юге Франции и поделили мир между собой; Арман выбрал землю, Паскаль, слова, а Кляйн выбрал эфирное пространство, окружающее планету, которое он затем подписал:
Между 1947 и 1948 годами Кляйн задумал свою монотонную симфонию (1949, формально монотонную симфонию тишины ), которая состояла из одного 20-минутного устойчивого аккорда, за которым следовало 20-минутное молчание.
В начале 1948 года Кляйн познакомился с текстом Макса Хенделя 1909 года «Космоконцепция розенкрейцеров» и стал членом американского общества, посвященного розенкрейцерству .
Арт-рынок
Наряду с работами Энди Уорхол и Виллем де Кунинг, Картина Кляйна RE 46 (1960) входил в пятерку лучших продавцов на Кристи Распродажа послевоенного и современного искусства в мае 2006 года. Его монохромная картина синей губкой была продана за 4 720 000 долларов. Раньше его картина RE I (1958) был продан за 6716000 долларов на Christie’s в Нью-Йорке в ноябре 2000 года. В 2008, MG 9 (1962), монохромная картина из золота, продана на Christie’s за 21 миллион долларов.FC1 (Цвет огня 1) (1962), панель длиной почти 10 футов, созданная с использованием паяльной лампы, воды и двух моделей, продана на Christie’s в 2012 году за 36,4 миллиона долларов.
В 2013 году компания Klein’s Скульптура Éponge Bleue Sans Titre, SE 168, скульптура 1959 года, сделанная из натуральных морских губок, пропитанных синим пигментом, была продана за 22 миллиона долларов, это самая высокая цена, заплаченная за скульптуру художника.
Ссылки [ править ]
- ^ «Ив Кляйн» . Биография . Проверено 21 марта 2019 .
- ^ Ханна Вайтемайер , Ив Кляйн, 1928–1962: Internacional Klein Blue , перевод Кармен Санчес Родригес (Кельн, Лиссабон, Париж: Taschen , 2001), 8. ISBN 3-8228-5842-0 .
- ^ a b «Ив Кляйн (1928–1962)» . Архив Ива Кляйна. Архивировано из оригинального 30 мая 2013 года . Дата обращения 12 мая 2013 .
- ^ Гилберт Перлейн и Бруно Кора (редакторы) и др., Ив Кляйн: Да здравствует нематериальное! («Антологическая ретроспектива», каталог выставки, состоявшейся в 2000 г.), Нью-Йорк: Делано Гринидж, 2000, ISBN 978-0-929445-08-3 , с. 226 : «Эта симфония продолжительностью 40 минут (на самом деле 20 минут, за которыми следуют 20 минут тишины) состоит из одного протянутого« звука », лишенного атаки и окончания, который создает ощущение головокружения, кружащего чувствительность снаружи. время.»
- ^ См также в YvesKleinArchives.org в 1998 году звуковой отрывок из Монотонного Silence симфонических архивные 8 декабрь 2008 в Wayback Machine (Flash плагин требуется), и Кляйн «Chelsea Hotel Manifesto» архивация 17 сентября 2013 в Wayback Machine (включая краткую информацию о Симфония в 2-х частях ).
- ^ Томас Макэвилли. «Ив Кляйн: Конкистадор пустоты». Ив Кляйн: ретроспектива. (Хьюстон: Институт искусств, Университет Райса, 1982), стр.25.
- ^ «Ив Кляйн (1928–1962) — Дзюдо в семье» . fgjudo.com . Проверено 13 января 2019 .
- ^ Ив Кляйн (1954) Les Fondements ей Дзюдо , Грасса, Париж OCLC 604216312
- ^ Hannah Вайтемайер, Yves Klein, 1928-1962: Международный Klein синий , Original-Ausgabe (Кельн: Taschen, 1994), 15. ISBN 3-8228-8950-4 .
- ↑ Иона Сингх, Цвет, Фактура, Искусство и Дизайн (Хэмпшир: Zero Books, 2012), стр. 41–64. ISBN 9781780996295 .
- ^ «Портрет д’Эдуара Адама, marchand de couleurs et ami des peintres … Le film (envoyé par le neveu, Fabien)» (Портрет Эдуарда Адама, торговца цветами и друга художников … фильм его племянника .)
- ^ Том Лернер (2008). «Восстановление нематериального: исследование и обработка синего монохромного изображения Ива Кляйна (IKB42)Современная краска без покрытия . Лос-Анджелес: Институт сохранения Гетти. ISBN 978-0-89236-906-5.
- ^ Цитируется в Hannah Вайтемайер, Yves Klein, 1928-1962: Международный Klein синий , оригинальный-Ausgabe (Кельн: Taschen, 1994), 19. ISBN 3-8228-8950-4 .
- ^ «Выставки — Ив Кляйн: Proposte monocrome, epoca blu — Yves Klein» . yvesklein.com . Проверено 21 марта 2019 .
- Перейти ↑ Held Jr., John. «Грозный синий штамп Ива Кляйна» . Mailartist.com. Архивировано из оригинала 2 ноября 2012 года.
- ^ «Галерея Коллетт Алленди» Архив IMEC (на французском языке)
- ^ Бил, Джейсон. «Ив Кляйн, Пустота» . Jasonbeale.com. Архивировано из оригинала 19 июля 2008 года.
- ^ Оливье Berggruen, «Yves Klein — Пустота» в написании искусства (Лондон: Пушкин Press, 2012), 80.
- ↑ Стич, Сидра. Ив Кляйн. Галерея Хейворд. Лондон, 1994 год.
- ^ «True Blue» (28 июня 2010 г.) The New Yorker , стр.72
- ^ «Отчет и звукозапись выступления 1960 года» . Архивировано 21 февраля 2001 года . Проверено 21 февраля 2001 года ..
- ^ «+» . Web.tiscali.it . Проверено 6 июля 2012 года .
- ^ Карен Moller, Technicolor Сны , Олимпия Пресс, стр. 88
- ^ Керстин Stremmel, Реализм , Taschen, 2004, стр. 13. ISBN 3-8228-2942-0
- ^ Архивы Ива Кляйна. «Манифест отеля Челси» . 1961 . Архивировано из оригинального 15 января 2013 года . Проверено 26 апреля 2013 года .
- ^ Кан, Аннет (2000). Ив Кляйн: Le maître du bleu . Париж: Издательство Stock . ISBN 2-234-05218-1. LCCN 00359365 . ПР 21884551М .
- ^ «Живая скульптура» . Живая скульптура. Архивировано из оригинального 10 -го марта 2012 года . Проверено 4 июля 2012 года .
- ^ МакЭвилли, Т. «Ив Кляйн: вестник космической эры». Артфорум 20, вып. 5. Январь 1982. С. 38–51.
- ↑ «Рисование блюза»; поскольку новая крупная выставка освещает короткую и красочную карьеру художника Ива Кляйна, его вдова Ротро разговаривает исключительно с Лоуренсом Марксом »(29 января 1995 г.) The Guardian, стр. 2
- ^ «Синий» . Это любовь . 5 декабря 2018.
- ↑ Талли, Джадд (9 мая 2006 г.). «Уорхолс, Джаддс ездят на распродаже на Christie’s за 143 миллиона долларов» . Artinfo . Проверено 23 апреля 2008 года .
- ^ «Великий пузырь современного искусства», BBC4, 18 мая 2009 г.
- ↑ Кэрол Фогель (8 мая 2012 г.), «Рекордные продажи Ротко и других произведений искусства на Christie’s» , The New York Times
- ^ Катя Kazakina и Филипп Boroff (15 мая 2013), «Barnett Newman Ведет Сотбис NYC $ 294 млн аукциона» , Bloomberg .
Арт-рынок
Наряду с работами Энди Уорхол и Виллем де Кунинг, Картина Кляйна RE 46 (1960) входил в пятерку лучших продавцов на Кристи Распродажа послевоенного и современного искусства в мае 2006 года. Его монохромная картина синей губкой была продана за 4 720 000 долларов. Раньше его картина RE I (1958) был продан за 6716000 долларов на Christie’s в Нью-Йорке в ноябре 2000 года. В 2008, MG 9 (1962), монохромная картина из золота, продана на Christie’s за 21 миллион долларов.FC1 (Цвет огня 1) (1962), панель длиной почти 10 футов, созданная с использованием паяльной лампы, воды и двух моделей, продана на Christie’s в 2012 году за 36,4 миллиона долларов.
В 2013 году компания Klein’s Скульптура Éponge Bleue Sans Titre, SE 168, скульптура 1959 года, сделанная из натуральных морских губок, пропитанных синим пигментом, была продана за 22 миллиона долларов, это самая высокая цена, заплаченная за скульптуру художника.
Творчество Кляйна
По приглашению Фернандо де Сарабия, он приехал в Испанию, где в гравировальной студии Фернандо под Мадридом опубликовал две коллекции монохромов (картин, написанных одним цветом), которые он создавал в течение последних нескольких лет в своих путешествиях.
В том же году Ив вернулся в Париж и на Салон, посвящённый абстрактной живописи, «Новые реалии», предложил оранжевый монохром под названием «Выражение вселенной цветом оранжевого свинца». Это была прямоугольная деревянная панель, равномерно покрытая матовой оранжевой краской и подписанная монограммой YK. Жюри отклонило работу. Тогда же состоялась выставка Кляйна в Клубе Пасьянсов частного салона издательского дома Лакосте а чуть позже – выставка «Ив, монохромные предложения» в парижской галерее Colette Allendy. Там он познакомился с Марселем де Мюратом, рыцарем Ордена лучников святого Себастьяна.
Месяц спустя Кляйн был избран кавалером этого Ордена и выбрал девиз: «За цвет! Против линии и рисунка!».
Все последующий годы он постоянно выставлялся во многих странах Европы, сопровождая свои и без того эпатажные выставки неординарными акциями. То запускал в небо более 1000 синих шаров, назвав это аэростатической скульптурой, то пытался получить от властей разрешение на подсветку синим светом Обелиска на площади Согласия в Париже во время его выставки, то рассылал приглашения провокационного содержания.
В этом же году он зарегистрировал формулу международного синего цвета Кляйна и получил патент. В его 33 года выставка «Монохромы» в Галерее Лео Кастелли в Нью-Йорке закончилась полным провалом. Тогда же прошла была самая большая прижизненная выставка художника «Ив Кляйн: монохромы и огонь» в немецком Музее Haus Lange. Это. Он показал синие, розовые и золотые монохромы, архитектурные рисунки и стену огня, которая состояла из пятидесяти горелок, расположенных в пять рядов.
Тем же летом, в свои 33 года Ив Кляйн устроил сессии антропометрий в Париже, которые были сняты Паоло Вавера для фильма «Собачий мир».
21 января 1962 Ив женился на своей уже беременной помощнице, немецкой художнице. Каждый нюанс свадебной церемонии был скрупулезно разработан Кляйном.
На Каннском фестивале состоялся показ фильма «Собачий мир», в котором Кляйн и его работа были показаны в крайне уничижительном и негативном свете.
Вечером у Ива случился первый сердечный приступ, а в день вернисажа в Париже — второй. От следующего сердечного приступа Ив Кляйн умер 6 июня 1962 в своём доме в Париже в возрасте 34 лет.
Он успел создать множество работ и оказать большое влияние на развитие искусства. Его сын, Ив, родился в Ницце ровно через 2 месяца после смерти отца, 6 августа и впоследствии тоже стал художником.
биография
Кляйн родился в Отлично, в Приморские Альпы департамент Франции. Его родители, Фред Кляйн и Мари Раймон, оба были художниками. Его отец рисовал в свободном постимпрессионист стиль, а его мать была ведущей фигурой в Art informel, и проводил регулярные вечера с другими ведущими практиками этого парижского абстрактного движения. Кляйн не получил формального художественного образования, но родители познакомили его с разными стилями. Его отец был художником фигуративного стиля, а его мать интересовалась абстрактным экспрессионизмом.
С 1942 по 1946 год Кляйн учился в Национальной школе Маршанда и Национальной школе восточных языков (École Nationale des Langues Orientales). В это время он сдружился с Арман (Арман Фернандес) и Клод Паскаль и начал красить. В возрасте девятнадцати лет Кляйн и его друзья лежали на пляже на юге Франции и поделили мир между собой; Арман выбрал землю, Паскаль, слова, а Кляйн выбрал эфирное пространство, окружающее планету, которое он затем подписал:
Между 1947 и 1948 гг. Кляйн задумал свой Монотонная симфония (1949 г., формально Симфония монотонной тишины), состоящий из одного 20-минутного устойчивого аккорда, за которым следует 20-минутное молчание.
В начале 1948 года Кляйн подвергся воздействию Макс Хайндель Текст 1909 года Космоконцепция розенкрейцеров и преследовал членство в американском обществе, посвященном Розенкрейцерство.
«Атлас»
Под таким названием выставляются работы особенной выставки Рихтера. «Атлас» — это географическое собрание отображений земли для ориентации, которое между строк подразумевает ориентацию в многолетнем творчестве художника.
На выставке представлены эскизы, фотографии, газетные вырезки и рисунки, послужившие Герхарду источниками вдохновения, основой для его работ. «Я вижу 100000 ландшафтов, фотографирую лишь один из них, а рисую только несколько из ста сфотографированных», — так описывает Рихтер свою работу с обширным материалом и ограниченные возможности искусства.
Свои хранившиеся в многочисленных ящиках фотографии Рихтер впервые решил выставить в 1972 году в Голландии. С тех пор каждый последующий «Атлас» комплектуется и выставляется по-новому, в измененной форме. Выставка включает в себя более 700 мотивов, разбитых по темам и картинам и подготовленных к выставке собственноручно автором.
«Атлас» действительно помогает сориентироваться в творчестве мастера, а многим — понять, за что же специалисты так ценят его работы. По расположенным рядом друг с другом фотографиям легко проследить ход мысли художника-перфекциониста в его вечных поисках совершенства. Видя, как долго, как интенсивно он готовится, какую немалую работу проделывает для создания картины, поневоле проникаешься глубоким уважением к его творчеству.
Арт-рынок [ править ]
Наряду с работами Энди Уорхола и Виллема де Кунинга , картина Кляйна RE 46 (1960) вошла в пятерку лучших продавцов на распродаже Christie’s Post-War and Contemporary Art в мае 2006 года. Его монохромная картина синей губкой была продана за 4 720 000 долларов. Ранее его картина RE I (1958) была продана на Christie’s в Нью-Йорке в ноябре 2000 года за 6 716 000 долларов. В 2008 году монохромная золотая картина MG 9 (1962) была продана на Christie’s за 21 000 000 долларов. FC1 (Fire Color 1) (1962), панель длиной почти 10 футов, созданная с использованием паяльной лампы, воды и двух моделей, была продана на Christie’s в 2012 году за 36,4 миллиона долларов.
В 2013 году скульптура Кляйна Éponge Bleue Sans Titre, SE 168 , скульптура 1959 года, сделанная из натуральных морских губок, пропитанных синим пигментом, была продана за 22 миллиона долларов — это самая высокая цена, заплаченная за скульптуру художника.
Дзюдо
Во время учебы в École Nationale des Langues Orientales Кляйн начал практиковать дзюдо. С 1948 по 1952 год он побывал в Италии, Великобритании, Испании и Японии. В 1953 году он побывал в Японии, где в возрасте 25 лет стал мастером дзюдо, получив звание Йодан (4-й дан / степень черный пояс) от Кодокан, став первым европейцем, поднявшимся до этого ранга. Позже в том же году он стал техническим директором испанской сборной по дзюдо. В 1954 году Кляйн написал книгу по дзюдо под названием Les Fondements du Judo. В том же году он навсегда поселился в Париже и начал всерьез утвердиться в мире искусства.
Произведение искусства
- 1966: Ema — Akt auf einer Treppe / Эма — Обнаженная на лестнице , в музее Людвига , Кельн .
- 1971-1972: 48 портретов / 48 портретов , Музей Людвига , Кельн .
- 1973: 1024 Фарбен (350-3) , Национальный музей современного искусства в Париже .
- 1981 Nr.480/1 , Кунстхалле в Билефельде .
- 1982 — 1983: Керзе (Свеча). В 1982 году он начал рисовать в своей технике фото-живописи на тему свечей. На эту тему более двадцати пяти работ. Одна из его картин 1983 года была использована музыкальной группой Sonic Youth для обложки своего альбома 1988 года Daydream Nation .
- 1983: Джуни (527) , Национальный музей современного искусства в Париже .
- 1983: Гленн , холст, масло (190 × 501 см ) в Музее современного искусства Сент-Этьен-Метрополь.
- 1986: Аннотация № 599 / Реферат № 599 , Музей Людвига , Кельн .
- 2005: сентябрь
- 2007: витраж (11 263 цветных стеклянных плитки на площади 113 м 2 ) в Кельнском соборе .
Выставки (выборка)
- Герхард Рихтер , ретроспектива, Музей современного искусства K20, Дюссельдорф , 2005.
- Герхард Рихтер, живопись из частных коллекций , Музей Фридера Бурда, Баден-Баден , 2008.
- Герхард Рихтер, абстрактные картины , галерея Мариан Гудман , Париж, 2008.
- Рихтер во Франции , временные помещения, Музей Гренобля , 2009.
- Герхард Рихтер , Центр Помпиду , Париж, 2012.
- Герхард Рихтер, картины / серия , Fondation Beyeler , Базель, 2014
Публикации
Герхард Рихтер , заметки и интервью, составленные Гансом Ульрихом Обристом, французский перевод Catherie Métais Bürhendt, французское издание: Les Presses du Réel , 1999/2012 ( ISBN 978-2-84066-034-7 ) , 240 с. ( презентация издателя ).
Сентябрь Историческая картина Герхарда Рихтера, Роберта Сторра , опубликованная La Difference , 2011, 96 стр.
Кино
- Герхард Рихтер Картина Коринны Белц, Германия, 2011, документальный, цвет, 97 мин.
- Работа без автора , Флориан Хенкель фон Доннерсмарк , 2018. Сценарий вдохновлен детством и годами становления Герхарда Рихтера.