Кустодиев Б.М. «Масленица»
Зал 44.
Мир Бориса Кустодиева – это мир солнца, русской жизни, русского быта и русской души, а любимая тема в творчестве художника – народные праздники. В 1916 году Борис Кустодиев написал картину «Масленица», посвященную этой веселой, шумной и хлебосольной неделе перед Великим постом.
Масленица – это еще и проводы холодов, стужи и встреча весны, праздник, заканчивающийся сжиганием соломенного чучела, символа зимы.
На картине мы видим один из подмосковных городов в праздничный день. Происходящее представлено с высокой точки, холма — так мастеру удается показать одновременно красоту зимнего пейзажа и широкую панораму народного праздника.
День подходит к концу и солнце почти у горизонта. Небо окрасилось золотисто-розовым цветом (таким оно часто бывает весной). Стая грачей, взметнувшаяся ввысь, с нетерпением ожидает тепла. Храмы и дома еще укрыты снегом, а деревья и кусты, словно в сказке, покрыты инеем.
Люди радуются долгожданной встрече весны. Из сундуков они достали цветастые платки, нарядные шапки и узорчатые варежки. Нарядившись в лучшую одежду, народ веселится. Кто-то спешит на ярмарку, дети резвятся на горках, здесь же карусель и перетягивание каната. А самое главное развлечение взрослых – масленичное катание на санях, с азартом, весельем и с музыкой. Повозки красочно расписаны, возницы одеты в яркие наряды.
В центре картины – нарядные сани с парой лошадей. Кучер в синем кафтане и малиновой папахе. Видимо, идет соревнование, кто быстрее и удалее пронесется по заснеженным холмам. Вот извозчик оглянулся, не догоняют ли его другие сани, лихо поднимающиеся в гору.
Трудно представить, что самые известные свои картины художник писал в трудное время, когда в стране шла война, а сам он был тяжело болен. Кустодиев перенес несколько операций на позвоночник, а после одной из них, ему пришлось возвращаться из Германии поездом в компании с тремя собаками – пуделем, терьером и бульдогом. В то время вагоны не были приспособлены для инвалидов в колясках и приехать на родину он мог только в вагоне для животных. Но и в этом художник нашел положительное – всю дорогу он рисовал собак и говорил: «Хорошо, делай, что хочешь, — никто не мешает!»
Художник мечтал о России без драм и борьбы, без «Грозы» и Кабанихи. Картина Бориса Кустодиева «Масленица» — выражает радость и бодрость, восхищение жизнью и ее поэзией. Можно сказать, что его работы — это наказ каждому из нас — быть оптимистом и любить жизнь.
Краски русского быта. Жизнь Бориса Кустодиева в картинах
Отец Бориса Кустодиева умер, когда будущему художнику не было и двух лет. Мальчиком он ходил в церковноприходскую школу, но, посетив в девять лет выставку передвижников, страстно увлёкся живописью. Именно это событие и определило будущее Кустодиева – в 18 лет он поступил в Петербургскую Академию художеств. Public Domain / Автопортрет Бориса Кустодиева, 1899 год
Со второго курса Кустодиев учился в мастерской Ильи Репина – тот даже привлекал юное дарование к своим работам. Public Domain / «В усадьбе Высоково (Костромская губерния)», Борис Кустодиев, 1901 год
Снискав широкую известность как портретист, Кустодиев написал для одного из конкурсов картину «На базаре», выбрав жанровую тему. Эту работу художник писал с натуры в Костромской губернии. Там он кроме прочего нашел и жену – Юлию Порошинскую. Public Domain / «На базаре», Борис Кустодиев, 1903 год
В 1903 году Кустодиев с золотой медалью заканчивает учебный курс и получает пенсионерскую поездку за границу. Благодаря этому он побывал в Германии, Италии и Испании, где увлёкся живописью старых мастеров и задержался для учёбы на полгода. Public Domain / «Танцовщица в кабаре», Борис Кустодиев, 1904 год
Вернувшись в Россию, Кустодиев пользовался большой популярностью и был очень востребован. В 1904 году он создал «Новое общество художников», а затем работал карикатуристом в сатирическом журнале «Жупел» и других изданиях. Public Domain / «Будочник», Борис Кустодиев, 1905 год
С 1907 года Борис Кустодиев стал членом Союза русских художников, а двумя годами позже по инициативе Репина был избран членом Академии художеств. Public Domain / «Чтение манифеста», Борис Кустодиев, 1909 год
В 1909 году Кустодиеву даже предложили возглавить портретно-жанровый класс Московского училища живописи, но тот отказался. Он опасался, что эта работа будет отнимать много времени и не хотел переезжать в Москву. Public Domain / «Деревенский праздник», Борис Кустодиев, 1910 год
В то же время у Кустодиева появились первые признаки туберкулёза позвоночника. Он боролся с болезнью, но продолжал активную деятельность – писал картины, преподавал. Public Domain / «Усадьба в парке», Борис Кустодиев, 1912 год
В последние 15 лет жизни художник перенёс несколько операций и был прикован к инвалидному креслу. Несмотря на сильную боль, Кустодиев продолжал рисовать лёжа. В конце мая 1927 года он скончался в Ленинграде в возрасте 49 лет. Public Domain / «Лес близ деревни Маурино», Борис Кустодиев, год неизвестен
Картины Кустодиева на фоне современников выделяются тем, что точно передавали нюансы быта России того времени, однако все работы художника выполнены в своей эмоциональной манере, включавшей в себя яркую палитру и утончённый артистизм. Public Domain / Автопортрет Бориса Кустодиева, 1912 год
История создания
Борис Михайлович был убежден, что русские женщины ничем не хуже Венеры, написанной Гойем, либо красавицей Тициана. Поэтому Кустодиев принял решение написать картину, передающую воплощение женской натуры. Согласно мнению художника, отобразить истинность славянской девушки можно лишь в бане.
Интересные факты о полотне:
- Картина «Русская Венера» была написана в 1926 году в ленинградской квартире, которая выполняла роль мастерской живописца.
- В качестве натурщицы была избрана Ирина Кустодиева – дочь живописца. На тот момент девушке был 21 год, и она была безумно рада позировать для картин своего отца. Несмотря на то, что за всю жизнь Борис Михайлович Кустодиев не раз рисовал свою дочь, последняя картина стала наиболее популярной и уникальной.
- Испытывая невероятные боли в результате туберкулеза позвоночника, Кустодиев отобразил в своей картине «Русская Венера» собирательный и сильный дух русских деревенских женщин-красавиц.
На тот момент материальное положение семьи Кустодиевых претерпевало не самые лучшие времена. Вплоть до того, что художник не мог приобрести новый холст для написания картины. Однако идея отобразить Венеру в русской бане настолько одолевала мастера, что он достал старое полотно с изображением своей семьи и приступил к работе на обратной стороне холста.
Также стоит отметить, что с 2007 года полотно Бориса Кустодиева «Русская Венера» стало считаться символом музея. На протяжении года репродукция картины украшала печатные издания музея. Символикой заведения полотно Кустодиева стало благодаря празднованию 111-летия НГХМ. На протяжении всей недели гости учреждения голосовали за произведения, относящиеся к постоянным экспозициям, в результате чего был выбран шедевр Бориса Михайловича Кустодиева.
Согласно мнению многих критиков, вряд ли какой художник той эпохи имел право для отображения архетипического образа национальной красоты и естественности. Несмотря на это, Россия не нуждалась в старых божественных образах, а напротив, появилась необходимость в создании современного и закономерного архетипа, который и встретился в работе «Русская Венера». Кустодиев сумел создать особую иллюзорно-солнечную радужную вселенную, которой так нужна была богиня.
Личное знакомство с «Русской Венерой» в журнале «Крестьянка»
Я познакомился с «Русской Венерой» в раннем детстве — благодаря журналу «Крестьянка», опубликовавшему цветную репродукцию картины на целую страницу. Журнал я откопал, когда был у бабушки. В «Крестьянке», и «Работнице», которых в советское время выписывали почти все родственники, юного читателя интересовали в основном детские и музыкальные странички. Но привлекали и репродукции шедевров живописи, публиковавшиеся почти в каждом номере. Именно оттуда я и узнавал имена некоторых знаменитых художников. В том числе и Бориса Кустодиева.Кто-то может сказать, что интерес ребёнка вызвало то, что на картине изображена голая тётя. Этот момент, безусловно, присутствовал, чего греха таить. Но был далеко не единственным.
Действительно, в первую очередь привлекала внимание пышная обнажённая дама, распустившая свои великолепные рыжие волосы, улыбающаяся тому, кто смотрит на полотно. Находящаяся вроде бы одна в бане, но стыдливо прикрывающая интимное место веником
Немного отойдя от темы скажу, что политика редакции советских журналов 80-х была верной: ничего нет зазорного в соседстве репродукций великих картин с присутствием обнажённой натуры и детскими страничками. Ничего страшного, если работы Ренуара или Рубенса посмотрит ребёнок. Никто не ставил тогда на таких изданиях «18+», и я в своей статье тоже не буду этого делать.
Вернёмся к картине. Помимо главной героини, всё, что её окружало на полотне, создавало какую-то необъяснимую волшебную ауру. Контраст светлого тела девушки с тёмными бревёнчатыми стенами, мыльная пена на полке, клубы пара, и особенно зимний городок за окном — прекрасная атмосфера, соединяющая реальность и сказку. Всем этим и привлекла «Русская Венера» малолетнего ценителя. И запомнилась на всю жизнь.
С одной стороны — Русская Венера, с другой — семейное чаепитие
Идея была, а вот такого большого холста найти не удалось — времена были сложные. Поэтому «Венеру» Кустодиев писал на обратной стороне полотна «На террасе», написанным ещё в 1906 году и изображающем совместное чаепитие всей семьи художника.
«На террасе» (1906)
И как раз именно семья и помогала Борису Михайловичу спустя двадцать лет создавать «Венеру».Помощь жены подробно описывать смысла нет: за годы болезни она помогала мужу-инвалиду во всём, без неё ничего бы не было. Сын Кирилл, на тот момент уже окончивший Академию художеств, грунтовал холст, крепил его к раме, взбивал пену для изображения мыльных пузырей… И самым главным было участие дочери Ирины.
Семья Кустодиевых: сын Кирилл, супруга Юлия Евстафьевна, Борис Михайлович, дочь Ирина. Примерно 1923 год
Красавица, 1915 год
Когда в 1915 году на выставках появилась кустодиевская «Красавица», других художников до обмороков бесило то, что именно перед этим полотном зрители собираются толпами и подолгу не расходятся.
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Пронизанную почти бесстыжей чувственностью «Красавицу» Кустодиев позже неоднократно повторял в разных вариантах — это была одна из его любимых работ.
Одну он подарил Горькому (и тот обожал эту картину), другую — написал по просьбе Шаляпина, с которым дружил. Именно шаляпинская «Красавица» на лондонском аукционе «Сотбис» ушла за фантастическую сумму — 845 600 фунтов (около 1 388 475 долл).
Моделью для этого полотна выступила актриса МХТ Фаина Васильевна Шевченко — будущая народная артистка СССР, орденоносец и лауреат двух Сталинских премий.
Фаина Шевченко — Марселина. «Женитьба Фигаро», МХАТ, 1927 год
Встреча Кустодиева и 20-летней артистки МХАТа состоялась в августе 1914 года. В то время Кустодиев руководил мхатовскими художниками, изготовлявшими декорации к спектаклям.
Спокойная и уверенная красота Фаины показалась художнику верхом совершенства. После спектакля Кустодиев зашел к ней в гримерку и попросил позировать для своей картины — обнажённой. Поначалу актрису возмутило такое предложение, но каким-то образом художнику удалось её убедить.
Интересные факты
Любая информация о кумире всегда будет любопытна его поклонникам. Предлагаем вам познакомиться с некоторыми деталями биографии Бориса Михайловича Кустодиева, о которых мало кто знает:
- Впервые мальчик стал рисовать в возрасте пяти лет.
- Родители очень любили русское искусство, литературу, философию.
- Вместе с И. Репиным дописывал известное полотно «Торжественное заседание Государственного совета» Борис Кустодиев.
- Картины художника стали известны во всем мире, когда ему исполнилось всего лишь тридцать лет. Ему доверяли представлять Россию за её пределами, а его работы завоевывали многочисленные медали.
- Он был прекрасным фотографом.
- Работал в театре. Готовил декорации для спектаклей.
- Из-за своего заболевания Борис Кустодиев был вынужден носить корсет от подбородка до поясницы.
- Перед смертью художник попросил на его могиле посадить только березу, вместо могильной плиты.
Натурщица — поэтесса?
В некоторых источниках информация о натурщице для «Русской Венеры» — совсем другая, что позировала Елена Григорьевна Николаева (в замужестве Михайлова, 1903-1986), профессиональная натурщица (ещё и поэтесса), в 20-30-е годы работавшая в Академии Художеств. Другая известная работа, писавшаяся с неё — «Женщина с гитарой» Владимира Лебедева.
В.Лебедев. «Женщина с гитарой» (1930)
Как видно по картине, между «Женщиной с гитарой» и «Русской Венерой» практически ничего общего, не очень похоже, чтобы у них была одна натурщица… В сети есть несколько фотографий Николаевой. На снимке в молодости она больше похожа на героиню Лебедева, чем Кустодиева.
Елена Николаева (Михайлова)
А вот на фотографии, сделанной в зрелости, лицо Елены всё же имеет сходство с «Русской Венерой». Похоже, что информация о её участии в шедевре Кустодиева — небеспочвенна.
Елена Николаева (Михайлова)
Художница Галина Шулепина, общавшаяся с Михайловой, писала в своём дневнике (источник):
Учитывая, что это всё со слов уже немолодой Михайловой, которые, в свою очередь, воспроизвела Шулепина, то это вряд ли стопроцентная истина. К тому же сомнительно, чтобы художник, у которого на тот момент даже не было холста большого размера, давал деньги натурщице на поездку к югу…
Наиболее правдоподобна версия, описанная в книге А.Кудри «Кустодиев».
Наиболее вероятно, что позировала всё же Ирина. А вот черты лица, возможно, взяты от Елены… А кого имел в виду Кирилл, когда рассказывал о пышной девушке с хорошей фигурой для эскиза, Елену или нет — уже, наверное, и не узнать…Во всяком случае, похожа Венера больше всего именно на Ирину…
Борис Кустодиев. Вербный торг у Спасских ворот. 1917.
Диалог картин, музеев и городов через столетие
Ровно 100 лет назад Борис Михайлович Кустодиев написал самую разухабистую и праздничную картину, посвященную вербному воскресенью. До него в традиции русской живописи (как, впрочем, и русской поэзии) было за неделю до Пасхи грустить, думать о жизни и смерти, в лучшем случае – тихо радоваться пробуждению природы и предвосхищению скорого православного праздника.
В 1916 году Константин Юон сделал на Красной площади зарисовку вербного базара – акварелью на картоне, общим планом и небольшого размера, передавая скорее вид площади, а не настроение людей.
Константин Юон. Вербный базар на Красной площади. 1916. Бумага на картоне, акварель, белила. 35х48 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Источник https://regnum.ru/
Но Кустодиев поступил совершенно иначе. 8 апреля 1917 года (Пасха в этом драматичном для России году пришлась на 15 апреля) он вышел на Красную площадь с мольбертом и написал картину, на которой запечатлен яркий народный праздник. После нескольких долгих недель Великого поста наступил день, когда положено радоваться, поскольку Господь въехал в Иерусалим. Впереди самая строгая неделя Поста – Страстная. Но вербное воскресенье – это праздничная отдушина, можно сказать, еще одна встреча поста с карнавалом, хотя и с соблюдением строгих ограничений в пище. Не случайно на этом полотне Кустодиева, как на картинах Брейгеля, много действующих лиц и эпизодов. Здесь и птичий рынок, и торговля плетеной мебелью, и воздушные шары, и ряды с пряниками и горячими коврижками – они на заднем плане, а на переднем пирожник торгует вразнос. Разумеется, и пироги, и пряники – постные, секреты вкусного приготовления которых хорошо знали московские пекари. Самое удивительное и в этой картине, и в том празднике, который запечатлел Кустодиев, – это время действия. На дворе 1917 год. Россия ведет тяжелую войну и проигрывает эту войну. Царь отрекся от престола, в стране фактически безвластие, и впереди еще более страшные дни: скоро не станет ни пирогов, ни гуляний на церковные праздников. Поэтому происходящее на картине можно считать не только короткой передышкой перед Страстной неделей, но и последней короткой передышкой перед иными страстями, которые скоро выпадут на долю русских людей. Любопытно, что Кустодиев придавал такое значение этой своей работе, что успел написать не одну, а две версии картины. Одна, практически квадратная, сегодня представлена в Русском музее в Санкт-Петербурге. Другая, вытянутая вертикально, хранится в Художественном музее в Нижнем Новгороде. О времени создания двух версий идут споры. Стрелки часов на курантах вряд ли могут дать подсказку: в обеих версиях на главных часах страны примерно 26 минут четвертого, хотя часовая стрелка несколько ближе к 4 часам, чем должно быть при таком положении минутной стрелки. Единственным серьезным аргументом в пользу более позднего (в течение одного и того же дня) написания вертикальной «нижегородской» версии служит появление на ней газетчика в вечерним выпуском в руках, и некоего господина буржуазного вида, который единственный из гуляющих заинтересованно смотрит на предлагаемую ему газету (оба персонажа на переднем плане справа).
Борис Кустодиев (1878-1927). Вербный торг у Спасских ворот. 1917. Холст, масло. 70,5х89 см. Нижегородский художественный музей Источник https://www.wikiart.org/
Таким образом, две версии картины Бориса Кустодиева «Вербный торг у Спасских ворот» позволяют нам вступить в диалог с москвичами через столетие, а двум замечательным российским музеям из Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода – в диалог через Красную площадь Москвы.
Страшная болезнь
В 1909 году у Бориса Кустодиева появляются первые признаки страшного заболевания — опухоли спинного мозга. Художник перенес несколько операций, но, увы, все они лишь временно облегчали боль. Скоро выясняется, что болезнь проникла намного глубже, и при проведении операции невозможно не задеть нервные окончания. Это грозит параличом рук или ног
Выбор встает перед супругой, и она понимает, как важно для ее мужа иметь хотя бы надежду на продолжение написания картин. И она выбирает руки
Теперь Борис Кустодиев прикован к инвалидному креслу, но его силе воли можно было только позавидовать. Несмотря на свою болезнь, он продолжал писать картины лежа. Его мужеством и стойкостью духа невозможно не восхищаться. Ведь, несмотря на все перенесенные страдания и мучительные боли, все его работы пронизаны яркими красками и жизнерадостностью. Кажется, что даже болезнь на какое-то время отступала перед великой силой таланта.
Семейное счастье
Его личной жизни можно только позавидовать. В возрасте 22 лет в Костромской губернии, куда он приезжает в поисках натуры, Борис Кустодиев знакомится со своей будущей женой. Юлии Евстафьевне было всего лишь 20 лет, когда они поженились. Но на всю жизнь она стала ему опорой и надежным другом. Именно жена помогла ему не сломаться после операции и продолжить писать картины, когда уже казалось, что он совсем потерял надежду.
В браке у них родилось трое детей. Самого первого — Кирилла — можно увидеть на одной из картин Бориса Кустодиева. Второй родилась девочка Ирина, а затем мальчик Игорь, но, к сожалению, он умер в младенчестве. Юлия Евстафьевна пережила мужа на целых пятнадцать лет, оставшись верной ему до конца своей жизни.