Творчество
В середине 1890-х, воспользовавшись тем, что дебютные картины привлекли внимание специалистов, Бенуа выступил как историк и теоретик искусства. Он написал раздел о русских мастерах для выпуска альманаха «История живописи XIX века»
Спустя пару лет Александр с друзьями посетил Францию для того, чтобы написать «Версальские серии», представлявшие собой сцены с прогулок короля Людовика Великого де Бурбона, а также его придворных, жен и детей.
В 1897-м цикл акварелей, созданный по возвращении из Парижа и предместий, заслужил восторженные отзывы знатоков живописи. Три работы после официальной выставки приобрел создатель «Третьяковки» — Павел Михайлович Третьяков.
В тот же период Бенуа стал основоположником и идейным вдохновителем творческого союза «Мир искусства». Совместно с театралом Сергеем Павловичем Дягилевым и портретистом Константином Андреевичем Сомовым он занимался пропагандой прогрессивного русского и западноевропейского искусства и выпускал тематический журнал.
Со временем участники объединения постарались привлечь внимание общественности к исконным народным промыслам, прикладному декоративному искусству, графике и архитектуре. Благодаря статьям, созданными «мирискусниками», в обиход вошли понятия «русский сезанизм» и «авангард»
В начале 1900-х Бенуа создал цикл иллюстраций к «Медному всаднику» Александра Сергеевича Пушкина. Окружающие с первого взгляда не оценили прелесть графических изображений, поэтому зарисовки увидели свет только стараниями единомышленника — Дягилева.
Иллюстрация Александра Бенуа к «Медному всаднику» / «Наследие Александра Бенуа»
Позже Александр Николаевич в статусе признанного мастера-графика предоставлял работы для оформления классических книжных изданий, напечатанных в гостипографии имени Ивана Федорова. В 1923-м на свет появилась книга великого русского поэта с 37 рисунками Бенуа.
Запоминающимися литературно-художественным произведениями живописца и теоретика считались картина «Аполлон и Дафна», а также издания «Азбука в картинках». Образы, в основанные на греческой и русской мифологии, пришлись по душе массе людей.
В 1910-х Бенуа проиллюстрировал повесть А. С. Пушкина «Пиковая дама». Серия завершенных картин отличалась детальной прорисовкой костюмов и городских пейзажей. Искушенным читателям казалось, что они попали в театр.
Автору удалось вызвать сильные эмоции благодаря многолетнему сотрудничеству с антрепризой Сергея Дягилева, известной под названием «Русские сезоны». Гастролируя вместе с артистами имперской оперы и балета в статусе худрука, Бенуа сформировал особый взгляд на изобразительное искусство и сделал живопись похожей на спектакль.
После Февральского переворота, приведшего к свержению монархии, Бенуа занимался охраной памятников старинного и классического искусства. Став главой картинной галереи петербургского Эрмитажа, художник создал актуальный каталог работ.
Вкладом сына архитектора в развитие русского искусства считалось оформление спектаклей, шедших на сцене столичных театров. Красочными декорациями славились балет «Петрушка» и оперетта «Женитьба Фигаро».
В начале 1920-х Александр Николаевич завершил работу над новым альбомом акварелей. 26 картин с авторским предисловием, послесловием и подписями получили название «Версаль»
Французский дворцово-парковый комплекс неизменно притягивал внимание живописца. Мастерство в изображении изящных пейзажей заслужило море похвал
5. Библиография
- Художественная выставка 1950 года. Живопись. Скульптура. Графика. Каталог. — М: Советский художник, 1950. — с.54.
- Выставка произведений ленинградских художников 1951 года. Каталог. — Л: Лениздат, 1951. — с.18.
- 1917 — 1957. Выставка произведений ленинградских художников. Каталог. — Л: Ленинградский художник, 1958. — с.27.
- Всесоюзная художественная выставка, посвященная 40-летию Великой Октябрьской социалистической революции. Каталог. — М: Советский художник, 1957. — с.61.
- Осенняя выставка произведений ленинградских художников 1958 года. Каталог. — Л: Художник РСФСР, 1959. — с.22.
- Выставка произведений ленинградских художников 1960 года. Каталог. — Л: Художник РСФСР, 1961. — с.34.
- Республиканская художественная выставка «Советская Россия». Каталог. — М: Советский художник, 1960. — с.67.
- Выставка произведений ленинградских художников 1961 года. Каталог. — Л: Художник РСФСР, 1964. — с.33.
- Ленинград. Зональная выставка. — Л: Художник РСФСР, 1965. — с.43.
- Наш современник. Зональная выставка произведений ленинградских художников 1975 года. Каталог. — Л: Художник РСФСР, 1980. — с.22.
- Изобразительное искусство Ленинграда. Каталог выставки. — Л: Художник РСФСР, 1976. — с.27.
- Справочник членов Союза художников СССР. Том 2. — М: Советский художник, 1979. — с.248.
- Выставки советского изобразительного искусства. Справочник. Том 5. 1954-1958 годы. — М: Советский художник, 1981. — с.377,387,535,549,638.
- Справочник членов Ленинградской организации Союза художников РСФСР. — Л: Художник РСФСР, 1987. — с.107.
- Peinture Russe. Catalogue. — Paris: Drouot Richelieu, 26 Avril, 1991. — p. 7,46-47.
- Связь времен. 1932 — 1997. Художники — члены Санкт — Петербургского Союза художников России. Каталог выставки. — Санкт — Петербург: ЦВЗ «Манеж», 1997. — с.296.
- Иванов С. В. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. — Санкт-Петербург: НП-Принт, 2007. — с.9, 367, 384, 388, 389, 393-396, 398, 399, 403. ISBN 5-901724-21-6, ISBN 978-5-901724-21-7.
- Юбилейный Справочник выпускников Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Российской Академии художеств. 1915 — 2005. — Санкт Петербург: «Первоцвет», 2007. — с.63. ISBN 978-5-903677-01-6.
[править] Биография
Александр Пушнин родился 28 марта 1921 года в городе Моршанске Тамбовской губернии в семье помощника агронома земства Тихона Анисифоровича Пушнина. Отец умер, когда А. Пушнину исполнился год. В 1933 году мать Александра Гавриловна с двумя детьми переехала в Ленинград к старшему сыну, работавшему инженером на заводе «Электроаппарат».
Пушнин А. Портрет Т. В. Копниной. 1960
В 1934 году А. Пушнин, проявивший к тому времени способности к рисованию, принял участие в детском конкурсе юных дарований. В числе его победителей в том же году он был принят во вновь образованную детскую художественную школу, которая с 1935 года стала известна как Средняя художественная школа при Всероссийской Академии художеств. Занимался у педагогов В. А. Горба, А. Д. Зайцева, П. П. Казакова.
В 1941 году А. Пушнин окончил СХШ и вскоре был мобилизован в Красную Армию. Воевал на Ленинградском и Западном фронтах сапёром, участник обороны Ленинграда и битвы под Москвой. В начале 1942 года на Волоколамском направлении был ранен осколком мины. В августе 1942 года был демобилизован по ранению.
В 1943 году после госпиталя уехал в Самарканд, куда был эвакуирован ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры и поступил на первый курс факультета живописи. Занимался у И. П. Степашкина, М. И. Авилова, Ю. М. Непринцева. В 1944 году вместе с институтом вернулся в Ленинград и в 1950 году окончил институт по мастерской Р. Р. Френца с присвоением звания художника живописи, представив дипломную картину «Владимир Ульянов в Казанском университете».
После окончания института А. Пушнин продолжил обучение в аспирантуре в творческой мастерской художника Александра Герасимова. В 1952 году защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата искусствоведения по картине «Арест временного правительства».
С 1948 года участвовал в выставках. В 1950 году за дипломную картину был принят в члены Ленинградского Союза советских художников. Писал портреты, жанровые и исторические композиции, пейзажи. Живописную манеру отличали широкое свободное письмо, интерес к сложным ракурсам. В совершенстве владел техникой рисунка. Сдержанный колорит работ строился на искусной передаче богатых оттенков цвета и отношений теплых и холодных тонов.
Среди основных произведений, написанных художником, картины «Ленинград — стройкам коммунизма» (1951, в соавторстве), «На Волге», «Портрет передовой доярки Маньковой» (обе 1957), «Портрет девушки», «Мокрые крыши» (обе 1958), «В районе новостроек», «На ярмарке», «Портрет Е. В. Дутышевой», «Карусель», «Портрет художницы Т. В. Копниной» (все 1960), «Волжанка», «На Волге», «Портрет доярки» (все 1961), «На тренировку», «Володя Игнатов, тракторист совхоза “Новый мир”» (обе 1964), «Первое Мая» (1975).
С 1953 года преподавал в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. Профессор кафедры рисунка (1986). 1982 год — персональная выставка в Ленинграде.
Александр Тихонович Пушнин скончался в Ленинграде 5 сентября 1991 года на семьдесят первом году жизни. Его произведения находятся в Государственном Русском музее, в других музеях и частных собраниях в России, Франции, Германии, США и других странах.
Картины
- 1896 — «Вид на лестницу и террасу в Версале»
- 1896 — «Прогулка короля»
- 1896 — «Набережная Рейна в Базеле в дождь»
- 1897 — «У бассейна Цереры»
- 1897 — «Версаль. Людовик XIV кормит рыб»
- 1898 — «Маскарад при Людовике XIV»
- 1899 — «Церковь св. Екатерины в Санкт-Петербурге»
- 1900 — «У Монплезира в Петергофе»
- 1900 — «Петергоф. Купеческая лестница и Большом дворце»
- 1900 — «Петергоф. Фрейлинские дома»
- 1900 — «Петергоф. Львиный каскад и колоннада»
- 1900 — «Ораниенбаум. Кабинет «Обезьян» в павильоне Катальная гора»
- 1900 — «Карнавал на Фонтанке»
- 1905 — «Версаль. Аллегория реки»
- 1905 — «Служба у капеллы св. Варвары»
- 1906 — «Вечер»
- 1907 — «Парад при Павле I»
Интересные факты
- В 2005 году именем русского живописца назвали теплоход, построенный в Чехословакии осенью 1960 года.
- Зимой 2020 года благотворительный фонд компании «Лукойл» организовал выставку, посвященную 150-летию со дня рождения знаменитого мастера. В экспозицию вошли произведения, хранящиеся в Русском музее, ранний автопортрет, книги с иллюстрациями и работы из картинных галерей и частных коллекций.Зимой 2020 года благотворительный фонд компании «Лукойл» организовал выставку, посвященную 150-летию со дня рождения знаменитого мастера. В экспозицию вошли произведения, хранящиеся в Русском музее, ранний автопортрет, книги с иллюстрациями и работы из картинных галерей и частных коллекций.
- Старший брат художника Альберт Бенуа в молодости сыграл свадьбу с Марией Кинд — сестрой его будущей супруги. Судя по записям и фотографиям из архивов, члены творческой семьи встречались в Париже. После переезда Александр тесно общался с племянницей — оперной певицей Марией Черепниной.
Детство и юность
Биография Александра Николаевича Бенуа началась в Санкт-Петербурге весной 1870 года. Будущий художник появился на свет в семье главного архитектора и проектировщика Петергофа, академика Императорской Академии художеств Николая Леонтьевича Бенуа и его законной супруги Камиллы, дочери знаменитого строителя театров — итальянца Альберта Катериновича Кавоса.
Портрет Александра Бенуа. Художник Леон Бакст / «Наследие Александра Бенуа»
Предки, познавшие все грани мира изящных искусств, отдали мальчика на воспитание в учебное заведение при благотворительной организации «Человеколюбивое общество». Позже он поступил в частную школу Карла Ивановича Мая и стал одноклассником будущих единомышленников Дмитрия Владимировича Философова, Вальтера Федоровича Нувеля и Константина Андреевича Сомова.
В конце 1880-х Александр на правах вольнослушателя начал посещать занятия в санкт-петербургской Академии художеств. Считая, что дар живописца можно развить только с помощью постоянной практики, юноша не стал студентом престижного высшего учебного заведения.
Первые полотна он создавал дома под чутким руководством кровного брата Альберта. Знания по технике письма и особенностях построения композиции начинающий гений черпал из книг, в изобилии представленных в доме.
Родственники, видя, что молодой Бенуа, кроме способности писать, обладал рядом других талантов, не стали препятствовать поступлению на юридический факультет Санкт-Петербургского Императорского университета. Живописные работы, созданные в свободное от лекций время, Бенуа в первый раз показал на официальной выставке в 1893 году.