Шульга иван николаевич

Последние годы

В 1891 году Академия художеств устроила персональную выставку, на которой было представлено более шестисот работ: этюдов, гравюр, рисунков.

В 1894 году популярный художник стал не менее признанным преподавателем в Высшем художественном училище при столичной Академии художеств.  Авторитет Шишкина был непререкаем. Он, со своей стороны, к ученикам был чуток, умел выделить, оценить и развить таланты.

Иван Иванович Шишкин считал, что в искусстве овладения профессией художника нельзя останавливаться. Решение, что всё выучено основательно и до конца, губительно. Да, на какое-то время знаний будет хватать, но затем «впечатления бледнеют, и художник сам не заметит, как уйдёт от правды».

Таким вечным учеником, учителем которого была сама Природа, Иван Шишкин и ушёл из жизни. Это случилось 20 марта 1898 года прямо перед мольбертом, на котором стояла новая работа, неоконченная картина «Лесное царство».

События

  • 13 февраля г. — «Выставка произведений советских художников 1917-1956 годов». открылся в Третьяковской галерее в Москве. Участники были Михаил Авилов, Александр Герасимов, Александр Дейнека, Вечеслав Загонек, Борис Иогансон, Энгельс Козлов, Александр Лактионов, Аркадий Пластов, Михаил Труфанов, и другие выдающиеся советские художники.
  • В Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени Ильи Репина закончил Энгельс Козлов, Николай Позднеев, Петр Назаров, Анатолий Ненартович, и другие известные художники в будущем.
  • В «Весенняя выставка произведений ленинградских художников 1956 года». открылся в выставочных залах Ленинградский Союз художников. Участники были Евгения Антипова, Ирина Балдина, Владимир Горб, Алексей Ереомин, Майя Копыцева, Геворк Котьянц, Борис Лавренко, Иван Лавский, Дмитрий Маевский, Гавриил Малыш, Николай Мухо, Лев Орехов, Сергей Осипов, Лев Русов, Иван Савенко, Арсений Семёнов, Александр Семёнов, Юрий Шабликин, Александр Шмидт, Елена Скуин, Николай Тимков, Леонид Ткаченко, Юрий Тулин, Петр Васильев, Вечеслав Загонек, Рубен Захарян, и другие выдающиеся ленинградские художники.

Каталог выставки

  • В «Пятая Всесоюзная выставка дипломных работ студентов художественных вузов СССР выпуска 1956 года» открылся в Москве. Участники были Энгельс Козлов, Николай Позднеев, Петр Назаров, Анатолий Ненартович, и другие молодые художники.
  • 5 декабря — «Осенняя выставка произведений ленинградских художников 1956 года». открылся в выставочных залах Ленинградский Союз художников. Участники были Петр Альберти, Таисия Афонина, Всеволод Баженов, Ирина Балдина, Николай Баскаков, Юрий Белов, Петр Белоусов, Петр Бучкин, Сергей Фролов, Николай Галахов, Владимир Горб, Абрам Грушко, Алексей Ереомин, Михаил Канеев, Марина Козловская, Татьяна Копнина, Майя Копыцева, Борис Корнеев, Александр Коровяков, Елена Костенко, Николай Костров, Анна кострова, Геворк Котьянц, Ярослав Крестовский, Иван Лавский, Олег Ломакин, Дмитрий Маевский, Гавриил Малыш, Алексей Можаев, Николай Мухо, Самуил Невельштейн, Сергей Осипов, Владимир Овчинников, Лев Русов, Иван Савенко, Глеб Савинов, Владимир Селезнев, Александр Семёнов, Арсений Семёнов, Юрий Шабликин, Борис Шаманов, Александр Шмидт, Надежда Штейнмиллер, Виктор Тетерин, Николай Тимков, Михаил Ткачев, Михаил Труфанов, Юрий Тулин, Петр Васильев, Игорь Веселкин, Ростислав Вовкушевский, Вечеслав Загонек, Рубен Захарян, Сергей Захаров, и другие выдающиеся ленинградские художники.
  • Персональная выставка произведений Александра Савинова (1881–1942) открылась в Ленинградский Союз художников.
  • Персональная выставка произведений Самуил Невельштейн был открыт в Ленинградский Союз художников.

Источники

  • Выставка произведений советских художников 1917-1956 годов. Каталог. — Москва: Государственная Третьяковская галерея, 1956.
  • Весенняя выставка произведений ленинградских художников 1956 года. Каталог. — Ленинград: Ленинградский Союз художников, 1956.
  • Осенняя выставка произведений ленинградских художников 1956 года. Каталог. — Ленинград: Ленинградское Художественное издание, 1958.
  • Пятая Всесоюзная выставка дипломных работ студентов художественных вузов СССР выпуска 1956 года. Каталог. — Москва: Минкультуры СССР, 1956.
  • Александр Савинов (1881–1942). Каталог выставки. — Ленинград: Ленинградский Союз Советских Художников, 1955.
  • Самуил Невельштейн. Каталог выставки. 1956 год. . — Ленинград: Ленинградский художник, 1958.
  • Художники народов СССР. Биографический словарь. Том 1 . — Москва: Искусство, 1970.
  • Художники народов СССР. Биографический словарь. Том 2 . — Москва: Искусство, 1972.
  • Справочник членов Союза художников СССР. Том 1,2. — Москва: Издание Советского Художника, 1979.
  • Справочник членов Ленинградского отделения Союза художников Российской Федерации. — Ленинград: Художник РСФСР, 1980.
  • Художники народов СССР. Биографический словарь. Том 4 Книга 1 . — Москва: Искусство, 1983.
  • Справочник членов Ленинградского отделения Союза художников Российской Федерации. — Ленинград: Художник РСФСР, 1987.
  • Художники народов СССР. Биографический словарь. Том 4 Книга 2 . — Санкт-Петербург: Гуманитарное агентство Академический проект, 1995.
  • Мэтью С. Баун. Словарь русских и советских художников ХХ века 1900-1980-х годов . — Лондон: Изомар, 1998.
  • Верн Дж. Суонсон. Советский импрессионизм. — Вудбридж, Англия: Клуб коллекционеров антиквариата, 2001.
  • Сергей В. Иванов. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. — Санкт-Петербург: NP-Print Edition, 2007. — ISBN   5-901724-21-6 , ISBN   978-5-901724-21-7 .
  • Юбилейный справочник выпускников Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина Российской Академии художеств. 1915 — 2005. — СПб: Первоцвет, 2007.
  • Игорь Николаевич Пишный. Ленинградская школа живописи. Социалистический реализм 1930-1980-х годов: Избранные имена. — Санкт-Петербург: Коломенская верста, 2008. — ISBN   978-5-91555-005-5 .

Адреса

с. Михайловка, Таврическая губерния,  Российская империя

1889—1896

Скадовск, Таврическая губерния,  Российская империя

1896—1905

Одесса,  Российская империя

1905—1911

Санкт-Петербург, Петроград (с 1914),  Российская империя

1911—1917

Скадовск, Таврическая губерния,  Украинская Народная Республика 1917—1918

1917—1918

Херсон, Украинская Держава 1918 УНР 1918—1920 Украинская Социалистическая Советская Республика 1920—1922

1918—1922 — ул. Военный проезд (дом неизвестен).

Харьков, Украинская Социалистическая Советская Республика 1922—1937, Украинская Советская Социалистическая Республика с 1937,  СССР с 1922

  • 1922— Конец 20-х
  • Конец 20-х — 1941 — ул. Дзержинского 6 (ныне ул. Мироносицкая 6).

Уфа,  Башкирская АССР,  РСФСР,  СССР

1941—1943

Москва,  РСФСР,  СССР

1943—1944

Харьков,  Украинская ССР,  СССР

  • 1944—1952 — ул. Дзержинского 6 (ныне ул. Мироносицкая 6).
  • 1952—1956 — ул. Гиршмана 5, кв. 8.

Херсон

В 1918 году перебирается в Херсон. Здесь, в январе 1919 года во время греко-французской оккупации города он написал полотно «Сожжение заложников» (1919 г.).

И.Н. Шульга одним из первых принял участие в освоении нового явления — в праздничном оформлении городов. К праздникам создавались монументальные панно, которые характеризовались монументально-агитационным пафосом. К 1 мая 1919 года художник написал четыре больших живописных панно: «Восстал пролетарий — рухнули троны», «Союз Красной Армии, рабочих и крестьян», «Победа революции», «Рабочий и крестьянин куют своё счастье». Этими панно была украшена площадь, где состоялась демонстрация. Много работает в жанре политического плаката.

В августе 1919 года Херсон оказался под властью войск Деникина. В октябре 1919 года художник по просьбе Херсонского Общества «Просвіта» заново оформил декорации в открывшемся после ремонта здании Украинского национального театра им. Т. Шевченко.

С 1920 года в Херсоне преподавал рисование в Херсонской учительской семинарии. Херсонский художник Г. В. Курнаков в своих воспоминаниях отмечал, что Шульга был скромным, выдержанным и серьёзным человеком. Жил он на ул. Военный проезд. Его квартира до предела была заполнена картинами, эскизами, книгами по искусству. Часто приходили туда способные ученики, и художник дополнительно проводил с ними занятия. В тяжёлые годы разрухи и голода мастеру приходилось выезжать в сёла, и там он писал портреты крестьян, пейзажи в обмен на продукты. Красота родного края вдохновляла на творчество молодого живописца ставшего со временем признанным мастером кисти.

В разные годы художник посвятил Херсонщине много талантливых произведений: «В Аскании-Нова. 1917», «На пароме, через Днепр», 1919 г., «Жертвы интервентов в Херсоне», «В селе Збурьевка на Херсонщине», «Возле пристани. Зима. Херсон», 1921 г., «В порту Скадовск», «Херсонщина», «Плоты на Днепре», «Херсонский элеватор» и др.

Не забывал мастер и родные места, память о Джарылгачском заливе запечатлена им в картинах «Отдых рыбаков. Скадовск», 1915 г.; «Рыбаки», 1926 г.;, «На побережье моря», «Яхты на причале. Скадовск», «Возле пирса. Скадовск.» — конец 1920-х гг.; «Рыбаки на берегу моря», 1932 г.

Библиография

  • Ф. Булгаков, «Альбом русской живописи. Картины и рисунки И. И. Ш.» (СПб., 1892);
  • А. Пальчиков, «Перечень печатных листов И. И. Ш.» (СПб., 1885)
  • Д. Ровинский, «Подробный словарь русских граверов XVI—XIX вв.» (т. II, СПб., 1885).
  • И. И. Шишкин. «Переписка. Дневник. Современники о художнике». Л., Искусство, 1984. — 478 с., 20 л. илл., портрет. — 50 000 экз.
  • В. Манин Иван Шишкин. М.: Белый город, 2008, с.47 ISBN 5-7793-1060-2
  • И. Шувалова. Иван Иванович Шишкин. СПб.: Художники России, 1993
  • Ф. Мальцева. Мастера русского пейзажа: Вторая половина XIX века. М.: Искусство,1999

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org, , 

Иван Шишкин: картины художника


Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

4.7/5 — (68 голосов)

Творчество Ивана Ивановича Шишкина

Раннее творчество

Для ранних работ мастера («Вид на острове Валааме», 1858, Киевский музей русского искусства; «Рубка леса», 1867, Третьяковская галерея) характерна некоторая дробность форм; придерживаясь традиционного для романтизма «кулисного» построения картины, четко размечая планы, он не достигает еще убедительного единства образа.

В таких картинах, как «Полдень. В окрестностях Москвы» (1869, там же), это единство предстает уже очевидной реальностью, прежде всего за счет тонкой композиционной и свето-воздушно-колористической координации зон неба и земли, почвы (последнюю Шишкин чувствовал особенно проникновенно, в этом отношении не имея себе равных в русском пейзажном искусстве).

Зрелость

В 1870-е гг. Иван Шишкин входил в пору безусловной творческой зрелости, о которой свидетельствуют картины «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872) и «Рожь» (1878; обе — Третьяковская галерея).

Обычно избегая зыбких, переходных состояний природы, художник Иван Шишкин фиксирует ее высший летний расцвет, достигая впечатляющего тонального единства именно за счет яркого, полуденного, летнего света, определяющего всю колористическую шкалу. Монументально-романтический образ Природы с большой буквы неизменно присутствует в картинах. Новые же, реалистические веяния, проступают в том проникновенном внимании, с которым выписываются приметы конкретного куска земли, уголка леса или поля, конкретного дерева.

Иван Шишкин — замечательный поэт не только почвы, но и дерева, тонко чувствующий характер каждой породы .

С особой охотой художник пишет породы самые мощные и крепкие типа дубов и сосен — в стадии зрелости, старости и, наконец, смерти в буреломе. Классические произведения Ивана Ивановича — такие, как «Рожь» или «Среди долины ровныя…» (картина названа по песне А. Ф. Мерзлякова; 1883, Киевский музей русского искусства), «Лесные дали» (1884, Третьяковская галерея) — воспринимаются как обобщенные, эпические образы России.

Художнику Ивану Шишкину одинаково удаются и далевые виды, и лесные «интерьеры» («Сосны, освещенные солнцем», 1886; «Утро в сосновом лесу» где медведи написаны К. А. Савицким, 1889; обе — там же). Самостоятельную ценность имеют его рисунки и этюды, представляющие собой детализованный дневник природной жизни.

[править] Литература

  • Осенняя выставка произведений ленинградских художников. 1956 год. Каталог. Л.: Ленинградский художник, 1958.
  • Днепрова Е. Открылась выставка работ ленинградских художников // Вечерний Ленинград, 1956, 6 декабря.
  • Мочалов Л. Выставка без жюри. Новые работы ленинградских живописцев // Вечерний Ленинград, 1956, 11 декабря.
  • Мацулевич Ж. Творчество скульпторов // Вечерний Ленинград, 1956, 20 декабря.
  • Выставки советского изобразительного искусства. Справочник. Т.5. 1954—1958 годы. М., Советский художник, 1981. С.258-260.
  • Справочник членов Ленинградской организации Союза художников РСФСР. Л., Художник РСФСР, 1980.
  • Художники народов СССР. Биобиблиографический словарь. Т.1. М., Искусство, 1970.
  • Художники народов СССР. Биобиблиографический словарь. Т.2. М., Искусство, 1972.
  • Справочник членов Союза художников СССР. Т.1,2. М., Советский художник, 1979.
  • Художники народов СССР. Биобиблиографический словарь. Т.4. Кн.1. М, Искусство, 1983.
  • Художники народов СССР. Биобиблиографический словарь. Т.4. Кн.2. СПб, 1995.
  • Иванов С. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. СПб.: НП-Принт, 2007. С.390.
  • Юбилейный Справочник выпускников Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Российской Академии художеств. 1915—2005. СПб.: Первоцвет, 2007.
  • Иванов С. В., Левитин А. П., Сидоров В. М. и др. Ленинградская школа живописи. Очерки истории. Под ред. Дмитренко А. Ф. и Иванова С. В. СПб: Галерея АРКА, 2019. С.374.
  • Логвинова Е. В. О серии картин «Тиль Уленшпигель» Льва Русова // Петербургские искусствоведческие тетради. Вып. 64. СПб,: 2021. С.198-208.

Самые дорогие картины Шишкина

Картины Ивана Шишкина высокого ценятся на аукционах. За период с 2000 по 2020 годы на разных торгах было продано 456 его работ на общую сумму 48,7 млн долларов. Посмотрим несколько примеров дорогих уходов.

Самым дорогим в истории продаж полотен Шишкина стала картина «Сумерки». Ее выставили на лондонских торгах MacDougall’s в 2013 году. Начальная стоимость работы была заявлена в пределах 1,2-1,8 миллиона фунтов стерлингов

Конечно, картина такого уровня немедленно привлекла внимание и привела к жаркой борьбе участников аукциона. В итоге работу купили за 2 млн 158 тыс

фунтов стерлингов (3,3 млн долларов).

И. Шишкин. «Сумерки». 1896 г.

В 2016 году состоялась еще одна крупная продажа на этот раз уже на торгах Sotheby’s. Здесь выставили картину «На опушке соснового леса», которую художник написал за год до своей кончины. Любопытно, что маэстро отказал самому царю Николаю II, пожелавшему купить картину. Вместо этого он продал ее своему племяннику Стахееву. Позже полотно попало в семью художника Шарля Дефрейна, где и находилось, пока потомки не выставили его на торги. С молотка картина ушла за 1 млн 385 тыс. фунтов стерлингов, хотя начальная стоимость лота составила только 500-700 тысяч.

И.И. Шишкин. «На опушке соснового леса». 1897 г.

В 2019 году ушел с аукциона еще один пейзаж художника. Это картина «Сухостой», также написанная за год до смерти. Работа появилась на торгах Christie’s с эстимейтом 700-900 тысяч фунтов стерлингов и была продана примерно за 1 млн фунтов.

И. Шишкин. «Сухостой». 1897 г.

Шедевр Шишкина И.И. Картина «Рожь»

Картина написана в 1878 году, была представлена на передвижнической VI выставке в том же году, в помещении Общества поощрения художеств. Крамской писал Репину: «Я буду говорить в том порядке, в котором (по-моему) вещи по внутреннему своему достоинству располагаются на выставке. Первое место занимает Шишкина “Рожь”».

В 1877 году навестив Елабугу со своей дочерью, Шишкин делает карандашный набросок на Лекаревском поле, который впоследствии стал темой картины. На одном из эскизов есть надпись, сделанная художником: «Раздолье, простор, угодье. Рожь. Божья Благодать. Русское богатство». Такими были ощущения Шишкина при написании картины.

Практически каждый русский художник писал дорогу среди бескрайних полей. Русская дорога выступает национальным символом, показывающим устремлённость к горизонту и за горизонт, символизируя странничество. В картине Шишкина дорога – «мудрая наивность». С особой нежностью и тщательностью выписана могучая сосна, с накренившимися ветками, устремлённая ввысь. Картина передаёт состояние природы перед грозой, на это указывают нависшие, скучившиеся над рожью облака. Единственная деталь, навевающая неотчётливую тревогу – засохшая сосна. Низко над землёй стремительно стригут ласточки, кажется, тени не поспевают за ними. Такова музыка поля в Шишкинском шедевре.

Рекомендации

  1. Выставка произведений советских художников 1917-1956 годов. Каталог. — Москва: Государственная Третьяковская галерея, 1956.
  2. Юбилейный справочник выпускников Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина Российской Академии художеств. 1915 — 2005 гг. — Санкт-Петербург: Первоцвет, 2007.
  3. Весенняя выставка произведений ленинградских художников 1956 года. Каталог. — Ленинград: Ленинградский Союз художников, 1956.
  4. Весенняя выставка произведений ленинградских художников 1956 года. Каталог. — Ленинград: Ленинградский Союз художников, 1956.
  5. Осенняя выставка произведений ленинградских художников 1956 года. Каталог. — Ленинград: Ленинградское Художественное издание, 1958.
  6. Александр Савинов (1881-1942). Каталог выставки. — Ленинград: Ленинградский Союз Советских Художников, 1955.
  7. Самуил Невельштейн. Каталог выставки. 1956 год.. — Ленинград: Ленинградский художник, 1958.

[править] Организация

Организацией и подготовкой выставки занимался специально образованный выставочный комитет. Непосредственный просмотр и отбор произведений для экспозиции осуществляли секционные комиссии в составе наиболее авторитетных специалистов. Помимо традиционных разделов живописи, скульптуры и графики в экспозиции были широко представлены произведения мастеров декоративно-прикладного и театрально-декорационного искусства. Всего для экспонирования было отобрано 1989 произведений живописи, скульптуры, графики, прикладного искусства. Издан подробный каталог выставки.

Талантлив более других

В академии преподаватели замечают, что молодой человек самобытен, имеет свой особый почерк в живописи. Он рисовал больше и лучше своих сокурсников, преподаватели отмечали его и ставили в пример. Ведущий научный сотрудник Государственного Русского музея Сергей Кривонденченков говорит о Шишкине:

Перед тем как поехать в Петербург, Иван пообещал родителям, что, если по окончании академии художеств медаль не получит, то вернется домой и продолжит дело отца. Стремление молодого художника было сильно, а талант открылся очень рано, и большая золотая медаль досталась Шишкину.

И.И. Шишкин «Полдень. В окрестностях Москвы»,1869 годМестонахождение: Третьяковская Галерея, Москва, Россия

В ту пору Ивану уже исполнилось 28-мь лет. Для медалистов открывалась возможность стажировки заграницей. Иван отправляется сначала в Германию, а потом в Швейцарию. В Германии он получил много знаний, но стремился на родину – писать русскую природу. Сам он говорил:

Светлана Степанова – доктор искусствоведения про шишкинскую стажировку отзывается так:

Европейская практика длилась в течение трех лет. Несмотря на то, что немецкие пейзажи Шишкин не очень-то и жаловал, германские выставки охотно покупали его картины. Картина «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» принесла художнику звание академика художеств, которое он получил, вернувшись в Россию. Изучив в Швейцарии анималистику – технику изображения животных, Шишкин с нетерпением возвращается на родину.

И.И.Шишкин «Лесная глушь», 1872 годМестонахождение: Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: