Аппель, карел

Ссылки [ править ]

  1. ^ a b c Хаутс, Катерин ван (2003). Карел Аппель: биография (на голландском языке). Амстердам: Олимп. п. 13. ISBN 978-90-254-1913-4.
  2. VIP Lounge — Karel Appel, Архив Радио Нидерландов, 5 октября 1987 г.
  3. ^ a b Центр искусств Фрэнсис Леман Лёб, История и коллекция «Карел Аппель (голландский 1921) Ребенок и чудовище II», 126.
  4. ^ Центр искусств Фрэнсис Леман Леб, Коллекция
  5. ^ «Карел Аппель» . Галерея Аниты Шапольски, Нью-Йорк . Архивировано из оригинала 19 апреля 2015 года.
  6. ^ «Карел Аппель 1921-2006, Нидерланды» . ArtFacts.net .
  7. Fox, Margalit (9 мая 2006 г.). «Карел Аппель, голландский художник-экспрессионист, умер в возрасте 85 лет» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 6 июня 2008 года .
  8. ^ «Карел Аппель, бегрейвен оп-Пер-Лашез в Париже» . De Telegraaf . 16 мая 2006 . Проверено 6 июня 2008 года .
  9. ^ «Фонд — Фонд Карела Аппеля» . karelappelfoundation.com . Архивировано из оригинального 5 сентября 2008 года.
  10. ^ Alberge, Dalya (14 февраля 2012). «Работы голландского художника найдены на британском складе» . Хранитель . Проверено 2 сентября 2014 года .
  11. ^ ARS список художников Представляете, секция «А» архивации 2008-06-14 в Wayback Machine

Детство и юность

Будущий журналист и писатель издал первый крик в январе 1890 года на севере Богемии в семье медика Антонина Чапека. Родным для Карела, его старшей сестры Гелены и старшего брата Йозефа стал городок Упице, куда Чапеки перебрались через 6 месяцев после рождения младшего сына, поскольку там отец семейства открыл врачебный кабинет. Юные члены семьи занимались творчеством: Гелена и Йозеф пробовали себя в литературе. Брат Карела, кроме того, отлично рисовал и в дальнейшем прославился как кубист.

Карел Чапек (слева вверху) в детстве с семьей

Культура Богемии конца 19 века являлась сплавом обычаев и традиций чехов, немцев и евреев, а пациентами Чапека-старшего были преимущественно мастеровые люди и мелкие предприниматели. Часто виделся юный Карел с бабушкой и дедушкой, ведущими сельский образ жизни. Поэтому персонажами книг Чапека нередко становились простые люди разных национальностей и профессий.

Первые рассказы будущий автор «Войны с саламандрами» написал в соавторстве с Йозефом. Братья были очень дружны, вместе путешествовали по Чехии, Германии и Франции, вместе писали путевые очерки.

Карел Чапек и его брат Джозеф

После окончания университета в Праге Чапек некоторое время проработал гувернером и библиотекарем. В биографии писателя отсутствует военная служба, так как Карел с юности болел туберкулезом позвоночника. С 1917 года литератор стал штатным журналистом популярнейших чешских средств массовой информации – сначала «Национальной газеты», а затем «Народной газеты».

Жизнь

Аппель провел свою юность в рабочем районе Амстердама, где его отец руководил парикмахерским бизнесом. По просьбе отца он прошел обучение на парикмахера. После споров о своем стремлении к карьере художника, он ушел из дома и с 1940 по 1944 год учился в Рейхской академии изящных искусств в Амстердаме . В 1948 году он вместе с Корнелем и Константом , с которыми познакомился во время учебы, основал Nederlands Experimentele Groep . В том же году он вместе с другими артистами основал группу художников CoBrA.

В 1946 году Аппель провел свою первую персональную выставку в Het Beerenhui s в Гронингене, а вскоре после этого принял участие в выставке Jonge Schilders (Молодые художники) в Стеделийк-музее в Амстердаме. В этот период на него сильно повлияло искусство Пикассо , Матисса и Дюбюффе . Он создал фреску « Спрашивающие детей» в столовой таунхауса в Амстердаме. Возмущение персонала и населения по поводу картины, напоминающей детские рисунки, привело к тому, что картина была скрыта на десять лет. В 1950 году Аппель переехал в Париж . Международный прорыв последовал в 1953 году, когда его работы были показаны на биеннале в Сан-Паулу . Там он был удостоен Гран-при в области живописи. В 1951 году он создал фреску для музея Стеделейк в Амстердаме, а в 1959 году создал фреску для здания ЮНЕСКО в Париже. Аппель был участником документа II (1959 г.), а также документа III (1964 г.) в Касселе .

Он снова и снова пытался совмещать свою живопись с другими видами искусства. В 1962 году Аппель работал с Бертом Шибиком над театральной постановкой Een groot dier («Большое животное»). В 1970 году он записал несколько музыкальных произведений с Мерриллом Сандерсом и Четом Бейкером . В 1987 году он разработал вместе с танцором и хореографом Мин Танака под названием Peut-on danser le paysage? танцевальный проект для Парижской оперы , который с тех пор выступал в качестве гостя в Бруклинской музыкальной академии в Нью-Йорке и в Недерландской опере в Амстердаме. В 1991 году он работал с Алленом Гинзбергом и Грегори Корсо над серией «Поэзия-живопись», сочетающей поэзию и живопись. С 1994 года вместе с Танакой разработал несколько декораций для голландских оперных театров. В 1994 году в Недерландской опере он также создал оборудование для мировой премьеры оперы « Ноах » Гуса Янссена и Фризо Хаверкампа в постановке Пьера Ауди . Для Зальцбургского фестиваля 2006 года Аппель разработал декорации для оперы Моцарта « Зауберфлёте» (режиссёр Пьер Ауди, дирижёр Риккардо Мути ).

К 1990 году художник владел студиями в Нью-Йорке , Коннектикуте , Монако и Тоскане . Он часто останавливался в Нью-Йорке, но также жил во Флоренции и курсировал между Соединенными Штатами и Европой.

В 1999 году Аппель основал Фонд Карела Аппеля (Karel Appel Foundation), которому он передал все права на произведения, которые были созданы или еще должны быть созданы до этого момента. Это решение было вновь подтверждено в 2005 году в завещании, составленном в Цюрихе. В последние годы жизни он часто останавливался в Цюрихе. Он умер там 3 мая 2006 года. Аппель был похоронен на кладбище Пер-Лашез в Париже.

Выставки

  • 1999: Карел Аппель — Скульптуры без героя , Städtische Galerie Karlsruhe
  • 2002: Карел Аппель, Венский форум
  • 2015: Карел Аппель — Работы на бумаге, Национальный музей современного искусства — Центр Жоржа Помпиду , Париж
  • 2016: Карел Аппель — Работы на бумаге, Государственное графическое собрание Мюнхена — Pinakothek der Moderne , Мюнхен
  • 2016: Карел Аппель — Retrospectief / Restospective, Gemeentemuseum Den Haag , Гаага
  • 2016: Карел Аппель — Жест цвета, Коллекция Филлипса , Вашингтон, округ Колумбия
  • 2016/17: Карел Аппель — Абстрактный вид, Музей Эмиля Шумахера , Хаген
  • 2017: Карел Аппель, Музей современного искусства де ла Виль де Пари , Париж.

Библиография

  • Карен Аппель: Sag zum Abschied leise Servus = Скажи тихо на прощание, tchao , Paris, Galerie Lelong,2001 г.( ISBN  2-86882-041-7 )
  • (ru) Клэр Стуллиг , Аппель: природное явление , Париж, Галерея Лелонг,1998 г., 23  с. ( ISBN  2-86882-024-7 )
  • Руди Фукс ( пер.  С англ.) Call: Figures and Landscapes , Paris New York, Galerie Lelong,1996 г.( ISBN  2-86882-012-3 )
  • Уличное искусство  (второе дыхание) Карела Аппеля,  Пьера Рестани , издания Galilée , коллекция письма / рисунков, 1982.
  • Коллектив Жан-Мишель Плейс, Кобра 1948–1951 , Париж, Жан-Мишель Плейс , сб.  «Отпечатки авангардных журналов»,8 ноября 1980 г., 335  с. ( ISBN  978-2-85893-043-2 )
  • (ru) Карен Курчински, Искусство и политика Асгера Йорна: Авангард не сдастся , Париж, Рутледж ,2014 г., 292  с.
  • Виллемайн Леонора Стоквис , « Кобра: международное художественное движение времен Второй мировой войны» , Париж, « Издания Альбина Мишеля» , колл.  «Великие мастера современного искусства»,1988 г., 128  с. ( ISBN  978-2-221-05412-3 )
  • Жан-Кларенс Ламбер , Cobra, un art libre , Париж, Шен / Ашетт,1983 г., 262  с. ( ISBN  978-2-85108-306-7 )
  • Коллектив Cobra: множественное единственное число, Cobra: множественное единственное число, коллективные работы 1948 — 1995 , Париж, сб.  » Рекомендации «,1998 г., 83  с. введение Пьера Декарга

Книги

Творчество Карела Чапека охватывает практически все литературные жанры: перу писателя принадлежат фельетоны и очерки, рассказы и сказки, романы и переводы стихов европейских авторов на чешский язык. Но наиболее литератор прославился как сатирик, драматург и автор социально-фантастических произведений.

Писатель Карел Чапек

Драматургия Чапека стала основой репертуара пражского «Театра на Виноградах», расположенного в столице Чехословакии, а одну из пьес — «Средство Макропулоса» — впоследствии экранизировал режиссер Евгений Гинзбург (фильм, главную роль в котором сыграла Людмила Гурченко, называется «Секрет ее молодости»).

Фельетоны и афоризмы Чапека растасканы на цитаты. Литератор создал уникальный жанр микродетектива, представленный в сборниках «Рассказы из одного кармана» и «Рассказы из другого кармана». Один из этих рассказов, «Поэт», повествует о стихотворце, неожиданно оказавшемся самым наблюдательным свидетелем дорожно-транспортного происшествия, символически отразившим в стихе все детали случившегося.

Карел Чапек

Случай, известный Чапеку-газетчику, лег в основу произведения «Гордубал», в котором новаторски представлена позиция писателя «абсолютной истины не существует» — история убийства излагается от лица трех персонажей.

Об опасности безнравственных научных экспериментов литератор писал в раннем сочинении «Р.У.Р», в котором с подачи брата Йозефа впервые появился термин робот, и в позднем романе «Война с саламандрами». Саламандры в интерпретации Чапека – это обладающие разумом твари, постепенно отвоевывающие у людей территории. В гадких агрессивных амфибиях сатирически выведены черты Адольфа Гитлера и его сподвижников.

Карел Чапек в кабинете

Сказки Чапека адресованы не только детской аудитории. «Сказку про собачий хвост», в которой автор как бы объясняет щенку необходимость купирования «виляльного отростка», увлекательно читать и детям, и взрослым. В маленьких прозаических сочинениях с волшебными персонажами Чапек увековечил топонимы, знакомые писателю с детства (так, в «Сказке про водяных» фигурируют Галговицы, Радечский ручей и река Упе).

Детство

Христиан Карел Аппель родился 25 апреля 1921 года в доме своих родителей по адресу Dapperstraat 7 в Амстердаме, Нидерланды. В детстве его часто называли «Кик». На первом этаже у его отца, Яна Аппеля, была парикмахерская. Его мать, урожденная Йоханна Шевалье, была потомком французских гугенотов. У Карела Аппеля было трое братьев.

В четырнадцать лет Аппель написал свою первую настоящую картину на холсте, натюрморт с корзиной с фруктами. На его пятнадцатилетие богатый дядя Карел Шевалье подарил ему набор красок и мольберт. Сам заядлый художник-любитель, Шевалье давал своему тезке несколько уроков живописи.

Литература[ | код]

  • И. Мосин, А. Савельева. Большая иллюстрированная энциклопедия. Мастера живописи. 1000 художников от Возрождения до модернизма / Вып. Редактор С.Ю. Афонькин. — Вильнюс: UAB “Bestiary”, 2012. — С. 188. — 208 с. — ISBN 978-609-456-105-4.
  • Claus H. Karel Appel, painter. New York: H.N. Abrams 1962
  • Ragon M. Karel Appel: peinture, 1937—1957. Paris: Éditions Galilée, 1988
  • Kuspit D.B. Karel Appel sculpture: a catalogue raisonné. New York: H.N. Abrams, 1994
  • Lyotard J.F. Karel Appel: Ein Farbgestus. Essay zur Kunst Karel Appels. Bern; Berlin: Verlag Gachnang & Springer, 1998.
  • Houts C. van. Karel Appel: de biografie. Amsterdam: Olympus, 2003

Смерть

Сведения о причинах смерти писателя разнятся: согласно одним источникам, литератора погубила пневмония, развившаяся после участия в ликвидации последствий стихийного бедствия. Согласно другим – у Карела случился инфаркт.

Могила Карела Чапека

Как бы то ни было, кончина до оккупации Чехословакии гитлеровскими войсками избавила писателя-антифашиста от пыток и заключения в концентрационном лагере, которые выпали на долю брата.

Литератора похоронили на кладбище близ Вышеградского замка, а вдова спрятала архив писателя от наступающих немцев. Сразу после окончания войны в родной деревне братьев Чапек рядом с горами Крконоше открылся музей, посвященный памяти этих людей. Впоследствии там же Йозефу и Карелу установлен памятник.

Личная жизнь

В начале 20-х годов Карел подружился с актрисой Ольгой Шайнпфлюговой, дочерью редактора газет, в которых Чапек работал. Женой писателя Ольга стала только в 1935 году, когда болезнь, мучившая литератора долгие годы, казалось, отступила. Сведения об иных романтических увлечениях мужчины и наличии у него детей отсутствуют: личную жизнь Карел не афишировал.

Ольга Шайнпфлюгова и Карел Чапек

Единственной страстью писателя, помимо литературы, была фотография. Интересный факт: наиболее издаваемым произведением на чешском языке в период между войнами была книга Чапека «Дашенька, или история щенячьей жизни», содержащая фото жесткошерстного фокстерьера, выполненные литератором.

Карел Чапек и Томаш Масарик

Карел создал Чехословацкий ПЕН-клуб, дружил с первым президентом Чехословакии Томашем Масариком, беседы с которым легли в основу двух книг Чапека. Будучи ярым антифашистом, литератор, в отличие от многих современников, не спешил «задрав штаны, бежать за комсомолом», поскольку скептически относился к социальным экспериментам (политические взгляды писатель объяснил в статье «Почему я не коммунист»). Незадолго перед смертью Карел Чапек очутился в политической изоляции.

растение

Аппель оставил обширную работу, состоящую из около 10 000 скульптур , скульптур, рисунков и картин

Художник наиболее известен своими картинами, и все его творчество совсем недавно привлекло внимание. Помимо CoBrA , Аппель также находился под влиянием Пикассо , сюрреализма и Art brut

Период группы художников-авангардистов CoBrA, существовавшей с 1948 по 1951 год, четко сформировал стиль Аппеля. Это влияние проявляется в его картинах в примитивном, грубом изображении, в яркой цветовой гамме и в детской наивной манере живописи. Его мотивы были сильно упрощены, изначально также были графически стилизованы портреты пейзажей, животных и людей. После фазы CoBrA изображения теряют свою фигуру, а агрессивный и брутальный характер усиливается. Он приближается к американскому абстрактному экспрессионизму, но пытается отличиться от него изменением стиля. «Абстрактная живопись — это мода, продукт стиля. Я всегда использую формы, основанные на говорящих объектах. Вы должны смотреть на что-то в целом и не теряться в деталях », — сказал Аппель в интервью тогда. С 1970-х годов его работа стала более энергичной и сырой, пока он не вернулся к образным изображениям в 1980-х. Его картины становятся мрачными и мрачными, яркие цвета почти полностью исчезают, чтобы снова появиться на его более позднем этапе, в конце 1980-х годов.

Он использовал технику сборки для своих скульптур . Он создавал коллаж из различных материалов, предметов и узоров, над которыми позже работал акриловыми красками .

Работы Карела Аппеля включают: посетить в Кобра музее .

Творчество[ | код]

В разные годы Аппел был близок к сюрреализму, абстракционизму, ар-брют. Его также включают в круг мастеров Парижской школы. Для стиля художника характерно сочетание фигуративности и абстракции, а также экспрессивная деформация фигур. Ему близка техника коллажа; в свои произведения он нередко включает те или иные материальные объекты. Основные жанры его картин — пейзаж и портрет. После скандала с «Вопрошающими детьми» Аппел стал называть себя варваром и всячески поддерживал этот имидж: так, во время работы над картиной он буквально «швырял» краску на холст и издавал громкие стоны.
Начиная с 1970-х гг. Аппел стал отдавать предпочтение скульптуре как жанру, предоставляющему более широкие возможности в работе над формой. В качестве материала он использует дерево, алюминий, полиуретан и др.

Помимо живописи и графики Карел Аппел работал как художник в драматическом, балетном и оперном театре, а также выступал в качестве поэта и музыканта.

Карел Аппель за работой

Аппель родился в Амстердаме, в семье парикмахера. После школы он работал сначала в парикмахерской у отца, а по достижении 18-летнего возраста покинул родительский дом, чтобы стать художником. В 1940 он добился стипендии Академии изобразительных искусств нидерландской столицы. В его ранних работах ощущается влияние Анри Матисса и Пабло Пикассо.

1949: Скандал

В 1949 Аппель получил заказ на раскрашенный деревянный рельеф для амстердамской ратуши. Выполненная веселыми красками работа под названием «Вопрошающие дети» стала причиной публичного скандала: общественность усмотрела в ней некий вызов, рельеф пришлось временно снять. После разразившегося скандала Аппель стал называть себя варваром и старательно поддерживал этот имидж: при написании картины он метал краску на холст, издавая при этом громкие стоны и крики.

1949: Основание «Кобры»

После второй мировой войны стиль Аппеля претерпел радикальные изменения в сторону примитивного искусства и «брут-арта» Жана Дюбюффе. Его шероховатые, резкие полотна, от которых веет силой и мощью, были впервые выставлены в 1946 в Амстердаме. Почти в это же время он вступил в контакт с художниками авангардистского круга и в 1948 вместе с двумя своими соотечественниками — Константом и Корнелем — основал так называемую Экспериментальную группу, которая тяготела к языку геометрических форм в том же смысле, какой вкладывали в это понятие сторонники движения «Де-Стийл». Трое художников стали совместно выпускать журнал «Рефлекс». Годом позже они и еще двое — бельгиец Пьер Алешински и датчанин Асгер Йорн — объединились в группу «Кобра», названную так по первым буквам столиц своих родных стран (Копенгаген, Брюссель, Амстердам). Согласно их программному заявлению, картина является отныне не просто конструкцией из линий и цветов, но «зверем, ночью, криком, человеческим существом, или всем перечисленным вместе».

В 1950 Аппель, который, по его собственным словам, мог бы покинуть пределы родной Голландии самое большее на три дня, переезжает в Париж. Здесь у него выработался оригинальный стиль, для которого характерно сочетание фигуративных и абстрактных элементов, Аппель работал в стиле агрессивного искажения фигур (например, «Трагическое действо», 1956). «Мой тюбик с красками действует как ракета»,- краски художник наносил широкой кистью, размазывая их по холсту.

1960: Награда

Наряду с работой у себя в мастерской Аппель всегда принимал участие в конкурсных заказах на оформление публичных зданий. Именно так появилось в 1959 панно «Встреча весной», которое он создал для здания ЮНЕСКО в Париже. В 1960 39-летний живописец получил Международную премию Соломона Р. Гуггенхейма за свою картину «Женщина с букетом» (1957). (Аппель был самым молодым из тех, кто когда-либо до него удостаивался этой премии, ее присуждение значило окончательный успех художника в США.) Это вихревая композиция, где преобладают красные, желтые и синие тона, очень яркие и пронзительные, при этом краски наложены так густо, что картина выглядит почти как рельеф.

Начало 70-х: Скульптуры

В 1966 Аппель приобрел замок неподалеку от Осера (Франция). Двумя годами позже, потрясенный студенческими волнениями, он создал литографию, темой которой стали покалеченные студенты — жертвы полицейского произвола. В начале 70-х Аппель занялся ваянием и создал серию больших скульптур из разноцветных алюминиевых компонентов. Вскоре после этого появились ассоциирующиеся с человеческими фигурами деревянные скульптуры больших размеров. В картинах он оставался верен собственному стилю, причем фигуративные элементы стали более четкими, а техника нанесения красок — более спокойной (например, «Дважды», 1974). В 1977 Аппель изготовил алюминиевую скульптуру «Арт-Робот» для университета города Дижон. В дальнейшем он целиком посвящает себя скульптуре. Это пространственное искусство предоставляет ему большую свободу действий применительно к форме, нежели живопись.

Дж. Лeнc

Tags:

  • группа кобра
  • карел аппель
  • картины аппеля

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓

< Предыдущая   Следующая >
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: