биография
Владимир Татлин родился 16 (28) декабря 1885 года в Москве в семье инженера-железнодорожника. После смерти матери семья переехала в Харьков . В 18 лет поступил на военную службу моряком, учился в художественной школе в Харькове, Пензе, а затем в Москве . В 1912 году он выставил картины и рисунки, для которых он нашел вдохновение в пересеченных странах ( Египет , Турция , Греция ). Он играл на бандуре в украинском народном оркестре в Берлине в 1913 году , затем приехал в Париж с одной целью: встретиться с Пикассо .
Чтобы остаться в Париже, Татлайн просит испанского хозяина нанять его в качестве слуги; но Пикассо отказался, и Татлайн вернулся в Россию, где написал свой первый рельефный рисунок: «Бутылка» . Таким образом, художник — скульптор. Это чувство пространства он обнаружил в сценографиях, над которыми он работал между 1911 и 1913 годами. Объект представлен диссоциированным образом в трех металлических элементах: первый — металлическая пластина для формы; второй — кусок металла, скругленный в цилиндр для увеличения объема, а третий — проволочную сетку для прозрачности. Таким образом, удаление рамы приписывает функцию «контррельефа» реальному пространству.
Таким образом, в 1914 году он приступил к реализации таких «контррельефов», первых вех в , основанной на принципах построения и культуре материалов, в которых масса и объем затмеваются, чтобы освободить место для пересечение плоскостей, в которых циркулирует воздух. «Настоящие материалы в реальном пространстве» — его девиз. Скульптура, классическая и академическая по размеру и чугуну, заменила искусство склеивания, сварки и соединения деталей.
Он прошел через несколько художественных течений, особенно увлеченных фовизмом и кубизмом . Но, по его выражению, он хочет, чтобы «искусство спустилось с пьедестала» . Он переносит кубизм в космос и вскоре отказывается от станковой живописи. Он примет участие в знаменитом превосходстве выставки вДекабрь 1915 г. в Январь 1916 г., озаглавленный « Экспозиция 0,10 », с одним из первых его «контррельефов». Он хотел материализовать искусство монтажами, сборками . Он добивался смерти музейного произведения искусства: произведение должно участвовать в жизни и строительстве мира.
Его самая известная работа его проект для памятника III Интернационала , начиная с — , но которые никогда не будут построены (это должны было быть настоящей населенной башней). Это также самая символическая работа конструктивизма , главным вдохновителем которой был Татлин. Дэн Флавин отдал дань уважения этой работе в своей серии «Памятники В. Татлину» , в которую вошли около пятидесяти произведений, состоящих из семи белых неоновых огней.
В 1920 году дадаистский художник Рауль Хаусманн , пионер фотомонтажа, создал портрет под названием « Татлин дома» — коллаж из фотографий, бумаги и гуаши, который считается символическим произведением дадаизма и хранится в Национальном музее в Стокгольме. . Речь идет о изображении интимного портрета Владимира Татлина, специалиста по коллажу.
С 1925 по 1928 год Татлин был профессором Киевского художественного института (ныне НАОМА), заведовал кафедрой формальных и технических дисциплин ( укр . ФОРТЕХ ).
В 2012 году музей Тингели в Базеле посвятил творчеству Татлина выставку « Татлин». Новое искусство для нового мира .
Без громких трагедий
Но не стоит ждать ужасающих рассказов о страшных репрессиях, постигших конструктивиста Татлина. Ничего этого не было. В 1932 году даже состоялась его персональная выставка, он много работал в театре (в качестве как художника, так и режиссера), был иллюстратором. Просто смена творческого стиля сделала его менее оригинальным и — в результате – малозаметным.
Трагедия в его жизни все же случилась – во время Великой Отечественной погиб на фронте сын Владимир. Но подобные несчастья в ту пору постигли почти все советские семьи… Сам же великий архитектор Владимир Евграфович Татлин умер своей смертью в 1953 году.
Второе рождение
Случилось так, что не только идея Владимира Евграфовича Татлина была похоронена, но и два макета его башен потерялись загадочным образом. Но остались проектные материалы, рисунки, фото. И уже в наши дни нашлись энтузиасты, начавшие по ним реконструировать проект. Первым за это дело взялся англичанин М. Чалк, но наилучших результатов достиг художник из Пензы Дмитрий Тимаков. Благодаря ему сегодня в Третьяковке снова можно видеть макет башни Татлина.
Д. Тимаков преподает в том самом художественном училище в Пензе, где когда-то учился Татлин. Работу по реконструкции он начал еще в советское время, но, поскольку производил он ее за свой счет, ему никто не мешал (лишнее доказательство, что масштабы советского идеологического прессинга сильно преувеличиваются). За основу реконструкции он взял исходный проект 1920 года, и уверен, что результат его работы походит на оригинал примерно на 90%.
Уже после распада СССР проводились выставки работ Татлина и в нашей стране, и за рубежом. В Пензе его имя носит художественная школа, есть улицы Татлина в Пензе и в столице.
И третье тоже
И уже в наши дни идеи Татлина были неожиданно возрождены… в Индонезии. В этой стране представлен проект, представляющий собой очевидное развитие концепции русского конструктивизма. Башня Татлина должна была быть не административным, а жилым и хозяйственным комплексом. Предполагается, что такое строение даст приют 9000 людей, которые там же будут работать на фермах по производству различных продуктов питания (в том числе мяса и риса). Продукция будет частично использоваться для их собственных потребностей, частично – для продажи. Так власти островного государства с очень высокой плотностью населения собираются решить проблему чрезмерной нагрузки на экологические системы. Такой вот индонезийский колхоз получается…
Но наши современники все же считают удачей то, что проект Татлина не был реализован. Они уверены, что он уничтожил бы архитектурный ансамбль любой из столиц (были идеи по сооружению башни Татлина в Москве и в Петрограде). Впрочем, точно так же думали Ги де Мопассан и Дюма-сын, протестуя против творения Г. Эйфеля. Возможно, что и критики Татлина ошибаются…
Приложения
Библиография
- Лариса Jadova , Tatline: Masterskaia Tatlina , Париж, П. серов,1990 г., 554 с. ( ISBN 2-904057-32-3 , уведомление BnF п о )
- (ru) Лариса Алексеевна Жадова , Татлин , Лондон, Темза и Гудзон ,1988 г., 533 с. ( ISBN 0-500-23478-7 , уведомление BnF п о )
- (ru) Норберт Линтон , Башня Татлина: памятник революции , Нью-Хейвен, Коннектикут, Yale University Press ,2009 г., 277 с. ( ISBN 978-0-300-11130-9 , уведомление BnF п о )
- (эль) Лутц Беккер ( пер. с англ.), Kataskeue: Tatlin kai kyklos tou , Thessalonikē, Kratiko moyseio sygchrones technes,2001 г., 394 с. ( ISBN 960-86806-4-6 , уведомление BnF п о )
Забытые коммунисты
Гораздо хуже сложилась судьба многих из тех, кто должен был работать в башне Татлина. Да, СССР спас жизни многим коммунистам, подвергавшимся репрессиям на родине. Но немалое их количество поплатилось уже в стране своей мечты за какие-то разногласия с доминирующей «линией партии». Среди них оказалась даже такая знаменитость, как создатель Венгерской Народной республики Б. Кун.
А в 1943 году Интернационал был распущен. Таким образом Йосиф Виссарионович Сталин налаживал отношения с партнерами по антигитлеровской коалиции, намекая им на отсутствие намерений далее поддерживать мировое коммунистическое движение. Намеки не соответствовали действительности, но все равно идея всемирного пролетарского единства была принесена в жертву политической целесообразности.
Пролетарское единство
Начнем с организации. В 1919 году по инициативе Ленина было возрождено международное объединение левых партий, движений и групп – Интернационал. У истоков этой глобальной идеи стоял К. Маркс, ставший создателем первого Интернационала (именно этой организации изначально принадлежал знаменитый девиз «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»).
Ленинский Интернационал по счету был третьим. К его названию добавилось еще и слово «коммунистический», поскольку классические социалистические партии в то время уже считались оппортунистическими (для этого была и объективная причина – поддержка многими из них агрессивных планов своих правительств в мировой войне и шовинистический настрой).
В 1919 году в Советской России мало кто сомневался в близком торжестве мировой социалистической революции, и III Интернационал в перспективе рассматривался как нечто вроде современной ООН.
Матрос, бомбист, кобзарь, авангардист…
Теперь познакомимся с человеком. Татлин, Владимир Евграфович, 1885 года рождения, из семьи железнодорожника. Из его биографии может получиться неплохой приключенческий роман.
Мать героя рано умерла, с отцом отношения не сложились. В 13 лет Володя Татлин отправился в самостоятельное плавание в буквальном смысле – сбежал из дому и поступил в юнги. Затем чем он только не занимался! Подрабатывая декоратором в театрах, обнаружил в себе художественные способности, поступил было в Москве учиться живописи, но почти сразу «вылетел» за неудовлетворительное поведение. В 1905 году был участником революции, и каким – вооруженным бойцом-террористом (тогда таких часто называли бомбистами)! Затем до 1910 года все-таки изучал живопись в Пензе. В 1906 году поехал с выставкой, посвященной русским кустарным промыслам, в Париж в роли… слепого украинского кобзаря (видел при этом прекрасно)! В 1914 году добрался в столицу Франции по собственной инициативе, побывал в мастерской Пикассо, заразился от него авангардизмом, а на дорогу зарабатывал тем же кобзарским искусством. Принимал участие в деятельности нескольких русских футуристических обществ, дружил с К. Малевичем, потом шумно разругался с ним…
Октябрьскую революцию Владимир Евграфович Татлин безоговорочно принял. Так поступило большинство русских футуристов (вспомним хотя бы Маяковского!). И в 1919 году создание Коммунистического Интернационала подвигло его на разработку проекта сооружения, что должно было стать символом этой организации, ее штаб-квартирой, а также новым «лицом» России, освобожденной от косных традиций прошлого.
Технические хитрости
Но все равно проект Владимира Татлина был намного хитрее любого из прототипов. Предполагалось, что основными строительными материалами станут стекло и металл (новая эпоха все-таки, не из кирпича же строить!). При этом стекло должно было быть двойным и позволять поддерживать внутри комфортную для человека температуру при минимуме затрат на отопление.
Здание должно было иметь 3 уровня различной геометрической формы (куб, пирамида, цилиндр), где могли бы разместиться руководящие структуры трех властных веток Коммунистического Интернационала — законодательной, исполнительной, информационной. Назначение четвертого, полусферического уровня, так и осталось невыясненным. При этом внешние металлические конструкции объединяли их в единую сложную фигуру спиралевидной формы.
Предполагались и другие технические нововведения. Так, каждому уровню должно было быть придано вращение вокруг своей оси разной периодичности (соответственно, на оборот 1 год, 1 месяц, 1 день). В башне должны были также располагаться специальные прожекторы, способные проецировать разработанные информационным отделом тексты прямо на облака.
Построение нового мира
Почему футуристы благосклонно отнеслись к большевикам? Потому что большевистская идея полного обновления общественной системы хорошо соотносилась с их собственными замыслами полного обновления искусства. Их не расстраивали снесенные памятники царской эпохи – они считали это нормальным. Новаторы не сомневались в своих способностях создать представления о прекрасном заново, с чистого листа.
Вот только им не хватало большевистского единства мнений, и прекрасное они представляли очень по-разному. На этой почве и поругались Татлин с Малевичем. Автор «Черного квадрата» больше упирал на цвет, а Татлин – на конструкцию. Он стал «отцом» конструктивизма в русском искусстве и архитектуре. Это то, чем пронизана башня Татлина.
Успех и забвение
Тем не менее в 1920 году проект рассмотрели во время съезда Советов, в 1924-м второй, переработанный вариант был отправлен в Париж на международную выставку. Но реализовать его было невозможно из-за катастрофического состояния производства, да и оценки авторитетов сильно разнились (нарком Луначарский, к примеру, был шокирован).
Когда же ситуация в экономике улучшилась, изменилась идеологическая составляющая. Авангардисты вышли из моды – народные массы их не воспринимали (надо признать, это действительно непросто!), власть начала считать слишком странными и неуправляемыми. Доминирующим направлением стал социалистический реализм.