Детские и юношеские годы
В разгромленном фашистами Лиховом переулке Москвы 6 октября 1943 года в бедной интеллигентной семье родился Александр Шилов. Послевоенный город встретил нового жильца бедностью, теснотой и унылостью. Тяжесть заботы о троих детях легли на плечи мамы, Людмилы Сергеевны. Она работала в детском саду, две бабушки – сторожами, дворниками. В 1948 году, чтобы одеть детей к школе, женщина решилась на обмен квартиры с доплатой. Семья переехала на Сущеевский вал. Обмен получился неудачным – с деньгами обманули. Новым жилищем для 6 человек стала 13-метровая коммунальная комнатка.
В детстве
С детских лет Александр любил рисовать. Часто учителя поручали оформить выпуск стенгазеты. Победа Сережи, младшего на 6 лет брата, во Всемирном конкурсе детского рисунка, подтолкнула Сашу записаться в студию при Доме пионеров Тимирязевского района.
1957-1962 годы стали для мальчика самыми значимыми. Он разрывался между школой рабочей молодежи, студией, работой, а свободное время посвящал рисованию, мечтая вырваться из круга бедности и поступить в институт. Он понимал, как матери трудно содержать семью, работал грузчиком.
Вереница беспросветных будней преподнесла событие, сыгравшее важную роль в становлении живописца. Вместе с учителем изостудии Ворониным В.А. парень посетил выставку на улице Горького. Там и произошло знакомство с Александром Ивановичем Лактионовым. Впервые увидев работы Шилова и узнав, где и сколько тот работает, мастер возмутился и не позволил дальше уродовать талант.
Александр был направлен в студию президента Академии художеств В.Серову. Там прислушивался к советам, оттачивал технику рисования, готовился к поступлению в художественный институт, куда уже 2 раза сдавал экзамены и оба раза не добирал баллов.
В молодости
Самые известные картины художника
Из творчества этого живописца наиболее известными считаются его пейзажи и портреты. Эти картины Фредерик Базиль, в отличие от мастеров классической, «студийной» школы, писал на свежем воздухе, что позволяло ярче и реалистичней передать переливы природных оттенков и игру света.
Розовое платье
Эту работу Фредерик Базиль написал в 1864 г. Размеры картины – 102,5×186, жанр – портрет. На ней вполоборота изображена девушка, сидящая на парапете, смотрящая на панораму города. Героиня одета в легкое яркое розовое платье. Черный фартук и темный загар выдают ее рабочее происхождение и вступают в резкий контраст со светлым, нарядным оттенком платья. Произведение хранится в музее д’Орсе, как и многие другие картины живописца.
В кругу семьи
Полотно «В кругу семьи» создано в 1867 г. Жанр картины – пейзаж, она — самая большая из описанных здесь: 152×230. Фредерик Базиль написал на полотне свою семью – 10 человек, включая его самого. Люди изображены на фоне контраста ярко-зеленой листвы деревьев и чистого прозрачно-голубого неба. Лица героев картины тщательно прорисованы, индивидуализированы, их эмоции легко считываются. «В кругу семьи» хранится в музее д’Орсе.
Автопортрет
Фредерик Базиль написал несколько автопортретов, но самый известный из них – с палитрой в руках, созданный в 1865-1866 гг. Художник изобразил себя вполоборота, на однотонном, темно-сером фоне. Размер картины — 108.9 x 71.1. Полотно известно удивительно точной прорисовкой лица, подчеркиваемой контрастом черного жилета и белой рубашки. Сегодня «Автопортрет» находится в Институте искусств в Чикаго.
Вид на деревню
Самая известная работа рассматриваемого художника «Вид на деревню», написана в 1868 г. На полотне размером 137,5×85,5 – девушка в белом платье с красной накидкой, за спиной которой раскинулся живописный деревенский пейзаж. Жанр произведения сочетает в себе пейзаж и портрет. Автор определил свою работу, как «портрет на солнце». Пейзаж деревни словно залит ярким солнечным светом. На лице героини картины заметен контраст нежных, невинных черт и волевого, сосредоточенного выражения, выдающего сильный характер. Хранится в музее Фабра.
Мастерская художника на улице Кондамин
Позднее произведение, написанная в 1870 г., — перед тем, как Фредерик Базиль ушел на фронт. Жанр работы – групповой портрет, размер картины — 98×128,5. Художник изобразил собственную мастерскую, а в ней – своих друзей: Моне, Золя, Мане, Ренуара и др. Фигура самого автора, скорее всего, выполнена Мане. Полотно не только обладает высокой художественной ценностью, но и дает представление об обществе, в котором жил Фредерик Базиль. Работа выставляется в д’Орсе.
Личная жизнь
Сразу после окончания учебы Александр женился на Светлане Фоломеевой, с которой знаком с институтской скамьи. В марте 1974 года у них родился сын Александр. В суете повседневной жизни пара так и не нашла общих интересов и спустя трех лет брака рассталась.
Александр Александрович Шилов, сын Александра Шилова и Светланы – преуспевающий художник современности, пишет в жанре пейзажа.
Сын Александр
1977, судьба свела Александра Шилова с Анной Данилиной, в девичестве Ялпах, с которую знает уже 10 лет. Брак длился 21 год. 1979 год, родилась дочь Маша. Сколько зарисовок посвятил отец маленькому ангелочку! 1983 – из-под кисти художника выходит картина «Машенька».
Со второй женой Анной
Болезнь и последующая смерть дочери Маши положили конец отношениям пары, не скрепило семью даже рождение еще одной девочки, Анастасии (1996).
Третий, неофициальный союз изографа и 25-летней скрипачки начинался, когда была еще жива дочь, Мария. В трудное время увидел в ней опору, обещал жениться
Девушка польстилась вниманием метра искусства, но слишком много ожидала. После смерти Маши последовал длительный процесс развода с Анной
В 1997 году Юлия Волченкова родила Александру дочь Катерину, которую художник признал, дал фамилию и отчество, очень любил, но так и не оформил законных отношений с ее матерью.
Творчество
В середине 1890-х, воспользовавшись тем, что дебютные картины привлекли внимание специалистов, Бенуа выступил как историк и теоретик искусства. Он написал раздел о русских мастерах для выпуска альманаха «История живописи XIX века»
Спустя пару лет Александр с друзьями посетил Францию для того, чтобы написать «Версальские серии», представлявшие собой сцены с прогулок короля Людовика Великого де Бурбона, а также его придворных, жен и детей.
В 1897-м цикл акварелей, созданный по возвращении из Парижа и предместий, заслужил восторженные отзывы знатоков живописи. Три работы после официальной выставки приобрел создатель «Третьяковки» — Павел Михайлович Третьяков.
В тот же период Бенуа стал основоположником и идейным вдохновителем творческого союза «Мир искусства». Совместно с театралом Сергеем Павловичем Дягилевым и портретистом Константином Андреевичем Сомовым он занимался пропагандой прогрессивного русского и западноевропейского искусства и выпускал тематический журнал.
Со временем участники объединения постарались привлечь внимание общественности к исконным народным промыслам, прикладному декоративному искусству, графике и архитектуре. Благодаря статьям, созданными «мирискусниками», в обиход вошли понятия «русский сезанизм» и «авангард»
В начале 1900-х Бенуа создал цикл иллюстраций к «Медному всаднику» Александра Сергеевича Пушкина. Окружающие с первого взгляда не оценили прелесть графических изображений, поэтому зарисовки увидели свет только стараниями единомышленника — Дягилева.
Иллюстрация Александра Бенуа к «Медному всаднику» / «Наследие Александра Бенуа»
Позже Александр Николаевич в статусе признанного мастера-графика предоставлял работы для оформления классических книжных изданий, напечатанных в гостипографии имени Ивана Федорова. В 1923-м на свет появилась книга великого русского поэта с 37 рисунками Бенуа.
Запоминающимися литературно-художественным произведениями живописца и теоретика считались картина «Аполлон и Дафна», а также издания «Азбука в картинках». Образы, в основанные на греческой и русской мифологии, пришлись по душе массе людей.
В 1910-х Бенуа проиллюстрировал повесть А. С. Пушкина «Пиковая дама». Серия завершенных картин отличалась детальной прорисовкой костюмов и городских пейзажей. Искушенным читателям казалось, что они попали в театр.
Автору удалось вызвать сильные эмоции благодаря многолетнему сотрудничеству с антрепризой Сергея Дягилева, известной под названием «Русские сезоны». Гастролируя вместе с артистами имперской оперы и балета в статусе худрука, Бенуа сформировал особый взгляд на изобразительное искусство и сделал живопись похожей на спектакль.
После Февральского переворота, приведшего к свержению монархии, Бенуа занимался охраной памятников старинного и классического искусства. Став главой картинной галереи петербургского Эрмитажа, художник создал актуальный каталог работ.
Вкладом сына архитектора в развитие русского искусства считалось оформление спектаклей, шедших на сцене столичных театров. Красочными декорациями славились балет «Петрушка» и оперетта «Женитьба Фигаро».
В начале 1920-х Александр Николаевич завершил работу над новым альбомом акварелей. 26 картин с авторским предисловием, послесловием и подписями получили название «Версаль»
Французский дворцово-парковый комплекс неизменно притягивал внимание живописца. Мастерство в изображении изящных пейзажей заслужило море похвал
Картины
- 1896 — «Вид на лестницу и террасу в Версале»
- 1896 — «Прогулка короля»
- 1896 — «Набережная Рейна в Базеле в дождь»
- 1897 — «У бассейна Цереры»
- 1897 — «Версаль. Людовик XIV кормит рыб»
- 1898 — «Маскарад при Людовике XIV»
- 1899 — «Церковь св. Екатерины в Санкт-Петербурге»
- 1900 — «У Монплезира в Петергофе»
- 1900 — «Петергоф. Купеческая лестница и Большом дворце»
- 1900 — «Петергоф. Фрейлинские дома»
- 1900 — «Петергоф. Львиный каскад и колоннада»
- 1900 — «Ораниенбаум. Кабинет «Обезьян» в павильоне Катальная гора»
- 1900 — «Карнавал на Фонтанке»
- 1905 — «Версаль. Аллегория реки»
- 1905 — «Служба у капеллы св. Варвары»
- 1906 — «Вечер»
- 1907 — «Парад при Павле I»
Работы в публичных коллекциях
- Соединенные Штаты
- Лос-Анджелес , Музей искусств округа Лос-Анджелес : Сопротивление , .
- Вашингтон : Памятник Ла Файетту , 1891 г., бронза.
- Франция
-
Каор :
- Памятник Леону Гамбетте , 1884 год .
-
Музей Каора Анри-Мартена :
- Посмертная маска по Гамбетте , 1882 , гипс;
- Бюст Леона Гамбетты , 1887 год .
-
Каркассон , Музей изящных искусств :
- Каин, несущий тело Авеля , 1875, холст, масло;
- Бюст Жака Гамлена , 1898 г., бронза.
- Шамбери : Ла Сассон , памятник Савойе, 1892 год.
-
Дижон , музей Маньена :
- Маски детей и женщин 1870-1900 гг .;
- Маска Луизы Аббемы , около 1879 года.
Модель монументальной группы Triomphe де ла Révolution , установленной в верхней части триумфальной арки Звезды , видна на этой фотографии , сделанной во время похорон на Виктора Гюго , тем31 мая 1885 г..
- Гренобль , Музей — де — Гренобль : Triomphe — де — ла Révolution , примерно 120 см , модель полноразмерного дерева и гипсовую модель (при 1: 1 шкала ) монументальной группы , представляющей собой колесницу . Запряженной лошадьми подготовки к полетам «Подавить Анархия и Деспотизм » , возведенный на вершине триумфальной арки Звезды с 1882 по 1886 год, когда он был снесен и удален, потому что, очень подверженный непогоде, он был унизительным и грозил разорением. Запланированная финальная монументальная бронза так и не была отлита.
- Марсель , сад Пюже: памятник аббату Дасси , 1892 г., мраморная группа.
-
Париж :
- Национальная школа изящных искусств : раненый Мезанс , сохраненный бесстрашием его сына Лауса , 1859 г., гипс.
- Универмаги Dufayel : Le Travail et l’Épargne , 1892, бронзовая группа, украшающая нишу в фасаде, текущее местонахождение неизвестно.
-
Музей Орсе :
- Победитель петушиных боев , 1864 г., бронзовая статуя;
- Тарцисий , христианский мученик , 1868 г., мраморная статуя;
- Азия , 1878 г., чугунная статуя, Всемирная выставка 1878 г. в Париже, одна из шести скульптур из серии украшавших дворец Трокадеро ;
- Танцовщица , 1896 г., мраморная статуя после гипса, изображающего жизнь на теле Клео де Мерод ;
- Триумф революции , около 1882 г., восковая модель, 97 × 130 × 99 см .
- Парк Монсо : Амбруаз Томас , 1902 год.
- площадь Бретей : Памятник Пастеру , 1908 г., мраморная группа, завершенная Виктором Петером и Луи Дюбуа после смерти Фальгьера.
- Дворец открытий : вдохновение, направленное на мудрость , конную скульптуру и барельеф.
-
Немур , замок-музей:
- Эмиль Гебхарт , 1861 г., гипсовый медальон, 12 см ;
- Эрнест Жиро , композитор, гипсовый медальон, 12 см .
-
Реймс , Музей изящных искусств :
- Клео де Мерод , 1900, мрамор;
- Диана , 1900 год, мрамор;
-
Руан :
- Фонтан-резервуар Сент-Мари : Л’Элеваж , Ла-Виль-де-Руан и сельское хозяйство , 1879, аллегорические группы в камне;
- Площадь Сен-Клеман : фонтан Жана-Батиста де ла Саль , 1875 г., бронзовая группа.
-
Тулуза :
- Церковь Сент-Жермен: Germaine de Pibrac , 1877 г., мрамор.
- Большой раунд : Победитель петушиных боев , 1864 г., бронза.
-
Музей Августина :
- Победитель петушиных боев 1864 г .;
- Швейцария приветствует французскую армию , 1874 г., терракота;
- Диана , 1882 г., гипс;
- Музыка 1889 г .;
- У дверей школы , 1889 г .;
- Женщина с павлином , 1890;
- Анри де Ла Рошжаклен , 1895 г., гипсовая статуя;
- Бегущая нимфа , мрамор.
- место Жорж-Гийемен : Памятник Бальзаку , 1902 г., камень.
- Place Wilson : памятник Гудули , 1898 год, спроектированный его ученицей Мерси и архитектором Полем Пужолем.
- Греция
Афины : Греция до лорда Байрона , 1896 г., статуя, изобретенная Анри Чапу, а затем скульптура после его смерти.
- Вьетнам
Хошимин : памятник Леону Гамбетте , 1892 год, копия памятника Каору. Он был сдан на хранение в 1955 году и больше не находится.
Приложения
Библиография
- Софи Моннере , Импрессионизм и его эпоха , т. 2, т. 1, Париж, Роберт Лаффон ,1987 г., 997 с. ( ISBN 2-22105412-1 ).
- В «Тулуза» оригинальные штукатурки и скульптуры XIX — го века , Тулуза, Музей августинцев, 1991 51 с.Каталог выставки 1 — го октября 1991 года по 6 января 1992 года Музей августинцев в Тулузе.
- Эммануэль Шварц, Скульптуры Школы изящных искусств в Париже. История, доктрины, каталог , Париж, Beaux-Arts de Paris , 2003.
- Серж Жерар , Роден, наглый человек , Париж, Пути,2004 г..
- Benoit Рождество и Жан Houmon , капитал художники Парижа XIX — го века , Париж, Иль Пресс,2006 г.( ISBN 2-95272140-8 ).
- Гийом Пенье, Словарь французских скульпторов необарокко (1870-1914) , Париж, CTHS, колл. «Формат п о 71 ‘2012 г., 559 с. ( ISBN 978-2-7355-0780-1 , OCLC , уведомление BnF п о ) , р. 233-244.
Иконография
- Александр Фальгьер, Автопортрет , 1885, холст, масло, Musée des Beaux-Arts d’Angers .
- Огюст Роден , Александр Фальгьер , 1897, бронзовый бюст, Париж , музей Родена .
5. Библиография
- Художественная выставка 1950 года. Живопись. Скульптура. Графика. Каталог. — М: Советский художник, 1950. — с.54.
- Выставка произведений ленинградских художников 1951 года. Каталог. — Л: Лениздат, 1951. — с.18.
- 1917 — 1957. Выставка произведений ленинградских художников. Каталог. — Л: Ленинградский художник, 1958. — с.27.
- Всесоюзная художественная выставка, посвященная 40-летию Великой Октябрьской социалистической революции. Каталог. — М: Советский художник, 1957. — с.61.
- Осенняя выставка произведений ленинградских художников 1958 года. Каталог. — Л: Художник РСФСР, 1959. — с.22.
- Выставка произведений ленинградских художников 1960 года. Каталог. — Л: Художник РСФСР, 1961. — с.34.
- Республиканская художественная выставка «Советская Россия». Каталог. — М: Советский художник, 1960. — с.67.
- Выставка произведений ленинградских художников 1961 года. Каталог. — Л: Художник РСФСР, 1964. — с.33.
- Ленинград. Зональная выставка. — Л: Художник РСФСР, 1965. — с.43.
- Наш современник. Зональная выставка произведений ленинградских художников 1975 года. Каталог. — Л: Художник РСФСР, 1980. — с.22.
- Изобразительное искусство Ленинграда. Каталог выставки. — Л: Художник РСФСР, 1976. — с.27.
- Справочник членов Союза художников СССР. Том 2. — М: Советский художник, 1979. — с.248.
- Выставки советского изобразительного искусства. Справочник. Том 5. 1954-1958 годы. — М: Советский художник, 1981. — с.377,387,535,549,638.
- Справочник членов Ленинградской организации Союза художников РСФСР. — Л: Художник РСФСР, 1987. — с.107.
- Peinture Russe. Catalogue. — Paris: Drouot Richelieu, 26 Avril, 1991. — p. 7,46-47.
- Связь времен. 1932 — 1997. Художники — члены Санкт — Петербургского Союза художников России. Каталог выставки. — Санкт — Петербург: ЦВЗ «Манеж», 1997. — с.296.
- Иванов С. В. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. — Санкт-Петербург: НП-Принт, 2007. — с.9, 367, 384, 388, 389, 393-396, 398, 399, 403. ISBN 5-901724-21-6, ISBN 978-5-901724-21-7.
- Юбилейный Справочник выпускников Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Российской Академии художеств. 1915 — 2005. — Санкт Петербург: «Первоцвет», 2007. — с.63. ISBN 978-5-903677-01-6.
биография
Фальгьера Победитель петушиных боев, книжная гравировка c. 1900, с добавлением драпировки
Фальгьер родился в Тулуза. Воспитанник École des Beaux-Arts, он выиграл Prix de Rome в 1859 г .; награжден почетной медалью на Парижский салон в 1868 г. и был назначен Офицер Почетного легиона в 1878 г.
Первый Фальгьер бронзовая статуя важно было Le Vainqueur au Combat de Coqs (Победитель Петушиные бои ) (1864), и Тарцисий в Христианин Мальчик-Мученик последовал в 1867 г .; оба были выставлены в Люксембургский музей и сейчас в Musée d’Orsay. Его более важные памятники — это Адмирал Курбе (1890) в Abbeville и знаменитый Жанна д’Арк
Другие работы включают канун (1880), Диана (1882 и 1891), Женщина и павлин (а. к. а. Юнона и павлин), и Поэтверхом на его Пегас расправить крылья для полета. Он лепил Танцор, на основе Клео де Мерод который сегодня также находится в Musée d’Orsay В 1870 году он участвовал в создании снежной скульптуры. Статуя сопротивления.
К этим работам следует добавить его памятники Кардинал Лавигери и чтобы Генерал де ла Файетт (в Вашингтоне, округ Колумбия), и его статуи Альфонс де Ламартин (1876 г.) и Сент-Винсент де Поль (1879), а также Оноре де Бальзак, который он выполнил за Société des gens de lettres об их отказе от этого Огюст Роден; и бюсты Каролус-Дюран и Эрнест Александр Оноре Коклен (1896).
Фальгьер был не только скульптором, но и художником. Его Борцы (1875) и Веер и кинжал (1882 г .; дерзкая испанка) были в Люксембурге, и другие важные фотографии Усекновение главы св. Иоанн Креститель (1877), В Сфинкс (1883), Ацис и Галатея (1885), Старушка и ребенок (1886) и На бойне быков.
Фальгьер тоже учил; среди его учеников были Фрэнсис Эдвин Элвелл, Эрнест Анри Дюбуа, Жюльен Коссе, Лоран Маркест, Анри Кренье и Теофиль Барро.
Фальгьер стал членом Institut de France (Académie des Beaux-Arts ) в 1882 г.
Фальгьер умер в Париже в 1900 году и был похоронен там в Кладбище Пер-Лашез, где его памятник установлен его учеником Маркистом.
Детство и юность
Биография Александра Николаевича Бенуа началась в Санкт-Петербурге весной 1870 года. Будущий художник появился на свет в семье главного архитектора и проектировщика Петергофа, академика Императорской Академии художеств Николая Леонтьевича Бенуа и его законной супруги Камиллы, дочери знаменитого строителя театров — итальянца Альберта Катериновича Кавоса.
Портрет Александра Бенуа. Художник Леон Бакст / «Наследие Александра Бенуа»
Предки, познавшие все грани мира изящных искусств, отдали мальчика на воспитание в учебное заведение при благотворительной организации «Человеколюбивое общество». Позже он поступил в частную школу Карла Ивановича Мая и стал одноклассником будущих единомышленников Дмитрия Владимировича Философова, Вальтера Федоровича Нувеля и Константина Андреевича Сомова.
В конце 1880-х Александр на правах вольнослушателя начал посещать занятия в санкт-петербургской Академии художеств. Считая, что дар живописца можно развить только с помощью постоянной практики, юноша не стал студентом престижного высшего учебного заведения.
Первые полотна он создавал дома под чутким руководством кровного брата Альберта. Знания по технике письма и особенностях построения композиции начинающий гений черпал из книг, в изобилии представленных в доме.
Родственники, видя, что молодой Бенуа, кроме способности писать, обладал рядом других талантов, не стали препятствовать поступлению на юридический факультет Санкт-Петербургского Императорского университета. Живописные работы, созданные в свободное от лекций время, Бенуа в первый раз показал на официальной выставке в 1893 году.
Студенты
- Гюстав Белард
- Эжен Бенэ (1863-1942)
- Жан Буше , с 1889 по 1894 год
- Антуан Бурдель
- Морис Буваль (1863-1916)
- Теофил Верблюд
- Пьер-Этьен Даниэль Кампания
- Камиль Кренье
- Огюст Давен
- Жан Дескомс
- Эрнест Анри Дюбуа
- Поль Дюкюэн (1867-1949)
- Джон Фланаган
- Ахилл Якопин
- Александр Ляпорт (1850-1904)
- Франсуа-Рауль Ларш (1860-1912), 2- я Римская премия 1886 г.
- Чарльз Луи Малрик
- Энн Мануэла
- Леон Олимп, Анна Мария Бернар , 2- е место в Риме, 1874 г.
- Лоран Маркест
- Жан-Мари Менге
- Антонин Мерси
- Альберт Паше
- Рафаэль Чарльз Пейр
- Денис Пуэч (1854-1942), с 1872 по 1884 год
- Жан-Дезире Рингель д’Иллзак
- Гастон Шнегг