Биография карла фридриха шинкеля

Эстетика[править | править код]

Несколько тем эстетических исследований Карла Шинкеля:

  • термины «нео» -классика, -готика, модерн: их релевантность и замыливание темы;
  • Последний великий архитектор (The Last Great Architect. Adolf Loos);
  • Карл Шпицвег и К.Ш;
  • Эзотерика К.Ш. и Кельнский собор;
  • Пустые стилизация пропагандируемого Давида Каспара (Caspar David Friedrich) и ёмкость КШ;
  • Камень и полотно в архитектуре К.Ш.
  • Усадьба Орловых «Отрада» Karl Friedrich Schinkel в России. Леваков И.А.;
  • Космология и инфернальные мотивы К.Ш.: декорации к «Магической Флейте» Моцарта, (сравни схема теории Ньютона Etienne-Louis Boullee cenotaph for Newton);
  • Классика против зверства — фигуры на входе в музей Пушкина Altemuseum;
  • К.Ш. и политика национальной памяти Германии (Schinkel and the Politics of German Memory: The Life of the Nuew Wache in Berlin. Wallis Miller)
  • идеи К.Ш. о классическом орнаменте (Schinkel’s ideas on classical ornament. Ontology and Representation in Karl B&8oml;tticher’s Theory of Tectonics. Mitchell Schwarzer);
  • Идея taxis К.Ш. и теория гармонии отношений (Dialectic of romanticism: a critique of modernism. David Roberts, Peter Murphy);
  • Идеи К.Ш. об отношении функция и декора (Schinkel’s conception shows that the later (modern) opposition between decoration and function is false. Parametric Patterns. Patrik Schumacher; цитирует Karl Friedrich Schinkel, Das Architektonische Lehrbuch, Deutscher Kunstverlag, Munich/Berlin, 2001, p.22, the text from 1805 remained an unpublished fragment during Schinkel’s time.)
  • Соан и Шинкел — представители двух наций (Soane and Schinkel: the representitivesof two nations. Paul Gao);
  • Концепт Лооса преступности орнамента и эстетика К.Ш. («Ornament And Crime,» Adolf Loos 1908. The lack of ornament in architecture was a sign of spiritual strength. Adolf Loos referred to the opposite, excessive ornamentation, as criminal — not for abstract moral reasons, but because of the economics of labor and wasted materials in modern industrial civilization. Adolf Loos argued that because ornament was no longer an important manifestation of culture, the worker dedicated to its production could not be paid a fair price for his labor. http://architect.architecture.sk/adolf-loos-architect/adolf-loos-architect.php Lnk]; Adolf Loos. Ornament und Verbrechen (1908) — фундаментальный онтологический проект модернизма. Характеристики Лооса: терапевтический нигилизм — Вильям Джонстон, эксперт по диссимуляции (утаиванию болезней) — Петер Альтенберг.);
  • общий демон Лооса и Шинкеля Link;

Биография [ править ]

Франц Людвиг Катель , Шинкель в Неаполе , 1824 г.

Марка со Старым музеем Шинкеля

Шинкель родился в Нойруппине , маркграфстве Бранденбург . Когда ему было шесть лет, его отец погиб во время катастрофического пожара в Нойруппине 1787 года. Он стал учеником архитектора Фридриха Гилли (1772–1800) (они стали близкими друзьями) и его отца Дэвида Гилли в Берлине . Вернувшись в Берлин из своей первой поездки в Италию в 1805 году, он начал зарабатывать себе на жизнь как художник. Когда он увидел картину Каспара Давида Фридриха « Странник над морем тумана» на Берлинской художественной выставке 1810 года, он решил, что никогда не достигнет такого мастерства в живописи, и обратился к архитектуре. [ необходима цитата ]Работая на сцене, в 1816 году он создал усыпанный звездами фон для появления « Königin der Nacht » в опере Вольфганга Амадея Моцарта « Волшебная флейта» , которая даже цитируется в современных постановках этого многолетнего произведения. После поражения Наполеона Шинкель руководил Прусской строительной комиссией. На этой должности он не только отвечал за преобразование все еще относительно не впечатляющего города Берлина в представительную столицу Пруссии, но также курировал проекты на расширенных прусских территориях от Рейнской области на западе до Кенигсберга на востоке, таких как Новый Альтштадт. Церковь .

С 1808 по 1817 год Шинкель реставрировал и реконструировал замок Розенау в Кобурге в стиле готического возрождения . Он также восстановил руины аббатства Чорин .

Карл Шинкель – прусский или немецкий архитектор?

В отношении того исторического факта биографии Карла Шинкеля, что он родился в Пруссии, но считается немецким архитектором, стоит отметить следующее: Королевство Пруссия существовало с 1701 года до его присоединения к Германской империи в 1871 году, в этот период король Пруссии был также германским императором. Карл Шинкель работал в этот период. Позже, во времена Третьего рейха, Пруссия утратила свое значение, а после окончания Второй мировой войны и капитуляции Гитлера исчезла как географическое понятие и государство.

Однако история и значение прусского государства, и особенно его роль в немецкой и европейской истории, огромны. Государственных символов Пруссии три: Кенигсбергский замок, вокруг которого зародилась государственность, Кенигсбергский собор, являющийся главным христианским храмом лютеранского вероисповедания и во дворе которого похоронен Иммануил Кант, и Бранденбургские ворота, известные как «Ворота в мир».


Церковь Святого Николая в Потсдаме, Германия, построенная Карлом Фридрихом Шинкелем, Людвигом Перциусом и Фридрихом Августом Штулером, 1830-1850 гг.

Благодаря своей современной армии Пруссия сыграла огромную роль во второй половине XIX века и завоевала превосходство над другими германскими государствами. В значительной степени он был основой Германского Союза, а затем и Германской империи.


Церковь Фридрихсвердер (Хоринское аббатство), 1824-1831гг.

Историческая столица Пруссии — Кенигсберг, а государства — после образования Прусского королевства — Берлин. В Берлине находятся главные постройки Карла Шинкеля, как архитектора. Это уникальные архитектурные и исторические памятники, такие как Театр Шаушпильхаус на площади Жандарменмаркт, Нойе Вахе на бульваре Унтер ден Линден, Старый музей (Altes Museum) и многие другие.


Строительство в Берлинском замке, 2016 г. Справа памятник Карлу Фридриху Шинкелю

Как уже упоминалось, Шинкель помимо проектирования зданий, занимался и внутренней архитектурой.

Таланты Карла Шинкеля

Врожденное чувство перфекционизма прочно удерживало его на земле, и Карл Шинкель не воспринимал себя хорошим художником до конца жизни, хотя знатоки хвалили его картины. Свои образы и «картины» Шинкель трансформировал в архитектуру и дизайн. Он достиг такой высоты творческого воображения, что его можно считать гением неоклассицизма. По многочисленным талантам и интересам Шинкеля по праву можно сравнить с великим Леонардо да Винчи.


Портрет Марии, дочери архитектора Карла Шинкеля, 1816г.

Талант Шинкеля был замечен, и в 1815 году королем Фридрихом Вильгельмом III он был назначен королевским архитектором, а в 1830 году возглавил Прусскую службу общественных работ. На этой должности он руководил реконструкцией Берлина в современную столицу, а также различными проектами на прусских территориях от Рейна до Кенигсберга.

За все время своей активной деятельности Шинкель написал несколько теоретических работ. Известно, что он мечтал сделать реконструкцию Акрополя в Афинах и дворца Орианда в Крыму.

В то же время Карл Шинкель был автором монет, медали «Железный крест» и мебели в стиле, который стал основополагающим для более позднего стиля бидермейер.


Железный крест по проекту Карла Фридриха Шинкеля

Удивительно, каким неутомимым духом творчества обладал этот человек. Наряду со всеми своими постройками, реконструкциями, произведениями и картинами он также интересовался исполнительским искусством и был художником-постановщиком многих спектаклей, в том числе нескольких пьес Гёте.

Бранденбургские ворота

Мало кто знает, что имя Шинкеля связано с более поздней реконструкцией Бранденбургских ворот (Brandenburger Tor) — исторического символа Германии и Берлина. Триумфальная арка была построена между 1789 и 1791 годами. Проект знаменитого Карла Ланганса. Во время наполеоновских войн Наполеон привез в Париж триумфальную корону богини Виктории, которая стояла на вершине арки.


Бранденбургские ворота — исторический символ Берлина и Германии

После краха императора корона была возвращена и реконструирована Карлом Шинкелем. Сегодня Бранденбургские ворота триумфально символизируют единую Германию.

Стиль [ править ]

Поэтажный план

Замок у реки ( Schloß am Strom ), 1820 г.

Gotische Kirche auf einem Felsen am Meer , 1815 г.

Памятник Шинкелю

Стиль Шинкеля в его наиболее продуктивный период определяется поворотом к греческой, а не имперско-римской архитектуре, попыткой отвернуться от стиля, который был связан с недавними французскими оккупантами. (Таким образом, он является известным сторонником греческого возрождения .) Он считал, что для того, чтобы избежать бесплодия и иметь душу, здание должно содержать элементы поэтики и прошлого и вести с ними беседу.

Его самые известные сохранившиеся здания находятся в Берлине и его окрестностях. К ним относятся Neue Wache (1816–1818 гг.), Национальный памятник Освободительной войны (1818–1821 гг.), Schauspielhaus (1819–1821 гг.) На Жандарменмаркт , который заменил более ранний театр, который был разрушен пожаром в 1817 г., и Старый музей на Музейном острове (1823–1830). Он также провел улучшения дворца наследного принца и замка Шарлоттенбург.. Шинкель также отвечал за внутреннее убранство ряда частных берлинских резиденций. Хотя сами здания уже давно разрушены, части лестничной клетки из дома Вейдингера удалось спасти и встроить в Николайхаус на Брюдерштрассе. и его формальный обеденный зал во Пале-ам-Фестунгсграбен .

Между 1825–1827 гг. Он сотрудничал с Карлом Теодором Оттмером в оформлении Берлинской певческой академии для Sing-Akademie zu Berlin . С 1952 года он носит название Театр Максима Горького .

Позже Шинкель полностью отошел от классицизма, приняв неоготику в своей церкви Фридрихсвердера (1824–1831). Bauakademie Шинкеля (1832–1836), его самое новаторское здание, избегает историцистских условностей и, кажется, указывает путь к чистой «модернистской» архитектуре, которая станет заметной в Германии только к началу 20 века.

Шинкель умер в Берлине, провинция Бранденбург .

Шинкель, однако, известен как своими теоретическими работами и своими архитектурными проектами, так и относительно небольшим количеством зданий, которые были фактически выполнены по его проектам. Некоторые из его заслуг лучше всего проявляются в его невыполненных планах преобразования Афинского Акрополя в королевский дворец для нового Королевства Греции и возведения дворца Орианда в Крыму . Эти и другие проекты можно изучить в его Sammlung architektonischer Entwürfe (1820–1837) и его Werke der höheren Baukunst (1840–1842; 1845–1846). Он также разработал знаменитую медаль Железного креста Пруссии, а затем Германии.

Однако высказывались предположения, что из-за сложных политических обстоятельств — французской оккупации и зависимости от прусского короля — и его относительно ранней смерти, которая помешала ему увидеть бурную индустриализацию Германии во второй половине XIX века, он не смог реализовать истинный потенциал, проявленный его эскизами.

Биография

Ф. Л. Катель (b) . Шинкель в Неаполе. 1824. Холст, масло. Старая национальная галерея (b) , Берлин

Карл Фридрих Шинкель родился в семье архидиакона (b) (нем. (b) Archidiakon) лютеранской церкви. Когда ему было шесть лет, его отец погиб во время катастрофического пожара в Нойруппине 1787 года. Позднее Шинкель переехал в Берлин (b) , где с 1799 года изучал архитектуру в проектной мастерской Давида Жилли Старшего (b) и его сына Фридриха Давида Жилли (b) (все трое стали друзьями), и в только что основанной (в 1799 году) Берлинской строительной академии (b) (Bauakademie). Одновременно работал живописцем на Берлинской королевской фарфоровой мануфактуре. В 1803—1805 и в 1820-х годах путешествовал по Италии (b) , позднее был во Франции (b) , в 1826 году — в Англии (b) .

Вернувшись в Берлин из своей первой поездки в Италию, Карл Фридрих стал зарабатывать на жизнь живописью, писал пейзажи (b) , исторические сцены, создал немало ландшафтных диорам и панорам. Увлекался музыкой, изучал немецкое средневековое искусство. Когда он увидел картину Каспара Давида Фридриха (b) «Странник над морем тумана (b) » (первый вариант) на художественной выставке в Берлине 1810 года, он решил, что никогда не достигнет такого мастерства в живописи, и обратился к графике и архитектуре. В 1811 году освоил технику литографии (b) . Работая для Берлинской оперы, в 1816 году Шинкель создал декорационный фон «Зала звёзд» во дворце «Царицы ночи» для постановки оперы Вольфганга Амадея Моцарта «Волшебная флейта (b) ». Эта работа Шинкеля воспроизводилась в течение многих лет. Он также создавал оформление мизансцен и для других постановок («Ундина», «Фауст», Музей Шинкеля, Берлин).

В 1810 году по предложению Вильгельма фон Гумбольдта (b) Шинкеля назначили асессором Прусской строительной депутации. Он вошёл в состав Главной комиссии по делам строительства. В 1811 году стал членом Берлинской академии архитектуры, в 1838 году стал главным архитектором королевской семьи. В качестве главы департамента работ Прусского государства и архитектора королевской семьи он проектировал главные берлинские постройки того времени. На этой должности он отвечал не только за преобразование города Берлина в представительную столицу Пруссии, но также курировал проекты на расширенных прусских территориях от Рейнской области на западе до поселения Альтштадт (Кёнигсберг) (b) на востоке. Его деятельность в сфере архитектуры и строительства привела к возникновению «школы Шинкеля» (нем. (b) Schinkelschule), из которой вышли его последователи Людвиг Персиус (b) и Август Фридрих Штюлер (b) .

Европа[править | править код]

Понимание масштаба Карла Шинкеля можно получить вставив его в контекст общеевропейских форсируемых и подавляемых дегенератами направлений культуры:

  • советизация-кретинизация программы EUREKA (80-е годы) и мега-издательство Шпрингер — в сети иногда попадаются тематические блоки в сотни статей, например по искусственному интеллекту физике и постоянный поток книг в открытом (сером) доступе;
  • рассовое уничтожение и пидоризация Европы после падения Белинской Стены;
  • акция в Норвегии по ликвидации детей элиты (см. анализ Галковского Link1, Link2, Link3, Link4, Link5, Link6)
  • Швеция как штаб ядерной платформы Британии в СССР Галковский;
  • землевладельцы Франции из Британии (Галковский);
  • стирание из германского философского языка элинизмов и латинизмов (мета-проект «Феноменологии духа» Гегеля );
  • преемственность III Рейха и Карл Шинкеля;
  • тема Карла Шинкеля дает понимание почему армия искусствоведов, эстетиков, культурологов не дает никакого результата (… или нам они неизвестны).
  • фраза «неизвестный XIX век» — в смысле закрытый XIX век: начиная от эфирных, виталиских теорий, электродинамики Маквсвела, двигателей Кили и до К.Ш.?

Карл Фридрих Шинкель и Россия

Общая атмосфера романтизма и национально-романтические течения в искусстве разных стран в первой трети XIX века, а также тесные связи берлинского и российского императорских домов, объясняют распространение художественных идей и форм прусского эллинизма в России. Для берлинцев знаменательными событиями были бракосочетание в 1817 году российского великого князя (b) Николая Павловича (b) (будущего императора Николая I) и дочери прусского императора Фредерики Луизы Шарлотты (в православии Александры Фёдоровны). В 1829 году император Николай I с супругой посетили Берлин. В честь их приезда устроили праздник в Потсдаме в форме рыцарского турнира, который приурочили к дню рождения Шарлотты — 13 июля. Праздник назвали «Волшебство Белой Розы». Главным художником-декоратором праздника был К. Ф. Шинкель.

По возвращении в Россию император подарил супруге парк в Петергофе, названный её именем —Александрией. Близ парка, в Знаменке, на берегу Финского залива, архитектор А. И. Штакеншнейдер (b) , испытавший влияние творчества Шинкеля, построил Ренеллу («Песочницу») — «готический домик» (1846) по образцу южно-италийской виллы в Палермо (b) на о. Сицилия, где гостила императорская семья.

В Александрии, на склоне холма по проекту Шинкеля построили «Готическую капеллу (b) » (1831—1834) — стилизацию под средневековую постройку, в которой соединились элементы английской и германской готики. Эти и другие постройки середины XIX века в неоготическом стиле, включая мебель мастерской братьев Гамбс, и многое другое, обобщают понятием «николаевская готика».

Чугунная ограда Аничкова моста (b) в Санкт-Петербурге с изображениями наяд и тритонов по заказу императора Николая I скопирована с перил Дворцового моста (b) в Берлине (b) , построенного Шинкелем в 1824 году.

Карл Фридрих Шинкель по заказу императрицы Александры Федоровны разрабатывал проект императорской резиденции в Ореанде (b) (1838). Императрица хотела иметь «Южную Александрию», дворец наподобие Шарлоттенхофа (b) в Сан-Суси, но больших размеров. Шинкель предложил возвести огромное здание — Новый Акрополь — как бы вырастающее из скалы, круто обрывающейся к морю. Внутренние помещения должны были быть отделаны в стиле помпейских (b) вилл (b) . Богатейшая роспись стен, скульптура (b) из различных видов мрамора (b) в атриуме (b) и галереях (b) , фонтаны (b) , тропическая зелень внутренних двориков по замыслу зодчего должны были подчеркивать необычность и роскошь императорской резиденции. Проект оказался слишком дорогим и его отдали архитектору А. И. Штакеншнейдеру. Многие проекты Шинкеля по указанию императора и императрицы Штакеншнейдер использовал для реализации придворных заказов в Петербурге.

В 1806 году для безопасности плавания на горе Швальбенберг (ныне — гора Прохладная (b) ) у города-порта Пиллау (b) (ныне — Балтийск (b) ) по проекту Шинкеля был установлен специальный знак, служивший более века навигационным ориентиром. Силуэт из красного камня в виде раскрытой книги был виден далеко в море. Автором проекта маяка в Пиллау, построенного в 1816 году, некоторые также считают Шинкеля. Шинкель окончательно оформил предложенный королём Фридрихом Вильгельмом III (b) вариант военной награды за храбрость — Железного креста (b) , которым были награждены, в частности, члены немецко-русского легиона (b) , принимавшего участие в Освободительной войне в Германии (b)

История жизни Карла Фридриха Шинкеля

Длинный ряд из восемнадцати ионических колонн на фасаде — подражание форме греческой стои. Статуи аттика символизируют триумф цивилизации над варварством — идеал, к которому, по убеждению Шинкеля, должны стремиться искусство и архитектура. 

Латинская надпись на антаблементе гласит «Фридрих Вильгельм III основал этот музей для изучения всевозможных античных предметов и свободных искусств в 1828 году». 

Церковь Святого Николая в Потсдаме

Влияние греческого стиля заметно и во многих других произведениях Шинкеля, большинство из которых находится в Берлине здание новой Караульни (1816-1818); внушительный кубовидный массив, который украшает величавый шестиколонный дорический портик; Драматический театр (1819-1821), более стройный по пропорциям, изящный в отделке; Дворцовый мост; боковые пристройки к Потсдамским воротам в Берлине (1836-1840); дворцы наследного принца прусского и принца Карла; астрономическая обсерватория; инженерное и артиллерийское училища; Николаевская церковь и Казино в Потсдаме; Аугустеум в Лейпциге. 

После поездки в Англию обостряется интерес Шинкеля к готике, в духе которой он строит Вердерскую церковь (1825-1828), замки Курник и Бабельсберг, близ Потсдама, ратуши в Циттау, берлинские дворцы принца прусского на Парижской площади, дворец графа Редерна и памятник на Крейцберге. 

Готическая капелла.

В последнее десятилетие в творчестве Шинкеля наступает перелом. Именно с этим периодом творчества связан культ Шинкеля в среде архитекторов Немецкого Веркбунда. Требования жизни приводят его к проектам нового типа, связывающим творчество великого зодчего с рационалистическими тенденциями архитектуры эпохи модерна. Подобными чертами отмечены некоторые произведения Шинкеля, созданные им после поездки в Англию, где на него произвели большое впечатление фабричные здания, построенные из красного кирпича, лишенные всяких архитектурных деталей. Восприятие Шинкелем этих утилитарных построек было чисто эстетическим; его привлекли простота и ясность формы этих сооружений. 

Отказываясь от стилизации под готику и классической системы, он создает проекты магазина и библиотеки, строит здание строительной академии в Берлине (1831-1835). Ее гладкие кирпичные стены, расчлененные небольшими выступами, украшенные изразцовыми орнаментами, предвосхищали постройки новейшего периода. 

Замок Бабельсберг

Шинкель положил начало «кирпичному стилю», распространившемуся в архитектуре большинства европейских стран. Архитекторы, позже строившие здания с фасадами из красного кирпича, не всегда придерживались тех лапидарных форм, которые были завещаны Шинкелем. Однако эстетика простоты, единообразия ритмического членения фасадов,которую Шинкель сумел увидеть в промышленных зданиях Англии и воспроизвести в своих постройках, сохранила влияние в европейской архитектуре второй половины XIX века, особенно в архитектуре Германии. 

Созданные Шинкелем эскизы фресок, написанных после его смерти под руководством Корнелиуса в Берлинском музее, равно как и ряд его ландшафтных картин и рисунков, доказывают, что он мог бы быть первоклассным мастером живописи, если бы имел достаточно времени основательно изучить ее и специально заниматься ею. Берлинские театры были обязаны ему не только многими написанными по его эскизам и под его надзором красивыми декорациями, но и основанием целой школы искусных декораторов, из которых особенно прославился К. Гропиус (младший). Немаловажную пользу принесли архитектуре и художественной промышленности изданные Шинкелем увражи. Лоде в 1835-1837 годах издал сборник созданных Шинкелем рисунков мебели. 

Памятник Шинкелю в Нойруппине

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: