Андрей Рублев
Андрей Рублев – самый известный русский иконописец. О нем мало, что известно. Есть предположение, что он родился в семье ремесленников. Принял монашеский постриг, тогда и получил имя Андрей.
Первые упоминания о нем датированы 1405 годом. Он участвовал в росписи стен Благовещенского собора в Московском Кремле.
У Рублева свой стиль, не похожий на другие. Его иконы наполнены гармонией, в них нет трагизма. Свою жизнь художник отдал на служение Богу.
Его последняя работа не сохранилась, Рублев трудился над фресками для Спасского Собора. Он не успел их закончить, заболел чумой и вскоре скончался.
Самые известные иконы: «Троица», «Христос-вседержитель», «Вознесение Господне».
Примечания[править | править код]
- ↑ 123456Кондаков С. Н. Савицкій, Константинъ Аполлоновичъ // Список русских художников. К юбилейному справочнику Императорской Академии Художеств = Списокъ русскихъ художниковъ. Къ юбилейному справочнику Императорской Академіи Художествъ. — СПб.: Товарищество Р. Голике и А. Вильборг, 1915. — Т. 2. — С. 173—174. — 459 с.
- стипендиат Императора Александра II
- ↑ 12Рогинская Ф. Г. Список членов Товарищества передвижных художественных выставок // Товарищество передвижных художественных выставок. — М.: Искусство, 1989. — 429 с. — 30 000 экз. — ISBN 5-87685-054-3.
- Савицкий, Константин Аполлонович // Ремень — Сафи. — М. : Советская энциклопедия, 1975. — С. 483. — (Большая советская энциклопедия : / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 22).
- Киричек М. С. Родился на Франковке, точнее, на Бароновке… (рус.) // «Таганрогская правда» : газета. — Таганрог: МУП «Редакция газеты „Таганрогская правда“», 1995. — Вып. от 11 февраля. — С. 7.
- Алексеев В. Константин Савицкий «Крутой спуск» (рус.) // krugozor.org. Архивировано 24 апреля 2013 года.
- ↑ 123Булгаков Ф. И. Савицкій, Константинъ Аполлоновичъ // Наши художники. Живописцы, скульпторы, мозаичисты, гравёры и медальеры на Академических выставках последнего 25-летия. — СПб.: Типография А. С. Суворина, 1890. — Т. 2: (Л—Я). — С. 136. — 298 с.
- ↑ 12Веретенников В. Художник Савицкий в Динабурге (рус.) // ХРОНОС – всемирная история в интернете : портал.
- Дементьева Оксана. Константин Савицкий: «Некрасов в живописи» (рус.) // Час : газета. — Рига, 2010. — Вып. от 4 июня. — ISSN 1407-6640. (недоступная ссылка)
- Иванчикова О. А., Сазонов В. П. Савицкий, Константин Аполлонович // Пензенская энциклопедия / Гл. ред. К. Д. Вишневский. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2001. — 759 с. — ISBN 5-85270-234-X. Архивная копия от 2 ноября 2012 на Wayback Machine
- Колпакиди А. И., Серяков М. Л. Селивёрстов Николай Дмитриевич (1830 г., Симбирская губ. — 17 октября 1890 г., Париж) // Щит и меч. Руководители органов государственной безопасности московской Руси, Российской империи, Советского Союза и Российской Федерации. Энциклопедический справочник. — М.; СПб.: Олма-пресс: Нева, 2002. — 736 с. — ISBN 5765414974.
- Фатыхова А., Шишлов С. К 100-летию Пензенской областной картинной галереи (рус.) // Пензенский временник любителей старины : журнал. — Пенза, 1992. — № 4. — С. 31—32.
- ↑ 123Димаков Д. Венок Савицкому (рус.) // Пензенский временник любителей старины : журнал. — Пенза, 1992. — № 4. — С. 24—26.
- Грандковский Н. К. и Коровин П. И. Коллективное заявление в Московское общество любителей художеств о назначении пенсии Савицкой Валерии Ипполитовне, жене Савицкого Константина Апполоновича // РГАЛИ. Ф. 660. Оп. 1. Ед. хр. 1251. 3 л.
- Каминская М. Шишкин, мишки, Таганрог. Константин Савицкий является автором медведей на работе И. Шишкина «Утро в сосновом бору» (рус.) // Наше время : газета. — Ростов-н/Д, 2007. — Вып. от 26 января. — С. 13.
- Шишкин Иван Иванович. Утро в сосновом лесу (рус.). — М.: Государственная Третьяковская галерея. Архивировано 9 марта 2016 года.
- Два автора одной картины «Утро в сосновом лесу» (рус.) // House of Art. — 2012. — Вып. от 13 июня.
- Савицкого улица (1950) (рус.). городской краеведческий портал «Солнечный город Пенза». Дата обращения 27 сентября 2013. (недоступная ссылка)
- ГУК «Пензенская областная картинная галерея имени К. А. Савицкого» (рус.). Художественные музеи и картинные галереи России . Отдел художественных музеев России Государственного Русского Музея. Дата обращения 27 сентября 2013. (недоступная ссылка)
- Пензенское художественное училище К. А. Савицкого (рус.). Информационное агентство «PenzaNews». Дата обращения 27 сентября 2013.
- В Пензе установлен памятник живописцу Константину Савицкому (рус.). Информационное агентство «PenzaNews» (31 октября 2011). Дата обращения 27 сентября 2013.
Нижегородская выставка
После поездки на север С. Мамонтов привлек художника к организации выставки, призванной познакомить зрителя с жизнью и бытом северян. К. Коровин сделал проект деревянного павильона, приложил немало сил, чтобы украсить его различными панно, чучелами животных и птиц, связками сушеных рыб, лишайником. В целом он был доволен такой творческой и необычной работой, которая вызвала отклик у многих. После этого его назначили организатором «Русской деревни» на Всемирной выставке в Париже. Константин Коровин получил признание в Европе, был награжден золотыми и серебряными медалями и орденом Почетного легиона.
Винсент ван Гог
«Что такое рисование? Это умение пробиться сквозь железную стену, которая стоит между тем, что ты чувствуешь, и тем, что ты умеешь» – Винсент ван Гог.
Нидерландский художник-постимпрессионист. Главным в живописи для него был цвет – он смешивал основные цвета с дополнительными, что позволяло ему получать поразительный эффект. Ранние работы насыщены яркими и позитивными цветами, а более поздние – трагическими цветовыми диссонансам, с помощью которых он выражал весь тот негатив, который охватил его разум и сердце.
Самые известные картины: «Звездная ночь», «Автопортрет», «Едоки картофеля», «Звездная ночь над Роной», «Ирисы», «Автопортрет с перевязанным ухом», «На пороге вечности», «Подсолнухи», «Ветки цветущего миндаля».
Безответная любовь и смерть близких ввели художника в состояние глубокой депрессии, из которого его могло вывести только искусство. Он имел средства на холсты, краски и натурщиц благодаря помощи своего брата, а во всем остальном он себя сильно ограничивал ради возможности творить. Яркое и радостное изначально искусство художника со временем превратилось в нечто темное, угнетающее и поистине трагическое.
Душевное состояние художника ухудшалось с каждым годом, однако он писал картины даже между обострениями своей болезни в лечебнице для душевнобольных, где создал несколько своих главных шедевров. Конец своей жизни ван Гог провел в небольшой деревне под Парижем, вид которой стал для него настоящим источником вдохновения: он работал с утра до ночи, исполнив за последние два месяца жизни 70 картин и 32 рисунка. Однако, несмотря на такой творческий подъем, вскоре он, окончательно отчаявшись, убил себя выстрелом из пистолета.
Где почитать о художнике: И. Стоун «Жажда жизни», Р. Уоллэйс «Мир ван Гога», А. Перрюшо «Жизнь ван Гога», В. ван Гог «Письма к брату Тео».
«Черный квадрат», 1915
«Черный квадрат», Казимир Малевич, 1915
Художник
Казимир Малевич родился вКиеве, попроисхождению был поляком. Он увлекся рисованием еще вдетстве, первую масштабную картину написал в16 лет. Дважды пытался поступить вМосковское училище живописи, ваяния изодчества идважды получал отказ.
Малевич создал уникальное направление вабстракционизме— супрематизм. Занимался разработкой теоретического фундамента этого течения, писал философские труды, преподавал живопись.
История
Идея произведения и супрематизма в целом возникла вдекабре 1913 года. Тогда Казимир Малевич рисовал эскизы декораций кфутуристической опере, где изобразил черный квадрат как противоположность солнечному кругу. Позже Малевич написал Черный квадрат в1915 году наряду сдругими картинами для футуристической выставки. Сам художник датировал работу 1913 годом иназывал ееосновным супрематическим элементом. Датой создания полотна он считал год его придумки.
Простота изображения отражала суть картины— Черный квадрат означал новую веху вживописи, точку отсчета, нуль форм. Вместе сэтим полотном Малевич написал также Черный круг иЧерный крест, которые также легли воснову супрематической системы.
Стиль
Супрематизм развился изабстракционизма ибыл попыткой окончательно уйти отпредметности. Помнению Малевича рисование снатуры также примитивно, как инаскальная живопись.
Супрематизм стремился уравнять художника иприроду— они некопируют, асоздают снуля. Основными инструментами художника стали лишь цвет ипростейшие геометрические фигуры.
Интересные факты
- Помимо первоначального Черного квадрата 1915 года были написаны еще три авторских повторения картины. Оригинальное полотно хранится посей день вТретьяковской галерее.
- В2015 году ученые нашли ирасшифровали надпись накартине Черный квадрат. Она звучит так: Битва негров втемной пещере. Надпись предположительно наспех сделана самим Малевичем иотсылает кчерному полотну художника Альфонса Алле Битва негров впещере глубокой ночью, 1882 год.
Портреты
Изображение человека всегда было самым широким способом передать его сущность, настроение и характер. Русская живопись полна прекрасных работ в этом жанре, они максимально концентрируются на выражении лица, глазах и одежде человека, чаще всего, не отвлекая зрителя деталями фона.
Неизвестная — Иван Крамской
Неизвестная — Иван Крамской, 1883
Русская «Джоконда» — так называют эту картину многие разбирающиеся люди. Изюминкой работы стала тайна, которая, кажется, стоит за этой симпатичной девушкой. Ее гордый стан и надменный взгляд очаровывают и удивляют, а легкая улыбка добавляет волнительных ноток этому шедевру русской портретной живописи.
За туалетом — Зинаида Серебрякова
За туалетом. Автопортрет — Зинаида Серебрякова. 1909
Автобиографический портрет знаменитой художницы вроде не содержит в себе чего-то особенного. Простые линии, четкая фигура и простое действие — расчесывание волос, однако, из-за теплоты, той самой простоты и солнечности всей картины, она завораживает любого, кто на нее посмотрит.
Девочка с персиками — Валентин Серов
Девочка с персиками, картина Валентина Серова
Удивительно, но на момент написания произведения художника раскритиковали. Это случилось из-за слишком смелых идей, к которым мир русской культуры был еще не готов. Сейчас же знаменитая розовощекая девочка с персиком в руке один из символов классической отечественной живописи.
Все это благодаря уникальной миловидной внешности натурщицы, которую так искусно перенес Серов на холст. Также, работа наполнена светом и мягкими тонами, придающие портрету еще большей нежности и легкости.
Всадница — Карл Брюллов
Всадница — Карл Брюллов, 1832
Благодаря правильной расстановке моделей и окружающего их пространства «Всадница» считается идеалом портретов того времени. А яркие и насыщенные краски и трепетная детализация делают ее еще более запоминающейся.
После Брюллова многие стали писать подобные работы, но сделать лучше, известнее и качественнее не выходило.
Аленушка — Виктор Васнецов
Аленушка — Виктор Васнецов, 1881
Оживление сказочного персонажа удалось художнику на славу. Аленушка предстала перед публикой живой и реальной девушкой, которая просто присела у речки, чтобы подумать о чем-то своем. За такой талантливый и нестандартный подход картина и получила любовь, как простого народа, так и критиков. К тому же, именно эта картина одна из самых известных русских картин на Западе.
Портрет Марии Лопухиной — Владимир Боровиковский
Портрет Марии Лопухиной — Владимир Боровиковский, 1797
Официальное признание всемирным шедевром объясняется абсолютным эстетизмом, воплощенным в силуэте этой женщины. В народе же ее, не зная всех тонкостей искусства, полюбили просто за то, что она очень изящна и приятна глазу своими нежными светлыми красками.
Неутешное горе — Иван Крамской
Неутешное горе — Иван Крамской, 1884
Ужасающая сцена развернулась на одном из полотен художника — женщина потеряла своего ребенка. Так эмоционально сильно, страшно и до безумия печально смог передать ситуацию Иван Крамской, что картина тут же собрала массу почтительных отзывов.
Не проникнуться бедой этой несчастной матери просто невозможно, она поражает до глубины души и точно не оставляет равнодушным.
За чаем — Константин Маковский
За чаем — Константин Маковский, 1914
Художник изобразил забавную сцену, на которой молодая женщина наслаждается чаепитием. Удивительно, но раньше этот напиток позволить себе могли только очень зажиточные люди, потому эта девушка и выглядит столь счастливой и довольной, смакуя каждый глоток.
Работа цепляет своей непринужденностью и простотой, приятно видеть такую симпатичную молодую женщину, которая просто наслаждается чаем.
Портрет Е. И. Нелидовой — Дмитрий Левицкий
Портрет Е. И. Нелидовой — Дмитрий Левицкий, 1773
Несмотря на то, что на произведении изображена богатая девушка в роскошном платье с модной прической, художник не забыл и о внутренних качествах красавицы. Левицкий тонко прочувствовал грань между угождением заказчику и передачи истинного характера героини. Совместив все это, он и создал шедевр русской портретной живописи.
Рафаэль Санти
«Надо писать природу не такой, какова она есть, а такой, какой она должна быть» – Рафаэль Санти.
Итальянский живописец и архитектор. Его работы полны спокойствия, а техника основана на сбалансированности, легкости и свежести письма, единстве композиции. Отличительной чертой, позволившей ему достичь успеха, являлась способность буквально впитывать в себя все самое лучшее, что он находил в работах других великих мастеров.
Самые известные картины: «Свадьба Богородицы», «Святой Георгий и дракон», «Диспут», «Портрет Кастильоне», «Триумф Галатеи», «Прекрасная садовница», «Преображение», «Сикстинская Мадонна», «Афинская школа».
Рафаэль написал множество знаменитых картин мадонн, которые известны всему миру, а его работа «Прекрасная садовница» воплотила самые светлые идеалы гуманизма итальянского Ренессанса. Знаменитые «станцы» Рафаэля сделали поклонником его творчества самого Папу. Его главный шедевр – картина «Сикстинская мадонна» – считается одним из величайших мировых творений. Когда Рафаэль неожиданно умер, многие его современники восприняли его смерть равнозначной смерти искусства в принципе – настолько великим и признанным был его талант во все времена.
Где почитать о художнике: К. д’Орацио «Таинственный Рафаэль», С. М. Брилиант «Рафаэль Санти. Его жизнь и художественная деятельность», М. Н. Гордеева «Рафаэль Санти», К. Тойнс «Рафаэль».
Второй семейный союз
Встреча на балу с молоденькой красавицей Юлией Летковой в следующем, 1874 году утешит художника. Он, страстный и настойчивый мужчина, добился согласия и едва смог дождаться её 16-летия, чтобы жениться (ему было 36). Константин Егорович обожал свою Музу, написал уйму её портретов, обязательно вставлял личико супруги и в многолюдные полотна. Первая дочь Маковских умерла, заболев скарлатиной. Ей не было и года. Оправившись от горя, Юлия Павловна родила сына Сергея, позже дочь Елену и сына Владимира. Идиллическая обстановка в семье, щебетанье детей, бесконечные разговоры об искусстве были отрадой «Блистательного Константина» (так его называли в обществе), счастливого баловня судьбы. Но гром в образе новой влюблённости прогремел внезапно.
Леонардо да Винчи
«Живописец, бессмысленно срисовывающий, руководствуясь практикой и суждением глаза, подобен зеркалу, которое отражает все противопоставленные ему предметы, не обладая знанием их» – Леонардо да Винчи.
Итальянский художник и ученый, изобретатель, родоначальник многих отраслей современной науки. Творил, применяя к своим работам экспериментальный подход и используя точные науки.
Самые известные картины: «Мона Лиза», «Тайная вечеря», «Витрувианский человек», «Спаситель мира», «Дама с горностаем», «Иоанн Креститель», «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом», «Автопортрет».
Его интересы никогда не ограничивались одной лишь живописью, он преуспел во многих областях человеческого знания, которые нашли свое отражение во множестве записей и иллюстраций его гениальных мыслей и наблюдений.
Все картины Леонардо да Винчи поражают оригинальностью своего замысла и совершенством мастерства. Он исполнил роскошную икону для алтаря капеллы Непорочного Зачатия и написал картину «Мадонна Литта», которая служит наглядным образцом искусства Ренессанса. Его работа «Дама с горностаем» изменила подход к написанию портретов, а фреска «Тайная вечеря» и улыбка Моны Лизы поистине являются одними из самых известных произведений во всем мире.
Где почитать о художнике: У. Айзексон «Леонардо да Винчи», Р. Уоллэйс «Мир Леонардо», Л. да Винчи «Дневник Леонардо да Винчи».
Личная жизнь. Первый брак
Константин Маковский был мужчиной горячим, женщин он любил. Женился трижды. Первый раз в 27 лет. Его женой стала театральная актриса Елена Буркова. Слаженный союз с ней напоминал Константину семью, в которой он вырос сам. Объединённые взаимной любовью и общими интересами, молодые часто собирали дома известных представителей богемы, особенно сблизились с композиторами из «Могучей кучки». Елена была чуткой, понимающей женщиной, как данность приняла ситуацию, что в семье Маковских живёт внебрачная дочь мужа – Татинька. Надо отдать должное Константину Егоровичу, он никогда не отказывался от своих детей, поддерживал, позже, в 1877 году узаконил своё отцовство и в отношении этой девочки. Родившийся у Елены в 1871 году сын умер в младенчестве, спустя пару лет от туберкулёза скончалась супруга.
Эдвард Мунк
«Болезнь, безумие и смерть – черные ангелы, которые стояли на страже моей колыбели и сопровождали меня всю жизнь» – Эдвард Мунк.
Норвежский живописец и график. Рисовал «еле заметными» мазками, используя контрастные цвета зимней, сумрачной гаммы. Ранние работы характеризуются некой мечтательной неопределенностью, а более поздние обращены к темам одиночества и смерти. Зрелому стилю художника присущ глубокий драматизм.
Самые известные картины: «Крик», «Тревога», «Вампир», «Поцелуй», «Танец жизни», «Расставание», «Глаза в глаза», «Пепел».
Его первая знаменитая картина «Больная девочка» была посвящена его умершей от туберкулеза сестре, чья смерть повлияла на все творчество художника. Мунк решил, что должен изображать на своих картинах только реальную жизнь и реальных людей, их эмоции, чувства и страдания. Вскоре он создал свою самую знаменитую картину «Крик», которая вошла в цикл произведений под общим названием «Фриз жизни», который сам Мунк называл поэмой о жизни любви и смерти. Наиболее ярко демонстрирует весь драматизм, присущий стилю Мунка, его работа «Ночь в Сен-Клу», написанная как дань смерти отца.
В последние годы своей жизни Мунк рисовал преимущественно портреты, причем фиксация внешнего сходства его совершенно не интересовала, он видел в написании портрета исследование человеческой души
В последние годы художник начал обращаться в своих работах к теме труда; также важное место в его творчестве занимал северный пейзаж
Где почитать о художнике: А. Нэсс «Эдвард Мунк. Биография художника», У. Бишофф «Мунк», Ш. Квернеланд «Мунк».
Клод Моне
«Я ничего в жизни не делал, не считая того, что смотрел на то, что мир показывал мне для того, чтобы запечатлеть его посредством моей кисти» – Клод Моне.
Французский художник, пейзажист и один из основателей импрессионизма. Использовал технику рельефного мазка – яркие, чистые и смелые движения кистью.
Самые известные картины: «Кувшинки», «Впечатление. Восход солнца», «Сад в Живерни», «Стога», «Руанский собор», «Бульвар Капуцинок», «Вокзал Сен-Лазар», «Завтрак на траве», «Женщины в саду», «Мост Ватерлоо в пасмурную погоду».
Его первые картины поражали своей грамотной колористикой, компоновкой и использованием иллюзионистических эффектов. Позднее он начал двигаться в сторону импрессионизма. Первое время все его произведения отвергались и Моне находился в критическом финансовом положении, что чуть было не толкнуло его к самоубийству. К счастью, он получил неожиданную помощь и все-таки смог продолжить свою работу, а вскоре создал свой шедевр – пейзаж «Бульвар Капуцинок в Париже». А произведение «Впечатление. Восходящее солнце» дало название движению импрессионизма. Художник много путешествовал и постоянно рисовал поверхность воды. Последние годы своей жизни он провел в селении Живерни, где жил в доме с великолепным садом, и это место для него стало неиссякаемым источником вдохновения.
Где почитать о художнике: М. де Декер «Клод Моне», К. Бьерк и Л. Андерсон «Линнея в саду художника», К. Хейнрих «Моне».
Годы учебы (1875-1886)
Константин Коровин в четырнадцать лет открыл двери архитектурного отделения, а через год перевелся на художественное. Это десятилетие характеризуется не только формированием художника, но и ужасным, нищим существованием братьев. К. Коровин учился в классе В. Перова и А. Саврасова, а позже – В. Поленова. Это был период расцвета или засилья, как угодно, бытового жанра, и пейзажи начальство не жаловало. Когда учение подходило к концу, то добровольно покончил счеты с жизнью отец художника. Позже умерла его мать. Семья Поленова приняла большое участие в жизни Константина, обогрела и приютила его. Это отразится в жанровой работе 1888 года.
Крамской – том 13
Биографии художников написаны так, что вместе с событиями жизни, читатели знакомятся с творчеством в соответствующий период времени; с рассказами о людях, окружающих художника. Мне нравится, что о каждой картине написана история ее создания, краткое описание и указано место, где находится оригинал в настоящее время. Например, чтобы увидеть легендарное полотно «Сикстинская Мадонна» Рафаэля, надо посетить Картинную галерею в Дрездене, а картину «Мадонна Альба» — Национальную картинную галерею в Вашингтоне. Кстати, «Мадонна Альба» в начале прошлого века тоже принадлежала России, но была продана в годы Советской власти. За свою долгую жизнь я успела побывать в нескольких знаменитых музеях и не один раз. Знаю по своему опыту, что пойти (например) в Эрмитаж с экскурсией можно один раз и только для общего ознакомления. Ни рассмотреть знаменитые полотна, ни узнать что-то о них, практически нет возможности. Поэтому надо идти подготовленными, чтобы насладиться шедеврами. Полистать альбомы о жизни и творчестве художников, посмотреть картины и их описания (пусть и в интернете) – это один из способов получения предварительной информации.
Иван Николаевич Крамской родился в городке Острогожске Воронежской губернии в бедной мещанской семье. Рисованием занимался с детства, был самоучкой, и только благодаря своему упорству, получил образование в Академии художеств (Петербург). В России был известен не только как художник, но и как общественный деятель и блестящий критик. Крамской умер от сердечного приступа в возрасте 50 лет, во время работы над портретом своего семейного врача. Доктор Раухфус не успел его спасти.
Картина «Неизвестная» (1883) это самая таинственная картина Крамского. До сих пор неизвестно, кто позировал художнику; к какому слою общества эта девушка принадлежит. Москва, Государственная Третьяковская галерея. На соседней странице – «Портрет Анатолия Ивановича Крамского» (1882) – сына художника. Воронеж, областной Художественный музей имени И.Н. Крамского.
Картина Крамского «Христос в пустыне» (1872). Москва, Государственная Третьяковская галерея.
«Портрет императрицы Марии Федоровны» (1882) и «Портрет С.И. Крамской, дочери художника» (1882) – обе работы находятся в Санкт-Петербурге в Государственном Русском музее.
«Русалки» (1871). Картина наполнена глубокой грустью. Художнику удалось предать сказочную красоту украинской ночи, написать лунный свет. Москва, Государственная Третьяковская галерея.
Выводы
После революции 1917 года творчество Константина Маковского было почти забыто в России. Имя живописца отнесли к салонным буржуазным художникам. Советские искусствоведы не ценили работ – большинство полотен были изъяты из крупных музеев.
Сегодня работы Маковского находятся в крупнейших музеях России: Третьяковской галерее, Русском музее, в региональных живописных хранилищах Омска, Серпухова, Ульяновска, Петрозаводска, Нижнего Новгорода, а также в Тбилиси, Минске, Вашингтоне. Значительная часть полотен мастера рассредоточена по частным коллекциям.
К счастью, в конце ХХ века интерес к произведениям мастера возродился, и сегодня происходит осмысление творческого наследия талантливого художника на новом историческом этапе.